ТЕМАТИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ ОСНОВНЫХ СТАТЕЙ СЛОВАРЯ 12 страница



ГИПЕРБОЛИЗАЦИЯ (от греч. hyperbole — преувеличение) — способ худож. обобщения, при к-ром худож. образность достигается путем намерен­ного преувеличения к.-л. свойства, ка­чества, особенностей предмета, явления или процесса. Гиперболический худож. образ подчеркнуто условен, его реаль­ный аналог не может в действительно­сти обладать указанными свойствами с той мерой концентрации, к-рая высту­пает нарушением правдоподобия. Г.— способ создания особой выразитель­ности, эмоциональности, экспрессивно­сти изображаемого. Вспомним поэти­ческие строки Маяковского «В сто сорок солнц закат пылал...» .или гиперболу Н. А. Некрасова «Сидит, как на стуле, двухлетний ребенок у ней на груди...». Преувеличение выявляет в худож. обра­зе скрытое содержание, обнаруживает его эстетический, эмоциональный, поз­навательный потенциал. Г. широко ис­пользуется в фольклоре, в сказках («Мальчик-с-пальчик», «Дюймовоч-ка»), в таких жанрах профессиональ- кого искусства, как сатира, шарж, ка­рикатура. Предметом Г. могут быть отдельные элементы худож. структуры произв. иск-ва (речь героя, внешний вид, образ природы, эмоциональное со­стояние и пр.: «Руки милой — пара ле­бедей — в золоте волос моих ныряют...» С. Есенин; тот или иной персонаж: «Лю­доедка» Эллочка у И. Ильфа и Е. Петро­ва, «Органчик» v М. Е. Салтыкова-Щед­рина). Г. нередко служит для выявле­ния своеобразия худож. мира произв., выполняет специфическую идейно-эсте­тическую и стилистическую функцию худож. синтеза (в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Г. оказывается одним из способов достижения худож. единства фантастического и реалистиче­ского, сатирического и лирического, конкретно-исторического и общечелове­ческого). Как способ худож. обобщения Г. использовалась различными направ­лениями в истории иск-ва — классициз­мом, романтизмом, сентиментализмом. символизмом, реализмом, наполняясь соответствующим идейно-эстетическим. худож., мировоззренческим содержа­нием. ГИПЕРРЕАЛИЗМ (англ. hyperrea-lisrn — сверхреализм) (или фотореа­лизм) — худож. движение, возникшее в конце 60-х гг. XX в. в США и распрост­ранившееся затем в европ. странах; про­явило себя прежде всего в живописи (Э. Уорхол и др.), имитирующей харак­терные свойства фотографии: автомати­ческую визуальную фиксацию зримого мира, документальную точность, цвет. фактуру и иные внешние признаки фо­тографического изображения. Осн. те­мы Г.— предметно-товарная среда ка­питалистического города, его улицы, витрины, реклама, сверкающие разно­цветным лаком автомобили (работы Р. Эстеса, Р. Гоинза и др.), уподоблен­ные макрофотографии буквалистские портреты его обитателей (работы Ч. Клоуза). Гл. содержание полотен Г.— изобразительная констатация по­требительского мира с его богатством и бесчеловечностью, утверждение этого мира как истинного, не подлежащего никаким изменениям. Изобразительная форма Г., сложившаяся под воздейст- вием средств массовой коммуникации, способна дать только статическую ви­зуальную информацию о предмете, ис­ключает проникновение в движение жизни, во взаимосвязь явлений. Воз­никнув в ситуации кризиса модернист­ской живописи, Г. выразил одновремен­но поворот ряда ее представителей к реальности и их неспособность эстети­чески осмыслить ее посредством специ­фических возможностей живописи. К концу 70-х гг. движение Г. иссякает. К фотографической документальности изображения прибегают далее эпигоны Г. С ним связано также публицисти­ческое иск-во, опирающееся на опыт фотомонтажного плаката. В основе публицистических изобразительных композиций лежит смысловой, целе­направленный монтаж фотоматериала, позволяющий показать и разъяснить суть того или иного явления жизни. ГОРЬКИЙ Максим (псевдоним Пеш­кова Алексея Максимовича) (1868— 1936) — рус. советский писатель, родо­начальник советской лит-ры, литератур­ный критик и публицист; инициатор создания и первый председатель Союза писателей СССР. Становление Г. как писателя и теоретика иск-ва происходи­ло на рубеже двух эпох, в период рожде­ния, используем определение Ф. Энгель­са, «новой, пролетарской эры». Это на­ложило особый отпечаток на творчество и эстетические воззрения Г.: он вы­ступил продолжателем традиций рус. лит-ры XIX в. и одновременно был, по словам В. И. Ленина, «безусловно круп­нейшим представителем пролетарского искусства» (т. 19, с. 251), являя тем са­мым живой пример сохранения культур­ного наследия и новаторства (Традиции ч новаторство). Творчество Г. ознамено­вало утверждение новых эстетических ценностей, новых критериев красоты. Своеобразными манифестами эстетики Г. стали роман «Мать» (1906—07) и пьеса «Враги» (1906), в к-рых на пер­вый план выдвигается человек труда, а жизнь рассматривается как деяние и борьба, устремленные в . будущее. С этим связаны установка Г. на сочета­ние в худож. творчестве реализма с ре­волюционной романтикой, стремление Готика придать лит-ре новую социальную дей­ственность. Но при осмыслении пробле­мы активности иск-ва Г. допускал и ошибки; напр., он присоединился к про­поведи «богостроительства», к-рое вы­ражалось у него в обожествлении твор­ческих способностей народа, в стремле­нии пробудить в людях «чувство веры в свои силы. надежды на победу любви к жизни» и т. обр. связать идеал и дей­ствительность («Исповедь», 1908; «Раз­рушение личности», 1909). В. И. Ленин критиковал Г. за уступку религии, и под воздействием ленинской критики писа­тель порвал с «богостроительством». Его стремление выразить творчески-созидательный дух народа в иск-ве воплотилось в создании нового типа социального романа, раскрывающего историческое движение не столько через частные судьбы людей, сколько через классовое противоборство. Отсюда эпи­чность (Эпос) как характерная черта выработанной Г. худож.-эстетической системы. «...Движущейся панорамой де­сятилетий» назвал Луначарский струк­туру его романа «Жизнь Клима Самги-на» (1925—36). Аккумулируя в своем творчестве оптимистическое миропред­ставление нового, восходящего класса, Г. активно выступал против декадент­ских настроений (Декадентство), обос­новывал творческие принципы, реали­стический метод советской лит-ры, к-рый получил название социалистиче­ского реализма. В отличие от реализма XIX в., для определения к-рого Г. ввел термин «критический» (Критический реализм), новый тип реализма, прису­щий советскому иск-ву, считал он, «име­ет возможность и право утверждать». Такая постановка вопроса отнюдь не подвергала сомнению способность реа­лизма прошлого к утверждению поло­жительного идеала. Она лишь подчер­кивала, что пафос реализма прошлого заключался именно в критике основ су­ществовавшей тогда социальной дейст­вительности. Советское же иск-во имеет дело с действительностью, основы к-рой ему близки и дороги. Поэтому дело не в том, сильнее или слабее его утвержда­ющие и критические начала, чем в реа­лизме старого типа, а в том, что они ка- чественно иные. На этом новом качестве и зиждется право социалистического иск-ва на утверждающий пафос. «Это,— заявил Г. в докладе на 1 съезде совет­ских писателей (1934),—ставит нас не только в традиционную для реалистиче­ской литературы позицию «судей мира и людей», «критиков жизни», но предо­ставляет нам право непосредственного участия в строительстве новой жизни, в процессе «изменения мира». Утвержде­ние этого высокого права художников, неразрывно связанное с ленинским принципом партийности в искусстве, составляло ядро представлений Г. о творческом методе советского иск-ва, ядро всей его эстетики. Связывающая представление о прекрасном с образом ч&ловека труда, с самим процессом его созидательной, продуктивной деятель­ности, возведенной до степени иск-ва, эстетика Г. как бы сливается с этикой, обретая тем самым особую воспитатель­ную силу. В этом, видимо, и заключает­ся смысл его известного высказывания: «Эстетика — этика будущего». Помимо худож. творчества эстетические воззре­ния Г. выражены в его литературно-критических статьях: «Поль Верлен и декаденты» (1896), «О том, как я учился писать» (1928), «О «маленьких» людях и о великой их работе» (1929), «О язы­ке» (1934), «О культурах» (1935) и др. ГОТИКА (итал. gotico — готский, варварский) — стиль в западноевроп. иск-ве XII—XV (XVI) вв..завершивший его развитие в средневековый период (Средневековая эстетика). Сменившее романский стиль готическое иск-во, раз­виваясь в рамках феодально-религиоз­ной идеологии, по-прежнему оставалось преимущественно культовым; оно отли­чалось высоким худож.-стилевым един­ством: господство линии, вертикализм композиций, виртуозная деталировка, подчиненная логике целого, неразрыв­ная связь архитектуры и скульптуры. Архитектура Г., ведущим типом к-рой стал городской собор, привела к разви­тию сложной каркасной конструкции (стрельчатые арки, опирающиеся на столбы, и др.), что потребовало матема­тической изощренности работы зодчего и позволило создавать устремленные ввысь соборы с обширными интерьера­ми, огромными прорезными окнами. Многоцветный витраж, гобелен, иллю­страции (Миниатюра) манускриптов (братья Лимбург и др.) воплотили эсте­тические вкусы феодальной верхушки об-ва, в эпоху крестовых походов сопри­коснувшейся с изощренностью иск-в^ Востока. В церковном иск-ве расцвет Г. отразил культ девы Марии с характер­ным противоречием мистической экзаль­тации и жизнерадостных мирских моти­вов. В XIV—XV вв. бурное развитие городов способствовало демократиза­ции Г., ее распространению на все эле­менты общественного и частного ин­терьера, включая мебель. Единство сти­ля не препятствовало возникновению множества национальных и региональ­ных вариаций Г.: англ. «перпендикуляр­ная», фр. «пламенеющая», нем: «кир­пичная» и т. п. При всей резкости пере­хода от Г. к иск-ву Возрождения творче­ство таких мастеров, как С. Боттичелли, Я. Ван Эйк или Р. ван дер Вейден, со­храняет черты преемственности с иск-вом Г. Однако до середины XVIII в. Г. в эстетическом сознании отождествля­лась с «варварством», с нарушением худож. вкуса. «Открытие» Г. стало од­ним из ключевых элементов эстетики романтизма и появлением неоготиче­ских тенденций в иск-ве XIX в. ГОФМАН (Hoffmann) Эрнст Теодор Амадей (1776—1822) —нем. писатель, композитор и художник, один из осново­положников романтической музыкаль­ной эстетики и критики. В литературном творчестве Г. изобретательно использу­ет мотивы и технику романтической поэ­зии, просветительского романа (в т. ч. «готического» романа ужасов). Разви­ваемая им своеобразная эстетика ро­мантического относится не столько к по­эзии, сколько к музыке и к синтетиче­ским произв. иск-в, среди к-рых осн. место занимает опера. Именно опера как легкое и символически-значимое му­зыкальное произв., вольная и прекрас­ная игра фантазии, творящая мир неве­сомой, завораживающей красоты, и есть, по Г., подлинно романтический жанр иск-ва. Сам он был автором пер­вой романтической оперы «Ундина» 3 Эстетика (1813). В музыкально-критических ста­тьях Г. толкует совр. романтизм очень широко (Л. Бетховен — его гл. предста­витель). В его литературных произв. именно в образе музыканта (капель­мейстера) Крейслера воплощается эсте­тическая проблематика эпохи: музы­кант, мятущаяся и неустойчивая лич­ность, противостоит миру и людям, стра­дает от этого и не в состоянии преодо­леть образовавшийся разрыв. Как тео­ретик романтического иск-ва, Г. оказал воздействие на развитие нем. романтиз­ма, в частности на творчество Вагнера. ГРАМШИ (Gramsci) Антонио (1891—1937) —итал. мыслитель-марк­сист, основатель Итальянской коммуни­стической партии (ИКП). Опираясь на наследие Маркса, Энгельса, Ленина, на национальные демократические тради­ции эстетической мысли (Ф. Де Санктис и др.), Г. исследовал эстетические явле­ния с позиций классовости и народно­сти, историзма и гуманизма. Он подверг резкой критике идеалистические тенден­ции эстетики Кроче (представления о суверенности иск-ва, об изолированном развитии научной и худож.-образной форм познания). Произв. иск-ва, под­черкивал Г., становится худож. значи­мым не просто в силу его формы, а и в силу его морального и политического содержания. Он отстаивал материали­стическую позицию в эстетике в борьбе против сторонников «искусства для ис­кусства» («парнасцев», «каллигра­фов»), неизменно подчеркивал связь иск-ва и лит-ры с интересами общест­венных классов, рассматривал худож. жизнь в контексте истории мировой и отечественной культуры. Одновременно Г. предостерегал против вульгаризатор­ского, «словесно-риторического» и де­магогического подхода к иск-ву. Худож. критика и история иск-ва, утверждал он, должны исходить из единства идейного содержания и худож. формы, из соче­тания идейно-нравственных и эстетиче­ских критериев. Иск-во не просто отра­жает жизнь в худож. образах, а активно на нее воздействует. Несогласие с идей­ной сущностью худож. произв. не дол­жно, однако, автоматически вести к от­рицанию его эстетической ценности. Графика Григорьев Недооценка собственно худож. стороны иск-ва может явиться источником реше­ний в культурной политике в духе мета­физики, механицизма и субъективизма (использование не «ключей», но «отмы­чек»). Проблема соотношения содержа­ния и формы в искусстве ставится у Г. и в аспекте соотношения искренности (непосредственности и оригинальности как «романтического» начала) и дис­циплины (рационально организованной формы, технических приемов, языка, традиций). Материалистически и диа­лектически решает Г. проблему связи общечеловеческого и национального («национально-народного») в иск-ве. Выступая против католических эпиго­нов культуры средневековья, он настаи­вал на необходимости бережного отно­шения к народным, демократическим традициям худож. культуры, их освое­ния. Демократическое иск-во, по мысли Г., уходит своими корнями в «нацио­нально-народную» жизнь; оно связыва­ет интеллигенцию и народ и предназна­чается не для «сект избранных», а для народа, нации в целом. Г. анализировал сущность различных видов искусства (худож. лит-ры, театра, архитектуры, киноискусства и др.), отдельных худож. направлений {реализм, романтизм и др.), специфику худож. культуры раз­личных эпох (в особенности Возрожде­ния) . Он писал о фольклоре, о реалисти­ческом романе, о т. наз. «популярном романе» (детективный, научно-популяр­ный, исторический роман и др.). Ему принадлежит ряд глубоких исследова­ний о классиках худож. лит-ры, как итал. (Данте, К. Гольдони, А. Мандзо-ни, Л. Пиранделло и др.), так и миро­вых (О. де Бальзак, Толстой, Б. Шоу и др.). Проблемы эстетики и иск-ва рас­сматривались им в «Тюремных тетра­дях», написанных в годы заключения (1929—35). ГРАФИКА (греч. grapho—пишу, черчу, рисую) — вид изобразительного искусства, включающий рисунок и пе­чатные худож. произв. (гравюра, лито­графия). Г. основана на возможностях создания выразительной худож. формы путем использования разных по окраске (преимущественно черно-белых) линий, штрихов и пятен, наносимых различны­ми способами на поверхность листа бу­маги, определяющего размер и формат композиции, ее фон (нередко цветной). В зависимости от избранной техники и материалов, творческих задач художни­ка, Г. может по своей специфике при­ближаться к живописи, но обладает при этом и специфическими эстетическими характеристиками: импровизацией, эф­фектом незаконччнности, опусканием деталей, фиксацией беглых впечатле­ний. Г. допускает высокую степень ус­ловности изображения, благодаря лако­низму или концентрации средств выра­жения дает лишь намек на изображае­мый объект, предполагая завершение изобразительного образа работой во­ображения зрителя. Г. обладает широ­ким диапазоном функций, разновидно­стей и жанров (натурные этюды, эски­зы будущих произв., архитектурные проекты, карикатура, книжная иллюст­рация, эстамп, плакат, лубок). Самым древн. видом Г. считается рисунок, с к-рым, согласно сказаниям, связано са­мо изобретение иск-ва (абрис контура от тени человеческой фигуры на стене). Истоки рисунка — в наскальных изоб­ражениях эпохи палеолита, античной вазописи, средневековой миниатюре. Самостоятельное значение эта разно­видность приобретает начиная с эпохи Возрождения в формах станкового иск-ва, альбомных набросков и натурных штудий. Отличается бесконечным раз­нообразием и гибкостью приемов испол­нения (с использованием карандаша, угля, мела, сангины, пера, кисти и раз­ных сортов туши, чернил, акварели и т. п.). Др. разновидность Г.— гравюра представляет собой изображение на де­реве или металле, к-рое потом отпечаты­вается на бумаге (появилась в Китае в VI—VII вв., в Европе—в XIV в.). Отличается от рисунка возможностью тиражировать оттиски, обращаясь к широкому кругу зрителей. Техника гра­вюры постоянно усовершенствуется, изобретаются новые ее варианты (лито­графия в XIX в., шелкография в XX в.). В совр. условиях благодаря возможно­стям полиграфии Г. получает широкое распространение, способствует эстети- зации быта (книжные иллюстрации, почтовые марки, товарные знаки, экс­либрисы и т. п.), используется в агита­ционно-пропагандистской деятельно­сти (плакат, карикатура и др.). ГРАЦИЯ (лат. gratia — прелесть, изящество) — разновидность прекрас­ного, заключающаяся в красоте движе­ния или в движении красоты. Грациями в римской мифологии (в древнегреч. мифологии — харитами) называли оли­цетворенные в виде прекрасных женщин божества цветущей юности, прелести, изящества (Изящное), живущие по со­седству с музами и близкие Аполлону. В эстетической мысли понятие «Г.» прежде всего связывалось с изящно­стью движений, положений, поз. В эс­тетике Возрождения Г.— то, что одухо­творяет формальные начала прекрасно­го, делая его прелестным, милым. Англ. философы и эстетики XVIII в. подчерки­вали в Г. естественность и непринуж­денность движений и поступков челове­ка, различая внешнюю Г. и духовно соответствующую ей «моральную Г.» {Шефтсбери, Ф. Хатчесон). В нем. про­светительской эстетике Г. противопо­ставляется возвышенному и проявляет­ся в действиях и движениях, сосредо­точиваясь в позах (Винкельман). По Шиллеру, Г. есть «всегда лишь красота движимого свободою облика». Она — выражение в явлении прекрасной души, в к-рой гармонически сочетаются чувст­венность и разум, долг и склонность. В позитивистской эстетике Г. движения объясняется экономностью затрат мы­шечной энергии (Спенсер). Т. обр., в ис­тории эстетики обращалось внимание на существенные особенности Г. как эсте­тической характеристики движения и его результатов: связь внешнего и внут­реннего, вещественно-предметного и духовного, проявление свободы и твор­чества, выражение целесообразности. Говорят о грациозности, присущей се­мейству кошачьих, ланям, газелям. Но осн. сфера Г.— движения, действия, поведение человека. В иск-ве понятие «Г.» может быть приложимо к движе­нию звуков в музыке, мысли и образов в поэзии, линий в графике, человеческо­го тела в хореографии. ГРИГОРЬЕВ Аполлон Александро­вич (1822—64)—рус. литературный критик, поэт, публицист. Основу его эстетической концепции, нашедшей во­площение в т. наз. «органической кри­тике», составляет принципиальный ан­тирационализм. Теоретический анализ, согласно Г., не способен представить предмет «цельно», синтетическое отра­жение действительности принадлежит лишь иск-ву. С этих позиций процесс худож. творчества («воссоздания») вы­глядит как акт интуиции, в к-ром перво­источник знания — симпатия, а завер­шающая ступень — наитие, художник же представляется вдохновенным ясно­видцем. Одно из центральных мест в эстетической концепции Г. занимает проблема идеала. Отыскивая классиче­ские периоды развития иск-ва, Г. про­тивопоставляет эпохи т. наз. «неразор­ванного творчества» (во времена Шекс­пира, Данте, Сервантеса), когда проис­ходит непосредственное созерцание высших идеалов жизни, совр. ему эпохе, когда утрачена прежняя непосредствен­ность отношения художника к действи­тельности. То, как представлен идеал в иск-ве, зависит, согласно Г., от миро­созерцания художника, понимания от­ношения между тем, во имя чего он творит, и действительностью. В итоге произв. иск-ва, являясь «органически сознательным отзывом» эпохи, выража­ет общественную жизнь «через посред­ство жизни художника». Роль «органи­ческой критики» Г. видит в выявлении лежащих за случайными явлениями «вечных начал» жизни определенного народа, к-рые облекаются иск-вом в «плоть и кровь» и находят выражение в народном творчестве. Осмысление действительности, т. обр., происходит, по Г., через народное иск-во, фольклор, через эстетику обряда и народного быта. Осн. линией рус. лит-ры Г. считал изо­бражение народных типов — хищного, мятежного и смирного, кроткого, выве­денных в произв. Пушкина, Н. В. Гого­ля, А. Н. Островского. Причем наиболее органичен для рус. национального ха­рактера, согласно Г., тип смирный. Эта т. зр. связана с его идеализированными представлениями о нетронутых «фальшью цивилизации» патриархально-кон­сервативных слоях рус. об-ва, преиму­щественно купечества как «класса сред­него, промышленного», якобы сохранив­шего «веру, нравы, язык отцов». Эсте­тическая концепция Г. сложилась в острой полемике с различными направ­лениями рус. мысли. Он противопостав­лял ее и сторонникам теорий «искусство для искусства», и революционным демо­кратам, прежде всего Белинскому, Доб­ролюбову и Чернышевскому. В целом позицию Г. в понимании истории, куль­туры, иск-ва можно охарактеризовать как консервативно-романтическую. Осн. эстетические принципы Г. изложены в статьях: «О правде и искренности в ис­кусстве» (1856), «Несколько слов о за­конах и терминах органической крити­ки» (1859), «Взгляд на русскую литера­туру со смерти Пушкина» (1859) и др.

Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 93; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!