ТЕМАТИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ ОСНОВНЫХ СТАТЕЙ СЛОВАРЯ 8 страница



мощью воображения, присущей людям той поры. Т обр., поэзия, согласно В., была древнейшим языком человечества. И этим можно столь же восхищаться, сколь и ужасаться: ведь оборотной сто­роной господства воображения были «устрашающие суеверия» и чрезвы­чайно жестокие нравы, о чем свиде­тельствуют те же гомеровские поэмы. С развитием счета и письма, по мысли В., язык постепенно «одухотворяется», становится средством выражения аб­стракций и абстрактного мышления (рефлексии). Тогда-то вместе с фило­софией и др. науками появляется и «человеческая поэзия», т. е. сознатель­но поддерживаемое и сделавшееся осо­бым занятием иск-во слова. Эта поэзия превосходит первоначальную утончен­ной гуманностью (в силу развития об­разованного вкуса и нравственного соз­нания), но уступает в живости и силе характеров. Древн. трагедия еще сохра­няет эпическую мощь. но поэтическая сила убывает по мере того, как вооб­ражение спускается с неба на землю, и комедия уже представляет собой ра­циональную разработку «портретов», воплощающих разновидности челове­ческой природы. Так В. приходит к вы­воду, что развитие науки и просвеще­ния идет рука об руку с угасанием иск-ва. Позднее — и независимо от В.— аналогичный взгляд отстаивал Гегель. В XX в. идеи В. оказали влияние на худож. практику двух знаменитых ир­ландцев — поэта и драматурга-симво­листа У. Йитса и представителя аван­гардизма Дж. Джойса (роман «По­минки по Финнегану»). ВИНКЕЛЬМАН (Winckelmann) Иоганн Иоахим (1717—68) — нем. исто­рик иск-ва, представитель Просвеще­ния, сыграл большую роль в формиро­вании эстетики классицизма. В 1754 г. принял католичество; с 1763 г.— гене­ральный хранитель древностей в Вати­кане. Эстетические воззрения В. скла­дывались под влиянием идей просве­тителей, одно время он был слушателем лекций Баумгартена в Галле. Сущ­ностью иск-ва он признавал подража­ние природе (Подражания теория) и античным образцам (последний путь Вкус эстетческий Возвышенное считал более плодотворным). Элементы платонизма в подходе к прекрасному соединял с индуктивным его исследо­ванием. Осн. произв. В.— «История ис­кусства древности» (1763), в к-ром он с просветительских позиций анализи­ровал историю античного иск-ва. При­чины его расцвета В. видел в климате и образе правления, в политической свободе афинского полиса. В разви­тии греч. иск-ва он различал четыре периода (соответственно стиля): архаи­ческий, возвышенный (фидий и Ско-пас), прекрасный (Пракситель), эклек­тичный (миловидный). Эстетический идеал В.— «благородная простота и спокойное величие» (определение заим­ствовано им у Перикла), внутренняя страстность и внешнее спокойствие — был подвергнут критике Лессингом за настроения стоицизма, примирение со страданием. Исследования В. способст­вовали пробуждению интереса к клас­сическому иск-ву, оказали глубокое вли­яние на мировую эстетическую мысль (от Лессинга до Гегеля и фр. неоклас­сицистов), на»дальнейшее развитие иск-ва (его эпигоны защищали академизм конца XVIII —нач. XIX в.). ВКУС ЭСТЕТИЧЕСКИЙ — способ­ность человека по чувству удовольствия или неудовольствия («нравится» — «не нравится») дифференцированно вос­принимать и оценивать различные эсте­тические объекты, отличать прекрасное от безобразного в действительности и в иск-ве, различать эстетическое и неэсте­тическое, обнаруживать в явлениях чер­ты трагического и комического (чувст­во юмора). По отношению к оценке произв. иск-ва В. э. конкретизируется как худож. вкус. В истории эстетики интерес к проблеме В. э. проявился уже в XVII—XVIII вв. Фр. просветители и георетики классицизма (Буало, Мон­тескье, Вольте? и др.) рассматривали ее с позиций рационализма и нормативиз­ма, представители англ. сенсуалистиче­ской эстетики {Шефтсбери, Хом и др.) выводили В. э. из человеческих ощуще­ний, но связывали его с нравствен­ностью. В противоположность Хатчесо-ну и Бёрку, утверждавшим всеобщность В. э., Юм подчеркивал его субъектив- ность. Особое место разработка этой проблемы занимает в эстетике Канта, отметившего противоречивый, общест­венно-индивидуальный характер В. э. Развивая традиции рус революцион­но-демократической мысли (Белинский, Чернышевский), м.арксис1040-яетж-ская эстедй:К^-1>аеемат.р.пваЈт В. э. как социально-историческое^ явление, диа­лектически сочетающее в себе" элементы как классового, так и общечеловеческо­го. Индивидуальный В. э. представ­ляет собой эстетическую установку, формирующуюся в эстетическом опыте человека и, в свою очередь, включаю­щуюся в новый опыт, опосредствуя каждое новое эстетическое восприятие и переживание. В_э. авдяется субъек-тивным критерием эстетической оценки, к-рая в известной мере иитуитивна (Интуиция эстетическая), т. е. эмо­ционально предшествует рациональ­ному эстетическому суждению. Однако качество В. э. определяется тем, в какой мере вьиоаженная_в_нем_субъекти.вная оценка соо1ВЈ1ствует объейиднои^сте- тическои_цецкоЈти (Ценность эстетиче-скаяУ~Хороший В. э.— способность по­лучать наслаждение от подлинно прек­расного и эмоционально отвергать бе­зобразное, а также потребность вос­принимать, переживать и создавать красоту в труде, в поведении, в быту, в иск-ве. В. э. является плохим, дур­ным, извращенным, когда человек рав­нодушно или даже с отвращением вос­принимает красоту и получает удоволь­ствие от уродливого. Количественной характеристикой вкуса считается-Сте-пень его_ра1зддтости или неразвитости, широты__ил^ узости. ^Развитость В. э. определяется глубино^постижения^сГ тетиЧЈЈКИХ^_цёШ1остей, способностью выявить богатство значений^ к-рымд_они обладают. Неразвитый вкус в извест­ных пределах может быть хорошим, неиспорченным, но за этими пределами он не может служить надежным ориен­тиром в эстетически-ценностном отно­шении. Широта или узость В. э. во мн. чависит от того, насколько обширна об­ласть эстетических ценностей, доступ­ная вкусовой оценке, в какой мере спо­собен человек эмоционально оценить эс- тетические ценности различных эпох, национальных культур, создаваемые в разнообразных видах и жанрах иск-ва. В. э. как вид эстетической способности и потребности человека — существен­ная особенность личности. Ее уникаль­ность определяет и своеобразие В. э Те или иные вкусовые преддочтения-аави-сят от воспитания^ привычек, характе­ра, жизненного опыта^дбщения челове­ка. И такое своеобразие в рамках хоро­шего вкуса вполне допустимо; примени­тельно к нему оправдано выражение «о вкусах не спорят». Иное дело из­вращенные вкусы или откровенная без­вкусица, искажающие саму сущность эстетического. С ними, разумеется, нельзя мириться. Но спор о вкусах, вполне оправданный в этом случае, тре­бует рационального обоснования вку­совых оценок путем обращения к та­кому более обобщенному фактору эсте­тически-оценочной деятельности, как эстетический идеал (Идеал эстетиче­ский). Будучи социально обусловлен­ным, В. э. личности формируется под воздействием окружающей среды, об­раза жизни, большое влияние на него оказывает иск-во, к-рое в качестве ху­дож. начала включается в быт и труд людей (Эстетическая организация сре­ды) и действует повседневно, подчас не­заметно. Идеалы и мировоззрение чело­века определяют общую направлен­ность вкусовых оценок. Несомненна связь В. э. и с таким социально-психо­логическим явлением, как мода. Фор­мирование В. э. — одна из задач эсте­тического воспитания. ВОЗВЫШЕННОЕ — категория эсте­тики, характеризующая эстетическую ценность предметов и явлений, к-рые обладают большой положительной об­щественной значимостью, но в силу своей колоссальной мощи и масштабов не могут быть сразу полностью освоены об-вом, личностью, таят в себе огром­ные потенциальные силы. По отноше­нию к этим непокоренным, порою гроз­ным силам человек не свободен. Если прекрасное—сфера свободы, то В.— сфера относительной несвободы чело­века. В этом смысле В. выражает пре­восходство объекта по отношению к вос- принимающему его индивиду. Объек­тивными источниками В. выступают ве­личественные явления природы, все­мирно-исторические перевороты, одухо­творенная деятельность человека в пе­реломные моменты общественного раз­вития и его личной жизни. Представляя собой нечто исключительное, выходящее из ряда повседневных явлений жизни, то, что прерывает обыденное ее течение, В. вызывает чувство восторга или ра­дости, к к-рому может примешиваться и чувство тревоги, даже страха. В то же время В. предполагает преодоление этих негативных эстетических эмоций и утверждение силы и могущества чело­века. Чувство восторга при восприятии В. порождается его масштабами и по­ложительной общественной значимо­стью, страх — неосвоенностью явления, неподчиненностью человеческой воле. В зависимости от превалирования одного или др. объективного начала (масштаб­ность, положительность или грозность, неосвоенность) и соответственно вы­зываемого ими чувства при эстетиче­ском восприятии различают две раз­новидности В.— пафосно-величествен-ную его форму, приподнимающую человека, его достоинство, и грозно-устрашающую, подавляющую чело­века. Деятельность людей втягива­ет масштабные неосвоенные явления в сферу общественных отношений. Даже силы природы, несущие с собой разру­шение, причиняющие бедствия людям, не лишаются глобальной перспективной положительной ценности для человече­ского рода. Развитие об-ва, прибли­жая человека к овладению этими си­лами, лишает их страшных, пугающих черт, раскрывает их подлинное вели­чие, их дружественность, а не враж­дебность людям. Полное освоение явле­ния, овладение им изменяет и его эсте­тическую характеристику: из В. оно становится прекрасным. В ходе разви­тия об-ва сфера прекрасного расши­ряется за счет В., а поскольку расши­рение познанных и освоенных явлений открывает новые горизонты освоения, постольку, как это ни парадоксально, переход В. в прекрасное одновременно расширяет его сферу. Масштабы и Возрождения эстетика Вольтер мощь В. творений и деяний человека и об-ва таковы, что полное их освоение может быть лишь итогом целого истори­ческого процесса. В. в иск-ве отражает­ся в масштабных, пафосных (Пафос), монументальных формах (Монумен­тальное искусство), особо интенсив­ными, яркими, приподнятыми средства­ми худож. выразительности. Теорети­чески В. сначала было осмыслено Цеци-лием (1 в. н. э.) как стилистическая фигура риторики — в виде правил сти­ля, техники пафосной ораторской речи. Полемизируя с Цецилием в трактате «О возвышенном», Псевдо-Лонгин де­лает первый шаг к осмыслению В. как эстетической категории, что окончатель­но утвердилось в эстетике начиная с эпохи Просвещения. В истории эсте­тики можно выделить два подхода к характеристике В. Прежде всего, иду­щее от Бёрка противопоставление его прекрасному. Сосредоточив внимание на анализе структуры чувства В., Кант подчеркивает его сверхчувственный ха­рактер в противоположность прекрас­ному, свойственному упорядоченному опытом миру явлений. Если прекрас­ное, по Канту, нравится «без всякого интереса», то В.— «в силу своего про­тиводействия интересу (внешних) чувств». Подразделение В. на два вида: математическое (масштабность по ве­личине, количеству), связанное с теоре­тическим отношением к природе, с поз­нанием, и динамическое (значитель­ность по качеству, силе), связанное с желанием, с практическим отношением, 01 стаивал и Шиллер. В известной мере этот взгляд послужил теоретической ос­новой романтического направления в иск-ве (Романгизм). Для др. подхода к осмыслению категории В. как опреде­ленной ступени прекрасного характерен историзм. Так, Винкельман рассматри­вает В. в качестве осн. признака пред-классического иск-ва Греции, К. Золь-гер — как «устремление к красоте». Фр. эстетики XIX в. {Сурьо, Н. Жоффруа) видели в В. высшую форму прекрас­ного. Гегель связывал с В. эстетиче­скую характеристику этапа движения абсолютного д\ха, мирового истори­ческого процесса, к-рому соответствует романтическая стадия развития иск-ва, когда на первый план выходят поэзия и музыка. Эти виды иск-ва, В. в целом характеризуются, по Гегелю, превали-рованием идеи, духа над формой, ма­терией. Он диалектически соотносит В. с прекрасным, особенно на классиче­ском этапе развития иск-ва, где они выступают в синтезе На романтическом этапе акцент перемещается на возвы­шенный характер, всемирно-историче­скую личность. Ложное истолкование В. у эпигонов Гегеля, как и вообще идеа­листическая его трактовка, были под­вергнуты критике в эстетике рус. рево­люционных демократов. Пытаясь дать В. материалистическое обоснование, Чернышевский характеризовал его как «великое». Идеалистические теории в эс1е1ике XX в. либо вовсе отрицают самостоятельное значение В. (Кроче), либо лишают его общественного содер­жания, сводя к антагонизму между ве­личием природы и величием души че­ловека, взятого вне времени (совр. фр. персонализм). Своеобразна т. зр. Гарт-мана, к-рый рассматривает В. как одну из характеристик эстетической цен­ности, как род прекрасного, относя его прежде всего к неизобразительным иск-вам — архитектуре и музыке. Марксист­ская эстетика синтезирует исследование структуры В. и исторических форм его проявления, связывая его с обществен­ными идеалами и с наиболее полным раскрытием и проявлением сущностных сил человека. «Собственная сущность человека много величественнее и возвы­шеннее, чем воображаемая сущность всех возможных «богов», которые ведь представляют собой лишь более или ме­нее неясное искаженное отображение самого человека»,— писал Энгельс (т. 1, с. 593—594). ВОЗРОЖДЕНИЯ ЭСТЕТИКА—.эс тетическая мысль, сформировавшаяся в период между средневековьем и новым временем, к-рый переживали все страны Запада (приблизительно XIV—XVI вв ) и мн. страны Востока. Переходный ха­рактер эпохи, происходящин во всех об­ластях жизни процесс освобождения от средневековых пут и вместе с тем еще неразвитость становящихся капита- диетических отношений не могли не ска­заться на особенностях худож. куль­туры и эстетической мысли того време­ни. Название «Возрождение» (фр. ^ep-мин «Ренессанс») связано с отношением к античному наследию, однако влияние последнего, при всей его важности, не было определяющей чертой культуры (в т. ч. и эстетики) данной эпохи. При всей сложности и неоднозначности В. э. в качестве ее одного из осн. принци­пов можно выделить абсолютизацию че­ловеческой личности в ее целостности (в отличие от античной мысли, абсолю­тизирующей чувственно-материальный и внеличностный космос, а следова­тельно, и материальное начало в чело­веке, и средневековых религиозных представлений с их гипертрофией ду­ховного). Для эстетических трактатов и произв. иск-ва В. характерно идеали­зированное представление о человеке как о единстве разумного и чувствен­ного, как о свободном существе с бес­предельными творческими возмож­ностями. С антропоцентризмом свя­зано в В. э. и понимание прекрасного, возвышенного, героического. Принцип прекрасной api истически-творческой человеческой личности сочетался у теоретиков В. с попытками математи­ческого исчисления всякого рода про­порций, симметрии, перспективы (Аль­берты, Леонардо да Винчи, А. Дюрер и др.). Эстетическое и худож мышление этой эпохи впервые опирается на чело­веческое восприятие как таковое и на чувственно-реальную картину мира (в отличие от умозрительной античной кос­мологии и средневековой теологии). Здесь бросается в глаза также субъек­тивистски-индивиду ал истическая жаж­да жизненных ощущений, независимо от их религиозного и морального истол­кования, хотя последнее в принципе не отрицается. В. э. ориентирует иск-во на подражание природе (Подражания теория). Однако на первом месте здесь не столько природа, сколько художник. к-рый в своей творческой деятельности уподобляется богу. В постепенно осво­бождающемся от церковной идеологии создателе произв. иск-ва больше всего ценится острый худож. взгляд на вещи, профессиональная самостоятельность, специальные навыки, а его создания приобретают уже самодовлеющий, а не сакральный (священный) характер. Од­ним из важнейших принципов восприя­тия произв. иск-ва становится наслаж­дение (К. Раймонди, Л. Кастельветро и др.), что свидетельствует о значи­тельной демократической тенденции в В. э. в противовес морализаторству и схоластической «учености» предшест­вующих эстетических теорий. Антропо­центрический принцип В. э. был тесно связан с гуманизмом, с различными степенями и оттенками свободомыслия. Деятели эпохи В., к-рых принято счи­тать гуманистами по преимуществу, проповедовали свободу, индивидуаль­ность человеческого развития, но вместе с тем не отрицали и очеловеченно по­нимаемой природы (Дж. Боккаччо, Л. Балла, Эразм Роттердамский, У. фон Гуттен и др.). Немалую роль в фор­мировании В. э. играли идеи неопла­тонизма, к-рый в отличие ог античного носил не созерцательный, а гуманисти­ческий (связанный с ориентацией на че­ловека) характер, был близок панте­изму (определенную роль в утвержде­нии идей неоплатонизма в В. э. сыграл нем. философ Николай Кузанский, в наиболее яркой форме они были выра­жены М. Фичино и Дж. Пико делла Мирандола, возглавлявшими платонов­скую Академию во Флоренции). Эсте­тическая мысль В. содержит не только идею абсолютизации человеческого ин­дивида в противовес абсолютизации надмировой божественной личности в средние века, но и определенное осозна­ние ограниченности такого индивидуа­лизма, основанного на абсолютном са­моутверждении личности. Отсюда моти­вы трагизма, обнаруживающиеся в творчестве У. Шекспира, М. Серван-теса, Микеланджело и др. В этом про­тиворечивость культуры, отошедшей от антично-средневековых абсолютов, но в силу исторических обстоятельств еще не нашедшей новых надежных устоев. ВОЛЬТЕР (Voltaire) (настоящее имя Мари Франсуа Аруэ, Arouet) (1694— 1778) — фр. писатель, философ-просве­титель, публицист, общественный дея- Воображение художественное Воровский тель. Литературная деятельность В. была подчинена общественным целям: борьбе с засильем клерикализма, кри­тике феодально-абсолютистской систе­мы. Иск-во В. рассматривал как сред­ство просвещения умов, преодоления предрассудков. В трагедиях («Врут», «Магомет» и др.) пропагандировал ве­ротерпимость, гуманность, осуждал фа­натизм и тиранию. Эстетика В. противо­речива: он отстаивал эстетические ка­ноны классицизма, в т. ч. три единства в драматургии, однако в литературных произв. выходил за их рамки, колебал­ся между признанием относительности и изменчивости эстетических вкусов и установлением норм прекрасного. Про­тиворечия его эстетических взглядов проявились в оценке творчества У. Шек­спира, у к-рого, как считал В., был яркий, истинный и высокий талант, но не было «хорошего вкуса» и «знания правил». Эстетический вкус оп­ределяется В. как «чувствительность к прекрасному и уродливому в искусст­вах». Он различал хороший и дурной, извращенный вкус. Если хороший вкус способен распознавать истинную красо­ту, выражается в стремлении к естест­венности и простоте, то извращенный вкус оказывает предпочтение напыщен­ному и жеманному. Совр. ему об-во, по мнению В., было лишено хорошего вку­са вследствие засилья религиозных предрассудков, неразвитости общест­венной жизни и иск-в. Путь к воспи­танию вкуса В. усматривал в просвеще­нии, большое значение придавал воспи­тательной функции иск-ва и решительно отвергал связанную с теорией естест­венного права идеализацию естествен­ного состояния человека, критиковал философско-эстстическую концепцию Руссо. Иначе развивая общие предпо­сылки естественно-правовой теории, В. считал, что не дикари живут под властью естественного закона, а, наоборот, ци­вилизованные люди следуют природе, т. к. прогресс — закон природы. Чем больше развиты иск-ва и науки, тем больше соблюдаются естественные за­коны. Дикарь для В. не естественный человек, а животное, к-рое еще не пол­ностью развило свои свойства, кукол- ка, к-рой еще предстоит стать бабочкой. Умственное развитие, просвещение В. рассматривал как одну из движущих сил истории, восхвалял цивилизацию и ее плоды. Отстаивая характерное для просветителей деление народов на «ци­вилизованные» и «дикие», В. относил к разряду «цивилизованных» народы не только Европы, но и мусульманского Востока и Китая, высоко оценивая их духовную культуру. Взгляды В. имели большой общественный резонанс и ока­зали влияние не только на фр., но и на нем. и рус. эстетическую мысль. Осн. произв., в к-рых нашли отражение эс­тетические взгляды В.: «Рассуждение о трагедии» (1730), «Храм вкуса» (1733), «Философские письма» (1733), «Рассуждение о древней и новой тра­гедии» (1748), «Обращение ко всем на­циям Европы» (1761), «Комментарии к Корнелю» (1764), «Философский сло­варь» (1764—69).

Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 97; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!