ТЕМАТИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ ОСНОВНЫХ СТАТЕЙ СЛОВАРЯ 5 страница



БАНФИ (Banfi) Антонио (1886— 1957) — итал. философ, эстетик, об­щественный деятель, коммунист. Эсте­тические воззрения Б. формировались под влиянием феноменологии Э. Гуссер­ля, позднее они подверглись эволюции. В 30—-40-е гг. иск-во понимается им как многообразный и сложный опыт, как такая структура, ценность к-рой может быть выявлена лишь в строгом соответствии с эстетическим идеалом, с идеей эстетичности — рационального принципа, определяющего значение худож. опыта. Наиболее плодотворным для творчества Б. были 50-е гг., когда он от абстрактной идеи эстетичности обращается к многообразию конкрет­ного худож. опыта, осмысляемого че­рез призму активного участия в осво­бодительной борьбе против нем. и итал. фашизма, этому способствует и его переход на позиции марксизма. Работы последнего периода жизни Б. отличают­ся глубиной и богатством мысли, охватывающей всю сферу эстетической проблематики (от прикладного иск-ва до электронной музыки) Б. подчер­кивает в них определяющее влияние социальной структуры и общественной жизни на мир иск-ва, на худож. твор­чество, внутренние структуры произв. иск-ва, на эстетический субъект (твор­ца, любителя или созерцателя иск-ва); на формирование самосознания худож­ника; на отношения реального и иде­ального в иск-ве, т. е. чувственности и ценности. Б. вскрывает диалектику взаимоотношений иск-ва и об-ва, ут­верждая, что не только социальность оказывает влияние на иск-во, опреде­ляя его осн. аспекты, но и иск-во яв­ляется творцом социальности. Пред­ставляя в социальном комплексе как бы второй мир, иск-во создает новые пространства, отношения и структуры. Оно может соединять людей, поскольку создает убедительные худож. типы и образцы ориентировки, или разъеди­нять их, быть основой отрешения от об­щественной жизни. Иск-во, по Б., про­низывает все формы человеческой жизни духовностью. Осн. работы по эстетической пpoб^eмaтикe: «Жизнь искусства» (1947), «Философские про­блемы эстетики», «Философия искус­ства» (опубликованы посмертно в 1961—62 гг.). БАРОККО (итал. barocco -- стран­ный, причудливый).—1. Понятие, ис­пользуемое для обозначения направле­ния западноевроп. культуры XVII в., сформировавшегося вслед за кризисом Возрождения на почве контрреформа­ции. Как искусствоведческий термин, Б. введено в лит-ру швейц. теоретиками иск-ва Я. Буркхардтом и Вёльф.шном (конец XIX в.). 2. Стиль в западно­европ. иск-ве XVII—XVIII вв., харак- Баумгартен Бахтин теризующийся сложной уравновешен­ностью динамических композиций, повышенной экспрессивностью, мно­гоплановостью худож. решения, стрем­лением к совмещению реальности и ил­люзии. Худож. логика Б., следующего за маньеризмом и предшествующего рококо, сближает его с иск-вом эпохи Возрождения (в первую очередь с твор­чеством Микеланджело), но в отличие от последнего стилистика Б. отмечена драматизмом, нередко трагизмом мироощущения. Специфическое для Б. подчинение деталировки и орнамен­тации единой композиционной воле, порядку ансамбля, усложненная дра­матургия худож. замысла с равной силой проявились в архитектуре (Дж. Л. Бернини), музыке (А. Ви-вальди), живописи (М. Караваджо, П. П. Рубене), литературе (П. Каль-дерон), декоративном иск-ве. Орден иезуитов увидел в Б. идеальное выра­жение способности мощно воздейство­вать на эмоциональный мир человека, что способствовало широкому рас­пространению этого стиля не только в Европе, но и колониях Испании в Америке. Совр. художники Латинской Америки нередко видят в Б. источник вдохновения для развития нацио­нального иск-ва (Д. Сикейрос, X. Орос-ко в Мексике и др.). БАУМГАРТЕН (Baumgarten) Алек­сандр Готлиб (1714—62) — нем. фило­соф, последователь учений Г. В. Лейб­ница и X. Вольфа, основоположник эстетики нем. классической философии. В 1735 г. Б. впервые ввел термин «эстетика» (от древнегреч. aistheti-kos—чувственно воспринимаемый), к-рым он обозначил философскую науку о чувственном познании, пости­гающем и создающем прекрасное и выражающемся в образах иск-ва. Эстетика, согласно Б., имеет практиче­ское значение для иск-ва мышления и для собственно иск-ва. Она приме­няется в филологии, герменевтике (науке об истолковании текстов), ри­торике, поэтике, в теории музыки и т. д. Эстетика подразделяется Б. на учение «о вещах и о предметах мысли» (эв­ристика), методологию (учение об орга- низации худож. произв.) и семиотику — учение об эстетических знаках (Эсте­тика и семиотика), в т. ч. используе­мых в иск-ве. Красота, по Б., есть «совершенство чувственного познания». При этом под чувственностью он пони­мал не только ощущения, но и эмоции, память, интуицию, остроумие, вообра­жение. Б. рассматривал также понятие «величина», положив начало исследо­ванию возвышенного в нем. эстетике и соотношения эстетического и этиче­ского. Эстетика, по Б., призвана выя­вить законы «эстетического искусства», т. е. общие закономерности худож. творчества, проявляющиеся в конкрет­ных иск-вах. Произв. иск-ва, помимо худож. отделки, должно, по его мне­нию, обладать богатством содержания, величием, истинностью, ясностью, до­стоверностью и живостью познания. Красота произв. иск-ва, его эстети­ческое совершенство заключается в согласовании содержания, порядка и выражения. Б. не успел разработать все намеченные им элементы предмета эстетики. Заслугой его можно считать стремление постигнуть специфику иск-ва (различение логической и эстети­ческой истины, подчеркивание чувст­венного характера худож. образов, утверждение важности индивидуаль­ного для худож. познания и роли воображения в поэтическом вымысле). Значение теоретических разработок Б. состоит не только в том, что он был «крестным отцом» эстетики, дав ей наименование, но и в том, что выделил эстетику как самостоятельную фило­софскую дисциплину, наметив ряд ее важнейших проблем. Такое самоопре­деление эстетики было обусловлено раз­витием эстетической мысли и худож. практики XVIII в., когда возникла пот­ребность теоретического осмысления но­вых проблем эстетического отношения, в особенности проблемы эстетического вкуса. Эстетические воззрения Б. изло­жены в его диссертации «Философские размышления о некоторых вопросах, касающихся поэтического произведе­ния» (1735), в «Метафизике» (раздел «Психология», 1739), в незаконченном трактате «Эстетика» (т. 1,. 1750: т. II, 1758), в записях лекций по эстетике, опубликованных в 1907 г. БАХТИН Михаил Михайлович (1895—1975)—советский литерату­ровед, филолог, теоретик иск-ва, эсте­тические идеи к-рого оказали влияние на гуманитарную науку последней тре­ти XX в. Осн. круг своих занятий сам Б. определил как философскую антро­пологию, рассматривая с этих позиций архитектонику эстетического объекта. Эстетическая форма, по Б.,— это не форма материала произв. иск-ва (сло­ва, краски, звуки), как трактовали ее формалисты, что приводило к отож­дествлению формы с внешней ком­позицией произв., а форма содержания произв. иск-ва, наличие в нем цен­ностно-определенной смысловой пози­ции по отношению к его событийно-содержательному ряду, особый ракурс видения мира. В рамках худож. про­изв. та или иная эстетически значи­мая, личностно оформленная ценност­но-смысловая позиция не одинока, ей противостоят др. ценностные пози­ции, с к-рыми она вступает в диало­гические отношения. При этом фикси­рованной ценностной позицией обла­дает не только автор произв. как оп­ределенный индивид, но и образ авто­ра (лирическое «я», рассказчик и др.), и каждый герой (персонаж). Разно-плоскостные диалогические отношения между всеми этими позициями («го­лосами») создают переливающуюся смысловую ткань произв. Эстетические каноны диалога исторически менялись и усложнялись. Исследуя историю становления жанра романа, Б. показал, что Достоевский создал новый, поли­фонический вид романа, в к-ром ав­торский «голос» не подавляет «голоса» персонажей, а вступает с ними в диалогические отношения. Это не ме­шает роману в целом заключать в себе единую смысловую позицию, свя­занную с целостной эстетической фор­мой. Пространственно-временные рам­ки диалога «голосов» в событийном ряду худож. произв., придающие ему смысловую определенность, Б. очер­чивает с помощью понятия «хронотоп» (Пространство и время в искусстве). Совокупность приемов реализации эс­тетической формы (хронотоп, сказ, стилизация, скрытый диалог и др.) характеризует, по Б., худож. стиль. Исследования в области культуры привели Б. к выводу, что гуманитарное знание (в т. ч. эстетика, литературо­ведение) должно опираться на диало­гическое понимание своего предмета, «разговаривать с ним», а не меха­нически анатомировать. На примере анализа творчества Ф. Рабле он пока­зал, что замыкание в рамках одной только официальной культуры средне­вековья приводит к искажению «лица эпохи», к упущению роли карнаваль­ного мироощущения, в к-ром нашла свое ценностно-смысловое выражение тысячелетняя смеховая культура «ни­зовых» («площадных») жанров (Кар­навал). В творчестве Рабле это миро­ощущение вступает в диалогические от­ношения и с официальным сознанием в его аскетически-суровом варианте, и с авторским «голосом», и с позициями персонажей. Эстетические взгляды Б. получили наиболее развернутое выра­жение применительно к словесному творчеству, а потому они тесно связаны с его общефилологической концепцией, в к-рой он проводит границу между собственно лингвистикой, безразличной к эстетике и изучающей ценностно индифферентные единицы системы языка, и металингвистикой, изучающей различные (с т. зр. их эстетической зна­чимости) формы речевого взаимодейст­вия («речевые жанры»). В реальном речевом взаимодействии ценностно-индифферентные элементы систе­мы языка поступают, по Б., в распоря­жение разных субъектов (не только ин­дивидуальных, но и коллективных — «субъектов языковых стилей») и тем самым начинают насыщаться смысло­выми (эстетическими, этическими и др.) зарядами как от самого говорящего, так и от др. смысловых позиций, с к-рыми говорящий вступает в диало­гические отношения. Б. внес свой вклад в разработку семиотического подхода к проблемам эстетики (Эстетика и се­миотика). Осн. его труды: «Проблемы поэтики Достоевского» (1929), «Твор- Безобразное чество Франсуа Рабле и народная ку.чьтура средневековья и Ренессанса» ( 1965), сборники: «Вопросы литературы и эстетики» (1975), «Эстетика словес­ного творчества» (опубликован пос­мертно в 1979 г.). БЕЗОБРАЗНОЕ категория эсте­тики, противоположная прекрасному, выражающая негативную эстетическую ценность. В отличие от низменного Б. воплощает ценностные характерис­тики таких природных и общественных явлений, к-рые при совр. уровне раз­вития об-ва, хотя и имеют отрицатель­ное общественное значение, как прави­ло, не представляют серьезной угрозы человечеству, т. к. заключенные в них силы освоены человеком и подчинены ему. Б.— явления мертвенные, пато­логичные, неодухотворенные, лишенные целостности, внутреннего света и бо­гатства. Б.— антипод прекрасного, тем не менее оно связано с ним множеством переходов. Еще древн. египтяне, пости­гая диалектику этих категорий, отме­чали, что в процессе старения все здоровое и красивое становится боль­ным и Б. Проблему парадоксально­го взаимоотношения Б. и прекрасного в иск-ве впервые поставил Аристотель, подчеркнувший разницу между пре­красным лицом и прекрасно нарисован­ным лицом. Парадокс Б. в иск-ве состоит в том, что действительно бе­зобразный предмет может быть изо­бражен прекрасно. Поэтому эстетиче­ское переживание Б. двойственно: наслаждение худож. произв. сопро­вождается чувством отвращения к са­мому предмету изображения. «...На что нам неприятно смотреть [в действи­тельности] , на то Мы с удовольствием смотрим в самых точных изображениях, например на облики гнуснейших жи­вотных и на трупы»,— отмечал Арис­тотель. В основе эстетического наслаж­дения от изображения даже Б. в иск-ве лежат радость узнавания действитель­ности, ощущение мастерства худож­ника, восприятие прекрасной формы и эстетического идеала, с позиций к-рого отрицаются негативные цен­ности, бичуется Б. Диалектика пре­красного и Б. может быть раскрыта в иск-ве и через противоречие между внешне Б. и внутренней красотой изо­бражаемого явления (напр., образ Квазимодо в «Соборе Парижской бо­гоматери» В. Гюго). В тех случаях, когда изображение Б. в худож. произв. лишено диалектической двойствен­ности. оно либо приводит к натура­лизму, либо отражает идущую от реак­ционного романтизма установку на культ Б.— превращение его в положи­тельную эстетическую ценность (нек-рые течения модернизма). С др. сто­роны, снятие Б. прекрасным изображе­нием {идеализация) ведет к нарушению худож. правды {Правда художествен­ная), к приукрашиванию действитель­ности. Представление о Б. социально-исторично. Античная эстетика рас­сматривала Б. как момент комического (Аристотель, Цицерон), средневековое христианство отождествляло его с субстанциально злым, классицизм оце­нивал как абсолютную противополож­ность прекрасного и выводил за гра­ницы эстетического. Гегель связывает его с характерным. Большое внимание этой категории уделяла эстетика роман­тизма. Шлегель утверждал значимость эксцентрического и уродливого для иск-ва. В. Гюго понимал гротеск как сое­динение прекрасного с Б. Рус. рево­люционно-демократическая эстетика, поставив Б. в связь с социальными ус­ловиями, видела в его отражении широ­кие перспективы для реалистического иск-ва, для утверждения эстетического идеала «враждебным словом отри-цанья». (Образы Иудушки Головлева у М. Е. Салтыкова-Щедрина, Смердя-кова у Достоевского, князя Василия Куракина и др. у Толстого.) В разоб­лачении Б., негативных явлений дейст­вительности — важнейшая социальная . функция социалистического иск-ва (пьесы Горького и Брехта, сатира Мая­ковского. фильмы М. И. Ромма и т. п.). БЕЛИНСКИЙ Виссарион Григорье­вич (1811—48)—рус. революционный демократ, литературный критик, фило­соф. Большую роль в формировании фи­лософских и эстетических взглядов Б. сыграло его сближение в 1833 г. с круж­ком Н. В. Станкевича. С 1834 Б. си- стематически занимался литературно-критической и редакционной деятель­ностью (в т. ч. в 1839—46 ri.— в «Оте­чественных записках», в 1847—48 п-.— в «Современнике»), стремился к пост­роению эстетической теории, в к-рой, с одной стороны, рус. лит-ра тесно увязы­валась с мировой лит-рой, а с др. — вся худож. культура рассматривалась как часть универсума. В ранних работах («Литературные мечтания», «О русской повести и повестях г. Гоголя», «Ничто о ничем» и т. д.) философская концеп­ция Б. строилась на принципах объек­тивного идеализма, близкого натурфи­лософии Шеллинга, соответственно иск-во понималось как «выражение вели­кой идеи вселенной в ее бесконечно раз­нообразных явлениях». В середине 30-х гг. в связи с изучением Фихте во взглядах Б. проявились тенденции субъ­ективного идеализма («Опыт системы нравственной философии». Соч. Алек­сея Дроздова), привлекшего его гл. обр. своей этической стороной — как фило­софия действия, активности, постоян­ного самовоспитания. Одновременно Б. усиливает акцент на роли сознания, в частности рационального знания, про­тивополагаемого им интуиции, что уже предвещало дальнейшее движение кри­тика в сторону философии Гегеля. Пер­воначальный период «гегельянства» Б. ознаменовался т. наз. примирением его с действительностью: односторонне ис­толковывая формулу Гегеля «все дейст­вительное разумно, все разумное дейст­вительно», критик в то время восставал против деятелей и идеологов Просвеще­ния и Великой фр. революции. В сфере эстетики и литературной критики эта по­зиция получила выражение в неприятии идеологической тенденциозности и ди­дактизма в иск-ве (Б. порицал за «абст­рактный героизм» Шиллера, за субъек­тивность — А. С. Грибоедова в «Горе от ума» и т. д.). В то же время под влия­нием учения Гегеля Б. основатель­нее проникает в идеи диалектики, что плодотворно сказалось на всей после­дующей его деятельности. Внимание Б.-эстетика на рубеже 30—4U-x гг. привлечено к двум комплексам проблем. С одной стороны, он обосновывает об- щую концепцию иск-ва как «непосредст­венного созерцания истины, или мышле­ния в образах», характеризует спе­цифику эпоса, лирики и драмы, а также отдельных их жанров, определяет отли­чие письменной лит-ры от фольклора и т. д. («Идея искусства», «Разделение поэзии на роды и виды» и т. д.). С др. стороны, исходя из положения, что «ор­ганическая последовательность в раз­витии... составляет характер литерату­ры», Б. прослеживает историю движе­ния худож. стадий или форм в обще­мировом, а отчасти и в рус. масштабе: классическое иск-во античности, роман­тическое средних веков, иск-во нового времени («Очерки русской литературы». Соч. Николая Полевого, «Сочинения Александра Пушкина» и т. д.). С нача­ла 40-х гг. в воззрениях Б. возникают и усиливаются материалистические тен­денции, к-рые критик стремится объеди­нить с «методом спекулятивного мыш­ления», т. е. с началами диалектики. В области эстетики гл. усилия Б. на­правлены на выработку гибких худож. критериев, улавливающих всю сумму сложных отношений иск-ва с потреб­ностями об-ва, со злобой дня, а также с др. областями человеческой деятель­ности: наукой, публицистикой и т. д. В отличие от славянофильской эстетики, идеализировавшей народ, Б. утверж­дает необходимость просвещения наро­да, развития в нем личностного начала, пробуждения у него чувства челове­ческого достоинства («Письмо к Н. В. Го­голю»). Б. высоко ценит просветитель­ское значение лит-ры, видит в совр. ве­ликом рус. писателе «одного из великих вождей... на пути сознания, развития, прогресса». Вместе с тем Б. по-прежне­му противник дидактики в иск-ве, на­рушения суверенной его природы. Деятельность Б. оказала огромное влияние на все последующее развитие отечественной эстетики, содействуя формированию концепций реализма, народности иск-ва, а также общих принципов изучения и анализа лит-ры и иск-ва. БЕЛЫЙ Андрей (псевдоним Бугаева Бориса Николаевича) (1880—1934) — рус. советский писатель, худож. критик, Беньямин Бёрк один из осн. теоретиков рус. символиз­ма. На становлении философско-эти­ческих воззрений Б. сказалось увлече­ние философией Соловьева, Ницше ч Шопенгауэра. В написанных в началь­ный период творчества ритмической прозой четырех «Симфониях» пробует добиться, в чем-то предвосхищая позд­нейшие опыты Леви-Строса, синтеза му­зыкальных принципов построения и ли­тературного выражения своих фило­софских идей. Разрабатывая на рубеже XIX—XX вв. теорию символизма, Б. в переписке с Флоренским формулирует соотношение символизируемого и сим­волизирующего в символе, связи «озна­чаемого» и «означающего» в семиоти­ческой терминологии. Изучение Канта и неокантианства, в частности канти­анские представления о времени и про­странстве (Пространство и время в ис­кусстве), о соотношении феноменально­го и ноуменального, получили отраже­ние в его стихах и прозе, прежде всего в романе «Петербург» (1916), к-рый можно рассматривать как опыт фило­софского романа. В написанных в этот же период эстетических статьях Б. из­лагает программу построения экспери­ментальной эстетики, задуманной им как точная наука, детально разрабаты­вает принципы математического сти­ховедения. Показав с помощью статис­тических методов, что в традиционном рус. четырехстопном ямбе мало исполь­зуются нек-рые из ритмических форм, допускаемых рус. языком, Б. в своих стихах впервые применил эти формы. Помимо историко-литературного значе­ния, этот опыт представляет интерес и как демонстрация практических при­ложений провозглашенной Б. экспери­ментальной эстетики. Б. выступил ре­форматором и в области графического оформления стиха: предложенная им система размещения строк «лесенкой» была воспринята Маяковским. В 20-е гг. Б. активно участвует в ряде культурных начинаний, в частности в качестве пред­седателя «Вольно-философской ассо­циации» («Вольфила»). Его прозаи­ческие произв. этого периода, позволяю­щие видеть в нем предшественника авангардной прозы Дж. Джойса (Аван- гардизм), и мемуары, при всей субъек­тивности содержащихся в них оценок, представляют немалый интерес для ис­следования символизма. Одна из пос­ледних теоретических работ Б.— книга о мастерстве Гоголя — представляет со­бой соединение точных (вт. ч. статисти­ческих) методов анализа прозы с глу­боким интуитивным проникновением в специфику гоголевской стилистики, со­поставляемой в книге с творческими стилями совр. деятелей иск-ва (Маяков­ского, Мейерхольда и т. п.). Осн. теоре­тико-эстетические соч. Б.: «Символизм» (1910), «Луг зеленый» (1910), «Арабес­ки» (1911), «Рудольф Штейнер и Гёте в мировоззрении современности» (1917), «Ритм как диалектика и «Медный всадник» (1929), «Мастерство Гоголя» (1934).

Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 105; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!