ТЕМАТИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ ОСНОВНЫХ СТАТЕЙ СЛОВАРЯ 6 страница



БЕНЬЯМИН (Benjamin) Вальтер (1892—1940) —нем. философ, культу­ролог, литературовед и теоретик иск-ва, мыслитель леворадикального толка, по идейно-теоретической ориентации при­мыкающий к франкфуртской школе нео­марксизма. Ядро эстетической теории Б. составляют размышления о природе, функциях и перспективах развития иск-ва. Большой интерес проявляет Б. к та­ким совр. видам искусства, как художе­ственная фотография (Фотоискусство) и киноискусство, к-рые, по его мнению, формируют поэтику нового видения и, воздействуя на общий процесс демокра­тизации культуры, способствуют ут­верждению принципов политически ак­тивного иск-ва. Теоретическая разра­ботка этих аспектов увязывается Б. с концепцией «шокового воздействия» как версией остранения, а также с идеей ауры и ее утраты. Эта идея ассо­циируется со сложным комплексом представлений, отображающим отличие «традиционного» иск-ва, окруженного уникальной атмосферой духовности, от совр. иск-ва, сближающегося по спосо­бу бытия с вещью. Основой этого комп­лекса идей является вопрос о качестве, значении и «модусах аутентичности», подлинности худож. произв., в трактов­ке к-рого у Б. есть сходство с позицией советских «производственников» («Про­изводственного искусства» теория) и программными высказываниями Брех­та. Значительное место в эстетике Б. занимает проблема периодизации исто­рии иск-ва и сравнительно-типологиче­ского анализа худож. течений. Крите­рием периодизации выступает степень социальной обусловленности иск-ва, а ядром типологических сближений — ду­ховные константы жизненного опыта, воплощенные в иск-ве как аналоге кар­тин мира и мировоззренческих струк­тур. Эта проблема рассмотрена Б. в уче­нии об аллегории как типе изобрази­тельности, характерном для барокко и авангардистских течений. Осн. работы: «Происхождение немецкой трагедии» (1925), «Произведение искусства в эпо­ху его технической репродуцируемости» (1936), «О некоторых мотивах у Бод­лера» (1939). БЕРГСОН (Bergson) Анри (1859— 1941)—фр. философ-идеалист, пред­ставитель интуитивизма. Собственно эстетической проблематике посвящена только одна работа Б.— «Смех» (1900). Однако его философия, осн. понятия к-рой «интуиция» и «жизненный порыв» насыщены эстетическим содержанием, оказала большое влияние на иск-во и теории модернизма. Выступая против позитивистов с позиций мистицизма, Б. дал субъективно-психологическую ин­терпретацию времени, т. е. «длитель­ности» («Непосредственные данные соз­нания», 1889). По Б., интеллект, поль­зующийся понятиями, соответствую­щими неподвижности материальных ве­щей, не в состоянии постичь движение и прежде всего творческую стихию «дли­тельности» — атрибута . «жизненного порыва», сверхсознания, творящего ре­альность. Она может быть постигнута лишь в акте непосредственного пережи­вания, иррациональной интуиции, ана­логичной инстинкту животных. Будучи бескорыстной, интуиция, согласно Б., открывает действительность более пол­но, чем интеллект, обремененный прак­тицизмом и замечающий в мире лишь полезные для человека свойства. При­мером интуитивного видения мира яв­ляется иск-во. Б. противопоставляет «чистое» иск-во, лишенное якобы всякой заинтересованности, произв., отражаю- щим социальные коллизии и идеалы. Комедию, напр., Б. не относит к под­линному иск-ву, ибо смех — несомнен­ный жест социального осуждения. Пер­воначальный тезис, будто иск-во яв­ляется более универсальной и глубо­кой формой познания, чем наука, позд­нее заменяется им толкованием иск-ва как побочного продукта мифотворче-ской способности, назначение к-рой — вырабатывать образы духов «статиче­ской» религии («Два источника морали и религии», 1932). Высшей ценностью для Б. становится интуиция святого, ведущая к богу, а иск-bq — это попытка выразить невыразимое — внесоциаль-ную, индивидуальную сущность челове­ка. При этом оригинальность, опреде­ляемая неповторимостью интуиции ху­дожника, оказывается не только пер­вым, но и единственным критерием ху­дожественности. Процесс восприятия произв. иск-ва Б. уподобляет сеансу гипноза, когда все сознательные силы личности парализованы загадочной си­лой (ею является, напр., ритм в музыке, архитектуре, поэзии). Философия Б., его концепция человека и сущности иск-ва нашли отражение в теоретиче­ских установках школы «потока созна­ния», фр. «нового романа» и др. Эсте­тические идеи бергсонизма, во мн. повторяющие взгляды Шопенгауэра.— один из феноменов буржуазного худож. сознания нач. в., отрекающегося от ра­зума культивирующего индивидуализм. бёрк (Burke) Эдмунд (1729—97) — англ. публицист и эстетик, представи­тель Просвещения (Просвещения эсте­тика). В работе «Философское исследо­вание о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного» (1757) подытожил распространившиеся в совр. ему англ. эстетике представления о чув­ственном характере эмоционально вос­принимаемого людьми окружающего мира и развил ряд эстетических поло­жений на основе принципов деизма и материалистически трактуемого сен­суализма. Б. рассмотрел объективные основы прекрасного и связал их с встре­чающимися у людей проявлениями чув­ства симпатии и бескорыстной любви, а также с ослаблением напряжения, Бозанкет «размягчением», «томлением» и т. п. Возвышенное определялось им с по­мощью связи представлений о прекрас­ном с эстетическими нормами, воспиты­ваемыми у людей с рождения и под­чиняемыми общественному благу, к-рое Б. трактовал отвлеченно. Значительное место в эстетике Б. занимает проблема вкуса. Он рассматривал эстетический вкус как проявление трех наиболее оче­видных и естественных способностей че­ловека: чувства, воображения и спо­собности суждения. Б. не сводил его к однозначному, рационально трактуемо­му понятию, подчеркивая, что во вкусе отражаются как общность всех людей, так и особенности каждого человека. В философско-эстетических воззрениях Б. прослеживается соединение резуль­татов анализа мыслительных способ­ностей человека и его реакций на пере­живаемое удовольствие, аффектацию, на проявление нравов и поступков др. людей. Эстетические идеи Б. оказали воздействие на эстетику Лессинга, Шил­лера, Канта. БЛОК Александр Александрович (1880-1921)—рус. поэт, литератур­ный критик. Эстетические воззрения Б. неотрывны от его поэтического творче­ства, вне к-рого не может быть осмыс­лена их эволюция. «Картина мира» ран­него Б. складывается под влиянием ро­мантической поэзии В. А. Жуковского, лирики Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета. Это романти­ческое противопоставление «поэта» и «толпы», мотивы разочарования в дей­ствительности и веры в высокое пред­назначение поэта и иск-ва. Первая его поэтическая книга — «Стихи о Пре­красной Даме» (1904) —написана в духе символизма. Романтическая анти­теза «земного» и «небесного» подкреп­ляется идущей от Соловьева идеей «ду­ховного синтеза». Представление о суб­станциальном начале мира вопло­щается в образе Вечной Женственнос­ти — Души мира. Приобщение к ней возможно, согласно Б., через мистиче­скую любовь. Идея разлитой в мире любви-эроса восходит к платоновско-соловьевской философской традиции. Худож. задачи здесь решены в духе символистской эстетики «соответствий»: лирические переживания, впечатления, эпизоды личной биографии предста­ют как отражение событий, происхо­дящих в «мирах иных»; один план ли­рического повествования «просвечи­вает» сквозь др. Новый этан творче­ской эволюции Б. совпал с эпохой пер­вой рус. революции. Он обращается к худож. осмыслению проблем совр. го­рода, в его лирику входит тема «ма­ленького человека», звучат социальные мотивы, предметом худож. изображения становится реальность в ее противоре­чиях. Представление о субстанции бы­тия выражается теперь в символе «сти­хии», к-рая реализуется в земной страс­ти, «низменной» природе, фантасмаго­риях городской жизни. В статьях этого периода Б. пытается решить вопрос о причинах разрыва интеллигенции и на­рода, «стихии» и «культуры». Темы пре­одоления индивидуализма, поиска путей к народу, долга художника перед наро­дом определяют пафос публицистиче­ских выступлений Б. в 1907—09 гг. Он резко критикует концепции модернист­ского «нового искусства» (Модернизм). апеллирует к гуманистическому насле­дию рус. классики XIX в., подчеркивает необходимость сближения с реализмом. Только на этих путях, по мысли Б., возможно разрешить проблемы идей­ности, народности иск-ва. Позднее в эс­тетических воззрениях Б. на первый план выдвигается новый символ — «дух музыки», утверждающий представление об интуитивно-творческом постижении бытия. В поэтических циклах «Возмез­дие» (1907—13), «Страшный мир» (1908—16) действительность предста­ет в своей трагической противоречи­вости — в борьбе Добра и Зла. Храни­телем гуманистических ценностей чело­вечества выступает иск-во, исцеляющее человека и вносящее гармонию в про­тиворечивую реальность жизни («Италь­янские стихи»). На Октябрьскую рево­люцию Б. откликнулся поэмой «Две­надцать» (1918), в новых ритмах к-рой была слышна «музыка» революции. В статьях советского периода «Интелли­генция и Революция», «Крушение гума­низма» Б. призывал интеллигенцию к строительству новой, «синтетической» культуры. В последние годы жизни Б. активно работал в Большом драмати­ческом театре, в издательстве «Все­мирная литература», учрежденном Горьким. БОДИ-АРТ (от англ. body — тело)— течение внутри концептуального ис­кусства, возникшее на Западе на ру­беже 60—70-х гг. XX в. как разновид­ность перформенса, в к-рой т. наз. про-изв. иск-ва создаются путем использо­вания тела художника, предстающего в виде безличного, отчуждённого, де-персонализированного материала твор­чества. Предшественники Б.-а. фр. ху­дожник И. Кляйн покрывал тела на­турщиц голубой краской для получения оттисков на горизонтально лежащем холсте, а итальянец Мандзони, воскре­шая архаический обряд возложения рук, оставлял разноцветные отпечатки пальцев на теле посетителей галерей, как бы превращая их в «произв. иск-ва». Обращаясь с телом, как с безличным предметом, художники — приверженцы Б.-а. следуют идеологии дзэн-буддизма, отрицающей индивидуальное «Я» в качестве иллюзорного представления. В середине 70-х гг. в Б.-а. проникает анархистская идеология панков, с ее пафосом отчаяния, саморазрушения, са­моистязания, жестокости, смерти. Адеп­ты Б.-а. подвергают себя опасным, по­рой смертельным испытаниям (стре­ляют друг в друга, импровизируют сцены собственных похорон), превра­щают худож. галереи в подобие меди­цинских лабораторий, где публично истязают себя различными способами. Своеобразное проявление Б.-а. получил в феминистском движении, протестую­щем против фетишизации женского те­ла буржуазными средствами массовой коммуникации. Смысл феминистского Б.-а. заключается в символическом пе­речеркивании красоты женского тела посредством самоистязания и подчер­кивания иных функций женщин в об-ве, заключающихся в труде, воспитании де­тей, участии в общественном движении. Антиэстетический характер Б.-а. выво­дит мн. акции этого течения из сферы иск-ва как такового. 2 Эстетика БОЗАНКЕТ (Bosanquet) Бернард (1848—1923)—англ. философ и эсте­тик, приверженец абсолютного идеализ­ма. В эстетике был последователем Ге­геля. Иск-во, по Б., есть орган постиже­ния мировой гармонии, к-рая образует саму суть «абсолютной реальности» как всеобъемлющей органической целост­ности, преодолевающей пространствен­но-временную разделенность явлений. Абсолют, т. обр., задает и критерий эстетической ценности: она тем значи­тельнее, чем больше приближается к абсолютной гармонии, к-рая совпадает с красотой. Человек может лишь стре­миться к совершенству, к-рым обладает абсолют. Само понятие ценности возни­кает из противоречия между разорван­ностью человеческого существования, погруженного в природу, и сверхчувст­венной цельностью абсолюта. Смысл иск-ва в преодолении этого противоре­чия, переживаемого на уровне челове­ческого опыта как страдание, и дости­жении эмоциональной удовлетворен­ности, что в психологическом плане соответствует логической гармонии. По­этому для Б. «величайшее искусство — глубочайшая логика». Гений ученого и художника, согласно Б., имеют немало общего, ибо и художник творит, подчи­няясь скрытой необходимости проник­новения в «средоточие вещей». Этало­ном иск-ва Б. считает «Божественную комедию» Данте, где мироздание про­низано эмоциями и преодолевается отчуждение внешнего мира от че­ловека, а сам космический процесс предстает как «драма» — «величест­венный театр Вселенной». Эстетика Б. ориентирована на строгую архитек­тонику формы и познавательное со­держание иск-ва. Она противостоит учениям об абсолютной свободе твор­ческого воображения и его связи с бес­сознательным. В ней нашла отклик худож. практика движения прерафа­элитов в англ. иск-ве середины XIX в. Осн. труды по эстетической проблема­тике: «История эстетики» (1892), «Лек­ции по эстетике» (1915), «Принцип индивидуальности и ценности» (1911), «Ценность и судьба индивидуума» (1912). Брехт Быта эстетика БРЕХТ (Brecht) Бертольт (1898— 1956) — нем. драматург, режиссер, те­оретик театра, один из создателей нем. социалистического иск-ва; художник-антифашист, остросоциальное творчест­во к-рого проникнуто гуманистическим пафосом. В 1933—47 гг. находился в антифашистской эмиграции: с 1948 г.— в ГДР, где создал и возглавил театр «Берлинский ансамбль», в спектаклях к-рого (как и в пьесах Б.) получила воплощение теория эпического театра, разрабатывавшаяся им с 20-х гг. Б. не принимал буржуазного театра с его тенденцией, к развлекательности, пора­бощения зрителя иллюзией правдо­подобия. Стремясь сделать сцену сред­ством воспитания классового сознания, он подвергал пересмотру систему вы­разительных средств театра. В проти­воположность театру традиционному (в терминологии Б.— «драматическо­му», «аристотелевскому») эпический те­атр — это не столько воплощение на сцене событий, сколько рассказ о них; обращаясь прежде всего к разуму зри­теля, он сохраняет эмоциональную дис­танцию между сценой и залом, застав­ляя не столько сопереживать сцениче­ским событиям, сколько анализировать их. Осн. принцип эпического театра — «эффект очуждения», при помощи к-ро­го изображаемое явление «очуждает-ся», «остраняется»: то, что «само собой разумеется, знакомо, очевидно», неожи­данно предстает с незнакомой, новой стороны, вызывая у зрителя «удивление и любопытство», стимулируя «аналити­ческую, критическую позицию по отно­шению к изображаемым событиям», рождая потребность социального дей­ствия. «Эффект очуждения» в пьесах и спектаклях Б. достигается комплексом выразительных средств (гротеск, пара­докс, введение в ткань драмы элемен­тов повествовательного жанра, т. наз. зонги — песни, останавливающие дей­ствие, и др.). Б. отмечал, что «эффект очуждения» не есть особенность имен­но его театра, а изначально свойствен иск-ву, к-рое всегда не тождественно жизни и очуждает ее. В эстетике Б. эта особенность иск-ва осмыслена и раз­работана как сознательный прием. В теории эпического театра Б. опирался на мн. положения эстетики Просвеще­ния, опыт восточного театра, в част­ности китайского. Яркое выражение принципы эпического театра нашли в драматургии Б. Созданный им тип ин­теллектуальной драмы (Интеллектуа­лизм в искусстве) являет собой пьесу-параболу, суть к-рой — в философском осмыслении посредством иносказания социально-нравственных проблем совр. действительности («Трехгрошовая опе­ра», 1928; «Мамаша Кураж и ее дети», 1939; «Добрый человек из Сезуана», 1938—40; «Кавказский меловой круг», 1944—45; и др.). Теория эпического театра оказала большое влияние на развитие мировой театральной эстетики XX в., а в связи с разработкой проблемы взаимодействия сцены и публики — совр. социологии иск-ва. Осн. работы, в к-рых изложены эстетические взгляды Б.: «Уличная сцена» (1940), «Покупка меди» (1940), «Малый органон» для театра» (1948), «Диалектика на теат­ре» (1953). БУАЛО (Boileau) Никола (1636— 1711) —фр. поэт-сатирик, теоретик классицизма, правила и нормы к-рого изложил в стихотворном трактате «Поэ­тическое искусство» (1674), названном так в подражание Горацию. Этот трак­тат — пример характерного для XVII в. развития эстетической мысли практика­ми иск-ва, своеобразное наставление начинающему поэту, художнику. Одна­ко от академических наставлений сти­хотворный трактат Б. отличает широта взглядов, живость и подлинная взвол­нованность судьбами иск-ва, что наряду с теоретической значимостью определи­ло долгую историческую судьбу этого соч. Б.— сторонник преобладания в творчестве поэта (и в иск-ве вообще) интеллектуальной сферы над эмоцио­нальной. Признание наличия и проти­востояния этих сфер психики человека характерно для XVII в. и закреплено в иск-ве антитезой классицизм — ба­рокко. В трактате Б. обосновывается «правдоподобие» — ключевое понятие классицизма, противопоставленное «правде» жизни и отражающее не толь­ко обобщающие, но и идеализирующие установки этого худож. метода и стиля. Б. стремился конкретизировать сложив­шуюся в классицизме теорию жанров, в основе к-рой лежало деление их на «высшие» и «низшие», не оставлявшее места для возникающих новых форм (напр., для романа — предвестника реализма). Утверждавшаяся Б. непре­взойденность римских авторов послу­жила началом т. наз. «спора древних и новых». Оппонент Б. III. Перро отстаи­вал преимущества лит-ры XVII в. В этом бурном споре Б. столкнулся с нарождав­шейся просветительской эстетикой (Эс­тетика Просвещения). БУФФОНАДА (итал. buffonata — шутка) — сознательное комедийное ис­кажение в произв. иск-ва, гл. обр. сце­нического, жизненных пропорций изоб­ражаемого для выявления его сути; одно из проявлений гротеска. В основе Б. как вида представления и особого приема актерской игры лежит грубый комизм, импровизационность (Импро­визация), динамика, подчеркнутая внешняя характерность, преувеличение. Теряя худож. цель, Б. может превра­щаться в бессмысленное трюкачество. Б. родилась в античном театре (ко­медии Аристофана), была характерна для иск-ва западноевроп. гистрионов (странствующих комедиантов), рус. скоморохов, стала основой представле­ний средневекового фарса и комедии дель арте. К ней обращались У. Шек­спир, Ж. Б. Мольер, А. В. Сухово-Кобылин, Маяковский. В музыке Б. на шла выражение в жанре оперы-буффа (бытовой комической оперы), сформи­ровавшемся в Италии XVIII в. Ис­пользование Б. характерно для мн. ко­медийных актеров театра и кино. Вир­туозное владение ею свойственно, напр., иск-ву Ч. Чаплина. Б.— один из осн. приемов цирковой клоунады (Цирк). БЫТА ЭСТЕТИКА—одна из осн. сфер проявления эстетического отноше­ния человека к действительности, реа­лизующегося непосредственно в повсед­невной жизни: его внешнем облике, культуре одежды и поведения, отноше­нии к вещам, жилищу. Материальные свидетельства бытовой культуры раз­личных народов, социальных классов и групп в их историческом развитии раскрывают единство и многообразие эстетических представлений людей о красоте предметного мира, эстетических вкусов и общественных идеалов. Быто­вая культура, представляя собой един­ство функциональных, экономических, социальных и эстетических норм и усло­вий организации жизни человека в жи­лой и общественной среде, выступает как основа эстетического мировосприя­тия людей, формирования их эстети­ческой культуры. Поскольку смена форм бытовой культуры под воздействием на­учно-технического и социального прог­ресса происходит не одноразово, не це­ликом, а постепенно и непрерывно, при­чем одни элементы устаревают и отбра­сываются совсем, др.— видоизменяют­ся, третьи — вообще не имеют аналогов в прошлом и вызваны проявлением но­вых потребностей людей, возможностей техники, в Б. э. вырабатываются крите­рии оценки происходящих изменений, отношения к материальному наследию прошлого, вплетенного в новую бытовую культуру в функционально и эстетиче­ски измененном виде (меняются функ­ции старых зданий, реставрируются и используются по-новому мебель, быто­вые вещи, причем их худож. ценность превалирует над прежней утилитарной, мн. из них становятся объектами кол­лекционирования, музейными экспона­тами). Б. э. имеет дело с проявлением частного и общего в эстетическом со­знании,синтуитивного и рационально­го, взаимодействия различных худож. культур, образа и стиля жизни, тра­диций и новаторства, национального и интернационального, моды. Б. э. позво­ляет соотносить развитие потребностей людей и материальных возможностей для их удовлетворения, с учетом этого воспитывать эстетический вкус, опреде­лять задачи и особенности воздействия иск-ва и его творцов — художников не­посредственно на окружающую жизнь. Б. э. тесно связана с технической эсте­тикой, экологической эстетикой, эстети­ческой организацией среды, эстетиче­ским воспитанием, выступает одним из действенных средств интеграции ма­териальной и худож. культуры.

Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 148; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!