ТЕМАТИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ ОСНОВНЫХ СТАТЕЙ СЛОВАРЯ 10 страница



Гармония ГАЗАЛИ (аль-Газали) Абу Хамид Мухаммед ибн Мухаммед (1058/59— 1111) — мусульманский теолог и фило­соф. Эстетические воззрения его тесно связаны с нравственной философией. В разработанной им иерархической си­стеме ценностей они располагаются по линии возрастающей чистоты вызывае­мого чувства — от ценности жизни (су­ществования) через ценность блага и нравственную ценность к эстетической ценности и ценности любви как таковой. Красота, по Г., в каждом особом своем проявлении свойственна лишь опреде­ленному кругу объектов и ее степень за­висит от степени реализации в предмете подходящего и возможного для него со­вершенства. Прекрасными могут быть не только предметы чувственного вос­приятия и воображения, но и умопости­гаемые объекты («прекрасный харак­тер», «прекрасная наука», «прекрасная жизнь»), причем оценить духовную кра­соту человека сложнее, чем физическую. Слушание музыки Г. считал запретным для тех, кто рассматривает ее лишь как средство увеселения, разрешенным --для тех, кто наслаждается ею, получая удовольствие от прекрасных мелодий самих по себе, желательным — для тех, у кого мелодии пробуждают благород­ные и возвышенные чувства, вроде тех, что сопряжены с радостными событиями (свадьба, рождение ребенка), или страстное влечение к богу. Сравнивая возможности эстетического воздействия Корана и обычных поэтических соч., Г. отмечает преимущества последних: то, что слышат впервые, впечатляет силь- нее, нежели то, что давно известно, Ко­ран же все знают наизусть, тогда как поэты сочиняют каждый раз что-то но­вое; стихи поэтов ритмичны, а Коран лишен последовательного и четкого ритма; декламация обычных стихов до­пускает вариации — чтение Корана ка­нонизировано; обычные поэтические произв. можно переложить на музыку— в отношении стихов Корана это недо­пустимо; обычные стихи можно читать на выбор, учитывая настроения и вкусы слушателей,— с сурами Корана этого сделать нельзя; обычные стихи созданы людьми, а потому находят у них живой отклик, между тем как Коран есть чудо, сотворенное богом. Эстетические идеи Г. изложены преимущественно в его книге «Оживление религиозных наук». ГАМАН (Harnann) Иоганн Георг (1730—88) — нем. филолог и философ-иррационалист, оказавший влияние на движение «Буря и натиск». Роль Г. в истории эстетики сугубо пропедевтиче­ская (подготовительная): он выступил как критик плоского рационализма ран­него Просвещения, противопоставив ему утверждение творческого начала мистической интуиции. Работы Г. фраг­ментарны, ироничны, афористичны, на . писаны замысловатым языком, перегру­жены авторскими примечаниями. Для эстетики наибольший интерес представ­ляет сборник «Крестовые походы фило­лога» (1762), а в нем эссе «Эстетика в орешке». Возражая Баумгартену. Г. настаивал на том, что сфера чувств, эстетическое — не низшая сфера, а со­средоточивает всю полноту познания: «Поэзия — родной язык человечества». Беду рационализма Г. видит в отрыве от природы. Отсюда задача эстетическо­го воспитания (прежде всего в школе), по Г.,— в сохранении естественности человека. ГАНСЛИК (Hanslick), Эдуард (1825—1904) — австр. музыковед и му­зыкальный критик, проф. Венского ун­та. Теоретико-эстетические идеи Г. по­лучили отражение в его труде «О музы­кально-прекрасном» (1854), в к-ром обосновывается необходимость научно­го подхода к изучению музыкальных явлений. Для реализации этой цели Г. совершает ряд теоретических операций: делает объектом анализа конкретный звучащий материал музыкального про­изв., отказываясь тем самым от метода исследования, опирающегося на описа­ние впечатлений от музыки, результатом чего оказываются субъективные оценки и суждения о ней; очерчивает границы исключительно музыкального, принци­пиально отделяя «чистую» (инструмен­тальную) музыку от музыки 'со словом и драматическим действием (вокальная музыка, опера). Выявляя специфиче­ские элементы музыкального, Г. обозна­чает осн. материалом музыки совокуп­ность музыкальных звуков, а характер­ной особенностью их бытия — движе­ние. Т. обр., по Г., содержание музыки составляют движущиеся звуковые фор­мы, они и являют собой музыкально-прекрасное, высшее проявление к-ро-го — мелодия. Музыка, подчеркивает Г., выражает музыкальные мысли, а не изображает чувства. Акцентирование роли музыкального текста (Текст худо­жественный) для объективного исследо­вания музыки, а также значения фор­мальных его сторон для более полного раскрытия содержания музыкального произв. составляет позитивное направ­ление творчества Г. Негативные же его стороны связаны с абсолютизацией чис­тых музыкальных форм, замкнутых на себя, оторванных от окружающей дей­ствительности, социального содержания и назначения музыкального иск-ва. ГАРМОНИЯ (rp.harmonia—созву­чие, согласие, противоположность хао­су) — философско-эстетическая кате- гория, означающая высокий уровень упорядоченного многообразия, опти­мальное взаимосоответствие различно­го в составе целого, отвечающее эсте­тическим критериям совершенства, кра­соты. Г.— показатель, мерило истори­чески достигнутого уровня практиче­ски-духовного освоения человеком ок­ружающей действительности. Являясь «результатом движения, уничтожаю­щего существующую дисгармонию» (Маркс К.., Энгельс Ф., т. 26, ч. II, с. 588), Г. всегда относительна, истори­чески конкретна. Будучи объективным проявлением совпадений внешнего мира с потребностями свободного и всесто­роннего саморазвития человека, она выступает неотъемлемой качественной характеристикой содержания эстетиче­ского идеала, высшей социально-эстети­ческой цели общественного развития — формирования гармонично развитой, общественно активной личности, соче­тающей в себе духовное богатство, мо­ральную чистоту и физическое совер­шенство. Как диалектическое единство реального и идеального, Г. предстает в качестве одного из важнейших критери­ев эстетической оценки (Оценка эстети­ческая). Понятие «Г.» присуще всем осн. эстетическим учениям как одна из гл. категорий эстетики, содержательно совпадающая с понятием о прекрасном, о красоте как единстве многообразного. «Нет красоты ни в чем без гармонии» (Платон). В зависимости от историче­ского уровня развития об-ва и самой эстетической теории понятие «Г.» полу­чало различные, в чем-то дополняющие друг друга истолкования. Осн. ее харак­теристики разработаны уже в античной эстетической культуре, где Г. выступает как универсальный эстетико-космологи-ческий принцип мировоззрения. Она понимается здесь либо как мыслимое совершенство божественного космоса, либо как сверхприродная сущность ве­щей, недостижимая в реальной практи­ческой жизни, либо как мера всех ве­щей, идеал, к к-рому должен стремить­ся человек в своем творчестве (пифаго­рейцы, Платон, Аристотель). Античные философы отмечали диалектический характер Г. Классическое выражение Гартман эта идея античного сознания получила у Гераклита: «Расходящееся сходится, и из различного образуется прекрасней­шая гармония, и все возникает через вражду...» (борьбу). В обогащенном и развернутом виде эта мысль органична для совр. науччой эстетики, а также практики революционной борьбы за со­вершенствование, гармонизацию отно­шений об-ва и природы, личности и об-ва. В совр. мировой эстетике в зависи­мости от идейных и гносеологических установок приверженцев тех или иных направлений и эстетических концепций Г. понимается как: объективная воз­можность отношений человека с миром и досягаемый идеал; субъективно мыс­лимое и недостижимое совершенство, относящееся к сверхприродной сущно­сти вещей; достижимый лишь в сфере иск-ва идеал красоты, призванной спас­ти мир; формальная характеристика композиции, структуры эстетически 'зна­чимых предметов, родственная по смыс­лу . понятиям пропорция, симметрия, мера и др. В марксистско-ленинской эстетике Г. осмыслена как объективная возможность соответствия меры пред­метов каждого вида и исторически ме­няющейся меры человека, взятого в ка­честве родового существа, как «твор­чество по законам красоты». Соответст­венно в искусстве Г.— это предмет отражения и одновременно худож. во­площение идеала совершенной действи­тельности, основание эстетической кри­тики наличного бытия. Иск-ву принад­лежит заслуга открытия многообразия гармонических отношений человека с миром, прогнозирования возможностей гармонического и всестороннего разви­тия человеческой личности. Иск-во эпо­хи Возрождения, напр., утвердило иде­ал земного человека, способного нас­лаждаться полнотой жизни, что отвеча­ло потребностям восходящего капита­лизма (Возрождения эстетика). Позд­нее иск-во осуществило всестороннюю критику дисгармонической буржуазной действительности. Социалистическому иск-ву принадлежит худож. открытие человека не только как носителя и цели гармонического развития, но и как источника гармонического мироустрой- ства; оно воплотило в своих произв. образ человека — революционера, пре­образователя, творца, осуществляю­щего целенаправленную гармонизацию об-ва и личности. ГАРТМАН (Hartrnann) Николай (1882—1950) —нем. философ, осново­положник объективно-идеалистического учения т. наз. «критической» онтологии. Согласно Г., бытие состоит из трех иерархически организованных слоев: физическо-неорганического, органиче­ского и духовного. Эстетическая пробле­матика развертывается Г. в философии духа. Поскольку духовное бытие иссле- • дуется в осн. посредством феноменоло­гического метода, эстетическую концеп­цию Г. относят к феноменологической эстетике. По Г., существуют три формы духа: личностный, объективный и объ­ективированный дух. Объективации ду­ха — произв. иск-ва — имеют двуслой­ную природу: «реальный» передний план (физически существующий худож. объект) и «ирреальный» задний план, «являющийся» через посредство перед­него. В этом «явлении» рождается пре­красное и возникает эстетическое на­слаждение. Но оно имеет место лишь тогда, когда произв., отделенное от сво­его создателя (объективированное), взаимодействует с живым, личностным духом. Именно личность побуждает «яв­ление» ирреального плана, обнаруже­ние его в реальном худож. объекте. То же самое происходит, когда человек открывает прекрасное вне иск-ва — в жизни, в человеке, в природе (здесь внутреннее «является» во внешнем, тип в индивиде и т.д.). В свою очередь, «яв­ляющийся» план «расслаивается», по выражению Г., на множество слоев: слов и выражений, душевных процессов, характеров, судеб, идейного содержа­ния, выражающегося в идее личности • и идее общечеловеческого. Глубина рас­крытия заднего плана свидетельствует о глубине произв. и его восприятия. Эс­тетическая концепция Г. содержит ряд интересных идей — о познавательной роли иск-ва, о «внутренней истине» ху­дож. произв., об объективности эстети­ческого феномена и др. В то же время в ней недостаточно разработана пробле- ма социальной функции иск-ва и про­слеживается тенденция к субъективиз­му и формализму. Эстетические взгля­ды Г. нашли отражение в труде «Эсте­тика» (1953, опубликован посмертно). ГЕГЕЛЬ (Hegel) Георг Вильгельм Фридрих (1770—1831)—представи­тель нем. классической философии, соз­датель теории диалектики на основе объективного идеализма. Уже в моло­дые годы Г. проявил интерес к эстетике, к-рая в тот период доминировала в его философии. В 1796 г. он утверждал, что высший акт разума, охватывающий все идеи, есть акт эстетический и что «исти­на и добро соединяются родственными узами лишь в красоте». Позднее примат в философской науке в представлениях Г. переходит от эстетики к логике. Эсте­тика же предстает как философия иск-ва, занимающего подчиненную ступень в развитии абсолютного духа (т. е. форм общественного сознания, иерархия к-рых у Г. выглядит теперь так: иск-во, религия, философия). Новизна эстетики зрелого Г. состояла в акцентировании связи иск-ва и красоты с деятельностью и трудом человека (понимаемым идеа­листически, ибо идеализм, как подчер­кивал Маркс, «не знает действительной. чувственной деятельности как тако­вой»): изменяя предметы, человек запе­чатлевает в них свои определения, на этом основании возникает переживание красоты. Красота, по Г., всегда человеч­на: мы называем животных красивыми, если обнаруживаем в них свойства, со­звучные человеку,— силу, храбрость, добродушие и т. д. Красота — это чувст­венная форма идеи. Ее сфера — види­мость, находящаяся посредине «между непосредственной чувственностью и иде-ализованной мыслью». Чувственное в иск-ве адресуется двум «теоретическим» чувствам — зрению и слуху; оно всегда одухотворено. Предельно общей эстети­ческой категорией у Г. выступает пре­красное, роль к-рого в эстетике анало­гична роли категории «бытие» в логике. Вне прекрасного нет иск-ва, но это не значит, что художник ограничивает свой материал красотой объективного мира. В «снятом» виде в состав иск-ва входит и безобразное, причем «снятие» это происходит, поскольку благодаря мастерству художника, выносящего свой приговор к.-л. явлению, достигает­ся «внутреннее примирение духа», т. е. преодоление безобразного красотой. Г. не построил системы эстетических кате­горий по принципу восхождения от аб­страктного к конкретному, как это сде­лано в его логике. В эстетике взят исто­рический принцип рассмотрения мате­риала (причем само историческое раз­витие выступает у Г. как прогресс в сфе­ре духа). Осн. триаду применительно к иск-ву образуют последовательно сме­нявшиеся в ходе истории его формы — символическая (доминирует на Восто­ке), классическая (характерна для ан­тичности) и романтическая (преоблада­ет в христианской Европе). Критерий оценки — соотношение между худож. содержанием и его воплощением. Сим­волическое иск-во, в к-ром содержание не нашло еще адекватной формы,— лишь предыскусство. Только классика, где содержание и форма находятся в гармоническом единстве, является, по Г., подлинным иск-вом. Романтическое иск-во знаменует собой нарушение гар­монии, распад, ибо содержание в нем перерастает форму, мысль и рефлексия обгоняют худож. творчество, к-рое зако­номерно уступает место религии и нау­ке. Мысль Г. о гибели иск-ва отражала неблагоприятную ситуацию, сложив­шуюся для худож. творчества в услови­ях капитализма. Историческую схему развития иск-ва Г. дополняет класси­фикацией его видов, в основу к-рой по­ложен субъективный принцип — ощу­щение. К социально значимым ощуще­ниям — зрению и слуху Г. добавил еще внутреннее чувство — способность по­рождать образы предметов без непос­редственного контакта с ними за счет воспоминания и воображения, связав это чувство с членораздельной речью. Исходя из этого, Г. и выделяет три осн. вида иск-в — пластические, музыкаль­ные, словесные. Начало иск-ва — архи­тектура, она соответствует символиче­ской стадии творчества. Классическое иск-во — скульптура. Романтические иск-ва, призванные «оформлять внут­ренние переживания субъекта»,— жи- Гедонизм а искусстве Гений художественный вопись, музыка, поэзия. Подробно рас­сматривая виды искусства, Г. высказы­вает тонкое понимание каждого из них. Всюду он старается уловить принцип развития. Так, прогресс живописи Г. видит в том, чтобы «доработаться до портрета»; в лит-ре отмечает значение новой формы — романа, к-рый называ­ет «гражданской эпопеей» (термин был введен до Г.). Гл. произв., в к-ром изло­жена эстетическая концепция Г.,— «Лекции по эстетике», курс, неоднократ­но прочитанный им и изданный посмерт­но на основании студенческих записей. ГЕДОНИЗМ в искусстве (от греч. hedone — удовольствие) — тенденция замкнуть худож. творчество в его непо­средственной чувственной стихии в ущерб выражению духовного содержа­ния в иск-ве. Эта тенденция историче­ски возникает как реакция на абстракт­ное морализирование и диктатуру хан­жеских условностей, сковывающих сво­бодное проявление творческой индиви­дуальности художника (Индивидуаль­ность в искусстве). Но такая реакция чаще всего одностороння и в своем пре­дельном развитии приводит к вырожде­нию иск-ва в разновидность индустрии развлечений. Возможность превраще­ния иск-ва в средство растления челове­ческих душ увидел еще Платон, реко­мендовавший сохранить в идеальном государстве одни лишь священные пес­нопения. Это уже др. крайность — ти­пичная позиция религиозного ригориз­ма, для к-рого малейшее отступление от служебной функции в сторону эманси­пации иск-ва равносильно греху и раз­ложению. История иск-ва свидетельст­вует о том, что пики в его развитии неиз­менно связаны с достижением опреде­ленного равновесия между двумя по­лярными его слагаемыми — чувствен­ной «материей», телесной фактурой и воплощаемым духовно-эмоциональным содержанием. Гармония этих начал и составляет «тайну» высокой классики (Классика в искусстве), источник ее вечного обаяния и свежести. Это не зна­чит, что все «неклассическое», т. е. от­меченное нарушением такого равнове­сия в ту и.1И иную сторону, неприемле-мо. Подлинное иск-во способно высве- чивать разные свои грани, и в «неклас­сическом» его проявлении может доми­нировать аскетическая духовность, де­формирующая естественные контуры те­лесного бытия, как, напр., в иконописи, или, наоборот, торжествовать раблези­анское начало упоения чувственными радостями жизни. В европ. культуре гедонистическая тенденция проявляется уже в эпоху Ренессанса, когда «реаби­литация плоти», ниспровержение хри­стианского аскетизма привели к экс­цессам чувственности и в реальной жиз­ни, и в худож. практике, что особенно зримо отразилось в том типе лит-ры, образцами к-рого можно считать «Де-камерона» Боккаччо и «Мандрагору» Макиавелли. Это не только сатира на церковников, но вместе с тем и транс­формация наивной откровенности сред­невековья в трактовке взаимоотношения полов в определенную философию на­слаждения, что, разумеется, не означа­ет полного отождествления эстетиче­ской позиции обоих авторов с Г. В даль­нейшем эстетический Г. принимал самые разнообразные формы в различных видах искусства, но суть его сводилась и сводится к превращению приятного в осн. категорию худож. мышления и вос­приятия и к одностороннему пониманию эстетического наслаждения как приоб­ретения приятных впечатлений. Неук­лонное движение европ. иск-ва начиная с XIV в. по пути усвоения жизненной правды отодвинуло эстетический Г. на периферию худож. культуры, хотя вре­менами (особенно в периоды социаль­ного застоя) он пользовался влиянием в кругах буржуазной элиты. Так, он со­ставлял существенный элемент плат­формы «чистого искусства» и близкого к нему «эстетического имморализма» (Ницше — О. Уайльд — А. Жид). В на­стоящее время Г. свойствен более всего буржуазной массовой культуре. Несом­ненно, чувственная прелесть произв. присуща иск-ву по самой его природе, так что этого качества не лишены даже картины нек-рых абстракционистов (напр., Кандинского или К. С. Малеви-ча, что, кстати, и отличает их как истин­ных художников от дутых величин, ка­ковых немало под знаменем абстрак- ционизма). Эстетическая организация красок, звуков, пластических форм закономерно порождает наслаждение как один, но не единственный элемент худож. восприятия. Это свойственно даже слову — наиболее абстрактному материалу из тех, к-рыми пользуется иск-во. Но чувственная экспрессия — только один из слоев сложного орга­низованного эстетического предмета, и преимущественная концентрация вни­мания на одном этом слое свидетель­ствует о неразвитом вкусе, невольно деформирующем исходную целостность худож. произв. К тому же сам смысл чувственности полностью раскрывается лишь в ее диалектическом противо­поставлении духовности, что, собствен­но, составляет одну из важнейших тем подлинного иск-ва, особенно послед­него времени. ГЕИНЕ (Heine) Генрих (1797— 1856) — нем. поэт и публицист. Будучи современником двух революций — 1830 и 1848 гг., Г. занимал прогрессивную, радикальную политическую позицию: в 40-е гг. был лично близок Марксу, од­нако остался приверженцем утопиче­ского социализма. Мировоззрение и творчество Г. отмечено глубокими про­тиворечиями, к-рые для самого Г. были неразрешимы и определяют не только форму и содержание его худож..произв., но и его эстетику. Публицистические и поэтические начала переплетаются во всех жанрах его творчества, но никогда не сливаются. В эстетике Г. колеблется между признанием общественной роли иск-ва и идеей его независимости, авто­номности, не в состоянии подойти к это­му противоречию диалектически. Сам будучи романтиком, он решительно кри­тикует нем. романтизм за его общест­венную пассивность и аполитичность. Г. считает связь с жизнью непременным требованием совр. ему иск-ва, чутко вос­производя тем самым худож. тенденцию эпохи, но это требование получает у не­го противоречивое выражение. Все соб­ственно поэтические произв. Г. проник­нуты эстетической проблематикой, рас­крываемой в отчетливо романтическом духе. В их центре — образ поэта, его жизнь, его самоосознание, его кризис-

Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 113; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!