ТЕМАТИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ ОСНОВНЫХ СТАТЕЙ СЛОВАРЯ 11 страница



ное положение на рубеже эпох, его внут­ренняя психологическая разъятость и растерянность. При всей публицистиче­ской заостренности мысли такой поэт остается типичным романтиком, погру­женным в себя, озабоченным проблема­ми своего «я». Вся социально-историче­ская проблематика времени преломля­ется у Г. в образе поэта, напряженно переживающего свою нецельность, кри-зисность. Осн. философско-эстетические работы Г.: «К истории религии и фило­софии в Германии» (1834) и «Романти­ческая школа» (1833—35), в к-рой Г. делает остроумный обзор совр. ему нем. лит-ры для фр. читателей. ГЕНЕРАТИВНАЯ ЭСТЕТИКА (от лат. generare — порождать, создавать) — прикладная теория, обслуживающая эксперименты по «машинному иск-ву». Г. э. примыкает к информационной эс­тетике, являясь ее ответвлением с ярко выраженной технологической направ­ленностью. Обоснование Г. э. как особо­го раздела информационной эстетики было предложено в работах ее предста­вителей (М. Бензе, 3. Мазера и др.). Г. э. берет на себя задачу разработки программ и алгоритмов построения эс­тетических объектов (артефактов), а также реализации этих программ с по­мощью ЭВМ. Программно-управляемое производство знаковых систем эстети­ческого типа (Знак эстетический), т. е. несущих эстетическую информацию, как ближайшая цель Г. э. является для информационной эстетики способом проверки плодотворности распростра­нения на иск-во кибернетических прин­ципов (худож. произв. как сообщение, возможность его формализованного описания и др.). Г. э. исходит из комму­никативной трактовки творческого про­цесса, наличия в нем концептуальной и предметно-практической фаз и непре­менной опосредствованности реализа­ции творческого замысла системой се­миотических процедур и технических устройств. Наряду с общей Г. э. суще­ствуют ее частные разновидности («ге­неративная графика», «генеративная музыка» и др.). ГЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ (лат. genius — гений, дух, хранитель) — выс- Гердер Герменевтики и искусство шая степень творческой одаренности в иск-ве, худож. таланта; человек, обла­дающий этой одаренностью. По словам Белинского, назначение Г. состоит в том, что он создает «новый мир мысли и формы». Его новаторство носит универ­сально-целостный характер и отличает­ся глубокой самобытностью и непрехо­дящей эстетической ценностью. В идеа­листической эстетике Г. х. часто рас­сматривают как сверхчеловека, природа к-рого не может быть постигнута ни им самим, ни наукой. Порою гениальность отождествляется с психопатологично-стью, даже безумием. Утверждается, что Г. х. фатально обречен на отчужде­ние, что он стоит вне времени и объек­тивных условий. Марксистско-ленин­ская эстетика исходит из того, что твор­чество великого художника возникает не спонтанно-случайно, а подготавлива­ется всем предшествующим культурным опытом и общественной практикой. Об­гоняя свою эпоху, Г. х. вместе с тем яв­ляется рупором, выразителем идейно-эстетических потребностей, взглядов и вкусов народных масс. Его творения ак­туально или потенциально близки мил­лионам людей, они переживают свое время в этом высшая коммуника­бельность гениального художника, хотя сам он порою и не получает признания при жизни, встречает непонимание сов­ременников. Как явление Г. х. обуслов­лен не только исключительными при­родными способностями индивида к художественному творчеству, необычай­но развитой продуктивной интуицией и фантазией. Это и огромный, всепогло­щающий труд, полная самоотдача, что поэтически точно выражено Маяков­ским применительно к словесному твор­честву: «Изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды». Творче­ство Г. х., как и таланта, неотделимо от мастерства и мировоззрения худож­ника. ГЕРДЕР (Herder) Иоганн Готфрид (1744—1803) — нем. философ-просве­титель, эстетик, писатель, участник дви­жения «Буря и натиск», выросшего на почве нем. Просвещения, друг Гете. Си­стематического изложения эстетики не оставил, но в ряде работ сформулиро- вал нек-рые основополагающие идеи в этой области. Г. внес в эстетику дух ис­торизма, рассматривая иск-во в тесной связи с породившей его эпохой, жизнью народа и его мифологией. Впервые это было сделано в работе «Критические леса» (1769), представляющей собой отклик Г. на дискуссию между Винкель-маном и Лессингом по поводу скульп­турной группы «Лаокоон». Здесь же Г. показал специфику худож. литературы как иск-ва, основанного на условных знаках, созданных человеком (в отличие от живописи, знаки к-рой взяты из жиз­ни). Одним из первых Г. обосновал есте­ственное происхождение языка путем межличностного и социального обще­ния, определил красоту как «чувствен­ный феномен истины». Выявляя специ­фику иск-ва, Г. отмечал неповторимую индивидуальность худож. образа: в дра­ме всегда предстает «этот» человек. Шекспира он считал величайшим масте­ром иск-ва, раскрывающего человече­скую индивидуальность. Г. привлек вни­мание образованной публики к народ­ному творчеству, ввел понятие «народ­ная песнь», трактуя его предельно ши­роко: и как произв. глубокой старины, и как совр. фольклор, и как поэзию, до­ступную народу. Он был одним из пер­вых собирателей фольклора. В работе «Каллигона» (1800) выступил с крити­кой эстетики Канта, обнаружив, однако, недостаточно глубокое ее понимание. Эстетические воззрения изложены так­же в таких его работах, как «Исследова­ние о происхождении языка» (1772), «Пластика» (1773) и др. ГЕРМЕНЕВТИКА И ИСКУССТВО (от греч. herrneneukos — разъясняю­щий. истолковывающий).—-Г. сформи­ровалась еще в древности как способ ис­толкования сообщений оракулов и вооб­ще иносказаний, многозначных симво-'лов. Древнегреч. философы и филологи, особенно неоплатоники (III—V вв.) и представители т. наз. Александрийской школы (III— II вв. до н.э.). с помощью Г. интерпретировали произв. древн. поэтов, прежде всего Гомера.1В средние века она применялась в первую очередь для истолкования Библии. Особое вни­мание уделили разработке Г. проте- стантские теологи, видевшие в ней сред­ство выявления «истинного» смысла библейских тексто"?"^ формированием в эпоху Возрождения классической фи­лологии, независимой от теологии, Г. выступает как иск-во перевода памят­ников античности на живой язык — итал., нем., фр. В новое время большой вклад в разработку теории Г. внес нем. протестантский теолог и философ Ф. Шлейермахер (1768—1834), к-рый освободил ее от ориентации на каноны христианского вероучения или класси­ческой античной лит-ры. Г. рассматри­вается Шлейермахером как универсаль­ный методологический инструмент при анализе культурно-исторических текс­тов, в т. ч. худож. (памятников прошло­го), помогающий через особенности стиля, речи, построения фразы и всего произв. в целом постигнуть его как вы­ражение индивидуальности автора, при­надлежащего к определенному време­ни. По мнению Шлейермахера, Г. поз­воляет интерпретатору (Интерпрета­ция) как бы повторить творческий акт создателя худож. произв. Но если в ука­занном акте бессознательное начало преобладало над сознательным, то в творчестве интерпретатора сознатель­ное должно господствовать над бессозна­тельным. Здесь Шлейермахер опирает­ся на принципы эстетики нем. романтиз­ма. Ему принадлежит также определе­ние Г. как движения в круге («герменев­тический круг»). Перед интерпретато­ром худож. произв. стоит задача воссоз­дать целое из его частей. Исходя из нек-рого предвосхищения смысла цело­го, он пытается раскрыть смысл отдель­ных частей, и наоборот, анализ частей позволяет ему всякий раз корректиро­вать смысл целого, внося поправки в свое «предварительное понимание». Как метод гуманитарного (историче­ского) познания в его отличии от есте­ственнонаучного Г. трактовалась нем. философом В. Дильтеем (1833—1911). По его мнению, этот метод ближе к ху­дож. постижению мира, чем к научному конструированию его, поскольку в его основе лежит понимание душевно-ду­ховной жизни в ее целостности. Именно к Дильтею восходит идея сближения гуманитарных наук с И., хотя сам он пытался провести и водораздел между ними, говоря о необходимости для этих наук давать и общезначимые результа­ты (в отличие от И.). Развитие проблем Г. в рамках бурж. философии начиная с 20-х гг. XX в. идет в русле экзистенциа­лизма Хайдеггера, усматривающего герменевтический характер человече­ского бытия в его «языковости». В позд­нейших произв. Хайдеггера Г. рассмат­ривается не как толкование бытия, а как его свершение, как осуществление «судьбы бытия». Бытие герменевтич-но, потому что оно «доставляет весть», возвещает «судьбу»; эту весть приносит язык, и чаще всего — через великих по­этов. Ученик Хайдеггера нем. философ Г. Г. Гадамер (р. 1900) развил концеп­цию Г., согласно к-рой носителем пони­мания исторических образований, явле­ний культуры выступает язык, имеющий игровую природу. Слово естественного языка «играет» смыслами, не тождест­венно себе и тем отличается от научного термина, в к-ром «игра» погашена. Эта. особенность языка, по мнению Гадаме-ра, явственнее всего предстает в поэзии, ибо слово поэта, как и оракула, всегда неоднозначно. Истинное отношение к произв. И. он усматривает в созерцании его самодовлеющего, завершенного в себе бытия. Подчеркивая роль в оценке И. предварительного понимания, задан­ного традицией, Гадамер, однако, пре­вращает последнюю в объект игры или бесконечной рефлексии, что не может не вести к скептицизму и субъективизму. В отечественной эстетике и литературо­ведении проблемы Г. разрабатывал Бахтин. С его т. эр., для понимания чу­жой культуры не нужно «переселяться» в нее: чтобы понять др., важно оставать­ся самим собой. Это — не позиция игры, а вполне серьезный диалог, при к-ром собеседники не стремятся ни отречься от самих себя, ни замкнуться в изоля­ции. Выступая инструментом худож. критики (Критика художественная), герменевтическая методика находится еще в стадии становления. Вместе с тем уже сейчас можно выделить осн. ее опе­рации, помогающие в интерпретации худож. текста: 1) постижение критиком Героическое Герцен текста через сопоставление с культур­ной традицией (Традиция и новаторст­во), с действительностью; 2) «вжива-ние» — сопереживающее проникнове­ние в худож. логику текста; 3) постиже­ние текста через сопоставление худож. образов со своей личностью и своим эстетическим опытом: 4) расширение духовного горизонта, контекста (дейст­вительность, культура, личный опыт), в к-ром воспринимается худож. произв. Г. при подлинно научной ее трактовке ставит проблему, что надо видеть за худож. произв. (авторскую личность, историческую эпоху, в к-рую оно было создано, культурную традицию и т. п.), ориентирует на выявление его конкрет­но-исторического содержания и на це­лостный подход к его анализу. ГЕРОИЧЕСКОЕ (от греч. heros— герой) — категория эстетики, раскры­вающая ценностный смысл выдающего­ся по своему общественному значению деяния, требующего от человека или коллектива людей (социальной группы, класса, народа) высшего напряжения духовных и физических сил, мужества и самоотверженности. Будучи одной из форм проявления возвышенного, Г. тес­но связано с трагическим. В природе Г. лежит преодоление острых, непримири­мых противоречий, что достигается не­редко ценой жизни. В иск-ве Г. раскры­вается в утверждении высокого эстети­ческого идеала, прежде всего через об­раз героев, его выражающих. В этих образах воплощаются прогрессивные тенденции общественного развития, яр­кие проявления мужества, нравственной стойкости, величия человеческого духа. Персонификация магистральный, но не единственный путь худож. воплощения Г.. Оно может выражаться через активно обозначенную авторскую позицию (напр., в сатире). Эстетические формы выражения Г. зависят от жанра и вида искусства, от худож. метода (Метод художественный) — реалистического, романтического, классицистического и т. д., к-рый лежит в основе творчества художника. С позиций марксизма-ле­нинизма как Г. оценивается только та­кое свершение, в к-ром личная храб­рость и готовность к самопожертвова- нию определяется гуманистической целью, служением идеалу. Высшим кри­терием Г. выступает мера его общест­венной ценности. Марксистская эстети­ка отвергает индивидуалистическое по­нимание Г., когда утрачивается его объективный критерий, абсолютизиру­ется личное бесстрашие, возводится в принцип самоценность последнего. В этом случае любое проявление фанатиз­ма, бессмысленной храбрости, даже уго­ловщина могут быть истолкованы как выдающиеся свершения. В худож. прак­тике такие представления о Г. оборачи­ваются зачастую апологией «сильной личности», насилия, жестокости, что характерно для буржуазной массовой культуры. Др. полюс в индивидуалисти­ческих трактовках Г.— утверждение, что совр. человек вообще неспособен к подвигам, а если они и свершаются, то оказываются в конечном счете бесплод­ными и бессмысленными, ибо в принци­пе невозможно радикально изменить мир и самого человека. В иск-ве и эсте­тике подобные утверждения находят свое выражение в концепции дегероиза­ции. Ленин глубоко обосновал диалек­тику Г.: массовый героизм, необходи­мый для победы и утверждения социа­листического об-ва, является той соци­альной почвой, на к-рой вырастает геро­изм отдельной личности. Подлинный ге­рой, действуя в единстве с народом, все­гда находится впереди него, но не над ним. Стремление выразить эту живую диалектику составляет типологическую особенность социалистического реализ­ма, его конструктивную цель. В лучших произв. советского иск-ва воплощаются опыт, разум и воля народа. Раскрывае­мая в них эстетика Г., так же как и Г., представленное в высокой классике (Классика в искусстве) и фольклоре, оказывая воздействие на умы людей, Является важным средством идейного и эстетического воспитания. ГЕРОЙ — см. Персонаж. ГЕРЦЕН Александр Иванович (1812—70) —рус. революционер-демо­крат. мыслитель-материалист, писатель. Создатель Вольной рус. типографии (Лондон, 1853), издававшей альманах «Полярная звезда» (1855—69), первую рус. революционную газету «Колокол» (1857—67) и др. Эстетические воззре­ния Г. неотрывны от общей эволюции его философских взглядов, итог к-рой подведен В. И. Лениным: «Герцен вплотную подошел к диалектическому материализму и остановился перед — историческим материализмом» (т. 21, с. 256). Разрабатывая общефилософ­ские обоснования будущего социально­го переворота в России, в эстетической борьбе эпохи Г. становится защитником реалистического метода (Реализм) в иск-ве и лит-ре. Он утверждает объек­тивность эстетических категорий и пред­ставлений, возможность не только эмо­ционального, субъективного восприя­тия, но и интеллектуального «понима­ния» произв. иск-ва. Здесь, как и в фи­лософских исканиях в целом, Г. ищет синтез «эмпирии» и «спекуляции», един­ства бытия и мышления, практики и теории. Отсюда вытекает его понимание задач иск-ва и лит-ры, к-рые призваны не только «представлять» действитель­ность, но и стать активной силой в ее пересоздании. Г. принадлежит воспри­нятое всеми революционными демокра­тами определение лит-ры как «трибу­ны», с высоты к-рой народ «заставляет услышать крик своего возмущения и своей совести», а также представление о высокой миссии художника-творца: «художник тоже власть». Высоко ценя творчество мн. деятелей иск-ва и лит-ры прошлого и своего времени, Г. возлагает большие надежды на иск-во будущего. Говоря о «новом искусстве», он имеет в виду прежде всего такое, к-рое было бы и социально действенным, и обладаю­щим «художественной инициативой». Поскольку «корни» иск-ва — «корни» прекрасного «в земле», как образно определяет Г., постольку возникновение иск-ва, его развитие зависят от конкрет­но-исторических условий. «...Великий художник не может быть несовременен. Одной посредственности предоставлено право независимости от духа времени». Источник прекрасного, по Г., жизнь, но не в ее обыденном течении, а в моменты высокого напряжения, подъема. Опе­рируя понятием «вечная красота», Г. видит в ней отражение «человеческой мощи» в ту или иную историческую эпо­ху. Полемизируя с попытками объяс­нить, что такое «красота», «прекрас­ное», исходя из физиологических осо­бенностей человека, он утверждает: «Прекрасное, конечно, не ускользает от законов природы; невозможно ни соз­дать его без материи, ни ощущать его без органов чувств: но ни физиология, ни акустика не могут создать теорию художественного творчества искусст­ва» — это, по Г., сфера общественных наук. Историзмом проникнуто его пони­мание трагического. «Дон-Кихотом ре­волюции», «суровым, трагическим ти­пом» предстает в его творчестве якоби­нец, оставшийся верным идеалам обще­ственной свободы и справедливости в эпоху их крушения и попрания. Комиче­ское связывается Г. с отжившими или отживающими явлениями, но с такими, само существование к-рых тормозит общественное развитие. Поэтому осмея­ние их «имеет в себе нечто революцион­ное». Способность художника выразить и воплотить в произв. иск-ва не только существующие и уходящие, но и едва зарождающиеся черты и тенденции раз­вития об-ва составляют, согласно Г., основу воспитательной силы иск-ва. Особенно важно для иск-ва отражение назревающих потребностей народной жизни. Народность и художественность неотъемлемы для Г. друг от друга: «По­эт и художник в истинных своих произ­ведениях всегда народен». Связь иск-ва с делом освобождения трудящихся масс от эксплуатации, отражение в нем пере­довых общественных идеалов, идей­ность искусства являются гл. принципа­ми эстетики Г. Они положены в фунда­мент его концепции истории рус. лит-ры и дали право Г. называться одним из творцов рус. революционно-демократи­ческой эстетики. Проблемы эстетики за­трагиваются в разных по задачам и жанрам работах Г., важнейшие из к-рых: «Дилетанты-романтики» (из цик­ла «Дилетантизм в науке», 1842—43), «О развитии революционных идей в Рос­сии» (1850), «А. Иванов» (1858), «Кон­цы и начала» (1862), «Новая фаза в русской литературе» (1864), «Письмо о свободе воли» (1868). Высказывания Горький по этим проблемам содержатся также в «Былом и думах» (1855—68), дневни­ках и письмах. ГЕТЕ (Goethe) Иоганн Вольфганг (1749—1832)—нем. поэт, основопо­ложник нем. лит-ры нового времени, мыслитель и естествоиспытатель. Эсте­тические воззрения Г., не приведенные в систему, менявшиеся на протяжении его жизни, зачастую противоречивые, оказали тем не менее огромное воздей­ствие на последующее развитие худож. культуры. В молодости Г.— один из вождей движения «Буря и натиск», по­борник нем. национального иск-ва, оли­цетворением к-рого для него выступали готическая архитектура и народная по­эзия. Иск-во, по Г., призвано противо­стоять отжившим условностям, обвет­шалой морали, бороться против угнете­ния личности. Начиная с 80-х гг. идеа­лом Г. становится античное иск-во, в к-ром он видел воплощение гармониче­ских отношений между людьми. Вей­марский «классицизм» Г. был своеоб­разной критикой буржуазного об-ва и обоснованием реалистических принци­пов творчества. Иск-во он трактовал как «подражание» природе (включая в ее понятие «естественные» законы об-ва). Но подражание — не копирование пред­метов; «простое подражание» он отвер­гал (вместо одного мопса будут два!), несовершенным считал и «манеру» — обращение художника к миру своей ду­ши. По Г., есть только' один подлинный способ худож. обобщения — воплоще­ние общего в единичном и особенном, т.е. «стиль». По сути дела, Г. сформули­ровал идею типизации (не употребляя, правда, этого термина: типическое он называл символическим). Столкнув­шись, однако, с возражениями Шилле­ра, к-рый отстаивал равноправие того, что Г. называл «стилем» и «манерой», Г. согласился со своим оппонентом и ру­ководствовался этим в процессе созда­ния «Фауста». Учение Г. о типическом выходило за пределы иск-ва; он находил в самой жизни предметы, к-рые в силу своей характерности (Характерное) вы­ступают «как представители других». Именно на них, с т. зр. Г., и должен об­ращать внимание художник. Для обоз- начения любой творческой силы (в т. ч. и в иск-ве) Г. ввел понятие «демониче­ское», не вкладывая в него никакого ми­стического смысла. «Демоническое», как его понимал Г., проявляется лишь в определенных социальных условиях. Народ, достигший определенной стадии развития, может выдвинуть националь­ного автора; дальнейшее развитие на­родов приводит к возникновению «миро­вой литературы». Этим понятием Г. вы­ражал взаимодействие национальных лит-р и творческие контакты писателей разных стран. Будучи директором Вей­марского театра, он составил знамени­тые «Правила для актеров» (1803), из­лагающие принципы реалистического сценического искусства. Для развития живописи имели значение работы Г. по теории цвета (последние он ставил вы­ше своего поэтического творчества). Осн. работы, раскрывающие эстетиче­ские взгляды Г.: «Простое подражание природе. Манера. Стиль» (1789), «Уче­ние о цвете» (1810). Эти взгляды нашли также выражение в переписке Г. с Шил­лером, в записанных И. П. Эккерманом разговорах с Г.

Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 93; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!