ТЕМАТИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ ОСНОВНЫХ СТАТЕЙ СЛОВАРЯ 1 страница



Эстетика: Словарь/Под общ. ред. А. А. Беляева и др. — М.: Политиздат, 1989. —447 с   В статьях словаря раскрывается содержание основных категорий и по­нятий, по.тожений и принципов марксистско-.тенинской эстетики и эстетиче. ского воспитания, характеризуются важнейшие моменты истории эстетической мысли, взгляды мыслителей прошлого и современности. Большое место отво. дится освещению проблем искусства как ядра эстетической деятельности (ви­ды и жанры, художественные методы и стили, направления, особенности твор­ческого процесса, художественного восприятия и т. л.), раскрытию его сущности и социальных функций. Рассчитан на широкий круг читателей.     АБСОЛЮТНОЕ ИСКУССТВО (от дат. absolutus-неограниченный, без­условный) — концепция в совр. бур­жуазной эстетике, в рамках к-рой пред­принимаются попытки теоретически обосновать устремленность ряда тече­ний западного иск-ва (прежде всего модернистского) к освобождению ху-дож. ироизв. от всякого жизненного содержания, к утверждению полной ав­тономии и самоценности худож. дея­тельности. Для обоснования А. и. его теоретики (Ю. Клаус, В. Гесс и др.) используют широкий круг идей, сформу­лированных в свое время Кантом, Шил­лером, Шеллингом. Шопенгауэром и Ницше (учение о гении, об «эстетиче­ском государстве», об автономии эстети­ческого), высказывания и работы К. Малевича и Кандинского. В целом в философско-эстетическом обосновании А. и. акцент делается на самоценности и самодостаточности иск-ва, а также на «необъяснимо-иррациональном» ха­рактере его эстетического воздействия. Концепцию А. и. часто сближают с теорией «искусства для искусства», а перенося на А. и. такие характеристики последнего, как эзотеризм (обращен­ность лишь к «посвященным», элите), эстетизм, склоняются на этом осно­вании к выводу о внутреннем родстве А. и. и декаданса (Декадентство). АБСТРАКЦИОНИЗМ (от лат. abst-ractio — отвлечение) — направление в иск-ве XX в.: творческий метод абст­рактного (беспредметного, нефигура­тивного) иск-ва, прежде всего живопи­си, отказавшейся от изображения форм реальной действительности. Эстетиче­ское кредо А. изложил Кандинский в книге «О духовном в искусстве» (1910). К тому же периоду относится создание первых абстрактных произв. А. развивался по двум осн. направле­ниям: стремление к гармонизации бес­форменных цветовых сочетаний и со­здание геометрических абстракций. Первое направление (гл. представи­тель — ранний Кандинский) довело до логического завершения поиски экспрессионизма и фовизма в области «освобождения» цвета от форм реаль­ной действительности. При этом гл. ак­цент делался на самостоятельной вы­разительной ценности цвета, его коло­ристическом богатстве, на музыкаль­ных ассоциациях цветовых сочетаний, с помощью к-рых абстракционисты стремились выразить некие глубинные «истины бытия», вечные и «духовные сущности», движение «космических сил», а также лиризм и драматизм человеческих переживаний, т. е. пере­носили на живопись мн. функции му­зыки. Второе направление причис­ляет к своим родоначальникам П. Се-занна и кубистов {Кубизм). Оно развивалось по пути создания но­вых типов худож. пространства пу­тем сочетания всевозможных геомет­рических форм, цветных плоскостей, прямых и ломаных линий и имело це­лый ряд разветвлений. В России — это районизм (лучизм) М. Ларионова, абстракции О. Розановой, Л. Поповой, супрематизм К. Малевича: в Голлан­дии — группа «Стиль» (с 1917 г.) во Абстракция хцдожест ценная главе с П. Мондрианом и Т. ван Дус-бургом. Представители этой группы выдвинули концепцию неонластицизма, противопоставлявшую «простоту, яс­ность, конструктивность, функцио­нальность» чистых геометрических форм «случайности, неопределенности и произволу природы». Новое поколение абстракционистов (Дж. Поллак, Де Ку-нинг и др.), пришедшее в иск-во после второй мировой войны, восприняло от сюрреализма принцип «психического автоматизма». У Поллака акцент в творческом акте перемещается с произв. на сам процесс его создания, к-рый становится самоцелью. Отсюда берет начало т. наз. «живопись-действие» (Action-painting). Разновидностью А. в США с 50-х гг. становится «абст­рактный экспрессионизм» (М. Ротко, А. Горки и др.). Отказавшись от ис­пользования изобразительных прин­ципов, присущих живописи как виду искусства, А. абсолютизировал эсте­тическую значимость цвета и формы, добиваясь худож. эффекта только на основе организации их оппозиций (Оппозиция эстетическая). Тем самым он уводил живопись в область чистого эстетства, недопустимо сузил задачи и функции (прежде всего социальные) иск-ва. Негативная роль А. прояви­лась и в том, что, сняв фактически критерий худож. мастерства, он от­крыл путь в иск-во людям, далеким от него. Собственно живописные находки А. (в области гармонизации цвета и формы) активно используются сегод­ня художниками самых разных направ­лений, а также в дизайне, в оформи­тельском иск-ве, в театре, кино, на телевидении. АБСТРАКЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕН­НАЯ (от лат. abstractio — отвлече­ние) — способ худож. мышления и по­строения образа реальности в иск-ве. Подобно научной абстракции А. х. предполагает отвлечение от второсте­пенного, несущественного в инфор­мации об объекте, акцентирование су­щественно значимых ее моментов и до­полнение образа информацией, полу­ченной из др. аналогичных источников или хранящейся в памяти субъекта, наконец, синтез целого (в данном слу­чае худож. образа) из разнородных элементов в соответствии с к.-л. ис­ходным принципом, замыслом. Вместе с тем А. х. имеет свою специфику. Во-первых, она никогда не порывает с практическим сознанием человека, его жизненным опытом, обобщением к-рого является. Во-вторых, обобщению под­лежат в ней как знания об объекте (напр., емкая характеристика персо­нажа в «Мертвых душах» Н. В. Го­голя — «дама приятная во всех отно­шениях»), так и его форма (напр., абстракция формы и цвета в жи­вописи П. Сезанна и М. Сарьяна). В-третьих, если результатом научной абстракции является логический конст­рукт — понятие, общее для целого класса явлений, то результатом А. х. становится обобщение, ориентирован­ное на особенное, сохраняющее в худож. образе черты единичного в его отноше­нии к общему. Это придает худож. образу особую атмосферу причастности к чему-то большему, чем то, что он обозначает. В А. х. следует различать первичную, «технологическую» абст­ракцию и собственно худож. Первая вызвана условностью иск-ва, специфи­кой его языка: необходимостью пере­вести изображение трехмерного объек­та па двумерную плоскость в живописи и графике, выделить предмет изобра­жения в беспристрастном кинематогра­фическом кадре (крупный план, часть вместо целого), уложить жизнь героя в роман (напр., «Жизнь Клима Сам-гина» Горького), прочитываемый за несколько вечеров, проиграть развал «белой гвардии» в двух-трехчасовом театральном представлении («Дни Тур­биных» М. Булгакова) и т. п. Собст­венно А. х., опираясь на «технологи­ческую», использует приемы абстра­гирования с целью усиления худож. выразительности образа. Среди при­емов абстрагирования, присущих А. х., можно назвать: выбор объекта изобра­жения (тема маленького человека у Н. В. Гоголя или человека из под­полья у Достоевского), отбор и подчер­кивание выражающих его особенность деталей, состояний (роль характерного жеста в портретах В. Серова); отказ от ненужных деталей (прозрачно обоб­щенное изображение Пушкина в карти­не В. Попкова «Осенние дожди», позво­ляющее выявить духовную сущность Поэта); метафорический перенос на изображаемое явление особенностей др., подчас весьма далекого, позво­ляющий раскрыть его в новом, более глубоком или остраненном свете (напр., параллельный монтаж демонстрации рабочих и неодолимого весеннего ледо­хода в кинофильме Пудовкина «Мать»); деформация, сознательное изменение формы изображаемого предмета (при­ем, характерный для живописи Эль Греко, прозы Гоголя, музыки Стравин­ского); символизация, когда вырази­тельная деталь становится ключом прочтения и понимания худож. произв. (описание куста татарника в повести Толстого «Хаджи Мурат») или когда изображение событий, обладающее эстетической ценностью само по себе, становится символом более универсаль­ной идеи, не поддающейся непосредст­венному изображению (напр., в картине «Слепые» П. Брейгеля, в романах «Сто лет одиночества» Г. Маркеса, «Царь-рыба» В. Астафьева житейский изобра­зительно-повествовательный план яв­ляется лишь образом-символом, наме­кающим на философские проблемы смысла жизни и судеб мира). Необходи­мым моментом А. х. является синтези­рование целостного образа. Принципы обобщающего синтеза могут быть под­сказаны логикой самих событий (напр., композиция «Мертвых душ» Гоголя), продиктованы движением ассоциатив­ных образов памяти (фильм А. Тар­ковского «Зеркало») или приняты сво­бодно как условие игры — прием, ши­роко распространенный в фольклоре (сказка) и встречающийся в совр. иск-ве («Мастер и Маргарита» М. Бул­гакова). В эстетической теории выде­ляют различные типы А. х. как спо- ' соба худож. обобщения. Наиболее рас­пространенные среди них: типизация, идеализация, индивидуализация и др. А. х. как способ худож. обобщения не следует отождествлять с абстракцио- Абсурда искусство низмом, представляющим собой на­правление в иск-ве, в осн. к-рого — абсолютизация А. как идейно-худож. принципа. АБСУРДА ИСКУССТВО (от лат. absurdus — нелепый) — одно из про­явлений авангардизма', понятие, свя­занное с группой явлений в лит-ре (пре­имущественно драме) и театре на За­паде 50—60-х гг. XX в. В основе миро­воззрения абсурдистов — тезис фило­софии экзистенциализма об абсурд­ности бытия, бессмысленности сущест­вования. А. и. выражает разочарование европ. интеллигенции итогами второй мировой войны, пронизано чувством отчаяния, безысходности, утверждает крах всякой идеологии. В реальной действительности А. и. видит алогизм, отсутствие причинно-следственных свя­зей; беря на вооружение нек-рые идеи экзистенциализма, оно отвергает его постулат о духовной свободе человека, подчеркивая полнейшую подчиненность личности ситуации. Эстетически А. и. опирается на принципиальный разрыв с предшествующей традицией — от­сюда термины «антилитература», «ан­тидрама», «антитеатр». Драма А. пред­полагает отсутствие сюжета, харак­теров', человек в ней определяется лишь поступками, лишенными всякой причинной обусловленности. Один из гл. тезисов А. и. — вырождение языка как средства коммуникации; челове­ческая речь в произв. абсурдистов превращается в формальные, лишенные смысла клише, а диалог, слово дискре­дитируются как формы общения. Отка­зываясь от социального анализа, отри­цая силу человеческого разума, драма и театр А. тем не менее содержат в себе пафос протеста против буржуазной дей­ствительности, морали, мещанского здравого смысла. Один из осн. приемов в А. и.— гротеск, вскрывающий, с т. зр. абсурдистов, истинное содержа­ние действительности, ее алогичную и бессмысленную сущность. Для драмы А. особенно характерна такая ее жанровая разновидность, как траги-фарс, обнаруживающий через гротеск, пародию нелепость, абсурдность су­ществования среднего буржуазного Абсурдизация Авторство в искусстве человека. Исследуя истоки А. и., от­мечают влияние на него творчества Ф. Кафки, А. Жарри. Наиболее ярко А. и. заявило о себе в драматургиче­ском творчестве Э. Ионеско («Лысая пе­вица», «Стулья»), С. Беккета («В ожи­дании Годо». «Конец игры») и поста­новках их пьес в парижских театрах в начале 50-х гг. К драматургам-аб­сурдистам могут быть причислены также Ж. Жене, Г. Пинтер, частично А. Адамов. АБСУРДИЗАЦИЯ (от лат. absur-dus — нелепый) — худож. прием, по­зволяющий путем введения в худож. текст откровенной несуразности или доведения до абсурда какой-то част­ной детали вскрыть противоестествен­ность (реакционность, безжизненность) отраженного в нем положения вещей, расцениваемого с т. зр. здравого смыс­ла в качестве нормы. Напр., отож­дествление человека с его чином для майора Ковалева из сатирической по­вести Н. В. Гоголя «Нос», как и для бюрократического сознания вообще, является естественным состоянием вещей, к-рое взрывается приемом А.: Нос майора Ковалева, отделившись от своего хозяина, в высоком чине стат­ского советника стал разъезжать по Невскому проспекту, что вызвало само­забвенный восторг его бывшего хозяи­на. Прием А. широко используется в романтическом иск-ве и реализме, осо­бенно в сатире, способствуя разобла­чению скрытых от обыденного созна­ния консервативно-нелепых или реак­ционных сторон общественного бытия. Один из наиболее ярких примеров тако­го использования — высоко оцененное Лениным стихотворение Маяковского «Прозаседавшиеся». А. как прием следует отличать от иск-ва абсурда, в к-ром А. возводится в принцип худож. видения и тем самым не столько раскры­вается абсурдность социальных условий человеческого бытия, сколько утверж­дается тотальная абсурдность его смысла. АВАНГАРДИЗМ (от фр. avant-garde — передовой отряд) — термин, обозначающий течения в иск-ве XX в., к-рые, порывая с реалистической тради- цией, усматривают в ломке устано­вившихся эстетических принципов, способов построения худож. формы осн. путь к достижению иск-вом своего назначения. Будучи крайним выраже­нием более широкого направления мо­дернизма, А. видит в абсолютизации традиционных принципов иск-ва тен­денцию к выделению его в особую самодовлеющую эстетическую сферу. Отсюда атаки авангардистов на эсте­тизм традиционного иск-ва, поиски различных, часто внеэстетических, спо­собов прямого воздействия на реци­пиента (читателя, слушателя, зрите­ля). Среди этих способов: подчеркну­тая эмоциональность, обращение к непосредственному чувству (экспрес­сионизм), культ машины, противо­поставленной несовершенству челове­ка, представление о «самоцельности» слова {футуризм), разрушение вся­кого смысла {дадаизм), «психический автоматизм», воздействие на под­сознательные импульсы {сюрреализм) и т. п. Авангардисты отказываются от таких элементов реализма в иск-ве. как сюжет, характер, рассматривая их как проявление ложного «идеоло­гического» подхода к действительности. Творческая природа А., как считают нек-рые искусствоведы, во мн. связана с динамикой научно-технического прог­ресса, решительно изменившего облик и ритмы совр. мира, с развитием отвлечен­ного мышления, обусловившего тяго­тение к иск-ву ассоциативных структур (перенос акцента с внешнего на внут­реннее, с лицезрения эстетических объектов на их переживание). С этим связана элитарная тенденция в А., стремление создать почти физически ощутимую напряженность между не­проницаемой структурой произв. и воспринимающим сознанием («новый роман», содержащий безличные ре­естры вещей, «конкретная поэзия», в к-рой налицо лишь формальная струк­тура, драма абсурда, демонстрирующая алогизм привычной на вид действитель­ности, и т. п.). В общем плане раз­рушение в А. установившихся канонов и формообразующих элементов как помех к непосредственному и наиболее адекватному, с т. зр. его приверженцев, восприятию действительности осу­ществляется в виде либо интуитивного ее освоения (в т. ч. и нерасчлененно-мифологизированного), либо нагляд­ной констатации принципиальной не­возможности такого освоения из-за то­тального отчуждения от реальности. А. начал бурно развиваться в 10—20-х гг. XX в., когда с особой силой об­наружился крах буржуазной идеологии. Как явление худож. культуры А. был крайне неоднороден и с т. зр. социаль- , ных позиций его приверженцев, и в пла­не стилистики их худож. творчества. К рус. А. в изобразительном искус­стве относят, напр., таких весьма раз­ных, самобытных, талантливых ху­дожников, как М. Шагал, П. Н. Фи­лонов, К. С. Малевич, Кандинский. Нек-рые революционно настроенные ху­дожники, такие, как Маяковский, Брехт, Л. Арагон, В. Незвал и др., видевшие в А. средство ниспровержения идеоло­гических мифов буржуазии, в конечном счете перешли на позиции пролетариа­та, утверждения эстетических принци­пов социалистического иск-ва. Прин­ципиальная же антиидеологическая направленность мн. представителей А. на Западе привела их в 60-х гг. к смы­канию с позицией «нового левого ради­кализма», выразившейся в отрицании культуры под предлогом ее «идеологич-ности» и в утверждении противостоящей ей контркультуры. Различные формы А. развиваются и в совр. иск-ве. АВГУСТИН (Augustinus) Аврелий (354—430) — христианский богослов, представитель западной патристики, один из родоначальников средневековой эстетики. Эстетическая система А. сложилась на основе мистических идей неоплатонизма и раннего христианства. Вершина ее— бог как триединство аб­солютной истины, добра и красоты. Весь универсум (материальный и ду­ховный) — произв. бога, созданное по законам красоты. Красота иерархична (возрастает от материального мира через духовную сферу к абсолюту) и является одним из гл. показателей бытия вещи;'безобразное же свидетель­ствует о полном отсутствии бытия. В об-ве восхождение по ступеням красоты — один из путей духовного совершенствования, ведущего к дости­жению вечной «блаженной жизни». Согласно А., блаженство (состояние неописуемой радости, ликование духа, бескорыстное наслаждение) — цель человеческого существования. Универ­сум основывается на упорядоченности всех явлений, позитивных и негатив­ных. Осн. структурные закономерности универсума проявляются как практи­чески-эстетические принципы: целост­ность, единство, ритм (или число), равенство, подобие, соответствие, со­размерность, симметрия, гармония. На их основе строятся и все иск-ва, гл. содержанием к-рых также выступает красота. Чем выше иерархическая сту­пень красоты, выражаемой в худож. произв., и чем адекватнее характер ее выражения, тем ценнее это произв. Музыка и иск-во слова занимают в системе А. высшие ступени. Он осо­бо выделяет две функции иск-ва — прямое эмоционально-эстетическое воздействие (напр., в музыке) и знако­во-символическую функцию, детально разрабатывает теорию знака и значе­ния, мн. внимания уделяет проблеме восприятия красоты и иск-ва, завер­шающегося суждением на основе чувст­ва удовольствия (неудовольствия). Осн. соч.: «О граде божием», «Испо­ведь», «О музыке», «О порядке». АВТОРСТВО в искусстве (от лат. autor — виновник, учредитель, осно­ватель, податель мнения) — понятие, выражающее специфическое отношение к произв. иск-ва как лично «сотворен­ному» его создателем (автором) и ему «принадлежащему». Отношение это, ставшее в совр. мире нормой и приоб­ретшее наряду с эстетическими также моральные и юридические аспекты (т. наз. авторское право), отнюдь не является обязательным для любой эпохи. Свидетельством тому много­численные примеры анонимности ар­хаического худож. творчества. А. воз­никает как плод исторического разви­тия и не остается неизменным. Пер воначально реальное или (чаще) услов­ное А. осмысляется как авторитет (оба Авторство ц искусстве Адорно слова не случайно этимологически свя­заны между собой): чтимое имя прикрепляется к чтимому тексту («Го-меровы» поэмы и гимны, «Соломоновы» притчи и т. п.), к формам и даже орудиям худож. деятельности как освя­щающая санкция. Представление о личном авторитете связано с древн. традициями обучения через контакт учителя и ученика и с практикой на­следственных корпораций мастеров и «ведунов». Прогрессирующее отделение худож. культуры от' культа в антич­ности, а по примеру античности — в эпоху Возрождения ведет к подъему и закреплению концепции А. как не­повторимой характерности индивиду­альной манеры художника. Однако до тех пор, пока сохраняло силу нор-мативистское понимание творчества, в последний раз обострившееся в эс­тетике классицизма, А. мыслилось соот­несенным с нормой жанра; отсюда представление о подражательном «со­ревновании» творческой личности с ее предшественниками, иск-во к-рых нуж­но превзойти в игре по тем же прави­лам. Только романтизм, отказавшись от этого представления, пришел к пони­манию художника как творца всей тотальности сотворенного, как гения (в идеале), не только решающего, но и ставящего задачи в иск-ве, а тем са­мым — к выявлению всех внутренних противоречий понятия «А. в и.». Ро­мантическая мысль провозгласила абсо­лютную суверенность автора и одновре­менно впервые осмыслила явления без­авторского творчества в сферах мифа, фольклора и архаической культуры: она крайне сблизила «художника» и «че­ловека», побудив Байрона, Новалиса, М. Ю. Лермонтова материализовать мотивы своего творчества в своей жизни и смерти, но она же фикси­ровала контраст «художника» и «чело­века» в «романтической иронии» (Иро­ния). Декадентство жило утрировкой романтической концепции А. Художник предстает в декадентстве как обес-человеченный человек, отказавшийся от всех человеческих связей и живу­щий абсолютным творчеством — сози­данием красоты «из ничего», жрец


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 93; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!