ТЕМАТИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ ОСНОВНЫХ СТАТЕЙ СЛОВАРЯ 21 страница



ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗМ в искусстве (лат. intellectus — ум, рассудок, ра­зум) — особый тип, манера, форма, кон­цептуально-философский склад худож. мышления (Мышление художествен­ное), в к-ром рациональное преобладает над эмоциональным. Воплощаясь в ху­дож. произв., И. предстает как дра­ма идей, персонажи к-рой олицетво­ряют и своими действиями передают (разыгрывают в лицах) мысли автора, выражают различные стороны его ху- дож. концепции. Эту особенность под­черкивают сами художники — привер­женцы И.: «Функция литературы — превращать события в идеи» (У. Са-роян): «Искусство есть жизнь в свете мысли» (Г. Манн). В отличие от произв. психологического характера, нацелен­ных на передачу пластики движения мыслей, раскрытие диалектики души че­ловека, взаимодействия мира и созна­ния, творцы интеллектуального иск-ва стремятся дать анализ состояния мира, выразить те или иные социальные проб­лемы. идеи. Эмоциональность восприя­тия образов здесь опосредствуется мыслью, ее постижением. И. в иск-ве обычно связано использованием т. наз. параболической мысли, включением в произв. притчи или иных вставных эле­ментов, к-рые, казалось бы, далеки от обсуждаемых в нем проблем совремел-ности. Однако отход от этих пробьем происходит не по прямой, а по пара­боле, к-рая как бы вновь возвращает отошедшую в сторону мысль к совре­менности. В И. философичность стано­вится не только содержанием, но и структурой худож. произв., изменяя сам его тип: возникает роман-концепция, поэма-концепция, спектакль-концепция, фильм-концепция. Традиции И. в иск-ве восходят клит-ре Просвещения XVIII в. {Дидро, Д. Дефо, Лессинг). В России И. присущ был творчеству Радищева («Путешествие из Петербурга в Моск­ву»), Герцена («Былое и думы»), Чер­нышевского («Что делать?»), получил отражение в «романе идей» Достоевско­го («Идиот», «Преступление и наказа­ние» и др.). Худож. развитие XX в. от­мечено усилением философского, кон­цептуального начала в образном мыш­лении, что отчетливо проявилось в твор­честве А. Франса, Т. Манна, Б. Шоу, Г. Уэллса, К. Чапека, Брехта, Ф. Дюр-ренмата, М. Фриша и др. Это связано с обострением социальных проблем, с развертыванием научно-технической ре­волюции, что не может не сказаться на характере и средствах их осмысления в иск-ве. ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ (от лат. intentio—стремление, намерение) — понятие феноменологической филосо- фии Э. Гуссерля, отражающее специфи­ческое представление о предметной при­роде сознания. И.— свойство любого акта сознания (интенционального ак­та), к-рый характеризуется соотнесен­ностью намерения, цели, замысла с предметом, направленностью на объект (в акте восприятия нечто воспринимает­ся, в акте фантазии — фантазируется и т. д.). В любом интеллектуальном акте выделяются два аспекта: внутренне при­сущий сознанию интенциональный объ­ект и способ да'нности этого объекта (восприятие, фантазирование, рефлек­сия, любовь, ненависть и т. д.). Совокуп­ность интенциональных актов конститу­ирует (формирует) сознание в богатстве его смысловых содержаний. Понятие «И.» впервые было сформулировано в поздней схоластике, где различалась первая (постижение отдельных вещей) и вторая (постижение общего, абст­рактных образов) И. Воспринятое учи­телем Гуссерля Ф. Брентано, это поня­тие затем легло в основу феноменологии, в к-рой выступает как осн. структурный признак сознания. В феноменологиче­ской эстетике И.— ключевое понятие, ибо дает, во-первых, специфическую ха­рактеристику (идеального) способа бы­тия худож. произв. и его структурной организации (слои значений и смыслов) и, во-вторых, открывает возможность анализа способа восприятия (интенцио-нальной данности) произв. Обе стороны вопроса детально разработаны в эстети­ке Ингардена. Понятие «И.» получило распространение и в др. близких фено­менологии направлениях эстетической мысли XX в.— в неотомизме (Маритен) и экзистенциализме (Сартр). В то же ^ремя это понятие не должно сводиться к его идеалистическому толкованию. Иной, чем в феноменологии, подход к вопросу о существовании интенциональ­ного объекта дает возможность ма­териалистического понимания процес­сов восприятия и интерпретации произв. иск-ва. Лукач, напр., рассматривает И. как специфический признак эстетиче­ского поведения: в процессе творчест­ва — это антропоморфизирующее вос­создание предмета в иск-ве; в восприя­тии - чувственная видимость образа, Интернациональное в искусстве Интуиция эстетическая постижение содержания, предметности худож. произв. Противоположный про­цесс Лукач характеризует как эвокатив-ный, когда сам предмет воздействует на субъекта, вызывая у него определен­ную эмоциональную реакцию. Т. обр., термин «И.», по-разному интерпрети­руемый в различных философских и эс­тетических системах, указывает на реальное качество сознания и может быть содержательно истолкован в сис­теме марксистско-ленинской эстетики. ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЕ В ИС­КУССТВЕ — см. Национальное и ин­тернациональное в искусстве. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ в искусстве (лат. interpretatio — толкование, разъясне­ние) — необходимый элемент процесса худож. творчества и восприятия про­изв. иск-ва. Худож. отражение действи­тельности в иск-ве обязательно вклю­чает момент ее И. (истолкования). Пе­реосмысление худож. произв. (нередко многократное) в ходе наследования и развития духовной культуры всякий раз становится его новой И. Как важней­шая составная часть И. входит и в про­цесс восприятия иск-ва аудиторией и состоит в своеобразии понимания его тем или иным субъектом восприятия в зависимости от индивидуальности, со­циальной принадлежности, уровня раз­вития последнего и т.д. И. составляет одну из осн. задач худож. критики, обеспечивающей общественный резо­нанс произв. иск-ва. В более узком смысле И. является существенной ха­рактеристикой исполнения худож. про­изв. Существует целый комплекс испол­нительских иск-в (музыка, театр и т. д.), где процесс создания худож. произв., как правило, оторван от выхода к ауди­тории в спектакле или концертном но­мере. И. здесь выступает как важней­ший элемент непосредственного про­цесса худож. творчества или, точнее, сотворчества. Первоначальный автор при этом создает инвариант произв. (пьесу, нотную запись и др.), к-рый воспроизводится каждый раз заново ак­терами или музыкантами, предлагаю­щими свое прочтение оригинала. С появлением средств механической запи­си и тиражирования конкретных испол- нений последние теряют свою уникаль­ность, становясь устойчивыми И. ориги­нала, не исчерпывающими тем не менее всех его потенциальных возможностей, поскольку не только отдельный испол­нитель, но даже разные поколения нс могут не интерпретировать то или иное произв. заново, опираясь на опыт своего времени. И. может быть иной у пред­ставителей различных национальных культур и стран, в зависимости от их мировоззрения и эстетических взглядов. В лит-ре процесс И. восходит к устному исполнению фольклорных текстов, а за­тем их индивидуальной фиксации в па­мятниках письменности. В совр. усло­виях исполнительство охватывает все формы литературных чтений, будь то поэзия, проза, эстрадные миниатюры или радиоварианты романов и повестей. Последние являются составной частью относительно нового культурного фе­номена: инсценировок и экранизаций литературных первоисточников в кино, на сцене, на радио и телевидении. Хотя произв. такого рода редко бывают бес­спорными, фонографические, экранные или сценические И. литературных пер­воисточников прошлого и настоящего составляют ныне один из существен­ных моментов передачи и актуализации худож. наследия, взаимодействия и взаимообогащения различных видов ис­кусств. ИНТОНАЦИЯ (от лат. intonare произносить) — специфическое средст­во худож. общения, выражения и пе­редачи эмоционально насыщенной мыс­ли с помощью пространственно-времен­ного движения в его звучащей (челове­ческий голос и голоса музыкальных ин­струментов) и зрительной (жест, мими­ка, пантомимика) форме. Основой скла­дывающейся общеэстетической теории И., к-рая опирается на достижения мн. областей совр. гуманитарного и естест­веннонаучного знания (музыковедение, лингвистику, семиотику, психологию, нейрофизиологию и др.), стало теоре­тическое осмысление музыкальной И., начало к-рому положил Асафьев, выд­винувший идею об интонационной при­роде музыки (И. понимается как выра­женная мысль, а музыкальная форма — как многослойный интонационный про­цесс). И.—одна из основ выразитель­ности музыки, единство всех сторон му­зыкального звучания (высота, гром­кость, длительность, тембр), сплочен­ных смыслом. Глубинный уровень ин­тонационного процесса мелодизирован: мелодию можно представить как движе­ние разных И. Хотя музыкальная .И. вполне способна быть характеристиче­ской, как бы принадлежа изображен­ному в музыке персонажу, ее специ­фическое свойство — раскрыть преиму­щественно мирочувствование челове­ческого ,«Я», в к-ром незримо, присут­ствуют «Мы» эпохи, народа, челове­чества. Эти свойства И. просматрива­ются во всех видах искусства, .даже в таких далеких от музыки„.как живо­пись или скульптура (пластическая И.). Музыкальная И., в свою очередь, чер­пает содержание из богатств речевого опыта, в т. ч. ораторского, театрального, поэтического, поскольку И.— одно из важнейших средств смысловой и эмо­циональной выразительности худож. и особенно-поэтической речи. Др. источ­ник И.— жесты, движения, походка, та-. нец, с к-рыми с незапамятных времен срастила себя музыка. Интонационный процесс в разных видах .-иск-ва имеет общие черты. Это прежде всего вопро­сительная.и восклицательная И. Ме­лодическое клише вопрошалия схваты­вает момент поиска, противоборства. В трагедийных произв. этот поиск не­редко конкретизируется в виде фило­софских вопросов о смысле жизни (напр., в «Гамлете» У. Шекспира: «Быть или не быть?», «Что благородней духом?..»). Восклицание ориентировано на определенность действия, его осу­ществление. Неся на себе смысловую и эмоциональную нагрузку, И. сосредо­точивает исторический опыт, выступает как часть эстетической культуры чело­вечества. ИНТУИТИВИЗМ в эстетике (от лат. intueri — пристально смотреть) — раз­новидность иррационализма, абсолю­тизирующая интуицию как момент не­посредственного осознания в эстетиче­ском восприятии и эстетической оценке, в деятельности творческой фантазии (Фантазия художественная). Оформив­шийся в борьбе с позитивизмом и меха­ницизмом на грани XIX—XX вв., И. ме­тафизически противопоставляет интуи­цию рациональным (опосредствован­ным суждениями и умозаключениями) элементам сознания, а также обычному чувственному восприятию реальности. В иррационалистической эстетике И. (напр., у Бергсона) худож. интуиция противопоставляется дискурсивному .мышлению, интеллекту как наивысшая форма постижения мира, предстает как бессознательный, инстинктивный, мис­тический стимул творчества. Подчерки­вая творческий, формообразующий ха­рактер худож. интуиции, мн. сторонники И. в э. абсолютизируют ее способность постигать уникальное, неповторимое,. конкретное, воплощаясь в необозримом разнообразии произв. иск-ва (Кроче). В философии же она, согласно интуи­тивистам, оказывается «наукой о выра­жении», т. е. «всеобщей лингвистикой». В истории эстетики и ранее высказа­лись идеи, в- различной степени близ­кие И., напр. утверждение внеразум-. ного состояния поэта в момент твор­чества у Платона, концепция гения Кан­та, противопоставляемое науке пости­жение жизни иск-вом у романтиков (Ро­мантизм). Совр. же сторонники И, в э. прямо утверждают, что иск-во интуи­тивно более глубоко проникает в дуть жизни, чем основанная на интеллекте наука. Методологической основой науч­но убедительной критики мистического, метафизического объяснения роли ин- •туиции в творческом процессе, ирра-ционаллстического толкования сторон­никами И. худож. творчества и восприя­тия произв. иек-ва служит диалектико-материалистический подход к осмысле­нию эстетической деятельности во всех ее проявлениях как своеобразной со­циальной формы бытия человека (Дея­тельность эстетическая. Мышление ху­дожественное). ИНТУИЦИЯ ЭСТЕТИЧЕСКАЯ (позд нелат. intuitio — созерцание) — непо­средственное усмотрение скрытого цен­ностного смысла в явлениях действи­тельности и произв. иск-ва, осознание его в акте эстетического восприятия и Информационная эстетика Ирония эстетической оценки, в деятельности творческой фантазии. Идеалистическая эстетика, абсолютизируя момент непо­средственности, противопоставляет И. рациональному (опосредствованному суждениями и умозаключениями) зна­нию. Так, в иррационалистической эс­тетике Бергсона, следовавшего за Шо-пенгауэром. И., в т. ч. художественная. выступает как высшая форма позна­ния, как бескорыстное мистическое со­зерцание, полное слияние субъекта со специфическим объектом — динамиче­ской, духовной сущностью мира. Она противостоит интеллекту, вызванному к жизни утилитарными потребностями. Одновременно И., по Бергсону,— это бессознательный, инстинктивно-образ­ный принцип и стимул творчества. В интуитивистской эстетике Кроче также подчеркивается творческий, формообра-зующий характер алогичной И., схва­тывающей в противоположность поня­тиям уникальное, неповторимое. Марк­систско-ленинская эстетика, высоко оценивая роль И. в эстетической дея­тельности, прежде всего в худож. твор­честве, отрицает, однако, мистическую, метафизическую интерпретацию этого явления. Иррационалистическая трак­товка И. опровергается результатами экспериментальной психологии, в част­ности, данными школы Д. Узнадзе о психологии «установки» (Установка эстетическая), доказывающими тесную связь между сознательными, интеллек­туальными моментами творческой дея­тельности личности и неосознаваемыми психическими процессами. Способность к непосредственному эстетическому вос­приятию действительности и произв. иск-ва, к продуктивному, творческому воображению опосредствована всем предшествующим опытом личности, за­пасом ее впечатлений, уровнем куль­туры, наконец, всей системой общест­венных отношений, в к-рую включен эстетический субъект. В И. в снятом виде представлены цель и результаты предварительной мыслительной дея­тельности. В свою очередь, И. как эсте­тическое восприятие произв. или как представление творящей фантазии сти­мулирует дальнейшую работу сознания как творца худож. ценностей, так и воспринимающего их субъекта, пуб­лики. Диалектика непосредственного и опосредствованного, чувственного и дискурсивного, эмоционального и ра­ционального, единичного и общего поз­воляет избежать метафизического про­тивопоставления И. др. механизмам эстетического сознания. ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭСТЕТИКА — направление в совр. западной эсте­тике (возникло в конце 50-х гг.). Его представители (М. Бензе, А. Моль, X. Франк и др.) стремятся использовать в анализе традиционных эстетических проблем приемы и методы статистиче­ской теории информации (К. Шеннон, Н. Винер). Философско-методологиче­ское обоснование И. э. опирается на систему посылок феноменологии и нео­позитивизма, причем доминирование тех или др. посылок зависит, как правило, от характера самого предмета (эстети­ческий объект, эстетическое восприя­тие), к анализу к-рого применяется теоретико-информационный подход. И. э. представлена двумя школами (запад­ногерманской, возглавляемой М. Бензе, и фр., где лидером выступает А. Моль), к-рые соотносятся друг с другом соот­ветственно как версии «описывающей» и «объясняющей» И. э. Такое разгра­ничение обусловлено стремлением Моля и его школы учесть роль человеческого фактора в информационных процессах, к-рая совершенно игнорируется Бензе и его приверженцами. Структура И. э. определяется характерным для ее адеп­тов представлением о специфике эстети­ческих состояний (подчеркиванием их материальности, семиотической приро­ды и вероятностного характера). Эти принципиальные для И. э. представле­ния разрабатываются соответственно в т. наз. материальной семиотической и численной эстетиках, составляющих в совокупности И. э. Однако целостная концепция И. э. не сложилась. Среди приверженцев И. э. ведутся дискуссии по поводу введенного ее лидерами раз­граничения информации, к-рую несет в себе худож. произв., на «семантиче­скую» и «эстетическую», попыток пост­роить концепцию «эстетической инфор- мации» на основе ее истолкования как информации о распределении и выборе эстетических знаков (Знак эстетиче­ский) и структур, т. е. ограничить ана­лиз областью синтаксического аспекта сообщения. Открывая путь к форма­лизации процесса и результатов иссле­дования, эта односторонняя ориентация в И. э. закрывает возможность адекват­ного понимания эстетического. ИНФОРМАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕН­НАЯ (лат. informatio — разъяснение, изложение, представление) — термин, перенесенный в эстетику из теории И. (Эстетика и теория информации), рас­крывающий специфику худож. сообще­ния, к-рая состоит в том, что оно ока­зывает эмоциональное воздействие, не передается стандартными нормализо­ванными языками, а представляет со­бой систему индивидуализированных худож. образов. Эта специфика И. х. осмысляется через такие понятия общей теории И., как оригинальность, избы­точность, выбор, упорядоченность, текст, код, знак и др. Осн. свойства И. х.: раскрытие индивидуальной сущности описываемых объектов знаковыми сред­ствами, соответствующими отображае­мому объекту, передача знаковыми средствами мировоззрения и личности автора сообщения — художника. С од­ной стороны, многозначность худож. знака является его необходимым свой­ством; с др.— невозможно существова­ние в иск-ве двух различных знаковых систем с одинаковыми значениями. В текстах (Текст художественный) зави­симость знака от контекста столь ве­лика, что его значение может быть уни­кальным и невоспроизводимым. Отсюда невозможность адекватного перевода худож. сообщения в др. систему знаков и ограниченность его значения контек­стом системы, в к-рой знак использует­ся. Представление об И. х. связано, с одной стороны, с применением конкрет­ных методов анализа, разработанных в рамках теории И., к иск-ву (напр., количественные и статистические мето­ды оценки эстетических качеств худож. объектов); с др.—с попыткой пере­осмысления с помощью новых понятий самих худож. процессов. Так, пред- ставление об И. х. соотносится с поня­тием упорядоченности по отношению к стихотворному языку (ритм, метр, зву­чание, система образов). Определение И. х. в качестве выбора, к-рый всегда связан с ограничением разнообразия, позволяет выявить, как в худож. сооб­щении проявляется мастерство худож­ника и его эстетическое чувство. Опре­деление И. х. как ограничения и увели­чения разнообразия соотносится с ха­рактеристикой худож. сообщения на формальном и содержательном уров­нях. Сочетание этих двух сторон худож. сообщения подчинено реализации идей­ного замысла художника. ИРОНИЯ (от греч. eironeia — прит­ворство) — философско-эстетическая категория, раскрывающая ценностный смысл предметов и явлений в действи­тельности и в иск-ве путем остроэмо-циональной критики-осмеяния, пост­роенной на контрасте видимого и скры­того, когда за положительной оценкой, похвалой стоят доступные для прочте­ния отрицание и насмешка. Поэтому ироническое отношение имеет двойной смысл: прямой, буквальный, и скрытый, обратный. Осмысление И. претерпело в ходе истории значительные изменения. Как риторический прием «называть вещи противоположными именами» она известна с античности; на этом строят­ся мн. сатирические произв. («Похвала глупости» Эразма Роттердамского, са­тиры Дж. Свифта). И. выступает как способ критики мышления и самой дей­ствительности (начиная с Сократа — сократовская И.). Особый поворот в трактовке И. связан с европ. роман­тизмом начала XIX в.: все реальное, конкретное, окружающее человека пред­ставляется романтикам относительным, лишь указанием на высшее, идеаль­ное, И. выступает как орудие преодоле­ния всего частного. С этим связано и применение И. как худож. приема остранения (напр., в комедиях Л. Тика). Гегель и Кьеркегор подвергали критике романтическую И. как субъективный произвол. Нем. эстетик-идеалист К. В. Ф. Зольгер (1780—1819) глубоко пере­осмыслил И., к-рая стала у него цент­ральным принципом творчества, опос- Иррационализм в эстетике • Искусство редствуя все противоположности, к-рые входят в худож. произв.,— реальность и идею, жизненный материал и идеал, объективное и субъективное; И. озна­чает, по Зольгеру, полнейшее равнове­сие и взаимопроникновение в произв всего противоположного. В переосмыс­ленном виде И. может выступать и как свойство самого исторического бытия, где все обветшалое опрокидывается но­вым развитием и где намерения людей приводят к неожиданным для них ре­зультатам. В этом широком смысле по­нятием «И.» пользовались Маркс и Энгельс.

Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 96; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!