ТЕМАТИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ ОСНОВНЫХ СТАТЕЙ СЛОВАРЯ 23 страница



ИСКУССТВО И МАССОВАЯ КОМ­МУНИКАЦИЯ (от лат. communico— связываю, общаюсь).— Распростране­ние средств М. к.— периодической пе­чати, звукозаписи, кино, радио, теле­видения и др.— существенно изменило худож. жизнь об-ва в XX в. Эти средства позволили приобщить к достижениям мировой культуры широкие слои населе­ния, к-рые ранее практически не имели доступа к худож. ценностям. При этом в процессе полиграфического, звуково­го или экранного тиражирования про­изв. традиционных видов искусства (в первую очередь живописи, скульптуры, театра) претерпевали существенные из­менения, теряя ряд фундаментальных свойств (уникальность рукотворного творения, прямой контакт между акте­рами и аудиторией в театре и т. д.). Новым фактором функционирования ху­дож. произв. стало включение в иную коммуникативную ситуацию, влияющую не только на их восприятие, но и на внутреннюю структуру. Фундаменталь­ная особенность средств М. к.— охват широких и разрозненных групп людей, периодичность обращения к одной и той же аудитории. На этой базе возник­ли специфические формы повествования (романы с продолжением, теле- и ра­диосериалы и т. д.), приоритетное раз­витие получили популярные жанры И. (комедия, приключенческий жанр, мю­зикл, мелодрама). На примере функцио­нирования И. в системе М. к. отчетливо проявилась диалектика худож. и неху-дож., репродуктивного и продуктивного в прессе, программах радио и телеви­дения. Усилилось взаимодействие меж­ду новыми и традиционными видами И., документальным и игровым началом в лнт-ре и аудиовизуальных (звукозри-тельных) формах творчества. В ходе репродукции и под воздействием особен­ностей коммуникации возникли своеоб­разные «промежуточные» явления куль­туры: от комиксов и «фотороманов» до теле- и радиотеатра, новых типов кон­цертных программ, экранизаций и ра­диоинсценировок литературных произв., а также передач и программ, посвя­щенных творчеству различных худож­ников, музеям (Музеи художественные) или выставкам изобразительного ис­кусства и т.д. На основе новых техни­ческих средств возник комплекс экран­ных И. (кино, телевидение и видео), об­ладающий специфической совокупностью выразительных средств: изображением в движении, ракурсом и масштабом воспроизведения зрительного образа Искусство и юраль Искусство и наука реальности, монтажом, способами соче тания визуального и звукового (зву чащее слово, шумы, музыка) рядов Сформировались и виды экранного творчества игровой (худож ), докумен­тальный, научно популярный и мультип­ликационный (Мультипликация) фильм Спецификой обладают и отдельные фор мы создания и распространения произв экрана система кинотеатров и кино установок, телевизионное вещание, ви­деозапись Если в кинорепертуаре ве дущее место занимают полнометражные игровые фильмы, то на телевидении получили распространение и многосе рийные и короткометражные ленты, составляющие значительную часть и видеозаписей В эстетическом плане эк ранные И продолжают и развивают худож поиски, характерные и для тра диционных форм творчества Не случай но на заре истории кино его называли «зримой литературой» и «движущейся живописью» Экран расширил палитру И в разных направлениях от досто верности фотоизображения до открыто экспериментального характера муль типликационных лент, в к рых комбини руются различные технические способы создания и воспроизведения изображе ния и звука Все более широкое рас пространение получают электронные способы организации звукозрительного ряда, аудиовизуальные синтезаторы (Синестезия) Открытые новыми сред ствами М к возможности массового распространения худож культуры по разному используются в условиях раз личною социального строя Если при социализме руководящими принципами стали общедоступность высших дости жении отечественной и мировой куль туры, народность И , то в капиталисти ческом об-ве получила развитие нас совая культура, манипулирующая соз нанием масс в интересах господствую щего класса Именно поэтому освое ние и распространение худож культуры средствами М к , формирование на этой основе новых форм творчества, в первую очередь экранного, стало ареной острой идеологической борьбы между силами социачьного прогресса и силами реак ции ИСКУССТВО И МОРАЛЬ—две формы общественного сознания и ду ховно практической деятельности чело века, тесно связанные и взаимодейст вующие друг с другом В основе их взаимодействия лежит единство эстети ческого и этического в явлениях об щественной жизни В историке эстети ческом плане можно выделить три под хода к проблеме И и м 1) моралисти ческий, утверждающий единство двух форм в рамках подчинения худож твор чества нравственным целям и задачам (Платон, христианская эстетика, Руссо, Толстой и др ), 2) имморалистический, построенный на противопоставлении двух форм, «отлучении» М от И , вплоть до оправдания эстетизма и аморалист-ских тенденций в совр буржуазном И 3) концепция единства И и м, рас сматривающая И как «эстетическую школу нравственности» (Герцен) и ут­верждающая нравственное значение са­мого эстетического принципа (Аристо­тель, А Шефтсбери, Шиллер, Гегель рус революционные демократы и др ) Марксистско ленинская эстетика исхо дит из того, что цели настоящего И и подлинной нравственности в конечном счете совпадают, что подтверждается практикой реалистического И (Реа­лизм), основывающегося на принципах жизненной правды, высокой идейности и художественности Причина коллизий, возникающих между И и м , лежит не в природе И , а в реально исторических условиях существования и развития их гл предмета — общественного человека (и И, и М в равной степени могут быть названы «человековедением») Не однозначно отражая эти условия (осо бенно в классово антагонистическом об ве), И нередко занимало крайнюю по зицию — напр , морализаторства или эстетизма Очевиднее всего взаимосвязь И и м выступает в постановке мо рально этических проблем (столкнове ние добра и зла, интереса и долга, проб лемы смысла жизни, счастья, любви и т д ), решаемых И эстетически в ху дож форме и худож средствами И, отражая реальный моральный опыт, ут верждает, «пропагандирует» нравствен ный идеал об ва, заглядывая далеко вперед, беря «на пробу» и проверяя действительное («фактическое») содер жание и жизненную силу действующей М Будучи выражением и проявлением стремления к высокой человечности, потребности общественного человека во всестороннем раскрытии своих твор­ческих сил и возможностей, И, по­добно М, своими средствами выпол­няет и прогностическую функцию, «про­видческую» роль (Предвосхищение в искусстве) Силу нравственного воздей ствия И не следует ни преувеличивать, ни преуменьшать, недооценивать Оно не обладает, как отметил еще Аристо тель, способностью превращать зло в добро, злого человека в доброго Для нравственно возвышенного его восприя­тия нужно, чтобы человек был уже в какой то степени готов достойно оце­нить морально-добрый образ мыслей и действий героев произв, нравствен­ную направленность последних Не учи тывая этого важного обстоятельства, иногда неправомерно возлагали и возла­гают на И всю ответственность, «вину» за порчу нравов, к-рую должна взять на себя прежде всего социальная деист вительность, живая общественная прак тика Моральное воздействие И на лю­дей осуществляется двояким способом примером нравственного поведения — положительным и отрицательным — и силой вызываемого худож произв эстетического переживания, побуждаю щего личность к рефлексии (размыш лению, самооценке) Способ коммуни кации и передачи чувств в И может быть разным — прямым и косвенным (когда происходит как бы перемена эмо ционального знака), но нравственный смысл и ценность эстетического пере живания проявляется в определенном моральном состоянии воспринимающе го Сущность и своеобразие этою со стояния, возникающего под воздейст­вием И, иногда характеризуют ари стотелевским термином катарсис Эсте тическое переживание «проясняет» нравственное чувство, оставаясь при этом самим собой Просветляя и воз вышая, оно захватывает человека це ликом и универсально воздействует, давая пищу разуму, чувству и воле Сила его воздействия не исчезает с прекращением непосредственного кон такта с произв И, напротив, только начинается, уходя в глубь нравствен ного существования человека, где ис­подволь, незаметно, «интимно» про­должает раз начатую работу, затраги­вая все сферы его жизнедеятельно сти, влияя на мотивы, стимулы, цен­ностные установки и в результате — на поведение, человеческую личность в це лом Содействие нравственному воспи­танию трудящихся — важнейшая за дача советского И, к-рая достигается путем правдивого и высокохудожест венного отображения социалистической действительности, вдохновенного и яр­кого раскрытия нового, передового и страстного обличения всего, что мешает движению об ва вперед ИСКУССТВО И НАУКА—_два^по соба освоения человеком мира,_взаимо ^вязацццЁ. и взаимодействующие друг ^^с^^Е^С-Ойина протяжени^ всей истории культуры ^И и н сближаются тем^ что отражают дейстаительдост^и^познаюТ ее, различаются же они по истокам и тто-еве^яту-тгредмету, по сп^ВСУ^тра^е ни» п>ира"ТГ до психологическим меха н^змам, по социальным ф^ТТКТрпгагя за KOlwr-•[ТаГзвщсДя—С7Г5ЖТГ5Сте"и измен чивость взаимоотношении между И и н объясняют крайнюю разноречивость теоретического осмысления их связи и различий — от фактического их отож дествления, сводившего их различия только к форме познания абстрактно-логической у науки и картинно образ ной у иск-ва (Гегель, Белинский пред ставители гносеологической трактов ки И в советской эстетике) до их аб солютного противопоставления (ро-мантизи, субъективно-идеапистические и формалистические направления в эстетике XX в Р Гароди и близкие ему теоретики в эстетике) Маркс на метил диалектическое решение данной проблемы, различив два способа ос воения человеком мира теоретический и практически духовный, связан с пер вым научное познание, а со вторым — мифологическое (Мифология) худож. религиозное отражение реальности (т 46, ч 1, с 38) Действительно, если Искцсство ц политика Искусство и политика худож. творчество вырастает из мифо­логического сознания первобытного че­ловека со свойственной ему нерасчле­ненностью объекта и субъекта, синкре-тичностью мышления, переживания и воображения, то Н. порождается тру­довой практикой, в к-рой возникают и потребность в знании объективных за­кономерностей природы, и удовлетво­ряющая эту потребность способность абстрагирования объективного от субъ­ективного. Если предметом научного познания оказалась, следовательно, объективная реальность, а его продук' том — отражающая ее объективная истина (Ленин), то предмет худож. ос- . воения — объективный мир в его не­разрывной связи с духовностью субъек­та, т. е. мир ценностей. Если решение научной задачи требует отделения абст­рактно-логических операций мышления от игры фантазии и эмоциональных реакций психики, то познавательная ориентация И. на мир ценностей может обеспечиваться только целостно-недиф­ференцированными действиями пере­живания — фантазирования — мышле­ния. Худож. освоение мира осуществля­ется образным мышлением (Мышление художественное), а научное — абст­рактным, понятийно-логическим, в силу чего отношения И. и н. следует понимать как взаимно дополнительные, а не как связь однородных и лишь внешне раз.-личающихся форм отражения. Если функция Н.— опосредствовать добы­ваемыми ею знаниями совершенствова­ние материального производства, а за­тем и социально-организационной де­ятельности и процесса социализации индивида, то гл. функция И.— целе­направленно расширять жизненный опыт человека, дополняя его иллюзор­ным опытом жизни личности в созидае­мой И. «худож. реальности», и таким способом формировать, развивать, со­вершенствовать.духовный мир человека в его многосторонней целостности — в его мировоззренческом, нравственном, гражданственно-политическом, эстети­ческом содержании. Все эти различия объясняются тем, что природа Н. чисто познавательная, а И. включает позна­ние в многогранную структуру своих эстетических отношений к действитель­ности — познавательных, оценочных, творчески-созидательных, игровых. На­конец, если Н., как и техника, разви­вается, поднимаясь с более низкой сту­пени на более высокую, то в истории И., как показал Маркс (т. 46, ч. 1, с. 47— 48), действуют иные законы, рождаю­щиеся из сопряжения познания и цен­ностного осмысления мира. Поэтому И. каждой эпохи продолжает жить в после­дующие времена, ценимое именно в силу его неповторимости. Прогресс в истории И. оказывается не абсолютным, а отно­сительным, поскольку достижения, об­ретаемые на каждом новом этапе его развития, противоречиво связаны с не­восполнимыми утратами. Взаимоотно­шения И. и н. исторически изменчивы и культурно обусловлены: они обратно пропорциональны связям искусства и религии и непосредственно завися.т от авторитета Н. в культуре, от роли, к-рую она играет в общественном развитии. Вот почему особенно близкими и раз­носторонними эти связи оказываются в худож. культуре XIX—XX вв. Есть ос­нование полагать, что они будут рас­ширяться и углубляться в дальнейшем. Вместе с тем контакты И. и н. зави­сят от особенностей как различных об­ластей научного знания, так и видов искусства. Связь с Н. худож. лит-ры — И. слова, работающего теми же средст­вами, что и Н., несравненно более тес­ная, нежели музыки, а у архитектуры — более близкая, чем у скульптуры. С др. стороны, обществознание, гуманитар­ные науки соприкасаются с И. более ор­ганично, чем естествознание иН. тех­нические, ибо гл. предметом худож. познания является человек, человече-•ские отношения, жизнь человека воб-ве. В целом же взаимоотношения И. и н. могут расцениваться как благотвор­ные для них обоих, дут, разумеется, к цифических законов действительности и знания. ИСКУССТВО И ПОЛИТИКА (от греч. politika — государственные или общественные дела).—Между И. и п. как деятельностью, выражающей от- если они не ве-подавлению спе-худож. освоения се научного по- ношения между классами, нациями и др. социальными общностями, их учас­тие в делах государства, существуют многообразные, сложные, противоречи­вые связи. Отстаивая определенные ми­ровоззренческие идеалы, прямо или кос­венно отражая общественные процессы в конкретную историческую эпоху, И. оказывает воздействие на борьбу раз­личных политических сил, вовлекается в сферу П. Этот процесс носит опосред­ствованный характер и проявляется через идеи, к-рые художник черпает в об-ве и к-рые воплощает в создавае­мых им произв. И. Наиболее рельефно связь И. с П. выражается в его партий­ности. Прогрессивное И., как правило, воспроизводит богатство идей, вооду­шевляющих передовые слои об-ва. И. может поддерживать и отжившие со­циальные идеи, содействуя тем самым П. консервативных, реакционных клас­сов. Вместе с тем оно обнаруживает способность преодолевать наличное по­литическое сознание, выходить за рамки непосредственных политических страс­тей, выражать глубинные человеческие ценности. Выход за пределы П. в ее конкретных формах зачастую служит способом поиска иных идеалов в про­тивовес тем, к-рые выражены в проводи­мой господствующими классами об-ва П. В наше время, когда над человечест­вом нависла опасность ядерного уничто­жения, защита общечеловеческих цен­ностей, в т. ч. и средствами И., стано­вится важнейшим вопросом П. Идейно-политические тенденции могут выра­жаться в И. открыто, манифестально, но нередко выступают и замаскирован­но в виде нечетко оформленных сим­патий и антипатий его творцов. Нередко художники, прежде всего писатели, ставящие в своих произв. большие жиз­ненные проблемы, воспроизводят поли­тическое кредо эпохи. Ф. Энгельс писал: «Отец трагедии Эсхил и отец комедии Аристофан были оба ярко выраженны­ми тенденциозными поэтами, точно так же и Данте, и Сервантес, а главное достоинство «Коварства и любви» Шил­лера состоит в том, что это — первая немецкая политически тенденциозная драма. Современные русские и нор- вежские писатели, которые пишут пре­восходные романы, все тенденциозны» (т. 36, с. 333). Стремление к тому, чтобы герои произв. были своего рода рупо­ром времени, отражали потребности эпохи, отчетливо проявилось, напр., в творчестве Шиллера, Вальтера, Г. Фил-динга, П. Бомарше, Д. И. Фонвизина, а в XX в.— Маяковского, Брехта и др. (Тенденциозность). Однако противоре­чивость связей между И. и п. обнару­живается в том, что «политическая за-ангажированность» и вовлеченность произв. иск-ва нередко снижает его худож. достоинства, особенно если по­литические идеи выражаются в нем не­посредственно, а не через образную ткань. Сознательная, преднамеренная политизация И., зачастую связанная с игнорированием специфики худож. творчества, характерна для вульгарного социологизма. Последний послужил ис­точником для левацких течений, возник­ших в советском И. первых послерево­люционных лет и отвергавших всю пред­шествующую культуру как выразитель­ницу интересов господствующих клас­сов (Пролеткульт). В совр. буржуаз­ной эстетике упрощенную концепцию «завербованной» («вовлеченной») лит­ры разработал Сартр. Леворадикаль-ные идеологи, опирающиеся на идеи Адорно о революционно-критической функции нек-рых форм П., выдвинули тезис о замене П. с ее репрессивными тенденциями И. или эстетикой. Наряду с этим в многочисленных буржуазных концепциях «деполитизации» И. пропо­ведуется самоценность, автономность худож. творчества, независимость его от П., от общественных условий и требова­ний. Со своей стороны П., пытаясь воз­действовать на И.— через политические манифесты, мировоззренческие прог­раммы, социальные институты и др. средства, выдвигая конкретные требо­вания, ориентирует его на решение тех или иных политических задач. Так, со­циалистическому иск-ву отводится важ­ная роль в воспитательной деятель­ности Советского государства. В зави­симости от социальных условий и идео­логической направленности воздействие политических институтов об-ва может Искусство и религия Искцсство и религия оказывать как благотворное, позитив­ное, так и негативное влияние на судь­бы И. Совр. империализм, напр., при­спосабливая к своим идеологическим целям массовую культуру, программи­рует не только снижение ее идейно-нравственного потенциала (пропаганда в И. идей расизма, милитаризма, жесто­кости, насилия), но и эстетической цен­ности (ориентация на создание стерео­типных произв., соответствующих ни­велированным обывательским вкусам). В условиях социализма, напротив, пар­тийный подход к И. предполагает на­ряду с определенным идейным влиянием на него создание подлинно творческих условий для его развития. Подмена же идеологического руководства худож. творчеством административно-бюрок­ратическим воздействием на него, не­обоснованным вмешательством в сугубо творческие процессы, как это нередко случалось в нашей стране в период застоя, свидетельствует о нарушении этого подхода и порождает создание серых, конъюнктурно-угодливых про­изв. П. широко использует в своих це­лях эстетические идеи, худож. образы из И. разных эпох, к-рым придается идео-лого-политическое звучание. К. Маркс отмечал, что в эпохи революционных кризисов люди прибегают к заклина­ниям, вызывая к себе на помощь духов прошлого, заимствуя у них имена, боевые лозунги, костюмы, чтобы в этом освященном древностью наряде, на этом заимствованном языке разыграть новую •сцену всемирной истории (т. 8, с. 119). Так, в период Великой фр. революции широкое хождение получили образы ан­тичного, прежде всего древнеримского, И. Такое заимствование имеет место и в др. эпохи. Фашистские политики вре­мен «третьего рейха» использовали, напр., в угоду своей антигуманной со­циальной мифологии творчество Ваг­нера и Л. ван Бетховена. Проблема взаимоотношения И. и п. всесторонне рассмотрена классиками марксизма-ленинизма, в первую очередь в ра­ботах В. И. Ленина «Партийная ор­ганизация и партийная литература» (1905), «О пролетарской культуре» (1920) и др. ИСКУССТВО И РЕЛИГИЯ (от лат. religio — набожность, святыня, пред­мет культа) — формы общественного сознания, исторически возникшие и дол­го развивавшиеся в тесной взаимосвязи друг с другом. Их различие подметил еще Л. Фейербах: «...искусство не вы­дает свои создания за нечто другое, чем они есть на самом деле, то есть другое, чем создания искусства; рели­гия же выдает свои вымышленные су­щества за существа действительные». Для Р. характерна вера в сверхъестест­венные объекты, почитание их, покло­нение им, развитая система культовых действий: для И.— отображение и вы­ражение реальной действительности в худож. образах. Тесная взаимосвязь И. и р. в истории культуры объясняется наличием в них целого ряда общих мо­ментов. К. Маркс относил И. и р. к сфере «практически-духовного» освое­ния мира (т. 46, ч. 1, с. 38): И. и р. яв­ляются выражением ценностного отно­шения человека к действительности; они чаще опираются на принципы противо-положенности, алогичности, парадоксии (антиномизм и чудо в P., эстетические оппозиции в И.), чем на формальную логику, на образно-символическое мыш­ление,— чем на понятийное; отсюда их обращенность, прежде всего, к чувст­венно-эмоциональной, внесознательной стороне психики человека; в них важ­ную роль играет субъективный момент. Эмоциональное переживание, катарсис, духовное наслаждение сопровождают и завершают, как правило, и восприятие произв. иск-ва, и религиозное действо (богослужение, молитву, мистический 'экстаз), только в первом случае они значимы сами по себе, в своем реаль­ном содержании, а во втором осмысли­ваются как знаки общения с иллюзор­ным, сверхъестественным миром. В силу общности этих моментов худож. и рели­гиозные элементы были тесно перепле­тены в структуре древн. синкретическо­го мифологического сознания (Мифоло­гия). В первобытнообщинный период развития об-ва иск-во не имело еще автономного статуса и выполняло в культуре утилитарно-прикладные функ­ции, в т. ч. и в структуре первобытных

Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 99; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!