Возникновение неандертальских погребений



Страх перед трупами объясняет целый ряд особенностей неандер­тальских погребений, но им одним невозможно объяснить их по­явление. Если бы неандертальцы испытывали по отношению к мертвецам только лишь страх, то они не стали бы оставлять их в своих жилищах. Они бы просто выбрасывали трупы или их уничтожали. Появление погребений можно объяснить лишь сов­местными действиями двух противоположных факторов: заботы о члене своего коллектива, возникшей в результате осознания един­ства первобытного человеческого стада и побуждавшей оставлять мертвеца в пещере, снабжать его пищей и орудиями, и страха пе­ред мертвецами, побуждавшего связывать его, помещать в яму, закладывать землей и камнями. Такое объяснение причин возникновения неандертальских погребений полностью согласуется с данными этнографии.

Как отмечают все исследователи, отношение примитивных племен и народов к своим покойникам отличается резкой двойст­венностью. «Все обряды,— пишет А. Элькин, характеризуя погре­бальные обычаи австралийцев,— отражают двойственное отноше­ние к покойнику. С одной стороны, участники траурной церемонии и все общество хотят, чтобы умерший оставался среди них; они охраняют могилу, носят с собой тело или кости, заботятся об „удобствах“ покойного... С другой стороны, они принимают все меры, чтобы душа умершего окончательно покинула их, и наряду со знаками внимания, проявляемого к покойнику, ясно и даже настойчиво выражают это свое желание отделаться от души» (1952, стр. 243).

«В проявлениях этих отношений,— вторит ему В. Н. Чернецов, характеризуя отношение обских угров к покойнику,— наблюдает­ся резкий дуализм. Несмотря на то, что уход того или иного лица из среды живых вызывает подчас глубокое горе, сам покойник и весь связанный с ним комплекс представлений внушает страх. Элементы любви к умершему и страх перед ним в его новом состоянии настолько тесно переплетаются, что зачастую трудно ска­зать, какой из этих мотивов обусловил то или иное внешнее про­явление чувств. Оплакивание, траур, стремление устроить покойника наилучшим и наиудобнейшим способом в его могиле — все это может быть вызвано как чувством любви, так и стремлением гарантировать себя от возможного возвращения умершего... Наря­ду с заботами о мертвых, сознанием общности между живыми и мертвыми сородичами, мы видим и целый ряд мер, направленных к изолированию душ‑теней от людей, принимающихся... с самого момента установления смерти. Окно, через которое выносят тело, закрывают, дорогу, ведущую с кладбища, перегораживают. Трупу связывают ноги, кладут камень на грудь или в рот и т. д.» (1959, стр. 122—123). Аналогичные высказывания мы находим у Дж. Фрезера (Frazer, 1933, I, р. 29), В. Вундта (1910, стр. 169—170), Р. Карстена (Karsten, 1935, p. 286—289), Ю. Липса (1954, стр. 386), В. Г. Богораза‑Тана (1939, II, стр. 180—181), С. С. Кузнецова (1904, 2, стр. 63), Н. Н. Харузина (1905, IV, стр. 261), С. А. Токарева («Народы Австралии и Океа­нии», 1956, стр. 475).

Однако с выяснением того, что неандертальские погребения обязаны своим появлением совместному действию двух факторов: заботы о мертвых и страха перед ними, проблему нельзя еще считать полностью решенной. Остается еще ответить на вопрос о причине возникновения страха перед мертвецами.

Страх перед трупом имеет настолько универсальное распро­странение и является столь живучим, что его нельзя объяснить, не допустив, что труп на самом деле представлял собой реальную опасность для живых. Трудно представить, чтобы страх неандер­тальцев перед трупом имел в своей основе не реальную опасность, исходящую от него, а воображаемую.

Если учесть, что страх перед трупами возник тогда же, когда возник запрет каннибализма и забота о покойнике, т. е. когда тру­пы в нетронутом виде начали оставлять в жилищах, то ответ не­вольно напрашивается. Причиной страха перед трупом является реальная опасность, исходящая от гниющего, разлагающегося трупа. Такое предположение мы находим в работах П. И. Беляе­ва (1913, стр. 58), А. В. Луначарского (1923, стр. 17—18) и В. Н. Чернецова (1959, стр. 153—154).

Оно находит определенное подкрепление в этнографических данных. Как мы видели выше, опасное влияние, исходящее от трупа, мыслится, во‑первых, как имеющее безусловный, автома­тический характер, во‑вторых, как грозящее в первую очередь родным и близким покойника, т. е. людям, первоначально обитав­шим в одном с ним жилище, в‑третьих, как существующее в тече­ние сравнительно небольшого периода после смерти человека, обычно лишь в течение времени, когда идет процесс разложения трупа, и как бесследно исчезающее после окончания этого пе­риода.

Однако это предположение не объясняет целого ряда других данных о природе опасного влияния, исходящего от трупа. В част­ности, придерживаясь только его одного, трудно объяснить, поче­му вредоносное влияние, исходящее от трупа, мыслилось как за­разительное, как исходящее не только от трупа, но и от вещей, которыми пользовался умерший при жизни, и прежде всего от его одежды, обуви и посуды, а также от людей, соприкасавшихся с ним, причем исходившее от них в течение более или менее про­должительного промежутка времени после контакта с покойни­ком. Последние данные можно объяснить, лишь предположив, что в основе формирования представления об опасном, исходящем от мертвеца влиянии лежало не только реальное вредоносное влия­ние разлагающегося трупа на окружающих, но и передача инфек­ционных заболеваний от умирающих членов коллектива к здоро­вым. Последнее предположение мы находим в работах И. И. Сквор­цова‑Степанова (1959, стр. 343—344). Правильность его под­тверждается тем фактом, что примитивные народы рассматривают больных и умирающих как источник такого же вредоносного влия­ния, что и трупы, и принимают по отношению к вещам и людям, находившимся в контакте с больными, такие же меры, что и по отношению к людям, соприкасавшимся с мертвецом (Karsten, 1935, p. 67‑68).

С выявлением причин возникновения страха перед мертвыми проблему неандертальских погребений можно считать в основном и главном решенной.

Перелом в процессе обуздания зоологического индивидуализ­ма, выразившийся, в частности, в осознании единства человеческо­го коллектива, запрете каннибализма и появлении моральных норм, предписывающих заботу о всех членах первобытного стада, имел своим следствием оставление трупов в пещерах, служивших местами обитания неандертальцев, и снабжение их пищей и ору­диями. Пребывание разлагающегося трупа в жилище вредно влия­ло на живых, влекло за собой болезни и смерть других членов коллектива. Ставшая обычной забота о больных членах коллекти­ва способствовала передаче инфекции от них к здоровым членам коллектива, что также влекло за собой новые случаи заболевания и смерти.

Люди не могли с течением времени не осознать, что им со сто­роны покойников грозит опасность, что от покойников исходит какое‑то вредоносное влияние. Вполне понятно, что раскрыть действительную природу этого вредоносного влияния неандертальцы оказались не в состоянии. Логический способ мышления оказался в данном случае бессильным, и на «помощь» пришел магический образ мысли. Реальное вредоносное влияние умирающих и мерт­вых было осознано как таинственное, магическое отрицательное влияние [85]. Возникло убеждение, что трупы обладают свойством магического вредного влияния на живых, возник страх перед мертвецами.

Осознание, хотя и в иллюзорной форме, того факта, что от умерших исходит влияние, представляющее опасность для окру­жающих, пришло к неандертальцам не в процессе теоретических размышлений, а в ходе практической деятельности, направленной к нейтрализации этого влияния. Человек осознал опасность, ис­ходящую от трупов, прежде всего практически и лишь затем «теоретически». Средствами практической нейтрализации вредного влияния трупа было закладывание его ветвями, камнями, засыпа­ние его землей, наконец помещение его в яму, с последующей за­сыпкой землей. Так как эти вполне реальные меры принимались против опасности, которая была осознана как магическая, то и сами эти меры были в конце концов осознаны как магические.

Все указанные выше меры нейтрализовали опасность, исходя­щую от разлагающегося трупа, но не могли помешать передаче инфекции от больного к здоровым. Чувствуя их недостаточность, люди начинали применять и такие по существу уже чисто маги­ческие приемы, как, например, связывание покойника.

Погребения в собственном смысле этого слова возникли лишь с практическим осознанием опасности, исходящей от мертвецов. Но эта опасность не могла быть осознана сразу. Для этого потре­бовался определенный период времени, в течение которого трупы просто оставлялись в жилище. Из этого следует вывод, что осозна­ние единства человеческого коллектива и выявление моральных норм, предписывающих заботу о каждом члене коллектива, отно­сится ко времени, предшествовавшему возникновению первых на­стоящих погребений.

Факт появления первых погребений в начале позднего мустье служит подтверждением выдвинутого в предшествующих главах положения о том, что эпоха позднего ашеля — раннего мустье была временем возникновения и расширения сферы действия по­ловых и пищевых табу и соответственно укрепления человеческо­го коллектива, временем становления тотемизма — первой формы осознания его единства.


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 71; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!