Зоофагические праздники и тотемизм



Одной из важнейших проблем, касающихся зоофагических празд­ников вообще, медвежьих прежде всего, был и во многом остается вопрос об их связи с тотемизмом. Это факт, что почти у всех на­родов, у которых отмечено бытование медвежьих праздников, по­следние не были тотемистическими. У части этих народов тоте­мизм в полном смыеле слова вообще отсутствовал, у них были за­фиксированы лишь следы его существования в прошлом. У той же части народов, у которых тотемизм существовал, медвежий празд­ник справлялся членами всех родов независимо от того, какое животное было их тотемом.

На этом основании некоторые исследователи, в частности

 Петров (1934, стр. 147), отрицали какую бы то ни было связь медвежьих праздников с тотемизмом. Однако подавляющее боль­шинство ученых придерживалось мнения, что медвежий праздник в прошлом носил тотемистический характер. Такую точку зрения отстаивали Н. Н. Харузин (1898), В. Г. Богораз‑Тан (1926, стр. 67—69; 1928, стр. 71—72; 1931, стр. 108), Л. П. Потапов (1928, стр. 15‑18), Л. Я. Штернберг (1936, стр. 71‑72), А. М. Золотарев (1934, стр. 16 сл.; 1939а, стр. 129—133),

 В. Иванов (1937, стр. 7—15), А. П. Окладников (19506, стр. 7— 14), А. Ф. Анисимов (1958а, стр. 112—113, 119).

В качестве доказательства былого тотемистического характера медвежьего праздника названными исследователями указывалось на его отчетливо родовой характер, на бытование среди народно­стей, справлявших этот праздник, взгляда на медведя как на родственника, на широкое распространение среди этих народов легенд о существовании в прошлом половых связей между людь­ми и медведями, о превращении людей в медведей и обратно, а кое‑где и преданий о происхождении тех или иных родов от мед­ведя, наконец, на то обстоятельство, что у некоторых из этих на­родов медведь вплоть до последнего времени был одним из родо­вых тотемов. Целый ряд исследователей обращали внимание и на такой факт, что в мифологии некоторых народов, у которых су­ществовал медвежий праздник, медведь выступает как культур­ный герой, как цивилизатор (Харузин, 1898, 4, стр. 6—9; Ани­симов, 1958а, стр. 129).

Все эти данные имеют не одинаковую ценность для решения вопроса о том, был ли медвежий праздник в своей исходной форме тотемистическим, но взятые вместе они дают определенное осно­вание для того, чтобы дать на него положительный ответ. Однако против подобного решения вопроса о первоначальной природе медвежьего праздника может быть выдвинуто такое возражение, как резкое его отличие от такого несомненно тотемистического празднества, каким является интичиума австралийцев.

Действительно, на первый взгляд, кажется, что медвежий праздник представляет собой полную противоположность интичиуме: первый есть комплекс обрядов, связанных с убиванием и поеданием животного, вторая — представляет собой магическую церемонию, имеющую целью умножение животных или расте­ний, принадлежащих к тотемному виду. Но эта противоположность является во многом кажущейся. Анализ медвежьего празд­ника и интичиумы раскрывает первоначальную общность их при­роды.

Интичиума несомненно представляет собой магическую цере­монию умножения тотемного животного или растения. Но, кроме этого господствующего момента, она включает в себя, как уже указывалось, и другой — обрядовое поедание тотемного животно­го или растения. Медвежий праздник, как и другие зоофагнческие праздники, несомненно представляет собой комплекс обрядов, связанных с убиением и поеданием животного. Но, кроме этого выступающего на первый план момента, он включает в себя и другой — ритуальную, магическую заботу о сохранении данного вида животных.

С медвежьими праздниками связана вера в воскрешение, воз­рождение, «обратное возвращение» убитого зверя. Часть обрядов, совершаемых во время медвежьего праздника, имеет своей целью обеспечить возрождение убитого животного и его «обратное воз­вращение». На это обстоятельство указывали Н. Н. Харузин (1898, 3, стр. 28‑29), Дж. Фрезер (1928, IV, стр. 48), В. Г. Богораз‑Тан (1926, 1931, 1936), А. Ф. Анисимов (1958а, стр. 132). Подобные же верования и обряды связаны и с другими зоофагическими праздниками, в частности и с афинскими буффониями (Kara ров, 1913, стр. 255; Толстой, 1936, стр. 257).

Подробно этот момент зоофагических праздников рассмотрен в работах В. Г. Богораза‑Тана (1926, 1928, 1931, 1936), поставив­шего эти праздники в генетическую связь с культом умирающе­го и воскресающего бога. Самую сущность зоофагических празд­ников В. Г. Богораз‑Тан видел не в убиении и поедании живот­ных, а в стремлении обеспечить возрождение животных, обеспе­чить существование и процветание данного вида и соответствен­но называл их праздниками воскрешения зверей. С такой точкой зрения вряд ли можно согласиться, но вместе с тем нельзя не признать значительной роли момента магического обеспечения существования вида животных в обрядности зоофагических празд­ников вообще, медвежьего в частности.

К числу обрядов, имеющих целью обеспечить возрождение, телесное воскрешение убитого зверя, почти все исследователи прежде всего относят ритуальную заботу о черепе и костях, и не без основания. Существование веры в то, что сохранение черепа п костей убитого животного обеспечивает его телесное воскреше­ние, оживление, было отмечено у многих племен и народов (J ос h е 1 s о п, 1926, II—III, р. 148; Фрезер, 1928, IV, стр. 60; Зеле­нин, 1936, стр. 76, 167; 1937а, стр. 28; Н. Воронин, 1941, стр. J69; Б. Васильев, 1948, стр. 94; Чурсин, 1957, стр. 82; Вайнштейн, 1961, стр. 173).

Зафиксирован и целый ряд других обрядов, имеющих своей целью обеспечить воскрешение убитого зверя (П ил с у д с к и й, 1914; Штернберг, 19336; В. Петров, 1934). Все они имеют явно позднее происхождение, о чем говорит их теснейшая связь с верой в души зверей, духов, хозяев тайги и т. п.

Но ритуальной заботой о черепе и костях животного и упо­мянутыми выше обрядами явно позднего происхождения имею­щее место во время зоофагических праздников магическое обес­печение существования вида животных не исчерпывается. Мате­риалы свидетельствуют о существовании еще одной группы об­рядов, имеющих целыо обеспечение сохранения данного вида, причем обрядов явно архаического происхождения.

Один из самых интересных обрядов, принадлежащих к этой группе, был зафиксирован у эвенков, живших в районе Хантайского озера[94]. У них после того, как медведь был съеден, его череп и кости скелета в анатомическом порядке привязывались к палко, причем череп укреплялся на ее верхнем конце. Затем все взрос­лые мужчины, по очереди «боролись» с «медведем» и, «повалив» его на землю, имитировали половой акт[95]. Сходный обряд суще­ствовал у долган, но у них половой акт имитировался не со скеле­том медведя, а с тушей только что убитого зверя (Попов, 1937, стр. 202). Обряды фаллического типа по отношению к медведю бытовали также у шорцев (Б. Васильев, 1948, стр. 87). У ко­ряков на праздниках кита и белухи женщины во время плясок со­вершали сексуальные движения, делая вид. что они отдаются зверю (Штернберг, 1936, стр. 403). Сходные моменты суще­ствовали в обрядности зоофагических праздников и других на­родов Северо‑Восточной Азии (Богораз‑Т а н, 1928, стр. 75).

С этими фактами можно сопоставить употребление деревян­ных фаллусов во время танцев на медвежьих праздниках обских угров, исполнение на них сценок явно эротического характера (Гондатти, 1888, стр. 80; Харузина, 1927, I, стр. 84; Б. Васильев, 1948, стр. 87), распевание песен весьма нескром­ного содержания на медвежьих праздниках нивхов (Штернб е р г, 19336, стр. 66), определенная разнузданность отношений между полами во время аналогичных праздников у айнов (Пилсудский, 1914, стр. 130—133), а также отмеченное у нивхов, удэгейцев, ороков, орочей, айнов, кетов особое ритуальное отно­шение к половым органам медведя (П и л с у д с к и й, 1914, стр. 152; Штернберг, 19336, стр. 229; 1936, стр. 211;

С.   Иванов, 1937, стр. 8, 17; Б. Васильев, 1948, стр. 87; Алексеенко, 1960, стр. 99).

Б. А. Васильев (1948, стр. 87—88), сопоставив употребление деревянных фаллусов во время танцев на медвежьем празднике обских угров с употреблением аналогичных предметов во время весеннего праздника индейцев дакота, преследующего цель спо­собствовать размножению бизонов, пришел к выводу, что и в дан­ном случае мы имеем дело с обрядами магического разхмножеяия животных. С этим выводом нельзя не согласиться. Как уже ука­зывалось в главе X, половые акты, их имитирование, различного рода намеки на них и т. п. в прошлом у всех народов рассматри­вались как действия, магическим образом способствующие раз­множению животных и плодородию почвы.

Таким образом, в ритуале медвежьего и других зоофагических праздников можно отметить существование, наряду с обрядами магического воскрешения зверей, обрядов магического размноже­ния животных. Последние обряды сохранились лишь в качестве пережитков и с ними, как правило, не было связано никаких ве­рований, что, на наш взгляд, говорит об их глубочайшей архаич­ности. Все это дает основания полагать, что первоначально с зоо­фагическими праздниками вообще, медвежьими в частности, бы­ла связана не идея магического воскрешения убитых животных, а идея создания их изобилия путем магического способствования их размножению.

В своей ранней форме зоофагический праздник вообще, мед­вежий в частности, включал в себя два таких основных момента, как ритуальное поедание убитого зверя и магическое обеспече­ние размножения данного вида животного, т. е. те же самые мо­менты, что иятичпума австралийцев. Все это свидетельствует о том, что зоофагический праздник и интичиума имеют одну об­щую основу, что они возникли из одного корня. Так как интичиума является церемонией несомненно тотемистической, то отсюда следует, что и зоофагнческие праздники в своей исходной форме носили тотемистический характер, были праздниками тотемисти­ческими.

Кроме приведенных выше, имеются и другие данные, свиде­тельствующие о тотемистическом характере зоофагических празд­ников вообще, медвежьих в частпости. Так, например, многие исследователи обращали внимание на такой факт, что на мед­вежьем празднике обских угров большое место занимали пляски, представляющие собой повествования из жизни медведя. Пля­шущие старались подражать движению изображаемого животного (Гондатти, 1888, стр. 76—77; Харузин, 1898, 3, стр. 22— 23; Зеленин, 1936, стр. 241; Б. Васильев, 1948, стр. 83). Подражание телодвижениям медведя отмечено и на празднике ке­тов (Алексеенко, 1960, стр. 100). По сообщению В. Г. Богораза‑Тана (1939, II, стр. 81—83), на волчьих праздниках чукчей и коряков один из мужчин одевал на себя шкуру волка и совер­шал в ней благодарственный обряд, сопровождаемый пением и пляской. Во время этого обряда исполнитель время от времени выл, подражая волку. Во время медвежьего праздника надевалась шкура медведя.

Все эти факты, по нашему мнению, вряд ли можно истолко­вать иначе, как пережитки тотемистических танцев. Пляски — по­вествования из жизни медведя, исполнявшиеся на празднике об­ских угров, находят свою полную аналогию в инсценировках ми­фов о тотемистических предках, совершаемых на праздниках ав­стралийцев. Интересно заметить, что участники представлений на медвежьих праздниках обских угров всегда одевали маски самого разнообразного характера и изменяли свой костюм (Г он д а т т и, 1888, стр. 76—77). Человек, подражавший движениям медведя на соответствующем празднике кетов, приставлял себе к лицу «мордочку» (подсушенную кожу, снятую с лобно‑носовой части и губ) медведя (Алексеенко, 1960, стр. 100). В данных слу­чаях мы несомненно имеем дело с пережитками ряжения под то­темное животное, характерного для тотемистических танцев и инсценировок тотемистических мифов.

Все изложенные данные достаточно убедительно свидетель­ствуют о том, что зоофагические праздники вообще, медвежий в частности, в своей исходной, первоначальной форме носили тоте­мистический характер, были тотемистическими.


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 83; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!