Л. Леви-Брюль и проблема эволюции человеческого мышления



Нельзя сказать, чтобы идеальная, «теоретическая» сторона магии оставалась совершенно незамеченной исследователями. Дж. Фре­зер (1928, I, стр. 37), например, неоднократно подчеркивал, что в магии существует не только практическая, но и теоретическая сторона, что она есть не только «ложное искусство», но и «ложная наука». Однако только крупнейший французский ученый Л. Леви‑Брюль (1930, 1937) смог раскрыть сущность «теорети­ческой» стороны магии и тем самым доказать, что логический спо­соб мышления не является единственно существующим, что, кроме логического образа мышления, существует иной способ мышления, качественно от него отличный. Этот второй способ мышления, представляющий собой «теоретическую» сторону ма­гии, был назван Л. Леви‑Брюлем пралогическим (прелогическим) или мистическим мышлением.

Открытие пралогического способа мышления повлекло за собой открытие и двух основных стадий в развитии мышления: низшей — стадии сосуществования логического и пралогического (т. е. магического) способов мышления и высшей — стадии безраздельного господства логического образа мышления. Сосуществование и вза­имопроникновение логического и пралогического способов мышле­ния Л. Леви‑Брюль считал характерным для «низших обществ», т. е. прежде всего для племен и народов, стоящих на стадии до­классового общества, почти безраздельное господство логического способа мысли — для народов, достигших высокого уровня разви­тия, прежде всего для европейских.

«Логическое и пралогическое,— писал Л. Леви‑Брюль (1930, стр. 71), характеризуя первую стадию развития мышления,— не наслаиваются в мышлении низших обществ друг на друга, отде­ляясь одно от другого, подобно маслу и воде в сосуде. То и другое мышление взаимно проникают друг в друга, и в результате полу­чается как бы смесь, составные части которой нам трудно остав­лять нераздельными. Так как в нашем мышлении логическая дис­циплина исключает во что бы то ни стало все то, что ей очевидно противоречит, то мы не в состоянии приноровиться к такому мыш­лению, где логическое и пралогическое сосуществуют и одновре­менно дают себя чувствовать в умственных операциях. Пралогический элемент, который еще сохраняется в наших коллективных представлениях, слишком слаб для того, чтобы позволить нам вос­произвести такое состояние мышления, где пралогический элемент господствует, но не исключает логического элемента».

Переход от низшей стадии мышления к высшей происходит, по Л. Леви‑Брюлю, путем постепенного вытеснения развиваю­щимся логическим мышлением приходящего в упадок пралогиче­ского. О происхождении высшей формы от низшей свидетельству­ют сохранившиеся в логическом мышлении высококультурных народов пережитки пралогического способа мысли. «Знание пра­логического и мистического мышления,— пишет Л. Леви‑Брюль в главе «Переход к высшим типам мышления» (стр. 302),—мо­жет, однако, служить не только изучению низших обществ. Выс­шие типы мышления происходят от низшего типа. Они должны еще воспроизводить в более или менее уловимой форме часть черт низшего мышления. Для того, чтобы понять эти высшие типы, необходимо, значит, обратиться сначала к этому относительно „первобытному типу“».

Даже в изложенном выше виде теория Л. Леви‑Брюля не мо­жет быть безоговорочно принята. В частности, невозможно согла­ситься с его утверждением, что на первой стадии развития мы­шления пралогический (магический) способ мышления был гос­подствующим. Однако даже этой схемы Л. Леви‑Брюль не при­держивается последовательно. Во многих, если не в большинстве мест своей работы, он рассматривает мышление «низших обществ» как полностью и целиком пралогическое, что, естественно, приво­дит его к отрицанию существования преемственной связи между «низшим» и «высшим» типами мышления, ибо происхождение ло­гического способа мышления из магического действительно не­мыслимо. Вполне понятно, что в таком виде взгляды Л. Леви‑Брюля являются ошибочными.

Однако, несмотря на эти и другие ошибки, на которых мы еще остановимся, труды Л. Леви‑Брюля несомненно представляют со­бой крупный вклад в науку. Великая заслуга Л. Леви‑Брюля сос­тоит в том, что он первым сумел порвать с традиционным взгля­дом на развитие мышления, нашедшим свое выражение в работах Э. Тэйлора (1939), Г. Спенсера (1898, I), Дж. Фрезера (1928, I), Ф. Боаса (1926), Л. Я. Штернберга (1936). Согласно этому взгля­ду, человеческое мышление на всем протяжении своей истории оставалось качественно одним и тем же. В частности, оно всегда было логическим и только логическим. Все изменения, происхо­дившие в нем, носили чисто количественный характер. Отличие между мышлением первобытных людей и мышлением людей сов­ременных рассматривалось сторонниками традиционной точки зрения как различие лишь в степени зрелости, в степени развития одних и тех же моментов. Разумеется, они не могли не заметить проявлений магического способа мышления, но все эти проявле­ния истолковывались ими как просто ошибки логического мыш­ления, логические ошибки. Люди, стоявшие на более низких сту­пенях развития, имели меньше знаний о мире, были более неве­жественными, и вполне понятно, что они чаще впадали в логиче­ские ошибки, чаще заблуждались, чем люди, достигшие в своем развитии более высоких ступеней. Л. Леви‑Брюль, открыв, что у людей, стоявших на низших ступенях развития, существовал, кроме логических ошибок, целый ошибочный способ мышления, сделал шаг вперед от этого плоско‑эволюционистского представ­ления о развитии мышления.

Теория Л. Леви‑Брюля, в основе которой лежало положение о существовании в развитии мышления качественно отличных эта­пов, привлекла к себе большое внимание советских ученых. В 20‑х и 30‑х годах появилось большое число работ, в которых ойа подвергалась более или менее обстоятельному рассмотрению (Выдра, 1924, 1925; А. Миллер, 1929; Мамлеев, 1930; Марр, 1930; В. Никольский, 1928, 1930, 1937; Выготский и Лурия, 1930; Колбин 1932; Мегрелидзе, 1935). Одни из авторов, хотя и с целым рядом оговорок, принимали концепцию Л. Леви‑Брюля (Р. Выдра, А. Миллер), другие подвергли ее рез­кой критике (А. Колбин), но все они без исключения пытались выявить и развить то ценное, что было в работах французского ис­следователя.

Из всех перечисленных выше работ наибольший интерес пред­ставляет статья К. Р. Мегрелидзе «О ходячих суевериях и „пралогическом“ способе мышления (реплика Леви‑Брюлю)» (1935), в которой был сделан крупный шаг вперед в разработке проблемы магического образа мышления. В отличие от Л. Леви‑Брюля, ис­кавшего корни пралогического мышления в самом мышлении, т. е. подходившего к вопросу о причинах существования магиче­ского образа мышления с идеалистических позиций, К. Р. Мегре­лидзе сделал попытку найти корни магического образа мысли в объективной реальности.

К. Р. Мегрелидзе в своей работе прежде всего подвергает ана­лизу различного рода суеверия, имеющие распространение в сов­ременном обществе, и приходит к выводу, что эти суеверия представляют собой не что иное, как проявление магического способа мышления. Выявив это, он ставит вопрос: «Какое основание име­ют эти формы мышления существовать и на сегодняшнем этапе развития, пусть даже как пережитки, и почему эти пережитки сохраняются нами, почему человек и ныне прибегает к этим формам и способам мысли»... (стр. 481) и отвечает на него: «Раз эти суеверия постоянно оживают, возрождаются, циркулируют в известных кругах, а многие из них создаются, ,,изобретаются“ как новые, раз они столь живучи,— очевидно, существуют опре­деленные объективные условия, которые их поддерживают, и ис­точники, которые их постоянно питают... Мы полагаем, что суще­ствование подобных суеверий имеет реальную основу в объектив­ном составе и строении опыта. Они находят опору прежде всего в таких условиях жизни, где успех человека зависит не столько от его стараний, сколько от чуждых обстоятельств, воздействовать на которые он ко в силах, где нет уверенности в том, что опреде­ленное действие и известное средство приведут непременно к цели, где по объективным причинам не может существовать наперед предусмотренного результата и точно рассчитанного целеосуществления, где очень часто все зависит от игры случая, не подле­жащего контролю и воздействию... Такие условия по существу и объективно суть „условия судьбы“, „гадательные условия“» (стр. 463—464).

В основе существования двух способов мышления — логиче­ского и магического — как в прошлом, так и в настоящем, лежит, по мнению К. Р. Мегрелидзе, существование двух, как он выража­ется, «секторов опыта». «Это существование двух мыслительных структур, и в те и в наши времена, объясняется тем,— пишет он,— что в условиях жизни и деятельности всегда встречались в более или менее выраженной форме две структуры опыта: сектор опы­та, где люди сами творили свое положение и определяли свое су­ществование, и сектор опыта, где люди зависимы от игры случая, которую невозможно предвидеть. В последнем случае приходилось прибегать к магическим формам мысли, гаданиям, знамениям и т. д., что в общем составляет нереальный сектор, магический строй мыслей. В первом же случае, в той области опыта, где осущест­вление намерения и настойчивость человека являются решающим фактором, где человек практически ставит вещи в реальные зависимости друг к другу и сам создает свою судьбу, сам строит усло­вия своего существования, во всей этой области человек и свои мыслительные связи строит реально, делает реальные сопоставления и, вообще говоря, мыслит в реальном плане» (стр. 482).

Совершенно правильно указав на сферу несвободной практи­ческой деятельности как на объективную основу существования магического способа мышления, К. Р. Мегрелидзе в то же время не смог показать, каким именно образом зависимость человече­ской практической деятельности от власти случайностей породила магический способ мысли. И не мог он это сделать потому, что из его концепции выпало звено, связывающее несвободную практиче­скую деятельность с магическим образом мышления, выпал маги­ческий образ действия. Магическую практику К. Р. Мегрелидзе совершенно не принимает в расчет, считая ее, видимо, производ­ной, вторичной от магического образа мысли.

Игнорирование магического образа действий привело К. Р. Мегрелидзе к целому ряду серьезных ошибок. Рассматривая магический образ мышления как прямое, непосредственное по­рождение зависимой практической деятельности, он не мог не поставить соотношение логического и магического способов мы­шления в прямую зависимость от соотношения сфер свободной и несвободной практической деятельности. Так как в обществе до­классовом, в особенности на ранних ступенях его развития, сфера несвободной практики была неизмеримо более широка, чем сфера свободной практики, то из этого им был сделан вывод, что на пер­вых этапах развития мышления магический его способ господст­вовал (стр. 483). Сужение сферы несвободной практики и расширение сферы свободной в дальнейшем привело к тому, указывает он, что логический и магический способы мышления поменялись местами, первый стал господствующим, а второй — подчиненным, в каком виде последний и дожил до нашего времени.

На деле практическим аналогом магического образа мышления является не зависимая практическая деятельность, а магический образ действий. Подобно тому, как магический образ деятельности никогда не мог быть основным и главным видом человеческой деятельности, магический образ мысли никогда не мог быть основ­ным способом человеческой мыслительной деятельности.

В развитии мыслительной деятельности, на наш взгляд, дейст­вительно можно выделить по крайней мере два этапа, но их раз­личие состоит не в том, в чем его видел К. Р. Мегрелидзе. Первый этап характеризуется существованием двух способов мышле­ния — логического и магического, из которых господствующим является первый. Существованию магического способа мышления на этом этапе способствует, кроме указанных выше причин, неза­вершенность формирования логического способа мышления. Вто­рой этап характеризуется существованием окончательно оформив­шегося логического способа мышления и отсутствием магического способа мышления, потерявшего свою основу,— магический образ действия. От магического способа мышления на этой стадии сохраняются лишь пережитки, которые в определенных условиях и в определенной степени питаются и поддерживаются, хотя и сузив­шейся, но полностью не исчезнувшей сферой зависимой, несвободной практики.

В исключительных случаях и в современных условиях можно наблюдать как бы своеобразное «возрождение» магического обра­за действия и мысли. Оно имеет место у людей, страдающих навязчивыми страхами (фобиями). С навязчивыми страхами, т. е. с навязчивыми иллюзиями более или менее полной зависимости судьбы человека от каких‑то не поддающихся его контролю сил, у невротиков обычно соединяются своеобразные «ритуальные» действия и вера в то, что эти действия в той или иной мере ней­трализуют грозящую опасность (Давиденков, 1947, стр. 47‑ 69, 137‑153) [77].

Возвращаясь к статье К. Р. Мегрелидзе, мы должны подчерк­нуть, что ошибки, допущенные в ней, не должны заслонять от нас того ценного, что в ней имеется. К. Р. Мегрелидзе несомненно был сделан крупный шаг вперед по пути осмысления и разработки с материалистических позиций того рационального, что содержится в теории пралогического мышления Л. Леви‑Брюля. Казалось бы, что за этим шагом должны были последовать следующие. Но это­го, к сожалению, не случилось. Начиная примерно с 40‑х годов советские исследователи встали на путь полного отрицания какой бы то ни было ценности концепции Л. Леви‑Брюля (Шемякин, 1950; Каждан, 1957; Зыбковец, 1958а, 1959; Шаревская, 1959; Францев, 1959; Сухов, 1961 и др.). Ошибки Л. Леви‑Брюля заслонили для них то рациональное, что имеется в его ра­ботах. В результате они вместо того, чтобы пойти вперед от Л. Леви‑Брюля, на деле, по нашему мнению, пошли назад от него. Положения по вопросу об эволюции мышления, которые встречаем в их работах, зачастую ничем по существу не отлича­ются от тех, которые можно найти в трудах Г. Спенсера и Э. Тэй­лора (Анисимов, 1949, стр. 19—20; Попов, 1958, стр. 77—78; Зыбковец, 1958а, стр. 401 сл.; 1959, стр. 50 сл.; Шаревская, 1959, стр. 95; Сухов, 1961, стр. 89—92). И это представляется нам вполне закономерным явлением. Нельзя, на наш взгляд, продвинуться сколько‑нибудь значительно вперед в разработке проб­лем эволюции первобытного мышления, не использовав и крити­чески не переработав всего того ценного, что имеется в трудах Л. Леви‑Брюля.

Однако не менее опасным, чем огульное отрицание ценности концепции Л. Леви‑Брюля, является некритическое заимствова­ние его положений. Концепция Л. Леви‑Брюля в том виде, в ка­ком она изложена в его работах, для нас неприемлема, ибо по су­ществу своему является идеалистической. Помимо общих принци­пиальных ошибок, о которых немало говорилось в нашей литера­туре, Л. Леви‑Брюль допустил много и частных. Так, например, характеризуя примитивное мышление, он не отделял тех его черт, которые обусловливались существованием магического образа мышления, от особенностей, вытекавших из незавершенности формирования логического способа мысли. Нельзя согласиться с ним и в характеристике самого магического способа мышления. Много ошибок он допускает и в других вопросах. Но, еще раз повторяем, все эти ошибки не должны заслонять от нас того безу­словно ценного вклада в науку, который был сделан Л. Леви‑Брюлем.В заключение необходимо остановиться на вопросе о времени возникновения магического образа действия и магического образа мысли. Проблема эта необычайно сложна, и на вопрос этот можно дать лишь предположительный ответ.

Исходя из общей логики развития практической деятельности и мышления, можно было бы предположить, что раздвоение чело­веческой деятельности на реальную и символическую началось у позднейших протантропов, а раздвоение мыслительной деятельно­сти на логическую и магическую у палеантропов, скорее всего еще у ранних. Во всяком случае имеются основания полагать, что у неандертальцев наряду с формировавшимся логическим спосо­бом мышления существовал уже и магический.

Большое внимание исследователей привлекли находки в ряде мустьерских стоянок минеральной краски, причем частью в виде кусков со следами использования, и каменных валунов с намерен­но нанесенными на них красными пятнами (В. Никольский, 1928, стр. 150; Гущин, 1937, стр. 50; Окладников, 1952а, стр, 14—15; Ефименко, 1953, стр. 247 сл.; Замятиин, 1961а, 1961б, стр. 13). Кусок камня со следами его раскраски в красный цвет был обнаружен, в частности, в мустьерской стоянке Ля Ферасси, в которой были найдены также каменные плиты с чашевид­ными углублениями и костяная пластинка с нанесенными на ней рядами параллельных нарезок.

С. Н. Замятнин и вслед за ним А. С. Гущин (1937, стр. 50, 97) высказали предположение, что камни со следами раскраски явля­ются памятниками инсценировок охоты, во время которых сами камни изображали животных, а красные пятна — раны. В то же время С. Н. Замятнин подчеркивал, что, по его мнению, эти инсце­нировки не носили еще магического характера, они были репети­циями, во время которых происходило распределение ролей в предстоящей охоте.

С предположением, что у формирующихся людей охоте пред­шествовала ее репетиция, нельзя не согласиться. Усложнение охотничьей деятельности неизбежно потребовало на определенном этапе предварительной выработки плана действий. В силу край­ней конкретности мышления формирующихся людей выработка плана охоты и распределения ролей могла происходить только в виде инсценировки охоты, ее репетиции. Первоначально репети­ция охоты не носила магического характера, но в дальнейшем она неизбежно такой характер приобрела, ибо инсценировка охоты в отличие от самой охоты легко поддавалась абсолютно точному воспроизведению. О том, что превращение инсценировки и охоты в магический обряд завершилось к тому времени, к которому относятся описанные выше находки, свидетельствуют красные пят­на на камне, символизирующие собой раны, нанесенные животно­му. Символическое нанесение ран подобию зверя никак не может рассматриваться как необходимое реальное условие успеха реаль­ной репетиции охоты, имеющей целью выработку плана и распре­деление ролей, и счастливого исхода самой охоты. Так как магическая инсценировка охоты не могла выполнять ту функцию, которую имела реальная репетиция, то вероятно, что наряду с первой продолжала существовать и последняя, хотя грань между ними на практике была крайне относительной.

Появление изображения ран на камне, представляющем собой подобие животного, нельзя расценивать иначе, как первое свиде­тельство о начале зарождения изобразительного искусства. Указанные выше находки служат, на наш взгляд, подтверждением правильности выдвинутого С. Рейнаком положения о том, что кор­ни искусства, прежде всего изобразительного, уходят в магию, в магическую деятельность. Взгляда на палеолитическое искусство как на теснейшим образом связанное с магией придерживались и придерживаются многие советские исследователи (С. Иванов, 1934; Гущин, 1937; Равдоникас, 1937, 1939, I; Токарев, 1959; Замятнин, 1960, 1961а; Анисимов, 1960 и др.).

Эта точка зрения не находится в противоречии с фактом реали­стического характера искусства палеолита. Как свидетельствуют данные этнографии, близость изображения к оригиналу считалась у многих народов необходимым условием успешности обрядов подражательной магии (см., напр.: Элленбергер, 1956, стр. 237‑240).

При всем желании нельзя приписать реальной практической функции найденным в Ля Ферасси плитам с чашеобразными углу­блениями. В качестве этнографической параллели к аналогичному предмету из более поздних слоев французский исследователь П. Риве приводит употребляемую в одной из игр эскимосов пла­стинку или фигуру зверя с дырками. Саму игру, состоящую в том, чтобы воткнуть в одну из дыр привязанный шнурком к пластине (или фигуре зверя) колышек, П. Риве рассматривает как пережи­ток древнего магического обряда убивания животного (Фраицев, 1959, стр. 221). Ю. П. Францев в качестве этнографической параллели приводит игру североамериканских индейцев, в кото­рой участники катят по земле камень и стреляют в него из лука, отчего камень покрывается углублениями (стр. 221). С. Н. За­мятнин (1961а, стр. 46—53) плиты с чашевидными углублениями, как и камни с нанесенными на них красными пятнами, связыва­ет с репетициями охоты, рассматривая сами плиты как зачаточ­ные изображения животных, а углубления на них как изображе­ния ран.

Имеются, наконец, факты и прямо свидетельствующие о появ­лении у неандертальцев обрядов охотничьей подражательной ма­гии. Исследованиями, предпринятыми А. Бланком в пещере Басуа в Савоне (Италия), было выявлено, что один из сталагмитов, на­поминающий по своим очертаниям животное, был объектом свое­образного воздействия со стороны неандертальцев: собравшись в этом месте, они бросали в него комьями глины (Blanc, 1961). Эти данные, по мнению А. Бланка, не только говорят о существо­вании у палеантропов магии, но и служат подтверждением теории магического происхождения искусства. Вначале люди в качестве объектов магического воздействия использовали естественные об­разования, например сталагмиты или пятна на стенах пещер, напоминающие по своим очертаниям животных, затем они стали придавать таким образованиям черты сходства с животными, что в конечном счете и переросло в создание произведений палеоли­тического искусства.

Кроме приведенных выше, имеются и другие данные, свиде­тельствующие о существовании у палеантропов наряду с форми­рующимся логическим мышлением магического способа мысли. С ними мы ознакомимся в следующих главах.

 

 


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 84; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!