Неандертальские погребения и осознание единства человеческого коллектива



Одной из, на наш взгляд, не вполне удачных, хотя и не лишенных рационального зерна попыток истолкования неандертальских по­гребений, является та, которую мы находим в трудах С. А. Токарева (1955, стр. 189; 1956, стр. 135—136; 19576, стр. 191 — 192; 1960, стр. 3; 1964, стр. 164—166) [78].

Появление погребений последний приписывает совместному действию двух инстинктов: инстинкта опрятности, побуждающего даже некоторых животных стремиться избавиться от гниющего, разлагающегося тела особи своего вида, и инстинкта социальной привязанности, также действующего среди некоторых животных, особенно у обезьян (1957б, стр. 191—192; 1964, стр. 164— 166).

Но если погребения являются результатом действия биологи­ческих по своему происхождению инстинктов, общих у человека с животными, то, спрашивается, почему же они возникли лишь с переходом от ранних неандертальцев к поздним, почему их не было у более близких, чем поздние неандертальцы, к животным питекантропов, синантропов и ранних палеантропов. На этот во­прос С. А. Токарев не отвечает, да на него и невозможно отве­тить, продолжая оставаться на занятых им позициях.

Дать правильный ответ на вопрос о причинах возникновения первобытных погребений невозможно, не учитывая того, что сти­мулы, побуждавшие пралюдей погребать мертвых, возникли лишь в мустье, что раньше их не существовало, что они носят истори­ческий характер. Только та концепция неандертальских погребе­ний может претендовать на истину, в которой их возникновение рассматривается как результат изменений в общественной жизни формирующихся людей и соответственно сдвигов в их сознании, происшедших где‑то около этого времени.

С этой точки зрения привлекают внимание некоторые из выска­зываний В. К. Никольского, содержащиеся в его ранней работе «Очерк первобытной культуры» (1928, стр. 148—150). Возникновение неандертальских погребений В. К. Никольский связывает с появлением первых норм поведения, первых моральных запре­тов — табу, прежде всего с появлением запрета поедания тел чле­нов своей общины. Нельзя согласиться с характеристикой мораль­ных норм, возникших в мустьерскую эпоху, как первых, но нельзя в то же время не признать совершенно правильной догадку В. К. Никольского о появлении в эту эпоху запрета каннибализма внутри стада. Без возникновения такого запрета было бы невоз­можно появление погребений.

Однако объяснить появление неандертальских захоронений лишь возникновением запрета каннибализма нельзя, ибо сущность погребений состоит не столько в воздержании от действий по отношению к мертвецам, сколько в совершении каких‑то определен­ных действии по отношению к ним. Среди действий, совершаемых неандертальцами по отношению к мертвецам, в целом ряде случаев отмечено снабжение их пищей. Так, например, с правой сто­роны скелета из Ля Шапелль возле руки была найдена бычья нога с анатомически правильным расположением костей, позади нее — значительная часть позвоночника оленя также в правильном расположении и множество разнородных костей (Обермайер, 1913, стр. 159—160; Люке, 1930, стр. 22; Ефименко, 1953, стр. 250; James, 1957, р. 22). Вместе со скелетом Схул V была найдена нижняя челюсть очень большой свиньи. Как утверждает Д. Гаррод (Garrod and Bate, 1937, p. 100), все обстоятельства находки не оставляют сомнения в том, что челюсть была намерен­но положена с трупом. Рядом со скелетом из Ле Мустье были об­наружены кости дикого быка (James, 1957, р. 21). Многие уче­ные настаивают на том, что орудия, найденные вместе со скеле­тами из Ле Мустье и Ля Шапелль, также были намеренно положены с трупами (В. Никольский, 1928, стр. 148—149; Люке, 1930, стр. 24).

Все эти факты вместе взятые и побудили В. К. Никольского выдвинуть наряду с первым объяснением неандертальских погре­бений второе, состоящее в том, что неандертальцы считали умер­шего живым и поэтому заботились о нем, как о живом (1928, стр. 149). Последняя точка зрения была подхвачена целым рядом авторов, в частности П. П. Ефименко (1953, стр. 249—250). Но по существу это объяснение мало что дает для уяснения вопроса. Если позднемустьерские неандертальцы не отличали мертвых от живых, то это еще в большей степени должно было иметь место у их предшественников, однако у последних никаких следов забо­ты о мертвых не обнаружено. Кроме того, эта точка зрения расхо­дится с фактами, говорящими о том, что неандертальцы отлича­ли мертвых от живых. «Как, например,— совершенно справедли­во писал А. П. Окладников (19526, стр. 173), критикуя П. П. Ефименко,— с этой точки зрения объяснить наличие особых могиль­ных ям, и притом таких, которые совершенно непригодны для сна живым людям (Киик‑Коба)? Как, например, объяснить тот факт, что трупы все‑таки должны были быть покрыты землей, иначе они не дошли бы до нас в более или менее сохранном виде? Странной особенностью с этой точки зрения является и обычная подогнутость ног или даже скорченность скелетов неандертальцев».

Неандертальцы несомненно отличали мертвых от живых и тем не менее проявляли о них заботу. Почему они это делали? Пото­му, отвечает С. П. Толстов (1931, стр. 96), что они в силу диф­фузного типа мышления продолжали считать умершего и после смерти членом коллектива и отдавали ему долг взаимопомощи. Ссылка на диффузный тип мышления, разумеется, мало что дает, но мысль о том, что человек и после смерти продолжал считаться членом коллектива и что поэтому коллектив продолжал о нем за­ботиться и после этого события, нельзя не признать весьма ценной.

В более развернутой форме эту мысль мы находим в работах М. М. Герасимова (1955, стр. 178) и А. П. Окладникова (19526, стр. 177; «Всемирная история», 1955, I, стр. 47; 1958а, стр. 143). «Как бы ни расценивать эти погребения,— писал последний,— как бы их ни объяснять, но в любом случае они свидетельствуют об осознании неандертальскими людьми взаимной социальной свя­зи, о взаимопомощи и заботе членов первобытной общины друг о друге» (1958а, стр. 143).

Изложенный в предыдущих главах материал о развитии перво­бытного человеческого стада и сделанные на основе обобщения этого материала выводы позволяют свести воедино, уточнить и конкретизировать приведенные выше высказывания В. К. Николь­ского, С. П. Толстова и А. II. Окладникова.

Эпоха позднего ашеля — раннего мустье, непосредственно предшествовавшая появлению погребений, была, как указывалось, временем возникновения и постепенного расширения сферы действия половых производственных табу, возрастания сплоченности коллектива, сопровождавшегося постепенным осознанием его единства. В эту эпоху вслед за половыми производственными табу начали возникать нормы, ограничивающие проявление пищевого инстинкта, и прежде всего возник запрет каннибализма. Одновре­менно с последним или скорее всего несколько позже должен был неизбежно возникнуть и более широкий запрет — запрет убийства члена своего коллектива. Огромное влияние на оформление этих табу оказало прогрессирующее осознание единства коллектива, осознание того, что все члены коллектива представляют собой одно‑единое целое. О том, что такие запреты в основном уже оформи­лись к концу позднего ашеля — раннего мустье, говорит не толь­ко появление в начале позднего мустье погребений, но и связан­ное с переходом от первого из этих периодов ко второму резкое сокращение случаев насильственной смерти и почти полное исчез­новение людоедства (см. главы IX и X).

Появление погребений является не только одним из доказа­тельств возникновения в эту эпоху запрета каннибализма. Оно свидетельствует о большем — о возникновении, кроме негативных норм морали, норм, предписывающих воздержание от определен­ных действий по отношению к членам коллектива, позитивных мо­ральных правил, норм, предписывающих совершение определен­ных действий по отношению к членам коллектива. Возникновение заботы о мертвых было невозможно без появления заботы о жи­вых, без появления норм, обязывавших всех членов первобытного стада заботиться друг о друге и прежде всего делиться пищей.

Как свидетельствуют данные этнографии, у примитивных пле­мен и народов забота о мертвых обусловлена тем, что они продол­жают считаться членами коллектива и после смерти (Ковалев­ский, 1910, II, стр. 95; 1905, стр. 183; Чернецов, 1959, стр. 122—‑123; Шаревская, 1964, стр. 104). Заботу о мертвых, проявлявшуюся неандертальцами, нельзя объяснить, не допустив, что покойников рассматривали как полноправных членов коллек­тива — первобытного стада. Но осознание связи между мертвым членом коллектива и коллективом невозможно без осознания свя­зи между всеми живыми членами коллектива, без осознания един­ства коллектива. Возникновение погребений, таким образом, с не­сомненностью говорит о том, что к началу позднего мустье уже произошло осознание общности всех членов первобытного стада, что к этому времени завершилось становление тотемизма — пер­вой формы осознания единства человеческого коллектива.

Целый ряд особенностей неандертальских погребений находит свое объяснение в том, что человек и после смерти продолжал считаться членом коллектива, в том, что на него и после смерти продолжало распространяться действие норм стадной морали. Каждый член коллектива имел право жить в пещере, являвшейся местом обитания первобытного стада. Поэтому покойника остав­ляли в пещере. Каждый член первобытного стада имел право на часть добычи коллектива. Это право продолжало сохраняться за ним и после смерти. Поэтому рядом с покойником клали причи­тавшуюся ему часть добычи. Продолжал сохранять покойник и право на орудия, принадлежавшие коллективу. Этим скорее всего и объясняются находки орудий рядом со скелетами неандер­тальцев.

В эту эпоху соблюдение по отношению к мертвым норм, кото­рыми руководствовались живые в своих отношениях друг к дру­гу, было насущной необходимостью. Человек, умирая, не пере­ставал быть членом коллектива. Поэтому отказ от соблюдения в отношении него норм, которыми регулировались взаимоотношения членов коллектива, представлял собой опасный прецедент. Он мог в условиях, когда зоологический индивидуализм еще не был до конца обуздан, когда постоянно существовала опасность его про­рыва, открыть дорогу для отказа от соблюдения этих норм в от­ношении живых членов коллектива.


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 79; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!