Неандертальские погребения, их происхождение и сущность



Проблема существования неандертальских погребений

Пожалуй, ни одна проблема древнейшего периода истории чело­вечества не вызывала больше споров, чем вопрос о неандерталь­ских погребениях. Некоторые ученые вообще отрицали сам факт существования погребений в мустьерскую эпоху. Но и среди тех, кто не сомневался в их существовании, не было и до сих пор нет единства мнений по вопросу об их сущности и происхождении.

Среди советских ученых можно назвать только двух, высту­пивших с отрицанием самого факта существования неандерталь­ских погребений. Это антрополог М. С. Плисецкий, перу которо­го принадлежат две статьи, специально посвященные этому во­просу (1952, 1957), и присоединившийся к его доводам этнограф М. О. Косвен (1957).

М. С. Плисецкий в своих статьях прежде всего исходит из того, что погребения не могут возникнуть без появления религии и что, следовательно, признание существования мустьерских погребе­ний равносильно признанию существования у неандертальцев ре­лигии. Однако религии у неандертальцев, по мнению М. С. Пли­сецкого, быть не могло, во‑первых, потому, что неандертальцы были людьми не готовыми, а формирующимися, а религия может возникнуть лишь у готовых людей, во‑вторых, потому, что при­знать существование религии у неандертальцев, значит признать ее извечной, а это равносильно переходу на позиции идеализма. Поэтому у них, заключает М. С. Плисецкий, не могло быть и по­гребений.

Нетрудно заметить слабость аргументации М. С. Плисецкого. Совершенно недоказанным остается у него положение, что у формирующихся людей не могло возникнуть религии. Совершенно нельзя, на наш взгляд, согласиться с его утверждением о том, что признание существования религиозных верований у неандерталь­цев равносильно признанию извечности религии и означает из­мену материализму. Хорошо известно, что мустьерскую эпоху от времени появления первых людей отделяет промежуток времени по крайней мере в несколько сотен тысяч лет.

Положения о том, что неандертальских погребений не могло быть, М. С. Плисецкому доказать не удалось. Не намного более удачной оказалась, на наш взгляд, и его попытка, основываясь на фактическом материале, доказать, что их не было. Перебирая мас­су частных доказательств, приводимых в пользу существования мустьерских погребений, и объявляя каждое из них несостоятель­ным, М. С. Плисецкий в то же время обходит один важнейший факт, имеющий решающее значение.

Факт этот состоит в том, что тогда как от шелля — раннего ашеля и позднего ашеля — раннего мустье до нас дошли лишь от­дельные разрозненные остатки человеческих скелетов, к поздне­му и финальному мустье относятся находки сравнительно боль­шего числа почти полных скелетов (Ле Мустье, Ля Шапелль, Ля Ферасси I, II, III, IV, V, VI, люди из Схул). Его невозможно объ­яснить только большей древностью шелльских, ашельских и раннемустьерских находок по сравнению с позднемустьерскими, ибо различие во времени между поздним ашелем — ранним мустье и поздним мустье сравнительно невелико. Находки полных скеле­тов в позднемустьерских и финальномустьерских слоях могут быть объяснены только тем, что формирующиеся люди, начиная с этого времени, стали принимать какие‑то меры, в большей или меньшей степени обеспечивающие сохранение человеческих остат­ков. Данные археологии позволяют составить представление об этих мерах. В большинстве случаев они состояли в том, что труп, положенный на пол пещеры, закладывался ветвями, землей и камнями, реже — труп помещался в вырытую в пещере яму, кото­рая засыпалась зелей (Обермайер, 1913, стр. 160—166; Бонч‑Осмоловский, 1940, стр. 137—147; Окладников, 1952б. стр. 160—171; Ефименко, 1953, стр. 247—252; Люке, 1930. стр. 20‑21).

Отсылая желающих подробно ознакомиться с данными о не­андертальских погребениях к статье А. П. Окладникова «О значе­нии захоронений неандертальцев для истории первобытной куль­туры» (1952б), в которой дана прекрасная сводка материалов по этому вопросу, отметим лишь, что эти данные носят столь убеди­тельный характер, что подавляющее большинство ученых, в том числе почти все советские исследователи, признают существова­ние захоронений в мустьерскую эпоху за непреложный факт. К числу намеренных захоронений в археологической и антрополо­гической литературе относят Спи I и II, Ле Мустье, Ля Шапелль, Ля Ферасси I, II, III, IV, V, VI, Киик‑Кобу I и II, Тешик‑Таш, Староселье, Табун I, Схул I, IV, V, VI, VII, IX, X (Обермайер, 1913, стр. 160—166; Люке, 1930, стр. 20—21; Бонч‑Осмо­ловский, 1940; Окладников, 1949, 1952б; Формозов, 1958а; Замятиин, 1961а, стр. 29—32; Keith, 1929, I, р. 169— 185, Garrod and Bate, 1937, p. 64—65, 91—105). Из 22 перечис­ленных выше неандертальских погребений 9 захоронений (Ля Фе­расси III, IV, V, VI, Киик‑Коба II, Тешик‑Таш, Староселье, Схул I и X) являются детскими, остальные — взрослыми.


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 83; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!