Неандертальские погребения и страх перед мертвыми



Однако наряду с указанными выше особенностями неандерталь­ских погребений имеются и такие, которые совершенно невозмож­но объяснить ни осознанием единства человеческого коллектива, ни появлением норм, предписывающих заботу о каждом члене коллектива.

К числу последних относятся особенности, свидетельствующие о том, что неандертальцы отличали мертвых от живых и прини­мали по отношению к ним такие меры, которые не принимались по отношению к живым. Выше они уже отмечались: наличие мо­гильных ям, закладывание трупа землей, камнями и ветвями, скорченность, точнее скрюченность, трупов.

Наличие этих особенностей побудило А. П. Окладникова до­полнить приведенное выше его объяснение неандертальских по­гребений другим, отличным от первого. «...Отношение к трупам, сказавшееся в мустьерских погребениях, имело в своей основе прежде всего чувство коллективизма, рожденное совместной тру­довой жизнью первобытных людей,— пишет он.— Но забота о сочлене мустьерского коллектива выражалась здесь в особых формах, обусловленных ложными, неправильными представления­ми о человеке. Мы не знаем точно характера таких представлений. Не исключено, что здесь уже были зачатки анимизма, переплетав­шиеся с представлениями о ,,живом мертвеце“... Существенно одно: неандерталец уже убедился, что мертвец не просто ,,спящий“; что по отношению к нему нужны особые заботы, качествен­но иные, чем по отношению к живому человеку. Он не просто оставлял мертвеца на поверхности земли в той позе, в какой его застала смерть, а придавал ему, пока еще не окоченело тело, опре­деленную, строго выдержанную позу; клал его не как попало, не как пришлось, а в определенном направлении — головой на вос­ток или на запад, наконец, помещал его в яму и засыпал землей. Отсюда следует, что у неандертальцев возникли какие‑то идеи о качественно иной форме существования умерших после смерти, т. е. первые идеи о ,,жизни за гробом“» (1952б, стр. 177).

Причины, заставившие А. П. Окладникова дополнить первое свое объяснение неандертальских погребений вторым, привели В. К. Никольского к полному отказу от тех взглядов по этому во­просу, которые он развивал в своих ранних работах. В более позд­них своих трудах он объясняет возникновение мустьерских погре­бений появлением веры в души и загробную жизнь (1950б, 1953, 1955) [79]. Такого взгляда придерживались Ш. Эншлен (1954) и по­давляющее большинство зарубежных ученых (Обермайер, 1913; Осборн, 1924; Кунигвальд, 1961; Levy, 1952; James, 1957 и др.).

Однако ни один из названных исследователей, не исключая и А. П. Окладникова, не смог раскрыть провозглашаемую им связь между отмеченными выше особенностями неандертальских погребений и верой в души. Никто из них не смог сколько‑ни­будь убедительно доказать, основываясь на особенностях мусть­ерских погребений, существование у неандертальцев веры в душу и загробную жизнь, не смог вывести указанные выше особен­ности неандертальских погребений из веры в души и загробную жизнь.

Особое место среди теорий, связывающих возникновение неан­дертальских погребений с появлением веры в души, занимает кон­цепция, выдвинутая и обоснованная Г. Люке (1930; Luquеt, 1930, р. 150—180). Г. Люке, как и перечисленные выше авторы, ставит появление погребений в связь с верой в души и загробную жизнь, но не это определяет существо его концепции. Главная и основная мысль его состоит в том, что мустьерские и ориньякские погребе­ния обязаны своим появлением прежде всего страху перед мерт­выми. «Основным чувством по отношению к покойникам,— пишет Г. Люке (1930, стр. 32—33),— был, по‑видимому, страх, и похо­ронные обряды в основном были мерами защиты против них. Ямы и могилы должны были служить покойникам не убежищем, а тюрьмой, и мы склонны принять в буквальном смысле замеча­ние Вилльнева, что камни, положенные на труп женщины в дет­ской пещере, имели своим назначением заточить покойни­ка в могиле». Сходные мысли мы находим у Дж. Мерфи (Mur­phy, 1952, р. 41—42). Скрюченность трупов Г. Люке и Дж. Мер­фи объясняют тем, что покойников связывали, чтобы они не смог­ли причинить вреда живым.

Выдвинутое Г. Люке объяснение тех особенностей неандерталь­ских погребений, которые невозможно понять, рассматривая воз­никновение их как результат только осознания единства челове­ческого коллектива, полностью согласуется с данными этнографи­ческой науки.

Подавляющее большинство особенностей погребальных обря­дов свидетельствует о том, что своим возникновением они обязаны имевшему в прошлом универсальное распространение страху перед покойниками. «Все... способы погребения и большая тща­тельность, с какой они совершаются,— пишет Ю. Липс (1954, стр. 386—387),— порождены не только заботой о покойнике, но и прежде всего страхом, как бы человек, вырванный из общества вследствие „несчастного случая“ — смерти, не вышел вновь из своего состояния неподвижности и не напугал оставшихся в жи­вых или не причинил бы им вреда. Представление о ревнивой мстительности мертвых проходит красной нитью через похорон­ные обряды человечества, начиная с доисторических времен и кон­чая нашей современной цивилизацией. Камни, которые навали­вались на тасманийскую могилу, связанные мумии Египта и заби­тые гвоздями гробы наших дней — все это восходит к одному и тому же атавистическому страху. Приемы, которыми пользуются для того, чтобы заставить трупы оставаться в своих могилах, от­личаются чрезвычайным разнообразием. В Австралии дуплистое дерево, служащее в качестве гроба, пронзается иногда еще копьем, чтобы прочнее „пришпилить“ шею мертвеца, в иных случаях все дерево сжигается после погребальной церемонии. Тасманийцы пе­ред погребением связывали трупы по рукам и ногам, чтобы пре­сечь всякую попытку с их стороны освободиться. В доисториче­ской Испании прибивание мертвых гвоздями к доскам, на кото­рых их клали в могилу, было традиционным погребальным обы­чаем.

Были обнаружены целые кладбища, где скелеты похороненных людей носили все признаки „повторного убийства“. Чаще всего это были черепа, пробитые огромными гвоздями. Обычай этот су­ществовал в течение очень длительного времени и позднее сохра­нился лишь у некоторых групп населения. Так первобытные на­роды во всем мире принимают меры к тому, чтобы лишить возможности немого пленника покинуть его могилу и направить свои магические силы против общества».

Не умножая числа примеров, которые в огромном количестве можно найти в двухтомной сводке Дж. Фрезера «Страх перед мертвыми в примитивных религиях» (Frazer, 1933, I; 1934, II), в классической работе Д. Н. Анучина «Сани, ладья и кони как при­надлежность похоронного обряда» (1890) и в трудах многих дру­гих исследователей (Шейн, 1900, I, вып. 2, стр. 778—780, 794; Харузин, 1905, IV, спр. 245 сл.; Клингер, 1907, стр. 28 сл.; 3войко, 1914, стр. 87—100; Зеленин, 1914, I, стр. 217, 294; 1915, II, стр. 614 и др.; 1916; Богданов, 1916, стр. 99 сл.; Штерн­берг, 1936, стр. 314—340; Crooke, 1896, I, р. 230; Karsten, 1935, р. 289—298), остановимся несколько подробнее лишь на од­ном вопросе, непосредственно относящемся к неандертальским по­гребениям, именно на вопросе о причинах скорченности трупов.

Прежде всего следует указать на несостоятельность утвержде­ния некоторых авторов, в частности В. Ф. Зыбковца (1959, стр. 219), о том, что одной из характерных особенностей неандер­тальских погребений, качественно отличавшей их от верхнепалео­литических, является естественность поз покойников. В дейст­вительности большинство скелетов неандертальцев (Ля Ферасси I, II, V, VI, Спи I, Ля Шапелль, Схул I, IV, V, VI) были найдены в более или менее скорченном состоянии или по крайней мере с подогнутыминогами (Обермайер, 1913, стр. 160—166; Люке, 1930, стр. 33; Окладников, 19526, стр. 160—163; Чайльд, 1957, I, стр. 31). Не может вызвать ни малейших сомнений искус­ственность позы женского скелета из Ля Ферасси, у которого ноги были сильно подогнуты и прижаты к тазу, а руки плотно прижаты к груди (Обермайер, 1913, стр. 162; Окладников, 19526, стр. 169; Ефименко, 1953, стр. 251). Столь же несомненна ис­кусственность позы скелета из Схул IV, обе ноги которого были так круто согнуты в коленях, что ступни их лежали у седалищ­ной части (Окладников, 19526, стр. 162).

Скорченность тел неандертальцев имеет многочисленные этно­графические параллели. Погребения в скорченном виде необычай­но широко были распространены по всему земному шару. Сущест­вование такого обычая отмечено у неолитических племен Европы, в Микенах, древней Италии, Ирландии, Скандинавии, Испании, древнем Египте, древнем Двуречье, в Индии, на Никобарских и Андаманских о‑вах, в Индонезии, на островах Меланезии, Микро­незии и Полинезии, в Австралии, у аборигенов Тасмании, алеутов, эскимосов, индейцев Северной и Южной Америки, у многих пле­мен и народов Африки (Johnston, 1898; Crooke, 1899; Ноwitt, 1904; Gottschling, 1905; Sheane, 1906; Best, 1952; Постовская, 1948; Миклухо‑Маклай, 1951, III, ч. I; Ефименко, 1953; Липс, 1954; Окладников, 1955, III; «На­роды Австралии и Океании», 1956; Чайльд, 1956; Бенк, 1960; Ельницкий, 1964; Шаревская, 1964).

Исследователями было предложено немало объяснений этого погребального обычая. Высказывалось, например, даже предпо­ложение о том, что трупам придавалась такая поза с тем, чтобы воспроизвести положение человеческого зародыша в утробе мате­ри. Некоторые ученые, ссылаясь на то, что у целого ряда племен и народов покойника после придания ему скорченной позы хорони­ли не в лежачем, а в сидячем положении, а также на то, что не­редко у этих же народов сидение в таком положении было обыч­ной позой живых, утверждали, что целью указанного обряда было придать покойнику любимую при жизни позу (Гольмстен, 1935, стр. 38; Окладников, 1955, III, стр. 310). Не исключе­на возможность, что по отношению к некоторым народам послед­нее объяснение является правильным. Но объяснить таким обра­зом происхождение обычая придавать трупам скорченное положе­ние невозможно, ибо он возник задолго до появления погребений в сидячем виде. Мы не знаем ни одного сидячего погребения, ко­торое бы относилось к мустье или позднему палеолиту, тем не ме­нее уже в это время трупам придавалось скорченное положение.

Ответ на вопрос о причине погребения трупов в скорченном положении позволяют дать этнографические данные. Согласно этим данным, у подавляющего большинства, если не у всех племен и народов, практиковавших этот обычай, скорченное положе­ние придавалось трупу путем связывания его ремнями, веревка­ми, обертыванием или зашиванием его в шкуру, кожу, ткань, циновку и т. д. (Johnston, 1898, р. 444; Crook е, 1899, р. 383; Howitt, 1904, р. 451—461; Gottschling, 1905, р. 377; Best, 1952, р. 115; Гольмстен, 1935, стр. 37—38; Миклухо‑Мак­лай, 1951, III, ч. I, стр. 87; Окладников, 1955, III, стр. 310). К этому можно добавить, что связывание веревками или завертывание в ткань, ковер и т. п. практиковалось и у тех народов, у ко­торых обычая придавать трупу скорченное положение не сущест­вовало (Д. Анучин, 1890, стр. 4—5).

Если теперь связать эти факты с этнографическими данными, свидетельствующими о том, что подавляющее большинство погре­бальных обычаев имеет в своей основе страх перед мертвецами, то само собой напрашивается вывод, что скорченность трупа являет­ся следствием связывания его, а последнее — результатом стремле­ния обезопасить живых от мертвеца. Кстати, нужно отметить, что представители народов, практиковавших обычай связывания мертвецов, на вопрос исследователей о причине такого обычая не­редко прямо объясняли его стремлением заставить покойника оставаться в могиле и не вредить живым. Такой ответ давали, на­пример, туземцы о‑вов Фиджи (Crookе, 1899, р. 283), алеуты (Бенк, 1960, стр. 161 — 162). Мнения о том, что обычай связы­вания покойников, результатом которого является скорченное по­ложение трупа, объясняется страхом перед умершими, придер­живается большинство ученых (Crooke, 1899, р. 283—284; Fra­zer, 1934, II, р. 63—97; Люке, 1930, стр. 36; Равдоникас, 1939, I, стр. 228; Липс, 1954; «Народы Австралии и Океании», 1956, стр. 476).

Подводя итоги всему сказанному выше, мы видим, что такие особенности неандертальских погребений, как наличие могильных ям, закладывание покойников камнями, землей, скорченность тру­пов, находят свое полное объяснение в страхе перед мертвецами, в стремлении предотвратить опасность, грозящую живым со сторо­ны покойников. Таким образом, мысль Г. Люке о том, что в возникновении неандертальских погребений большую роль сыграл страх перед мертвецами, нельзя не признать правильной.


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 92; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!