Возникновение магико-тотемистическои обрядности и проблема эволюции тотемизма



Находки в Драхенлохе, Петерсхеле и им подобные и проблема их истолкования

Не меньший интерес, чем неандертальские погребения, вызывали и вызывают относящиеся к мустьерской эпохе своеобразные на­ходки, из которых наиболее известны сделанные в пещерах Драхенлох и Петерсхеле. Дадим их краткое описание, следуя рабо­там Б. Л. Богаевского (1931, стр. 40) и П. П. Ефименко (1953, стр. 234‑237).

Пещера Драхенлох (Швейцария) состоит из трех камер, из которых две последние содержат культурные напластования. В обеих этих камерах на некотором расстоянии от стены пещеры (40—60 см) были сложены стенки из плиток известняка высотой до 80 см. В образовавшемся промежутке были сложены медвежьи кости, главным образом черепа, частично, целые, частично раз­битые, по 3—4 п больше вместе, положенные в определенном по­рядке. При черепах находились по два первых позвонка, что по­казывает, что они были положены в свежем состоянии. Вместе с черепами были положены длинные кости конечностей. Перед входом в третью камеру были обнаружены шесть сложенных из плиток известняка прямоугольных ящиков, покрытых сверху ка­менной плитой. Ящики также оказались заполненными черепами и длинными костями конечностей медведя. И, наконец, в одном месте пещеры был найден полный череп, окруженный небольши­ми камнями, расположение которых следовало контуру черепа.

В пещере Петерсхеле (ФРГ) в особом нишеобразном углубле­нии в одном из боковых отделений были найдены определенным образом подобранные кости медведя, прикрытые сверху камнями. Рядом с ним в небольших углублениях в стене были размещены медвежьи черепа. В одной из более значительных ниш были най‑дены положенные вместе пять черепов и три кости конечно­стей.

Вполне понятно, что эти памятники не могли не возбудить к себе интереса и не породить различных попыток дать им объяснение, Можно выделить два основных направления в интерпретации находок в Драхенлохе и Петерсхеле. Сторонники одного из них в той или иной степени склонялись к истолкованию этих находок как проявления ритуального отношения к животным, как проявления культа животных или тотемизма (Богораз-Тан, 1931, с. 111; Равдоникас, 1939, I, с. 183— 184; Золотарев, 1939а, с.134; 1939б; Окладников, 1949, с.77—78; 1952б, с.167—170; В.Никольский, 1950б, с:70 — 79). Сторонники другого направления истолковывали их чисто рационалистически, видя в них не что иное, как остатки запасов мяса, остатки мясных складов неандертальцев (Богаевский, 1931, с.40; Ефименко, 1938, 1953, с.237; Арциховский, 1947, с. 15; Б. Васильев, 1948, с.83; Плисецкий, 1952, с.148; Зыбковец, 1959, с.212; Першиц, 1960, с.155 и др.).

Со взглядами сторонников второго направления, на наш взгляд, нельзя согласиться, ибо они находятся в противоречии с факта­ми. Действительно, поставим вопрос: что клали в ящики Драхенлоха и ниши Петерсхеле: черепа и кости или головы и лапы? Ес­ли клали черепа и кости, то не может быть и речи о складе мяса. Однако и другой ответ не спасет сторонников «мясной» теории. К появлению такого огромного скопления остатков медведей, ко­торое было обнаружено в ящиках Драхенлоха и нишах Петерсхе­ле, не могла привести одна, даже очень удачная охота. Оно мог­ло возникнуть лишь при условии, если мустьерские охотники си­стематически в течение довольно длительного периода времени пополняли эти «склады», не беря из них ничего обратно. Спра­шивается, что же это за странные запасы мяса, которые постоян­но пополнялись, но не использовались. Можно, правда, предпо­ложить, что охотники брали головы и лапы, съедали мясо, а че­репа и кости клали обратно. Но в таком случае возникает вопрос о причине, побуждавшей их складывать в ящики совершенно им бесполезные черепа и кости, и теория «склада мяса» опять ока­зывается бессильной дать ответ. Наконец, совершенно необъяс­нимой с позиций «мясной» гипотезы является находка в Драхен­лохе медвежьего черепа, окруженного небольшими камнями, расположение которых следовало контуру черепа [87].

Еще более наглядно выступает неубедительность «рациона­листического» объяснения описанных выше находок при сопо­ставлении их с другими, во всех отношениях с ними сходными. Такие находки были сделаны в пещерах Вильденманилислох (Швейцария), Зальцофен (Австрия), Клюни (Франция) и в Югославии (Hays, 1963, р. 32). В пещере Клюни, например, было обнаружено пять медвежьих черепов, расположенных по кругу, причем три из них были положены на каменные плиты. В пещере Зальцофен также было найдено пять медвежьих чере­пов, но расположенных в нишеобразных углублениях. Каждый из них был помещен на каменную плиту, окружен со всех сто­рон камнями и прикрыт легким слоем древесного угля. Тут же находились и другие кости медведей. К этой же серии должны быть, по всей вероятности, отнесены и находки, сделанные А. В. Добровольским (1950, стр. 153) в правом кармане пещеры возле села Ильинка в Одесской области.

В этом кармане, помимо 836 медвежьих костей, были обнару­жены у передней стенки раскопа плитки известняка, стоящие на ребре. Трудно представить, указывает А. В. Добровольский, что­бы в таком положении плитки могли оказаться естественным пу­тем. Если с находкой стоящих на ребре у стены пещеры плиток известняка сопоставить тот факт, что в этой части раскопа мед­вежьих костей было значительно больше, чем на остальной пло­щади, где встречались лишь одиночные кости, то все это вместе взятое невольно наводит на предположение, что в Ильинке, как и в Драхенлохе, кости медведей были сложены первоначально в промежутке между стеной пещеры и стенкой из плиток известня­ка. В передней же части кармана была найдена челюсть медведя, которая стояла зубами вверх на четырех плитках известняка и была уперта верхним концом в свод пещеры. И, наконец, там же был найден череп медведя, обложенный камнями.

Сходные по существу находки, но связанные не с медведем, а с зубром (бизоном), были сделаны в Ильской В. А. Городцовым (1941, стр. 22—23). В этой стоянке на площадке была обнаруже­на груда камней, расположенная по дуге окружности большого круга. К самому большому камню (45 X 40 см), находившемуся у западного конца груды, был приставлен целый череп зубра, причем так, чтобы один его рог поднимался кверху, а другой опус­кался вниз. Недалеко от него находился второй череп со сбитыми рогами и две нижние челюсти зубра.

Большой интерес представляет находка в пещере Схул, в ко­торой было обнаружено захоронение головы быка, носившее на­меренный характер. Об этом говорит то обстоятельство, что ямой, вырытой для погребения головы быка, была уничтожена большая часть скелета Схул IX (Garrod and Bate, 1937, p. 102—103).

К этой же серии находок должна быть отнесена и та, которая была сделана А. П. Окладниковым (1949, стр. 77—79; 19526, стр. 167—169) в гроте Тешик‑Таш. В этой пещере, кроме костей горного козла, им были обнаружены козлиные рога. Уже это об­стоятельство само по себе побудило А. П. Окладникова поставить вполне законный вопрос о причинах, побуждавших людей не бросать непригодные в пищу и не использовавшиеся для изготов­ления орудий козлиные рога, а приносить их в пещеру. Но далее им была обнаружена еще более разительная деталь. Козлиные рога не были разбросаны как попало по всей площади пещеры, а сконцентрированы в одном определенном месте, именно около погребения ребенка. Здесь лежало три пары превосходно сохранив­шихся рогов, а две пары были представлены обломками. При этом А. П. Окладников обращает внимание на тот факт, что самая крупная и лучше сохранившаяся пара должна была первоначаль­но находиться в совершенно необычном положении, не плашмя, не горизонтально, а вертикально, остриями вниз. Такое сосредо­точение рогов козла на небольшой площади, указывает А. П. Ок­ладников, не могло быть делом случая. Рога явно образовывали окружность, внутри которой находилось погребение [88].

Находки в Зальцофене, Ильинке и особенно в Клюни, Ильской, Схул и Тешик‑Таш, обнаруживающие явную аналогию с на­ходками в Драхенлохе и Петерсхеле, никак не поддаются «ра­ционалистическому» объяснению. Все описанные выше находки не могут быть расценены, по нашему мнению, иначе, как имею­щие ритуальный характер, как связанные с ритуальным отно­шением к тому или иному животному. Однако мало установить этот факт. Необходимо выяснить, в чем состояло проявляющееся в этих памятниках ритуальное отношение к животному. Ответить на этот вопрос можно, лишь вступив на путь поисков к ним этно­графических параллелей.


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 82; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!