Бог, христианские ценности и европейская конституция. Должна ли конституция упоминать о Боге и почему?



Марианн Куна

Европейский Союз пишет и переписывает свою первую конституцию. Рядом с рассмотрением различных значимых вопросов, ответы на которые должна дать конституция (однако многие из которых еще далеки от ответа), невозможно не заметить необычную тревогу, касающуюся обсуждения преамбулы. Именно вступление должно провозглашать корни и базовые ценности политически объединенного европейского сообщества. 

Эта тревога касается вопроса, должна ли конституция упоминать о Боге и христианских ценностях, являющихся одним из источников европейской культурной и политической самородности. Последняя попытка добиться компромисса закончилась на упоминании о религиозном наследии Европы. Что же тогда является подлинной причиной беспокойства?

Окончательный проект конституции проявляет уважение к основанию являться одним из ценностей европейского гуманизма. Однако, как только появляется предложение включить в преамбулу упоминание о Боге и христианских ценностях, сразу начинается серьезная полемика и сопротивление. Тогда встает вопрос: почему это так?

 

Проблему можно определить в рамках описательной и нормативной функций вступления к конституции. Под описательной функцией я понимаю простое объявления положения дел, которое обычно совершенно не оспаривается, а потому совершенно бессмысленно и даже глупо сомневаться в нем.

С другой стороны, нормативная функция не рассматривает статус-кво, подобно описательной, но скорее обозначает определенную позицию по поводу того, как все должно быть – поэтому, хотя даже во многих случаях она не отражает реальной ситуации, она указывает, что нужно изменить, чтобы достичь конечной цели.

Самодостаточны ли европейские ценности?

Описательная сторона основной проблемы этого документа подразумевает описание действительности того, что вера в Бога и христианские ценности во многом сформировали европейскую культуру, и в исторических рамках были объединяющими факторами Европейской культурной разнородности. Они так глубоко проникли в европейскую культуру, что они являются не только основой наших моральных и политических убеждений, но по крайней мере неявно присутствуют во всех наших культурных принципах, привычках и институтах.

Как недавно заметил Папа Иоанн павел II в своей проповеди после синода Ecclesia in Europa: “Христианство широко и глубоко проникло в Европу. Не может быть никаких сомнений, что в запутанной истории Европы христианство является центральным и определяющим элементом, установленным на твердой базе античного наследия и ценного вклада различных этнических и культурных течений, следовавших одно за другим в течение веков. Христианская вера сформировала культуру континента и настолько неразрывно связана с его историей, что история Европы была бы непонятна без упоминания о событиях, которые обозначили великий период распространения христианства и долгие века, когда христианство, несмотря на болезненное разделение между Востоком и Западом, становилось религией народов Европы. Даже сейчас, когда религиозное единство все больше распадается в результате разногласий среди христиан и постепенного отделения культур от веры, вера продолжает играть значительную роль».

В чем заключается нормативный аспект упоминания о Боге и христианских ценностях в преамбуле? Он не ограничивается лишь утверждением, что данная реальность является результатом договоренности между историками, исследующими историю Европы, соответственно, нет никакого смысла сомневаться в их данных; он делает акцент на том факте, что для будущего Европы ее христианское религиозное наследие должно быть решающим фактором. 

Он может содержать в себе утверждение, что ЕС должен быть не только социально-экономическим объектом и/или в лучшем случае объединением различных ценностей. Поэтому, чтобы связь между европейскими традициями и христианскими ценностями оставалась неразрывной, последние должны занимать значительное место в нашем обществе.

Утверждение, что европейские ценности, в основном возникшие из христианства, сейчас достигли состояния «независимости» и потому не нуждаются в поддержке существующего христианского духа и ни его общественного, ни конституционального признания, должно быть,

по моему мнению, «надежно захоронено в отделе опасных иллюзий».

Хотелось бы еще раз процитировать Папу: «Современная церковь, с новым чувством ответственности, осознает необходимость сохранить драгоценное наследие и помочь Европе воскресить ее христианские корни».

Догма нейтралитета ценностей

Те, кто выступает против упоминания о Боге, по-видимому, сознательно игнорируют описательный аспект, в основном из-за беспокойства относительно нормативной силы, которая войдет в конституцию посредством этого упоминания.

Почему тогда нормативный аспект этого упоминания является настолько серьезной проблемой для вышеупомянутых людей, что они (с моей точки зрения) готовы назвать себя «культурными варварами», игнорируя исторический вклад христианства в культуру Европы?

Одна из причин может заключаться в их непоколебимой верности либеральной и светской догме нейтралитета ценностей современных политических мероприятий.

Другой возможной причиной, связанной с предыдущей, может быть их попытка выразить свою терпимость к тем европейцам, для которых христианские ценности и/или вера в Бога (христианского или какого-то другого) являются чуждыми.

Эти причины вместе могут создавать барьер страха на пути к усилению позиции христианства в Европейском Союзе. Но обоснован ли этот страх? И приемлем ли он? Я считаю, что этот страх обоснован, ведь он вызван стратегической точкой зрения противника, но с точки зрения морали он совершенно не приемлем.

Он обоснован в том смысле, что конституционное признание важности Бога и/или христианских ценностей для Европы поставит другие ценности, например, светский гуманизм, в достаточно неудобное положение. Однако, этот страх неприемлем, так как он не является ничем иным, как страх противника на поле битвы ценностей в современном мире.

Более того, он представляет собой серьезную проблему для либералов и атеистов, которые по определению утверждают необходимость сохранения нейтралитета по отношению к различным представлениям о хорошей жизни.

Проблема существует в их необоснованном неприятии упоминания о Боге,

что означает, что эти мыслители перестают быть беспристрастными и справедливыми по отношению к христианам и привносят слишком много скептицизма (сомнения в существовании правды) в конституциональную базу объединяющей/воссоединяющей Европы. 

Поэтому, чтобы быть либералами, которые следуют нейтралитету, они должны придерживаться скептицизма касательно вопроса правды. Однако они не могут утверждать, что их позиция правильна.Но если ее нельзясчитать правильной, то почему тогда мы должны придерживаться ее в обсуждении такого серьезного вопроса, как конституция Европы?


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 264; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!