Другие» ценности: ислам и западная культура



Комментарий к работе Энн Филипс «Мультикультурализм без Культуры»

Хадиджа Аббаси.

Доказано, что из-за страха перед радикальным исламом, мнение общественности о таком явлении, как мультикультурализм изменилось за последние несколько лет. В своей работе «Мультикультурализм без Культуры» Энн Филипс пытается показать, как критики искажают образ культуры, когда говорят, что члены меньшинств и незападных группировок используют культуру в качестве оправдания своим действиям. Она высказывается в защиту мультикультурализма. Утверждает, что мультикультурализм освобождает культуру от ряда понятий, и при этом помещает в центр культуры человека. В последние годы, мультикультурализм обвинили в том, что он поддерживает такое явление, как притеснение женщин. Критики, в свою очередь, использовали это в своих интересах. Говоря об идеи равенства полов, они заявили о необходимости отступить от концепции мультикультурализма. Энн Филипс обращается к идеям феминизма, с целью рассмотреть женщину, как предмет обсуждения в ряде литературных источников. Она говорит, что и критики, и сторонники мультикультурализма преувеличивают в своих рассуждениях факт единства культуры. Но и критики, и сторонники мультикультурализма считают как мужчину, так и женщину непосредственно составляющими культуры. Поэтому Филипс верит, что именно мультикультурализм сможет сыграть ведущую роль в достижении социального равенства. Она показывает свой собственный новый способ решения проблемы равенства полов, учитывая существенные различия культур для каждого отдельного общества.

На протяжении всей книги речь идет о двух наиболее важных и волнующих общественность моментах. Во-первых, феминистические идеи перестают функционировать из-за ряда культурных различий и взаимодействия с идеями культурного империализма. Учитывая теорию релятивизма о признании относительности любого познания, довольно сложно судить о разногласиях в теории равенства полов.

 Во-вторых, необходимо принять во внимание тот факт, что приверженность принципам равенства полов использовалась как оправдание религиозной нетерпимости к культурным группам меньшинств. В своей работе Энн Филипс надеялась принять участие в обсуждениях назревшей проблемы и попытаться решить ее, основываясь на нормативные обязательства в отношении принципа равенства полов. Так же автор хотела показать, как решение проблемы подобным образом может оказать поддержку и мультикультурализму, и идее равенства между мужчиной и женщиной.

В своей прошлой работе Энн Филипс исследовала отношения между равенством полов и их различием. Она показала практический интерес в урегулировании прав мужчин и женщин, наравне с интересом в налаживании отношений между представителями меньшинства и представителями большинства в различных этнических обществах. В «Мультикультурализме без Культуры» Филипс сделала вывод, что основным становится проблема взаимодействия теории равенства полов и феминистических взглядов, а также присутствие идеи равенства полов в политике мультикультурализма.

Энн Филипс использует идеи феминизма, чтобы показать необходимость рассмотрения женщины с точки зрения ее отличия от мужчины. В том время как мультикультурализм является политикой, которая выступает за уменьшение неравенства между культурными группами большинства и культурными группами меньшинства, за искоренение «расизма в культуре». Сначала она рассматривает потенциальный конфликт, возникший между этими двумя социо-политическими областями, проводя параллели и основываясь на идеи социального равенства мужчин и женщин.

Филипс проводит интересное сравнение и находит общие черты мультикультурализма и феминизма в их отношении к неравенству (имеется ввиду роль культурных меньшинств в идеях мультикультурализма, и роль женщины в идеях феминизма)и утверждает, что культурные группы требуют равенства между собой, так же как и женщины требуют равенства наравне с мужчинами. Поэтому необходимо прийти к согласию в тех моментах, где идеи мультикультурализма пересекаются с идеями феминизма.

Однако сейчас на первый план вышли возрастающие национальные проблемы, касающиеся экономической и социальной интеграции культурных меньшинств, напряженность мира перед лицом терроризма, сложная ситуация на Ближнем Востоке и война в Ираке. А идеи мультикультурализма, как особого подхода к многообразию культурных групп, стали использоваться мужчинами в качестве оправдания насилия против своих жен, родителями как оправдание жестокого обращения со своими детьми, и группировками в разжигании расовой вражды. Более того, критики утверждают, что «Лидеры разнообразных этнических общностей» намеренно избегают открытых переговоров, предпочитая обсуждать вопросы практического использования мультикультурализма за «закрытыми дверями». Также, совсем недавно, прошел ряд переговоров на тему гибели мультикультурализма, на тему фанатизма, поддерживаемого мультикультурализмом, а также на тему мультикультурализма, который превращается в опасную форму “невнимания к особым культурным группам и их исключения”. Т.о. происходит процесс отступления от мультикультурализма.

Это отступление от мультикультурализма обеспечивает политический контекст книги Энн Филипс. А данная книга должна быть использована для поддержания идей мультикультурализма и его разнообразия. Энн Филипс не выделяет ни ограниченную мультикультурную модель интеграции, ни более основательную модель космополитизма, когда утверждает, что оба этих явления не смогут должным образом справиться с проблемами социального неравенства и национальной самобытности, которые характеризуют «мир после 11 сентября». А сейчас эти проблемы стоят перед человечеством наиболее остро, их решение необходимо как никогда раньше.

 

Однако объектом для обсуждения Энн Филипс выбирает «мультикультурализм без культуры»: тот самый мультикультурализм, который исключает из себя стереотипные понятия культуры, против которых выступают феминистки. Но эта самая разновидность мультикультурализма все еще таит в себе проблему неравенства между культурными группами; Энн Филипс рассматривает тот самый мультикультурализм, в котором больше не существует тех явлений культурного различия между этническими общностями, которые необходимы расистам для разжигания конфликтов. Рассматривает тот мультикультурализм, в котором больше нет ограничений для действия нормативных актов.

 Филипс утверждает, что те сторонники мультикультурализма и его критики, которые пишут о мультикультурализме, преувеличили не только единство культуры, но и ее нежелание признать ряд спорных политических моментов при рассмотрении глубоких ценностных разногласий между культурными группами. Хотя и существуют важные культурные разногласия, но большинство этих разногласий не приводят к возникновению различий между этнических принципами культурных групп. А многие из этих разногласий становятся предметом спора только внутри культурных общностей.

Развивая тему дальше, Филипс обращает наше внимание на одну из самых, на ее взгляд, серьезных проблем в культуре: тенденция представить члена культурных меньшинств или незападных групп, как объект, на которого его культура оказывает непосредственное влияние и, более того, диктует ему особую манеру поведения. Действительно, человек является неотъемлемой частью культуры, и именно с помощью культуры мы можем понять сущность самого человека, объяснить его поступки, чтобы в последствие провести карательную политику в отношении недопустимых поведений культурных групп.

Энн Филипс считает, что в вопросах мультикультурализма критикам необходимо стать особенно осторожными и внимательными, только тогда проведение политики в отношении различных культур будет успешным. Только мультикультурализм, который защитят от нападений критиков и недоброжелателей, сможет поставить в центр человека и его интересы.

Далее Энн Филипс сосредотачивает свое внимание на многочисленных спорах вокруг ограничения прав женщины в различных культурах, вокруг принципа равенства полов. Эти споры привлекают внимание сторонниц феминистических взглядов и ведут к нарушению стабильности в культуре.

Взгляды Филипс на мультикультурализм схожи с взглядами тех аналитиков, которые используют отдельные элементы и черты культуры, чтобы объяснить действия представителей этнических меньшинств и незападных групп; тех аналитиков, которые видят яркий контраст этнических меньшинств с рациональными независимыми западными людьми, ответственными за свои поступки и взгляды. Однако ни идеи Энн Филипс, ни идеи этих аналитиков не выглядят достаточно убедительными. Ведь повсюду твердят, что мультикультурализм будет продолжать притеснять женщин в правах, тем самым отвергая идею равенства полов. Причем это будет происходить до тех пор, пока мультикультурализм отвергает понятие культуры, как системы с общим неизменным набором качеств и свойств.

В структурном отношении работа Энн Филипс состоит из 5 глав. В 1 главе автор рассматривает те понятия культуры, которые используются в политических взглядах на мультикультурализм и в идеях феминизма. Во второй главе разворачиваются обсуждения на данную тему, идеи мультикультурализма сравниваются с идеями космополитизма, происходит детальное исследование понятия культуры.

Глава 3 главным образом базируется на случаях в американских и английских судах, приводится ряд высказываний в защиту культуры. Глава 4 рассматривает ограничения культуры, которые возникают в пользу и во вред мультикультурализму

Центральным объектом рассуждений в 3 и 4 главах становится культура, которую стоит рассматривать, учитывая некоторые нюансы: например, способность культуры оказывать влияние, формировать и ограничивать поведение, но не определять его.

 В Главе 5 рассматриваются пути выхода из сложившейся ситуации, с учетом необходимости прекратить репрессивные действия, как в семьях, так и в культурных объединениях. Однако здесь мы видим, что этих путей недостаточно для исправления общей сложной ситуации в межкультурных отношениях. Глава 6 объединяет все ранее изложенные в работе идеи, подчеркивается важность отношений между индивидом и группой, его непосредственная значимость в контексте ряда культурно-политических моментов.

Говоря в общем, стоит учесть, что политика, направленная на сохранение культурных различий, в значительной степени преувеличивает сами эти различия. В своей книге Энн Филипс показывает реалии политики, поддерживающей культурные различия. Просмотр истинной картины окажется весьма полезным для дальнейшего решения проблемы этнических и культурных групп. Так же в работе приводится ряд доводов против понимания политики мультикультурализма, как чего-то относительного и статистического. Вместо этого, автор показывает политику мультикультурализма, как область деятельности по поддержанию идей равенства полов во всех культурных общностях. Энн Филипс подчеркивает разнообразие культурных ценностей представителей меньшинства; показывает значимость каждого представителя, ведь человек-это часть культуры, а не «бездушный культурно-запрограммированный робот».

« Мультикультурализм без Культуры» – это своевременная и важная идея по вмешательству в многочисленные споры о концепции сохранения культурного разнообразия и социальной политике. Эта идея объединяет в себе ряд юридических, философских и политических теорий, и выдвигается с целью развить новый метод достижения социальной справедливости в обществах с разными культурами.

 


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 255; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!