КАКАЯ РАЗНИЦА МЕЖДУ КРЕЩЕНИЕМ И ИСПОЛНЕНИЕМ ЯТЫМ ДУХОМ?



ВОПРОС: Какая разница между крещением и исполне­нием Святым Духом?

ОТВЕТ: Писание подтверждает, что между этими двумя понятиями действительно существует различие.

Несмотря на возросший в последнее время ажиотаж вокруг фразы «крещение Духом Святым», Писание ис­пользует ее всего несколько раз. Впервые об этом гово­рит Иоанн Креститель, указывая на Христа как на Того, Кто будет «крестить Духом Святым и огнем» (Мф. 3:11; Мк. 1:8; Лк. 3:16; Ин. 1:33). Второй раз эти слова произ­носит Сам Иисус непосредственно перед вознесением, предупреждая учеников, что через несколько дней они будут крещены Духом Святым (Деян. 1:5), на что впо­следствии ссылается апостол Петр (Деян. 11:16). И по­следний раз об этом явлении сказано в 1 Кор. 12:13: «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Ду­хом». Этот текст представляет собой единственное ме­сто во всей Библии, объясняющее значение крещения Святым Духом.

Русское слово «крещение» переводит греческое «Рентою», что буквально означает «погружать». Во вре­мена Нового Завета это слово использовали, говоря о погружении ткани в раствор с краской, при котором каждая пора материала пропитывалась химическим ве­ществом. В1 Кор. 12:13 Павел учит о том, что Дух Святой, наполняя Собой детей Божьих, погружает их в Церковь и связывает с остальными членами тела Христова («...и все напоены одним Духом»). Это происходит один раз в момент рождения человека свыше (Еф. 1:13-14).

Исполнение Духом Святым – это процесс, связанный с нашим сознательным подчинением своего мыш­ления, реакций и поступков контролю Святого Духа (Рим. 12:1-2). Апостол Павел повелевает: «Не упивайтесь вином... но исполняйтесь Духом...» (Еф. 5:18). В этом сти­хе противопоставлены две силы, способные управлять человеком: сила алкоголя и сила Святого Духа. Глагол «исполняйтесь» стоит в тексте в повелительном накло­нении, что указывает на необходимость сознательного действия христианина. А настоящее длительное время подчеркивает, что это действие должно быть постоян­ным.

На страницах Библии оставлено много примеров того, как дети Божьи исполнялись Духом в разных обстоя­тельствах жизни и служения (Деян. 4:8, 31; 13:9)- О неко­торых людях в Новом Завете даже сказано, что они были подчинены воле Святого Духа в такой степени, что это стало характерной чертой их личности (Деян. 6:3-5).

Таким образом, мы можем видеть, что крещение и ис­полнение Духом описывает два различных аспекта дей­ствия Духа Божьего в жизни верующего. Нижеприве­денная таблица наглядно представляет различия между этими понятиями[3]:

 

  Крещение Духом Святым Исполнение Духом Святым
Суть действия погружение в тело Христово (Церковь) подчинение жизни контролю Духа Святого
Время действия одноразовое действие в момент возрождения повторяющееся действие в течение всей жизни
Инициатор действия суверенное действие Божье сознательное послушание христианина Богу

БЫЛ ЛИ ХРИСТОС КРЕЩЕН ДУХОМ СВЯТЫМ?

 

ВОПРОС: Объясните, пожалуйста, почему после креще­ния на Иисуса сошел Святой Дух? Зачем это было нуж­но, если Он уже был рожден от Духа Святого? Некото­рые люди говорят, что это место Писания подтверждает, что крещение Духом Святым является дополнительным переживанием, которое выводит рожденного свыше че­ловека на особую духовную высоту

 

ОТВЕТ: В связи с тем, что учение о крещении Духом Свя­тым как о втором переживании имеет очевидный недо­статок библейского основания, некоторые сторонники этой позиции прибегают к попытке провести параллель между тем, что происходило с Иисусом Христом, и тем, что происходит с обращающимися к Богу грешниками. Это ложная, кажущаяся параллель. Предположение о том, что эти два процесса можно сравнивать, возникает в результате небрежности в изучении и использовании библейских терминов.

Прежде всего, Иисус Христос как Богочеловек имел уни­кальную природу, отличную от всех остальных людей. Он всегда был Богом и никогда не знал греха. Иисус был зачат особым действием Святого Духа, но Он не был рожден от Него в том смысле, в каком это переживает христианин.

Рождение свыше необходимо грешникам, которых Пи­сание называет духовно мертвыми людьми: «...и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Хри­стом, – благодатью вы спасены, – и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе...» (Еф. 2:5-6).

Оно происходит при действии Святого Духа через исти­ну Божьего Слова. В первой главе Послания к Ефесянам апостол Павел детально описывает этот процесс: «В Нем и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом...» (Еф. 1:13). Когда человек, слыша еван­гельскую весть, доверяется ей, Дух Святой, ожививший его, неразрывно и гарантированно соединяет его с Ии­сусом Христом. В этот момент человек получает новую природу, становясь чадом Божьим и наследником всего, что Бог приготовил для Своего Сына. Это и называется спасением.

Иисус Христос был Богом и Божьим Сыном до Своего физического рождения, (которое стало боговоплощением, но никак не рождением свыше). В отличие от греш­ных людей Ему никогда не нужно было спасение. Поэто­му утверждение о том, что Христос был рожден от Духа Святого в том смысле, в котором это происходит с об­ращающимися к Богу людьми, является ложью. Настаи­вать на ней, значит дезинформировать людей о сущно­сти рождения свыше и насаждать еретическое учение о природе Божьего Сына.

Итак, параллель распадается, так и не начавшись.

Вторая причина, дающая нам право утверждать, что по­добное учение лживо, состоит в том, что в биографии Христа не упоминается какого бы то ни было факта кре­щения Святым Духом.

Священное Писание говорит о крещении Духом Святым только в двух ситуациях: первый раз это выражение упо­требляется Иоанном Крестителем: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не до­стоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем...» (Мф. 3:11). В этом тексте ни слова не сказано о том, что сам Христос будет крещен Духом Свя­тым. Наоборот, подчеркивается, что Он будет крестить людей Святым Духом.

Второй раз это явление упоминается в Первом Послании к Коринфянам: «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом» (1 Кор. 12:13). Греческое сло­во «^anxxCfo», которое чаще всего переводится на русский язык словом «крестить», в оригинале несет более широ­кий смысл, а именно «погружать во что-либо». Исполь­зуя это слово, апостол объясняет, что крещение Духом Святым является погружением рожденной свыше души в единое тело Христово, Церковь. В этом смысле Иисус Христос никак не мог быть крещен Духом Святым. Этот духовный процесс действует только в людях, которые когда-то жили без Христа и нуждались в том, чтобы со­единиться с Ним.

Таким образом, проводить параллель между духовными событиями в жизни Христа и жизнях спасенных Им лю­дей будет абсолютно неверно. Как же тогда трактовать схождение Духа Святого на Христа в момент водного крещения?

Прежде всего, нужно отметить, что ни один из трех евангелистов, рассказывающих эту историю, не назы­вает произошедшее со Христом крещением Святым Ду­хом. Кроме того, новозаветние авторы ясно указывают на то, что Дух Святой сошел на Иисуса в виде голубя не для того, чтобы что-то изменить во Христе, но для того, чтобы предоставить свидетельство окружающим: «И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходяще­го с неба, как голубя, и пребывающего на Нем. Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвиде­тельствовал, что Сей есть Сын Божий» (Ин. 1:32-34). Таким образом, водное крещение Иисуса Христа было исполь­зовано Богом для того, чтобы устроить своеобразную презентацию служения Сына Божьего среди людей, ради которых Он и был воплощен.

Последний вопрос в связи с этой темой: как понимать текст Писания, говорящий, что сразу после водного кре­щения Христос был исполнен Духа Святого и поведен Им в пустыню для искушения?

Писание действительно говорит об исполнении Христа Святым Духом (Лк. 4:1). Но не нужно путать его с кре­щением Духом. Как мы уже поняли, крещение Духом Святым – это присоединение души к телу Христову. Ис­полнение Духом – это подчинение Ему своих решений, своей жизни[4].

Так как Христос жил в физическом теле, Ему нужно было практически подчинять свою плоть исполнению воли Небесного Отца. Это особенно подчеркивается Писани­ем в ситуациях, когда Иисус сталкивался с трудностями. Таковыми были искушение в пустыне и борение в Гефсиманском саду (Лк. 4:1; Мф. 26:39). В обеих ситуациях Писание заостряет наше внимание на том, что Иисус Христос, исполняясь Духом, то есть, подчиняя Себя воле Небесного Отца, выбирал не то, что было для Него легче и приятнее, а исключительно то, чего хотел Бог Отец.

В этом случае как раз и можно провести параллель меж­ду тем, что происходило со Христом, и тем, что проис­ходит в жизни спасенных людей. Это подтверждается и Писанием, которое неоднократно описывает апостолов и других Божьих детей как людей, исполненных Святым Духом (Деян. 4:8; 6:3; 13:9)5 и повелевает остальным христианам делать то же (Еф. 5:18). Однако эта парал­лель относится сугубо к ситуации исполнения Святым Духом и никоим образом не поддерживает теорию о втором переживании.


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 445; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!