ЧТО ЗНАЧИТ ПОХУЛИТЬ СВЯТОГО ДУХА?



 

ВОПРОС: Я слышала, что хула на Святого Духа – един­ственный грех, который не прощается человеку. Как этот грех выражается на практике? Это – открытое со­знательное ругательство на Святого Духа? Или похулить Его можно как-то по-другому, подсознательно, не заме­тив этого сразу?

 

ОТВЕТ: Грех хулы на Святого Духа – один из наиболее сложных вопросов, бытующих среди христиан. Эта тема часто вызывает замешательство и глубокое смущение. И все из-за недостаточно ясного понимания сути пре­дупреждения Иисуса Христа. Для того чтобы иметь бо­лее точное представление об этом вопросе, необходимо посмотреть на этот отрывок в его контексте.

Слова Иисуса Христа о хуле на Святого Духа были обра­щены к книжникам, обвинившим Его в том, что Он из­гоняет бесов силою Веельзевула, князя бесовского: «Ис­тинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили; но кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но g подлежит он вечному осуждению. [Сие сказал Он], по- s тому что говорили: в Нем нечистый дух» (Мк. 3:28-30).

Конфликт между иудейскими начальниками и Иисусом Христом имел к этому времени уже длинную историю. Евангелист Марк подчеркнуто отмечает этапы зарождения и развития этого противостояния.

Все началось с первой проповеди Иисуса Христа. В отличие от многих других проповедей, звучавших в то время, речь нового Учителя поражала слушателей своей силой и убедительностью. Иисус говорил «как власть имею­щий». Евангелист Марк отмечает, что слушатели Иису­са Христа, сравнивая Его с тем, что им было доступно до сих пор, делали выбор явно не в пользу книжников и фарисеев: «И приходят в Капернаум; и вскоре в субботу вошел Он в синагогу и учил. И дивились Его учению, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники» (Мк. 1:21-22).

Так как книжники считали себя в то время экспертами в вопросах проповеди и религии, для них подобная оцен­ка была унизительна. Скорее всего, зависть, возникшая в сердцах этих людей, и стала определяющим фактором в формировании их отношения ко Христу и, как след­ствие, двигателем в дальнейших решениях. Во всяком случае, последующие соприкосновения книжников с Иисусом Христом отражали их открыто враждебное от­ношение, возрастающее с каждым последующим кон­тактом.

Когда Иисус объявил о прощении грехов расслабленно­му, книжники, присутствовавшие в доме, вознегодовали про себя: «Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои. Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих: что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одно­го Бога?» (Мк. 2:5-7).

Чуть ниже в этой же главе Евангелист Марк отмечает следующую ступень ожесточения книжников и фарисе­ев против Иисуса. Если раньше они только «помышляли в сердцах своих», то в следующей ситуации они уже от­крыто обменивались своими критическими наблюдени­ями: «И когда Иисус возлежал в доме его, возлежали с Ним и ученики Его и многие мытари и грешники: ибо много их было, и они следовали за Ним. Книжники и фа­рисеи, увидев, что Он ест с мытарями и грешниками, го­ворили ученикам Его: как это Он ест и пьет с мытарями и грешниками?» (Мк. 2:15-16).

В следующий раз они выразили свои претензии уже не­посредственно Иисусу Христу: «почему ученики Иоан- новы и фарисейские постятся, а Твои ученики не постят­ся?» (Мк. 2:18).

Марк ярко рисует картину эскалирующего напряжения. Фарисеи и книжники явно становились все более агрес­сивными. Они, кажется, стали жить в режиме постоян­ной слежки за Христом и его учениками, контролируя каждое их действие с целью уловить Иисуса и лишить Его авторитета в глазах людей. Во всяком случае, когда в одну из суббот Христос проходил с учениками через поле, фарисеи, наблюдая своим зорким оком, мгновен­но заметили, что ученики срывали колосья. Этого было достаточно, чтобы обвинить их в нарушении субботы: «И случилось Ему в субботу проходить засеянными [по­лями], и ученики Его дорогою начали срывать колосья. И фарисеи сказали Ему: смотри, что они делают в суббо­ту, чего не должно [делать]?» (Мк. 2:23-24).

В следующей ситуации они намеренно следуют за Ии­сусом в синагогу, чтобы обвинить Его в нарушении свя­того дня принародно: «И наблюдали за Ним, не исцелит ли его в субботу, чтобы обвинить Его» (Мк. 3:2). Иисус, зная, чем наполнены сердца Его противников, обратил­ся к ним напрямую с уничтожающим аргументом: «Он же говорит человеку, имевшему иссохшую руку: стань на средину. А им говорит: должно ли в субботу добро де­лать, или зло делать? душу спасти, или погубить? Но они молчали. И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесто­чении сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою. Он протянул, и стала рука его здорова, как другая» (Мк. 3:3-5).

Это было последней каплей, переполнившей чашу фа­рисейской враждебности по отношению к Иисусу и превратившей их агрессию в целенаправленные раз­рушительные действия. Марк пишет: «Фарисеи, выйдя, немедленно составили с иродианами совещание про­тив Него, как бы погубить Его» (Мк. 3:6). Результатом этого совещания был план, состоявший из двух частей. Во-первых, о Христе распространили слухи, говоря, что Он – сумасшедший. Молва расходилась настолько бы­стро, настолько убедительно и настойчиво звучали эти сплетни, что очень скоро они дошли до родных Иисуса Христа, и, похоже, убедили даже их. Во всяком случае, мы видим, что братья Иисуса по плоти пришли из Наза­рета в Капернаум, чтобы вернуть Его домой: «И, услы­шав, ближние Его пошли взять Его, ибо говорили, что Он вышел из себя» (Мк. 3:21).

Вторым элементом фарисейской стратегии было при­глашение книжников из Иерусалима, которые долж­ны были «протестировать» нового Учителя, после чего авторитетно заявить, что Он действует силою дьявола (Мк. 3:22). Именно в этой ситуации Иисусом Христом и были произнесены слова о грехе против Святого Духа.

На протяжении всей истории фарисейского противосто­яния Христу, Он последовательно отвечал на все вопро­сы, вскрывая самую их суть. Так было и в этот раз. Иисус, 96 обращаясь к иерусалимским «экспертам», объяснил, что дьявол не может изгонять сам себя (Мк. 3:23-27). Но на этот раз Он дополнил свое объяснение более серьезным, нежели обычно, предупреждением.

Дело в том, что пока фарисеи и книжники были просто враждебно настроены против Иисуса Христа, они хотя и искали, как Его уловить, но хотя бы не отрицали открыто того, что Он – Божий Мессия, посланный для спасения людей. Однако иерусалимские книжники перешагнули эту черту. Они объявили Мессию посланником дьявола, а Духа Святого, Которым Он был исполнен – нечистым духом. Причина, по которой Иисус произнес страшное предупреждение о хуле на Духа Святого, была связана не с мистическим проклятием, обрушивающимся на го­лову тех, кто называет Духа Божьего духом дьявола. Эти­ми словами Иисус заявил, что те, кто будет считать Его слугой сатаны, лишаются единственного шанса обрести прощение своих грехов через веру в Божьего Сына.

Для спасения нет другого пути, как только через Иисуса Христа. Человек может противиться Ему, быть невнима­тельным к Его призыву, погрязать в грехе, но у него всег­да будет шанс обратиться к Божьему Сыну с просьбой о помиловании. Если же человек посредством свидетель­ства Святого Духа встретился со Христом и пришел к за­ключению, что Он – посланник дьявола, значит, он от­правится искать спасение где-то в другом месте, там, где его точно нет. Иисус предупреждает: в этом случае спа­сение для такого человека становится невозможным ни здесь, на земле, ни в вечности. Другими словами, пред­упреждение Христа о грехе против Святого Духа явля­ется несколько необычной формой утверждения исти­ны, что нет другого имени и пути спасения, кроме Него (Ин. 14:6, Деян. 4:12).

Поэтому хула на Святого Духа не имеет отношения к плохим мыслям или словам в адрес Личностей Троицы, которые могли проскочить в сознании человека или вы­рваться из его уст. Всякий такой грешник будет прощен, как только обратится к Спасителю и преклонится перед Ним. Хулой на Святого Духа является осознанное отвер­жение Иисуса Христа как источника спасения. Идя на это, человек лишает себя единственной возможности обрести прощение грехов.


 

ЧАСТЬ III

 

ДРУГИЕ

БОГОСЛОВСКИЕ

ВОПРОСЫ


 

ЧТО ЗНАЧИТ БОГОЦЕНТРИЗМ?

 

ВОПРОС: В своих проповедях вы часто упоминаете тер­мин «богоцентризм». Что он означает?

 

ОТВЕТ: Для удобства объяснения ряда ключевых истин Священного Писания некоторые проповедники поль­зуются терминами «богоцентризм», «богоцентричное богословие» или «богоцентричная церковь». В попытке дать определение понятию богоцентризма мы придем к следующему: богоцентризм – это признание того, что Бог является онтологическим и смысловым центром всего существующего. Иными словами, все, что есть, существует только потому, что этого хочет или это до­пускает Бог. Он является единственной причиной всех вещей. Во-вторых, Бог является целью и смыслом всех явлений. Все существует для Него, и только Он опреде­ляет предназначение каждой вещи во Вселенной.

Несмотря на то что слова «богоцентризм» нет в Библии, идея, выраженная им, явно доминирует в Писании. Его многочисленные тексты говорят о Боге как о центре су­ществования и смысла Вселенной. «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божьего! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать? Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь» (Рим. 11:33-36). «...ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, го­сподства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит» (Кол. 1:16-17). «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседер­житель» (Откр. 1:8).

Богоцентризм является единственно возможной фор­мой объяснения реальности Бога, чему мы имеем мно­жество ясных свидетельств в Библии. Настоящий Бог действительно должен быть смысловым и онтологиче­ским центром всего существующего. Он должен иметь верховную власть над мельчайшей частицей Вселенной. Бог, который находится в зависимости от кого-то или чего-то, теряет свой статус и не может называться абсо­лютным Владыкой.

Богоцентричное богословие – это систематическое учение о Боге, Его деятельности в мире и откровении, базирующееся на принципе богоцентризма. Богоцентричные церкви – это церкви, богословие и философия служения которых пропитаны идеей богоцентризма.

На первый взгляд может показаться, что все христиан­ские, и особенно евангельские церкви, богоцентричны. В каком-то смысле это действительно так. Практически все они признают Бога абсолютным Владыкой Вселен­ной. Но дело в том, что провозглашение богоцентричности мира ставит людей перед несколькими серьезными проблемами. То, как они подходят к их разрешению, и определяет, насколько каждая конкретная церковь богоцентрична. Вот некоторые из таких вопросов.

 

ПРОБЛЕМА СУЩЕСТВОВАНИЯ ЗЛА

 

Если абсолютно все во Вселенной подчинено Богу, а Бог всемогущ и абсолютно благ, то как объяснить существо­вание зла? Для всех очевидно, что оно есть.

Большинство верующих не подвергает сомнению Бо­жью благость. Значит остается только одна часть пред­ставленного выше силлогизма, изменяя которую мож­но попробовать решить кажущееся противоречие. Эта часть – Божье владычество.

На протяжении истории христианские философы и бо­гословы предлагали разные формы ограничения Бо­жьего могущества, которые бы позволили объяснить существование зла. Наиболее востребованным вариан­том оказался следующий: в общем Бог предстает перед нами суверенным Владыкой, желающим производить только добро. Но это удается Ему не всегда, потому что сотворенные Им свободные личности действуют неза­висимо от Него и часто производят зло. Поэтому Бог является Владыкой Вселенной в общем, но в тех сфе­рах, где действуют свободные личности, Его владыче­ство ограничено.

На первый взгляд, это, казалось бы, объясняет кажущу­юся дилемму между Божьим могуществом и Его благо­стью. Но у этого решения есть существенные проблемы.

Поскольку в системе управления появляется еще один независимый от Бога центр власти, свободные лично­сти, и они в какой-то степени определяют, какой будет Вселенная, значит, эта система мировоззрения переста­ет быть богоцентричной. Центр ее смысла смещается в сторону суммарной составляющей действий Бога и поступков самих людей. Если Бог не может контроли­ровать какую-то часть Вселенной, тогда Он не является ее абсолютным Владыкой, а значит и Богом в полном смысле этого слова. Но такое положение вещей не от­вечает библейскому учению.

Кроме того, подобное объяснение обнаруживает еще одну проблему. Если Бог не может контролировать дей­ствия свободных личностей, тогда Он не может и га­рантировать исполнение пророчеств. Например, между временем, когда пророк Исайя провозгласил Божьи сло­ва: «Се, Дева во чреве примет и родит Сына...» (Ис. 7:14) и рождением самой Марии, ставшей матерью Иисуса Христа, стояли тысячи свободных личностей. Если Бог не управляет их действиями, тогда любая из этих лич­ностей могла принять решение, которое разрушило бы цепочку, сделав невозможным рождение Мессии от этой девушки. Так прадедушка Марии мог бы принять реше­ние не выдавать замуж ее бабушку. В результате, Мария вообще бы не родилась, и пророчество осталось неис­полненным.

Однако Писание представляет нам совершенно иную картину. Библия не стремится объяснить кажущееся противоречие между Божьим всевластием и Его благо­стью. Она просто утверждает оба этих факта. Представ­ляя Бога абсолютно благим, Писание говорит о том, что все во Вселенной происходит по Его определяющей или допускающей воле. Даже когда случается зло, мы можем твердо знать, что у Бога были причины его допустить. Пророк Иеремия, находясь в страданиях, писал об этом так: «Кто это говорит: "и то бывает, чему Господь не по­велел быть"? Не от уст ли Всевышнего происходит бед­ствие и благополучие?» (Плач, 3:37-38). Ту же истину Иегова утверждает через пророка Исайю: «Я Господь, и нет иного; нет Бога кроме Меня; Я препоясал тебя, хотя ты не знал Меня, дабы узнали от восхода солнца и от за­пада, что нет кроме Меня; Я Господь, и нет иного. Я об­разую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бед­ствия; Я, Господь, делаю все это» (Ис. 45:5-7)

Библия не отвечает на вопрос, почему благой и всемогу­щий Бог допускает бедствия, однако признает, что чело­век не может до конца познать все Божьи пути и мысли: «Сокрытое принадлежит Господу Богу нашему, а откры­тое – нам и сынам нашим до века, чтобы мы исполняли все слова закона сего» (Втор. 29:29).

Объяснением этому, по-видимому, служит то, что, по сравнению с Богом, люди существенно ограничены в своих познавательных и аналитических возможностях. При всем старании они просто не способны до конца по­нять невероятную сложность Божественной Личности. Подобно тому как слабенький компьютер, сделанный в начале 90-х годов, не оборудован для того, чтобы опе­рировать сложнейшими современными программами, так и человеческий разум отступает перед попыткой охватить все аспекты превосходной Божьей мудрости. Понимая это и искренне любя людей, Бог открывает им в Писании ровно столько, сколько нужно знать для того, чтобы обрести спасение и счастье в Нем и научить­ся жить по Его воле. Поэтому у человека должна быть только одна реакция на Божьи действия: признать Его полное Владычество и преклониться перед Ним в послу­шании, невзирая на то, что он не имеет всех ответов.

 

ПРОБЛЕМА ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА

 

Вторая проблема, осложняющая принятие идеи бого- центризма, связана с пониманием ответственности че­ловека. Ее суть в следующем: если Бог контролирует аб­солютно всех и все, то Он не должен спрашивать с людей за их поступки. Тем не менее, Библия ясно говорит, что человек несет за них полную ответственность.

Это кажущееся противоречие многие религиозные фи­лософы и пасторы пытаются разрешить тем же методом: уменьшением роли Божьего владычества и увеличени­ем роли человека. Для этого, чаще всего, прибегают к уже знакомому нам аргументу: так как люди созданы свободными личностями, Божье владычество не может распространяться на их свободные решения и действия. Они принимают решения и действуют самостоятельно, поэтому и несут за них ответственность.

На первый взгляд такой подход кажется очень логичным (наверное, поэтому у него так много сторонников). Но, если посмотреть глубже, он не дает удовлетворительно­го решения проблемы.

Во-первых, он практически представляет Бога лишен­ным власти над триллионами свободных действий, про­изводимых многомиллиардным населением планеты. Это автоматически лишает Его статуса абсолютного Владыки. Кроме того, данный подход не решает про­блемы, ради которой он был изначально предложен. Человек, стремящийся переложить вину за свой грех на Бога, может в этом случае использовать предложенную логическую конструкцию для ухода от ответственности. Так, согласившись, что его выбор исходил из собствен­ных, независимых от Бога желаний, он может сослаться на то, что эти желания были сформированы под влияни­ем родителей, общества, друзей и т.д. В конце концов он станет обвинять Бога в том, что это Он определил ему родиться в неподходящее время в неподходящем месте, среди плохого окружения... Словом, такая логика леги­тимизирует грех, так и не решая существующей фило­софской проблемы.

Наилучшим решением напряжения, возникающего между Божьим владычеством и ответственностью лю­дей, является одновременное сосуществование обоих этих явлений. Нам не нужно пытаться полностью гармо­низировать их в доступной нам системе знаний, т. к. она все равно ограничена, как мы и отмечали ранее. Библия, говоря о полной ответственности человека, нисколько не умаляет абсолютного статуса Божьего владычества, хотя и не дает полного объяснения, которое могло бы согласовать оба эти постулата в нашем разуме. Писание просто утверждает, что Бог абсолютно суверенен и ника­кие факторы не могут давлеть над Ним. Он – единствен­ный, Кто определяет смысл, ради которого существует Вселенная, и Он всегда достигает Своих целей. Но это абсолютно не делает Бога несправедливым: «Ибо Он го­ворит Моисею: кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею. Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего... Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает. Ты ска­жешь мне: «за что же еще обвиняет? Ибо кто противо­станет воле Его?» А ты кто, человек, что споришь с Бо­гом? Изделие скажет ли сделавшему его: "зачем ты меня так сделал?" Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного [упо­требления], а другой для низкого?» (Рим. 9:15-16,18-21).

Вместе с тем Библия утверждает, что каждый человек будет нести ответственность за свои поступки. Апостол Иоанн пишет об этом так: «И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и су­димы были мертвые по написанному в книгах, сообраз­но но с делами своими» (Откр. 20:12).

Великая мудрость Бога сочетает эти два по-человечески несовместимых понятия. Для Него не составляет труда полностью контролировать мир, при этом позволяя че­ловеку участвовать в этом процессе настолько, чтобы нести полную ответственность за свои решения и жизнь.

Этот Божий принцип можно наблюдать в истории царя Соломона и его сына Ровоама. Известно, что на опреде­ленном этапе своей жизни Соломон стал пренебрегать служением Богу, допуская разные формы непослушания закону. За это Бог пообещал его наказать: «И сказал Го­сподь Соломону: за то, что так у тебя делается, и ты не сохранил завета Моего и уставов Моих, которые Я запо­ведал тебе, Я отторгну от тебя царство и отдам его рабу твоему; но во дни твои Я не сделаю сего ради Давида, отца твоего; из руки сына твоего исторгну его; и не все царство исторгну; одно колено дам сыну твоему ради Давида, раба Моего, и ради Иерусалима, который Я из­брал» (з Цар. 11:11-13).

Это наказание было пророчески провозглашено царю и его сопернику Иеровоаму задолго до его реализации. Однако практически оно стало результатом неточных действий самого Ровоама. По причине того, что сын Со­ломона предпочел решение молодых советников мне­нию старцев, в Израиле произошел раскол, в результате которого десять колен отделились от Иудеи (3 Цар. 12:1-19). На примере этой ситуации мы видим, что это, казалось бы, свободное решение, находилось под чутким Божьим контролем: «И не послушал царь народа, ибо так суж­дено было Господом, чтобы исполнилось слово Его» (3 Цар. 12:15).

 

ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКОЦЕНТРИЧНОЙ ФИЛОСО­ФИИ МИРА

 

К сожалению, богоцентричное богословие подвергает­ся мощному давлению философии человекоцентризма, доминирующей в обществе, в котором мы живем. С мо­мента грехопадения человек претендует на то, что он сам по себе обладает независимой значимостью в мире. Его счастье и благополучие признаются наивысшей цен­ностью. Жизнь строится на постулате «все для челове­ка», и он не подвергается сомнению большинством на­селения земли. Но это мировоззрение входит в прямое противоречие с богоцентричной позицией Библии, ут­верждающей: «Все от Него, Им и к Нему» (Рим. 11:36).

Многие верующие, находясь под мощным влиянием мирского мировоззрения, пытаются выбрать нечто среднее из двух противоположных систем мышления. Признавая существование Бога и даже в каком-то смыс­ле соглашаясь с Его статусом Владыки, они, тем не ме­нее, живут, практически считая, что человек, так же, как и Бог, обладает собственной ценностью и значимостью.

На их взгляд, качество личности каждого конкретного человека является решающим фактором в спасении од­них и погибели других. Разные люди определяют меру этой мнимой ценности по-разному. Одни ставят ее в за­висимость от исполнения обрядов, другие – от наличия сердечной добродетели, нравственности, одаренности, способности быть продуктивным в деле Божием и т. д. Но суть остается одной: Бог в подобных богословских систе­мах перестает быть единственным смыслом всего во Все­ленной. Он вынужден делить Свое положение абсолют­ного главенства с еще одним претендентом, человеком.

Такое мировоззрение представляет не только мир, но и самого Бога человекоцентричным. Библия же говорит обратное: «Все сделал Господь ради Себя; и даже нече­стивого блюдет на день бедствия» (Притч. 16:4). Бог го­ворит, что Он проявляет милость и благословляет чело­века тоже ради Себя и Своей славы: «Ради имени Моего отлагал гнев Мой, и ради славы Моей удерживал Себя от истребления тебя. Вот, Я расплавил тебя, но не как сере­бро; испытал тебя в горниле страдания. Ради Себя, ради Себя Самого делаю это, – ибо какое было бы нарекание на имя Мое! славы Моей не дам иному» (Ис. 48:9-11).

Богоцентричное богословие не пытается решить про­блему видимых противоречий в сущности Бога путем создания еще одного смыслового центра во Вселенной. Но оно утверждает, что человек будет счастлив только тогда, когда он радостно примет абсолютную богоцентричность мира. Причем не только в теории, но и на практике, оценивая ежедневные ситуации с точки зре­ния того, что все существует для славы Божьей.

Держаться богоцентричного богословия означает пре­клоняться перед абсолютным и благим владычеством Бога, полностью доверяя Ему и Его Слову. Только нахо­дящиеся в таком положении люди способны правильно подходить к познанию и осмыслению мироздания. Вот почему богоцентричное богословие – это система ми­ровоззрения, которая строится сугубо на авторитете Священного Писания, а не на спекуляциях человеческо­го ума.


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 368; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!