НЕ ДЕЛАЕТЕ ЛИ ВЫ БОГА МОНСТРОМ?
ВОПРОС: Недавно услышал, как один уважаемый служитель сильно критиковал позицию богоцентризма, заявляя, что она искажает библейское учение о Боге. Он считает, что богоцентризм выставляет Бога жестоким и выпячивает Его суверенность и праведный гнев, при этом мало говоря о Его любви и справедливости. Принято думать, что с тех пор, как пришел Христос, Бога нужно видеть добрым и любящим, заботящимся о человеке и ценящим его настолько, что Он готов был отдать ради его спасения своего Единородного Сына. Поясните, пожалуйста, вашу позицию.
ОТВЕТ: Этот вопрос затрагивает сразу несколько важных аспектов, объединенных одной темой правильного понимания природы Бога. По сути, понимание природы Бога и есть сердце богословия. Именно оно определяет, во что мы верим, а значит, и как живем. Но давайте начнем по порядку.
Люди могут получить представление о Боге, благодаря двум видам откровения. Прежде всего, мы видим Бога в окружающей нас природе. Внимательно рассматривая творение, человек может сделать несколько важных выводов о Творце.
• Творец непостижимо велик. Безграничные размеры Вселенной, наполненной многочисленными галактиками, звездами и планетами, содержащие в себе немыслимый объем энергии, говорят о том, что Бог чрезвычайно велик в Своей силе и возможностях. Человек, в сравнении с масштабами Бога, очень слабый и маленький.
• Творец непостижимо мудр. Сложнейшее устройство Вселенной говорит о том, что Бог обладает неизмеримо большим объемом информации, а также поразительными аналитическими способностями. На протяжении всей истории человечества люди пытаются познавать законы, по которым устроена Вселенная, но чем больше они узнают, тем больше обнаруживают новых загадок. В сравнении с безграничной информацией, вложенной Создателем в творение, люди выглядят не знающими ничего.
|
|
• Творец совершенно независим. Он является единственным Абсолютом, для существования Которого не нужно внешней причины. Происхождение и существование остального творения целиком зависит от Него. Бог является Законодателем и Автором всех законов природы. Люди могут только изучать эти законы и точнее приспосабливаться к ним, но они не могут их отменять или изменять.
• Творец удивительно благ. Люди живут на земле с уникальнейшими условиями. Правильная сила притяжения, точно устроенная атмосфера, нужная температура воздуха, правильный угол наклона земной оси, наличие погодных и сезонных циклов. В конце концов, красота природы и великое множество приятных вещей в творении – это лишь маленькая часть всего того, что создано Богом, чтобы человек мог жить, наслаждаясь благом.
|
|
Доводилось ли вам бывать в местах, где природа нетронута деятельностью человека? Если да, то вы можете подтвердить, что эти картины особенно завораживают своей красотой и величием. Все потому, что Бог благ. Снежные вершины, дикие утесы, цветочные ковры, залитые солнцем антарктические глыбы льда, все это подтверждает, что поместить человека в такую красоту мог только очень добрый Бог.
Эти Божьи качества видны каждому разумному человеку и без специального откровения. Думая о Боге, мы должны осознавать Его непостижимое величие и относиться к Нему соответствующим образом. По своей сущности человек не идет ни в какое сравнение с Богом. Поэтому вполне естественно, что всякий раз, когда люди в какой-то степени соприкасались с Создателем, они были в трепете от Него. Так было с пророком Исайей (Ис. 6:1-6), так было с Петром, Иоанном и Иаковом на горе преображения (Мф. 17:5-6). Бог непостижимо больше, сильнее, превосходнее и святее человека. Поэтому люди не должны относиться к Нему легкомысленно. И вполне понятно, почему страх Божий неоднократно назван в Писании началом мудрости (Притч. 1:7).
Как известно, книга Иова – самая древняя из книг Библии. Иов был очень состоятельным и благочестивым человеком. Сам Бог дал ему наивысшую оценку, назвав его праведником. И вот однажды Иова постигла беда. В один день он потерял все: детей, дом, бизнес... Оказавшись в таком положении, он, естественно, стал задавать Богу вопросы, выражая непонимание и несогласие со своей трагичной судьбой. К нашему удивлению, Бог не стал объяснять ему причины происшедшего. Иову нужно было не это. Ему нужно было понять реальность того, кто есть Бог, и кем является он сам по сравнению с Творцом. Вот как Бог начал свой разговор с великим страдальцем: «Господь отвечал Иову из бури и сказал: кто сей, омрачающий Провидение словами без смысла? Препояшь ныне чресла твои, как муж: Я буду спрашивать тебя, и ты объясняй Мне: где был ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь» (Иов, 38:1-4).
|
|
Правильное понимание природы Бога является наивысшим благом для человека. Реакция Иова показывает, что центральным уроком всей истории было его более глубокое понимание Божьего абсолютного владычества: «И отвечал Иов Господу и сказал: знаю, что Ты все можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено» (Иов, 42:1-2). Именно это и было необходимо страдальцу для исцеления. И Писание буквально переполнено подобными примерами, потому что мы с вами крайне нуждаемся в них.
|
|
Признание абсолютного Божьего владычества было главным уроком смирившегося Навуходоносора: «По окончании же дней тех, я, Навуходоносор, возвел глаза мои к небу, и разум мой возвратился ко мне; и благословил я Всевышнего, восхвалил и прославил Присносущего, Которого владычество – владычество вечное, и Которого царство – в роды и роды. И все, живущие на земле, ничего не значат; по воле Своей Он действует как в небесном воинстве, так и у живущих на земле; и нет никого, кто мог бы противиться руке Его и сказать Ему: "что Ты сделал?"» (Дан. 4:31-32).
Это же было целью особых Божьих действий, совершенных через персидского царя Кира, о чем Он прямо заявил задолго до его рождения: «Я Господь, и нет иного; нет Бога кроме Меня; Я препоясал тебя, хотя ты не знал Меня, дабы узнали от восхода солнца и от запада, что нет кроме Меня; Я Господь, и нет иного. Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это» (Ис. 45:5-7).
Еще одна причина, побуждающая нас в особенной степени акцентировать Божью святость, владычество и суверенность, заключается в том, что грехопадение началось именно с отвержения этих ключевых истин. По сути, восстание против Божьего абсолютного владычества является сердцевиной всякого греха, а дух противления Богу – одним из главных качеств грешного человека (Еф. 2:3, Тит. 3:3).
Поддавшись искушению дьявола, Адам и Ева не просто съели запрещенный плод, они присвоили себе право самостоятельно распоряжаться жизнью, единолично решать, что правильно и неправильно, что хорошо и что плохо. Изменение этой позиции является первым шагом на пути восстановления отношений с Богом. Вот почему Писание многократно говорит о важности сокрушения сердца: «А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим» (Ис. 66:2).
Как вышеприведенные тексты Писания, так и свидетельство творения показывают, что признание Божьего владычества, то есть Его суверенной власти, является одним из главных элементов спасающей веры. Все остальные качества Божьей природы открываются человеку настолько, насколько его сердце сокрушается перед Богом в признании Его абсолютного величия. Написано: «...Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Пет. 5:5).
Этот же принцип работает и в отношении понимания нами Божьей любви. Чем более великим мы будем видеть Бога и менее значимыми себя, тем больше будем поражены проявленной к нам любовью. Особенно ярко это продемонстрировано в оценках самого великого акта Божьей любви к людям – искупительной жертвы Его Сына.
Ужасные страдания Христа на кресте одновременно говорят об абсолютном уровне Божьей святости, о чрезвычайной серьезности и тяжести человеческого греха, а также о непостижимой Божьей любви. Божья любовь – единственная причина, по которой великий и святой Владыка Вселенной поставил Своего Сына под удар Своего же испепеляющего гнева, предназначенного для грешных людей. В центральной точке человеческой истории Божья любовь оказалась неразрывно связана с Его владычеством и святостью. Поэтому любое умаление этих атрибутов неизбежно ведет к умалению жертвы Иисуса Христа и Его любви. Этот аргумент много раз приводился апостолами в Писании: «Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши» (1 Ин. 4:9-10).
Таким образом, предположение о том, что явление Иисуса Христа во плоти делает Бога менее владычественным, чем Он был в Ветхом Завете, и что теперь Его нужно воспринимать более любящим и менее строгим, совершенно не соответствует ни свидетельству Писания, ни обычной логике. Бог безграничен в Своей суверенности точно так же, как он безграничен в Своей святости и любви. Изменение одной из частей этого уравнения неизбежно искажает все остальные. Но мы знаем, что Его суверенность, святость и любовь были одновременно явлены в наивысшей степени во время страданий Христа.
Кроме того, поражающая серьезность Божьего величия будет пребывать и в вечности. В конце 90-х годов первого столетия, то есть уже во времена Церкви, Иисус Христос явился своему любимому ученику Иоанну, находящемуся в ссылке на диком острове Патмос. Несмотря на то, что они провели годы вместе, и Иоанн стал одним из наиболее близких к Иисусу людей, при виде прославленного Сына Божьего, видавший виды старец Иоанн пал ниц, пораженный Его величием (Откр. 1:9-18). Иисус предстал перед ним как славный Владыка, поражающий Своим видом.
Когда по указанию Иисуса ангел показал Иоанну то, что будет происходить на небесах в конце времен, апостол увидел ту же реакцию среди небожителей, что была у него самого при соприкосновении с прославленным Христом. Божье величие в вечности оказалось настолько поразительно, что все спасенные, находящиеся в Его присутствии, падали ниц, в восхищении поклоняясь Творцу: «...тогда двадцать четыре старца падают пред Сидящим на престоле, и поклоняются Живущему во веки веков, и полагают венцы свои перед престолом, говоря: достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу: ибо Ты сотворил все, и [все] по Твоей воле существует и сотворено» (Откр. 4:10-11).
Стоит также добавить, что на протяжении всей истории церкви акцентирование Божьей любви за счет умаления Его святости и суверенности было неизменной тенденцией более либеральных церквей. Делая Божью любовь центральным элементом Его Личности, они всегда заканчивали тем, что приуменьшали ужас человеческого греха. Это неизбежно вело к постепенному ослаблению серьезности в отношении к Божьим заповедям. Как результат, в таких церквах вместо Евангелия, способного спасать людей от греха и погибели, часто проповедуется псевдоевангелие, целью которого является спасение человечества от бедности, социального неравенства и т. д. История доказывает, что подобные учения приводят церкви к ослаблению, а позже, и к полному исчезновению.
Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 193; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!