ЕСТЬ ЛИ В БИБЛИИ ГИПОТЕТИЧЕСКИЕ ВЫРАЖЕНИЯ?



ВОПРОС: Что такое «гипотетические выражения», и есть ли они в Библии?

 

ОТВЕТ: Слово «гипотетический» употребляется неча­сто, и потому немудрено, что многие не до конца пони­мают его значение. Мысль о том, что Библия содержит в себе гипотетические выражения, нередко отвергается, как ставящая Библию под сомнение. Но давайте посмот­рим, что это слово означает в действительности, и затем проверим, есть ли в Библии что-то подобное.

Толковый словарь Ожегова объясняет слово «гипоте­тичный» как «основанный на гипотезе, предположи­тельный». Большинство примеров, используемых нами для иллюстрации того или иного принципа, строятся на предполагаемых ситуациях. В этом случае акцент, безусловно, стоит не на деталях гипотетической ситуа­ции, а на истине, объясняемой ею. Так, сдавая экзамен на право вождения, вы имеете дело с гипотетическими ситуациями, в которых нужно решать, как бы вы посту­пили в соответствии с правилами дорожного движения. Совсем необязательно, чтобы вы реально переживали ситуации, приводимые на экзамене. Главное, чтобы они демонстрировали принцип, нужный для проверки ва­ших навыков.

Для выражения Своих истин в Священном Писании Бог использовал принятые в еврейском и греческом языках литературные средства, к которым прибегали люди в период написания книг Библии. Еврейский и греческий языки имеют большую палитру образов, позволяющих ярко передавать смысл сказанного. Среди них есть срав­нения, метафоры, притчи, аллегории и гипотетические выражения. Давайте рассмотрим несколько примеров.

В 1 Кор. 13:1 Павел говорит: «Если я говорю языками че­ловеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий». Этот текст имеет следующее значение: говорящий языками человечески­ми и даже ангельскими, но не имеющий любви, столь же ничтожен и малозначим, как звенящая медь и звуча­щий кимвал. Цель этого текста не сообщить о том, на каких языках говорил Павел, а показать превосходящую важность любви. Поэтому на основании этого текста нельзя, как некоторые это делают, утверждать, что Па­вел говорил на ангельских языках. То же самое можно сказать и о двух последующих стихах: «Если имею [дар] пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое позна­ние и всю веру, так что [могу] и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1 Кор. 13:2-3). Апостол вовсе не утверждает, что знает абсолютно все или в дей­ствительности может переставлять горы. Он говорит гипотетически, объясняя, что даже если бы он и мог это делать, то и достижения такого уровня выглядели бы жалко и бесполезно, не имей он настоящей христиан­ской любви.

Другой пример мы находим в Ветхом Завете. Давид, же­лая подчеркнуть факт того, что Бог вездесущ, говорит в Псалме, 138: «Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Тво­его куда убегу? Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю – и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, – и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя». Этими словами Давид совсем не пытается сказать, что он восходил на небо, сходил в преисподнюю и на крыльях зари перено­сился на край моря. Он говорит гипотетически, чтобы подчеркнуть, что скрыться от присутствия Божьего не­возможно.

Кроме приведенных примеров в Библии есть еще мно­го стихов, в которых используется подобный литера­турный прием. Поэтому гипотетические выражения являются законным литературным средством, которым пользовались многие авторы Священного Писания для более яркого представления различных божественных истин. Гипотетические выражения в Библии совсем не уменьшают ее достоверность, наоборот, они заостряют ее практическую ценность, делая иллюстрируемые ис­тины яркими и понятными.


 

ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛИ ЧЕЛОВЕК И MEET ТРИЕДИНУЮ ПРИРОДУ?

 

ВОПРОС: Как описана в Библии триединая природа че­ловека?

 

ОТВЕТ: Говоря о природе человека, практически все, кто изучает Библию, признают, что человек имеет фи­зическое тело, а также духовную составляющую, назы­ваемую душой или духом. При этом некоторые прово­дят строгое разделение между качествами и функциями души и духа. Другие же считают, что между ними не существует большой разницы. Отсюда возникают два богословских толкования человеческой природы: тро­ичность и двоичность человека. Надо признать, что Бог не представил в Библии подробного учения, которое позволило бы прийти к абсолютно ясному заключению по данному вопросу. По всей видимости, этот предмет находится в сфере, недоступной для понимания челове­ка. Или же этот вопрос не представляет собой практиче­ской важности, заслуживающей детального освещения в Писании.

Божье Слово ясно представляет учение о различии ка­честв и функций двух элементов природы человека: внешнего (физического) и внутреннего (духовного). При этом, в большинстве библейских текстов слова «дух», «душа», «сердце», «внутренний человек» использу­ются взаимозаменяемо, указывая на духовную сущность человека в общем и не подчеркивая различий между этими понятиями (Быт. 35:18; 3 Цар. 17:22; Пс. 50:17; Мф. 15:18-19; 2 Кор. 4:16). Всего лишь два библейских тек­ста приводят слова «дух» и «душа» одновременно, намекая на наличие различий между ними (1 Фес. 5:32; 4:12). Эти стихи, однако, не представляют объяснений того, в чем именно заключается это различие и не раскрывают их специфических функций.

В корне широко распространенной точки зрения о три­единстве человеческой природы, скорее всего, лежит попытка провести аналогию между триединством Бога и человека. Правомочность этой аналогии не имеет до­статочного библейского подтверждения. В связи с этим практически все книги и учения, детализирующие раз­личия функций души и духа построены на человеческих предположениях, а не на авторитетном Божьем Слове, и поэтому не могут восприниматься как библейски обо­снованное учение.

 


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 190; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!