М ОЖНО ЛИ МОЛИТЬСЯ ДУХУ С ВЯТОМУ?
ВОПРОС: Можно ли молиться Духу Святому?
ОТВЕТ: Библейское учение о Боге говорит, что Бог триедин, то есть Отец, Сын и Дух Святой представляют Собой одного неделимого Бога. Поэтому если мы верим в Бога Библии, то, молясь одному Лицу Божества, мы молимся и двум Другим. При таком подходе нет большого различия в том, к Кому именно мы обращаемся.
На страницах Священного Писания мы не встречаем ни одного упоминания молитвы, в которой Святой Дух упоминался бы в отрыве от остальных Личностей Троицы или выделялся особенным образом.
Личности Божества в контексте учения о молитве упоминаются в связи со следующими обстоятельствами:
• О Духе Святом сказано, что Он побуждает и помогает Божьим детям молиться и ходатайствует за них перед Богом (Рим. 8:26-27).
• Иисус Христос учил, что молитвы должны возноситься во имя Его (Ин. 14:13-14).
• Апостолы обращались к Богу Отцу во имя Иисуса Христа (Еф. 5-2о). Во всех этих текстах речь, безусловно, идет о правильном понимании Бога, а не о стандарте литургии. Именно по этой причине Писание не устанавливает строгой молитвенной формы. Молитва должна представлять собой живой разговор с Богом. Поэтому она зависит, прежде всего, от нашего верного понимания природы Того, с Кем мы ведем разговор.
ЗАЩИЩАЕТ ЛИ БИБЛИЯ ГОВОРЕНИЕ НА ЯЗЫКАХ?
ВОПРОС: Почему вы считаете языки, на которых говорят современные пятидесятники, небиблейским явлением, ведь Павел «желал», чтобы все говорили языками (1 Кор. 14:5)? Апостол даже свидетельствовал, что сам говорил на незнакомых языках (1 Кор. 14:14,18).
|
|
ОТВЕТ: Для верного понимания смысла этой главы необходимо увидеть ее положение в общем библейском учении. Начнем с ближайшего контекста.
Первое Послание к Коринфянам было написано по поводу различных проблем, существовавших в коринфской церкви в первом столетии. Среди таковых были споры и разногласия (1 Кор. 1:11-13), философствование о религии и поиск чудес (1:22-24), моральная развращенность некоторых членов церкви (5:1-2), имущественные и правовые конфликты (6:1-8). Кроме того, в этой общине имело место неверное отношение к вопросам брака (7:1-40), поощрялось следование иудейским традициям (8:1-13) и отсутствовал порядок на богослужениях (11:17-22). Говоря коротко, коринфская община была духовно нездоровой церковью. Однако при наличии вопиющих проблем верующие этого города считали себя очень духовными людьми и возвышались один над другим за счет различных духовных ценностей и даров как настоящих, так и мнимых.
В начале своего письма апостол развенчивает миф о превосходстве людей, уверовавших от проповеди известных евангелистов, и заявляющих о каком-либо к 80 ним отношении. Начиная с 12-ой главы этого послания,
|
|
Павел атакует заблуждение о том, что определенные духовные дары подчеркивают особый статус их обладателей. Апостол объясняет, что, прежде всего, всякий дар Святого Духа дается человеку для созидания церкви, а не для поднятия собственного имиджа в глазах братьев и сестер. В продолжение этой темы, в 13-ой главе, апостол подчеркивает важность любви как главного двигателя отношений внутри церкви, а в 14-ой останавливается на вопросе говорения на иных языках. Первая ее половина свидетельствует о том, что практика говорения на иных языках, имевшая место в Коринфе, не созидала церковь. Поэтому она была бесполезна и даже опасна с духовной точки зрения. В середине главы приводятся несколько кратких, но очень емких объяснений роли истинного дара иных языков, данного апостолам в день Пятидесятницы. Таков ближайший контекст цитируемых вами отрывков.
Апостол начинает свою аргументацию с подробного объяснения превосходства пророчества над говорением иными языками: «...ибо пророчествующий превосходнее того, кто говорит языками, разве он притом будет и изъяснять, чтобы церковь получила назидание» (14:5). Далее он взывает к здравому смыслу христиан, для которых должно быть очевидно, что назидание церкви происходит не через произнесение непонятных звуков, а через разумное объяснение истины. В подтверждение бесполезности говорения на иных языках так, как это практиковалось в Коринфе, Павел приводит несколько примеров.
|
|
Хаотичное дергание струн на музыкальном инструменте выглядит глупо и странно, так как не являет собой никакой гармонии, посредством которой музыкант должен передавать свои чувства (14:7)- Затем следует пример военного трубача: кто будет готовиться к сражению, – недоумевает апостол – если вместо четко определенных сигналов будет слышать, что попало (14:8)? В третьем случае Павел ссылается на обычную разговорную речь, каждое слово которой работает на передачу конкретных мыслей и идей. Невразумительные слова бессмысленны (14:9-12). Произносящий их человек говорит «на ветер», то есть бесполезно (14:9-12). Подводя итог, Павел вновь призывает коринфян не выпячивать свою мнимую сверхдуховность, а искать того, что назидает церковь (14:12).
Далее следует отрывок, который сторонники экстатического говорения на языках трактуют как признание Павла в следовании той же практике. Они вырывают из контекста следующий стих и строят на нем ложные выводы: «Ибо когда я молюсь на незнакомом языке, то хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода» (14:14) • То есть, утверждают они, Павел сам, якобы, молился, не понимая, что именно он говорил.
|
|
Такое истолкование недопустимо по нескольким причинам. Во-первых, потому что оно прямо противоречит тому, что Павел утверждал в начале этой же главы (все, сказанное выше, осуждает подобную практику). Во- вторых, общий смысл этого стиха нуждается в уточнении.
Слово «vou9>, переведенное в русской Библии как «ум», во многих других местах Писания передано словом «понимание» (около 25% случаев использования этого термина в Новом Завете). Если применить это значение слова в исследуемом нами тексте, то смысл стиха существенно изменится: «Ибо когда я молюсь на незнакомом языке, то хотя дух мой и молится, но мое понимание остается без плода». Павел подчеркивает, что его молитва, произнесенная на иностранном языке, которых он знал немало («мое понимание»), нисколько не созидает людей, в присутствии которых он молится, если этот язык для них незнаком («остается без плода»). Утверждая, что он молится на ином языке, Павел имел в виду конкретный иностранный язык. Поэтому данный перевод слова «vou<;» не только возможен, но и наиболее точен.
Однако самый значимый аргумент против экстатического говорения на языках приведен в 20-22 стихах этой главы. В них апостол объясняет природу и роль дара, данного апостолам в день Пятидесятницы.
Прежде всего, апостол подчеркнуто взывает к здравому смыслу коринфян: «Братья, не будьте дети умом... В законе написано...» (14:20-21). Он объясняет, обращаясь к истории народа Божьего, что иные языки – это вовсе не атрибут особой духовности, а знак Божьего осуждения. Павел приводит в качестве аргумента совмещенную цитату из Втор. 28:49 и Ис. 28:11. Давайте посмотрим на эти тексты более внимательно.
Первый текст записан в 28-ой главе книги Второзаконие, вторая половина которой приводит длинный список проклятий, ожидающих израильский народ в случае их неверия и непослушания Божьему слову: «Если же не будешь слушать гласа Господа Бога твоего и не будешь стараться исполнять все заповеди Его и постановления Его, которые я заповедую тебе сегодня, то придут на тебя все проклятия сии и постигнут тебя» (Втор. 28:15).
За этим следует подробное изложение наказаний, среди которых находится следующее: «Пошлет на тебя Господь народ издалека, от края земли: как орел налетит народ, которого языка ты не разумеешь...» (Втор. 28:49).
История народа израильского много раз подтверждала истинность данного предупреждения. Книга судей полна примеров, когда за неверие Израиля Бог попускал окружающим народам оккупировать его территорию. Каждый раз, когда евреи слышали иностранный язык, они понимали: Бог гневается на них по причине отступления от Его заповедей. Это наказание постигало их и во время правления царей. С приходом новых государственных деятелей на смену Давиду и Соломону, после нескольких десятилетий относительной духовной стабильности, израильтяне снова впали в нечестие. Для того чтобы возбудить их здравый смысл, Бог посылал пророков, вскрывавших греховность народа и указывавших на грядущее Божие наказание. Пророчество Исаии, записанное в Ис. 28:11, было одним из таких предупреждений: «За то лепечущими устами и на чужом языке будут говорить к этому народу».
Использование Павлом этой цитаты разрешает несколько важных вопросов. Во-первых, ясно, что в этой главе речь идет о реальном иностранном языке, непонятном для слышащих его евреев, а не об экстатическом говорении. Во-вторых, языческие набеги, являются несомненным признаком Божьего гнева и суда, но никак не печатью особой духовности. Это «знамение для неверующих», свидетельствующее об их отступлении и необходимости покаяния.
Иные языки были знаком Божьего гнева на народ израильский и в день Пятидесятницы. Лука отмечает, что в это время в Иерусалиме собралось множество набожных иудеев (Деян. 2:5), то есть тех, кто хорошо знал закон. Обычно, поклоняясь Богу в храме, они слышали проповедь на еврейском языке, но в этот раз все изменилось. Внезапно Бог заговорил к ним на языках тех народов, из земли которых они пришли (Деян. 2:6-11). Каждый из них хорошо понимал, о чем говорилось, но тот факт, что в этот день Слово звучало на иностранных языках, придавало сказанному особый оттенок, напоминая о Божьем гневе на Свой народ.
Этот факт подтверждался и содержанием проповеди, которая звучала из уст апостолов: «...сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили; но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его» (Деян. 2:23-24).
В этот момент практическая сторона Божьего суда над Израилем проявилась в потере их эксклюзивного положения посредника в вопросах спасения между Богом и языческими народами. Проповедь апостолов на разных языках свидетельствовала о том, что теперь каждый житель земли может иметь непосредственный доступ к Богу через Иисуса Христа.
При этом Лука не просто говорит о том, что апостолы проповедовали на разных языках, но намеренно перечисляет их, подчеркивая содержательность этой проповеди. Вышесказанное ясно свидетельствует о двух вещах. Во-первых, в день Пятидесятницы ученики получили сверхъестественную способность говорить на реальных иностранных языках, а не глоссолалию, практикуемую пятидесятниками в наше время. Во-вторых, этот дар был дан во свидетельство евреям о Божьем суде, а не их особой духовности.
Другие места Нового Завета, упоминающие говорение на иных языках, также поддерживают эту точку зрения. Один из таких примеров мы находим в Деяниях Апостолов, го-ой и и-ой главах.
Известно, что несмотря на ясное Божье откровение, апостолы и первые ученики Христа еще долго не могли освободиться от предвзятости в отношении к язычникам. Это препятствовало благовестию и, уж тем более, общению. Для того чтобы решить эту проблему, Бог особым путем привел апостола Петра в Кесарию для проповеди римскому сотнику. В момент обращения Корнилия, первого христианина из язычников, Бог наделил его, так же, как и учеников в день Пятидесятницы, сверхъестественной способностью говорить на иных языках (Деян. 10:45-46). Это видимое событие было необходимо, для того чтобы убедить апостолов в том, что язычники, так же как и евреи, могут быть спасены и приняты в Церковь Иисуса Христа без нужды в предварительном обращении в иудаизм. Именно об этом и свидетельствовал Петр служителям иерусалимской церкви (Деян. 11:17). В своей речи он особо подчеркивал, что происшедшее с Корнилием было точным повторением опыта, пережитого учениками в день Пятидесятницы (Деян. 11:15-17). То есть Корнилий получил ту же сверхъестественную способность говорить на иностранном языке, что и они. В противном случае, апостол бы имел основание сомневаться в правомочности прямого спасения язычников через веру в Иисуса Христа.
Таким образом, как ближайший контекст 1 Кор. 14, так 86 и контекст Нового Завета и Библии вообще не защищает распространенной среди пятидесятников практики глоссолалии, то есть экстатического говорения. Истинный дар иных языков, который получили апостолы в день Пятидесятницы, выражался в сверхъестественной способности говорить на существующих иностранных языках.
Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 208; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!