БЫЛИ ЛИ СПАСЕНЫ ЛЮДИ, ОТПАВШИЕ ВПОСЛЕДСТВИИ?



 

ВОПРОС: Во Втором Послании Петра (2 Пет. 2:1) написа­но о лжеучителях, которые были «искуплены Христом», а в последующих стихах говорится, что они рождены на уловление и истребление. Для чего нужно было Христу спасать их, если Он знал, каковы они? Разве «искуплен­ные кровью Христа» – это не те, кто рожден свыше? По­ясните, пожалуйста, этот текст.

ОТВЕТ: Если внимательно прочесть вторую главу Второ­го Послания Петра, то становится ясно, что в нем идет речь о людях, которые не имеют новой, божественной природы. Особенно хорошо это видно из того, что Петр сравнивает их с вымытой свиньей, которую по природе обязательно тянет снова валяться в грязи. В ней она чув­ствует себя наиболее естественно (ст. 22).

По всей видимости, это были люди, которые присоеди­нились к церкви и в какой-то степени «познали Господа» (ст. 21), но из всего сказанного о них видно, что этот шаг не был спасительным познанием, которое меняет при­роду человека посредством рождения свыше. Однако эти люди были настолько усердны в своей религиозно­сти, что даже стали учителями в церкви.

Апостол разоблачает их, называя лжеучителями (ст. 1). Ведь несмотря на внешний эффект, они так и остались невозрожденными. Их образ жизни демонстрировал то, что они руководствовались земными похотями, а не по­клонением Христу. «Они, как бессловесные животные, водимые природою, рожденные на уловление и истребление, злословя то, чего не понимают, в растлении сво­ем истребятся. Они получат возмездие за беззаконие, ибо они полагают удовольствие во вседневной роскоши; срамники и осквернители, они наслаждаются обмана­ми своими, пиршествуя с вами. Глаза у них исполнены любострастия и непрестанного греха; они прельщают неутвержденные души; сердце их приучено к любостя­жанию: это сыны проклятия» (2 Пет. 2:12-14). Последняя фраза еще раз подчеркивает, что они не являются спа­сенными людьми.

Но если они не были возрожденными, – в чем нет со­мнений, – то почему сказано, что эти люди отвергают «искупившего их Господа» (ст. 1)? Ответ на этот вопрос кроется в значении термина «искупление», который ис­пользуют библейские авторы. Анализируя различные тексты Писания, мы видим, что слово «искупление» упо­требляется в двух смыслах: как всеобщее и как ограни­ченное.

В каком-то смысле жертва Христа имеет искупитель­ный эффект для всего человечества. Благодаря ей Бог не предал людей на вечное умирание в аду сразу после грехопадения. Он даровал им земную жизнь, во время которой некоторые из них будут спасены. Благодаря все­общему эффекту искупления мы продолжаем существо­вать, Бог продолжает посылать дождь и солнце для «пра­ведных и неправедных» (Мф. 5-45)- Восставшие против Бога люди не имели права ни на одну из Его милостей. Божья справедливость и святость требовала немедлен­ной испепеляющей реакции Божьего гнева. Но, благода­ря искупительному эффекту жертвы Христа, Божий гнев удерживается до того времени, когда небо и земля будут сожжены огнем (2 Пет. 3:10).

Всеобщий эффект искупления не является спаситель­ным. Иначе бы все люди спаслись. В богословии его на­зывают «всеобщая благодать». Именно об этом и гово­рится в 2 Пет. 2:1. Поэтому об отпавших сказано, что они пользовались какими-то благословениями искупитель­ной жертвы Христа. Они, наверняка, слышали Еванге­лие, но это не привело к изменению их природы. Они так и остались погибшими, более того, о них написано, как о рожденных «на уловление и истребление» (ст. 12). Поэтому в данном отрывке речь ведется лишь о всеоб­щей благодати.

В своем обиходе апостолы употребляли слово «спасе­ние» в обоих смыслах, и это подтверждают слова апо­стола Павла в 1 Тим. 4:10: «...уповаем на Бога живого, Который есть Спаситель всех людей, а особенно вер­ных». В этом стихе говорится, что Бог в каком-то смысле является Спасителем всех людей (и это действительно так, потому что Он не отправляет грешников в ад сразу, позволяя им жить на земле определенное время). Но к «верным», т. е. истинно верующим, это относится в осо­бой степени, так как им даруется вечное спасение.

Конечно, слово «искупление» употребляется и в смыс­ле настоящего, спасительного действия, производимо­го Духом Святым в сердце человека. Это – наиболее частое его значение в Новом Завете. Оно указывает на «спасительную трансакцию», совершенную Иисусом Христом на кресте. В результате ее Искупитель взял на себя вину за человеческий грех, понес за него наказание и дал человеку Свою абсолютную праведность. В этом смысле искупление, безусловно, относится только к тем, кто рожден свыше, то есть спасен.


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 195; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!