КОГДА ПРОИСХОДИТ РОЖДЕНИЕ СВЫШЕ?
ВОПРОС: Когда происходит возрождение: в момент покаяния, во время крещения или в момент возложения рук после крещения?
ОТВЕТ: Возрождение, или рождение свыше, является необходимым условием спасения. Об этом Иисус Христос говорил Никодиму в третьей главе Евангелия от Иоанна. Возрождение представляет собой изменение внутренней природы человека, когда под воздействием Святого Духа и Божьего Слова он отказывает своему «Я» во власти и подчиняет жизнь Иисусу Христу. Это и является новым рождением, о котором Бог говорил еще в Ветхом Завете (Иер. 31:31-33).
Процесс рождения свыше включает в себя несколько элементов: это и возникновение веры в душе человека (Еф. 1:13) и его обращение от греховных дел к делам, угодным Богу (Деян. 26:18). Это и покаяние, то есть перемена мышления, выраженная в исповедании грехов и конкретных действиях послушания Богу (Деян. 3:19). Кроме того, в момент рождения свыше происходит соединение со Христом (Еф. 2:5), усыновление Богом (Рим. 8:15), а также крещение Духом Святым (1 Кор. 12:12-13).
Водное крещение является только внешним, публичным выражением того, что человек в определенный момент отказался от себя, чтобы жить для Господа (Рим. 6:3-5). Оно должно иметь своим основанием уже свершившийся факт возрождения, иначе крещение бессмысленно. Молитва с возложением рук после крещения призывает Божье благословение на человека, открыто засвидетельствовавшего о своем посвящении Богу.
|
|
Таким образом, возрождение происходит в момент обращения к Богу в покаянии. Покаяние, в свою очередь, является откликом на Божье Слово и выражением истинной веры во Христа. Об этом ясно сказано в Еф. 1:13: «В Нем и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом...»
КАК БЫТЬ УВЕРЕННЫМ В СВОЕМ СПАСЕНИИ?
ВОПРОС: Как быть уверенным в своем спасении?
ОТВЕТ: Уверенность в спасении – очень важный вопрос, на который, к сожалению, многие христиане не могут дать утвердительного ответа. Однако Священное Писание говорит о том, что верующий может и должен точно знать, спасен ли он (1 Ин. 5:13). Христианская уверенность в спасении – это не чувство и не самовнушение. Она коренится в непоколебимых истинах Божьего Слова, к счастью, оставленных специально для тех, кто растерянно бродит в тумане.
Ветхий Завет рисует картину величественного, суверенного и святого Бога, изливающего справедливый гнев на грех человека. При этом Библия говорит, что абсолютно каждый человек порочен.
Суть греха, как нашего, так и первых людей, заключается в попытке занять независимое от Бога положение. Человек хочет самостоятельно определять, что правильно и неправильно, что хорошо и что плохо.
|
|
Бог, являясь абсолютно святым, не может допустить в Свое присутствие тех, кто противопоставляет себя Ему (Ис. 6:1-10, Рим. 1:18). В мире может быть только один настоящий Бог, и Он – не мы. Именно поэтому Бог предупредил человека о смертельной опасности восстания против Него с первых дней его сотворения (Быт. 2:17).
Грехопадение повергло людей в состояние трагичного парадокса: стремление к независимости от Бога – в крови у каждого человека. В то же время, противопоставляя себя Богу, человек неизбежно погибает от Его гнева. Вот почему люди абсолютно не способны спасти себя сами. Для этого было необходимо пришествие Иисуса Христа.
Искупление, совершенное Им уникально: Христос спасает людей посредством замещения их на голгофском кресте. Он возлагает на Себя все грехи человечества (Ин. 1:29), становясь объектом Отцовского гнева, обращенного на грешников (Ис. 53:5). Действие Божьей ярости поражает Христа на кресте (1 Ин. 4:10; 1 Пет. 3:18). В то же время Иисус Христос отдает человеку Свою стопроцентную праведность, делая его абсолютно совершенным в глазах Божьих (1 Кор. 1:30; Флп. 3:9; 2 Кор. 5:21). Таким образом, спасение возможно сегодня только благодаря святости Иисуса Христа. Порядочность и достижения людей даже не берутся в расчет.
|
|
Мы никогда не будем чувствовать уверенность в спасении, уповая на самих себя. Но верующий может быть убежден в том, что праведность Христа абсолютно надежна. В Евр. 10:14 сказано: «Ибо Он одним приношением, навсегда сделал совершенными освящаемых». Это – авторитетное Божье заявление, на которое может и должен полагаться каждый истинный христианин. Кроме того, есть множество других текстов, говорящих о Божьей верности в деле спасения (Рим. 8:31-39; Ин. 10:27-30; Флп. 1:6).
Однако возникает вопрос: «Как получить праведность Божьего Сына? А, получив, быть абсолютно уверенным в том, что она тебе действительно вменена?»
Священное Писание утверждает, что праведность Христова вменяется человеку на основании веры, а не дел: «Но ныне, независимо от закона, явилась праведность Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, праведность Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе» (Рим. 3:23-24). О том, что это произошло, свидетельствует наличие нескольких признаков в жизни человека.
|
|
Первый признак – спасающая вера: «Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден» (1 Ин. 5:1). Слово «вера» употребляется в Священном Писании в разных контекстах. Однако всегда, когда речь идет о спасающей вере, оно означает признание полного авторитета объекта веры и подчинение ему. Практически это выражается в том, что рожденный свыше человек признает абсолютный Божий авторитет и право определять, как ему жить. Принимая верою спасительную жертву Иисуса Христа, он доверяет свою жизнь Богу и стремится быть Ему послушным. Рожденный свыше человек – это тот, кто отверг себя и смирился перед Богом, признав свое полное банкротство и абсолютную нужду в Спасителе (Лц. 9:23). Вот почему апостолы всегда подчеркивали: «Веруй в Господа Иисуса Христа и спасешься» (Деян. 16:31).
ТЕСТ 1: Отдали ли вы однажды свою жизнь Иисусу Христу, всерьез отказавшись от прав на нее? Если да, то вы имеете один из признаков рождения свыше.
Второй признак – отвращение ко греху. Рожденный свыше человек – это тот, кто имеет божественную природу, а значит, чутко реагирует на все, что противно Богу (1 Ин. 3:9). Познавая Христа все больше, он стремится к реальному уподоблению Ему (Флп. 3-7; Еф. 4-20-24).
Речь идет не о том, что он никогда не ошибается (1 Ин. 1:8-10). Но его жизнь характеризуется не пребыванием во грехе, а стремлением к праведности. Она находит свое выражение в фактическом изменении его мотивов, слов, чувств и действий. Истинный христианин никогда не будет оставаться в грехе. Это противно его новому естеству. Подобно тому, как находящийся под землею шахтер заболевает от отсутствия свежего воздуха и солнца, христианин томится духом и «рвется на поверхность» из оков греха. Даже если в его жизни и бывают моменты небодрствования, он всегда будет возвращаться на путь чистоты и святости.
ТЕСТ 2: Есть ли в вашей жизни отвращение ко греху и стремление к святости? Если да, то это признак рождения свыше.
Третий признак – признание Бога своим Отцом. Рим. 8:15-16 говорит: «Потому что вы не приняли духа рабства, [чтобы] опять [жить] в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: "Авва, Отче!" Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии». Иными словами, те, кто отдал себя Христу, в ком поселился Божий Дух, знают, что Бог – их Отец, а они – Его дети. И потому, как бы ни складывалась их жизнь, они стремятся к Нему. Бог всегда остается для них родным. Общение с Ним – это самое ценное, что у них есть. Единственное, что способно их по-настоящему насытить и успокоить.
ТЕСТ 3: Есть ли в глубине вашего сердца стремление к Богу как к вашему Отцу? Стремление говорить с Ним и понимать Его? Есть ли у вас опыт общения с Ним? Если да, то это еще один признак того, что вы рождены свыше.
Положительный ответ на каждый из этих вопросов позволит христианину иметь глубокую убежденность в том, что он принят Богом и полностью принадлежит Ему (1 Ин. 5:13). Эта уверенность коренится не в человеке и его достижениях, а во Христе и Его праведности.
Впрочем иногда у людей возникает вопрос: «Если мое спасение зависит от праведности Христовой, а не моей собственной, значит ли это, что я могу жить, как угодно, и все равно оставаться спасенным?» Ответ на него читайте в следующей главе.
МОЖНОЛИ ПОТЕРЯТЬ СПАСЕНИЕ?
ВОПРОС: Можно ли потерять спасение?
ОТВЕТ: Вопрос о потере спасения вызывает много споров только потому, что он некорректно поставлен. Чаще всего, ввязываясь в подобные дискуссии, люди не до конца понимают библейское учение о природе спасения. Священное Писание, говоря о нем, никогда не использует слово «потерять». И на то есть важные причины.
Во-первых, потерять можно то, что существует само по себе. Например, вы взяли конфету, положили ее к себе в карман и позже обнаружили, что потеряли ее. Представьте себе другую ситуацию: вы съели конфету, и ее содержимое, попав к вам в желудок, растворилось там. Ее молекулы проникли в кровь и далее в каждую клетку вашего организма. В такой ситуации абсурдно дискутировать о том, можно ли потерять съеденную конфету, так как она стала частью вас. Библейское спасение действует по схожему принципу: оно не лежит у верующего в кармане или даже в голове. Оно проникает в само естество человека и полностью его трансформирует.
Для того чтобы иметь спасение, недостаточно просто поменять мнение о чем-то или перестать что-то делать. Иисус Христос говорил об этом Никодиму: «...еслй кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Ин. 3^5-6). Об этом же свидетельствовали пророки Израиля, предвозвещая грядущее спасение Нового Завета: «Но вот завет, который Я заключу С домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом» (Иер. 31-33)- «И заключу с ними вечный завет, по которому Я не отвращусь от них, чтобы благотворить им, и страх Мой вложу в сердца их, чтобы они не отступали от Меня» (Иер. 32:40).
Рождение свыше происходит благодаря действию Святого Духа, поселяющегося в человеке. «...Кто Духа Христова не имеет, тот и не Его», – говорит апостол Павел в Рим. 8:9. Это означает, что Господь, соединяясь Своим Духом с духом человека, делает его новым творением, которому присущи качества божественной природы. Таким образом, рассматривая вероятность изменения статуса верующего, нужно говорить не о том, возможно ли потерять спасение, а о том, возможно ли обратить вспять духовное рождение.
Вторая причина смущений в вопросе о потере спасения заключается в том, что большинство людей не знают библейского учения о результатах спасения. Они замечают, что многие из тех, кто причисляет себя к верующим, грешат. И потому не могут соотнести библейское учение о спасении с библейским учением об освящении. Для многих людей вопрос спасения выглядит в форме следующей логической конструкции:
• Ничто нечистое не может войти в небеса
(Откр. 21:27);
• Если верующий допустит что-либо греховное в
своих мыслях, словах или делах, – он погиб.
Эта конструкция логически верна, но только в том случае, если человек спасается собственной праведностью.
Большинство же людей признают факт того, что на земле не было и нет ни одного безгрешного человека (кроме Иисуса Христа). А значит, согласно данной логике, на небеса не может попасть никто. Ведь грех – это не только то, что человек делает, нарушая Божьи заповеди. Это еще и то, что он не делает в ответ на Божьи повеления, или делает недостаточно качественно в свете Его стандартов святости и посвящения.
Некоторые люди пытаются обойти эту проблему, уча, что верующий погибает, только совершив «серьезный» грех. Если же христианин допускает «незначительные» грехи, он не теряет спасения. Такое объяснение неверно по нескольким причинам. Прежде всего, оно не подтверждается Писанием. Грехи могут разниться по тяжести их последствий на земле, но с точки зрения вечности всякое беззаконие является восстанием против Бога. Поэтому каждый порок, каким бы незначительным он ни казался, заслуживает вечного наказания.
Но даже если и допустить такой вариант объяснения присутствия греха в жизни христианина, возникает другая проблема: какой грех мы можем считать значительным, а какой нет, и на основании чего? По этому поводу у людей расходятся взгляды. Деление грехов на смертные и несмертные, принятое в Римско-католической и Русской православной церквах – это человеческие домыслы, не имеющие основания в Писании.
Библия учит, что все, кто наследует небеса, попадают туда только в результате праведности Христа, а не своей собственной: «Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых» (Евр. 10:14). На это же указывает и Ветхий Завет, говорящий о грядущей заместительной жертве Мессии (Ис. 53:10-12).
Иисус на голгофском кресте взял на Себя все наши грехи и заплатил за них полную цену. При этом Он дал уверовавшим в Него Свою абсолютную праведность: «От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением...» (1 Кор. 1:30). «Ибо не знавшего греха Он сделал для нас [жертвою за] грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» (2 Кор. 5:21).
Но если так, – скажет кто-то, – то не значит ли это, что спасенный человек может грешить и при этом все равно рассчитывать на небеса? Не дает ли это лицензию на грех?
Ни в коем случае!
Когда-то подобное обвинение предъявляли апостолу Павлу (Рим. 3-7-8). Но оно абсурдно. Тот, кто имеет природу Христа, не может воевать с Богом: это против его естества, его новой природе противен грех. Если он и впадает в искушение, то старается тут же освободиться от греха. Об этом очень хорошо сказано в Первом Послании Иоанна, описывающем качества настоящего христианина: «Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога» (1 Ин. 3:9). Греческий оригинал этого текста ясно показывает, что речь идет о возрожденном человеке, который может оступиться в какой-то ситуации, но никогда не примирится с длительным пребыванием во грехе. Если же христианин по своему небодрствованию попадет под влияние плоти (1 Ин. 2:1), его дух всегда будет подниматься на то, чтобы умерщвлять плотские дела (Рим. 8:13, Прит. 24:16).
Если же человек упал и не хочет вставать, если ему безразлично, согрешает он или нет, это означает, что он никогда не имел Божьей природы. Он был христианином только на словах. Иоанн говорит о таковых: «Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но [они вышли, и] через то открылось, что не все наши» (1 Ин. 2:19). В этом отрывке апостол прямо подтверждает, что человек, оставивший христианский путь, никогда в действительности не был рожден свыше.
Священное Писание неоднократно говорит о том, что настоящий христианин знает Бога как своего Отца, противится греху и подражает Христу. Поскольку Бог спасает его на основании праведности Своего Сына, и эта праведность совершенна и неизменна, он может быть абсолютно уверен в том, что Господь сохранит его до конца (Ин. 6:37; 10:26-30; Рим. 8:29-39; Флп. 1:6).
Однако, говоря об этом, нам нельзя обойти те места Писания, которые предупреждают об опасности отпадения и погибели. Читая такие тексты как Евр. 6:4-6 и другие подобные им, задаешься вопросом: если христианин не теряет своего спасения, поскольку не может пребывать во грехе, всегда стараясь освободиться от него, зачем же тогда предупреждать его об опасности отпадения?
Действительно, если рассматривать эти тексты в отрыве от системного учения Писания и контекста, то может показаться, что Библия противоречит сама себе. Но при более внимательном изучении становится ясно, что Господь использует эти стихи для того, чтобы с их помощью сохранить своих детей от погибели (см. Евр. 6:9). Дело в том, что спасенный человек – это тот, кто откликается на Божественное Слово. Поэтому Бог и говорит ему: «Туда не ходи, там опасно!» Эти предупреждения необходимы как средство, при помощи которого Бог помогает рожденному свыше человеку понять, что является грехом, и чего необходимо избегать. Другими словами, Бог использует предупреждения о риске отпадения в качестве инструмента, ограждающего Его детей от опасности.
КАК ОБЪЯСНИТЬ МЕСТА ПИСАНИЯ, ГОВОРЯЩИЕ О ВОЗМОЖНОЙ ПО ТЕРЕ СПАСЕНИЯ? [2]
ВОПРОС: В одних местах Священного Писания говорится о том, что настоящие христиане будут верными до конца (Ин. 10:27-30). Но как в таком случае понимать тексты из Евр. 10:26-29 и Евр. 6:4-9, где утверждается, что некоторые из уверовавших могут потерять спасение?
ОТВЕТ: Чтобы понять смысл данных текстов, необходимо рассмотреть их в более широком контексте.
Писание неоднократно говорит о людях, которые, кажется, уверовали, но в действительности их природа так и не изменилась. В Евангелии от Иоанна приведена история об «уверовавших» в Христа иудеях (Ин. 8:31-44). Иисус встретил их словами: «Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики». Как выяснилось вскоре, эти люди оказались совершенно далекими от спасительной веры. Христос даже назвал их «сынами дьявола» (Ин. 8:44). В одном из своих посланий апостол Иоанн также писал о людях, называвших себя верующими, которые позже оставили церковь. Он объясняет этот факт: «Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но [они вышли, и] через то открылось, что не все наши» (1 Ин. 2:19). Иными словами, эти люди никогда не были частью Христова тела.
По всей видимости, подобных ситуаций в жизни Церкви было и будет достаточно много. В Евангелии от Матфея Христос предупреждает, что в конце веков появится немало людей, ошибочно считающих себя верующими: «Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф. 7:21-23).
Из этого следует, что не всякая вера является инструментом спасения. Говоря о верующих, или познавших Бога людях, Писание не всегда подразумевает спасенных. Так в притче о сеятеле только одна из четырех видов почв была признана годной. При этом представители остальных групп слышали и, казалось бы, тоже приняли Божье слово. Но, как выяснилось впоследствии, их вера была недолговечна: последующие стихи вскрывают истинную сущность этих людей. Поэтому мы рассмотрим тексты, на которые вы ссылаетесь, в контексте всего Послания к евреям, чтобы не ошибиться в своих богословских выводах.
Автор этого письма имеет дело с несколько иной ситуацией, чем те, о которых мы говорили ранее. Это послание является реакцией на заблуждение, в которое впали некоторые верующие из евреев. Они настаивали на необходимости исполнения Моисеева закона в дополнение к оправданию, полученному во Христе. Один из аргументов в пользу соблюдения закона говорил, что без него христиане погрязнут в грехах. Опровергая это предположение, автор утверждает, что Христос и Его Новый Завет – средство, достаточное для победы над грехом. Иисус превосходит Моисея (Евр. 3:1-6), Его первосвященство выше первосвященства Аарона (Евр. 4:14 – 5:6), небесная скиния Нового Завета выше земной скинии Ветхого (Евр. 8:1-5; 9:1-11). Наконец, он говорит о том, что жертва Иисуса Христа совершеннее ветхозаветных жертв (Евр. 9:12-10:18).
В контексте всего доказательства в середине десятой главы автор приводит гипотетическую (нереальную, но допустимую для лучшей демонстрации аргумента) ситуацию. Если человек, познавший Христа, продолжает произвольно грешить (что в действительности невозможно, см. 1 Ин. 3:9), то не существует ничего, что могло бы снять с него вину за грех, включая закон: «Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников. [Если] отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия [наказывается] смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет?» (Евр. 10:26-29).
Подобная логика прослеживается и в шестой главе (Евр. 6:4-9). В ней автор говорит об уверовавших, которые утверждают, будто стали причастниками Святого Духа (то есть родились свыше), но при этом продолжают распинать в себе Сына Божьего и ругаться Ему. Он уверяет, что еще одно фиктивное покаяние не будет иметь для них никакого смысла. В седьмом стихе автор объясняет, что приносить добрый плод способны только настоящие верующие, тогда как производящие «терны и волчцы» демонстрируют свою негодную природу, подлежащую проклятию.
Подробное исследование этого отрывка еще раз убеждает нас в том, что в Священном Писании нет противоречий. В то же время эти тексты должны побуждать каждого христианина, приходящего ко Христу, проверять себя:
• Действительно ли он полностью принадлежит Господу Иисусу?
• Не является ли его вера лишь внешним выражением религиозности?
• Имеет ли он новую природу, ставшую результатом рождения свыше?
Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 211; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!