КАК ПОНЯТЬ ПОВЕЛЕНИЕ: «СОВЕРШАЙТЕ СВОЕ СПАСЕНИЕ»?



 

ВОПРОС: Объясните, пожалуйста, как вы понимаете слова, записанные в Флп. 2:12-13: «Итак, возлюбленные мои, как вы всегда были послушны, не только в присут­ствии моем, но гораздо более ныне во время отсутствия моего, со страхом и трепетом совершайте свое спасение, потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению». О каких хотениях и действи­ях говорит апостол Павел в этих стихах?

ОТВЕТ: Прежде всего, хотелось бы отметить, что при изучении любого отрывка Писания ключевую роль в определении его значения играет ближайший контекст. Флп. 2:12-13 приводит многих людей в замешательство именно потому, что они изучают его вне контекста, и сделанные ими выводы противоречат тому, о чем в дей­ствительности говорят эти стихи.

Следует начать с того, что Священное Писание учит о трех аспектах спасения: i) об оправдании, или рожде­нии свыше, происходящем в момент обращения к Богу (Еф. 1:13-14), 2) об освящении, продолжающемся всю жизнь (1 Фес. 4:3), з) и о прославлении, полном осво­бождении от закона греха и смерти, которое будет иметь место при втором пришествии Христа (Рим. 8:20-23). Очень важно понимать, что во второй главе Послания к Филиппийцам апостол Павел говорит не о деле оправда­ния, а о процессе освящения верующих.

 

Конкретнее, это письмо в большей его части касается одного из аспектов освящения, а именно, правильных взаимоотношений между братьями и сестрами в церкви. Для того чтобы научить этому свою паству, Павел указывает на пример Иисуса Христа и Его отношение к людям (Флп. 2:5-11). Апостол начинает с описания вели­чайшего смирения Иисуса (Флп. 2:5-7). Далее он говорит о великом результате этого смирения: Бог превознес Его выше всех (Флп. 2:9), и поэтому перед Его именем пре­клонится каждый человек (Флп. 2:10). Кроме того, Павел утверждает, что однажды все люди признают господство Иисуса Христа, прославив этим Бога Отца (Флп. 2:11). Именно в свете развития этой темы и нужно рассматри­вать приведенный текст. Он начинается словом «итак», давая понять, что следующие стихи станут выводом из сказанного непосредственно до этого.

Таким образом, ясно, что слова «Итак... со страхом со­вершайте свое спасение...» говорят не об оправдании че­ловека, которое совершается по благодати, а о процессе освящения, сопровождающем христианина всю жизнь. Указывая на смирение Христа, апостол призывает нас с особым трепетом подходить к одному из аспектов ос­вящения, а именно к взаимоотношениям с братьями и сестрами. Если Сам Иисус, будучи Богом, снизошел до уровня раба, то Его последователи должны в еще боль­шей степени смиряться перед людьми в трепете и страхе Божьем.

Наконец, в 13-ом стихе Павел приводит последнюю при­чину серьезного отношения к освящению. Дело в том, что сам Бог является автором наших добрых желаний и действий. Отказываясь смиряться друг перед другом, христиане не только не следуют примеру Иисуса Христа. Они еще и отвергают посылаемое Самим Богом благо­честивое желание и потенциал для его реализации.

Вместе с тем, данный текст является чудесной иллюстра­цией библейского сочетания абсолютной суверенности Бога и полной ответственности человека.


В КАКОМ СПАСЕНИИ НУЖДАЛСЯ АПОСТОЛ ПАВЕЛ, СОГЛАСНО ФЛП. 1:18-19?

 

ВОПРОС: Что имел в виду Павел, говоря о надежде на спасение в Флп. 1:18-19? О каком спасении идет речь? Неужели у апостола не было стопроцентной уверенно­сти в своем возрождении?

 

ОТВЕТ: Ваш вопрос – хорошая возможность попрак­тиковаться в исследовании библейских текстов. На мой взгляд, нам стоит начать с ответа на вторую его часть, то есть понять, о каком спасении идет речь в этих стихах.

В этом тексте русское слово «спасение» является пере­водом греческого осоттрСа (от него происходит термин «сотериология»). Согласно ведущим греческим слова­рям и лексиконам, это слово может употребляться в не­скольких значениях: в физическом смысле (спасение от смерти, освобождение от грозящей опасности, от ига владычества и так далее) и в духовном смысле (прежде всего, в смысле спасения души, а также освобождения от какой-то духовной проблемы). Ключевую роль в опре­делении точного значения слова в подобных ситуациях играет контекст его употребления. В данном случае бли­жайшие стихи и учение Нового Завета в целом позволя­ют сделать следующие выводы.

Во-первых, в данном отрывке Павел не мог иметь в виду «спасение души». Огромное количество текстов в раз­ных посланиях апостола, включая его письмо к филиппийцам, говорит о том, что спасение возможно только по вере, благодаря жертве Господа Иисуса Христа (которая у апостола, конечно же, была). Поэтому мы можем сразу отсечь этот вариант истолкования.

Чтобы лучше понять этот отрывок, мы обратимся к об­стоятельствам, в которых находился Павел в момент написания послания. В 25-ом стихе этой же главы апо­стол выражает уверенность, что ему недолго быть в римском заключении. По поводу того, что именно мог­ло послужить его освобождению из тюрьмы, трудно дать точный ответ. Автор не объясняет деталей. Одна­ко нам известен другой факт: пока апостол находился в темнице, некоторые люди стали проповедовать Христа, руководствуясь нечистыми побуждениями, с намерени­ем принести огорчение и без того страдающему Павлу (Флп. 1:15-16).

Что могло ему досаждать? Возможно, они знали, что Па­вел будет расстроен самим фактом проповеди «по любо- прению», то есть из соперничества. Это сделало бы его положение более трудным, добавив к физическим скорбям еще и духовные. Другое предположение: активная проповедь могла вызвать агрессию со стороны римских властей, которые, убив Христа, расценивали Его учение, как растущую угрозу устоям их жизни. Нельзя исклю­чать и этот тонкий расчет горе-проповедников.

Несмотря на то что нам трудно судить об обстоятель­ствах Павла, мы вполне можем понять основную идею текста. Апостол говорит, что, даже когда люди стара­ются усложнить его жизнь или вовсе лишить его жизни, Бог силен обратить их враждебность ему во благо: «...при уверенности и надежде моей, что я ни в чем посрамлен не буду... и ныне, как и всегда, возвеличится Христос в теле моем, жизнью ли то или смертью» (Флп. 1:20). Даже если бы враги и уничтожили его физически, для него это было победой и освобождением: «...имею желание раз­решиться и быть со Христом, потому что это несравнен­но лучше» (ст. 23).

Однако Павел выражает уверенность, что по молитве церкви Бог обратит во благо текущие трудности и вско­ре освободит его из заключения: «...ибо знаю, что это послужит мне во спасение по вашей молитве и содей­ствием Духа Иисуса Христа» (Флп. 1:18-19).

Полное упование на благую волю Божью, способность радоваться Христом и доверять Ему, даже когда всё и все идут против тебя, – вот суть данного текста!


 

ЧАСТЬ II

 

ВОПРОСЫ О

СВЯТОМ ДУХЕ


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 274; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!