Активизирующее (побуждающее к действию) влечение



Обычные люди могут иметь трудности в понимании терминов типа “актуализирующая тенденция организма” (Raskin & Rogers, 1989, p. 169) или самопонимание. Все люди обладают активизирующим влечением к выживанию, поддержанию (удержанию) и развитию самих себя. Тем не менее, люди обладают слабыми инстинктуальными остатками (Maslow, 1970): в отличие от других животных, человеческое поведение не является строго запрограммированным инстинктами. Следовательно, у людей может быть удачный или неудачный опыт как в приобретении жизненных умений, так и обучении тому, как их удерживать (поддерживать) и развивать. Длительный процесс человеческого научения и человеческая способность к символическому мышлению предлагают много возможностей для приобретения и удержания как недостатков жизненных умений, так и их сильных сторон.

Активизирующее влечение не является ни хорошим, ни плохим: природа не работает в таких терминах. Люди — животные, во-первых, и люди, во-вторых. Если уж на то пошло, инстинктуально люди, вероятнее всего, будут действовать так, чтобы защитить себя и свой род, чем наоборот. Однако биологически, и как индивиды, и как вид, люди имеют предрасположенность и к укрепляющему жизнь, и к разрушительному для жизни поведению. Следовательно, как по биологическим причинам, так и в результате дефектного научения активизирующее влечение может оборачиваться против себя.

Цели активизирующего влечения могут рассматриваться, по крайней мер, в трех измерениях: во-первых, основное животное измерение выживания; во-вторых, измерение удовольствия или то, что Эллис называет “краткосрочным гедонизмом” (Ellis, 1989, p. 209) и, в-третьих, измерение участия и обязательств более высокого уровня и часто более социально ориентируемых. Термины типа “самоактуализации” (Maslow, 1962, 1970) и “проприативного стремления” использовались для описания “целостности, возникающей только из поддержания главных направлений стремления” (Allport, 1955, p. 51). Жизненные умения требуются для каждого из трех вышеупомянутых способов расходования энергии. Однако большинство людей, вероятно, спонтанно руководствуются выживанием и краткосрочным гедонизмом, а не долговременными стремлениями более высокого уровня, хотя они могут научиться воздерживаться от краткосрочных целей в устремлении к долговременным целям.

Смыслы тревоги

Тревога выживания

Точка зрения экзистенциального консультирования заключается в том, что страх биологической смерти, несуществования или разрушения является лежащим в основании всех других страхов (May & Yalom, 1989; Yalom, 1980). Термин “тревога выживания” кажется предпочтительным по сравнению со смертельной тревогой. Понятие тревоги выживания в большей степени, чем смертельная тревога, сосредотачивается на непрерывных страхах процесса жизни. Тревога выживания имеет отношение как к страху людей перед самой биологической смертью, так и к боязни оказаться некомпетентными для осуществления потребностей выживания, воспринимаемых ими как в психологических, так и в биологических терминах.

Тревога выживания может быть осознанной, предсознательной и бессознательной. Люди могут осознавать свою тревогу, по мере ее возникновения, в различной степени. Предсознательная тревога может стать явной в относительно безопасных ситуациях, типа консультирования или проникнутых любовью отношений. Значительная часть тревоги подавляется, потому что она слишком сильно угрожает организму и потому что другие люди действуют в сговоре при подавлении. Например, подавляемый страх смерти может появляться в замаскированной форме в снах и кошмарах.

Нормальная и истощающая тревога

Тревога рассматривается как нормальная часть жизни по ряду направлений. Во-первых, тревога — основной животный механизм выживания, который сигнализирует об опасности или угрозе для организма. Во-вторых, люди не могут избежать тревоги, связанной с противостоянием данностям существования: смерти, страданию, свободе, изоляции и бессмысленности. В-третьих, тревога — это часть научения, решения и изменения, причем каждый вид деятельности требует отказа от чего-то, чтобы что-то получить. Например, некоторая степень психологической независимости от родителей — это задача, связанная с развитием всех людей, однако чаще всего она влечет за собой отказ от безопасности, чтобы получить, в конечном счете, большую безопасность.

По многим причинам люди обучаются недостаткам навыков, которые способствуют преобразованию нормальной тревоги в истощающую (Alpert & Haber, 1960). В различной степени все люди приобретают и сохраняют преувеличенное чувство опасности и угрозы, либо общее, либо относительно определенных ситуаций, мешающих полной психологической жизни. Это представление отражено Беком, который рассматривал тревожные расстройства как характеризующиеся “чрезмерным функционированием или неправильным функционированием нормальных механизмов выживания” (Beck & Weishaar, 1989, p. 297). Истощающая тревога может быть и причиной, и результатом недостатков жизненных умений. Люди с тревожными расстройствами могут максимизировать возможности отрицательных и минимизировать возможности положительных результатов вместо реалистичной оценки ситуаций и обретения оптимального уровня тревоги. Как часть этого процесса, они могут искажать свое восприятие умения вызывать желательные результаты или, используя термин Бандуры, верования самоэффективности (Bandura, 1986).

Личная ответственность

Сосредоточенность на личной ответственности почти подобна сосредоточенности на своем носе. Хотя она и находится прямо перед тобой, это понятие не всегда легко наблюдать (Nelson-Jones, 1984). Консультирование по жизненным умениям берет на вооружение экзистенциальное представление о людях, как ответственных за авторство собственной жизни (Sartre, 1956; May & Yalom, 1989; Yalom, 1980). Другая метафора — люди несут ответственность за изобретение своей жизни. Авторство или изобретение требуют непрерывного процесса выбора. Личная ответственность — внутренний процесс, в рамках которого люди работают в направлении “изнутри наружу”. Этот процесс начинается мыслями и чувствами людей и ведет к их наблюдаемым действиям. Кроме того, особенно по мере взросления людей, многие, если не большинство, существенных барьеров к принятию ответственности являются скорее внутренними, чем внешними. Однако и в рамках помощи, и за ее пределами люди “чрезвычайно отличаются по степени ответственности, которую они готовы принимать на себя за жизненные ситуации, и в способах отрицания ответственности” (May & Yalom, 1989, p. 377).

Мужество

Слово “мужество” (courage) происходит от латинского слова cor, означающего сердце. Поль Тиллих в своей вдохновляющей книге “Мужество быть” (Tillich, 1952), написал: “Мужество быть — это этический акт, которым человек подтверждает собственное бытие, несмотря на те элементы своего существования, которые находятся в противоречии с его существенным самоподтверждением” (p. 3). Мэй, давний друг Тиллиха, проводит различие между физическим, моральным, социальным и творческим мужеством (May, 1975).

Здесь я провожу различие между тремя несходными, но все же частично совпадающими видами мужества. Во-первых, существует мужество противостояния недостаткам жизненных умений и отказа от них. Хотя недостатки жизненных умений могут предлагать иллюзию безопасности, по определению они стесняют психологическую жизнь. Мужество может потребоваться для признания человеческой бренности. Во-вторых, существует мужество развития сильных сторон жизненных умений. Часто люди должны развивать сильные стороны жизненных умений, несмотря на многие личные факторы и факторы окружающей среды, которые затрудняют для них выполнение этой задачи. Такие “несмотря на” факторы включают связанный с этим труд и неприятности, касающиеся обучения и изменения. В-третьих, существует мужество поддержания и развития жизненных умений. Нет никакого волшебства или концепции исцеления. Нет и никакого автоматического “поощрения” за хорошее использование жизненных умений. Взамен консультанты и клиенты должны работать над умением обладать мужеством быть “сосредоточенными” и подлинными людьми. Внутренняя сила — другой термин для описания того вида мужества, к которому я обращаюсь.

Нововведения

Подход жизненных умений к человеческому развитию добивается ответа на два важных и взаимосвязанных вопроса. Во-первых, как люди приобретают сильные стороны и недостатки жизненных умений? В частности, как они приобретают сильные стороны и недостатки навыков мышления и действия? Во-вторых, как люди приобретают язык навыков, способность думать о поведении и анализировать его в терминах навыков? В этом разделе фокус приходится скорее на процессы приобретения сильных сторон и недостатков жизненных умений, хотя те же самые процессы применимы к изучению языка навыков. Я начинаю с описания того, что я подразумеваю под навыками мышления и действия.

Внутренние и внешние игры

Если люди должны управлять поведением, им следует думать и действовать эффективно. Простой способ выдвижения разграничения на первый план заключается в том, чтобы говорить о внутренних и внешних играх людей в процессе жизни. Внутренняя игра касается того, что происходит внутри них, как они думают, или их навыков мышления. Внешняя игра касается того, что происходит вне них, как они действуют, или их навыков действия. Мышление является скрытым, действие — открытым. Чувства не игнорируются. Людям необходимо испытывать, выражать и управлять своими чувствами. Однако, как упоминалось ранее, чувства представляют животную природу людей, а не навыки сами по себе.

Навыки мышления

Ниже приводятся краткие описания десяти областей навыков мышления. Используя язык навыков, консультанты могут опираться на понимание различных когнитивных теоретиков, типа Бека и Эллиса, не попадая в ловушку различных языков их теоретических позиций. Навыки мышления представлены языком, обращенным ко второму лицу (ты, вы) с целью усилить осознание читателями их смысла и установить, что консультантам и клиентам требуются одни и те же жизненные умения.

Признание собственной ответственности за выбор. Вы отдаете себе отчет в том, что вы — автор своего существования и можете выбирать, как вам думать, действовать и чувствовать. Вы осознаете такие ограничения существования, как ваша смерть.

Использование внутреннего разговора с самим собой, позволяющего справиться с ситуацией. Вместо того, чтобы говорить с самим собой негативно до, в течение и после определенных ситуаций, вы можете сформулировать самоутверждения, которые вас успокоят, натренируют вас в том, как справляться с ситуацией и подтвердят навыки, которыми вы обладаете.

Выбор реалистических личных правил. Ваши нереалистичные личные правила выдвигают иррациональные требования к вам, к другим и к окружающей среде: например, “Я должен всем нравиться”, “Другие не должны делать ошибки” и “Жизнь должна быть справедливой”. Вместо этого вы можете развивать реалистические правила: например, “Я предпочитаю, чтобы меня любили, но нереалистично ожидать это от каждого”.

Предпочтение точного восприятия. Вы избегаете приклеивать себе и другим слишком негативные или слишком положительные ярлыки. Вы проводите различие между фактом и предположением и делаете как можно более точные выводы.

Точное объяснение причины. Вы точно объясняете причины событий. Вы избегаете принимать на себя слишком много ответственности, прибегая к интернализации: “Это — моя ошибка”, или к экстернализации: “Это — их ошибка”.

Реалистичное предсказание. Вы реалистичны в отношении риска и вознаграждения будущих действий. Вы точно оцениваете угрозы и опасности. Вы избегаете искажения соответствующих доказательств необоснованным оптимизмом или пессимизмом. Ваши ожидания относительно своего уровня способности исполнять задачи точны.

Постановка реалистических целей. Ваши кратко- средне- и долгосрочные цели отражают ваши ценности, реалистичны, конкретны и имеют временную структуру.

Использование навыков мысленных представлений. Люди мыслят и яркими образами, и словами. Вы используете визуальные образы так, чтобы они вас успокаивали, помогали действовать со знанием дела в достижении целей и сопротивляться, чтобы не уступать плохим привычкам.

Реалистическое принятие решения. Вы скорее смотрите прямо на решения, чем избегаете их, а затем составляете мнение, проходя через рациональный процесс принятия решения.

Предотвращение проблем и контроль над ними. Вы предвидите и противостоите своим проблемам. Вы оцениваете, какие навыки мышления и действия вам требуются, чтобы иметь с ними дело. Вы устанавливаете цели и планируете, как их осуществить.

Навыки действия

Навыки действия предполагают наблюдаемое поведение. Они — это то, что вы делаете и как вы делаете, а не то, что и как вы чувствуете и думаете. Навыки действия меняются в зависимости от области применения: например, общение, обучение, работа, досуг, здоровье и социальное участие.

Существуют пять главных способов, с помощью которых люди могут передавать послания деятельных навыков. И вновь я перечисляю их языком, обращенным ко второму лицу (ты, вы).

Вербальные послания. Послания, которые вы передаете словами.

Голосовые послания. Послания, передаваемые вами силой голоса, артикуляцией, высотой тона, подчеркиванием и темпом речи.

Телесные послания. Послания, передаваемые вами с помощью тела посредством пристального взгляда, контакта глаз, выражения лица, положения, жестов, физической близости и одежды и ухоженности.

Послания прикосновений. Специальная категория телесных посланий. Послания, которые вы передаете путем прикосновения используемой вами части тела, какой части тела другого вы касаетесь, насколько вы нежны или настойчивы, и есть у вас на это разрешение или нет.

Деятельные послания (послания действием). Послания, которые вы передаете, не встречаясь с другими непосредственно, например, посылая цветы или юридическое предписание.

После этого краткого введения к рассмотрению того, как люди думают и действуют в терминах навыков, ниже приводятся некоторые процессы, которыми люди приобретают сильные стороны и недостатки жизненных умений.

Поддерживающие отношения

Детям необходимы поддерживающие отношения. Баулби (Bowlby, 1979) говорит о концепции безопасной основы, иначе упоминаемой как “фигура привязанности”. Он обращает внимание на накапливающиеся доказательства того, что люди всех возрастов оказываются самыми счастливыми и наиболее эффективными, когда они чувствуют, что за ними — заслуживающий доверия человек, кто придет на помощь в случае, если возникнут трудности. Роджерс также подчеркнул потребность в поддерживающих отношениях родитель-ребенок, характеризующихся высокой степенью уважения, искренности и эмпатического понимания, благодаря которым дети могут чувствовать себя чутко и точно понятыми (Rogers, 1951, 1959). Поддерживающие отношения могут обеспечивать многие люди помимо родителей; например, родственники и преподаватели. По мере взросления большинство людей, видимо, нуждается, по крайней мере, в одной основной поддерживающей связи.

Существуют много причин, почему присутствие поддерживающих и отсутствие неподдерживающих или враждебных отношений помогает детям развивать сильные стороны жизненных умений. Во-первых, поддерживающие отношения обеспечивают детей безопасностью для участия в исследовательском поведении и риске научения путем проб и ошибок. Такое исследовательское поведение представляет собой ряд личных экспериментов, в которых дети собирают информацию о себе и окружающей среде. Во-вторых, поддерживающие отношения помогают детям лучше слушать себя. Чувствуя, что их высоко ценят и точно понимают, дети могут добиться большего контакта со своими потребностями, желаниями и личными смыслами. В-третьих, дети могут чувствовать большую свободу в открытом обнаружении и показе другим возникающих жизненных умений без риска насмешки. В-четвертых, обучение определенным навыкам часто лучше всего проводить в контексте поддерживающих отношений, при которых тревога, связанная с учебой, снижается. В-пятых, присутствие или отсутствие поддерживающих отношений может или подтверждать, или отрицать детское чувство достоинства. Им можно либо помочь стать уверенными перед лицом жизненных проблем, либо они могут стать заторможенными, замкнутыми и боящимися риска. В качестве альтернативы они могут маскировать свою неуверенность чрезмерным стремлением к вниманию.

Научение на примере

Научение на основе наблюдения — главный путь, которым люди приобретают сильные стороны и недостатки жизненных умений (Bandura, 1986). На примере других можно научиться, как надо думать, чувствовать и действовать. Часто люди не осознают поведение, которое они демонстрируют детям. Если один или оба родителя эмоционально невыразительны, дети теряют благоприятные возможности наблюдать, как выражать эмоции. Если родители и другие используют неэффективные навыки мышление, например, обвинение и сверхобобщение, дети вскоре будут поступать аналогично. Кроме того, дети могут приобрести на примере родителей плохие навыки действия, касающиеся взаимоотношений, работы, досуга и заботы о здоровье. Верно и обратное в том, что сильные стороны жизненных умений в том, как чувствовать, думать и действовать, можно приобрести путем ролевого моделирования родителей и значимых других. Значимые другие могут включать ровесников, преподавателей, родных братьев и сестер, других родственников и даже средства информации.

Как обучение посредством примера часто оказывается непреднамеренным, так и научение на основе примера может быть таким же. Например, результаты моделирования менее прямые, когда дело касается навыков мышления, а не навыков действия. Мало того, что навыки мышления не являются наблюдаемыми в том смысле, в каком наблюдаемы навыки действия, они еще и редко ясно вербализируются. Люди могут постигнуть на примере несовершенные навыки мышления, чувствования и действия, а затем обладать дополнительным барьером, заключающимся в отсутствии осознания того, что это произошло.


Дата добавления: 2019-02-13; просмотров: 219; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!