Богородская деревянная игрушка



Село Богородское находится недалеко от города Сергиев По­сад Московской области. В каждом доме можно увидеть дере­вянные забавные фигурки людей, животных, птиц, искусно вы­резанные из липы, ольхи, осины. Это игрушки-шутки. Основ­ной их герой — медвежонок, который как человек занимается делом: пилит дрова, играет на разных музыкальных инструмен­тах и т. д.

Другой герой — фигурка мужичка-крестьянина — доброго, хитрого, мастерового, который учит медведя разным заняти­ям. Много замечательных композиций с конями. Реалистичность фантастических образов роднит богородские игрушки с русской народной сказкой, пословицами. Художественные образы рас­крываются через сюжетные композиции по сказкам, песням, про­изведениям А. С. Пушкина, И. А. Крылова.

Богородские игрушки интересны тем, что они с движением. Эта игрушка подвижная, изменчивая, занимательная. Хитроум­ная выдумка — и фигурки стали двигаться благодаря двум плос­ким дощечкам-планкам, на которых они укреплены («Мужик и медведь пилят бревно»). Другим приспособлением является про­тивовес (наиболее типичны игрушки «Куры на кругу» и «Мед­веди-музыканты» или фигурки на спиральной пружине). Изде­лия чаще не окрашены, сохраняют природный цвет дерева. Рез­чики вырезают свои изделия сразу, с маху, начинают быстро, точно, начисто. Фигурка как бы вписывается в треугольник, форма проста, обобщена, нет лишних деталей. Поверхность го­товых фигур украшает декоративный ритм бороздок, передаю­щий густую, косматую шерсть медведя, расчесанную, в мелкие кольца завитую гриву коня, узорное оперение птиц, гладкая по­верхность гармонически сочетается с резьбой.

Игрушки-шутки подкупают живостью, теплотой, юмором, со­храняют лучшие традиции русской деревянной скульптуры.

151


Городецкая роспись

В городе Городце на Волге, недалеко от города Нижний Нов­город, на фабрике создаются деревянные расписные городецкие изделия: детская мебель — столы, стулья, кресла-качалки, ко­ни-качалки, настенные панно, комплекты кухонной посуды — ложки, солонки, поставцы, разделочные доски, хлебницы, сун­дучки.

Роспись яркая, живописная. Это букеты, гирлянды цве­тов, птицы с необычными хвостами, гордый конь с изогнутой шеей. Очень любят городецкие мастера изображать и целые сце­ны: чаепития, гулянья, лихих гарцующих всадников, свадеб­ные сюжеты, которые снова появились на современных панно.

Основной мотив — цветок. В разных сочетаниях варьируют­ся пышные розы с раскрывшимися лепестками, округлые ку­павки (или яблоко), листочки, букеты мелких цветов типа ро­машки.

Цветы — это пятна круглой формы розового, красного, оран­жевого, голубого цветов, украшенные более мелкими кругами, мазками, дугами более темного оттенка, цвет сочетается с от­тенком: голубой с синим, розовый, оранжевый, красный с тем­но-красным. Вся поверхность цветов мерцает белыми штриха­ми разделок — «оживками», которыми мастера оттеняют все формы: лепестки, цветы, перышки птиц, одежду. Графическая прорисовка узора подчеркивает нарядность, красочность, что придает орнаменту изящество, оживляет узор.

Птица бывает черного и синего цветов, с веерообразным хво­стом. Сочетания синего и голубого, розового и красного исполь­зуются в изображении хвоста, перьев. Красное или зеленое кры­ло придает птице фантастичность, необычность. Белым цветом украшаются хвост, крыло, голова и шея птицы (сережки, бусы, перышки).

Важные птицы разгуливают в городецких композициях (одна птица или две, которые смотрят друг на друга). Также изобра­жаются кони. Они располагаются в центре композиции, а цве­ты и листья — в виде гирлянды или букета. Цветы нарисова­ны близко друг к другу, как будто соединены веточкой. Лис­тья расположены симметрично с двух сторон от цветов.

Фон предмета чаще не окрашен, имеет цвет дерева, но встре­чаются композиции на черном фоне (кони-качалки), красном, зеленом, синем (кресло-качалка, декоративные панно). Основу узо­ра рисуют большими кистями — большие пятна, а затем тонки­ми кистями украшают цветы, листья, птиц. В конце росписи оживляют белым цветом, черным, в последних работах, стали использовать желтый цвет. Готовые изделия покрывают лаком.

Народные мастера стремятся к радостной гамме цветов, к бо­гатству и разнообразию форм, свободному равновесию компози­ции. В узоре выделяется несколько вариантов композиции: че­редование цветов и листьев, расположение цветов в виде гир­лянды, где в середине крупный цветок, по краям по одному или по два цветка, симметричная композиция с птицами и свобод­ная, где дается как бы веточка — большой цветок, а затем цветки все меньше и меньше.

152


Хохломская роспись

В Нижегородской области в городе Семенове и селе Семине находится центр создания хохломских изделий. Название про­мысел получил от торгового села Хохлома. Сюда свозили на ярмарку выточенные на токарном станке чаши, миски, ложки разной формы и размеров — они и теперь широко распрост­ранены, а также декоративные панно, детскую мебель, столы, стулья. В основу современной посуды вошли традиционные ти­пы русской деревянной посуды — братины, поставцы, кадочки, ковши-утицы.

Хохломские изделия изготавливают из липы, березы, ольхи, осины. Сначала это белые предметы, их просушивают, подго­тавливают к росписи, покрывают алюминиевым порошком и расписывают яркими красками. После росписи изделия покры­вают лаком и ставят в печь, где серебряные предметы от жара превращаются в золотые. Отсюда и название хохломы — золо­тая, огненная.

Хохломские изделия украшает растительный узор, в основу которого легли стебли-завитки. Постепенно их украшает пуши­стая травка, вплетаются изображения цветов, спелых ягод, ли­стиков.

В этих элементах узора отражается красота русской природы, родного края, преобразованная в фантастические образы. Мел­кая травушка стелется, кудрявится на круглых бочках чашки, пышные кустики, алые травинки словно склонились от порыва ветра. Травка кудреватая, если по две травинки — «сестрички», если по три травинки — кустики — так называют их мастера.

«Не пиши тесно, пусть кустик свободно раскинет свои листья, словно человек, которому живется на земле привольно», — учили старые мастера. Травка различная — изогнутая, с острыми за­кругленными мазками. Дополняется она кручеными усиками, на которые нанизаны крохотные ягодки-росинки и листочки.

В узор включают изображения птиц и рыбок. Птицы вели­чавы, огненным языком разметались пышный хвост и распрос­тертые крылья. Красный цвет в народе — это красивое, сим­вол огня. Его зовут жарким, о нем говорят: горит, сверкает.

Хохломская роспись выполняется от руки кистью без пред­варительной прорисовки карандашом. Травка — легкие мазки, сквозь которые просвечивается золотой фон предмета. Роспись мастер наносит быстро, с маху. Одно движение кисти — и воз­никает длинный гибкий и изящный стебелек, травка.

Хохломская роспись делится на несколько типов: трав­ная роспись, или травка, под фон, Кудрина.

Роспись праздничная, нарядная, а декоративность достига­ется красным, желтым (золотым), черным цветом — типичное сочетание для русского народного искусства. Зеленый цвет хох-ломской росписи вводится осторожно, он как бы в тени, не бро­сается в глаза, но заполняет пространство, создавая мягкий пе­реход к фону.

Узор тесно связан с формой и величиной изделия, его назна­чением. В зависимости от того, где расположен узор, меняется и его построение: мелкий узор — на небольших предметах (лож-

153


ках), крупный — на столах, стульях, декоративных панно. Узор крепко держится на стебле, который завивается, стелется по изделию то как волнистая линия, то как завиток. Пишут мастера свои веселые узоры людям на радость.

Полхов-майданская роспись

В селах Полховский Майдан и Крутец Нижегородской обла­сти делают яркие расписные игрушки-тарарушки — это матреш­ки, кони-тройки, а также шкатулки, грибы, вазочки, солонки, поставцы, толкушки для кухни.

Вытачивают игрушку мужчины, в основном из липы, дерева мягкого. Женщины и девочки начиная с девяти лет ее распи­сывают, красят, лачат. Делает игрушку вся семья.

После сушки точеные изделия «крахмалят» — два-три раза обтирают их руками крахмальным клейстером. Затем металли­ческим пером наводят орнамент. Растительный орнамент устой­чив, это так называемая роза, которая то упрощается до звезд­чатой розетки, то становится пышной, многолепестковой с под­черкнутой глубиной чашечки и разноцветными серединками.

Матрешки полхов-майданские тоньше и выше семеновских и сергиево-посадских. Лицо разрисовано только черной краской, туловище — огромными пятилепестковыми цветами при помо­щи наводки: предварительно узор наносится тушью, а потом заливается цветом. Роспись кистевая, без прорисовки, рисуют сразу мазками, отводками, точками.

Краски яркие, анилиновые. Сначала светлый тон — желтый, которым окрашивают те места, где потом будут красный и зе­леный цвета. Перекрывая желтый цвет красным, алым, полу­чают цвет более яркий; если по желтому провести синим, то получают зеленый цвет.

Роспись нарядная, веселая. Такой необычной яркости позво­ляют добиться четыре-пять основных цветов: желтый, алый, голубой, фиолетовый и черный. Ритмично чередуются темные и светлые тона. Фон изделия как светлый, так и цветной (чер­ный, красный, синий).

Узор ложится на изделие, подчеркивает его форму. Вет­ка, опоясывая бочонок, солонку, подчеркивает округлость. Ком­позиция изменяется при вращении изделия. Стебелек растет, за­кручивается, из него вырастают цветы и бутоны.

Кроме растительного узора, мастерицы любят и сюжетные композиции, пейзажи. Рисунок условный, цветы фантастиче­ские, каких нет ни в саду, ни в поле,, ягоды больше дома, а яблони в полнеба. Цветы .придумывают сами: какие придума­ют, такие и рисуют. На всех предметах цветы вроде бы оди­наковые, но все же разные и расположены по-разному, но, не­смотря на это, игрушки-тарарушки из села Полховский Май­дан (или, по-местному, Полх-Майдан) всегда узнаешь. Дела­ются и продаются игрушки с прибаутками, приговорками: «Не бьется, не ломается, а кто купит — удивляется», «Деревянный чурбачок завертелся как волчок. Из-под рук струятся стружки, получаются игрушки».

154


Жостовские подносы

В деревне Жостово Московской области находится Жостов­ская фабрика декоративной росписи.

Жостовские подносы имеют разнообразную форму. Они мо­гут быть круглые, овальные, квадратные, прямоугольные, тре­угольные, фигурные — фестончатые, гитарные. Изготавливаются подносы из железа, штампуются и покрываются черным лаком, однако подносы бывают и красного, зеленого, синего цветов.

Многоцветные букеты, венки, гирлянды украшают поднос. Это цветы — розы, мак, шиповник, астры, тюльпан, василек, реже натюрморт с фруктами.

Цветы выступают из ночной темноты фонов яркими, кра­сочными переливами. У каждого мастера свой стиль, но общий стиль промысла узнаваем сразу. Жостовская роспись — это им­провизация мастера. Расписывая поднос, он не рисует с нату­ры, а уходит в фантастический мир цветов. На подносах нет точных «портретов» цветов. Они условны, используются при­емы, отобранные жостовскими мастерами. На подносе цветы вы­глядят живыми. Определена последовательность построения узо­ра, использования традиционных приемов росписи. Подносы ук­рашаются крупными цветами (розы, георгины), а затем цвета­ми в два-три раза меньшими, бутонами. Цветы постепенно зари­совываются, и появляются стебли букетов, листья, травинки.

Букет в центре подноса кажется плотным и ажурным, так как просвечивает черный фон. Пустоты между цветами и лис­тьями заполняются более мелкими листочками и стебельками.

Мастер все время уточняет форму букета, цветы словно на­ливаются соком, становятся живыми. Последние мазки, блики, черточки, семена, мелкая травка, и осталось только нарисовать золотую кайму — орнамент по краю подноса (легкие завитки, волнистые, хитро переплетающиеся линии).

Подносы покрываются лаком, поверхность их зеркаль­ная. Жостовские подносы как декоративные панно вносят в наш дом праздничность.

Гжель

Гжель — это название местности в Раменском районе Мос­ковской области и название промысла.

Гжельские мастера создают разные изделия, но наиболее известны из тонкого белого фарфора, украшенного яркой ко­бальтовой росписью. Мастера перенесли на свои изделия голубое небо, синие леса, белый снег. Это посуда — чайники, кувшины, кружки, масленки, медовницы, сахарницы и пр. Иногда сосуду придается форма животного — козла, барана, рыбы (например, кит), солонка — курочка. Форма причудливая, сосуды с двумя носиками, кувшины с туловом в виде бублика. Решена форма обобщенно, одна часть мягко переходит в другую.

Изделия украшают скульптуры, которые размещаются на крышке сосуда, носик чайника или ручка напоминает птицу. Но скульптура существует и отдельно, изображая народные сюже­ты — гулянье, чаепитие, катание на санках, сказочные образы.

Посуда и скульптура расписываются узором. У каждого мас-

155


тера своя манера, свои почерк, но сохраняются традиции узе ра, цвет.

Орнамент растительный: цветы лилий с изящно отогнуты­ми лепестками, полураспустившиеся розы, цветущий мак, ло­тос, ромашки, незабудки, колокольчики, трилистники, пышные травки, листики, тонкие стебли, изгибающиеся под тяжестью бусинок-ягод. Цветы собраны в букет или крупный цветок, от которого отходит веточка с бутоном, листочками.

Узор ритмично размещен на поверхности предмета. Мастера добиваются связи росписи с формой предмета, его назначением. Поворачивая изделие, можно видеть повторение росписи; есл* предмет плоскостной, то роспись наносится с двух сторон.

В узоре крупные пятна цветов сочетаются с тонкими, пла* но изогнутыми стеблями. Орнамент растительный, но гжел! ские мастера, как все народные мастера, не копируют природу не подражают ей, а учатся у нее, создавая свои необычные цве ты. Сочетание синего и оттенков голубого цвета на белом фоне посуды, скульптуры создает неповторимый колорит росписи.

Роспись ведется быстро, без исправлений. Сначала это ши­рокие мазки, свернутые в тугие бутоны, которые раскрываются в пышные цветы. Мягкая кисть быстро создает узор. Затем сле­дует наведение стебля, мазочки листьев, графика штрихов, рос­черки, изящные, тонкие прописки.

После росписи изделия покрывают глазурью. Роспись оказы­вается под глазурью, поэтому и называется подглазурной. Потом изделия обжигаются, после чего они становятся блестящими.

Любуясь замечательными гжельскими изделиями — посз дой, скульптурой, неповторимостью их узора, видим, как ру ка мастера украшала предметы. Очень любят гжельские маете ра дополнять скульптуру словами из песен, поговорок, что еще ближе соединяет этот промысел с народным творчеством.


Дата добавления: 2019-02-13; просмотров: 388; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!