Знакомство детей с ковроткачеством и рисование узора



Цель. Познакомить с новым видом декоративного искус­ства — ковроткачеством. Учить видеть варианты построе­ния ковров и общие закономерности: кайму, середину, углы, медальоны, сочетание крупных и мелких элементов, соче­тания цветов, выделять два-три главных.

Составлять узор на прямоугольнике, выбирая компози­цию, элементы узора, сочетания цветов. Использовать зна­ния о других видах искусства.

Материал. Ковер, имеющийся в группе (один-два), изо­
бражения разных ковров.

Бумага желтая, коричневая, зеленая, оранжевая, крас­ная и других цветов формата А4, гуашь, широкие кисти.

Ход занятия. Все дети встают вокруг ковра, вооиитатель
рассказывает о людях, которые создают ковры. Ребята опи­
сывают ковры, которые есть у них дома, рассказывают, для
чего они нужны (для украшения жилища, для тепла).

Рассмотреть ковер, предложить детям догадаться, как со­ставляется узор, выделить кайму (пройти по ней), затем расположенные рядами медальоны, которые украшают всю поверхность ковра.

Выделить элементы узора, определить, на что они похо­жи, найти нужные сравнения. Выбрать на ковре два-три главных цвета, отметить роль белого и черного цветов.

Сравнить ковры на иллюстрациях. Общим их признаком является кайма, расположенная по краям. Различаются они тем, что у одного ковра украшены углы и середина, а дру­гой как будто состоит из трех ковров (один посередине,, два одинаковых по краям).

Попросить детей выбрать на коврах два'основных цвета.

Определить последовательность рисования: сначала кай­му широкой кистью, а потом элементы украшения.

Дети, как настоящие художники, сами выбирают цвет бумаги, подбирая к нему цвета элементов узора, определя­ют элементы узора и общую композицию своего ковра.

На палитре ребята делают два-три мазка, выбирая основ­ные цвета, белым и черным цветом дополняя цветовую гамму. На листе для упражнений рисуют кайму, проверяя ширину полосы.

144


Во время составления детьми узора воспитатель следит за тем, чтобы последовательность рисования была правиль­ной, узор — симметричным, цвета — сочетающимися меж­ду собой, а лист заполнялся полностью.

В конце занятия все рисунки выставляются на стенд (их лучше расположить по схожим вариантам композиции). По­казать сходство и своеобразие каждого узора. Придумать вместе с детьми название каждой композиции, расска­зать, для какого сказочного (или реального) героя они ее со­ставили.

Примечание. Узор ковра покажет, как дети поняли построение симметрич­ного узора, насколько они самостоятельны и оригинальны: используют новые элементы и цветовые сочетания или переносят их из знакомой росписи.

145


Показатели

сформированности эстетического восприятия и оценок детей

1. Умеют ли отличать украшенную вещь от неукрашен­
ной, отдают ли предпочтение украшенной вещи.

2. Умеют ли рассказать, как и чем украшена вещь (пред­
мет) по следующему плану: предметное содержание рисун­
ка (птицы, кони, цветы и др.); цвет, колорит; расположе­
ние узора на вещи (предмете); эмоциональное содержание.

3. Могут ли сравнить две вещи, украшенные орнаментом,
указать, в чем их сходство и различие, выбрать ту, кото­
рая больше понравилась (если трудно выбрать, указать, чем
они обе понравились).

4. Умеют ли найти в орнаментированной вещи знакомые
мотивы, описать их, сказать, какое место они занимают в
общей композиции, определить похожие мотивы, указать,
чем они отличаются от знакомых.

5. Могут ли выбрать из нескольких вещей с узором зна­
комые, пояснить, по каким признакам они их узнали,
сравнить их с другими, указать на сходство и разли­
чие.

6. Могут ли найти вещи определенного вида народного
художественного промысла, выделить их и пояснить, поче­
му они принадлежат к этому виду (дымка, городец и др.).

7. Могут ли определить вещи с узором, который ранее
не видели и который не принадлежит к знакомым видам,
рассказать, как они украшены (содержание узора, его ха­
рактерный колорит, композиция — расположение узора на
предмете), чем красива та или иная вещь и почему понра­
вилась.

8. Могут ли при рассмотрении творческих работ своих
сверстников рассказать об их содержании, колорите, ком­
позиции, оценить удачное решение, указать на недочеты.

9. Умеют ли анализировать свои работы.

Работу по выявлению вышеназванных показателей целе­сообразнее провести в начале и в конце года. Оценка про­водится по трехбалльной системе (3. — да, 2 — допускает неточности в ответе, 1 ,— не знает). Определяется, общий балл.

Показатели

степени овладения ребенком декоративным рисованием

(аппликацией)

1. Какие линии и формы может уверенно и легко вос­произвести ребенок.

146


2. Какие комбинации элементов в мотиве запоминает и
точно воспроизводит.

3. Какие величинные отношения запоминает и воспроиз­
водит.

4. Какие цвета и их место в узоре запоминает и воспро­
изводит.

5. Какие пространственно-композиционные построения
узора воспроизводит.

Показатели степени овладения ребенком самостоятельностью решения и творчеством

1. В отношении каких сторон орнамента (подлинника) мо­
жет дать вариант — один или несколько (названные выше
показатели).

2. Может ли предложить свои варианты, соблюдает ли
целостность орнаментального мотива с помощью входящих
в него элементов.

3. Соблюдает ли величинные отношения.

4. Соблюдает ли эстетические отношения цветов в моти­
ве или в целом орнаменте.

5. Заполняет ли пространство листа, предмета узором.

6. Вносит ли новое в свой узор, не применяя элементы
подлинника (по показателям, названным выше, — II).

7. Как создает узор при выполнении творческого задания,
когда в наличии имеется только предмет для украшения,
что и как использует из ранее усвоенного, что создает по-
новому, насколько это удачно в художественном плане.

Все перечисленные показатели помогут воспитателям оп­ределить качество усвоения детьми программы, насколько осознанно происходит их знакомство с разными видами на­родного искусства, выявить уровень проявления творчества на занятиях по замыслу, при решении творческих заданий.


ПРИЛОЖЕНИЕ

СВЕДЕНИЯ О ВИДАХ НАРОДНОГО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

Дымковская глиняная игрушка

Лепили эту игрушку в Дымковской слободе, которая распо­лагалась в окрестностях города Вятки, переименованного поз­же в Киров, где теперь находится фабрика по производству дым­ковской игрушки. И называют ее люди по-разному — то дым­ковская, то вятская, то кировская.

По преданию, промысел возник в связи с древним праздни­ком Свистунья — гуляньем на берегу реки Вятки, для чего и делали длинными зимними вечерами глиняные свистульки.

Лепили и фигурки барынь-щеголих, водоносок, кормилиц, нянек с детьми, доярок, птичниц. Барыни изображались с зон­тиком, с собачкой, с муфтой. Характерны сюжетные изображе­ния — народные гулянья, праздники, дамы с кавалерами, всад­ники, большая семья, карусель. Также создавались животные-свистульки, собачки, сопровождающие барынь, скоморох на сви­нье, доярка с коровой, птичница с утятами и неповторимые образы коней, козлов, баранов, оленей. Если изображали коз­ла или барана, то с большими рогами и на ногах оборочки-штанишки. Излюбленными образами являлись сказочные, не­обычные, незабываемые индюки с расписными хвостами, пету­хи. Характерный образ русского народного искусства — медведь: медведь с вожаком, медведь-нянька, медведь-охотник.

Лепят эти фигурки из красной глины, они имеют обобщен­ную статичную форму, традиционную для дымковской игруш­ки, но у каждой мастерицы свое видение, свой почерк.

После обжига все фигурки покрывают белым цветом. Когда набирается много игрушек, начинают их расписывать. Геометри­ческий орнамент состоит из широких и тонких полос, волнис­тых линий, колец, кругов, горошин, овалов. Характерным для росписи является сочетание крупных элементов и мелких. Мел­кие элементы украшают крупные — кольца, круги, полосы — или рассыпаются между ними (точки, черточки, тонкие линии).

Все фигурки как будто одеты в яркую ткань. Орнамент рит­мичный, четко прослеживается чередование полос, кругов, ко­лец. Часто используется клетчатая основа, которая заполняет­ся одинаковыми элементами — кругами, овалами или кольца­ми. Наиболее характерно украшение кольцами, расположенны­ми рядами, в шахматном порядке или свободно. <

Особенно характерен образ индюка с большим распущенным, как у павлина, хвостом. Края и середина хвоста украшены коль­цами и кругами, грудь и крылья выделены узором.

Дымковская игрушка самая яркая, нарядная, парадная из всех русских глиняных игрушек. Ее белый цвет подчеркивает красоту и яркость узора. Такой праздничности узора дымков­ские мастерицы добились благодаря контрастному сочетанию цветов (красный — зеленый, синий — оранжевый или желтый). Остается много незаполненного пространства белого цвета, по-

148


этому узор кажется легче, светлее, наряднее. Роспись веселая, жизнерадостная.

Почти в каждой игрушке присутствует и черный цвет (рога, копыта у животных, украшения из точек, черточек, подчерки­вающие яркость крупных элементов узора — колец, кругов, по­лос, — горошинки, рассыпанные между ними).

Очень любят дымковские мастерицы украшать игрушки зо­лотом, наклеивая кусочки на шляпу, муфту барыни, на фигур­ки животных, птиц.

У каждой дымковской мастерицы свои любимые образы, свои сочетания цветов, но все строго сохраняют традиции древнего промысла.

Тверская глиняная игрушка

Город Торжок Тверской области — родина тверской игруш­ки, или, как ее еще называют, калининской (по прежнему на­званию области), торжокской.

Возродила промысел в городе Торжке Галина Александровна Климовская, ее работы находятся в музее города Твери. На ос­нове найденных игрушек были созданы современные игрушки — птицы (гуси-лебеди, утки, прихорашивающие свои перышки, гор­дые петухи и скромные курочки), животные (собаки, лисы), а также женские фигурки, одну из которых назвали «Новоторка».

Игрушки статичны, но иногда повернута голова, разная осан­ка. Птицы гордые, красивые, декоративные.

Птицы украшаются налепами и затем расписываются.

Игрушка лепится из коричневой глины, являющейся фо­ном росписи. Особенно выделяется белый цвет: точки-капель­ки — жемчужинки, мазки разной величины и формы, которые накладываются в два-три слоя. Большой мазок украшается маз­ками поменьше другого цвета и точкой. Роспись украшает грудь птицы, хвост, крылья, выделяются гребешок, хохолок.

Сочетание цветов разное — это голубой, синий, желтый, оранжевый, красный, темно-красный, коричневый, зеленый, не­много черного и главный цвет белый, жемчужинки — белые точки. В украшении игрушки один цвет должен повториться трижды. Сочетание темных и светлых цветов учитывается при составлении узора: если полоса темная, то украшение светлое.


Дата добавления: 2019-02-13; просмотров: 257; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!