Филимоновская глиняная игрушка



Это яркая, веселая игрушка-свистулька, которую как забаву делали женщины и дети в деревне Филимоново Тульской обла­сти. Персонажи игрушек многообразны: это нарядные барыни и солдаты, всадники, животные — олени, бараны, коровы, кони, птицы. В отличие от других глиняных игрушек филимоновская имеет удлиненные пропорции фигурок с небольшой головкой.

Игрушки в основном крупные, но бывают и очень миниатюр­ные. Загадочные барыни в длинных юбках, изящные, стройные, прогуливаются с зонтиком, с ребенком или с птицей-свистулькой, танцуют с кавалером. Образы обобщенные: широкая юбка, тон­кая талия, узкие плечи, округлые руки, маленькая головка ко­нусообразной формы, которая сливается с манерной маленькой

149


шляпкой. Тщательно выполнены налепом серьги. Часто создаются сюжетные композиции: «Солдат кормит курицу», «Доярка с ко­ровой», «Жених и невеста», «Медведь смотрится в зеркало» и др.

У животных-свистулек выделяются уши, у барана рога — круглые завитки, свернутые калачом, у коровы большие рога, крупным месяцем загнутые вверх, у оленя — деревцем. Это от­личает одно животное от другого. В остальном фигурки коней, козлов, собак одинаковые: перехваченное в талии туловище, пе­реходящее в длинную шею с маленькой головкой, — то ли это животные, то ли люди ряженые.

Глина пластичная, жирная, быстро сохнет и покрывается тре­щинами, которые заглаживают влажной рукой, постепенно вы­тягивая туловище фигурки.

Роспись похожа на скоропись: быстрые неровные ли­нии, штрихи разной толщины и интенсивности цвета, сохра­няющие движение руки. Лица барынь и кавалеров изображают­ся точками, штрихами, В украшении фигурок используются гео­метрические элементы: штрихи, крестики, точки, пятна, кру­ги, треугольники, а также веточки, звездчатые розетки.

Роспись яркая, звучная, краски анилиновые. Узор пишут как бы в шутку. Белый цвет глины после обжига используется как фон. Сплошная окраска кофты барыни, солдата, птицы чере­дуется с цветными полосами. Яркими мазками оттеняются рога животных. Белое сочетается с малиновым, зеленым, желтым, реже с синим и фиолетовым. Для прочности и блеска окрашен­ные места обмазывают белком. Игрушки добрые, веселые.

Каргопольская глиняная игрушка

Раньше эту игрушку лепили в селе Гриневе, а теперь в го­роде Каргополе Архангельской области находится предприятие народных художественных промыслов «Беломорские узоры».

Каждый гончар делал игрушку для своей детворы. Игрушка выразительная, интересная, крестьянская, передает народный быт Русского Севера. В ней сохранилось что-то от древних идолов.

Это по-крестьянски коренастые фигурки людей, а также фи­гурки, изображающие животных, птиц. Женские фигурки с ре­бенком на руках, с корзинкой, птицей, занятые хозяйственны­ми заботами. На них широкие юбки, кофты с крупными пуго-вицами-налепами, разнообразные головные уборы-кокошники или шляпки, на шее бусы. Это барыня, крестьянка, кормили­ца в старинном наряде.

Мужики с окладистой бородой изображены в длинных каф­танах, украшенных большими пуговицами, на голове щапоч-ка или картуз. Каждый изображен в действии: заняты работой (плетут лапти), идут с лукошком, играют на гармошке, сидят в кресле.

Изображение животных типично для народной игрушки — это конь, корова, олень, баран, козел, собака с костью в зу­бах, заяц с морковкой, медведь — хозяин леса.

Самый загадочный образ — Полкан, могучий богатырь с ту­ловищем коня (кентавр).

Сюжетные композиции отображают сцены из деревенской

150


жизни: посиделки, катание в лодке, танцующие пары, кадриль, сельский праздник и др.

Лепят игрушки из красной глины: сначала делают верхнюю часть туловища и крупную голову на толстой шее, затем торс соединяют с ногами в мужской фигуре или с юбкой в жен­ской, потом прилепляют руки, головные уборы и разные пред­меты. Места соединения сглаживают, и фигурки приобретают монолитность.

После обжига в печи и побелки фигурки раскрашивают. Цве­товая гамма приглушенная, северная. Для росписи характерны неяркие цвета — серый, розовый, зеленый, сиренево-синий, бирюзовый, коричневый, желтый, оранжевый, красный, гамма сдержанная.

Геометрический орнамент состоит из прямых и косых крес­тов, поперечных полос, штрихов, концентрированных овалов, пятен, зубцов, которые ритмично наносятся на поверхность иг­рушки. Это не просто узор, а символические знаки, древние следы культа солнца и земли. Фигурки-каргополки как будто позируют в молчаливой важности.


Дата добавления: 2019-02-13; просмотров: 156; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!