Театральные ресурсы развивающей среды



Театр кукол

Во все?: возрастных группах детского сада проводится показ спектак­лей кукольного театра. (Диск: II-18). Это может быть действие в рамках подготовленного досуга, развлечения, либо небольшой отрывок художе­ственного произведения, который включается в канву занятия. Театра­лизация художественных произведений помогает более эмоционально­му и глубокому пониманию содержания текста. В мини-спектакле органично соединяются разные виды искусства. Дети-дошкольники, как правило, не просто наблюдают театральное действие, они сами стремятся активно участвовать в сюжете: живо реагируют на содержание проис­ходящего, разговаривают с куклами, дают им советы, делятся впечат­лениями с сидящими рядом сверстниками, искренне переживают за героев, смеются и даже плачут. Все это способствует активизации речи, повышению ее эмоциональности и выразительности, обогащению словар­ного запаса, совершенствованию грамматического строя, формированию навыков связной речи.

В младшей возрастной группе дети только наблюдают разыгрываемое педагогом действие, а в средней и старшей — пытаются самостоятельно участвовать в театрализации. Конечно, важно правильно подобрать вид кукольного театра, доступного для показа детьми каждой возрастной группы и каждым ребенком индивидуально. Наличие в группе различных видов театров с успехом решает эту задачу.

Настольный театр игрушек становится первым театром, с которым знакомятся дети младшего дошкольного возраста. Для спектаклей исполь­зуются имеющиеся в группе игрушки. Их подбирают по сюжету и по разме­ру (высотой не более 30 см) с соблюдением соотношения их величины и однородности фактуры. Спектакль игрушек показывают на столе на занятиях и в свободное время.

Настольный театр плоскостных фигур не менее любим детьми Спектакли такого театра — это знакомые детям сказки, которые «оживают» с помощью 1гростых плоских фигурок из фанеры, толстого картона, де­рева. Преимущество театрального показа перед обыкновенным чтением сказки несомненно: персонажи зрительно воспринимаются детьми, куклы двигаются, разговаривают разными голосами, обращаются по ходу спек­такля с репликами непосредственно к детям. Фигурки на подставках


устойчивы, легко перемещаются по столу, поэтому дети 4—5-летнего возраста могут сами показывать спектакли плоскостного театра, разыг­рывать знакомые сюжеты («Волк и семеро козлят», «Репка», «Колобок», «Маша и медведь» и др.).

Рис. 132

Настольный театр бумажных игрушек. Основой театральной иг­рушки из бумаги может быть любая геометрическая форма: цилиндр, куб, пирамида, но чаще всего туловище такой куклы — конус, т. к. это устой­чивая фигура, которую легко склеить из бумаги или картона, а потом нарисовать на заготовке детали костюма и раскра­сить их. Руки делают из проволоки, го­лову — из маленьких коробочек различ­ной формы или из папье-маше. Иногда вместо самодельных картонных можно использовать головки от старых игрушек (рис. 132).

Театр пластилиновых и глиняных человечков. Название говорит само за себя: в спектаклях такого театра будут участвовать персонажи, вылепленные из глины или пластилина. Маленькие артисты могут само­стоятельно слепить кукол для своего спектакля.

Театр на картонных коробках тоже не требует для изготовления осо­бых временных и ресурсных затрат: коробочки небольшого размера об­клеивают бумагой, на лицевой стороне красками, фломастерами, цветны­ми карандашами либо с помощью аппликации изображают персонаж. Но при этом следует ггоедусмотреть, что статичное изображение на коробке не соответствует динамичному развитию сюжета. Поэтому для каждого действующего лица желательно иметь несколько изображений. Например, для сказки «Репка» нужны три вида изображения деда: дед тянет репку, дед зовет бабку, дед вытащил репку.

Рис. 133

Для театра петрушек педагоги часто используют персонажей детских спектаклей, выпускаемых промыш­ленностью в комплекте, но можно сшить артистов и сво­ими руками. Петрушки—это так называемые перчаточные куклы. Их надевают на руку, как перчатку: указательный палец — в голову куклы, большой и средний пальцы — в руки петрушки (рис. 133). Сценой театра является ширма, на ней закрепляются декорации. Дети в стар­ших группах сами становятся кукловодами и показывают спектакли малышам. Для такого показа нужна специальная театральная ширма, подходящая по росту юным артистам (высотой 75 см) и облегчающая им


 


144


145


кукловождение. Управлять куклой-петрушкой несложно: при манипулиро­вании пальцами создается впечатление движения куклы.

Театр тростевых кукол и кукол на гапите. Свое

название тростевая кукла получила из-за тросточек, при­крепленных к рукам и приводящих их в движение. Кук­ла на тростях по своему устройству существенно отли­чается от куклы-петрушки. Она состоит из головы, гапита (деревянной палочки), рукавички, платья и двух тросточек. Гапит вставляется в шейное отверстие куклы (вместо указательного пальца, как у куклы-петрушки) и помогает удер­живать голову (рис. 134).

Для создания кукол на гапите используют старые мяг­кие игрушки, во внутрь которых нужно вставить деревян­ный стержень с рукояткой (гапит) для удержания куклы (рис. 135). Необходимо так перешить руки и ноги (лапы) пер­сонажей, чтобы они свободно болтались. Для организации мини-спектакля или этюда с такими куклами нет необходи­мости в ширме. Это куклы, которые подходят непосред­ственно к зрителям и вступают с ними в общение.

Есть разновидность кукол на гапите — паркетные куклы. Их движе­ния происходят на полу. Это объемные мягкие игрушки с вертикальным или слегка наклоненным в сторону креплением. Кукла находится не­посредственно перед детьми-зрителями.

Театр «Живые картинки». Из картона в соответствии с сюжетом вырезаются фигурки-персонажи (без ног). Однотонные лоскутки прямо­угольной формы (2,5 х 5 см) складывают пополам и сшивают две сторо­ны так, чтобы получились колпачки. Два колпачка одинакового цвета на­девают на указательный и средний пальцы руки кукловода — это ножки персонажа в сапожках. На тыльную сторону ладони прикладывается фи­гурка и закрепляется аптечной резинкой по центру фигурки (на талии). Дети дошкольного возраста могут сами инсценировать небольшие сти­хотворные тексты, песни.

Похож на «Живые картинки» театр шагающих кукол. Отличие за­ключается в том, что фигурки персонажей сделаны не из картона, а сши­ты из ткани, мягконабивные, сапожки соединены с фигуркой мягкой ве­ревочкой, сверху есть петля, которая надевается на ладонь ребенку ши взрослому, управляющему куклой.

Театр теней. Инсценирование осуществляется с помощью силуэтов, которые вырезают из тонкого картона и окрашивают в черный цвет. Изобрз-

146


дение силуэтов дается в профиль, что ярче выявляет характерные очерта­ния персонажей. Некоторые части фигурок (голова, руки, ноги, хвост) делают подвижными. Иногда силуэты подсвечивают, т. е. отдельные час­ти делают цветными. Например, желтое окно в избушке, горящие глаза волка и т. д. Внизу у силуэтов есть подставки в виде неширокой полоски, за которую их держат. Сценой теневого театра является экран. Он пред­ставляет собой раму, на которую натянута тонкая белая ткань. Для четко­сти изображения силуэты прижимают к экрану. Чтобы получить на экране тени от силуэтов, их освещают сзади экрана электрической лампой или ставят экран напротив хорошо освещенного окна. Параллельно с чтением текста педагог показывает на экране тени-иллюстрации.

Рис. 136

Театр марионеток. Куклы театра марионеток — деревянные, их ручки-ножки соединены веревочками между собой и с верхней планной-крестовиной (рис. 136). Легкий поворот верхней планки заставляет игрушку поднимать одну или другую ножку. А чтобы двигались и ручки, и ножки одновременно, придется потрениро­ваться. Это полезно для детских рук Театры марионе­ток адресованы детям старшего дошкольного возраста, ведь научиться управлять действиями такой куклы непросто! Зато спек­такли с участием марионеток получаются интересными, красочными, ведь куклы двигаются, как живые.

Театр на наперстках. Взрослому человеку эти наперстки подойдут только на мизинец. Зато детям они в самый раз — легкие, небольшого размера, они используются для показа кукольного спектакля или как обычные сюжетные игрушки. Игрушки-наперстки полезны для разви­тия моторики и речи, фантазии и воображения. Существует несколько вариантов для кукол театра на наперстках:

бумажный наперсток — самый простой в изготовлении. Плотная ЧУмага нарезается полосками: и накручивается на указательный палец; на ■''От цилиндр прикрепляется шапочка или парик из ниток, а лицо (мор­яка) разрисовывается (рис. 137);

147


шариковый наперсток — пластмассовый шарик (например, от на­стольного тенниса) или мячик с отверстием внутри, куда вставляется ука­зательный палец. В качестве платьица для такой куклы используется обыкно­венная перчатка. С помощью маркеров или аппликации на шарик наносятся чер­ты лица персонажа (рис. 138);

Рис. 138

Рис. 139

куклы-пальчики можно сделать из старых перчаток, обрезав в них пальцы или связав действу­ющих лиц из ниток крючком. Путем аппликации, исполь­зуя цветную бумагу или ткани, создается образ персона­жа. Куклы такого типа надеваются на палец (рис. 139). Представления с их участием не требуют никакой допол­нительной атрибутики, поэтому их легко и удобно исполь­зовать на занятии при заучивании наизусть стихов и тек­стов, при разыгрывании диалогов и сказок в лицах.

Театр на воздушных шарах. Театр на воздушных шарах начинается с их приобретения и заполнения. Для театра подойдут обычные шарики, которые любят дети. Но можно купить специальные шары, используемые для украшения интерьеров: они отличаются разнообразием форм, разме­ров, а главное — прочностью. Лучше заполнять шары гелием, тогда они будут устойчиво находиться в одном и том же вертикальном положении. В надувное отверстие шара вставляется легкая пластиковая трубочка-дер­жатель. Теперь нужно на шарах нарисовать персонажей будущего спек­такля. Рабочим местом для рисования на шаре может служить обычный детский стол, на котором максимально близко к поверхности скотчем закрепляется шар. Если для спектакля требуется шар особого цвета, нужно покрыть его обычной гуашью, не разведенной водой. Кисти потребуются максимально мягкие и достаточно широкие — от 10 мм (для нанесения основных контуров и деталей) и не менее 5 мм (для прорисовки мелких деталей). На шарах рисуют лица (мордочки) персонажей (дед, баба, ко­лобок, заяц, волк, медведь, лиса и т. д.).

Можно использовать и другой прием: например, крылья бабочек или отдельные детали героя спектакля (уши зайца, хвостик мышки) изготав­ливают из другого материала (бумаги, веревки) и закрепляют на шаре-основе скотчем. Из расписанных шаров, соединенных вместе и укреп­ленных на стойках ширмы, получаются замечательные декорации: деревья, дома, цветы и др. С помощью театра на воздушных шарах можно делать драматизации знакомых сказок или придумать сказку самостоятельно.


Театр на прищепках. Часто можно заметить, что внимание ребенка, особенно маленького, привлекают вовсе не игрушки, а предметы обихо­де с которыми, по представлениям взрослых, играть невозможно. Эту спо­собность детей — находить в каждом безопасном предмете игрушку — ни в коем случае «гасить» нельзя. Именно из игры с такими, на первый взгяд, неподходящими предметами может появиться нетрадиционный театр. Если взять обыкновенные деревянные прищепки и к одной из поверхностей приклеить фигурку человека или зверушки, то получится персонаж ку­кольного театра на прищепках. Для такого театра не нужна ширма: мес­том крепления служат две веревки, натянутые параллельно друг другу на различной высоте (расстояние около 20 см). Персонажи прикрепляются в различных местах веревок и перемещаются согласно сюжету. Театр на прищепках очень компактен: коробка с персонажами и два мотка вере­вок. Поэтому приготовление к показу спектакля занимает всего несколько минут, а показывать такой спектакль можно и в помещении логопеди­ческого кабинета или группы, и на участке.

Театр на катушках. Представляет собой еще одну разновидность настольного театра. Бумажные или картонные плоскостные фигурки закрепляются на деревянных катушках, приобретая хорошую устойчи­вость и возможность перемещения на любое место стола при показе спектакля.

Театр на деревянных ложках. Если отвлечься от основного назна­чения деревянной ложки и посмотреть! на нее внимательнее, то можно заметить, что выгнутая поверхность! ложки — идеальное место, чтобы расположить там картинку, изображающую персонаж сказки или расска­за, а цевье — готовая ручка, за которую можно удобно держать нарисо­ванного на ложке зайца, волка, лису или медведя при показе мини-спек­такля. Есть, правда, и небольшой недостаток у театра на ложках — персонажи все время должны находиться в руках у кукловодов, их нельзя положить на стол. Но это неудобство устранимо, если сделать стойки для ложек или стеллаж, на котором будут располагаться куклы-ложки во время спектакля. Чтобы оживить театр ложек, сделать его более привлекатель­ным для детей, можно «надеть» на ложку «костюм» — кусочки меха, ткани, украшенные тесьмой, лентами. Из ткани шьют юбочку, крепко завязав ее на ложке. Получается яр!сая, легко управляемая кукла. Рука малыша спрятана под юбочкой куклы, внешняя сторона ложки с лицом куклы повернута в сторону зрителей. Ребенок приводит куклу-ложку в движение покачиванием из стороны в сторону.

Театр на пластмассовых стаканчиках. Забавные настольные куклы-актеры могут быть связаны крючком или спицами из остатков

149


148


разноцветных ниток. Чтобы такие куклы держали форму, их надевают (плотно натягивают) на пластмассовые стаканчики или на пластмассовые кегли. Игрушки получаются легкими, устойчивыми, объемными. Во вре­мя показа их можно поворачивать любой стороной к детям-зрителям, передвигать по столу.

Еще белее удобный вариант — использовать как основу одноразовые пластиковые чашки (у них есть ручки, за которые удобно держать персо­нажи и передвигать их по поверхности стола).

Театр на пластмассовых крышках. Обычные пластиковые крышки от бутылок из-под напитков или от флаконов с шампунем, гелем, кремом тоже можно приспособить для показа кукольного спектакля. Над при­влекательной упаковкой трудятся высококвалифицированные дизайне­ры и создают крышки различных форм и размеров. Если внимательно присмотреться к крышкам, пофантазировать, то можно заметить, что одна крышка — круглая желтая — очень напоминает колобок, а если к серой, вытянутой, приклеить бумажные «ушки» — получится заяц. Каждую крышку можно дополнить деталями, чтобы получился нужный персо­наж: бумажными и тканевыми юбочками и воротничками, шапочками, колпачками, ушками, лапками и т. д.

Удобно использовать полиэтиленовое ведерко с крышкой для склади­рования персонажей. Оно может также пригодиться в качестве декора­ции. Для этого ведерко расписывается или оформляется по всей окруж­ности — обклеивается бумагой или тканью с изображением лесной полянки, домика, берега реки.

Детей можно привлечь к собиранию крышек, в процессе чего у них уже сложится определенный образ персонажа. Посильные задания они выполняют при оформлении костюмов персонажей или деталей декора­ции. Самая большая польза при использовании «крышечного» театра — возможность для дошкольника тренировать мелкую моторику пальцев руки и проявить художественно-изобразительные способности.

Театр поролоновых мочалок. Поролон как материал для изготовле­ния театральных кукол выбран не случайно: из него легко вырезать необ­ходимые детали, смоделировать любую форму. Для этого края поролона сшиваются или склеиваются, а элементы из меха, плотной ткани можно наклеить в виде аппликации. Самое главное, что этот материал приятен на ощупь, легок. Игрушку из поролона можно мыть, удобно хранить — она не мнется. Изготовление персонажей театра доступно детям старшего дошкольного возраста: на поролоновые мочалки разной величины и рас­цветки, наклеивают ушки-треугольники, прикрепляют пал очку-держа­тель — кукла для «поролонового» театра готова.

150


Театр людей

В практике логопедической работы с детьми дошкольного возраста распространен такой прием, как драматизация текста сказок или расска­зов. Через драматизацию дети лучше воспринимают окружающий мир. Для любой драматизации нужны декорации. Следует придумать такие де­корации, которые являлись бы универсальными и могли бы использо­ваться в различных ситуациях. Это планшеты либо складные щиты из фанеры с двухсторонним рисунком, ширмы или расписанные полотнища ткани. Главное, чтобы они бе зопасно крепились к стенам и чтобы их было удобно хранить в сложенном виде в условиях группы или небольшого по площади логопедического кабинета.

Чтобы вжиться в образ, ребенку непременно нужны театральные атрибуты: костюмы персонажей, предметы, принадлежащие героям, маски, полумаски, накидки, на­рукавные повязки, нагрудники, медальоны, ободки на голову, шапочки. С этой целью устраивают специаль­ные уголки ряжения. Обычно это стойка с размещенны­ми на ней костюмами или отдельными предметами одеж­ды, из которых можно подобрать детати для костюма персонажа (рис. 140). Хорошим местом хранения атри­бутов для ряжения является стилизованный под старину сундук, сказочный и таинственный.

Готовые костюмы (Красной Шапочки, Карлсона, Буратино) больше подходят для спектаклей либо сюрпризных моментов, т. к. требуется мно­го времени для надевания такого костюма, что неудобно в условиях лого­педического занятия, на котором осуществляется драматизация текста. По­этому чаще (что оправдано) используются только отдельные выразительные детали костюма: красная шапка для Красной Шапочки, пропеллер для Карлсона, нос и колпак для Буратино.

Некоторые атрибуты для детской театральной деятельности можно ку­пить, но чаще их приходится изготавливать своими руками. Дети могут принимать активное участие в подготовке театральной атрибутики — это будет стимулировать их желание участвовать в драматизации

Наиболее подходящий материал для изготовления атрибутов — бума­га и картон, хотя они недолговечны и легко рвутся. Чтобы сделать их более прочными, бумагу и картон надо наклеивать на марлю или старую ткань. Вырезанную из бумаги форму будущего театрального костюма промазывают клейстером из картофельной муки и кладут на ткань или **арлю, проглаживая сверху горячим )люгом, или оставляют на некоторое


151


время под прессом. Когда заготовка просохнет, лишнюю ткань срезают по контуру бумаги.

Маски и полумаски закрывают полностью или частично лицо ребенка, визуально представляя персонаж драматизации (лиса, медведь, заяц и др.) Недостатком маски является то, что она затрудняет дыхание.

Нагрудниками обычно называют детали костюма, определяющие пер­сонаж драматизации и надеваемые ребенком на грудь. Фасоны таких атрибутов могут быть различными (рис. 140):

— изображения животных, птиц, людей (размер 30x30 см), вырезан­ные по контуру, с пришитыми (приклеенными) завязками, резинками, липучками, закрепляющимися у ребенка на шее;

— фартуки-нагрудники с изображением персонажа, завязывающие­ся сзади;

— два полотнища (листа бумаги), соединенные вместе, с прорезью для головы и с изображением персонажа. Такие нагрудники надеваются через голову и завязываются по бокам и т. д.

Рис. 140

Медальоны — надевающиеся на шею небольшие круглые (диаметром 10—20 см) изображения персонажей.

Накидки — круглые полотнища ткани с завязками вверху. Изобра­жение персонажа размещается на спине, а сама накидка находится в цве­товом соответствии с персонажем: белая накидка у доктора Айболита, полосатая — у пчелки Майи, разноцветная — у клоуна, черная — у злой волшебницы.

Нарукавные повязки чаще всего бывают из ткани. К концам повяз­ки пришивают тесемки или резинку. На середину повязки наклеивают из бумаги или нашивают из ткани аппликацию с нужным изображени­ем (красный крест — для доктора, самолет — для летчика). Для стар­ших дошкольников можно делать нарукавные повязки, отличающиеся по цвету. Например, для персонажей сказки «Колобок»: желтая повяз­ка — колобок, серая — волк, оранжевая — лиса, белая — заяц, ко­ричневая — медведь.


Шапочки и ободки на голову склеиваются из бумаги или сшиваются из плотной полоски ткани, корсажной ленты по размер}' головы ребенка (луч­ше всего, если ободки или шапочки будут «безразмерными» — с вставка­ми из резинки или с текстильной липучкой). На ободок, наклеивается нуж­ное изображение. Более удобна шапочка из трех полосок — она прочно держится на голове ребенка. Ее конструкция очень проста: к готовому ободку пришиваются или приклеиваются две полоски, соединенные между собой под прямым углом. Изображение персонажа также укрепляется на фронтальной поверхности шапочки.

Продолжая разговор о театрах и театральной деятельности в специаль­ных группах, можно упомянуть о театре на планшетах. Это наборы изображений персонажей спектакля, укрепленных на деревянных тро­сточках. Изображения могут быть вырезаны по контуру либо распола­гаться на картонном планшете прямоугольной формы. Дети держат их в руках за деревянную тросточку и разыгрывают мини-спектакль. Одним из положительных моментов в таком спектакле является возможность изготовления изображения своего персонажа самим ребенком.

Стендовый театр. Этот театр, кейс никакой другой, помогает сделать акцент на развитие речи ребенка. Атрибутика стендового театра—фанер­ный щит с нарисованным на нем персонажем. Ребенок-артист стоит за щитом, в котором сделано отверстие на уровне его рта. Через прорезь зрители четко видят артикуляцию ребенка, играющего ту или иную роль в спектакле. Отверстия делаются и для рук персонажа. Иногда исполь­зуются дополнительные атрибуты. Так, например, ребенок, играющий роль лисы в стендовом театре, надевает на руки оранжевые перчатки с острыми коготками, создавая иллюзию лисьих лапок. Причем от­верстия для рук позволяют персонажу выполнять действия, необходи­мые по сюжету спектакля, и избегать ощущения статичности.

Изобразительные ресурсы развивающей среды

Для развития мышления и речи дошкольника огромное значение имеют опыт и способность к наблюдению. Каргины и картинки раздвигают поле непосредственного наблюдения ребенка и являются эффективным средством развития речи. Образы и представлении, вызываемые картинкой, значи­тельно ярче и реальнее, чем образы, вызываемые словом. (Диск: II-19)

Различают несколько типов учебных демонстрационных картинок, используемых на занятиях по коррекция и развитию речи.

153


152


Предметные картинки. На них изображены предметы, люди, живот­ные, растения и т. п. Предметные демонстрационные картинки использу. ются для введения и закрепления новой лексики.

Картинки «единичного действия». На таких картинках отобража­ются отдельные повседневные действия людей и животных. Например: ребята катаются на лыжах (коньках), мальчик обедает, девочка пишет рисует, собака лает и т. п. Действия изображаются в общих чертах, круп­ным планом, вне конкретной обстановки (на белом фоне). Учебное на­значение демонстрационных картинок «единичного действия» то же, что и у предметных картинок: с их помощью вводятся и закрепляются гла­голы и глагольные словосочетания.

Тематические картинки отображают характерный для некоторой об­ласти (сферы) действительности набор предметов, персонажей, действий («Комната», «Семья», «На спортплощадке» и др.). Тематические демон­страционные картинки используются для введения и речевой реализации новой лексики, а также для развития навыков говорения.

Ситуативные картинки отображают действия повседневной жиз­ни в той или иной конкретной обстановке, с теми или иными конкрети­зирующими деталями. Наличие конкретизирующих моментов позволяет догадываться о происхождении и цели (смысле) действия, об отноше­нии действующих лиц к действию, об их состоянии и т. п. Например, если на картинке мы видим, как мальчик (девочка) сажает дерево, то скорее всего это картинка «единичного действия». Если же мы видим, что посадка дерева происходит весной у здания школы, что работают так­же учителя и другие ученики, то такая картинка будет уже ситуативной. Демонстрационные ситуативные картинки используются главным образом для развития навыка составления предложений.

Диалого-ситуативные картинки вводят ребенка в ситуацию диало­гической речи: они знакомят с участниками диалога, дают некоторое пред­ставление о месте и времени диалога. Все диалого-ситуативные картинки могут быть подразделены на два вида:

1. Картинки, которые позволяют догадаться, о чем говорят персонажи диалога («Учитель входит в класс», «Мальчик дает девочке книгу»).

2. Картинки, которые не позволяют догадаться, о чем идет речь («Двое говорят по телефону», «Двое говорят на улице»).

Учебное назначение демонстрационных диалого-ситуативных карти­нок — служить детям внешней опорой при ведении диалога, помогать налаживать взаимодействие персонажей, преодолевать смысловые и язы­ковые трудности.

154


Видовые картинки (фото) отображают объекты знакомой или незна­комой детям действительности: виды городов, памятников, достоприме­чательных мест, разного рода символики и т. п. Учебное назначение де­монстрационных видовых картинок — дать дошкольникам живое цредставление об объектах действительности.

Портретные картинки (фото) отображают внешний облик лиц и пер­сонажей повествования. Учебяое назначение демонстрационных портрет­ных картинок—служить наглядной опорой для восприятия детьми худо­жественного текста.

Иллюстративные кар! инки отображают тот или иной фрагмент содержания текста, служат более полному пониманию его отдельных фрагментов, используются для контроля понимания прочитанного, а так­же в качестве наглядной основы для высказываний; дошкольников по содержанию рассказа или сказки.

Фабульные картинки. Фабульной называют такую картинку, кото­рая отображает кульминационный момент какого-нибудь события. Содер­жание фабульной картинки выявляется как бы в двух планах: в плане ви­димого и в плане невидимого, не изображенного. При этом видимое (предметное) содержание карптшки подается с такими изобразительными подробностями, что это позволяет догадаться о скрытом, невидимом со­держании картинки, домыслить подтекст изображенного. Таким образом, работа с фабульной картинкой, наряду с практической ценностью, имеет явно выраженную образовательную и воспитательную ценность. В качестве учебных фабульных картинок могут бьпъ использованы репродукции кар­тин известных художников.

Сюжетная серия картинок — это ряд взаимосвязанных по содер­жанию картинок, отображающих развитие события во времени и простран­стве. При коррекции и развитии речи демонстрационная сюжетная серия картинок может служить наглядной опорой для восприятия детьми худо­жественных произведений и для самостоятельного пересказа и рассказа.

Работу по картинке начинают с показа изображенных предметов, с на­зывания этих предметов, например: «Саша, посмотри: вот собака. Собака лает: "Ав-ав"». Покажи, где собака». На следующем этапе работы с кар­тинкой, показывая ее, обращают внимание не столько на объект, сколько на изображенное действие: «Что делает кошка? Кошка спит. Покажи, где кошка спит».

План работы по сюжетной картинке:

— показывают сюжетную картинку,

— раскрывают содержание сюжета,

155


Окончание табл. 12


определяют изображенные отношения (Девочка кормит собаку Собака рада. Собака виляет хвостиком);

спрашивают, что изображено на картинке (фраза).

На логопедических занятиях используют настенные картинки со зна­комыми сюжетами (Дети кормят птичку. Дети играют с кубиками), кар-тинки для решения познавательных задач (например, обобщения темы «Игрушки», «Животные»); используют реалистичные картинки для на­хождения и показа частей предмета (рога у коровы, хвостик у зайца).

Таблица 12 Тематический подбор картинок в группах для детей с ТНР

   
Содержание Задача обучения
Предметные картинки (изображен один предмет в статическом положении: собач­ка: «Ав-Ав») Узнавать изображения знакомых предметов
Предметные картинки (изображены знакомые детям животные и птицы, они выбирают нужную картинку из 4—5) Внимательно всматриваться в изо­бражение, запоминать и различать отдельные детали
Парные картинки («Дай такую же...») Отвечать звукоподражанием на во­прос «Как мяукает кошка?» и т. д
Сюжетные картинки знакомого содержа­ния (кошка играет с мячом, дети кушают) Закреплять и расширять представ­ления о действиях людей и со­стоянии предметов
Сюжетные картинки среднего размера, отражающие знакомый, но более разверну­тый сюжет (мама купает ребенка в ванне, дети играют с кубиками) Устанавливать простейшие при­чинно-следственные отношения
Парные картинки (мяч большой — маленький, лопатка красная — зеленая). Настенные картинки, отражающие знакомый, но широко развернутый сюжет (дети пускают лодочки в ручье) Закреплять представления о цвете, величине, форме предметов. Понимать жизненно близкий сю­жет, показанный на картине, выра­жать свои впечатления словом, строить предложения из 2—3 слов
Серии предметных картинок, состав­ленные по принципу функционального использования предметов: «Что надева­ют?», «Для чего нужны тарелки, ложки, чашки?» и т. д. Развивать функцию обобщения, расширять представления о пред­метах
Серии картинок-лото по темам: «Одеж­да», «Игрушки», «Животные» и т. д. Формировать понимание собира-! тельных существительных        |
156  

 

Задача обучения

Содержание

Закреплять знания о домашних жи­вотных, звукоподражание их голосам


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 383; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!