Визуальный тренажер произношения
Программа — разработка центра «Специальные образовательные технологии» как более доступный по стоимости аналог программы «Видимая речь». Программа содержит 6 модулей, которые рассчитаны на использование логопедами, воспитателями и родителями детей с речевыми проблемами. Основное предназначение — начальные этапы постановки речевых функций при работе с тяжелой патологией (нарушения слуха, ринолалия, дизартрия и др.). Как известно, именно начальные этапы коррекции проходят у ребенка с тяжелыми речевыми нарушениями очень медленно. При этом теряется возрастная сензитивность развития отдельных компонентов речи.
Таблица 14 Модули визуального тренажера произношения
Модуль | Назначение |
«Наличие звука» | Позволяет измерить длительность речевого выдоха и зафиксировать речевую активность в виде изменения количества объектов: разноцветных шаров, зажженных окон, калейдоскопических элементов |
«Громкость» | Предназначен для контроля и отработки громкости речи. Громкость звука ассоциируется с высотой объекта на экране (например, радуги) |
160
161
Окончание табл. 14
Модуль | Назначение модуля |
«Включение голоса» | Позволяет зафиксировать и увидеть момент включения" голоса в речевом упражнении. Бабочка-хамелеон меняет свою окраску при произнесемш голосовых и неголосовых звуков. С помощью :этого модуля можно работать над различием звонких и глухих согласных |
«Высотные упражнения» | Позволяет выполнять вокальные упражнения с и>Г визуализацией на экране монитора. Необходимо пройти путь по экрану, огибая препятствия при помощи повышения и понижения голоса |
«Спектр звука» | Произнося какой-либо звук, можно контролировать на экране его спектр, фиксировать и работать над правильным произношением |
«Запись звука» ------------------------------ | Позволяет записывать и воспроизводить с визуальным контролем небольшие речевые промежутки. Звуки с голосовой поддержкой прорисовывшотся в красном спектре, шумные фонемы имеют огибающую зеленого цвета |
Специализированная компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи «Игры для Тигры»
|
|
Программа позволяет эффективно работать над преодолением нарушений речи при дизартрии, дислалии, ринолалии, заикании, а также при вторичных речевых нарушениях.
В рамках системного подхода к коррекции речевых нарушений компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» предлагает более 50 упражнений с несколькими уровнями сложности, объединенных в 4 тематических блока: «Просодика», «Звукопроизношение», «Фоне-матика», «Лексика». Каждый блок программы состоит из нескольких модулей.
|
|
Все упражнения программы построены в игровой форме, при этом создается проблемная ситуация, решение которой производится доступными ребенку средствами и возможностями программы. В процессе работы над упражнениями ребенок, играя, помогает компьютерному герою Тигренку выполнить задания и вместе с ним достичь необходимого результата. Со стороны компьютера выступает не обезличенная программа, а веселый и забавный компьютерный герой Тигренок, который объясняет ребенку цель и правила выполнения предлагаемого задания, помогает его выполнить, дает итоговую или промежуточную оценку выполненного действия. Это создает положительную мотивацию при работе с программой, так как ребенку интересно общаться с компьютерным героем.
Таблица 15
Компьютерная программа «Игры для Тигры»
" Блок (диграммы | Назначение |
■^Просодика» | Упражнения блока направлены на коррекцию длительности и силы речевого выдоха, громкости и тембра голоса, темпо-ритмичности речи, ее интонационной выразительности. Принцип работы блока основывается на интерактивном общении ребенка и компьютера с использованием микрофона. При этом речевая активность отображается на экране компьютера в виде анимационных картинок |
«Звукопроизношение» | Работа с упражнениями блока позволяет развивать как эфферентное, так и афферентное двигательное звено речевой системы |
«Фонематика» | Блок направлен на коррекцию и развитие фонематических процессов у детей с нарушениями речи. Упражнения позволяют работать над развитием фонематического слуха на материале неречевых звуков, речевых звуков и звукоком-плексов, организовать работу по формированию фонематического восприятия у детей, коррекции звукопроизношения на этапе автоматизации дефектных звуков |
«Лексика» | Блок направлен на коррекцию лексико-грамматических нарушений речи у детей. Упражнения способствуют формированию структуры значения слова, развивают словарь детей по основным темам: «Одежда», «Обувь», «Мебель», «Посуда», «Инструменты», «Дикие животные», «Домашние животные», «Птицы» и т. д., позволяют работать над формированием лексической валентности слов на материале существительных, прилагательных, глаголов, над грамматической структурой слов и словосочетаний |
Применение специализированной компьютерной логопедической программы «Игры для Тигры» делает процесс коррекции речевых нарушений и развития речи увлекательным и интересным как для ребенка, так и для специалиста. Опыт использования данной программы на кор-рекционных занятиях в дошкольных учреждениях показывает, что у детей с недостаточной сформированностью мотивационной сферы появляется заинтересованность, повышается готовность к занятиям и стремление достичь положительного результата в работе.
|
|
|
|
Компьютерная программа «Делъфа-130»
Одной из отечественных разработок в области технической поддержки процесса формирования и коррекции произносительной стороны речи У детей является созданный в 1994 г. гпюграммно-аппаратный комплекс «Дельфа-130» (г. Москва).
162
163
Программа представляет собой тренажер для речевой реабилитации и коррекции звукопроизношения у детей и взрослых Она позволяет отображать на экране монитора длительный, устойчивый, плавный речевой выдох для слитного произнесения слов и фраз, наличие или отсутствие голоса, его силу и высоту, громкость и длительность звучания фонемы, слоговую структуру слова, словесное и логическое ударение. Задания и упражнения просты и понятны ребенку. Приведем несколько примеров.
«Колобок». Ребенок повторяет за логопедом пары гласных: А — Я, О — Ё и т. д. Логопед фиксирует точность произношения, а перед ребенком ставится задача: «Говори правильно, и колобок будет тебе улыбаться».
«Рисуем дом». Задание ребенку: «Давай нарисуем дом. Будем рисовать и называть части дома. Повторяй за мной». Логопед фиксирует правильность произношения многосложных слов, слов со стечением согласных: (окно, крылечко, заборчик и др.).
С помощью компьютерного комплекса «Дельфа-130» легко провести обследование речи ребенка. Например, задание «Собери грибы»: по мере движения ежика по экрану, логопед задает детям вопросы: «Где ходит ежик?», «Что делает ежик?», «Зачем ежику нужно собрать грибы?». При этом фиксируется, какие ответы дает ребенок: полные (неполные) предложения, распространенные (нераспространенные), какова синтаксическая конструкция предложений, словоизменение, умение продолжить рассказ по знакомой ситуации.
Если при первичном обследовании ребенок не хочет вступать в контакт как на вербальном, так и на невербальном уровне, то к компьютеру он всегда проявляет интерес. Ребенку предлагается обратиться к сказочным героям, и они тут же начинают двигаться, затем незаметно для ребенка логопед может начинать обследование, предлагая повторить те или иные слова, выполнить грамматические задания. Обследование ведется по традиционной методике (звукопроизношение, лексика, грамматика, синтаксис, особенности голоса, темпа речи), но на материале компьютерной программы.
Компьютерная программа «Мир за твоим окном»
Это специализированная компьютерная программа, предназначенная для развития и обучения детей старшего дошкольного воз;раста с различными нарушениями в развитии. Ее авторы—сотрудники Института Коррекцион-ной Педагогики РАО (Е. Л. Гончарова, Т. К. Королевская, О. И. Кукушкина). Программа включает несколько сотен заданий. В методическом руководстве показано, как с помощью предлагаемой компьютерной технологии
-довить скрытые при традиционном обучении проблемы в развитии ребенка, как трансформировать их в задачи обучения, как добиться развивающих и коррекционных эффектов. Программа обращена в равной мере -ян к детям, нуждающимся в особой помощи, так и к взрослым, работающим с ними.
Программа «Мир за твоим окном» посвящена темам, которые присутствуют в содержании обучения практически всех категорий детей. Она состоит из пяти частей: «Времена года», «Погода», «Одежда», «Рассказы о временах года», «Календарь». У каждой из них свои задачи в области развития и обучения.
Таблица 16
Компьютерная программа «Мир за твоим окном»
Назначение |
Название части программы
«Времена года»
Упражнения этой части помогают обеспечить в обучении деятельность, необходимую для систематизации, обобщения и обогащения личного жизненного опыта детей в области сезонных явлений. На экране перед ребенком предстает комната, где живет герой компьютерной программы, его сверстник Николай. Комната — это учебная модель, которая дает ребенку возможность действовать, экспериментировать, ошибаться и пробовать снова. Объекты действия:
— окно, которое можно открывать и закрывать, разглядывая пейзаж за окном или выбирая необходимый из серии предлагаемых;
— градусник, на котором можно увидеть температуру воздуха за окном или установить ее самому;
— календарь на стене, который можно перелистать по временам года, месяцам, дням и установить любую нужную дату.
В части «Времена года» предлагается три вида упражнений одного и того же типа — ребенок должен устанавливать соотношение между тремя существенными признаками (температура воздуха, пейзаж за окном, календарная дата) применительно к любому времени года
«Погода»
Ребенок вновь оказывается в комнате героя. Она по-прежнему используется как учебная модель. Предметом обсуждения становится погода и отношение к ней. При выполнении предложенных упражнений ребенку будет казаться, что он смотрит вместе с героем телепрограмму о погоде, ведет диалог о погоде и своем эмоциональном отношении к ней, спорит с героем, сочиняет прогнозы погоды на завтра
164
165
167 |
Окончание табл. 16
Название части программы | Назначение |
«Одежда» | В этой части предметом обсуждения становится зависимость выбора одежды от погоды. Ребенок помогает герою одеться на прогулку, разглядывая пейзаж за окном и зная температуру воздуха; готовит одежду на завтра на основании прогноза погоды, который представлен на экране в символах и словах; собирает чемодан в дорогу перед путешествием в разное время года во время каникул. Приведем в качестве примера первое упражнение — «Шуба или шорты?». На экране знакомая ребенку комната. Окно зашторено, поэтому неизвестно, какая погода на улице. Герой просит помочь ему выбрать одежду для прогулки. Если ребенок понимает зависимость выбора одежды от погоды, то он открывает шторы, оценивает погоду за окном и одевает героя в соответствии с ней. Если же, не открыв окно, он выбирает ту одежду, которая ему просто больше нравится, то компьютер продемонстрирует ребенку абсурдность такого механического выбора, помещая героя в шубе в жаркий летний день или заставляя героя в шортах дрожать от мороза |
«Рассказы о временах года» | Ребенку многократно предлагается одно и то же задание: прочитать (или прослушать) текст и ответить только на один вопрос: «Какое время года?». В его распоряжении четыре соответствующие кнопки: «Зима», «Весна», «Лето», «Осень» |
«Календарь» | Ребенку предлагается выстраивать последовательность элементов (сезонов, месяцев, дней недели), но теперь уже соотнося со шкалой времени и определяя, какие сезоны года (месяцы, дни недели) соотносятся с прошедшим, настоящим и будущим временем. Например, если сейчас лето, то была..., а будет... Было лето, сейчас..., будет... и т. д. |
«8РЕС1АЬ ЕБ11САТКЖ ТООЬ8»
По замыслу авторов программный продукт представляет собой простой и интуигивно понятный инструментарий, который позволяет объединять изображения, тексты и звуки в подготовке и накоплении собственных учебных материалов педагогичесюй деятельности. В отличие от готовых компьютерных заданий и упражнений, проекты создаются самим педагогом, легко объединяются в серии и приобретают вид тематических разработок. В комплекте с программой разработчики поставляют множество примеров оформления будущих проектов, которые позволят педаго-
166
быстро освоить это программное обеспечение, действуя по аналогии используя имеющиеся в коллекции изображения и звуки.
Характеристика |
Программа позволяет передвигать шары по экрану, делать их копии, менять размеры, составлять последовательность в виде узора или орнамента. При наведении курсора на объект (шар) происходит называние цвета |
Классическая тема для дошкольного учреждения, выполненная в виде задания на классификацию находящихся на экране объектов. Объекты можно переносить в пределах экрана. Двойное касание овоща или фрукта позволит услышать его название |
Предназначен для наглядного речевого моделирования. Меняя позиции объектов на экране, их количество, можно образовывать различные лексико-грамматические и синтаксические конструкции |
Проект позволит собрать тексты чистоговорок, тематических загадок и занимательных заданий, сопровождая их картинками и звуками: У ежа — ежата, у ужа—ужата; ужу наужин мышонок уже не нужен; жужжит над жимолостью жук, тяжелый на жуке кожух |
Меняя расположение вещей и сами вещи, можно варьировать смысловые конструкции, синтаксические связи, отображая это в речи |
Таблица 17 Образцы проектов «8РЕС1АЬ ЕШСАТЮК Т0013»
Окончание табл. 1 |
Характеристика |
Компьютерный аналог известной методики «Вкладыши», позволяющий закрепить знание детьми геометрических форм |
При касании большой картинки на экране меняются времена года. Задание заключается в подборе соответствующих объектов для каждого времени года и их группировке
Мы поможем в написании ваших работ! |