Компьютерный комплекс «Грамотей»
Разработан учителем-логопедом Н. Вальчук совместно с лабораторией компьютерных технологий обучения детей ИКП РАО.
Пакет программ разделен на 4 части, каждая из которых может использоваться автономно:
— I часть: звуковой анализ слов (игры «Анализ слова», «Звуковая дорожка», «Пирамида»);
— II часть: работа над словом (игра «Грамотей»);
— III часть: работа над предлогами (игра «Изучаем предлоги»);
— IV часть: работа над предложением (игра «Робот»).
Игра «Анализ слова». Слева на экране расположен ряд картинок, названия которых различаются по слоговому составу. В правой части экрана представлены три типа слоговой структуры слов: односложные, двусложные и т])ехсложные слова. Ниже расположены варианты обозначения звуков в словах (красный кружок — гласный звук, синий — твердый согласный звук, зеленый — мягкий согласный). Если подвести курсор к любой картинке и нажать на левую кнопку мыши, вокруг картинки появится яркая рамка и прозвучит произнесенное по слогам с выделением ударного слога название этой картинки. Работа по звуковому анализу слова с использованием программы включает два этапа:
1. Определение слоговой структуры олова — выбрать соответствующую схе\г/. При ошибке будет слышен звуковой сигнал, маркирующий неправильный ответ.
2. Звуковой анализ слова — каждый звук, обозначенный кружком, называется и характеризуется (гласный — согласный, твердый — мягкий). Можно дополнительно определять количество звуков в словах.
|
|
В результате верно выполненного задания на экране остается цветная схема слова, а в углу экрана появится приз — привлекательная картинка (изображение лакомства, героя мультфильма и т. п.). Состав слов для разбора постепенно усложняется.
Игра «Звуковая дорожка». С помощью игры можно проверить умение выделять гласные звуки в ряду согласных.
Игра «Пирамида». Суть задания состоит в том, что ячейки каждого яруса необходимо заполнить картинками, имеющими в своих названиях то же количество звуков, что и в первых картинках ряда.
Игра «Грамотей». Программа предназначена для совершенствования и закрепления фонематического анализа знакомых слов при их записи и прочтении, для предупреждения дисграфических ошибок.
Игра «Изучаем предлоги». Ребенку предлагается придумать предложение и построить его схему. Значимые слова представлены на экране кирпичиками вишневого цвета, а служебные (предлоги) — зеленого. После проговаривания каждого слова придуманного предложения следует «вынуть» из стенки соогветствующий кирпичик.
Игра «Робот». Взрослый диктует ребенку слова, предложения, тексты. В центре экрана расположена черная доска, возле которой стоит робот, «проговаривающий» то, что написано на доске. Если робот не нашел ошибок, прочитав грамотно написанный текст и слова, он разрешает ребенку отправиться в космическое путешествие.
|
|
Компьютерные программы, предназначенные для коррекционного обучения детей с речевыми нарушениями, в первую очередь учитывают закономерности и особенности их развития, а также опираются на современные методики преодоления и предупреждения отклонений в развитии. Многообразие нарушений речи, их клинических и психолого-педагогических проявлений предполагает применение разных методик коррекции, следовательно, и использование разных компьютерных технологий. Их применение способствует повышению результативности ВДррекционно-образовательного процесс а.
168
169
Библиографические ресурсы развивающей среды
Читательская биография современного ребенка начинается, как правило, с дошкольного возраста Понятие «читатель» по отношению к дошкольникам в значительной степени условно. Многие из них еще не овладели навыками чтения. Общение с книгой у этих детей происходит несколькими способами, ребенок слушает чтение книг родителями, воспитателем; самостоятельно знакомится с содержанием книги по иллюстрациям, либо взрослый читает вслух и одновременно показывает иллюстрации. Можно еще до школы пробудить в ребенке читателя, не обучив его ни единой букве. Мы говорим о любви к книге, об удовольствии от чтения, о привычке постоянно быть с книгой и невозможности существовать без нее. Вводить малыша в мир литературы нужно постепенно, учитывая его возрастные интересы и возможности.
|
|
Правила детского чтения очень просты: годовалому ребенку необходим гармоничный мир, наполненный мелодичными звуками, поэтому ему нужно читать ритмичные стихи для сам ьгх маленьких. Двухлетние дети с удовольствием листают книги с иллюстрациями, которые помогают лучше понять характер, настроение изображаемых героев. Для них подбираются книги, в которых текст и иллюстрация размещены на одной странице, причем большую ее часть занимает красочная иллюстрация В 3—6 лет ребенку важно получить представление об окружающем мире. В идеале книги для этих читателей должны сочетать прекрасный авторский текст и хорошие иллюстрации.
Какие же книги рассматривают и читают дошкольники? Конечно же интересные, познавательные, развивающие и красочно оформленные. Необходимо помнить о том, что не толью содержание, но и оформление книги должно соответствовать возрастным возможностям ребенка. Помимо художественной литературы, детей, особенно старших дошкольников, интересуют тексты энциклопедического, познавательного характера, благодаря которым они расширяют свой опыт и обогащают знания об окружающем мире. (Диск: Д-21)
|
|
Круг чтения ребенка не должен состоять из одних сказок. Произведения должны быть разных литературных жанров: сказки народные и авторские, короткие реалистические рассказы, стихотворные произведения — как фольклорные, так и авторские и т. д.
Стихи — самый доступный для детей текст. Мгдыш, еще не умеющий говорить, охотно кивает в такт ритмичным словам, которые произносит взрослый. А когда слышит одно и то же стихотворение несколько раз.
да вместе с взрослым тянет гласные звуки или произносит доступные ему слоги. Ситуативная, игровая поэзия сопровождает ребенка на 1—2 году ясизни («ладушки», «сорока-белобока», «коза рогатая» и др.). Эти произведения побуждают ребенка к движению, манипуляции руками, эмоциональному переживанию происходящего.
Сказки. В глубокой древности были сложены сказки, учитывающие психологию детей раннего возраста — «Репка», «Колобок», «Теремок». Не удивительно, что с них начинается знакомство с детской литературой для ребенка младшего дошкольного возраста. Детям постарше читают сказки о животных, волшебные сказки, современные авторские сказки.
Заклички — небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей. Они могут сопровождаться игровыми и имитирующими действиями. Все явления и силы природы живут в закличке как одушевленные существа. Ребенок вступает с ними в контакт, в сговор. Просит солнце о тепле и ласке, подсказывает дождю, что поливать и как и т. д.
Приговорки — интимные обращения по принципу просьбы-пожелания. Приговорки обращены к домашнему быту, к повседневным занятиям, но всему, что окружает ребенка.
Кричалки — это новая ступень в познании ребенком мира. В быстро сменяющихся картинках жизни ребенка выражаются его переживания и эмоции: радость, счастье, восторг, упоение, удивление. Это эмоции и чувства ребенка, запечатленные в слове.
Прибаутки — небольшие стихотворения, яркие, красочные словесные картинки, отражающие все то, что окружает ребенка в доме, на улице, во дворе. Прибаутки лишены описательности и нравоучения. Прибаутка предлагает детям увидеть смешное в жизни и научиться передавать его в слове. Юмор нелепых положений, вопросов, предложений и предположений — стихия этих стишков и песенок. При этом прибаутка сохраняет серьезную интонацию, предоставляя ребенку возможность самому разобраться, смешно ему или нет.
Перевертыши — игра ума по обратной координации вещей и явлений. Содержанием является заведомая чепуха, нелепость, ерунда. Это прекрасное средство воспитания и развития чувства юмора, здоровая пища Для детской души, удовлетворяющая ненасытную потребность ребенка в смехе, веселье, радости. Виртуозами перевертышей являются детские поэты. Нет такой области знания, включая словарный запас ребенка, фонетику, грамматику, синтаксис родного языка, где бы не нашли возможность баловаться и озорничать сочинители веселых стихов. Авторские перевертыши всегда сюжетны («Повар готовит обед»). История, рассказанная
170
171
в них, является подоплекой неразберихи и путаницы. В стихах прыгают скачут, смеются и поддразнивают ребенка перевертыши звуковые, мор. фологические, смысловые, ситуативные.
Потешки — народные четверостишия или корогкие стихотворения образные, легко запоминающиеся, привлекающие внимание ребенка к звучащей речи. Они отличаются богатством форм и размеров («Наша Маша маленька, на ней шубка аленька», «Расти, коса, до пояса»). Содержание потешки нуждается в пояснении, требуется показ соответствующих предметов и действий.
Считапки. Их главная особенность—четкий ритм, возможность кричать отдельно каждое слово. Они предназначены непосредственно для расчета играющих, определения водящего в игре. Можно еще играть в считалку, ведь некоторые из них заканчиваются вопросом, заданиями, указаниями и прочими требованиями. Авторская считалка остросюжетна, динамична. Такой стишок обладает волшебными свойствами. Он «заговаривает» самые сильные обиды забавной нелепостью. Остается хорошее веселое расположение духа:
Шла коза по мостику И виляла хвостихом. Зацепила за перила, Прямо в речку угодила. Кто не верит — это он, Выходи из круга вон.
Скороговорки — веселая безобидная игра в быстрое проговарива-ние труднопроизносимых стихов и фрвд Прелесть скороговорки в том, что с первой) раза ее трудно проговорить. Ведь по правилам игры ее нужно повторить, восприняв на слух. У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Это полезные грамматические упражнения, тренирующие ребенка в правильном, осмысленном употреблении частей речи и частей слова, и одновременно — баловство, игра в словотворчество. В скороговорке сложная ритмика. Каждый звук подчиняется ритму и создает ритм (Соня Зине принесла бузины в корзине).
Дразнилки — это сатира, осмеяние и разоблачение порока. Поэт обращается к данному жанру для изображения недостатков, свойственных в той или иной мере детям. Автор высмеивает лень, жадность, трусость, бахвальство, и прочие дурные привычки. Смешные, нелепые ситуации, в которых изображены детские недостатки, интересны дошкольникам Выразительные портреты нерях, ленивцев, упрямцев, хвастунишек, трусишек привлекают детей тем, что ребенок, узнавая порок, уверен, что
172
сам не похож на этих героев. Увлекательной представляется игра, кото--ую затевает поэт с маленьким читателем, делая его участником осмея-ряя, отдавая ему роль пересмешника.
Пословицы и поговорки — устойчивые образные высказывания, обогащающие словарный запас ребенка, развивающие его образное и ло-гическое мышление (Без труда не вытащишь и рыбку из пруда).
Рассказы о природе и о людях привлекают дошкольников своей реалистичностью, интересным сюжетом, поступками и качествами героев.
Азбуки в стихах и занимательные книжки по математике несут огромный познавательный потенциал, они занимательны, полезны, готовят детей к школьному обучению.
Особо следует сказать о логопедических сказках, или, как их именуют в методической литературе, — логосказках. Это особый вид сказок, направленный на реализацию определенной логопедической задачи. Например: словообразование существительных с помощью суффиксов.
Про посуду
Рассуждала как-то сахарница:
— Вот я для сахара создана. Потому так и зовусь — САХАРНИЦА. СОЛОНКА —для соли, САЛАТНИЦА—для салата, ХЛЕБНИЦА—для хлеба, СУПНИЦА — конечно, для супов, а СОУСНИК — для соусов разных.
— Да, да, — подхватила МАСЛЕНКА, — я нужна для масла, а моя подружка СЕЛЕДОЧНИЦА — для селедки. Но скажите мне, как объяснить слова ПОСУДА и ПОВАРЕШКА? Слова такие есть, а вот еды такой я что-то не знаю!
— Вы меня хоть ЧАЙНИКОМ и зовете, — отозвался ЧАЙНИК,—я не только про чай все знаю и чайком всех пою. Слово ПОСУДА как бы просит: «Положи СюУДА! ПОСУДА!» А с ПОВАРЕШКОЙ еще проще. Она главная помощница повара: вместе с поваром любое блюдо попробовать может и повара угощает. «ПОВАР, ЕШЬ-КА!»
Т. Шуйская
Литературный опыт дошкольников можно расширить с помощью произведений, не включенных в программу, и «толстых» книжек, например «Приключения Незнайки и его друзей» Н. Носова, «Волшебник Изумрудного города» А. Волкова и др. С этой целью организуется чтение с продолжением, каждый раз возвращающее детей к полюбившимся героям и их приключениям.
173
Одним из действенных средств донесения до маленьких слушателей содержания произведения является мастерство выразительного чтения. Педагог, владеющий этим искусством, живо раскрывает перед детьми художественные образы, обстановку действий, смену настроений. Важно заранее продумать элементы артистичности (мимику, жесты), определить места в тексте, которые необходимо спеть, проскандировать. В процессе чтения дошкольники должны видеть лицо педагога, и сам педагог смотрит в глаза детям, наблюдает за их реакцией на прочитанное.
Когда дошкольник начинает учиться читать самостоятельно, облегчить восприятие текста и помочь ему преодолеть трудности может книга, в которой соблюдены следующие требования:
— бумага должна быть белой, хорошего качества, на ее фоне должны контрастно выделяться черные буквы;
— шрифт четкий, разборчивый, с ясно выраженными внутрибуквен-ными просветами. Лучше, если все элементы букв будут одинаковой толщины и без декоративных излишеств;
— считается, что чем крупнее буквы, тем легче ребенку прочесть их. Однако чересчур большие буквы неадекватны для работы зрительной системы ребенка 5—6 лет. Оптимальная высота строчных букв — 3,5 мм;
— оптимальная длина строки в детской книге — 128 мм. Этот размер установлен экспериментально. Ученикам 1-го класса предложили прочитать тексты с длиной строк от 112 до 134 мм. Детям не подходила ни маленькая, ни большая строка: и в том, и в другом случае они делали много ошибок, быстро утомлялись;
— важно также, чтобы строки не были напечатаны слишком близко, не «набегали» друг на друга. Оптимальный межстрочной пробел — 2,8 мм;
— желательно, чтобы иллюстрации были расположены сверху или сбоку от текста — ребенок будет меньше отвлекаться при чтении.
Предметы для изготовления книг и детской журналистики: карандаши, фломастеры, краски, трафареты, картинки, фотографии, альбомы, степлеры, клей. Кроме того, что дети с удовольствием проводят время за рассматриванием иллюстраций и чтением книг в книжном уголке группы, они сами с увлечением «создают» книги, а потом знакомят с ними родителей и сверстников.
Тексты, составленные детьми (и записанные взрослыми), могут представлять собой краткие ежедневные заметки («Новости дня»), а могут вместе с рисунками иллюстрировать содержание любимой сказки, стихотворения, изображать отгадку загадки. Содержание таких детских произведений во многом зависит от интересов детей в группе.
174
Таблица 18 Варианты рукописных книг
(для старшего дошкольного возраста)
Тематика | Содержание |
■Книга именинников | Каждому дню рождения детей группы посвящена отдельная страничка. Иллюстрации могут отражать как сам праздник, так и мечты ребенка о подарке, о торжестве |
"Книга пожеланий | Каждый ребенок периодически высказывает свои сокровенные мечты, пожелания. Они могут послужить основой для создания такой книги, дополненной рисунками, фотографиями, коллажами. Целесообразно время от времени возвращаться к ней с тем, чтобы посмотреть, как изменяются интересы, потребности детей, реализуются мечты, что можно сделать, чтобы помочь их осуществлению |
Книга путешествий | Это книга содержит иллюстрированные рассказы детей о летних путешествиях (в деревню к бабушке, с родителями на море и т. д.). Обязательное условие — наличие большого количества фотографий и рисунков |
Книга юного поваренка | Книга может содержать рецепты тех блюд, которые любят дети и которые могут приготовить сами или вместе с взрослыми. В ней не обязателен текст, его можно заменить схемами или условными значками |
Большая книга хобби и увлечений | Основу книги составляет альбом с чистыми листами, куда постепенно собираются вкладыши, картинки, календари, фишки, рисунки, этикетки, отражающие мир интересов воспитанников группы. Материалы могут быть дополнены рассказами ребят об их увлечениях и интересах |
Книга загадок, книга стихов | Само название этих книг говорит за себя: в них могут быть помещены как придуманные детьми, так и литературные загадки, кроссворды, ребусы, стихи и, конечно, иллюстрации, выполненные руками детей |
Тематические книги | В ходе изучения любой лексической темы накапливается много разнообразного материала: рисунков, текстов, картинок. Все они могут быть собраны в тематическую книгу, например: «Наш любимый город», «Игры и игрушки», «Самые интересные животные» |
Родовод | Наиболее эмоционально значимые для детей события происходят в семье: семейные праздники, рождение младших братьев и сестер, приобретение домашних питомцев. Дети с удовольствием рассказывают о таких событиях. Каждая семья становится автором книги, рассказывающей о ее составе, увлечениях, семейных традициях, профессиях членов семьи |
Книга юных талантов | Это сборник :тучших работ воспитанников группы: рисунки, аппликация, оригами и т. д. |
175
Стандартам книга Кпига-спигок Книга-«то1пте:т1>» |
Как по содержанию, так и по исполнению книги, сделанные детьми могут быть различными: стандартная книга, книга-свиток, книга-«тон-нель», книга-«гармошка», книга-блокнот, книга с трехмерными иллюстрациями, юшга с закладками, книга-флипп, книга-коробка (Идеи Джин Айлер) (рис. 142).
Книга с такладками Книга-флшш Книга-«коробка»
Рис. 142
Для всех перечисленных видов книг материалом служат бумага и картон. Но фантазия детей может уводить их дальше. Так, например, совершенно нетрадиционно выглядит книга из скрепленных носовых платочков. Сейчас текстильная промышленность выпускает детские носовые платочки с яркими сюжетными изображениями персонажей книг и мультфильмов. Так почему бы такие платочки не собрать в книг}' «Наши любимые мультфильмы»? Стоит только хорошо накрахмалить и прогладить платочки, и они становятся похожи на настоящие книжные страницы. Такая книга очень прочная: не рвется, не мнется, легко листается, а если возникает
^обходимость, то книжку можно постирать и снова использовать по на-
Детей, особенно младших дошкольников, приводят в восторг книги- сЮрпризы с яркой меховой игрушкой в специальной коробочке, прикреп-денной к обложке: «прочитал» книгу, рассмотрел картинки — получи
ПЛЯСКУ.
Самодельные детские книжки, дополненные рисунками, фотографиями, создают тот неповторимый стиль группы, который делает ее по-до-кашнему уютной, располагающей, комфортной.
Еще одна идея — книжка из разноцветных фантиков. Сколько вкусных конфет съедают дети за год? Конфетных оберток вполне хватит, чтобы сделать ароматную книжку. На тканевую основу приклеиваются или пришиваются фантики. Получаются странички в стиле пэчворк (лоскутки), которые можно полистать, а заодно подышать конфетным ароматом.
Предметы и приспособления для реставрации книг «Книжкина боль ница»'- наборы бумаги и картона, ножницы с тупыми юнцами, скотч, клей, клеенка, полоски марли, прочные нити для сшивания и др. К сожалению, книги не могут служить своим юным читателям бесконечно долго. Бумага — не долговечный материал, и книги часто нуждаются в ремонте и реставрации. Можно, конечно, в этой ситуации попросить помощи у родителей, но значительно полезнее «полечить» книжку своими силами. Реставрация книг из групповой библиотечки — дело тонкое и кропотливое. Дети могут выполнять лишь некоторые операции под руководством взрослого, но зато ни с чем не сравнится радость, от собственноручно реанимированной книжки.
Картотека чистоговорок для автоматизации звуков. Чистоговор-ка—это, наверняка, логопедическое «изобретение» — фраза, начинающаяся с трех- или двукратного повторения слога с автоматизируемым звуком и содержащая несколько слов с тем же трудным для ребенка звуком. Структура чистоговорки выдержана в строгом дидактическом духе: от простого к сложному (сначала — слог, затем — слово; многократное повторение звука): «Ла-ла-ла, ласточка мала».
Из чистоговорок можно составлять мини-рассказы, связывая их по смыслу. Отдельные чистоговорки и скороговорки-рассказы лучше всего оформить на карточках стандартного размера, которые составят картотеку. На каждой карточке желательно поместить:
1) текст скороговорки, записанный печатными буквами с выделенной слоговой частью фразы. Дети, которые умеют читать, прочтут всю надпись; те, которые учатся читать, — прочтут только слоги;
177
176
2) картинку, иллюстрирующую, поясняющую текст чистоговоркц Чтобы легче было найти нужную карточку, следует их промаркировать (звук [р], звук [с], звук [л] и т. д.) и поставить порядковый номер.
Картотека загадок. Коррекционные и образовательные возможности загадки многообразны: развитие речи, памяти, мышления, расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире, развитие сенсор. ной сферы. Этим объясняется широкое использования загадок на занятиях в дошкольном учреждении, в проведении мероприятий по распорядку дня, на утренниках, досуговых и развлекательных мероприятиях. Систематизировать материал позволяет картотека загадок. Прежде всего следует отметить, что для детей с тяжелыми нарушениями речи нужно учитывать рад требований при подборе загадок: доступность содержания, занимательность, образность описания предмета или явления, грамотность речевого оформления загадки, а также речевые возможности детей, их возрастные и индивидуальные особенности.
Тематика загадок для детей младшего дошкольного возраста ограничена их небольшим жизненным опытом. Это загадки о предметах, с которыми ребенок чаще всего сталкивается в быту, многократно их воспринимает, и которые оказывают на него эмоциональное воздействие: загадки об игрушках, домашних животных, предметах обихода, продуктах питания.
Малышам предлагаются загадки, в которых названы яркие, характерные признаки внешнего вида предмета (цвет, форма, величина и т. д.), отмечены те качества и свойства, которые дети хорошо знают (голос животного, чем он питается, повадки и т. д.).
Младшим дошкольникам можно предложить рифмованные загадки, в которых отгадка рифмуется со словами загадки.
Детям среднего дошкольного возраста предлагается более широкая тематика загадок: о домашних и диких животных, предметах домашнего обихода, одежде, продуктах, явлениях природы, транспорте и т. д. Характеристика предмета загадки может быть дана полно, подробно, как мини-рассказ о предмете. Рекомендуются загадки с простыми сравнениями и прозрачными метафорами.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста используют загадки разнообразной тематики: животные, птицы, рыбы, насекомые, растения, явления природы и их закономерности, предметы обихода и орудия труда, средства передвижения, связи, спорт, человек, грамота и т. д.
Учитывая жизненный опыт старших дошкольников, способность к наблюдениям, рассуждениям, детям предлагаются более сложные виды логических задач: сравнение, исключение, сопоставление и др.
178
Загадки, собранные в картотеке, имеют разноуровневую сложность. Пои определении уровня сложности надо учитывать следующие факторы:
._ тип логической задачи и характер умственной операции, которую
следует выполнить ребенку при отгадывании загадки;
.— доступность изобразительно-выразительных средств загадки для детей с различными уровнями речевого развития (лексика: эпитеты, сравнения, метафоры, гиперболы и т. д.);
—сложность композиционно-синтаксической структуры загадки (предложение-вопрос, односоставное предложение, использование однородных членов предложения и т. д.).
По совокупности данных факторов можно выделить, и обозначить в карточках картотеки:
* — загадки 1-го уровня сложности;
** — загадки 2-го уровня сложности;
*** — загадки 3-го уровня сложности.
Все представленные в картотеке загадки имеет смысл расположить по лексическим темам. В свою очередь, внутри темы карточки с загадками располагаются по алфавиту (по слову-отгадке). Если загадок о данном предмете несколько, они расположены в произвольном порядке. Перед каждой загадкой помещен условный значок, определяющий уровень сложности загадки для детей. В картотеке желательно иметь перечень лексических тем для облегчения педагогу процесса подбора необходимой загадки.
Тема: Домашние животные К-17
** Что за зверь со мной играет: Не мычит, не ржет, не лает, Нападает на клубки, Прячет в лапках коготки?
(Котенок.)
Картотека стихов. Детские стихи могут быть использованы педагогами при проведении занятий по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, изобразительной деятельности, математике и др. Многими забавными четверостишиями можно сопровождать режимные моменты. Целесообразно предлагать стихи родителям для заучивания с детьми дома, помещая их в индивидуальную тетрада ребенка. Специальная подборка стихов (например, «Новый год», «Мамин праздник») может помочь при подготовке утренников и развлечений. У каждого педагога накапливается большой стихотворный материал, необходимо продумать и осуществить его систематизацию.
179
Самая простая и эффективная форма — картотека. Каждое стихетво-рение помещают на отдельную стандартную карточку, которую можд0 снабдить рисунком или картинкой по теме стихотворения. Группировать карточки желательно по лексическим темам, которые изучают в группе в течение года. Такая систематизация весьма условна. Очень сложно многие стихи отнести к какой-то определенной теме. Например, стихотворение «Панама»:
У Иришки — горе,
Заругает мама:
Оказалась в море
Красная панама.
Чайкою ленивой
На волнах качается,
И не улетает,
И не возвращается.
В нем рассказывается о девочке Иринке и ее маме («семья»), о замечательной панаме («одежда»), которую ветер унес в море, о чайке («птицы»), на которую так похожа плавающая на волнах панама.
Лексический способ расположения материала поможет быстро подобрать стихи по нужной теме. В рамках каждой лексической темы стихи расположены по алфавиту.
Рядом с каждым стихотворением желательно поместить условный значок, состоящий из двух частей: количественной и цветовой. Количественная часть условного обозначения может быть представлена, например, прямоугольниками. Она отражает сложность данного стихотворения для понимания ребенком (развитие импрессивной речи):
[] — 1-й уровень сложности (самые простые для понимания стихи);
[] [] — 2-й уровень сложности;
Цветовая часть отражает сложность стихотворения для воспроизведе ния (развитие экспрессивной речи) и также имеет три уровня: |
[] []|[] — 3-й уровень сложности (тексты со сложными причинно-следственными и временными зависимостями).
/"") — 1-й уровень (самые простые для воспроизведения детьми);
^ — 2-й уровень;
/$Ц) — 3-й уровень (тексты с артикуляционно сложными звуками, сложными лексико-грамматическими оборотами).
Таким образом, самые легкие для понимания и воспроизведения стихи будут помечены следующим условным значком: [] (^), соответственно самые сложные для детей стихи будут обозначены так: [][][] (Щ). Данные обозначения помогут педалму подобрать стихи и четверостишия с учетом уровня развития речи детей в группе.
рефлексивные ресурсы развивающей среды
Развитие рефлексии, формирование адекватной самооценки — важная задача. Рефлексия (от позднелат. ге/1ех1о — обращение назад) — размышление, деятельность самосознания, способность к анализу собственного психологического состояния. Данная способность зависит от степени сложности внутреннего мира человека и от его обучения. Рефлексия занятия предполагает его ретроспективную оценку в двух аспектах: эмоциональном (понравилось — не понравилось, было хорошо — было плохо и почему) и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали). Детям дошкольного возраста легче дается первая (эмоциональная) часть оценки, и требуется много и планомерно работать над тем, чтобы научить их оценивать свои действия и действия других с точки зрения полезности, рациональности.
Детям необходимо показывать рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости за успешность самостоятельных действий. Следу-етчаще обсуждать успехи и достижения ребенка, а главное — фиксировать их зрительно: знаками, рисунками, пиктограммами. Например, ребенку можно предложить собирать «Ромашку достижений»: в большую красивую вазу ставятся стебельки будущих ромашек (из зеленых соломинок для коктейлей). К каждому стебельку крепится «сердцевина» с именем, а лучше — с фотографией каждого ребенка группы. Каждое достижение, каждый успешный шаг ребенка—это лепесток, который прикрепляется к сердцевине. Учитель-логопед записывает на лепестке, что удалось сделать ребенку. Например: «Научился правильно выполнять артикуляционное Упражнение "Грибок"», «Выучил наизусть загадку о зайце и загадал ее Детям», «Помог Маше составить узор из мозаики» и т. д. Через некоторое время в вазе будет стоять пышный букет из бумажный ромашек.
181
180
Постепенно дети сами начнут отмечать свои достижения, фиксируя их доступными способами (через рисунки, рассказы родителям о том, что получилось на занятии), у них появится желание поделиться своими ус-пехами и порадоваться успехам своих товарищей. Важно помнить, что рефлексия дошкольников — это игра с интересными, яркими, запоминающимися атрибутами. (Диск: 11-22)
«Альпинисты». Предлагается сюжетная картинка с изображением горы, символизирующей знания. Каждый ребенок становится альпинистом, поднимающимся на вершину (рис. 143). Он выбирает для себя вымпел определенного цвета и устанавливает на той высоте горы, которая, по его мнению, покорилась ему на занятии. Критерии собственной оценки могут быть различными: «Как я говорил на занятии», «Как я составил рассказ», «Моя активность на занятии», «Моя старательность на занятии» и др. «Мишень». У каждого ребенка в руке стрела, а на доске — мишень. Дети прикрепляют свою стрелу в том месте мишени, которая характеризует успешность их действий на занятии.
«Карандаши». Детям предлагается выбрать из набора и поставить в стаканчик карандаш такого цвета, который отражает их настроение после занятия.
«Зарядка». На доске вывешиваются пиктограммы, обозначающие физические упражнения. Дается инструкция: если тебе понравилось занятие — подними руки вверх, если не очень понравилось — поставь руки на пояс, если совсем не понравилось — присядь. По команде логопеда дети оценивают занятие или свое участие в нем.
«Гонки животных» — сюжетная картинка с изображением черепахи, ежика, зайца и оленя. Краткая беседа о том., что эти животные передвигаются с разной скоростью. Самый быстрый — олень, самая медлительная — черепаха. За одно время они пробегают разное рассгояние. Затем детям предлагается ассоциировать себя с этими животными и показать, установив флажок, много ли нового они узнали на занятии, какое расстояние к стране знаний прошли.
*|узей в дошкольном учреждении: реальный и виртуальный
Музейная педагогика (в н^чный оборот термин впервые ввел в 1934 г. V фризен) уже прочно вошла в жизнь дошкольных учреждений. Это область деятельности, осуществляющая передачу культурного опыта на основе междисциплинарного и полихудожественного подхода через педа--огический процесс в условиях музейной среды. Педагоги дошкольных учреждений приобщают своих воспитанников к культурному наследию, пробуждают интерес к искусству, включая в коррекционно-педагоги-ческий процесс посещение территориально доступных музейных экспозиций. Но все-таки первые музеи, с которыми знакомятся дети — это музеи, созданные в их родных дошкольных учреждениях руками педагогов, родителей. Каких только музеев не создают взрослые совместно с детьми: музей игрушек и часов, старинных вещей и быта, живой и неживой природы. Чаще всего встречаются этнографические и природоведческие коллекции. (Диск П-23)
Музей в дошкольном учреждении может занимать отдельное помещение, стилизованное под деревенскую избу или под зал настоящей галереи, а может размещаться на нескольких стеллажах в групповой комнате или в рекреации. Уникальные экспозиции музея природы могут находиться под открытым небом на территории дошкольного учреждения.
Особое значение музейные экспозиции приобретают в тех учреждениях, где функционируют специальные группы для детей с тяжелыми нарушениями речи. Тогда в помещении музея или около музейной витрины можно проводить логопедические занятия, используя представленные экспонаты. Например, при чтении художественных произведений, дети затрудняются правильно и точно понять смысл прочитанного, потому что некоторые предметы, о которых идет речь, навсегда ушли из нашего быта: Давайте же мыться, плескаться, Купаться, нырять, кувыркаться, В ушате, в корыте, в лохани, В реке, в ручейке, в океане... Сохранить такие «раритеты», предъявить их детям помогают этнографические мини-музеи. Среди экспонатов могут быть представлены: макет печи, деревянная мебель (полки, стол), старинный сундук, люлька для младенца, посуда и утварь (деревянные миски и ложки, керамические кувшины, сито, бочонки, плетеные корзины, самовар), предметы старинного быта (прялка с веретеном, корыто, угольный утюг), предметы интерьера (ситцевые занавески, лоскутные одеяла, вышитые салфетки и скатерти, рушники, домотканые половики и коврики).
183
Экспонаты, представленные в музее, обогащают детей знаниями о жиз-ни наших предков, позволяют формировать временные представления («было», «раньше», «давно»). Ни одна картинка не может заменить натурального предмета, который в музее можно хорошо рассмотреть, осторожно потрогать, имитировать действие с ним.
Для того чтобы экспонатами музея в качестве обучающего средства могли пользоваться все педагоги дошкольного учреждения, коллекцию следует систематизировать, продумать ее размещение, составить своеобразный каталог, снабдить каждый предмет краткой информацией Так, экспонат из музея старинного быта можно представить следующим образом:
— название предмета;
— как и когда попал в коллекцию;
— где встречался, для чего применялся;
— как можно использовать в работе: с детьми;
— литературные источники с дополнительной информацией об этом предмете.
Наряду^ с традиционными музейными экспозициями в дошкольных учреждениях может занять достойное место «Музей одного образа», «Музей обычных вещей», «Виртуальный музей».
Музей одного образа. Главным (и единственным) экспонатом такое музея может стать практически любой предмет в своем многообразии. Цель экспозиции—показать, продемонстрировать, что нет предела формам, размерам, материалам изготовления, которые люди выбирают для какого-либо предмета своего быта. Например, музей колокольчиков (по материалам Т. Рогаткиной, Е. Некрасовой). Почти в каждой семье найдутся сувенирные колокольчики из металла, глины, стекла, дерева, соломы. Они, такие разные и необычные, могут стать основой экспозиции. А дополнят ее сами дети, изготовив вместе с родителями свои колокольчики из самых неожиданных материалов: связанные из ниток, сделанные из бросовых материалов (пластиковых бутылок, пластмассовых коробочек, природного материала), вылепленные из теста, склеенные из картона, замысловато украшенные и оформленные. Самодельные колокольчики — прекрасный подарок для музея. Дети трепетно относятся к своим изделиям; каждому ребенку приятно, если именно его колокольчик займет место в такой необычной экспозиции.
Еще одна идея для «музея одного образа» — новогодняя елка. Тема рождественской елки обыгрывается художниками и дизайнерами в самых необычных материалах: тканях, цветах, металле, камнях, раковинах Познакомив детей с этими образами, можно предложить им сделать свою, не похожую на другие, новогоднюю елочку. Конечно, самый доступный
„«•«риал для поделок — бумага, каргон. Ребенок старшего дошкольного -озраста способен склеить бумажную елочку из заготовок-конусов, из .лАрированной бумаги. Материалом для лепных елок может стать плас-1вяия, глина, соленое тесто, гипс, современные пластические материалы лли детского творчества. Требуют умения и старания «текстильные» елоч-
в__ сшитые из мягкой ткани, набивные, из кружева, выполненные в тех-
додв аппликации на ткани. А можно просто задрапировать зеленым шелко-даи лоскутом детский зонтик, и получится шелковая елочка. Интересное руление—съедобные елочки из хлебного мякиша, из скрепленных между робой конфет, выпеченные в духовке из слоеного теста и украшенные ягодами клюквы.
Музей обычных вещей. Его цель — научить ребенка увидеть в обычной повседневной вещи интересные, скрытые стороны. Например, обычная пуговица. Дети каждый день застегивают пуговицы на рукавах рубашек и в платьях. Но, оказывается, обыкновенная пуговица может быть такой разной по цвету, форме, изготовлена из различных материалов. Создание мини-музея пуговиц можно приурочить к прохождению лексической темы «Одежда». Подбирая экспонаты для такого музея, дошкольники знакомятся с историей предмета. Поиск активизирует их интересы и воображение, обогащает новыми знаниями.
Музей истории детского сада. Этот музей позволит если не остановить время, то хотя бы немного задержать его ход. Экспонаты музея — все то, что связано с жизнью дошкольного учреждения: фотографии выпускников и сотрудников, старые игрушки, с которыми играли воспитанники прошлых поколений, посуда, которой пользовались раньше, макеты интерьеров, фотогазеты и фотовитрины, отражающие интересные события в стенах детского сада, рассказы бывших воспитанников, рисунки детей.
Музей потерянных ключей. Обыкновенный ключ от замка может стать любопытным музейным экспонатом, позволяющим увидеть многообразие этого предмета: ключи большие и маленькие, металлические и пластмассовые, плоские и объемные, разноцветные, звучащие, с секретом и т. д. Дети любят их рассматривать, сравнивать, находить отличия, открывать ключами замки. Эти действия способствуют тренировке зрительного восприятия, пространственного мышления, мелкой моторики.
Музей часов и зонтиков. Эти предметы хорошо знакомы каждому человеку, ими пользуются практически ежедневно. Но мы часто не замечаем, как быстро меняется дизайн этих бытовых предметов. Мини-музей поможет заметить и проследить, какая метаморфоза происходит с вне-ИВДим видом хорошо знакомых вещей. Дети приносят из дома старые, Служившие свой век предметы, возможно, неисправные и требующие
184
185
некоторого ремонта или реставрации, но достойные стать экспонатами интересного музея. И чем разнообразнее коллекция, тем больше необычного узнают дошкольники из истории привычных вещей.
Музей любимой книги. Всем педагогам известно, как маленький ребенок привязан к своим первым книжкам: он заставляет родителей много раз перечитывать любимые произведения, с удовольствием исправляет «ошибки», если взрослый что-то в тексте прочитал неправильно. Многие дети знают стихотворные тексты и прозу детских книжек наизусть. Идея музея любимой книги проста: принеси в коллекцию свою любимую книжку, познакомь с ней своих сверстников, нарисуй картинки к тексту любимого рассказа или сказки. Такие экспозиции постоянно расширяются и дополняются детьми: появляются новые рисунки, поделки и другие экспонаты.
Виртуальный музей. Существуют музеи, уникальные по своей сути и не требующие ни помещения, ни особого режима хранения экспонатов. Они помогают преодолеть замкнутость, оторванность от социокультурных процессов людей, живущих в маленьких городках и поселках, в сельской местности. Это виртуальные музеи. Силами педагогов и родителей могут создаваться небольшие презентационные ресурсы, представляющие дошкольникам (в доступной для них форме) произведения искусства, репродукции картин известных художников, предметы старины, природные явления и о&ьекты. Знакомство с ними происходит на мониторе компьютера. Если у дошкольного учреждения есть доступ к сети Интернет, это еще больше расширяет возможности музейной педагогики.
Здоровьесберегающая среда (Диск. П-24)
Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 1003; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!