Конструктивные игрушки и конструкторы, конструктор «Лего»



На занятии чаще всего используются сделанные заранее конструктив­ные игрушки, наборы деталей, из которых, комбинируя, можно собирать различные игрушки.

Конструкторы бывают:

—тематические (ограничены определенной темой, формой частей—

«Автомобили», «Звери»);

— схематические (детали отвлеченного характера открывают возмож­
ности для детского творчества).

Требования к подбору конструктивных игрушек:

— должны быть ориентированы на возраст детей по теме, содержа­нию, количеству деталей и сложности их крепления;

— детали для крепления должны хорошо входить в отверстия, инстру­менты — совпадать по размерам с деталями;

—упаковки конструкторов должны быть прочными и иметь отделения для различного вида деталей;

— должен прилагаться альбом или вкладной лист с инструкциями.

Младший дошкольный возраст:

— Детям более доступны тематические конструкторы, но можно ис­пользовать и простейшие универсальные.

— Конструкторы состоят из 1—2 типов деталей, соединяющихся между собой. Способы соединения деталей: наложение, приставление, сочленение.

Средний дошкольный возраст:

135

— Металлические, деревянные и пластмассовые конструкторы («Ча­
родей», «Лего»), тканевые и кожаные мягкие конструкторы (плоскостные
и объемные модули, «Тектон», «Квадро»).


Старший дошкольный возраст:

— Конструкторы с соединением типа «механическое склеивание».

— Игрушки-макеты, собираемые из отдельных деталей — по схеме, образцу, рисунку, чертежу.

5. Дидактические игрушки способствуют в первую очередь умствен­ному и сенсорному развитию детей. В таких игрушках сочетается обуча­ющий, развивающий элемент с занимательностью и эмоциональностью, игровой замысел совмещается с непринужденностью выполнения зада­ния. Содержание игрового действия обусловлено сгмой дидактической игрушкой, в ней определен и конечный ожидаемый результат.

В качестве примера можно привести сборно-разборные игрушки — пирамидку, матрешку. Дидактические игрушки развивают и обогащают речь детей (качественно и количественно изменяют лексический запас, подводят к обобщениям, классификация, группировке, сравнению пред­метов, учагг называть, описывать предмет и его свойства, связно рас­сказывать о нем).

К группе дидактических игрушек относят:

а) народные игрушки (вырезанные из дерева шары, яйца, наборы ми­
сочек-вкладышей, матрешки, грибки, башенки из колец). Они отличаются
простотой, яркостью. С этими игрушками дошкольники производят раз­
личные действия: катают, собирают, разбирают, подбирают по величине,
форме, цвету, вкладывают один предмет в другой, нанизывают на стер­
жень. В народных игрушках заложен принцип самоконтроля. Например,
в меньшую по размеру матрешку нельзя поместить ту, которая крупнее,
и ребенок, допустив ошибку, сразу же замечает это.

Дети дошкольного возраста на коррекционных занятиях с помощью на­родных игрушек закрепляют свои умения действовать с предметами, фор­мируют сенсорные способности, упражняют мелкую моторику, ориентиров ку в пространстве.

б) игрушки, созданные с определенной дидактической целью (мозаи­
ки, вкладыши, паззлы и т. д.):

— мелкие игрушки для игр «Чудесный мешочек», «Что изменилось?», «Чего не хватает?»;

— геометрические фигуры и формы различных цветов (универсально используют для различных дидактических упражнений);

— головоломки — игрушки, предназначенные для развития образ­ного и логического мышления, сообразительности, координации мысли и действия в процессе получения необходимого результата.

Несомненным достоинством этой группы игрушек является сочетание различных: признаков (цвет, форма, величина). Это качество делает ди-

136


дзхгические игрушки универсальными для детей любого возраста, что достигается изменением и усложнением задач игры. Например, ребенок 2-летнего возраста просто выкладывает в ряд детали плоской мозаики, а в 3 года он составляет из той же мозаики простейший узор с учетом цвета фигур. Каждая более сложная задача, поставленная в играх с одними и теми же игрушками, изменяет содержание, ход игры и воспринимается детьми как новая игра.

В последнее время интерес педагогов вызывает тактильная игруш­ ке. Это может быть небольшая куколка, зверушка, птичка, выполненная из ткани, меха, наполненная различными материалами, ощупывая и ма­нипулируя такими игрушками, дети получают определенные тактильные ощущения, стимулируют речевые зоны головного мозга, связанные с ре­цепторами на пальцах рук

в) настолъно-печатные игры. Они применяются в дошкольной педа­гогике для расширения знаний и представлений о природе («Времена года», «Зоологическое лото») и общественной жизни («Кому что нужно», «Транс­порт»), для пропедевтики в обучении счету и чтению («Счетное лото», «Буквы и цифры»), для совершенствования координации движений, глазомера («Летающие колпачки», «Настольные кегли»). Отличительной особенностью настольно-печатных игр является наличие правил, обуслов­ливающих игровые действия и результат игры.

По принципу построения игрового процесса настол ьно-печатные игры представлены следующими разновидностями:

парные картинки: подбор картинок по тождеству, по смыслу, по
группам предметов;

лото: большая карта, разделенная на 4—9 частей, и маленькие кар­точки с изображенными на них предметами или сюжетами. Задача ребен­ка — собрать на своей большой карте идентичные маленькие карточки или изображения подходящих по сюжету предметов;

домино: подбор по тождеству картинок на косточках, выкладыва­
ние их в цепочку;

разрезные (составные) картинки: предметные, сюжетные, разре­занные на 2—16 частей, простой и сложной конфигурации;

кубики с картинками аналогичны разрезным картинкам, но части нужно искать на 6 гранях. Для младших детей присутствует подсказка в виде цветного фона;

гусек: игры с выбрасыванием числового кубика и передвижением фишек по числовому полю;

настольно-двигательные игры: волейбол, хоккей, футбол, кегли, бирюльки, кольцеброс, бильярд. Настольные варианты эгих игр необходимы


137


детям для тренировки мелкой моторики и для подготовки руки к процес­су письма;

шахматно-шашечные игры: «Уголки», «Ватки и овцы», «Рич-рачи».
Младший дошкольный возраст:

— Для расширения представлений о статических, динамических свой­ствах предметов, обобщения этих свойств, обозначения их словом нужны различные гарушки с пристегивающимися (пришнуровывающимися, при­липающими) деталями, со звуковыми и цветовыми эффектами.

— Используются развивающие игры типа «Эваленд», «Оксва», дидак­тические коврики-трансформеры, игрушки-ростомеры.

Средний дошкольный возраст:

— Дидактические игрушки усложняется по количеству элементов, разнообразию форм, цветов, величины: тематические пирамидки и вкла­дыши с большим количеством (до 10) колец (шаров, цилиндров).

— Полиграфические игрушки, предназначенные для игр на столе: «Лото», «Кубики-вкладыши», «Домино», «Разрезные картинки» и «Ку­бики с картинками» (каждая часть должна быть узнаваема как составля­ющая целого предмета).

Старший дошкольный возраст:

— Дидактические игры с применением электрических, магнитных и электронных устройств в качестве тренажера или экзаменатора (вик­торины, отбор карточек согласно правилам).

— На кубиках, разрезных и парных тартинках могут быть изображе­ны как отдельные сложные и многодетапьные предметы, так и сюжеты.

6. Спортивные игрушки — это игрушки, свойства и особенности ко­торых предназначены для физического развития, подвижных и спортивных игр. Ошибочно думать, что спортивным игрушкам не найдется место на коррекционном занятии. Например, в логопедической практике известно много речевых игр с мячом и воздушными шарами: «Я знаю 5 предме­тов...», «Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем», «Мяч передавай, слово называй», «Гласный звук услышат ушки — мяч взлетает над ма­кушкой», «Подскажи словечко», «Бьшает— не бывает». Для координации речи с движением применяется мяч на веревочке.

Городки, мишени, дартс, бадминтон, теннис, кегли, серсо — иг­рушки для: развития ловкости и глазомера. Они входят в набор вынос­ного материала для прогулок на улице. Интерес детей к спортивным игрушкам объясняется возможностью с их помощью посоревноваться со сверстниками, показать свои достижения («Я прыгну через скакал­ку 20 раз», «Я брошу мяч дальше всех», «Я удержу крутящийся обруч дольше всех» и т. д.). Ценно то, что в процессе двигательных игр со


-дзргивными игрушками между детьми возникает речевое общение, ком­муникация, т. е. условия игры со спортивными игрушками идеально подходят для активизации речевой активности дошкольников.

7. Игрушки-забавы привлекают детей смешными движениями, зву-ховыми и световыми эффектами. Дети разного возраста по-разному «еагируют на такие игрушки: малышей привлекает внешний эффект „грушки, старшие дошкольники интересуются содержанием, конструк­цией, «секретом» действия механизма.

а) Игрушки-сюрпризы — игрушки, конструкция которых основана на
различных механических принципах:

— движение при помощи пружинных механизмов — заводные иг­рушки (цыпленок, поезд);

— центробежная сила — волчки;

— баланс — «клюющие куры»;

— рычаги — медведи, кузнецы;

— центр тяжести и равновесие — неваляшки;

— звуковые приборы — озвученные игрушки;

— электрофицированные игрушки — пистолет с лампочкой, мобиль­ный телефон.

б) Музыкальные, шумовые и звуковые игрушки — это игрушки, спо­
собствующие развитию у детей музыкальных способностей, умения со­
средоточиться на восприятии отдельных музыкальных звуков, различать
их высоту, тембровую окраску, длительность, силу звучания. На логопе­
дических и логоритмических занятиях музыкальные игрушки успешно
используются для развития слуха, чувства ритма, умения вслушиваться
в окружающие звуки, подражать им. С различения звучания музыкальных
игрушек начинается работа по коррекции и развитию фонематического слуха
у детей. Известно несколько разновидностей музыкальных игрушек:

— музыкальные инструменты (для музыкальных занятий: баян, бубен, погремушки, маракасы, треугольники) используют для создания мело­дии при пропевании материала;

— детские музыкальные инструменты для детских оркестров;

— музыкальные игрушки (музыкальная лесенка, музыкальные книж­ки, звуковые картинки) используют для работы над просодической сто­роной речи;

— озвученные музыкальные игрушки (волчки, органчики, свист­ки и свистульки, молоточки) — для развития слухового восприятия.

Младший дошкольный возраст:

— Используются копии музыкальных инструментов с фиксирован­
ной мелодией.

139


138


— Образные игрушки, нажатием на которые извлекаются звуки не­фиксированной высоты (котята в корзине, птичка на подставке и др.)

— Музыкальная юла, музыкальные неваляшки, образные игрушки со звучащей кнопкой.

Средний дошкольный возраст:

— Музыкальные инструменты различного тембра звучания с легко извлекаемыми звуками: дудочка, металлофон, треугольник, маракасы, трещотки и т. д.

— Расширяется спектр музыкальных игрушек: вгшдайский колоколь­чик, музыкальные шкатулки, свистки (водяной, деревянный, глиняный).

— Используются уменьшенные копии музыкальных инструментов: ро­яль, бубен, гармонь, музыкальная юла с сочетанием трех звуков разной высоты, образная игрушка с кнопкой, нажатием на которую воспроизво­дятся звуки разной высоты.

Старший дошкольный возраст:

— Из музыкальных инструментов дополнительно вводятся губная гар­
мошка, свирель. Набор музыкальных игрушек дополняется озвученны­
ми музыкальными книжками, открытками, музыкальными шкатулками
со сложными мелодиями, микрофонами для караоке; копии музыкаль­
ных инструментов (аккордеон, саксофон, флейта, арфа); игрушки со зву­
чащей кнопкой (как звуковое начало музыкальной импровизации).

8. Театральные и декоративные игрушки предназначены:

— для организации развлечений;

— для игр-драматизации;

— для инсценировок, спектаклей и угренников.

К театральным и декоративным игрушкам относятся:

— куклы-персонажи;

— настольные театры из объемных и плоских фигур;

— куклы бибабо;

 

— панорамы на определенную тему; —теневые театры;

— детские «кинотеатры» (фильмоскопы, диаскопы, видеофильмы);

— костюмы для игр-драматизации;

— елочные украшения.

Настольные театры используют как иллюстративный материал при рас­сказывании. Требования к театральным куклам:

— особая выразительность;

— яркая окраска лиц (т. к. показываются на расстоянии);

— возможность показа в различных, ракурсах (анфас, профиль);

— универсальность (использование с добавлением атрибутов в раз­
ных спектаклях).

140


9. Игрушки-самоделки изготавливаются самими детьми с органи­зующей помощью взрослых. Материалом для поделок может служить бумага, картон, деревянные бруски, бросовый и природный материал. Важный вопрос: есть ли различия: в выборе игрушек между мальчика­ми и девочками, следует ли учитывать половой состав группы при моде­лировании игровой среды? По данным отечественных исследователей, уже в 2,5—3 года можно заметить разницу в использовании, казалось бы, одних и тех же игровых предметов.

Во-первых, девочки в 6 раз чаще обращаются к игре с куклой. Во-вторых, у мальчиков 2,5—3 лет значительно выше предпочтение техниче­ской игрушке. Если девочки проявляют интерес к кукле в игровых сюжетах бытового характера (стирка, уборка, приготовление обеда и т. д.), то у маль­чиков игра с куклой разворачивается в связи со строительными ситуация­ми, транспортными «услугами». Например, мальчики строят дома для ку­кол, перевозят в машинах кукол и их имущество. Таким образом, отличия между мальчиками и девочками в выборе игрушек и их использовании существуют. Как показывает практика, мальчиков среди воспитанников групп для детей с нарушениями речи больше, чем девочек, поэтому груп­пы для детей с ТНР оснащаются игрушками, учитывая этот факт.

Шумовые самодельные игрушки дляразвития слухового восприятия [10]. Музыкальные инструменты для дидактических игр, направленных на развитие и коррекцию слухового восприятия, могут быть изготовлены ру­ками самих детей под руководством педагога или родителей. Обычно игра «Что звучит?» проводится с небольшим набором инструментов, подобран­ных из имеющихся в группе — бубен, барабан, гармонь, металлофон. Зву­ки этих инструментов значительно различаются по своим акустическим ха­рактеристикам и подходят для начальных этапов работы, когда дети не различают звучание спрятанных за ширмой инструментов. Но для более тонкой дифференцировки нужны инструменты, похожие по звучанию. Тог­да на помощь приходят самоделки.

Для их изготовления понадобится бумага, целлофан, деревянные ку­бики, брусочки, палочки, карандаши, катушки, коробочки (картонные, пластмассовые, металлические), баночки из-под йогурта, одноразовые пластмассовые стаканчики и т. д. Необходимо запастись леской, нитками, проволокой, ленточками, скотчем. Наполнителями могут быть пуговицы, шарики, костяшки от старых счетов, крышечки от пивных бутылок, а также природный материал: желуди, каштаны, орехи, скорлупа от орехов, шишки, ракушки, камешки, крупа, семечки. Пригодятся части от ра­зобранных музыкальных инструментов и любой бросовый материал, из которого можно извлечь звук. Ниже представлены некоторые необыч­ные музыкальные инструменты.

141




Бомбази (рис. 119). Этот инструмент можно изготовить из деревянной палочки с подвешенными к ней за нитки коклюшками или карандашами. На бомбази играют с помо­щью железной или металлической палочки или просто раска­чивают инструмент, потряхивая в ритме мелодии и извлекая мягкие, нежные звуки.

Деревянные папочки (рис. 120). Основа инструмента — деревянные палочки от старых флажков. Кроме использо­вания в упражнениях на слуховое восприятие, ими можно отбивать ритм при ходьбе, маршировке или в упражнениях и песнях. С помощью такого' простейшего инструмента можно задавать темп выполнения зттражнения, например, темп вы­полнения артикуляционного упражнения перед зеркалом.

Бубенцы (рис. 121). На гонкую резинку надевают кос­тяшки от счетов или крышки от пивных бутылок с проделан­ными в них отверстиями. Резинка закрепляется на ободке или на ручке от детского ведерка.

Румба (рис. 122). Для изготовления! этого инструмента потребуется 12 металлических крышек от пивных бутылок с отверстиями посередине и деревянная палочка диаметром 3—4 см. Крышки парами нанизывают на гвоздь плоскими частями друг к другу и прибивают к палочке, но не до конца, чтобы крышечки могли стучать друг о друга, издавая звук.

Барабаны (рис. 123). Барабаны можно сделать из пустой майонезной банки или детского ведерка. Смоченная в воде очень плотная бумага натягивается на банку или ведерко и креп­ко перевязывается резинкой или тесьмой Бумага высохнет— и барабан готов.

Колокольчик (рис. 124). Потребуются цветные пуговицы, бусины и маленькая пластиковая бутылочка из-под минераль­ной воды. На нитки нанизывают пуговицы или бусины, затем все нитки закрепляют вверху под крышкой.

Маракасы (рис. 125). Коробочки из-под крупного «кин-дер-сюрприза», наполненные горохом, крупой или мелкими шариками, ничем не отличаются от настоящих маракасов.

Металлофон (рис. 126) Для изготовления необычного метатлофона понадобится пластмассовая детская вешатка-


плечики, крепкие нитки и полые металлические трубоч­ки, которые крепят на нитках к вешалке. Извлекать звуки нужно деревянной палочкой.

«Ветерок» (рис. 127). В бутылке из-под шампуня не­обходимо сделать 8 сквозных боковых отверстий и 3 от­верстия посередине. Через боковые отверстия протянуть витки и к каждому концу привязать металлические полые трубочки. Через серединные отверстия протянуть тесьму с пивными крышечками на концах. Инструмент держат на пальце за кольцо, которое крепится сверху. Звук, издава­емый инструментом, может изображать шум ветра.

Рубель (рис. 128). На толстую резинку любой длины нанизывают пивные крышки с отверстиями или костяшки от счетов. Резинку закрепляют с двух сторон. Еще нужна петелька, чтобы удобно было держать инструмент в руке. На нем можно играть металлической или деревянной палочкой, быстро проводя по всей длине резинки.

Бубен (рис. 129). В коробке из-под конфет шилом прокалывают отверстия напротив друг друга, сквозь них протягивают резинки с нанизанными на них пивными крышками и закрепляют узлом.

Гусли (рис.130). Гусли можно сделать из коробки, в крышке которой прорезан круг — для лучшего резони­рования. Струнами служат натянутые резинки.

Шумовые кирпичики (рис. 131). Эта игрушка, выпус­каемая промышленностью, может вызвать интерес учите­лей-логопедов, поскольку является эффективным средством развития слухового восприятия, пробуждения акустическо­го внимания и слуховой памяти. Она представляет собой набор из 10 пластмассовых разноцветных параллелепи­педов — «кирпичиков» (18 х 9 х 4,5 см) с различными наполнителями, которые засыпаются через отверстие с проб-*ой. Благодаря наполнителям, кирпичики издают звуки: от Шелеста до треска, причем звуки различаются и по силе (громкие, тихие). С конструктором можно играть, под­бирая одинаковые шумы (звуки), выкладывая цепочку °т самого громкого звука к самому тихому и т. д.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 267; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!