Дидактические пособия и игры, основанные на методе наглядного моделирования



Одним из популярных методов обучения детей дошкольного возрас­та становится наглядное моделирование. Используя этот метод, педагог и ребенок изображают предметы, явления, действия, понятия, эпизоды


текста с помощью упрощенных схематических изображений — симво­лов, знаков. Схематизированный образ отражает наиболее существенные связи и свойства предметов. Наглядное моделирование успешно использу­ется в качестве метода сообщения детям разнообразных знаний, а также средства развития их умственных и речевых способностей.

В основе метода лежит использование заменителя (модели), в роли которого могут выступать схемы, чертежи, планы, условные обозначе­ния, стилизованные и силуэтные изображения, пиктограммы, другие пред­меты. Умение создавать и применять модели дает ребенку возможность в наглядной форме выделять свойства предметов, скрытые отношения вещей, учитывать их в своей деятельности, планировать решение разно­образных задач.

Моделирование состоит из следующих этапов:

— усвоение и анализ сенсорного материала;

— перевод его на знаково-символический язык;

— работа с моделью.

Формирование навыков наглядного моделирования предполагает опре­деленную последовательность приемов решения таких задач, знакомство с графическим способом представления информации, развитие умения дешифровки модели, формирование навыка самостоятельного моде­лирования.

Предпосылкой овладения ребенком схематической моделью является умение сопоставлять иллюстрацию (рис. 34а) с реальным предметом. Именно иллюстрация выступает заместителем предмета на подготовитель­ном этапе.

а )

М

Рис. 34

Далее происходит знакомство с условно-реальным изображением пред­мета (рис. 346), когда в нем еще сохраняются детали и яркие признаки, но они представлены уже схематично. И только после усвоения этого мате­риала ребенку предлагают изображение с высокой степенью обобщения и абстрагирования (рис. 34в).

Абстрактные понятия, обозначающие явления природы (ветер, лето), вводятся также от реалистических изображений через условно-реалисти­ческое к схематическим (рис. 35).


 


86


87


Действие в наглядной модели обычно реализуется через его атрибут: рисовать — кисточка, писать — ручка и т. д. (рис. 36) или через услов­ные значки для различных частей речи (например, стрелка для глаголов, треугольник для прилагательных).

Рис. 36

Первые модели, с которыми сталкиваются дети в процессе формиро­вания и коррекции произносительной стороны речи — это модели таких понятий, как «звук», «слог», «слово», «предложение». Чаще всего для их обозначения используют геометрические фигуры (рис. 37).

Рис.37

По мере углубления знаний и представлений детей о звуках, вводятся дополнительные цветовые и условные обозначения (рис. 38).

Помочь дошкольникам усвоить звуки помогают два вида моделей:

1) профили артикуляции (с ними в основном зна­комят детей старшего дошкольного возраста);

2) символы звуков.

88


Профили артикуляции в основном используются для демонстрации правильного уклада при исправлении звукопроизношения (рис. 39).

Рис. 39

Следут подробнее остановиться на зрительных символах гласных и со­гласных звуков. Один из вариантов такого графического изображения фо­нем предложен Т. А. Ткаченко. Она предположила, что если временно одни символы (буквы) заменить другими, которые будут, во-первых, легко запо­минаться детьми, во-вторых, быстро воспроизводиться, в-третьих, окажут­ся логически связанными со звуковым аналогом и, в-четвертых, усилят звуковое восприятие ребенка путем дополнительной опоры на различные анализаторы, то такой подход улучшит усвоение навыков звукового анали­за и облегчит многим дошкольникам подготовку к обучению грамоте. По мнению автора, слияние звуков, материализованных с помощью симво­лов, есть моделирование чтения, а выкладывание слов с помощью симво­лов — аналог письма. Только и то, и другое происходит в облегченном, занимательном, игровом варианте. При выборе условных обозначений для гласных, основным признаком явилось положение губ' при артикулирова­нии конкретного звука (рис. 40).

Цвет символов выбран в соответствии с традиционными обозначения­ми звуков: гласные звуки — красный, согласные — синий. Это сделано Для того, чтобы соотнести предложенную систему символов со школь­ной звуковой символикой (рис. 41).

Не менее интересная система графического обозначения фонем пред­ложена другим автором — В. М. Акименко (рис. 42).

89



Для построения моделей гласных звуков учитывалось: —участие или неучастие губ;

— вибрация голосовых складок;

— свободный проход выдыхаемого воздуха через ротовую щель.

Для моделей согласных звуков:

— наличие или отсутствие вибрации голосовых складок;

— способ артикуляции;

— место артикуляции;

— наличие или отсутствие дополнительного подъема спинки языка

к твердому нёбу;

Расшифровка обозначения

— место резонирования.

Значение этих моделей в том, что они наглядно отражают положение органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука, соот­ветствуют характеристике конкретного звука и замещают артикуляцион­ный уклад при коррекции звукопроизношения. Данные модели легко клас­сифицируются по всем видам нарушенного произношения звуков, поэтому хорошо узнаваемы. Это дает возможность легко их запомнить и правиль­но провести коррекционную работу.

91


Звук [ж] — звонкий (колокольчик), щелевой, переднеязычный, твер­дый. Губы слегка выдвинуты вперед и округлены (круг). Кончик языка поднят к альвеолам (стрелка показывает движение языка вверх, рис. 43).

Звук [з'] — звонкий (колокольчик), щелевой. Губы растянуты (пря­моугольник). Переднеязычный, мягкий (над прямоугольником дуга, т. к. спинка языка выгнута). Кончик языка у нижних резцов (кружок под пря­моугольником) .

Звук [м] — сонорный (колокольчик), смычно-проходной, губно-губной (конфигурация губ в форме ромба), носовой, черта посередине означает, что воздушная струя не выходит через рот.


 

В логопедии существует практика образного называния артикуляци­онных упражнений («Иголочка», «Грибок», «Качели») и соотнесения их с картинками-символами. Это позволяет детям легче запоминать артику­ляционные комплексы, вносит в занятие игровой момент и пробуждает интерес к выполнению.

окошко

• широко открыт рот — «жарко»

• -закрыт рот — «холодно»


 


звук [м

звук [ж]

Часто детям с нарушениями звукопроизношения длительное время не удается автоматизировать поставленный звук, они часто забывают положе­ние органов артикуляции формируемого звука. Облегчит процесс коррек­ции звука специальная схема артикулирования. Рассмотрим на примере звука [с]. Условно можно выделить 4 правила правильного произношения этого звука:

1) губы растянуты в улыбку (улыбаются);

2) кончик языка упирается в нижние резцы;

3) края языка плотно прижаты к зубам;

4) воздушная струя проходит посередине языка.

Конечно, эти инструкции ребенку трудно удерживать в памяти. Дру­гое дело, если они представлены в виде схемы и постоянно находятся в поле зрения ребенка (рис. 44).

Рис. 44

В случае, если ребенок нарушает только одну из перечисленных пози­ций, например, при боковом сигматизме воздушная струя отклоняется в сторону, отсутствует «желобок», то предъявляется только часть схемы.

92


 

ЧИСТИМ ЗУБКИ

• улыбнуться, открыть рот

• кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно нижние и верхние зубы

Рис. 45

При работе на уровне слова также широко используются схемы. На­пример, на схеме можно обозначить количество звуков и слогов в слове, определить и подсчитать гласные и согласные звуки, определить место ударения в слове (рис. 46).

ООООО

Ш □ ЕЗ И □

Рис. 46 Детей дошкольного возраста учат на схематическом изображении сло­ва определять место заданного звука: в начале, в конце или в середине слова (рис. 47).

Приступая к формированию навыков звукового анализа и синтеза, це­лесообразно использовать такую доступную и понятную модель, как зву­ковая линейка. Пособие бывает двух видов. Для различения их называют «Звуковая линейка № 1» и «Звуковая линейка № 2». Очевидно, это не самые удачные названия для пособия, способного облегчить учителю-логопеду сложную задачу звукового анализа и синтеза.

93



Звуковая линейка М 1 представляет собой сборный модуль с про­резями в виде кругов на лицевой части (рис. 48). Все детали, включая донышки окошек, обведенных рамкой, окрашиваются одним цветом. Конец выдвигаемой части окрашен яркой краской. Когда педагог произно­сит первый звук слова, он одновременно вы­двигает подвижную часть из линейки. В пер-Iвом окошке появляется окрашенный круг.

Произнося следующий звук в слове, педагог продолжает выдвигать линейку, окрашенный круг перемещается в следующее окошко пра-|] вее. Когда звук произнесен, круг перемеща-

ется еще правее, демонстрируя тот звук, ко­  торый в данный момент произносится. С помощью звуковой линейки № 1 можно отметить наличие звука в слове, посмотреть, как звуки сменяют друг друга при произнесении, продемонстрировать позицию звука в слове.

Звуковая линейка № 2 отличается тем, что яркой краской окрашены донышки прорезей-окошек (рис. 49). По мере выдвижения подвижной части увеличивается количество ярких окошек, что дает представление детям о количестве звуков в слове, о длине слова. Т. е., выполняя разные функции, обе звуковые линейки дополняют друг друга.

Визуально отразить наличие и позицию звука в слове помогает следующая модель. Ребенку необходимо определить, где находит­ся звук: в начале, в середине или в конце сло­ва. Сплошная линия — слово. Ребенок нахо­дит на схеме слова место звука и кладет на

это место картинку, символ или букву (три1

степени сложности для этого задания). Легче-1

всего ребенку ассоциировать звук с тем пред­метом, который этот звук издает (в нашем при­  мере звук [у] — гудок паровоза, т. е. реального предмета, изображение которого ребенок видит на картинке). Логично, что с данного варианта, как с самого простого, начинается работа. Несколько сложнее обозначить на схеме звук его условным обозначением (звук [у] — символ звука [у]). Но, тем не менее, прослеживается связь: условный значок — круг красного цвета — по форме напоминает положение губ при артикулиро­вании звука [у]). Самое сложное для дошкольника — обозначить звук буквой, посрюльку буква — произвольно выбранное обозначение, знак, символ, который не связан со звуком (рис. 50).

94


Рис. 50

При формировании лексико-грамматических категорий учитель-лого­пед имеет возможность широко использовать схемы, пиктограммы, сим­волы и другие средства наглядного моделирования. Так, для различия слов разных частей речи вводят условные обозначения слов-предметов, слов-действий и слов-признаков. Наиболее популярны два варианта тако­го графического изображения слов (рис. 51):

1 ""         "Г

 

 

 

Вариант 1

Вариант 2

слова-предметы

   

д

     
слова-действия     ■ф-
слова-признаки  

1

__ 1

А

Рис. 51

Если первый способ графического обозначения существительных, при­лагательных и глаголов соотносится с традиционными школьными обо­значениями, то второй, в котором слово-действие похоже на сказочного человечка, вызывает у детей эмоциональную реакцию и интерес.

Старшие дошкольники учатся составлять фразы различных конструк­ций с опорой на предложенные символы (рис. 52).



96


осваивают этот навык, если в коррекционной работе используются раз­личные модели.

Простая схема, состоящая из двух предметных картинок и стрелки,
заменяющей слово-действие и указывающей на объект-субъектные отно-
—                          шения во фразе, позволяет смоделировать различ-

ные предложения (рис. 61). Девочка рисует карандашами. У девочки есть карандаши. Девочке купили карандаши. Девочке подарили карандаши. И т. д. Моделирование может быть использовано в работе над всеми вида­ми связного высказывания: при пересказе, составлении рассказов по картине и серии картин, в описательном и творческом рассказе.

При пересказе по опорным схемам используются модели, которые создаются в соответствии с текстом. Оная являются зрительным планом, направляют процесс высказывания. Например, графический план сказки «Колобок» может быть представлен следующим образом (рис. 62):

Рис. 62

В процессе формирования навыка составления рассказа-описания и рассказа по определенной сюжетной линии используются модели, включающие опорные стилизованные картинки, соответствующие основным частям рассказа. В рассказе; модель представляет собой схему установления способов связи между предложе­ниями и между структурными частями связно­го высказывания. Применяются три основных вида моделей рассказа, отражающие различные способы связи фраз:

1) цепная связь (предложения «сцепляются» между собой, одно вытекает из другого):

2) параллельная связь (предложения сопо­ставляются ити противопоставляются друг другу);

3) лучевая связь (называется объект и каж­дое предложение раскрывает один из его при­знаков).    Рис. 63


Для детей дошкольного и младшего школьного возраста предпочте­ние отдается рассказам цепной и лучевой структуры.

Цепная структура рассказа (рис. 63):

рома пошел рыбачить на пруд.

В пруду Рома наловил много разной рыбы. Рыбу Рома сложил в вед­ро. Ведро с рыбой он отнес домой.

Дома мама сварила рыбный суп.

Лучевая структура рассказа (рис. 64):

Рис. 64

Иногда рассматриваемый предмет не укладывается в традиционную схему описательного рассказа, оставляя большие возможности для детской фантазии. Например, описание дома и его обитателей, выполненное на основе наглядной схематической модели (рис. 65):

1. А и Б живут в деревне.

2. Дети живут в маленьком одноэтажном деревянном доме.

3. В доме каменный фундамент и дощатые стены.

4. Крыша — железная, труба — кирпичная, крыльцо — деревянное, водосточная труба — металлическая.

5. Дом — коричневый, крыша — (цвет), крыльцо и рамы — (цвет).

6. Дом уютный, красивый, аккуратный.

7. У детей есть кошка Мурка и собака Шарик.

8. Кошка рыжая, пушистая.

9. Кошка любит сидеть на крыше и смотреть на птиц.

 

10. Собака белая с черными пятнами, большая.

11. Собака любит лежать на траве под крыльцом и спать.

99


98



12. Около дома растет высокое зеленое дерево, на дереве — гнездо с птенцами.

13. За домом — лужайка, на ней растут цветы. К дому ведет дорожка. Рядом лес.

14. Детям нравится жить в деревне.

Рис. 65

Разновидностью схематических моделей является мнемотаблица. Ее назначение — с помощью условных значков закодировать в виде схемы содержание текста, чтобы в дальнейшем ребенок мог с опорой на такой вид наглядности декодировать, вспомнить и воспроизвести сказку, рас­сказ, стихотворение.

В мнемотаблице графически изображается информация о персонажах, предметах окружающего мира, явления»; природы, событиях. Ниже при­ведены мнемотаблицы к сказкам «Три медведя», «Петушок и бобовое зернышко» [5] (рис. 66).

На начальном этапе овладения моделированием детям предлагают де­кодировать мнемодорожки — часть мнемотаблицы. состоящая из 3-изображений (рис. 67).

100


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 873; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!