Англо-РУССКИЙ словарь кинотерминов 12 страница



Термин Альфреда Хичкока, которым он определял сюжетный элемент или ситуацию, приковывающие внимание зрителя или управляющие логикой развития фильма. Согласно Хичкоку, МакГаффин может быть даже игнорирован после выполнения им своей роли. Характерными примерами являются начало «К Северу через Северо-Запад», а также весь субсюжет с Джанет Ли в «Психозе». Собственно говоря, следуя этой логике, вся лента «Шестое чувство» определяется вынесенным в финал МакГаффином, о чем зритель поначалу не подозревает. Но эти последние десять минут полностью меняют значение «всего вышеизложенного» – ведь они фактически «управляют логикой развития». Финал настолько впечатляет, что миллионы озадаченных американских зрителей идут на картину второй раз, чтобы посмотреть ее, так сказать, «под новым углом». Судя по всему, именно это обстоятельство сделало из фильма суперхит.

В фильмах Хичкока МакГаффин, как правило, представляет собой какую-то конкретную вещь, содержание которой неизвестно. Но известно о ее существовании (о наличии секретной информации, зашифрованной в виде мелодии, или снятой на микрофильмы, или заученной наизусть), и само это известие становится двигателем сюжета, причиной множества приключений, погонь, убийств, свадеб и разводов. Сам режиссер чем дальше, тем больше подсмеивался и над теми, кто жаждал разузнать содержание МакГаффина, и над теми, кто принялся превозносить МакГаффин как элемент блестящего драматургического принципа. Кажется, ему не нравилось относиться слишком серьезно к чему бы то ни было. Но сегодня, когда Хичкок стал синонимом самого анализа кино, величие хичкоковского МакГаффина предстает в ином свете. Придумав интересный способ зацепить зрительское любопытство, Хичкок зацепил вместе с тем и кое-что гораздо большее: одну из основных потребностей человеческого интеллекта, взлелеянную западной культурой, – потребность в порождении смысла (производстве интерпретации).

Наиболее популярные примеры Макгаффина: содержимое чемоданчика, принадлежавшего Марселлусу Уолесу, в «Криминальном чтиве» (1994) и синяя бархатная коробочка в «Малхолланд Драйве» (2001).

 

МАКРОСЪЕМКА, МАКРОЗЙОМКА – киносъемка средних или мелких объектов или их деталей, структуры обычно в масштабах от 1 : 10 до 15 : 1. Производится с помощью специальных (микроанастигматы) или обычных объективов. Применяется для научных и технических целей.

 

МАЛОБЮДЖЕТНОЕ КИНО, МАЛОБЮДЖЕТНЕ КІНО – общее название внеголливудских фильмов, сделанных «независимыми» с бюджетом менее 3 млн. долл. в США и менее 50 тыс. долларов в России. См. «Инди».

 

МАЛТИПЛЕКС, МАЛТІПЛЕКС [англ. Multiplex – сложный, составной] – современный кинотеатр с несколькими комфортабельными залами, оснащенными системами долби. Малтиплексы отличаются широким ассортиментом фильмов и высокой экономичностью. Залы имеют общее фойе, буфеты и единую технологическую петлю. См. «Синеплекс».

 

МАРГИНАЛЬНОЕ КИНО , Маргінальне кіносм.«Альтернативное кино».

МАРКЕТИНГ, МАРКЕТИНГ [от англ. Market – рынок, сбыт] – приспособление кинопродукции к рынку на основе изучения потребительского спроса. Активный маркетинг – ряд мер (включая рекламу), имеющих цель повысить спрос на тот или иной фильм.

МАРТИАЛ АРТС, Мартіал артс [англ. Martial Arts – боевые искусства] – определенное направление фильмов действия. Сюжетная схема каратешных боевиков как правило не блещет оригинальностью: бесстрашный герой, в совершенстве владеющий боевыми искусствами (Каратэ, Кунг-фу, Тей-кван-до, или другого боевого искусства, или находятся в процессе получения боевых навыков), бросает вызов обнаглевшим преступникам, разделывает их в чистую и в финальном поединке наносит сокрушительное поражение главному злодею, большому мастеру восточных единоборств. Наиболее известные исполнители: Д. Чан (кунг-фу в комично пародийном варианте), Ч. Норрис (карате, кикбоксинг), С. Сигал (айкидо), Ж.-К. Ван Дамм (кикбоксинг), Д. Лундгрен, Д. Уилсон, Б. Янг, М. Дакаскос, С. Ротрок, Ш. Косуги, М. Дудикофф, Д. Ли. Наиболее известные фильмы: «Каратэ кид» (Karate Kid), «Men of the Dragon», (1974), «Kill and Kill Again» (1981), «Кровавый спорт» (Bloodsport, 1987), «Поцелуй дракона». См. «Кунг-фу фильм».

 

МАССОВКА, МАСОВКА [англ. Crowd] – экранная сцена, в которой активно действует большое количество людей. Основная задача массовой сцены – создание образа массы (например, батальных) сцен в кинофильмах. Часто для массовок приглашают непрофессионалов или актеров с низкой оплатой.

 

МЕДЖ ЕР С, МЕДЖЕРС [англ. Majors, от Major – главный, крупный] – суперстудии из числа голливудских гигантов, обладающая полным комплексом производственных мощностей и системой проката.

Американские (голливудские) крупнейшие кинокомпании: Paramount (единственная непосредственно в Голливуде), Warner Bros, Universal, Disney, 20th Century Fox, Columbia (в 1991 куплена и переименована в Sony), MGM (в 1991 куплена Pathe).

 

Международная федерация киноархивов, Міжнародна федерація кіноархівів [франц. International Federation of Film Archives, Fédération Internationale des Archives du Film – FIAF] – Международная федерация киноархивов, ФИАФ создана в 1938 году в Париже с целью сохранения фильмов как документов, имеющих художественное и историческое значение. Один из разделов ФИАФ включает бесплатные электронные версии освещающего проблемы сохранности кинодокументов Journal of Film Preservation (с 1995 по 2003 г.), виртуальный «книжный магазин», где можно оформить подписку, перечень журналов о кино и телевидении в формате PDF (более 300 изданий), а также платные электронные базы данных, в том числе по периодическим изданиям на тему кино и телевидения на CD с аннотациями 300 тыс. статей. См. «фильмотека».

 

Международная федерация киноклубов, Міжнародна федерація кіноклубів [франц. International Federation of Film Societies – IFFS, Fédération Internationale des Ciné-clubs – FICC] – Международная федерация киноклубов, МФКК была создана в 1947 году в Париже с целью способствовать сотрудничеству между киноклубами разных стран. См. «киноклубы».

 

Международная федерация кинопрессы, Міжнародна федерація кінопреси [абрр. FIPRESSI – франц. Fédération Internationale de la Presse Cinématographique] – Международная федерация кинопрессы, ФИПРЕССИ. Создана в 1930 году в Париже с целью пропаганды киноискусства, а также для защиты профессиональных интересов кинематографистов. Генеральная ассамблея ФИПРЕССИ находится в Италии. Президент (с 2005 года) – Андрей Плахов. ФИПРЕССИ часто вручает специальные призы на международных кинофестивалях.

 

МЕЛОДРАМА, Мелодрама [англ. Melodrama] – жанр, который по тематике схож с драмой, но трактует ее с большим надрывом. Часто этим термином обозначают сентиментальные «любовные» картины с примитивными персонажами и малоправдоподобными событиями.

В мелодраме чувства и переживания героев предстают в крайне преувеличенном виде. Изначально термин «мелодрама» означал «пьеса под музыку». Такие театральные представления появились в середине XIX века и оказали существенное влияние на ранний кинематограф. Как правило, мелодрама представляет собой сентиментальную любовную историю с весьма примитивными персонажами и нагромождением неправдоподобных событий. Часто упор больше делается на костюмы и декорации, чем на простенький сюжет, в котором добродетель всегда торжествует, а зло неизменно наказывается. И все же многие из самых популярных картин за всю историю кино были сняты именно в жанре мелодрамы. Большим мастером немой мелодрамы был Д.У. Гриффит. В десятках его картин роль невинной героини исполняла Лилиан Гиш. Но в 1920-е годы, когда стиль Гриффита вышел из моды, ей на смену пришли более земные персонажи Клары Боу и Глории Свенсон.

Весьма распространена была сюжетная линия, согласно которой герои не сразу влюблялись друг в друга. К примеру, Р. Хадсон большую часть экранного времени фильма «Разговор в спальне» (1959) потратил на то, чтобы убедить Д. Дей, что он и есть тот самый единственный и неповторимый. Позднее, в картине «Фрэнки и Джонни» (1991), А. Пачино, играющий повара, сталкивается с аналогичной ситуацией, имея дело с официанткой (М. Пфайффер).

Во многих картинах влюбленным приходилось навсегда расставаться в сентиментальных финальных сценах, заставлявших прослезиться весь кинозал. А такие «жалостливые» ленты, как «Камилла» (1936) и «История любви» (1970), еще больше растравляли душу зрителю, вынуждая одного из героев умирать как раз в ту минуту, когда они встретили, наконец, настоящую любовь.

 

МЕРЧАНДАЙЗИНГ, МЕРЧАНДАЙЗИНГ [англ. Merchaintdizing] – часть рекламной кампании, включающая выпуск сопутствующих товаров с логотипами или образами, имеющими отношение к фильму, и их продажу (авторучки, майки, бейсболки, канцелярские товары и пр.).

 

МЕХАНИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ В КИНО, МЕХАНІЧНІ ЕФЕКТИ В КІНО – до сих пор кинематограф никак не в состоянии отказаться от услуг специалистов по механическим трюкам, создателей всевозможных макетов, моделей, чудовищ, разработчиков необычного грима, подчас вызывающего настоящий ужас. Все это – рукотворные эффекты, которые пока не может полностью с успехом заменить ни один оптический прием или компьютерный трюк.

           Подлинным образцом кинематографического смоделированного чудовища, прославившегося во всем мире, можно считать гигантскую гориллу Кинг Конга в одноименной картине 1933. Американские режиссеры М. Купер и Э. Шедсак пригласили мастера спецэффектов Уиллиса О'Брайена, который создал муляж самого Кинг Конга (модель суперобезьяны была на самом деле ростом всего 45 сантиметров), а также и доисторических существ, вступающих с ним в поединок. В подражание Кинг Конгу японцы после войны придумали своего монстра – Годзиллу. В 1954 техник Э. Цубурая вместе с конструктором Р. Тагасуги сотворил из резины двухметровое древнее чудовище, якобы разбуженное после взрыва атомной бомбы. Правда, во многих сценах снималась не эта кукла, а актер Х. Накадзима, одетый в резиновый костюм Годзиллы.

А вот новый Кинг Конг, созданный итальянцем К. Рамбальди для фильма 1976 (премия «Оскар» за спецэффекты), являлся уже дорогостоящим аниматронным аппаратом в натуральную величину, нашпигованным электроникой и управляемым на расстоянии. Более миллиона долларов стоила и белая акула из «Челюстей» (1975) С. Спилберга, которую смакетировал Б. Маттей, ранее участвовавший в работе над спецэффектами для картины «20 000 лье под водой» («Оскар», 1954) и вместе с К. Мюллером сделавший модель гигантского спрута. Упомянутый маэстро Рамбальди еще дважды удостаивался «Оскара», работая над образцами космических чудовищ в «Чужом» (1979) Р. Скотта и создав, возможно, самое популярное существо в современном кино – симпатичного и трогательного пришельца с другой планеты в ленте «Инопланетянин» (1982) С. Спилберга. Впрочем, в ряде сцен в костюме Е. Т. выступала карлица Тамара де Тро ростом всего лишь 77 см и весом чуть более 18 кг.

На стыке двух разновидностей механических эффектов – создания моделей и использования сложного грима – находятся «Планета обезьян» (1968), «Американский оборотень в Лондоне» (1981) – специально для поощрения Р. Бейкера была введена новая номинация за грим, «Гарри и Хендерсоны» (1987) – вновь был отмечен Бейкер, теперь за воссоздание «снежного человека», «Битлджус» (1988), «Вспомнить все» (1990).

Деформирующие приемы механических эффектов присутствуют в таких награжденных Академией лентах, как «Маска» (1985), «Дик Трейси» (1990), «Терминатор 2: Судный день» (1991). Любопытно, что С. Уинстон был отмечен дважды: и как мастер визуально-компьютерных эффектов, и как создатель спецгрима – «Миссис Даутфайр» (1993), «Эд Вуд» (1994), здесь как бы отдана дань давней традиции, поскольку один из персонажей – актер Б. Лугоши, «вечный Дракула» в кино, и «Чокнутый профессор», 1996). В двух последних картинах был занят искусный мастер грима Р. Бейкер, когда-то побывавший и в шкуре самого Кинг Конга на съемках версии 1976, а также приложивший руку к созданию обезьяны Чьюбакка в «Звездных войнах». См. «Спецэффекты в кино», «Компьютерные эффекты в кино».

 

МИЗАНКАДР, МІЗАНКАДР – образное решение действия в кадре с учетом всех выразительных средств кинематографа. Термин введен режиссером С. Эйзенштейном.

 

МИЗАНСЦЕНА, МІЗАНСЦЕНА [от франц. Mise en Scene – размещение на сцене] – размещение действующих лиц в обстановке действия в сцене (серия кадров, объединенных единством содержания, времени и места действия). Составной частью мизансцены в киноо является мизанкадр. Большое значение в создании мизансцены имеют положение кинокамеры, выбор плпна,оптики и т. д. Существуют многоплпновые мизансцены с одновременным движением (действием) на переднем и заднем планах, глубинные мизансцены, съемка которых производится с помощью приближения и удаления кинокамеры, круговые мизансцены и т.д.

 

Микки Маусинг, МіккІ МаусІнг [англ. Mickey Mousing] – процесс изготовления мультфильма под записанную музыку или озвучивание готового мультфильма чтобы звук в нем был синхронизирован с действием. Названием для термина послужил первый мультфильм У. Диснея о Микки Маусе (1928) с синхронным звуком. См. «Анимация».

 

МИКРОСЪЕМКА, МІКРОЗЙОМКА – киносъемка объектов или их деталей с увеличением в 20–3500 раз (при помощи оптического микроскопа) и в 105 раз (при помощи электронного микроскопа). Применяется для исследования микроструктуры или внешнего вида объекта.

               

МИСТЕРИЯ, Містерія [Mystery – тайна] – поджанр фильмов ужасов, как промежуточная жанровая форма утвердился на телеэкране с появлением в 1958 году американской серии «Зона сумерек». «Мистерия» – рассказы о тайнах, соприкосновения с которыми вызывает трепет, рождает чувство страха. К этой разновидности жанра относятся фильмы из серий «Альфред Хичкок представляет», «Борис Карлоф показывает», «Шаг назад», демонстрация которых продолжается вот уже пятое десятилетие.

           Во многих случаях «мистериз» использует тот же арсенал средств устрашения, что и традиционный триллер, с той лишь разницей, что ведьмы и призраки включаются в криминальный сюжет. Фильмы «мистерия», с одной стороны, сливаются с традиционными фильмами ужасов, но с другой, они могут быть близки к произведениям научной фантастики. Герои «мистерии», как правило, находятся в пятом измерении, то есть где-то между наукой и суеверием.

Среди последних работ этого направления наиболее известен сериал «Байки из склепа». См. «Фильм ужасов».

 

МОДЕРНИСТСКИЙ ФИЛЬМ, Модерністський фільм [англ. Modernist Film] – отличительной чертой модернистского фильма является его предполагаемая неопределенность. Производители фильмов пытаются в итоге оставить своих зрителей в легком замешательстве, неразберихе или с недостаточным пониманием основного сюжета. Большинство этих фильмов были разработаны в Европе 1950-е – 1960-е годы режиссерами Бергманом, Aнтониони, Meльвилем, и Годаром.

 

МОЛОДЕЖНЫЙ БУНТ, Молодіжний бунт [англ. Juvenile Delinquincy Film] – жанр фильма, который берет начало с 30-х годов, и отражающий чаяния бунтующей мятежной молодежи, которая восстает против общественных норм и правил. Эти фильмы часто раскрывают проблемы молодежи и ситуации ее волнующие. Некоторые фильмы этого жанра: «Дикие мальчики на дороге» (Wild Boys of the Road, 1933), «Молодой и плохой» (So Young so Bad, 1950), «Бунтарь без причины» (Rebel Without a Cause, 1955), «Тюремный рок» (Jailhouse Rock, 1957), «Лорды Флетбуша» (The Lords of Flatbush, 1974), «Плохие парни» (Bad Boys, 1983), «Слон», «Город Бога».

 

Молодое немецкое кино , Молоде німецьке кіно – см. «Новое немецкое кино».

 

Монтаж аттракционов , Монтаж атракціонів – специально смонтированная группа (два и более) кадров с целью вызвать в зрителе задуманное автором ощущение (аффект). «Монтаж аттракционов» показывает объекты, идеи и символы в столкновении, для того чтобы оказать интеллектуальное и эмоциональное воздействие на зрителя. «Монтаж аттракционов» не позволяет фильму выходить за структуру фильма и не позволяет зрителю по-своему воспринимать то, что он видит на экране. Монтажное кино дает зрителю концептуальные аллегории, загадки и символы, которые зритель должен разгадывать. Для Эйзенштейна строительство образ-концепции становится детерминантой в его понятии кино, где кинорежиссер навязывает зрителям свое интеллектуальное и эмоциональное представление о жизни и мире. Термин введен С. Эйзенштейном в статье «Монтаж аттракционов» (1923).

 

МНОГОКРАТНОЕ ЭКСПОНИРОВАНИЕ, БАГАТОКРАТНЕ ЕКСПОНУВАННЯ [англ. Multiple Exposure] – прием комбинированной киносъемки, основанный на совмещении в кадре нескольких изображений путем последовательной съемки различных объектов на одну кинопленку. При многократном экспонировании всего кадра одно изображение как бы накладывается на другое, получается кадр, состоящий из нескольких взаимно просвечивающих изображений. Многократное экспонирование используют: для усиления выразительности снимаемого эпизода (например, сцены воспоминаний, сновидений); для получения изображения в виде наплыва; при необходимости включить в кадр изображение дождя, снега, различных надписей, схем и т.д. См. «Двойная экспозиция».

 

Монтаж, Монтаж [франц. Montage – сборка; англ. Editing]

1. Сборка, установка частей чего-либо в единое целое по плану или чертежу;

2. Технологический и творческий процесс объединения снятых кадров (эпизодов) в последовательности, составляющей единый фильм. Право на последний монтаж (last cut) – отстаиваемое продюсером право вмешиваться в творческий процесс на стадии монтажных работ.

 

МОНТАЖЕР, МОНТАЖЕР [англ. Editor] – специалист, осуществляющий монтаж в соответствии с режиссерским сценарием и указаниями режиссера-постановщика. Руководит техническими операциями по разборке материала, его разметке, склейке, подготовке к озвучиванию и перезаписи, синхронизации, сдаче материала в фильмотеку.

 

МОНТАЖНО-ТОНИРОВОЧНЫЙ ПЕРИОД, МОНТАЖНО-ТОНУВАЛЬНИЙ ПЕРІОДсм. «Постпродакшн».

 

МОНТАЖНЫЙ ЛИСТ, МОНТАЖНИЙ ЛИСТ [англ. Dope Sheet] – контрольный документ, сопровождающий каждую копию фильма в прокате. Содержит полное и точное покадровое описание фильма от первого до последнего кадра и составляется по установленной форме

1. Порядковый номер монтажного плана;

2. Описание и содержание монтажного плана;

3. Точный диалог или содержание надписей;

4. Основное звуковое содержание;

5. Метраж монтажного плана с точностью до одного кадрика;

6. Общий метраж фильма.

 

МОРФИНГ, МОРФІНГ [англ. Morphing]

1. Выразительное средство компьютерной графики и анимации, заключающееся в трансформации одного объекта в другой путем плавной, постепенной, как бы текучей деформации изначальной формы;


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 145; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!