Англо-РУССКИЙ словарь кинотерминов 11 страница



 

КОМИЧЕСКАЯ , Комічний – название короткометражных комедийных лент, созданных в период немого кино. Использовали жанры цирка, варьете и т.д., откуда заимствовались эксцентрические трюки. В «комических» снимались многие известнейшие мастера комедии – Ч. Чаплин, М. Сеннет, М. Линдер, Б. Китон, Г. Ллойд и др.

 

КОМПОЗИЦИЯ КАДРА, КОМПОЗИЦІЯ КАДРУ [от лат. Compositio – составление] – построение кадров экранного изображения, позволяющая наиболее ярко воплотить идею и образы кино- телепроизведения. Элементами формальной композиция кадра являются: выбор приема съемки, плана и ракурса, вида движения камеры, построение операторского освещения, подбор тональности и колорита, организация материала в предметном пространстве, построение мизансцены и движения фигур. Требует ясности формы, точности в выборе плана, ракурса и светового акцента на объекте. При съемке кадров актерских сцен цель композиции кадра – выразительная жизнь актера в образе.

 

КОМПОЗИЦИЯ ФИЛЬМА, КОМПОЗИЦІЯ ФІЛЬМУ [от лат. Compositio – составление] – построение, соразмещение элементов сценария и фильма, отражающее осознанные художником закономерности изображаемой объективной действительности в системе данного произведения; способ развертывания и творческого осмысления материала, сюжета в монтажно организованной системе сценария и фильма, выражающей авторский замысел.

 

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ЭФФЕКТЫ В КИНО, КОМП’ЮТЕРНІ ЕФЕКТИ В КІНО [англ. Computer Effects] – впервые компьютеры с целью управления и контроля над движением объектов в кадре частично стали использоваться в 1977 на съемках «Звездных войн» и «Близких контактов третьего вида», поставленных соответственно двумя главными представителями современного суперзрелищного кино – Дж. Лукасом и С. Спилбергом, поддержавшими сверхтехничную тенденцию, у истоков которой стоял С. Кубрик со своим фильмом «2001: Космическая одиссея» (1968).

В 1982 группа Дж. Вейе из лукасовской фирмы ILM участвовала в создании ленты «Звездный путь II: Гнев Хана» – на компьютере воспроизведена несуществующая горная гряда, а мертвая планета превращена в подобие Эдема.

В 1992 Рэлстон возглавил коллектив мастеров компьютерных эффектов в фильме «Смерть ей к лицу» Земекиса (очередной «Оскар» – нельзя было не оценить сквозную дыру, проделанную в теле как ни в чем не бывало разгуливающей в кадре героини Голди Хон). Но самый знаменитый трюк, порожденный Рэлстоном на компьютере, – это выдуманный герой Форрест Гамп из одноименной ленты 1994 (опять режиссера Земекиса), который в кинохронике, ставшей уже историей, здоровается за руку с президентом Джоном Кеннеди. Так что не удивительно, что в активе Рэлстона оказалась пятая по счету в его карьере золотая статуэтка Американской киноакадемии. Однако по числу полученных «Оскаров» лидирует мастер визуальных эффектов Д. Мерен, тоже один из сотрудников лукасовской фирмы ILM. В 30 лет он впервые оказался среди обладателей «Оскара» за спецэффекты к картине «Империя наносит ответный удар», второй в цикле «Звездных войн».

В 1995 появилась первая полностью снятая на компьютере анимационная картина «Игрушечная история» Дж. Лэсситера, объявленная образцом кинематографа века. Тем не менее в немалой степени существенно, что в категории «лучшие спецэффекты» приз Американской киноакадемии тогда достался австралийской ленте «Бейб» (или «Четвероногий малыш»). В ней британская компания «Хенсон'с Криэйчер Шоп» применила невероятные аниматронные эффекты с привлечением сложной компьютерной системы не только для оживления животных, но и для создания полного впечатления, что они могут синхронно разговаривать, причем на самых крупных планах. «Компьютерные» животные действуют на экране в наиболее рискованных для живых собак кадрах римейка диснеевского мультфильма «Сто и один далматинец» (1996).

Применение компьютера в кино, безусловно, прорыв к ранее неведомой технологии, которая может значительно изменить все наши представления о кинематографе. Не исключено, что кино будущего вообще сможет обходиться без актеров (компьютеры скоро окажутся способными воспроизводить волосяной покров и оттенки человеческой кожи –искусственные актеры слишком дорогостоящи). Работа же режиссера действительно сведется к профессии компьютерного программиста, мастера визуальных спецэффектов. См. «Механические эффекты в кино», «Спецэффекты в кино».

 

КОНТИНЕНТАЛЬНЫЕ ФИЛЬМЫ , Континентальні фільми [англ. Continental Films – европейские фильмы] – в 20-е годы американская кинематография прочно укрепила свои позиции в Европе, и начала оттеснять своего главного конкурента – Германию. Американская конкуренция способствовала возникновению своеобразной психологии у немецких предпринимателей. Они думали, что победить американцев можно, только снимая такие фильмы, которые ни в чем не уступали бы голливудской продукции. Владельцы берлинских и мюнхенских киностудия считали, что космополитические рецепты – лучшая гарантия успеха не только на местном, но и на иностранных рынках.

Русский эмигрант В. Венгеров, создавший фирму «Вести», ратовал за производство «континентальных» фильмов – не французских, не английских, не немецких или итальянских, а просто европейских. Вот что говорил об этом сам Венгеров: «Повсеместно, несмотря на все прилагаемые усилия, кинопромышленность в этой старой Европе влачит жалкое существование. Нужно, чтобы в каждой европейской стране появились один или два фильма, созданные истинными мастерами режиссуры. Тематика их должна строиться на выдающихся литературных произведениях или оригинальных сценариях, написанных крупнейшими писателями страны. Нужно, чтобы лучшие художники вложили в эти фильмы всю силу своего таланта, чтобы вообще созданию каждого фильма отдавался максимум художественных сил. Такова моя концепция «Европейского объединения». Я предлагаю, чтобы четыре самые крупные кинематографические страны Европы – Франция, Германия, Великобритания и Швеция – создавали ежегодно по два фильма, Италия, Австрия, Испания и Россия – по одному, что даст нам в итоге ежегодно двенадцать фильмов. Эти картины должны быть созданы при участии знаменитых актеров и самых лучших режиссеров Соединенных Штатов и Европы. Расходы по постановке каждого из этих фильмов должны составить от 150 до 200 тысяч долларов».

           Идея Венгерова заключалась в том, чтобы выработать совместно форму сотрудничества и установить систему обмена, позволяющих ускорить амортизацию созданных фильмов. Создание «котинентальных» фильмов, по мнению Венгерова, открывала возможность широкого показа фильмов по всей Европе и получить компенсацию затрат, которые велики во всех странах. Американские картины были способны себя окупать на своей территории, и продюсеры имели возможность продавать их странам Европы по сравнительно низким ценам, и те самым наносить серьезный урон европейскому кинопроизводству.

           Однако, несмотря на широковещательные заявления Венгерова, фирма его вскоре обанкротилась и идея создания «континентального» кино, так и осталась не реализованной.

 

КОНТРАТИПИРОВАНИЕ ФИЛЬМА, КОНТРАТИПУВАННЯ ФІЛЬМУ [англ. Duping Process] – изготовление дубликата (контратипа) фильма, обеспечивающее сохранность оригинала (например, при производстве фильмокопий).

 

КОНТРпРОПАГАНДИСТСКИЕ ФИЛЬМЫ , Контрпропагандистські фільми – производились в СССР в конце 40-х – конце 80-х. В основном хроникально-документальные фильмы, в которых критиковалось буржуазное общество.

 

Копродукция, КопродукцІя [англ. Co-Production – совместное производство] – после окончания Второй мировой войны из-за экономического спада киностудии разных европейских стран объединяют усилия для производства конкурентоспособных фильмов. Подобная практика имело место в 20-е годы, однако успеха не имела. См. «Континентальные фильмы», «Европейское кинематографическое сообщество».

КОРОТКОМЕТРАжный фильм, Короткометражний фільм [англ. Short Film] – фильм состоящий из одной-двух частей, обычно длится не более получаса.

 

КОСТЮМНАЯ ДРАМА, Костюмна драма [англ. Costume Drama] – фильмы, в основе которых лежат реальные события и исторические личности, часто называют «костюмными» драмами, поскольку в них большую роль играют тщательно разработанные декорации и роскошные костюмы, помогающие перенестись зрителю в античные или библейские времена, средневековую или викторианскую эпохи.

Исторические сюжеты будоражили воображение кинематографистов еще с 1890-х годов. Компания Томаса Эдисона в 1895 году выпустила кинетоскопный фильм «Казнь Марии Стюарт». Куда более впечатляющие киноэпопеи выходили во Франции и Италии в 1910-е годы. И все же лучшими историческими фильмами немого кино стали остроумные драмы о придворной жизни минувших столетий, снимавшиеся после первой мировой войны в Германии Эрнстом Любичем.

Тысячи «костюмных» картин и мелодрам были сняты по мотивам известных литературных произведений. Впрочем, экранизация зачастую оказывается весьма не простой задачей. Многие пьесы, вроде «Опасных связей» (1988) и «Царства теней» (1994), были перенесены на экран буквально, то есть слово в слово. Однако в большинстве случаев режиссеры предпочитают придавать действию большую кинематографичность, снимая его не на театральной сцене, а на натуре.

Некоторые режиссеры стремятся к максимально точной экранизации первоисточника, пытаясь средствами кино передать стиль произведения. Среди лучших экранизаций такого рода, сделанных в последнее время, можно выделить картину Д. Айвори «Ховард энд» (1992) по роману Э. М. Форстера и фильм Дж. Армстронга «Маленькие женщины» (1994) по книге Л. М. Олкотт с У. Райдер в главной роли. Другие режиссеры берут общую сюжетную линию первоисточника и предлагают зрителю как бы собственное прочтение произведения. К примеру, картина Акиры Куросавы «Ран» (что означает «смута») поставлена по мотивам трагедии Шекспира «Король Лир».

Персонажами «костюмного» кино были правители всей Европы, от Ивана Грозного до королевы Марго. Однако не все ленты такого рода уделяли главное внимание только любовным похождениям монархов или их нескончаемой борьбе за власть. В картине «Безумие короля Георга» (1994) показано, что венценосцы такие же живые люди, как и мы с вами. Многие фильмы посвящались также и американским президентам, например «Юный мистер Линкольн» (1939). В картине «Д.Ф.К.» (1991) была предпринята попытка восстановить события, приведшие к убийству президента Джона Ф. Кеннеди в 1963 году. Наиболее известные фильмы «Горбун из Нотр Дам» (The Hunchback of Notre Dame, 1923), «Клеопатра» (Cleopatra, 1963) и «Экскалибур» (Excalibur, 1981), «Королева Марго», «Елизаветта». См. «Пеплум».

 

КРИМИНАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ, Кримінальний фільм [англ. Crime Story – криминальная история] – поджанр обычно детектива или криминальной драмы (часто предыстория как стали преступниками) или тюремная история о борьбе человеческого духа.

Криминальный фильм, как правило, рисует весьма мрачную картину современной жизни в больших городах. Действие, разворачивающееся на многолюдных, негостеприимных улицах, носит динамичный характер и сопровождается крутым диалогом персонажей. Здесь буквально на каждом углу сталкиваешься с гангстерами, грабителями и убийцами, а полицейские, частные детективы и специальные агенты неустанно ищут улики, пытаясь раскрыть жуткие преступления. В криминальном фильме жизнь предстает городским кошмаром.

Криминальная тема пользовалась успехом еще в эру немого кино. Первыми экранными преступниками, как правило, были ночные грабители или же мелодраматические злодеи и мошенники. Однако в таком фильме, как «Мушкетеры Пиг-Элли» ( 1912) Д.У. Гриффита, фигурировали куда более опасные злоумышленники, терроризировавшие обитателей нью-йоркских трущоб. Основные фильмы: «Большой дом» (1930), «Ярость» (1936), «Грубая сила» (1947), «Скованные одной цепью» (1958), «Птицелов из Алькатраса» (1961), «Хладнокровный Люк» (1967), «Мотылек» (1972), «Побег из Шоушенка» (1974), «Обвиняемый» (1988), «Во имя отца» (1993), «Фирма» (1993), «Криминальное чтиво».

 

КРУГОВАЯ КИНОПАНОРАМА, кругорама см. «Циркорама».

 

КУЛЬТОВЫЙ ФИЛЬМ, Культовий фільм [англ. Cult Film] – фильм, имеющий минимальную популярность у широкой публики, но вызывающий огромный интерес у определенной группы аудитории.

 

Культурфильм , культурфильма, Культурфільм – фильмы учебно-просветительного содержания, производимые в СССР с 20-х годов. На производстве подобных фильмов специализировалась киностудия «Культурфильм».

 

КУНГ-ФУ ФИЛЬМ, Кунг-фу фільм [англ. Kung Fu Film] – этот жанр фильма получил распространение в начале 1970-х в Гонконге. Однако вскоре его популярность достигла Америки. Как правило основу сюжета составляла месть ученика за смерть своего учителя , которого убивала соперническая группа или отдельный соперник. В поединках между антогонистами нередко применялись когти, цепи, звезды, нунчаки, сабли. Брюс Ли стал одним из первых мастеров «кунг-фу» разрабатывавших стиль борьбы «джит кьюн-до» и впоследствии показавшим ее в своих голливудских фильмах. Примеры фильмов: «Входит Дракон» (Enter the Dragon, 1972), «Путь Дракона» (The Way of the Dragon, 1972), «Один кикбоксер» (One Armed Boxer, 1973), «Клеопатра Джонс» (Сleopatra Jones, 1973), «Большая свалка» (The Big Brawl, 1980), «Последний Дракон» (The Last Dragon, 1985), «Большой переполох маленьком Китае» (Big Trouble in Little China, 1986), «Пуленепробиваемый». См. «Мартиал артс».       

 

Купюра , Купюра – дубль какой-либо сцены, который не попал в фильм. В некоторых фильмах купюры показывают во время финальных титров.

 

КЭНГЭКИ, тямбара , Кенгекі, тямбара [Chanbara Eiga – в переводе с японск. фехтовальный фильм] – японские фехтовальные фильмы об эпохе самураев, динамичное действие которых сводится к финальному поединку на мечах. Термин тямбара возник как звукоподражательный – он имитирует бряцание мечей.

По структуре и характеру героев «кэнгэки» близки к вестерну. В «кэнгэки» было много легкости, движения, стремительной динамики. Его кульминацией был яростный и темпераментный поединок на мечах, к которому, в сущности, и сводилось все действие. Герои «кэнгэки» преодолевали немыслимые трудности ради выполнения своего долга. Они жили в мире борьбы, невероятных приключений, неправдоподобных избавлений от опасности. Эти персонажи подкупали мужеством и хладнокровием, физической силой и душевной стойкостью. Герой «кэнгэки» мог рассчитывать на симпатии широкой публики, ибо это был, как правило, самурай-отщепенец – ронин, который боролся с насилием и несправедливостью. Наиболее типичным героем «кэнгэки» был скиталец с обостренным чувством справедливости, который, сталкиваясь с насилием и злом, либо встречаясь со своим исконным врагом, решал конфликт при помощи меча и уходил из фильма навстречу новым приключениям. Он вызывал сочувствие зрителей тем, что в самых сложных жизненных обстоятельствах находил выход, был личностью активной, которая опирается лишь на собственный ум, силу, ловкость, находчивость.

И хотя прототипом «кэнгэки» бывали реальные исторические личности, он большей часть населялся персонажами фольклора, обработанного позднее литературой. Богатейший материал для таких характеров, сильных и мужественных, давала насыщенная событиями жизнь неустрашимых героев древних сказаний. «Кэнгэки» занимает в японском кино такое же место, что вестерн в американском. Родство жанров бросается в глаза с первого взгляда. Динамичность действия и тип героя «кэнгэки» в сочетании с авантюрным сюжетом действительно напоминают вестерн. И «кэнгэки» и вестерн – специфические жанры героического фильма, построенного на фольклорном и историческом материале. По устойчивости драматургических схем и антуража, по характеру и постоянству главных персонажей, по романтической условности эти фильмы кажутся близнецами. В обоих жанрах действует сильная личность. Герой – ковбой владеет тяжелым кольтом с той же поистине цирковой ловкостью, с какой самурай владеет мечом. И «кэнгэки» и вестерн продолжают придерживаться характерного для них круга тем, ситуаций и конфликтов. Возможно, их близость и способствует их постоянному взаимопроникновению и взаимовлиянию.

Жанр «кэнгэки», реализованный лучшими мастерами японского кино, оказал влияние на кинематограф других стран. В частности фильм А. Куросавы «телохранитель» был перенесен первооткрывателем итальянского «спагетти-вестерна» – С. Леоне («За пригоршню долларов», 1964). Режиссер Джон Ву также черпал вдохновение «кэнгэки» для своих ранних фильмов.

 

ЛАВ СТОРИ, Лав сторі [англ. Love Story – история любви] – фильмы реалистично изображающие любовь и романтику. Сюжетная линия фильма может включать как полный рассказ о жизни героев, так и раскрывать только небольшой момент из их жизни, где они борятся за свои чувства. Наиболее известные фильмы: «Прощай оружие» (A Farewell to Arms, 1932), «Время любить, время умирать» (A Time to Love and a Time to Die, 1958), «Ромео и Джульета» (Romeo and Juliet, 1968), «Черный Мрамор» (The Black Marble, 1980), «Призрак» (Ghost, 1990), «Ромео+Джульетта», «Сладкий ноябрь», «Мулен Руж». См. «Мелодрама», «Романтический фильм».

 

ЛЕСБИЙСКИЕ ФИЛЬМЫ, Лесбійські фільми [англ. Lesbian Film] – получили распространение в 70-е годы. Одними из первых фильмов о любви женщины к женщине были «Девушки в униформе» (Германия, 1931) и «Час детей» (США, 1961). Наиболее показательные лесбийские фильмы: «Девицы» (1978), «Вопрос любви» (1978), «Лучшая для меня» (1982), «Черви пустыни» (1985).

В последнее время проводятся кинофестивали лесбийских и гомосексуальных фильмов («Монстр»). См. «Гей кино».

ЛИНЗА, ЛІНЗА [нем. Linse, от лат. Lens – чечевица] – в оптике – прозрачное тело, ограниченное выпуклыми или вогнутыми поверхностями (одна из поверхностей может быть плоской) и преобразующее форму светового пучка.

ЛИЦЕНЗИЯ, ЛІЦЕНЗІЯ [англ. License от лат. Licentia – право, разрешение] – оформленная надлежащим образом передача владельцем (например, владельцем кинофильма) ограниченного права на использование (на определенный срок или на определенное количество копий) его произведения.

Лошадиная опера, Коняча опера [англ. Horse Opera] – слэнговое название вестерна. См. «Вестерн».

 

любительский фильм, Любительський фільм – см. «Аматорский фильм».

 

МакГаффин , МакГафін [англ. Macguffin – приспособление для ловли львов в горной Шотландии] – термин Альфреда Хичкока, который означает некий загадочный предмет, который остается за кадром и суть которого никак не разъясняется зрителю. МакГаффин – абсурд в центер логики и по утверждению Хичкока МакГаффин – «это ничто». Любой человек, минимально причастный вселенной Хичкока, знает, что МакГаффин – это приспособление для ловли львов в горной Шотландии. И что львы в горной Шотландии не водятся. И что если вам сказали, что на полке лежит МакГаффин, то это не МакГаффин. Но он все равно работает.

Хичкок первым обратил внимание на то, что некоторые ключевые детали сюжета обладают особой, не поддающейся разумному объяснению мощью воздействия. Это детали, которые помогают персонажам обрести особую силу, детали, которые могут спасти от неотвратимой опасности или грозят какими-нибудь страшными бедами. Борьба за такую деталь выглядит особенно напряженно. Зрители волнуются так сильно, они так хотят победы героя, за которого переживают, что им нет дела до того, насколько разумна эта деталь: лишь бы герой спасся, победил, наказал врагов, добился счастья.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 128; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!