Англо-РУССКИЙ словарь кинотерминов 7 страница



 

ЖАНР , Жанр [франц. Genre, от лат. Genus – род, вид] – группы экранных произведений, объединенные на основе сходных черт их внутреннего строения. В основе жанра лежит определенный тип изображения человека и окружающей его среды, системы взглядов на мир. Это определяет изменение жанрово-композиционной структуры произведений. Жанр – определенный набор сходных составляющих признаков, позволяющих объединять фильмы в родственные типы.

           Механически четкие границы между различными жанрами установить невозможно. Как и всякая, исторически обусловленная категория, жанры развиваются, видоизменяются, в определенные периоды испытывают тенденцию к слиянию, взаимопроникновению или даже распаду. В кинематографе эволюция жанров происходит с особой наглядностью.

На первых порах кино заимствовало жанровое деление у более зрелых искусств – театра и литературы (драма, комедия, детектив), но со временем стало вырабатывать свои собственные

специфические жанровые образования. Особая заслуга формирования киножанров принадлежит Америке, где в 30-х годах сложилась и культивировалась наиболее четкая система устойчивых жанров – вестерна, мюзикла, комедии, гангстерского фильма и др. Но именно американские режиссеры чаще других шли на эксперимент, порой рождая необычные жанровые гибриды. Они же утвердили в 70-е постмодернистскую моду на смешение жанров, новые (новаторские) формы прочтения старых сюжетов.

           В современном кинематографе жанровая классификация пополнилась новым понятием «полижанровость», подразумевающее фильмы с неимоверным переплетением, казалось бы, не стыкующихся жанровых конструкций. Сегодня не существует четкой единой жанровой классификации, но определенные базовые модели полезно отметить: комедия, мюзикл, приключенческий, детский, вестерн,

экранизация, исторический, военный, боевик, драма, мелодрама, ужас, эротика. См. «Полижанровость», «Гибридный фильм».

 

ЖЕЛЕЗНЫЙ СЦЕНАРИЙ , ЗАЛІЗНИЙ СЦЕНАРІЙ – в начале 20-х годов в Америке организация поточного производства фильмов требовала готовых сценариев, заготовляемых впрок. Для этого пригодилась система так называемого «железного сценария», апробированная, в свое время Т. Инсом и Г. Салливаном.

           Первой ступенью работы сценарием является «синопсис», то есть краткое изложение сюжета будущего фильма. Если синопсис удовлетворял руководство фирмы, начинался второй этап работы – создание «тритмента» – более углубленного и детализированного сюжета. К работе над тритментом привлекалось уже три-четыре специалиста. Один разрабатывал лирические сцены, другой массовые и т. д. И, наконец, детально разработанный сценарий или «контюнити», передавался режиссеру для написания съемочного сценария. После утверждения руководством студии сценарий поступал в производство и никакие изменения в нем больше не разрешались.

 

ЖЕЛТЫЙ ФИЛЬМ , Жовтий фільм [Giallo – желтый] – название поджанра итальянского хоррора берет начало от издававшейся в Италии серии романов классиков mystery, от Эллери Куина до Джона Диксона Карра. Книги этой серии имели желтые переплеты. Giallo – смесь фильмом ужасов и mystery-детективов. От готики он позаимствовал атмосферу действия, от детектива – сюжетную модель, где личность убийцы выясняется лишь на последних минутах фильма. Катализатором рождения giallo стал успех хичкоковского «Психоза». Благодаря ему, неизменной принадлежностью поджанра становится маньяк-убийца, чьи действия, внешне иррациональные, все же имеют в основе некую извращенную логику, в которую необходимо проникнуть сыщику-зрителю. Окончательно жанровые каноны были заданы в фильме Марио Бава «Шесть женщин для убийцы» (1964) – мощном саспенсе о маньяке, истребляющем хорошеньких манекенщиц. Верный себе, Бава добился в этой картине призрачной атмосферы, характерной для его готических лент, а убийцу сделал более похожим на фантом из потустороннего мира, чем на существо из плоти и крови. Это был «человек без лица», неопределимого пола и возраста, одетый в черный плащ с поднятым воротником, черные перчатки и нахлобученную на самые уши шляпу; он приходил ниоткуда, убивал с чудовищной жестокостью (всегда холодным оружием) и после этого уходил в никуда. В финале маньяк, разумеется, был разоблачен и уничтожен. Образ, созданный Бавой, стал немедленно тиражироваться другими режиссерами. Уже через год Тонино Валери, Риккардо Фреда и Лючио Фульчи ответили своими gialli, окончательно же утвердил новый жанр в своих правах Дарио Ардженто, чья «Птица с хрустальным оперением» (1969) стала самым кассовым фильмом года в Италии. С тех пор таинственный маньяк в черном плаще и перчатках становится фирменным знаком giallo.

Пожалуй, лишь Дарио Ардженто осознанно использовал шлейф представлений, тянущийся за этим персонажем. В одном из интервью Ардженто так обозначил формулу развития детективной интриги в giallo: «от рационального к гиперрациональному и через иррациональное к полному безумию». На практике эта формула воплощалась следующим образом: герой (как правило, иностранец или женщина), существующий еще в некоем реалистическом пространстве, становится свидетелем события, смысл которого ускользает от него (и от зрителя). Пытаясь понять, объяснить увиденное, герой предпринимает некие шаги и незаметно переступает грань между «рацио» и «хаосом». Наиболее известные фильмы: «Суспирия» «Кроваво-красный» (1975), «Инферно» (1979). См. «Спагетти-хоррор».

ЖЕНСКИЙ ФИЛЬМ, Женское кино , Жіночий фільм, жіноче кіно [англ. Women's Film] – фильмы о женщинах, женских проблемах, социальном положении женщин, получивше широкое распространение в 30-х – 50-х годах. Некоторые фильмы начала звуковой эры делали акцент на падших женщинах, чья жизнь была загублена сомнительными или неудачными связями.

Один из них, «Кристофер Строит» (1933), был снят Д. Арзнер, одной из немногих женщин-режиссеров в Голливуде 1930-х годов. В 1934 году тема падших женщин была запрещена цензурой, однако страдающие героини по-прежнему пользовались у публики большой популярностью. Любимой актрисой стала Г. Гарбо, привнесшая картины «Королева Христина» (1933) и «Анна Каренина» (1935), неповторимый аромат тайны и трагедии. Гарбо ушла из кино в 1941 году. Ее сменили Б. Дэвис и Д. Кроуфорд, чьи героини в фильмах «Изабель» (1938) и «Юмореска» (1946) стремились отомстить тем, кто причинил им зло.

«Женское» кино неизменно пользовалось успехом у публики, но это не убеждало кинокритиков, обвинявших его в чрезмерной мелодраматичности. К примеру, в картинах «Стелла Даллас» (1937) и «Милдред Пирс» (1945) Барбара Стен-вик и Джоан Кроуфорд играли несчастных матерей, всю свою жизнь посвятивших тому, чтобы помочь встать на ноги своим дочерям. Однако со временем отношение критиков к таким фильмам стало меняться, ибо в них начали видеть смелые попытки показать сильных и независимых женщин, не сдающихся в самых тяжелых жизненных обстоятельствах.

Трудности, подстерегающие женщин, которые пытаются совместить деловую карьеру с превратностями семейной жизни, получили свое отражение и в картине Джона М. Сталя «Имитация жизни» (1934). Кроме традиционного конфликта матери и дочери, в ней шла речь еще и о расовых предрассудках. Этот фильм был переснят Д. Серком в 1959 году. Серк специализировался на изысканных мелодрамах, он активно использовал яркие краски и стильные декорации, словно слегка подтрунивая над самим жанром. Такие его картины, как «Великолепная одержимость» (1953) и «Начертано на ветру» (1956), оказали огромное влияние на других крупных кинематографистов, например Райнера Вернера Фасбиндера, а также на создателей телевизионных «мыльных опер» типа «Далласа» или «Династии». Некоторые «женские» фильмы: «Имитация жизни» (1934, 1959), «Стелла Даллас» (1937), «Великолепная одержимость» (1935, 1954), «Мадам Бовари» (Madame Bovary, 1949), «Все, что дозволяют небеса» (1955), «Начертано на ветру» (1956), «Алиса сдесь больше не живет» (Alice Doesn't Live Here Anymore, 1974), «Условия привязанности» (1983), «Письма Любви» (Love Letters, 1982), «Секс в большом городе».

 

ЗАТЕМНЕНИЕ КАДРА, ЗТМ , ЗАТЕМНЕННЯ КАДРУ, ЗТМ [англ. Fade, Fading] – прием съемки, позволяющий достичь постепенного затемнения, а затем и полного исчезновения экранного изображения. Обратный прием используется для появления на темной плоскости экрана постепенно высветляющегося изображения (съемка из затемнения). Часто применяется для создания ощущения промежутка времени между двумя смежными сценами и кадрами.

 

ЗАПЕКШАЯСЯ КРОВЬ , Запекла кров [англ. Gore – в переводе может означать и «обилие крови»] – так характеризуют направление фильмов ужасов, где важным элементом, порождающим чувство страха, становится сцена кровавого убийства. Столетняя история поджанра ознаменовалась своими «шедеврами» и неудачами, взлетами и падениями. Великий Д. У. Гриффит в «Нетерпимости» (1916) впервые показал массовую и эффектную сцену кровавого убийства во дворце Валтазара. Бенджамин Кристенсен в фильме «Ведьмство сквозь века» натуралистично изобразил картину шабаша и жертвоприношения детей. В 20-е годы киноцензура отсекала эпатирующие сцены кровавых убийств, видя в них падение общественной нравственности.

           Новый взлет «gore» произошел в 60-х годах, и связан он с итальянской школой известных кинопотрошителей: Марио Бава, Дарио Ардженто. Среди лидеров последнего двадцатилетия в этом направлении: Т. Хупер, Л. Фульчи, К. Баркер и др. Особняком стоят ленты, поставленные Д. Ромеро, начиная с его нетленных «Ночи живых мертвецов» (1968) и «Рассвета живых мертвецов» (1978), где кровь льется рекой.

           В этом поджанре работали режиссеры разных киношкол, разного мироощущения, которые вносили свое психологическое восприятие действительности. В наиболее известных фильмах «Пятница-13», «День всех святых». «Резня в Техасе механической пилой», «Восставшие из ада» акт убийства иррационален и не имеет социальной мотивации. И все же, некоторые режиссеры искали рациональное объяснение причин кровавых убийств, в результате которых обыкновенные люди становились кровожадными извергами («Маньяк», 1962, реж. М. Карерас; «Генри: портрет убийцы», 1991, реж. Дж. Макнаутон, «Пила 1-2»).

ЗВУКООПЕРАТОР , ЗВУКООПЕРАТОР [англ. Recording Director, Sound Director] – участник съемочной группы, который осуществляет звуковое сопровождение фильма в соответствии с общим идейно-художественным замыслом автора сценария и режиссера-постановщика. Участвует в работе по созданию фильма на всех этапах, начиная от разработки режиссерского сценария до сдачи фильма, проводит пробные записи звука, осуществляет синхронную звукозапись, речевое и шумовое озвучивание и запись музыки, руководит монтажом фонограмм, вместе с режиссером-постановщиком осуществляет перезапись фонограмм, создавая единую звуковую композицию фильма.

ЗОЛОТАЯ СЕРИЯ , Золота серія – высокохудожественные итальянские фильмы 1909–1919 годов. Выпуск итальянской «золотой серии» был ответом на распространение «художественных серий» французской фирмы «Фильм д’ар». См. «Фильм Д’ар».

      Начиная с 1909 года, в итальянской кинематографии намечается отчетливая тенденция к героизации исторического прошлого. Постановщики все чаще и чаще обращаются к истории древнего Рима к произведениям эллинской литературы и мировой классики: Данте и Гомер, Виргилий и Тассо, Шкспир и Шиллер, Мольер и Кальдерон. Трудно назвать хотя бы одно широко известное литературное или драматическое произведение, которое не было бы тогда экранизировано. Наиболее известные фильмы «золотой серии» – «Последние дни Помпеи», «Нерон», «Галилей», «Людовик Х1», «Вероломство», «Сердце матери», «Геро и Леандр», «Заложники», «Безмолвное фортепиано», «Заложники» – выдвинули Итальянскую кинематографию на одно из первых мест в Европе. В этих фильмах «золотой серии» можно было увидеть немало интересного: вдумчивое отношение к содержанию литературных и исторических источников, на основе которых создавались картины, стремление к точной передаче стиля эпохи, включение наравне с декорациями подлинных архитектурных памятников и дворцовых интерьеров (Рим, Флоренция, Венеция); широкое использование для натурных съемок прославленных красотой итальянских пейзажей.

           Большую роль в успехе итальянских фильмов сыграли творческие работники, которые принесли с собой в кинематограф художественную культуру смежных искусств. Из живописи, литературы и театра пришли в кино и стали работать режиссерами – Эрнесто Паскуали, Джузеппе де Лигуоро, Марио Казерини, Энрико Гуацциони; операторами – Джованни Витротти, Роберто Оменья, Сегундо де Шомон; декораторами – Луиджи Романо, Этрор и Ридони.

           Фильмы итальянской «золотой серии» оказали влияние на европейский и американский кинематограф. В разных странах стали появляться крупные постановочные картины, обращенные к истории и классическим произведением. В России выпуск картин «Русской золотой серии» был налажен кинофирмой «Тиман и Рейнгардт». См. «Русская золотая серия».

ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ , Золотий перетин [итал. Sectio Autea] – соотношение частей предмета или произведения, считающееся совершенным. Возникает тогда, когда меньшая часть соотносится с большей, как большая ко всему объекту. В цифрах это соотношение выражается так: 2:3 как 3:5. Термин «золотое сечение» принадлежит Леонардо Да Винчи – к экранным искусствам это понятие впервые применил С. Эйзенштейн («Золотой сечение экрана»).

 

«ЗОЛОТОЙ ВЕК » голливуда, «Золотий вік» Голлівуду – период в истории американского кино с 1929 по 1941 год. Как только Голливуд освоил выпуск звуковых картин, он быстро восстановил свою репутацию постановщика самой высококлассной кинопродукции, сделавшую его столицей мировой кинематографии в эру немого кино. 1930–1945 годы стали «золотым веком» Голливуда. Его киностудии за это время произвели на свет 7500 полнометражных лент.

Крупнейшей из киностудий была МГМ, утверждавшая, что у нее больше звезд, чем на небе. Она специализировалась на ярких и жизнерадостных семейных картинах. Продукция компании «Парамаунт» испытывала сильное влияние европейского кинематографа. Многие ее картины затрагивали такие темы, как богатство, власть и людские страсти. Фирма «Юнайтед артистс» не выпускала собственных фильмов, а занималась прокатом лент независимых продюсеров, таких, как Сэмюэл Голдвин и Дэвид О. Селзник.

Компания «Уорнер бразерс» никогда не была богатой, но все же смогла выпустить несколько популярных гангстерских фильмов, лент социального звучания и мюзиклов. «XX век – Фокс» также снимал мюзиклы, вестерны и исторические картины, располагая весьма скромным бюджетом. Компания «Юниверсал» не имела себе равных в эпоху немого кино, но с появлением звука вынуждена была перейти на постановку дешевых игровых лент, главным образом фильмов ужасов. «Коламбия» же пребывала в столь бедственном положении, что выживала лишь за счет одалживания звезд и режиссеров для своих наиболее значимых картин у других киностудий.

В конце 1930-х годов жизнь простых американцев была нелегка. В эпоху Великой депрессии даже крупнейшим киностудиям с трудом удавалось привлекать зрителей в кинозалы. Одним из способов привлечения публики стала практика двойных сеансов. Теперь фильм «А», или основная полнометражная лента, сопровождался менее дорогостоящим фильмом «В» в рамках одного сеанса. Многие картины класса «В» выпускались небольшими кинофирмами, которые прозвали «нищей братией». Наиболее удачливыми из них были фирмы «Рипаблик» и «Монограм», производившие в среднем свыше 40 фильмов в год. В основном это были вестерны, приключенческие фильмы и триллеры.

«ЗОЛОТОЙ ГЛОБУС», «ЗОЛОТИЙ ГЛОБУС»  [англ. Golden Globe Awards] – голливудская кинопремия. С 1944 года ежегодная премия Золотой глобус награждает фильмы и кинематографистов в 13-ти номинациях и является своеобразной генеральной репетицией перед участием церемонии «Оскара». См. «Оскар».

ЗОМБИ-фильм , Зомбі-фільм [англ. Zombie Movie] – данный поджанр основывается на воскрешении мертвых, и весь фильм основывается на желании убить данного мертвеца, хотя это тяжело, ведь он уже мертв. Трудно сказать на какую аудиторию рассчитан данный жанр, все зависит от режиссера фильма. Своим рождением поджанр обязан древним поверьям африканских племен, проживавших на территории современной Гвинеи и Бенина. Их потомки были вывезены на американский континент в эпоху работорговли и расселены на острове Гаити и в Бразилии. В числе легенд переселенцев сохранились традиции культа «вуду», приписывающие колдунам способность оживлять покойников и направлять их действия.

Первый фильм, вышедший в 1932 году («Белый зомби»), в целом отвечал духу и букве сказаний о колдунах вуду. Последующая лента («Бунт зомби», 1936) переносит действие в другую часть света, но и здесь зомбиподобные мертвяки действуют поначалу по воле злого гения.

Сороковые годы внесли новые оттенки в этот легендарный облик. Наряду с суровыми «страшилками», выполненными по канонам жанра «horror», появляются ленты о зомби, носящие пародийно-комедийный характер. Поджанр был настолько любим американцами, что в ту пору завсегдатаи баров окрестили крепкий напиток (коктейль с ромом) именем «зомби».

Ренессанс кинозомби наступил в конце 60-х – начале 70-х годов и связан с именем Дж.Ромеро. Его «Ночь живых мертвицов» (1968), продолжения и еще более многочисленные подражания не совсем, правда, вписывались в канонический облик зомби.

В 80-е годы поджанр выживает благодаря фантастическим по сложности и изяществу спецэффектам (отметим среди прочих мастеров – Тома Савини, художника по гриму в лентах «Зомби» Дж. Ромеро, «Зловещие мертвецы» С. Райми). Классикой жанра являются: «Белый зомби» (White Zombie, 1932), «Ночь живых мертвецов» (The Night of the Living Dead, 1967–1968), «Змей и радуга» (The Serpent and the Rainbow, 1987), «Рассвет мертвецов».

Игровой фильм, Ігровий фільм – см. «Художественный фильм».

 

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ ФИЛЬМА , ОБРАЗОТВОРЧЕ РІШЕННЯ ФІЛЬМУ,достигается синтезом изобразительно-выразительных средств киноискусства и мастерством его создателей. Изобразительное решение фильма включает кинематографические средства и приемы создания художественных образов на экране.

 

ИИСУС-РЕВОЛЮЦИЯ , Ісус-революція – около 1967 года параллельно с движением «хиппи» в среде американской молодежи зародилось движение «Иисус-революция». Участники этого движения искали позитивные этические идеалы, и Христос стал для них символом мыслителя-гуманиста, воплощение чистоты и братской любви, лидером движения протеста. Эти духовные поиски нашли отражение в рок-опере «Иисус Христос-суперзвезда», 23-летнего композитора Ллойда Веббера, появившейся в 1971 году на Бродвее, а спустя два года на экране (реж. Н. Джуисон).

 

ИКОНОГРАФИЯ , ІКОНОГРАФІЯ [от греч. Eikon – изображение + Grapho – пишу]

1. Изобразительные материалы, необходимые при подготовительной работы над фильмом, – произведения живописи, фотографии и т. д., характеризующие эпоху, в которой разворачивается действие будущего фильма. С помощью иконографии съемочный коллектив воссоздает атмосферу эпохи, места действия, особенности облика, поведения героев и т.д.

2. Материалы завершенного производством фильма, определяющие историю его создания: раскадровка, эскизы, чертежи, актерские фотопробы, фото рабочих моментов, кадры из фильма, киноафиши и т. д. 

ИКСЧЕНДЖ, ІКСЧЕНДЖ [англ. Exchange – обмен] – прокатная контора, снабжающая кинофильмами показчиков.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 162; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!