Англо-РУССКИЙ словарь кинотерминов 8 страница



ИМАКС, ІМАКС [англ. Imax] – съемочно-проекционная система, разработанная для изготовления фильмов с возможностью их демонстрации на специальных больших экранах. В «имакс» используются специальные объективы и кинопленка, имеющая размер кадра в три раза больший чем в стандартных 30-ти мм. фильмах.

ИНДЕЙКА, ІНДИЧКА [англ. Turkey] – плохо сделанные фильмы по своим художественным и профессиональным показателям не дотягивающие до стандартов «среднего кино». Подобные фильмы, как правило, имеют плохие кассовые сборы. Cм. «Бомба».

ИНДИ , ІНДІ [англ. Indie, сокращение от Independent – независимый] – американские (голливудские) мелкие независимые продюсеры или продюсерские компании, не входящие в группу меджеров.

 

ИНЖЕНЮ, Інженю [франц. Ingénue – наивная] – амплуа актрисы, исполняющей роли наивных, простодушных девушек. См. «Амплуа».

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ КИНО , Інтелектуальне кіно [от лат. Intellectus – разум, способность мыслить, понимать, составит себе представление] – термин, предложенный С.М. Эйзенштейном в 1928 году. Концепция «Интеллектуального кино» возникла в процессе работы над фильмом «Октябрь». Режиссер выдвинул гипотезу о возможности непосредственной «экранизации понятий» и целых «систем понятий». На раннем этапе теории «интеллектуального кино» был провозглашен отказ от традиционной фабульной драматургии и «игры страстей» с заменой их «действием по ассоциативным путям» и «игрой умозаключений». Уже через год Эйзенштейн объяснял «интеллектуального кино» как «синтез эмоциональной, документальной и абсолютной фильмы», способной «положить конец между «языком образов» – на основе «языка кинодиалектики».

Доступность этой задачи кинематографу обосновывалась в статье «За кадром» (1929), где Эйзенштейн сравнивал монтаж конкретных киноизображений (кадров) с образованием понятий из иероглифов в идеографической письменности (в частности японской) народов Дальнего Востока. Цель «интеллектуального кино», по Эйзенштейну, – «научить рабочего диалектически мыслить». Практическим воплощением «интеллектуального кино» должен был стать фильм «Капитал», В сценарных разработках этого неосуществленного фильма (1927–1929) Эйзенштейн использовал, наряду с ассоциативным монтажем кадров, фабульные ситуации и материал для актерской игры.

В начале 30-х годов Эйзенштейн отходит от крайностей теорий «интеллектуального кино», развивая вместе с тем ее жизнеспособные элементы. В работе над сценарием «Американской трагедии» (по Т. Драйзеру, 1930) он впервые в мировом кино использовал принцип «внутреннего монолога», соединив некоторые открытия «интеллектуального кино» с углубленным раскрытием психологического процесса на экране. В докладе на Всесоюзном творческом совещании работников советской кинематографии (1935) Эйзенштейн по-новому определил диалектику чувственного и интеллектуального, конкретного и абстрактного в кинообразе, преодолевая противоречивость ранней теории «интеллектуального кино». Глубокая, конструктивная самокритика этой концепции заключена в цикле теоретических трудов (1937–1948 годов), а также в мемуарах Эйзенштейна.

При всех крайностях и противоречиях концепция «интеллектуального кино» все же оказала влияние на теорию и практику кинематографа, стимулировала поиски новых выразительных средств киноязыка, новых путей воздействия на зрителя. Отголоски ее идей можно найти в смежных искусствах, в частности в теории и практике «эпического театра» Б. Брехта.

Интерактивное кино, Інтерактивне кіно [англ. Interactive Cinema] – возможность зрителя становиться активным участником кинопространства и соавтором фильма. Первые опыты в этом направлении проводились в конце 70-х годов. Сегодня интерактивное кино становится возможным благодаря широкому развитию многозальных кинотеатров / мультиплексов, а также развитию цифрового кинематографа. Технология этого нового киножанра сейчас находится на стадии разработки. Ее суть заключается в следующем: зрители приходят на киносеанс в самый большой зал, оснащенный специальным оборудованием для голосований (напротив каждого кресла). По окончанию первой части, в самый напряженный момент фильма, зрителю предоставляется возможность сделать свой выбор. Ему предлагают некоторое количество возможных вариантов развития событий, из которых он выбирает понравившийся ему. Экран отображает результаты голосования. Большинство людей, проголосовавших за определенный сюжет, просят оставаться на своих местах, остальная часть зрителей расходится по другим залам мультиплекса. В этот момент наступает небольшой антракт, после которого зрители, распределившиеся по залам, продолжают кинопросмотр выбранного ими продолжения фильма.

           Принцип интерактивного кино все чаще используется порноиндустрией США и Франции. Интерактивные DVD дают возможность зрителю становиться участником «процесса» и управлять происходящим при помощи пульта ДУ и меню фильма. Однако наиболее широкое применения принцип интерактивного кино пока получил лишь в компьютерных играх.

 

ИНТЕРТИТРЫ , ІНТЕРТИТРИ [франц. Intertitre] – использовались в основном в немом кинематографе. Кадр, содержащий более-менее украшенный орнаментом текст-диалог или комментарий, вставляемый при монтаже между двумя кадрами. В первые годы существования кино интертиры были пояснительными, а в дальнейшем – диалогами. Любопытные эксперименты с интертитрами проводил в СССР Д. Ветров в середине 20-х годов.

 

Исполнительный продюсер , Виконавчий продюсер [англ. Executive Producer] – продюсер, который не имеет отношения ни к одному техническому аспекту производства фильма, но несет ответственность за конечный продукт. Обычно исполнительный продюсер решает деловые и правовые вопросы.

 

ИСТЕРН , Істерн [англ. Eastern – восточный] – касательно отечественного кино, занятно отметить, что, не смотря на бешенную в свое время популярность на наших экранах немецких вестернов с югославским актером Гойко Митичем, в советском кино прямое заимствование традиций вестерна заметных успехов не приносило, парочка исключений – «Всадник без головы» и музыкальная пародия «Человек с бульвара Капуцинов». Зато воистину культовыми стали, несомненно, косившие под вестерн, «Белое солнце пустыни» и «Неуловимые мстители».

 

ИСТОРИЧЕСКАЯ ДРАМА , Історична драма – см. «Костюмная драма».

 

ИСТОРИЧЕСКИЙ ФИЛЬМ , Історичний фільм [англ. Costume Picture] см. «Костюмная драма».

КАДРИК кинематографический , КАДРИК кінематографічний [франц. Cadre; англ. Frame]

1. Отдельный снимок на кинопленке;

2. Пространство на съемочной площадке, попадающее в рабочее поле объектива кинокамеры;

3. Сцена, эпизод кинофильма, элемент кинематографического языка (создатель фильма «мыслит кадрами»), составная часть раскадровки. Для каждого кадра (в значении эпизод) снимается несколько дублей.

КАЛИГАРИЗМ , Калігаризм [Caligarisme] – термин берет начало от немецкого экспрессионистского фильма «Кабинет доктора Калигари» (1919) и был введен в оборот французами после Первой мировой войны. «Калигаризм» употребляли применительно к послевоенной Европе, где все было поставлено с ног на голову.

КАМЕО, Камео [англ. Cameo – миниатюрный, эпизодический] – эпизодическая роль какого-либо известного актера или другой знаменитости. Термин был впервые использован продюсером М. Тоддом применительно к фильму «Вокруг света за 80 дней» (Around the World in Eighty Days, 1956), в котором насчитывается 44 камео. Обычно цель этого приема – увеличить коммерческий потенциал фильма. В детективе «Список Адриана Мессенджера» (The List of Adrian Messenger, 1963) Б. Ланкастер, Р. Митчум, Ф. Синатра и Т. Кертис появлялись в гриме, делавшем их неузнаваемыми; задачей зрителей было угадать, кто есть кто.

За крошечную роль в фильме «Супермен» (Superman, 1978) М. Брандо получил гонорар в 2 млн. 250 тыс. долларов и 11 % от прибыли продюсеров. Однако часто камео бывают шутливыми и рассчитаны лишь на комический эффект, иногда понятный только посвященным. Такие камео, как правило, не указываются в титрах. А. Хичкок появлялся почти в каждом своем фильме, начиная с «Жильца» (The Lodger, 1926), придумывая для этого различные забавные ситуации: так, в картине «Спасательная шлюпка» (Lifeboat, 1944) по воде проплывает газета с его фотографией. Иногда знаменитости, появляющиеся в камео, играют самих себя, как, например, Михаил Горбачев в фильме Вима Вендерса «Так далеко, так близко» (In weiter Ferne so nah, 1993).

 

КАМЕРА СТИЛО , Камера стіло [франц. Caméra-Stylo – камера-перо] – термин ввел в обиход французский режиссер Александр Астрюк в 1948 году в одном из своих программных текстов, сравнив камеру с вечным пером, позволявшей писать кинокамерой так же свободно, как писатель – пером. Ставшая реальностью «камера-стило» резко усилила позиции авторского кино, где документалист выступает в едином лице – сценариста-режиссера-оператора, а подчас и продюсера, где можно работать без предварительного сценария, его по ходу съемок «пишет» сама жизнь.

камерный фильм , Камерний фільм [англ. Ark – ковчег + Film] – камерный фильм, действие которого происходит в замкнутом пространстве – отели, комнаты, магазины, суда, самолеты: «Большой Отель» (Grand Hotel, 1932), «Приключение Посейдона» (The Poseidon Adventure, 1972), «Аэропорт» (Airport, 1979).

КАММЕРШПИЛЕ , Камершпіле [нем. Kammerspiele – камерная драма] – разновидность драмы, сложившаяся в немецком театре, искусстве и кино в начале 20-х годов, как сывоеобразный протест против иррациональности миросерцания эксперессионизма. Характерными признаками «каммершпиле» являются психологизм, граничащий с натурализмом, стремление обнажить внутринюю сущность обычно немногочисленных персонажей – представителей среднего бюргерства и чиновничества, социальный пессимизм. Каммершпиле характеризируется единством места и времени действия в рамках, как правило, несложного сюжета, замедленностью темпа, особым вниманием к деталям, приобретающим подчас символическое значение. Основоположником каммершпиле в кино был сценарист К. Майер «Осколки» (реж. Л. Пик) и «Черный ход» (реж. П. Лени – оба в 1921 году), «Улица» (1923 реж. К. Груне), «Сочельник» (1923 реж. Л. Пик), «Последний человек» (1925 реж. Ф. Мурнау), в котором реалистическое изображение жизни сочетается с тонким психологическим анализом характеров. Крупнейшими актерами каммершпиле были Э. Яннингс, Х. Портер, Ф. Кортнер.

Авторы, готовившие сценарии камерных фильмов, не только удовлетворялись узкими рамками социальной среды, в которой жили и действовали их герои, – они шли на сознательное ограничение и места действия, не выходя за пределы одного дома, одной квартиры. Это обстоятельство обязывало авторов глубоко и тонко анализировать поступки и поведение своих героев для того, чтобы зрители с интересом следили за происходящем на экране. Отсюда вытекла и еще одна особенность камерных фильмов – поиски оригинальных сюжетов, создание оригинальных сценариев.

Многочисленные экранизации того времени принесли в кинематограф обилие надписей, содержание которых заимствовалось из литературного произведения, положенного в основу фильма. Такие надписи иногда не помещались в одном титре, их приходилось продолжать в другом. Зрители теряли время на их чтение, и драматическое напряжение фильма ослабевало.

Авторы и теоретики камерных фильмов объявили беспощадную борьбу «литературщине» и для укрепления своих творческих позиций стали создавать сценарии и ставить фильмы без всяких надписей. Своим главным оружием они избрали отточенный сюжет и выразительную игру актеров. Большую роль у них приобрели детали. С их помощью сценарист мог объясняться со зрителями, не прибегая к тяжеловестным надписям.

Сценаристы «каммершпиле» зачастую отказывались даже от таких надписей, которые были необходимы. Например, вместо короткой и лаконичной надписи «на другой день» давались многометровые кадры захода солнца, наступления ночи и затем рассвета.

Первым безнадписным фильмом принято считать «Осколки». Он был поставлен режиссером Лупу Пиком по сценарию Карла Майера в 1921 году. В нем участвовало всего четыре человека. 

 

КАНАДСКИЙ ВЕСТЕРН , Канадський вестерн [англ. Mountie Films – горные фильмы] – подобно американским вестернам это фильмы о романтических героях, как правило, шерифах, охотниках, первопоселенцах: «Renfrew of the Royal Mounted», «Северные приключения» (Northern Pursuit, 1943), «Дикий север» (The Wild North, 1951), «Сумасшедший охотник Якон» (Mad Trapper of the Yukon, 1972), «Утренний патруль» (The Dawson Patrol, 1985).

 

КАРТУНЫ, Картуни [англ. Cartoon – карикатура] – впоследствии это понятие перешло на рисованный фильм, поскольку первыми его авторами были журнальные карикатуристы и авторы комиксов (см. «Анимационное кино»).

 

КАСКАДЕР , КАСКАДЕР [от франц. Сascade – водопад, падение; англ. Stunt] – дублер киноактера, выполняющий сложные трюки, требующие специальной (технической, спортивной и др.) подготовки.

 

КАСТИНГ, КАСТИНГ [англ. Casting] – подбор актеров-исполнителей для фильма. На начальной стадии подбор ведется с помощью фотографий, затем проходят пробы – прослушивания актера, при которых он играет определенную роль перед камерой без макияжа и без декораций. Обычно кастинг проводится начальником актерского отдела киностудии, но пожелания режиссера, продюсера или киностудии также учитываются.

КАЦУГЭКИ , Кацугекі [театр поединков] – японские исторические, фантастические фильмы, имевшие распространение в начале века. В «кацугэки» действие сводилось к фехтовальным поединкам. В драматургии подчеркивались приключенческие элементы и вмешательство сверхъестественных сил. Эта упрощенная модель театра кабуки послужила образцом для фильмов «кэнгэки», в которых на смену мифологическим персонажам пришли самураи и ронины. См. «Кэнгэки».

 

КАШЕ , КАШІ [от франц. Caher – прятать, заслонять] – непрозрачная заслонка в виде какой-либо геометрической фигуры (прямоугольника, ромба, треугольника, овала и т.п.).

 

КАЮДЖА-ЭЙГА , Каюджа-ейра [Kaiju Eiga – фильмы о чудовищах] – жанр в японском кино сформировавшийся в начале 50-х годов под влиянием американских фильмов. В 1954 году вышел фильм «Годзилла», прошедший с большим успехом. В дальнейшем японский кинематограф нещадно эксплуатировал эту тему, и вывел на экран других огнедышащих монстров (Родан, Мотра, Гаммера, Варан и Барагун). Большинство фильмов базировалась на научной фантастике, в которых говорилось о катастрофах, связанных с атомной энергией, борьбе людей против различных монстров, либо противостоянию гигантских монстров друг против друга. Ведущими мотивами этих фильмов являются всевозможные социальные и культурные фобии, связанные с научными экспериментами и развитием технологий, противостояние изобретателей и военных сил.

           Другая подгруппа «каюджа-эйга» рассказывала о доисторических рептилиях, оживших после стихийных природных бедствий («Легенда о динозавре»).

 

КЕНГУРУ-ВЕСТЕРН , Кацугекі [англ. Kangaroo-Western] – так шутливо называли австралийские вестерны. Жанр берет начало от драмы из жизни «буш-рейнджеров» (слово «bysh» в Австралии означает не кустарник, а лес: отсюда «буш-рейнджер») – благородных разбойников австралийских прерий. Эти фильмы отражали как религиозно-этические идеалы белого населения, так и историю его утверждения на чужой и далекой земле.

В австралийских вестернах, как и в далекой Америке, совсем недавнее прошлое (освоение материка, покорении экзотически щедрой, но суровой природы, золотая лихорадка середины 19 века) обрастало ореолом легенды. Жизнь первых переселенцев (ссыльные уголовные и политические каторжане), одиссея фермеров и скотоводов 19 века, наплыв золотоискателей служил источником романтических сюжетов из эпохи пионеров, и параллели с фильмами классика американского вестерна Д. Форда не случайны. Как не случайно рождение жанра, воспевающего мужественных и справедливых «рыцарей большой дороги» в австралийских лесах, которых впоследствии вытеснили ковбои с Дальнего Запада США.

КЕПЕР ФИЛЬМ , Кепер фільм [Caper Film] – французский поджанр, развивавшийся с конца 50-х годов, в который входили фильмы об ограблениях, рассказанные с точки зрения самих преступников. Американские фильм «Асфальтовые джунгли» (The Asphalt Jungle, 1950) Джона Хьюстона и «Шансы против завтрашнего дня» Роберта Уайза (Odds Against Tomorrow, 1959) положили начало возникновения поджанра оказали на него существенное влияние. Классические фильмы: «Потасовка среди мужчин» (Du rififi chez les hommes, 1954), «Красный круг» (1959). Поджанр Кепер в дальнейшем был спародирован в советском мультфильме «Ограбление по…».

 

Киберпанк , Кібер панк [англ. Cyberpunk, от Сybernetics – кибернетика + Punk – дрянь, отребье] – термин киберпанк придуман и введен в употребление писателем Б. Бетке, который в 1983 году опубликовал одноименный рассказ. В кинематографе – одна из разновидностей научной фантастики, фокусирующийся на компьютерах, высоких технологиях и проблемах, возникающих в обществе в связи с губительным применением плодов технологического прогресса. Для киберпанка характерен футуристический тон, разрушенные и обнищавшие города, частичное разрушение окружающей среды, могущественные корпорации, разбои на улицах – и все это на фоне чрезвычайно мощных компьютеров, робототехники и информационных технологий. Фильмы: «Побег из Нью-Йорка» (Escape from New York, 1981), «Бегущий по лезвию бритвы» (Blade Runner, 1982), «Робокоп», «Побег из Лос-Анджелеса» (1996), «Матрица» (1999–2003) считаются ярчайшими представителями этого жанра. См. «Научно-фантастичекий фильм» и «Футуризм».

 

КИДНЕПИНГ , Кіднепінг [англ. Kidnap Drama] – фильмы о пихищении детей с целью получекния денег или политического шантажа. В контексте фильмов присутствует война, преступление, похищение молоденьких девушек и издевательства над ними. Фильмы этого жанра: «Человек, который слишком много знал» (The Man Who Knew Too Much, 1934, 1955), «Ночь следующего дня» (The Night of the Following Day, 1964), «Abduction» (1975), «Похищение президента» (The Kidnapping of the President, 1979), «Patty Hearst» (1988). «Выкуп».

КИНЕМАТОГРАФ , КІНЕМАТОГРАФ [от греч. Kinema, род. пад. Kinematos – движение + Grapho – пишу] – первоначальное название аппарата для съемки на кинопленку движущихся объектов и для последующего воспроизведения получаемых снимков путем проецирования их на экран, а также комплекс устройств и методов, обеспечивающих съемку и демонстрацию фильма. Термин «кинематограф» впервые появился и стал общепринятым в его французском варианте «синематограф», обозначающим систему создания и показа фильмов, разработанную братьями Люмьер. Часто термин «кинематограф» употребляют в значении «киноискусство».

 

КИНЕТОСКОП , КІНЕТОСКОП [греч. Kinetos – подвижный] – аппарат для рассматривания быстро сменяющихся фотографических снимков, при этом создается впечатление движения снятых объектов. Кинетоскоп – один из предшественников кинематографа.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 170; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!