Англо-РУССКИЙ словарь кинотерминов 5 страница



Помимо эпической тенденции, восходящей к этапному произведению «Крестный отец», умами американских кинематографистов в середине 60-х годов завладела антимифотворческая, антигангстерская идея, впервые нашедшая отражение в ключевом фильме «Бонни и Клайд» (1967) А. Пенна. История грабителей 30-х годов намекала на рост бунтарских настроений молодежи в Америке 60-х. Романтический взгляд на бунтарей Америки, стихийно протестующих против порочных институтов власти и подчинение личности, был типичен для кинематографа тех лет, когда наивно верили, что бунт «блудных сыновей» принесет немедленные, в корне меняющие действительность результаты. Талантливая лента А. Пенна об отверженных людях потом подверглась трезвой переоценке в фильмах «Опустошенные земли» (1973) Т. Малика и «Воры как мы» (1974) Р. Олтмена. В них герои бандиты – лишались какого бы то ни было легендарного ореола, но тщательно и впечатляюще вскрывалась человеческая драма, метафорически воспроизводилась среда обитания – как проекция внутреннего состояния персонажей, «перпендикулярно» к жанру гангстерского фильма рассказывалась приближенная к реальности современной Америки история жизни изгоев общества. Примеры фильмов: «Тупик» (1937), «Ангелы с грязными лицами» (1938), «Бурные двадцатые годы» (1939), «Белая жара» (1948), «Аль Капоне» (1958), «Бонн и Клайд» (1967), «Диллинджер» (1973), «Однажды в Америке» (1983), «Багси» (1991), «Криминальное чтиво», «Гангстеры».

 

ГЕЙ КИНО, Гей кіно [англ. Gay Film] – фильмы о гомосексуалистах сделанные как гомосексуалистами, так и режиссерами гетерсексуалами. Направление гей кино, изображающее стиль жизни гомосексуального общества получило распространение в 70-е годы: «My Beautiful Laundrette» (1985), «Разделение взглядов» (Parting Glances, 1986), «Torch Song Trilogy» (1988). Более ровные фильмы последнего времени отражали проблемы, которые стоят перед обществом, как, например, проблемы СПИДа, («Филадельфия», Philadelphia, 1993).

В настоящее время проводятся кинофестивали гомосексуальных и лесбийских фильмов, хотя последние имеют меньшее распространение («Горбатая гора»). См. «Лесбийские фильмы».

 

ГЕРОИЧЕСКАЯ ФАНТАЗИЯ, Героїчна фантазія – является разновидностью фантастических фильмов. Основное отличие таких фильмов, в том, что действия происходят в мирах, которыми правит не технология, а «меч и магия». В фэнтези часто фигурируют не только люди, но и разнообразные мифологические существа – эльфы, гномы, драконы, оборотни, люди-кошки, а также боги и демоны. В основе героической фаетазии подвиг, который совершает главный герой ради благородной цели. См. «Фэнтэзи в кино».

 

ГЕРОНТОЛОГИЧЕСКИЙ ФИЛЬМ, Геронтологічний фільм [англ. Gerontological Film] – так как средний возраст населения США увеличивается, некоторые фильмы отражают проблемы и ситуации, связанные с процессом старения. Обычно подобные фильмы вызывают сострадание, поскольку отражают одиночество, старческое слабоумие и другие проблемы возникающие у пожилых людей. Примеры геронтологических фильмов: «На Золотом пруду» (On Golden Pond, 1981), «Поездка в блаженство» (The Trip to Bountiful, 1985), «Про Шмидта».

 

ГИБРИДНЫЙ ФИЛЬМ, Гібридний фільм [англ. Hybrid Film] – гибридный фильм является жанром, который объединяет многие жанры в одной картине. Гибридный фильм не может быть классифицирован просто как комедия, ужас, боевик. Наиболее известные гибридные фильмы: «Сердце ангела» (Angel Heart, 1987), «Уолл Стрит» (Wall Street, 1987), «Иствикские ведьмы» (The Witches of Eastwick, 1987), и «Приведение» (Ghost, 1990). См. «Полижанровость».

 

ГИНЬОЛЬ , Гіньйоль [франц. Guignol – персонаж Лионского театра кукол XVIII в.] – наименование кинокартин, спектаклей и театрализованных представлений, изобилующих «ужасами», преступлениями, казнями и т.д. Термин был распространен в конце 10-х – начале 20-х годов.

«Говорящее кино», «Мовне кіно» – так называли первые звуковые кинофильмы, поскольку их персонажи говорили, а не жестикулировали, как это было свойственно фильмам эры немого кино.

 

ГОЛЛИВУД, Голлівуд [англ. Hollywood] – центр американской кинематографии, расположенный в одном из районов Лос-Анджелеса, штат Калифорния, в котором исторически были – сосредоточены основные американские киностудии; в широком смысле – «фабрика грез», крупнейший в мире поставщик коммерческой кинопродукции. Первоначально Голливуд являлся деревней, получившей название от огромного ранчо, находившегося на ее месте в конце прошлого века. Кинопроизводство началось в Лос-Анджелесе в 1907, а собственно в Голливуде – в 1913, с вестерна Сесила Б. де Милля «Муж индианки» (The Squaw Man). К 1920, благодаря быстрому росту ряда крупных студий и возникновению системы кинозвезд, здесь снималось около 800 фильмов ежегодно, а само название стало символом роскоши, сладкой жизни и иллюзорной магии кино.

 С конца 40-х годов телевидение становилось все более мощным конкурентом для кинопроизводства, а продюсеры и режиссеры все чаще предпочитали снимать фильмы там, где это обходилось дешевле: на восточном побережье или за рубежом. К началу 60-х годов большая часть фильмов снималась независимыми продюсерами, и студийная система рухнула окончательно. Однако символический Голливуд продолжает существовать: он является своего рода мировоззрением, которое держится на искусственных законах и ориентировано на развлечение. У него нет физических границ, так как ныне большинство студий не находятся на его территории, а сами фильмы снимаются за его пределами. Но Голливуд по-прежнему остается синонимом американского кино.

В 1923 на видном месте у вершины холма установили большие 15-ти метровые буквы Hollywoodland, последние 4 буквы время не пощадило. Постепенно началось превращение окрестных мест в гигантский музей под открытым небом, Мекку кинофанов.

Сегодня главная здешняя достопримечательность – одноименный с районом бульвар Голливуд, где расположена Аллея Славы (Аллея звезд), в асфальт которой вмурованы более двух тысяч мраморных звезд с именами кинокумиров и других знаменитостей из мира искусств. Здесь же, напротив похожего на пагоду прославленного Китайского кинотеатра, именитые лицедеи оставляют на бетонных плитках свои автографы – отпечатки рук, ног, особо изобретательные, как Вуппи Голдберг, носов и даже лап – диснеевский утенок Дональд и овчарка-кинозвезда Рин Тин Тин.

Названия близлежащих улиц, соседних районов и даже пляжей, на слуху у любого кино-телезрителя. Бульвар Заходящего солнца (Сансет-бульвар), район Мелроуз, Санта-Моника, Санта-Барбара, Малибу и, конечно же, район Беверли-Хиллз, в центре которого расположился ресторан «Планета Голливуд» – совместное детище Шварценеггера, Сталлоне и бывшей четы Брюса Уиллиса и Деми Мур. Да, даже закусочно-питейные заведения здесь достояние киноистории, потому как многими из них владеют мультимиллионеры от кино. К примеру, Стивен Спилберг, чей ресторан стилизован под подводную лодку с соответсвующим названием «La Dive!» (Ныряй!). А для любителей духовной пищи – множество киномузеев и культовых мест поклонения типа могилы Мерилин Монро.

«Золотой век» Голливуда (1930–1945) давно канул в прошлое, но в Калифорнии по-прежнему расположены офисы крупнейших кино-телеорганизаций и переходящие из рук в руки особняки кинозвезд. И хотя американцы уже давно снимают фильмы по всему свету, именно здесь бьется сердце гигантской киноимперии, господствующей благодаря финансовой мощи транснациональных корпораций мировой киноиндустрии.

Фильмы о периоде становления Голливуда: «Доброе утро, Вавилон» братьев Тавиани, «Никельодеон» Питера Богдановича. О голливудской киносистеме: «Магнат», «Игрок», «Хабли-бабли», «Пурпурная роза Каира».

 

ГОЛУБОЕ КИНО , Голубе кіно [англ. Blue Movie] – термин в 1950-х годах характеризующий эротические и порнографические фильмы. Cм. «Порнографический фильм».

 

ГОРНЫЙ ФИЛЬМ , Гірський фільм [англ. Mountain Films] – жанр фильма появившейся в начале 20-х годов и широко распространившийся к началу 30-х годов в Веймарской республике. Фильмы возвеличивали красоты природы и раскрывали драматизм усилий альпинистов, покоряющих вершины. Горные фильмы были очень популярны в Германии и спровоцировали культ альпинизма среди немецкой молодежи не за долго до прихода Гитлера к власти. Режиссер Лени Рифеншталь начинала свою карьеру как актриса и режиссер горных фильмов. Самые известные горные фильмы: «Пик судьбы» (Peak of Fate, 1924), «Пики судьбы» (Peaks of Dtstiny, 1926), «Struggle for the Mattrhorn» (1927), «The White Hell of Piz Palu» (1929), «Лавины» (Avalanche, 1930), «Белый экстаз» (The White Ecstazy, 1931), «Обреченный батальон» (The Doomed Battalion, 1931), «Синий свет» (The Blue Light, 1932).

 

ГОТИЧЕСКИЙ ФИЛЬМ, Готичний фільм [англ. Gothic Film] – поджанр, который характеризуется своим сходством с готическим романом. Такие общие качества включают – старые особняки или замки, как установочные параметры, а в основе сюжета – тайна, покрытая мраком («Призрак оперы»).

 

«Грайндхаус» [англ. Grindhouse] – название фильма – совместного проекта американских режиссеров К. Тарантино и Р. Родригеса. Грайндхаус, означает кинотеатр, специализирующийся на показе фильмов категории B, зачастую демонстрирующий их на сдвоенных сеансах (билет на два фильма – по цене одного). Подобные кинотеатры были популярны в США в 1970-е годы – в период расцвета так называемых эксплойтейшн-фильмов, которые во многом сформировали режиссерский стиль Тарантино и Родригеса. В «Грайндхаусе» содержится масса цитат и отсылок к лентам того времени, равно как и к собственным работам этих постановщиков.

«Группа Дзиги Вертова» , «Група Дзиґи Вєртова» – на излете «новой волны» один из самых дерзких ее новаторов, Ж.-Л. Годар, ставший идейным лидером студенческой «майской революции» 1968, делает резкий крен влево. Он пересматривая не только стилистику, но и функциональное назначение кинематографа. Большинство его лент 70-х годов, снятые частью на 16-миллиметровой пленке, частью на видео, задуманы как вариант политического агитпропа. Созданная им кинематографическая «Группа Дзиги Вертова» принципиально отвергает сколь-нибудь широкие образные обобщения, предпочитая формы прямого интервью, агитплаката и т. п. («Правда», 1969, «Ветер с Востока», 1969, «Владимир и Роза», 1970, «Письмо Джейн», 1972). Лишь в начале 80-х годов режиссер возвращается к крупномасштабным кинематографическим формам, предполагающим выход в широкий прокат.

 

«ГРУППА ТРИДЦАТИ» , «Група тридцяти» [франц. Le Groupe Des Trente] – условное название объединения французских кинематографистов, организованного в 1953 году для защиты и продвижения на экран короткометражных фильмов. К концу 50-х годов в «группу тридцати» входило около 150 представителей основных кинематографических профессий. В рамках группы создавались и экспериментальные ленты эстетского плана. С переходом на рубеже 50–60-х годов ее ведущих представителей к созданию полнометражных картин «группа тридцати» практически распалась.

 

ГЭГ , ГЕГ [англ. Gag] – термин, возникший в английском театре в середине 19 века. Гэгами назывались фразы, шутки, которые актер импровизировал во время исполнения роли. В период немого кино гэгами стали называться комические трюки, широко используемые в комических лентах и порой приобретавшие характер вставных эпизодов. Б. Китон, Г. Ллойд, М. Линдер и др., широко применяли гэги, сами сочиняли их. Ч. Чаплин по-новому использовал гэги, придав им особую значимость в немой комической. В звуковом кино гэги используются и в диалоге, придавая действию неожиданные, комедийные акценты.

ГЭГМЕН , ГЕГМЕН [англ. Gagman] – автор комических эффектов, трюков, острот, помогающий сценаристу и режиссеру в работе над сценарием и фильмом. Профессия гэгмен получила широкое распространение в Голливуде, где процесс создания сценария разделен на несколько стадий.

 

«ГЭНДАЙГЭКИ», «Гендайгекі» [современная японская пьеса] – японские фильмы о современности, включающие события с конца XIX века. Термин объединяет множество жанров.

 

ДАДАИЗМ , Дадаїзм [франц. Dadaisme, от Dada – конек, деревянная лошадка; детский лепет; нем. Dadaism] – авангардистское литературно-художественное течение в 1916–1922-х годах, которое было структурно художественной реакцией против ужасов Первой мировой войны. Французские и немецкие художники, уехавшие в Швейцарию, выбрали имя «дада», означающее «лошадь хобби ребенка». В фильмах движения дадаизма удалялась идея и выделялись образы и символы из контекста. Этим фильмам была свойственна подчеркнутая поэтика, а не логика и повествование. Среди режиссеров, работавших в этом направлении можно отметить Мея Рея, Рене Клера, Фернанда Легера, Дадли Мерфи и Марселя Дюкампа. В 20-е гг. Дадаизм во Франции слился с сюрреализмом, в Германии – с экспрессионизмом.

ДАНС ФИЛЬМ , Данс фільм [англ. Dance Film – танцевальный фильм] – фильмы в которых главенствующее место занимают танцы или балет. Некоторые танцевальные фильмы: «Известность» (Fame, 1980), «Танец вспышка» (Flashdance, 1983), «Хоровая линия» (A Chorus Line, 1985), «Грязные танцы» (Dirty Dancing, 1987), «Стук каблука» (Tap, 1989), «Авансцена», «Лапочка», «Мулен Руж».

ДВОЙНАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ , ПОДВІЙНА ЕКСПОЗИЦІЯ [англ. Double Exposure] – операторский прием в кино и телевизионный эффект в видеозаписи; в кино – двукратное экспонирование одной и той же кинопленки. Простейшая форма двойной экспозиции состоит в следующем: одно изображение накладывается в кадре на другое, при этом происходит просвечивание первого изображения через второе. Используется при одновременном показе и сопоставлении двух действий, происходящих в разное время и в двух разных местах, при съемках титров, например, при применении условной изобразительной формы, например, воспоминания и т.п. См. «Многократное экспанирование».

 

ДЕВЕЛОПМЕНТ , ДЕВЕЛОПМЕНТ [англ. Development – развитие] – первые этапы развития кинопроекта, включающие разработку идеи, доработку сценария (если проект начинался с рассмотрения готового сценария) до раскадровки и поиска команды и первичного финансирования. Девелопмент завершается созданием пакета.

ДЕДРАМАТИЗАЦИЯ , Дедраматизація – термин, появившийся в искусствоведении в конце 50-х годов. Под термином дедраматизация подразумевается тенденция, отвергающая сюжет, композиционное построение произведения, характеры. В фильмах, построенных по принципу дедраматизации, мотивы разочарования, депрессии, ощущение призрачности, нереальности жизни выражены в зыбких, неуловимых образах. В основе дедраматизации лежит субъективистская философия, идеи декаданса.

ДЕСЯТАЯ МУЗА, Десята муза – античная мифология насчитывала девять муз (богинь — покровительниц наук и искусств). Выражением «десятая муза» обозначают какую-либо область искусства, преимущественно вновь возникшую и не вошедшую в канонический список: в 18 веке так называли критику, в середине 19 – в Германии – театр-варьете, в наше время – кино, радио, телевидение и т. д.

 

ДЕТЕКТИВНЫЙ ФИЛЬМ, ДЕТЕКТИВ, Детективний фільм, детектив [англ. Detective, от лат. Detecteo – раскрытие] – основу сюжета детективного фильма составляет расследование преступления, чаще всего убийства. Большинство кинодетективов являются экранизациями литературных произведений. Первым сыщиком, появившимся на экране, был Шерлок Холмс в ленте «Шерлок Холмс озадачен» (Sherlock Holmes Baffled, 1900). Подлинное развитие жанра, подразумевавшего сложную сюжетную структуру, началось лишь с приходом звука в кино. В фильме «Дело об убийстве канарейки» (The Canary Murder Case, 1929) и трех сиквелах У. Пауэлл играл популярного в Америке детектива Файло Вэнса. В тот же год началась серия фильмов о сыщике-китайце Чарли Чене, снимавшаяся на протяжении 20 лет. Огромную популярность приобрел комедийный детектив «Тонкий человек» (The Thin Man, 1934, по роману Д. Хэмметта).

В 1939 Б. Рэтбоун и Н. Брюс сыграли Шерлока Холмса и доктора Уотсона в неудачной картине «Собака Баскервилей» (The Hound of the Baskervilles). Однако 13 продолжений сделали серию очень популярной. Их сценарии использовали лишь отдельные мотивы рассказов А. Конана Дойла, вольно перерабатывая их и часто дополняя элементами готики, яркими визуальными решениями отдельных сцен. Большую часть фильмов серии поставил Р. У. Нилл, мастер создания зловещей и таинственной атмосферы, часто работавший до этого в жанре фильмов ужаса. Многие критики до сих пор считают Рэтбоуна лучшим из экранных Холмсов (всего эту роль исполняли 75 актеров).

С началом 40-х годов популярность в кино приобрел «крутой» детектив: его главным героем был циничный одиночка в мире коррупции и насилия в отличие от классического детектива с его уютным вымышленным мирком. Х. Богарт сыграл Сэма Спэйда, персонажа Хэмметта в фильме «Мальтийский сокол» (The Maltese Falcon, 1941) и Филипа Марло, героя романов Р. Чандлера, в ленте «Большой сон» (The Big Sleep, 1946). Детективный сюжет постепенно начинал служить поводом для постановки социальных проблем («Перекрестный огонь», Crossfire, 1947, Э. Дмитрика) и приобретал все большую жесткость («Целуй меня насмерть», Kiss Me Deadly, 1955, Р. Олдрича). Обращения к классическому детективу становились редкими, но в числе бесспорных удач были фильмы «Свидетель обвинения» (Witness for the Prosecution, 1957, Б. Уайлдера) и «Список Адриана Мессенджера» (The List of Adrian Messenger; 1963, Дж. Хьюстона). В 60–70-е годы лучшие образцы американской школы «крутого» детектива получили статус серьезной литературы, что вызвало новую волну экранизаций. П. Ньюман сыграл героя Р. Макдональда Лу Арчера (в кино – Лу Харпера) в фильмах «Харпер» (Harper, 1966) и «Бассейн для утопленников» (The Drowning Pool, 1975). Роль Марло также удачно интерпретировали Дж. Гарнер («Марло», Marlowe, 1969) и Роберт Митчум («Прощай, любимая», Farewell, My Lovely; 1975). Среди детективных картин, основанных на оригинальных сюжетах, выделялся фильм Артура Пенна «Ночные ходы» (Night Moves, 1975).

В Великобритании ряд удачных детективов был снят в послевоенный период: «Зеленый значит опасность» (Green for Danger), «Человек октября» (The October Man, оба 1947). А. Гиннесс блестяще сыграл персонажа Г. К. Честертона, священника-детектива, в картине Р. Хэймера «Отец Браун» (Father Brown; 1954). Комедийная актриса М. Разерфорд сыграла мисс Марпл, героиню Агаты Кристи, в серии из четырех фильмов, лучший из которых «Убийство в отеле «Гэллоп» (Murder at the Gallop, 1963). Большим успехом пользовалась лента «Убийство в Восточном экспрессе» (Murder on the Orient Express, 1974) с А. Финни в роли Эркюля Пуаро. П. Устинов сыграл Пуаро в фильме «Смерть на Ниле» (Death on the Nile, 1978) и ряде менее удачных продолжений. В 90-е годы эту роль максимально приблизил к литературному оригиналу Д. Сачет в серии телефильмов: «Смерть в облаках» (Death in the Clouds, 1993) и др. К жанру детектива можно отнести также три ускользающих от классификации фильма, снятых по пьесам Э. Шаффера: «Ищейка» (Sleuth, 1972), «Человек из прутьев» (The Wicker Man, 1973) и «Отпущение грехов» (Absolution, 1981).

Во Франции в жанре детектива часто работал А.-Ж. Клузо («Набережная Орфевр», Quai des Orfevres, 1947 и «Дьяволицы», Les diaboliques, 1954), а позднее К. Шаброль («Чудовищное десятилетие», La decade prodigieuse, 1972 и др.). Ж. Габен трижды играл инспектора Мегрэ, героя романов Ж. Сименона: «Мегрэ расставляет сети» (Maigret tend un piege, 1957) и др. К детективу также обращались такие режиссеры, как К. Лелуш («Кот и мышь», Le chat et la souris, 1976), Эдуар Ньерманс («Ангельская пыль», Poussiere d'ange, 1987) и даже Ж.-Л. Годар («Детектив», Detective, 1985).


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 153; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!