Англо-РУССКИЙ словарь кинотерминов 3 страница



Афроамериканские режиссеры стали играть заметную роль в американском кинематографе после выхода на экран картины М. Ван Пиблса «Мелодичная песня Баадассссс» (1971). Однако наиболее важным событием в афроамериканском кино стал дебют С. Ли в 1986 году в картине «Она получит свое». За этой комедией он снял фильм «Поступить правильно» (1989), весьма противоречивую ленту, где делалась попытка анализа расовых проблем современного города. Она стала первой картиной, в которой подростковые проблемы сегодняшней Америки освещались с точки зрения черных американцев. Творчество Ли вдохновило многих молодых темнокожих кинематографистов, включая Д. Синглтона, Э. Диккерсона и Д. Дэш.

БАГРОВЫЙ ФИЛЬМ, Багровий фільм [англ. Crimson Film] – см. «Военный фильм».

БАДДИСИНЕМА, Баддісінема [англ. Buddy Film – фильм приятеля] – в основу этих фильмов положены отношения между двумя приятелями или подружками. Это – важная часть массовой культуры в 90-х годах была отражена в фильме «Тельма и Луиза» (Thelma and Louise), в контексте которого рассмотрены аспекты женской дружбы. Видные примеры Баддисинема: «Буч Кесседи и Санденс Кид» (Butch Cassidy and the Sundance Kid), «Жало» (The Sting).

«БЕНШИ» , «Бенші» [«кацубен», «сэцумейся»] – комментатор, сопровождавший демонстрацию немых фильмов в Японии. Первым «Бенши» был Кое Камада, который с 1899 года комментировал видовые японские фильмы. Были созданы специальные школы «бенши»,где учились искусству импровизации. Вначале «бенши» комментировали иностранные фильмы, непонятные японскому зрителю, затем участие «бенши» в демонстрации фильмов стало обязательным. К 1935 году с прекращением производства немых фильмов профессия «бенши» исчезла.

БИОГРАФИЧЕСКИЙ ФИЛЬМ, БАЙОПИК, Біографічний фільм, байопік [англ. Biopic – сокр. от. Biography – биография + picture – картина] –фильмы посвященные жизни и деятельности исторического лица – общественного деятеля, полководца, представителя науки и культуры. Некоторые фильмы: «Никсон», «Александр», «Игры разума».

 

Биоскоп, Біоскоп [Bioscope] – аппарат для съемки и проекции фильмов, разработанный Максом и Эмилем Складановскими в 1895 году в Германии.

БЛОКБАСТЕР, Блокбастер [англ. Blockbuster – бомба большого калибра, сметающий преграды, фильм-бомба, который по своему убойному потенциалу, изначально сориентирован на вкусы самых широких зрительских масс] – в кино жаргонный термин, обозначающий высокобюджетный фильм (свыше 100 млн. долларов). К блокбастерам можно отнести также такие фильмы, как «Терминатор», «Терминатор-2», «Водный путь». Эру блокбастеров открыл триумфальный успех фильма С. Спилберга «Челюсти» (1975). Из прошлых дорогостоящих постановок в разряд блокбастеров попали бы фильмы «Лоуренс Аравийский» (1962), «Клеопатра» (1963).

С 1970-х годов господствующее положение в Голливуде заняло новое поколение кинематографистов, прозванное «киноотпрысками». Их дорогостоящие «блокбастеры» рассчитаны в первую очередь на молодежную аудиторию. Такие остросюжетные развлекаловки выпускаются ныне повсеместно, их выходу на экраны предшествуют шумные рекламные кампании, призванные обеспечить им кассовый успех.

Наибольшую известность среди режиссеров нового поколения приобрели Ф. Ф. Коппола, Дж. Лукас, М. Скорсезе и С. Спилберг. Их прозвали «киноотпрысками», поскольку они получили специальное кинематографическое образование и приобретенные знания об истории кино оказали сильное воздействие на их режиссерский почерк. Картины Копполы «Крестный отец» (1972) и Спилберга «Челюсти» (1975) открыли новую эру «блокбастеров».

Блокбастер – это, как правило, масштабно-постановочный высокобюджетный фильм, поэтому и жанры выбираются зрелищные – фантастические, приключенческие, исторические или экранизация нашумевшего бестселлера.

Для большей гарантии успеха практикуют приглашение суперзвезд на главные роли, дорогостоящие съемки со сложными спецэффектами и массированную рекламу, на которую порой уходит до трети бюджета. Главное, все этапы от сюжета до проката просчитаны – успех заранее спланирован, риск сведен к минимуму.

Блокбастер фактически подменил собой ранее имевшее место понятие – суперколосс или боевик – ударный фильм, обреченный на зрительский успех. Такие фавориты зрительских симпатий в большинстве случаев становятся рекордсменами бокс-офиса (box office – кассовые сборы, раньше так называли ящик в кассе кинотеатра для денег за билеты) и занимают верхние строчки хит-парадов, отсюда понятие хит (hit) – укол, гвоздь программы, пик популярности.

Синонимом блокбастера вполне можно считать суперхит – обычно фильм, собравший более 100 млн. долл. В 90-е вполне уместно вводить и понятие мегахит, когда сборы, перевалив за полмиллиарда, стали приближаться к астрономической 10-ти значной цифре. Так «Парк Юрского периода» слегка не дотянул, а «Титаник» перевалил за миллиардную отметку. Для сравнения весь доход киноотрасли за год в Америке порядка 6 млрд.

Ярчайший пример блокбастера по всем параметрам – «Титаник», наглядно демонстрирующий разительное отличие мира кино от реальной жизни. Если в 1912 тяга к гигантомании обернулась одной из величайших трагедий, в которой можно усмотреть наказание за излишнюю самонадеянность, то в 1997 та же тенденция способствовала феноменальному успеху. См. «Кино категории «А».

 

БЛОК-БУКИНГ , БЛОК-БУКІНГ [англ. Block-Booking] – продажа некассовых фильмов в нагрузку к кассовым (т. е. «в блоке» или «в комплекте»), навязываемая суперстудиями кинотеатрам. Была частично блокирована в 40-х годах применением закона об антимонопольной деятельности. В начале века У. Ходкинсон управляющий кинокомпании «Парамаунт» установил четкую прокатную систему «блок-букинг» – продажа права на показ всех фильмов без исключения, прокатывавшихся «Парамаунтом». Система блок-букинг в начале века благоприятно сказывалась на развитии проката, так как позволяла владельцам кинотеатров не выкупать фильмы, а брать их во временное пользование и тем самым не завышать цены на билеты.

           Но со временем подобная централизация производство – прокат способствовала появлению киномонополий, что естественно не могло положительно влиять на развитие кинематографа. Владельцы независимых кинотеатров в качестве «нагрузки» к фильмам Греты Гарбо, Гэри Купера или Сесиль де Миля вынуждены были брать также восемь или девять фильмов класса «Б» и «В». Фильм с известным актером называли «паровоз» – он тянул за собой на экран независимого кинотеатра целую вереницу вагонов с товаром не самого лучшего качества. 3 мая 1948 года Верховный суд, после тридцатилетней тяжбы владельцев провинциальных кинотеатров и монополистических кинотрестов, принял решение, по которому была строго запрещена система блок-букинга.

           Теперь студиям уже не имело смысла ставить ежегодно по 50 картин, поскольку в условиях свободной конкуренции лишь десять или пятнадцать картин имели шанс попасть на экран. Катастрофа заключалась в том, что производство дешевых фильмов класса «Б» и «В» стало нерентабельным, так как ни один кинотеатр не хотел их демонстрировать. При создании меньшего количества фильмов уже не имело смысла держать многочисленный административный, технический и творческий персонал. На всех киностудиях начались сокращения, причем угроза потерять работу нависла в первую очередь над писателями и актерами. За десять лет число актеров, находящихся в штате, уменьшилось более чем наполовину, в 1946 году их было 742, а в 1956-м – уже только 229. В это же самое время число занятых на штатной работе техников уменьшилось с 24 до 13 тысяч.

           Крупные кинозвезды, в которых кинокомпании были особенно заинтересованы, начали отказываться от многочисленных контрактов. Актером стало удобнее связывать себя с той фирмой, которая давала лучшие условия и ангажировала их на один фильм. Количество картин постоянно уменьшалось, зато возрастало стремление заполучить для участия в них знаменитостей. Каждый новый фильм старались украсить именами наиболее популярных кинозвезд. В свою очередь киностудии отказались от долгосрочного планирования, ликвидировали «школы будущих звезд» – ожидание, пока родится новая звезда, обходилось теперь очень дорого. Прежде для испытания творческих возможностей «кандидаток в звезды» служили картины класса «Б». Ныне эксперименты с молодым пополнением проводить стало негде.

           Из соображений экономики почти всюду были ликвидированы также и сценарные отделы. Прежде студии покупали темы или же готовые литературные произведения, которые служили производственным резервом, рассчитанным на несколько лет вперед. Ныне это стало ненужным и рискованным. Шансы пробиться на экран имеют только известные авторы и известные произведения. За бестселлер и за театральный боевик приходится платить несравненно дороже. Но этот способ применим только в одном случае – автор текста сам по себе должен быть знаменитой «фирмой», иначе риск окажется неоправданным.

           Таковы были последствия памятного решения Верховного суда. Последствия, которые нашли отражение в новой организационной и экономической структуре производства 60 – 70-х годов, именуемой «Новым Голливудом». Cм. «Антитрестовое законодательство», «Новый Голливуд».

 

блуждающая маска, блукаюча маска [англ. Traveling Matte] – метод комбинированной съемки с использованием белого силуэта на черном фоне для определения зоны замещения, позволяющий поместить героя в самую невероятную обстановку. Блуждающая маска также позволяет совместить в одном кадре людей обычных с великанами и т.д.

БЛЭКСПЛУАТАТОРСКИЙ ФИЛЬМ, Блексплуататорський фільм [англ. Blaxploitation Films – эксплуатация черного] – направление в американском кинематографе, когда фильмы были сделаны с участием черных исполнителей и рассчитанные на черную аудиторию, хотя обычно эти фильмы производили белые продюсеры. Такие ленты получили особую популярность в начале 1970-х годов. Фильмы производились почти во всех устоявшихся жанрах, хотя, наверное, известнейшими были жестокие и криминальные драмы. Одним из самых заметных в этой группе был фильм «Шафт» (Shaft, 1971) Гордона Паркса с Ричардом Раундтри в главной роли. В начале 70-х годов некоторые фильмы были сделаны черными режиссерами с сенсационными темами, отражающими преступление, страх, секс и насилие.

БЛЭНК ФИЛЬМ, Бленк фільм [англ. Film Blanc – буквально белый или светлый фильм] – сделан в прямой противоположности пессимистическим черным фильмам, – чаще всего отражает некоторые аспекты жизни после смерти и провозглашает идею, что жизнь прекрасна. Эти фильмы были очень популярны в середине 1940-х. Чаще всего блэнк фильмы – произведены в комедийном ключе: «Замечательная жизнь» (Its a Wonderful Life, 1946), «Небеса могут подождать» (Heaven Can Wait, 1979) и «Всегда» (Always, 1989).

БОБИНА [франц. Bobine – катушка] – катушка, на которую наматывается кинопленка для зарядки киносъемочного или кинопроекционного аппарата. Некоторые кинокамеры имеют съемную кассетную часть, куда помещается бобина с кинопленкой, что обеспечивает быструю перезарядку аппарата во время съемки. Бобиной называется также катушка для намотки магнитной пленки, используемой в устройствах записи и воспроизведения звука.

БОЕВИК, Бойовик [англ. Action] – в нашей кинолитературе и в зрительском обиходе часто употребляется термин боевик по отношению к фильмам, насыщенным действием с неожиданными поворотами сюжета. Боевик, как правило, является еще и синонимом «кассового фильма», то есть пользующегося особой популярностью. Американцы чрезвычайно щедры на придумывание всевозможных названий для суперзрелищных картин, становящихся рекордсменами проката. Помимо уже вошедшего в русский язык понятия «хит» (англ. Hit – укол), они используют термины «блокбастер» (англ. bloсkbuster,) и «смэш» (англ. smash – разрушение). Почти всегда эти ленты – дорогостоящие, постановочные, хотя бывают случаи, когда «блокбастерами» или «смэшами» неожиданно оказываются малобюджетные фильмы. Определяющим, ключевым моментом является непременный успех подобных лент в прокате. Но понятие боевик или фильм действия можно употреблять и в более узком смысле слова – при отнесении произведения к тому или иному жанру.

Боевик – это фильм, в котором основное внимание уделено часто непредсказуемому развитию действия. В разряд боевиков могут попасть различные приключенческие, фантастические, криминальные картины. Популярные ленты «48 часов» (1982) У. Хилла и «Полицейский из Беверли-Хиллз» (1984) М. Бреста с участием комика Э. Мерфи – в большой степени комедии, точнее, детективные, полицейские комедии. Фильм «Глубокий сон» (1946) Х. Хоукса и его «римейк» (повторная постановка) 1977 – типичные образцы «черного фильма», а «Большой переполох в Малом Китае» (1986) Дж. Карпентера – развлекательная фантастика, то, что американцы называют фэнтэзи; «Черное воскресенье» (1976) Дж. Франкенхаймера можно считать политическим триллером, а «Молодой Боннер» (1972) С. Пекинпа современным вестерном и т.д.

Еще одну группу боевиков, не имеющих иных жанровых признаков, образуют ленты о побегах из тюрем («Большой побег» Дж. Стерджеса, 1963; «Побег» С. Пекинпа, 1972; «Побег из Алькатраса» Р. Олдрича, 1979; «Танго и Кэш» А. Кончаловского, 1989; «Мотылек» Ф. Шефнера, 1973; «Поезд беглецов» А. Кончаловского, 1985), правда, две последние картины глубже по мысли и кажутся притчами. Кроме того есть фильмы, в которых герои сталкиваются в жизни с системой власти, враждебными силами, непредвиденными обстоятельствами, но в отличие от триллера или фильма «саспенса» рассказ ведется без нагнетания страха, хотя занимательно, с «аттракционными» сценами. Можно упомянуть такие ленты, как «Шугарлендский экспресс» (1974) С. Спилберга, «Автоколонна» (1978) С. Пекинпа, «Все меры предосторожности» (1986) У. Хилла, «Скорость» (1994) Я. де Бонта.

Особый отряд боевиков составляют так называемые «фильмы катастроф» – термин не очень точный, поскольку картины довольно разнородны: «Приключение «Посейдона» (1972) Р. Нима, «Ад в поднебесье» (1974) Э. Аллена и Дж. Гиллермина, «Землетрясение» (1974) М. Робсона, несколько вариантов «Аэропорта», «Лавина» (1978) К. Аллена, «Цепная реакция» (1980) И. Бэрри, «Смерч» (1996) Я. де Бонта, «Пик Данте» Р. Доналдсона и «Вулкан» М. Джексона – обе 1997, «Крепкий орешек 1-4», «Три Икса». См. «Блокбастер», «Фильмы категории «А».

 

БОКС-ОФИС , БОКС-ОФІС [англ. Box Office – билетная касса, кассовые сборы]

1. Кабина в театре или другом месте развлечения, где продаются входные билеты;

2. Валовый сбор с проданных билетов в увеселительные заведения;

3. Потенциальный показатель: «Этот фильм будет иметь хорошие кассовые сборы»;

4. Рейтинговые таблицы кассовых актеров, режиссеров, продюсеров.

 

Болливуд, Боллівуд [по аналогии с Голивудом] – сеть киностудий в Индии, где выпускается ежегодно свыше 900 игровых лент, в то время как в Голливуде – в среднем около 270. Такие режиссеры, как Шьям Бенегал и Мринал Сен, сняли ряд картин социального звучания, с успехом демонстрировавшихся на различных кинофестивалях начиная с середины 1970-х годов. Однако индийская публика по-прежнему предпочитает традиционные музыкальные «масала», выпускаемые киностудиями Бомбея, которые в своей совокупности известны как «Болливуд».

 

БОМБА, БОМБА [англ. Bomb] – недооцененные фильмы, которые провалились в прокате, получили плохую прессу и не собрали ожидаемых кассовых сборов (см. «Индейка»). Противоположность бомбе – блокбастер. Cм. «Блокбастер».

 

Букер, Букер [англ. Booker] – специалист кинотеатра, который занимается планированием кинорепертура. Особенностью работы является знание специфики кинопроката и вкусов публики.

Бурекас фильм , Бурекас фільм [иврит. Bourekas – пирожки + Film] – израильский комедийный стиль фильмов, которые критикуют и пародируют ортодоксальных евреев сефардов и ашкенази. Некоторые фильмы– мелодраматичные, но большинство отражают стереотип различий двух типов еврейских людей. Интересно в этом направлении работал режиссер М. Голан в компании «Голан-Глобус», производившей некоторые фильмы в этом стиле: «Фортуна» (Fortuna, 1966), «Malkot hakvish», «Королева дорог» (The Highway Queen, 1971).

ВАМП , Вамп [англ. Vamp] – тип «роковой женщины», «женщины-соблазнительницы», «женщины-вамп» зародился и сформировался в датском кинематографе в 1910–1915 гг. (см. «Салонная драма»), а потом перекочевал в кинематографию Италии и США.

Тип «роковой женщины» утвердился в 900-х годах, в период романтизма в театре и литературе латинских стран. Этот персонаж был так же обязателен для бульварных трагикомедий, как рогоносцы и любовники в кальсонах для водевилей. С 1908 года «женщины-соблазнительницы» начали появляться во французских и итальянских фильмах. Однако тип «роковой женщины» прежде всего, укоренился в датском кино. Об этом свидетельствует в частности фильм «Танец вампиров» (1911).

В 1913 году критик Феликс Хальден отметил изменения, которые произошли в европейской кинематографии под влиянием датской школы: «Совершенно изменился поцелуй. Теперь уже не довольствуются коротким поцелуем, как в доброе старое время. Губы соединяются надолго, сладострастно, и женщина в полном изнеможении запрокидывает голову».

С развитием кинематографа видоизменялся и образ «женщины-соблазнительницы». Холодные, жестокие, расчетливые, они пробуждали у мужчин безумные страсти и доводили их до гибели. Впрочем, иногда они бывают слабы и безрассудны, и сами становятся жертвами своих страстей. Демонические женщины или покорные орудия рока, изощренно порочные или безвольные представали в образах Асты Нильсен, Франчески Бертини и других актрис. В дальнейшем «роковые женщины», с легкой руки американцев получили наименование «вамп» – от мистических существ из старинных поверий – вампиров.

Первой «вамп» принято считать американскую актрису, для которой все было придумано: имя Теда Бара, экзотическая биография, демонический характер и изысканная манера актерского исполнения. В 20-е годы широкую известность в амплуа «вамп» приобрели актрисы – Алла Назимова, Наташа Рамбова, Пола Негри, Глория Свенсон, эффектно исполнявшие роли великосветских дам – сдержанных, эгоистичных, расчетливо играющих своими чувствами. В середине 30-х появляется новый тип «женщин-соблазнителец» – «вамп с повышенным сексаппилом», больше известный, как сексбомба. См. «Сексбомба».

 

БУТАФОРИЯ, БУТАФОРІЯ [англ. Scehary] – предметы декоративного и игрового оформления съемки, имитирующие внешний вид подлинников, но с использованием более дешевых и легких материалов.

 

ВЕЛИКАЯ ИЛЛЮЗИЯ, Велика ілюзія – качественная характеристика кино. Впервые это словосочетание было использовано Н. Энджелом в одноименной книге в 1910 году. Такое же название имел и фильм французского режиссера Ж. Ренуара, вышедший в 1937 году. Применительно к кинематографу словосочетание использовалось по аналогии с иллюзионам (кинотеатрами) где в основном демонстрировались фильмы, в которых жизнь подменялась кинематографическим действием, выдававшим желаемое за действительное. См. «Фабрика грез», «Великий немой».

великий немой , Великий Німий – образное название кинематографа в России в середине 10-х годов. Появлению выражения «Великий Немой» предшествовало выражение Леонида Андреева «Великий Кинемо». Со временем андреевское выражение в результате народной этимологии превращается в «Великий Немой» – словосочетании, в течение некоторого времени употреблявшееся терминологически.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 144; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!