Англо-РУССКИЙ словарь кинотерминов 2 страница



АЛЬТЕРНАТИВНОЕ КИНО , Альтернативне кіно [англ. Alternative Cinema] – принятое в западном киноведении собирательное понятие, обозначающее совокупность произведений, которые создаются и распространяются вне системы кинопромышленности и коммерческого проката. Термин «Альтернативное кино», как и его менее распространенные синонимы – «маргинальное», или «параллельное кино», появился в конце 60-х годов, когда стало очевидно, что формы творчества, в той или иной мере противостоящие коммерческой ориентации киномонополий, не ограничиваются сугубо эстетическими экспериментами, а охватывают значительно более широкий спектр кинематографических явлений. «Альтернативное кино» представляет собой конгломерат тенденций, различный по своей идейно-художественной направленности и источникам финансирования.

 «Альтернативное кино» восходит к Авангарду 20-х годов со свойственным его представителям стремлением найти киноварианты новейших исканий в изобразительном искусстве и поэзии капиталистических стран. Абстрактные ленты, опыты цветомузыки, экспериментальная мультипликация, неповествовательное ассоциативно-поэтические игровые картины – важнейшее направление развития «альтернативного кино». Эти и им подобные эксперименты получили особенно широкое распространение в американском «подпольном кино». С конца 40-х годов «подпольное кино» давало примеры вызывающих лент. Но вместе с тем альтернативное кино и в частности «подпольное кино» США, включало и ленты социальной направленности. Эта тенденция, получившая название «борющегося кино» и стала ведущей на рубеже 60–70-х годов. См. «Подпольное кино».

АЛЛЮЗИЯ В КИНО, АЛЛЮЗИВНОЕ КИНО, Алюзія в кіно, алюзивне кіно [англ. Allusion; от лат. Аllusio – шутка, намек] – в применении к современному американскому кино он подразумевает широкий спектр значений: прямые цитаты из старых фильмов, «увековечивание» жанров прошлого, а также их современную переработку, реминисценции парафразирование сцен из классических фильмов, сюжетных мотивов, запомнившихся кадров, фраз из диалогов, характерных жестов героев и т.п. Система создания аллюзий в современном кинематографе США богата и разнообразна. Помимо вышеперечисленных вариантов, это, наряду с цитированием, разнообразные формы имитации исторических киноисточников; упоминание в диалогах названий выдающихся и ординарных фильмов, режиссерских имен; стилизация в духе нарочитой архаики; «лукавая игра» с названиями фильмов, виднеющимися на дальнем плане в кадре в форме рекламы, афиш; модификация персонажей, сюжетов, мотивов старых фильмов.

Прямым наследием американского увлечения авторским кинематографом стал, по мнению критика Н. Кэролл, «аллюзионистский бум», начавшийся с первой половины семидесятых годов. Вооружившись списками фильмов, составленными Э. Саррисом, и эстетическими теориями Эйзенштейна, Базена, Годара, Маклюэна, значительная часть выросшего в пятидесятые годы поколения поддалась кинолихорадке и буквально атаковала историю кино. Представители этого поколения страстно выискивали фильмы, которых не видели, навязчиво возвращались к любым старым картинам и пытались их классифицировать. Среди части американских зрителей развилось беспрецедентное чувство киноистории. Среди тех, кто в 60-е годы открывал для себя киноисторию – преимущественно американского кино – были и будущие режиссеры. Вовлеченные в водоворот дискуссий и открытий, они закрепляли в своем формирующемся эстетическом сознании критические оценки, рождавшиеся в практике авторского подхода. Темы, стили, экспрессивные средства, присущие старым фильмам, они изучали в том виде, в каком те были отобраны и обобщены американскими теоретиками авторского кино. Закономерно, что свои ученические впечатления, интеллектуальные увлечения они позднее попытались включить в режиссерские работы. Появилось сообщество режиссеров, чья эрудиция превосходила эрудицию зрителей, увлеченных историей кино. Среди них – П. Бартел, П. Богданович, Д. Карпентер, М. Чимино, Б. Кларк Ф. Коппола, Б. Де Пальма, Д. Хоппер, Ф. Кауфман, Д. Лукас, Т. Малик, Д. Ромеро, М. Скорсезе, С. Спилберг, К. Тарантино.

 

АМАТОРСКИЙ ФИЛЬМ, Аматорський фільм [Amateur Film – любительский фильм] – сделанный одним или группой любителей. Съемки аматорских фильмов получают распространение в 20-е годы, когда в различных странах налаживается производство портативных съемочных кинокамер. Первоначально любительские фильмы снимались на 16 и 8 мм. кинопленку. С развитием видеотехники любители производят съемку фильмов на портативные видеокамеры и мобильные телефоны. В настоящее время проводятся кинофестивали аматорского кино.

 

Американская ассоциация кино , Американська асоціація кіно – центральная организация американской кинопромышленности, ведающая вопросами производства и проката фильмов. Ее основная функция – защита интересов входящих в нее крупных и мелких кинофирм (около 100), экспорт и импорт фильмов, участие в международных кинофестивалях и пр. Она осуществляет также контроль за соблюдением системы ограничений, т. н. рейтинга ААК. Ассоциация имеет бюро в 38 странах (прибыль от проката американских фильмов за рубежом составляет более половины общей прибыли). Создана в 1921 как Ассоциация кинопродюсеров и кинопрокатчиков Америки, современное название с 1946.

 

АМЕРИКАНСКАЯ КИНОАКАДЕМИЯ , АМЕРИКАНСЬКА КІНОАКАДЕМІЯ [англ. Academy of Motion Picture Arts and Sciences] – общественная организация, основанная в 1927, целью которой провозглашалось: повышение художественного, культурного и технического уровня кино США. В 1997 насчитывала более 5000 членов. Состоит из 13 различных секций – творческих и технических киноспециальностей (актеров, режиссеров, продюсеров, костюмеров, монтажеров и т. д.). С 1929 ежегодно присуждает приз киноакадемии, известный как премия «Оскар». Президентами киноакадемии в разные годы были такие выдающиеся кинодеятели, как Фэрбенкс (1-й президент), Девис, Капра и другие.

Американская ночь, Американська ніч [франц. La Nuit Americaine; англ. Day for Night, D/N] – съемка при дневном свете, но с получением ночного эффекта благодаря недодержке, фильтрам или печати, или их комбинации. Такуя съемку производят из-за того, что ночью невозможно эффективно снимать большой участок, когда освещение даже ограниченных участков весьма дорогое и сложное.

 

АМЕРИКАНСКИЙ МОНТАЖ, АМЕРИКАНСЬКИЙ МОНТАЖ [англ. American Montage] – термин, вошедший в обиход в 20-е годы. Получивший распространение в США «параллельный монтаж» применялся для показа нескольких действий в короткий отрезок времени. Благодаря этому фильму становился более динамичным.

 

Американский план , Американський план – устаревшее название крупного плана. В начале 20 века в фильмах, производившихся в Европе использовался общий план, показывающий персонажей в полный рост. Однако некоторые американские компании начали производить фильмы с использованием крупного плана. Европейские производители считали показ человека «по частям» не эстетичным. А нововведение назвали «американский план». См. «План кинематографический».

Амплуа, Амплуа [франц. Emploi – применение] – относительно устойчивые типы ролей, соответствующие возрасту, внешности и стилю игры актера: трагик, комик, герой-любовник, субретка, инженю, травести, простак, резонер и др. В 20 в. это понятие выходит из употребления.

АНАМОРФОТ, АНАМОРФОТ [англ. Anamorphic Lens от греч. Anamorphoo – преобразовываю] – оптика, сжимающая изображение по горизонтали, оставляя практически неизменным его вертикальную составляющую. Применяется в широкоэкранном кино для того, чтобы было возможно на стандартной 35-мм пленке размещать изображение, в два раза превосходящее по ширине обычное. Анаморфотная оптика бывает двух видов: специальные анаморфотные объективы и анаморфотные насадки, устанавливаемые при съемке перед обычными объективами. Анаморфотные насадки проще и функциональнее, но создают изображение более низкого качества. Аналогичные системы используются при кинопроекции.

Анаморфотная оптика также несколько растягивает изображение по вертикали, сокращая при этом ширину межкадровой черты с 3 до 0,6 мм, благодаря чему в широкоэкранном кино достигается больший, чем в любом другом формате, процент использования пленки под изображение. Иногда анаморфотная оптика применяется в фильмах обычного или кашетированного форматов для создания оригинального изобразительного эффекта: при нормальном просмотре все предметы оказываются удлиненными, а движение вдоль горизонтальной стороны кадра кажется ускоренным.

 

АНАСТИГМАТ, АНАСТИГМАТ [англ. Anastigmat – противоположное астигматизму от греч. An – отрицательная частица и астигматизм] – наиболее совершенный многолинзовый объектив, в котором скорректированы астигматизм, кривизна поля изображения, кома, сферическая и хроматическая аберрации. Дает оптическое изображение высокого качества. Применяют главным образом в фотографических и киносъемочных аппаратах.

АНГЛИЙСКАЯ КОМЕДИЯ , Англійська комедія – Англия по праву гордится своими богатыми традициями в области литературной и театральной комедии. Величайшие комики немого кино – Чарли Чаплин и Стэн Лаурел – тоже были англичанами. Однако, как это ни удивительно, английская кинокомедия не снискала особых лавров на мировой арене. Хотя бывшие артисты мюзик-холла Грейси Филдс, Джордж Формой и Уилл Хей в 1930-е годы имели огромный успех у себя на родине, за пределами Великобритании они были практически неизвестны.

Намного большую известность приобрели интеллектуальные комедии, выпускавшиеся кинокомпанией «Илинг стьюдиос» после второй мировой войны. Из лучших можно назвать «Сэлли с нашей улицы» (1931), «Пойте с нами» (1934), «Добряки и короны» (1949) и «Банда с Лавендер-Хилл» (1951). Такие картины прозвали илингскими комедиями, они незлобно подшучивали над английским национальным характером. Особой популярностью они пользовались в Америке. Еще одним английским хитом середины 1950-х годов стал фильм «Женевьева», где прослеживались отношения двух парочек во время ралли на старых автомобилях.

В 1960–1970-е годы очень популярны были так называемые рабочие комедии и игривые пародии из цикла «С продолжением». В последующее десятилетие группа «Монти Питон» добилась международного признания на телевидении и в кино благодаря сочетанию абсурдистского юмора и сатиры.

Андеграунд , Андеґраундсм. «Подпольное кино».

АНИМАСКОП, АНІМАСКОП [Animascope] – технология, разработанная в США, чтобы облегчить работу аниматоров. Актеры снимались в движении на черном фоне. Затем на силуэтное изображение накладывали фон и прорисовку. См. «Анимация».

 

Аниматроника, АніматронІка [Animatronic] – марионетка, движениями которой на расстоянии руководит аниматор. Механизмы, расположенные внутри куклы, обычно состоящие из тросиков и радио-управляемых электродвигателей, при помощи которых осуществляются движения глаз, повороты головы и проч.

Аниматронику широко используют в процессах создания виртуального движения.

АНИМАЦИОННОЕ КИНО, анимация, Анімаційне кіно, анімація [англ. Animation от лат. Animatus – живой, одушевленный] – следовательно, анимация – одушевление или оживление, кстати, именно отсюда произошел и медицинский термин «реанимация». В кино анимацией называют искусство мультипликации (дословно – размножение). Вид киноискусства, произведения которого создаются путем съемки последовательных фаз движения рисованных (графическая мультипликация) или объемных (объемная мультипликация) объектов. Первые рисованные фильмы выпущены в 1908 (Франция), объемные – в 1911 (Россия). Крупнейшие деятели мультипликационного кино – В. Старевич (Россия), У. Дисней (США), Й. Трнка (Чехословакия), Й. Попеску-Гопо (Румыния), Т. Динов (Болгария); в Российской Федерации Л. Амальрик, И. Иванов-Вано, А. Птушко, Ф. Хитрук, В. Котеночкин, Ю. Норштейн, А. Хржановский и др.

          Анимация старше самого кино, которое во многом именно ей обязано своим рождением. Испокон веков люди пытались оживить изображение. Еще в средние века находились умельцы, развлекавшие публику сеансами движущихся картинок при помощи оптических устройств наподобии фильмоскопов, куда вставляли стеклянные пластины с рисунками. Такие аппараты называли волшебным фонарем – laterna magica. Пластины вскоре заменили гибкой лентой с нарисованными кадриками. И некоторые историки считают днем рождения анимации 30 августа 1877 года – день, когда в Париже был запатентован такой аппарат – праксиноскоп Э. Рейно, чьи мультсеансы пользовались у зрителей необычайным успехом. А после изобретения в 1895 году братьями Люмьер синематографа, пришел черед киноаппаратов и кинопленки. Поэтому формально анимация считается не прабабушкой, а младшей сестрой кино, и появление первых рисованных мультфильмов («film» по английски и есть пленка) датируется 1906 годом. В Америке – «Волшебная авторучка» С. Блэктона.

Вскоре в 1912 году в России В. Старевич изобрел обьемную анимацию, оживив средствами кино кукольных насекомых в забавной мультпародии «Прекрасная Люканида, или война усачей и рогачей». С тех пор анимация с успехом применяется и в большом кино, особенно фантастическом, ведь знаменитый Кинг-Конг, спилберговские динозавры и инопланетяне – все это по сути мультперсонажи.

В 70-е к наиболее ходовым видам анимации – рисованной и обьемной (кукольной) добавилась и компьютерная. Но дело это весьма трудоемкое и дорогое, поэтому первый

полнометражный (т.е. длительностью более часа) компьютерный мультфильм «История игрушек» (США) создавался долгих четыре с половиной года и вышел совсем недавно в 1995 году.

           За столетнюю историю кино талантливыми аниматорами было создано немало шедевров, но самой значимой фигурой стал американец У. Дисней, убедивший весь мир, что анимация – не детские поделки, а вполне самостоятельное искусство для всех возрастов, уникальная страна ожившей фантазии.

АНИМЕ, Аніме [Anime] – разновидность анимационного кино. Японские мультфильмы поставленные по книжным комиксам в покемоноподобной манере рисования. Технология аниме помимо мультфильмов находит применение в хентай – японской эротике. См. «Хентай».

АНТИГЕРОЙ, Антигерой [Antihéros от греч. Anti – приставка, обозначающая противоположность + Héros – герой] – персонаж лишенный подлинных героических черт, но занимающий центральное место в фильме. Чаще всего речь идет о неудачнике или жертве. С антигероем, в отличие от героя, зрителю сложно отождествить себя, что усиливает эффект отчуждения. Русский философ С. Франк называл антигероя человеком, «утратившим веру, но тоскующим по святыне». Американские фильмы 60-х – 70-х годов: «Напролом», «Профессионалы», «Грязная дюжина», «Почтальон всегда звонит дважды».

 

Антитрестовое законадательство , Антитрестове законадавство – ужесточило меры по отношению к кинематографу в конце 40-х годов. Верховный суд США поддержал решение одного из судов низшей инстанции, подтвердив существование «двух сговоров», направленных на установление монопольных цен, – горизонтального между крупными голливудскими киномонополиями и вертикального между каждым прокатчиком-ответчиком и его клиентами. В результате была объявлена противозаконной практика проката фильмов «блоками», когда крупные компании вынуждали владельцев кинотеатров брать несколько неудачных картин вместе с той, которая им действительно была нужна, и, что для нас наиболее важно, киномонополии были вынуждены в течение 1948–1952 годов продать принадлежавшие им сети кинотеатров, сохранив за собой лишь права производственно-прокатных организаций, что в какой-то – весьма относительной – мере восстановило роль механизмов свободной конкуренции именно в тот период. См. «Блок-букинг».

 

АНТИФИЛЬМ , Антифільм [Antifilm от греч. Anti – приставка, обозначающая противоположность + Film] – термин, появившийся в киноведении в конце 50-х – начале 60-х годов; аналогичны термины «антироман», «антитеатр», которые выражают отрицание образности искусства. Художественное отражение мира заменяется воспроизведением субъективных, едва уловимых эмоций, не организованных в композиционное единство.

АНТИУТОПИЯ, Антиутопія [англ. Dystopia, Anti-utopia] – впервые термин был введен английским философом и экономистом Д. Миллером в 1868 году. Антиутопия является логическим развитием утопии формально также может быть отнесена к этому направлению. Однако если классическая утопия концентрируется на демонстрации позитивных черт описанного в произведении общественного устройства, то антиутопия стремится выявить его негативные черты. Часто действие в антиутопии разворачивается в тоталитарном будущем. В кинематографе – поджанр научно-фантастического кино. Наиболее известные фильмы: «Метрополис» (1927), «451 по Фаренгейту» (1966), «Планета обезьян» (1974), «1984» (1984), «Бразилия» (1984), «Бегущий человек» (1987), «Вспомнить все» (1990), «Двенадцать обезьян» (1995), «Судья Дредд» (1995), «Эквилибриум», «Искусственный разум», «Планета обезьян». См. «Научно-фантастическое кино».

АРБАЙТЕР ФИЛЬМ , Арбайтер фільм [нем. Arbeiter Film – рабочий фильм] – жанр который появился в Германии и уделял особое внимание «рабочему» или люмпенизированному слою в социально-экономическом масштабе. Жанр «прожил» всего лишь около 7 лет (1970–1976). Рабочие фильмы в основном снимались исключительно для германского телевидения.

 

арт-кино, Арт–кіно – см. «Арт-хаус».

 

АРТ-ХАУС, Арт–хаус [англ. Art House – художественный дом] – первоначально кинотеатр, в котором демонстрировались авангардные фильмы или киноклассика для подготовленного зрителя. Поскольку такие фильмы рассчитаны на более искушенного зрителя, арт-хаусы часто располагались близ колледжей и университетов. Такие кинотеатры были небольшими. Они начали появляться в США в конце 1950х – начале 1960-х их было уже около 500. Позднее под арт-хаусом стали понимать вообще кино для подготовленного зрителя или элитарное кино. См. «Элитарное кино».

 

АСТИГМАТИЗМ, АСТИГМАТИЗМ [от греч. A – отрицательная приставка + Stigme – точка] – искажение изображения оптической системой, связанное с тем, что преломление (или отражение) лучей в различных сечениях проходящего светового пучка неодинаково. Вследствие астигматизма изображение предмета становится нерезким. Каждая точка предмета изображается размытым эллипсом.

 

АФОКАЛЬНАЯ СИСТЕМА, АФОКАЛЬНА СИСТЕМА [от греч. A – отрицательная частица + фокус] – оптическая система, фокус которой (точка, в которой собираются параллельные лучи) находится в бесконечности. Афокальные системы применяют для устранения аберрацией оптических систем.

АФРОАМЕРИКАНСКОЕ КИНО, Афроамериканське кіно – невзирая на бурю протестов, вызванную картиной «Рождение нации» еще в 1915 году, Голливуд в последующие 50 лет не внес практически никаких изменений в свою политику по отношению к черным актерам, по-прежнему отводя им роли рабов, слуг и преступников.

Однако в 1960-е годы движение за гражданские права черных американцев, возглавлявшееся такими разными людьми, как Мартин Лютер Кинг и Малколм Экс, вынудило белую Америку пересмотреть свои взгляды на расовую проблему. В 1967 году Голливуд отреагировал на это картинами «В разгар ночи» и «Угадай, кто придет к обеду» (в главных ролях снялся темнокожий актер С. Пуатье), в которых различные белые персонажи осознают ошибочность расовых предрассудков. И все же, несмотря на успех Пуатье, афро-американские актеры по сей день с трудом вписываются в магистральное направление американского кино. Наиболее известными чернокожими актерами являются Э. Мерфи, Д. Уошингтон, В. Голдберг, У. Снайпс.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 136; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!