Англо-РУССКИЙ словарь кинотерминов 6 страница



Элементы детектива часто присутствуют в фильмах других жанров, прежде всего в триллерах (см. «Триллер», «Полар», «Криминальный фильм», «Якудза-эйга», «Черный фильм»). Классические детективы:

«Мальтийский сокол» (1941), «Шерлок Холмс на краю гибели» (1943), «Грязный Гарри» (1972), «Убийство в восточном экспрессе» (1974), «48 часов» (1982), «Полицейский из Беверли-Хиллс» (1985, 1987, 1994), «Смертельное оружие» (1987, 1989, 1992), «Неприкасаемые» (1987), «Молчание ягнят» (1991), «Секреты Лос-Анжелеса».

ДЖАЗОВЫЕ КОМЕДИИ, Джазові комедії – американские музыкальные комедии 30-х – 60-х годов – синтез комедии и музыкальных фильмов («В джазе только девушки»).

 

ДЗЁСЭЙ-ЭЙГА , Дзьосей-ейга [японская женская пьеса] – собирательное название японских «женских фильмов», берущих начало с 20-х годов. «Дзёсэй-эйга» имеет два поджанра – хаха – моно – ленты о жертвенности матери и цума – моно – фильмы о женах, занятых поиском собственной индивидуальности.        

ДЗИДАЙГЭКИ , Дзідайгекі [японская историческая пьеса] – собирательное название японских фильмов, основой которых служат история и фольклор. Действие «дзидайгэки» главным образом обращено к эпохе самурайства. Термин объединяет множество жанров, целый мир фильмов – комедийных и трагических, пышных постановочных спектаклей и скромных бытовых драм. Разные виды жанра держали первенство на экране в зависимости от социальных и политических запросов времени.

           Самурай постоянный персонаж «дзидайгэки», является героем этого самобытного и традиционного жанра японского кино. «Дзидайгэки» уходит корнями в историю, фольклор и литературу страны, он строится на материале японского средневековья и питается выработанными самурайством моральными и этическими нормами. Проявляя удивительную живучесть, «дзидайгэки» с тех пор, как появилось японское кино, прочно входит в его репертуар.

           В течение семи веков, вплоть до середины 19 века, главной политической силой Японии было самурайство, Его путь к власти шел через кровавые междоусобицы и бесконечные военные столкновения. Жесткость и насилие помогли самураям не только установит свой военный режим, но и сохранить его.

           Живучесть средневекового мышления, тяготение к традиции объясняют рождение жанра, выражающего философию самурайства и воспроизводящего его жизненный уклад. «Дзидайгэки» прошел долгий и сложный путь, постоянно отражая в своей эволюции социальные и политические сдвиги в японском обществе, перемены в его духовном климате.

           «Дзидайгэки» соединял две противоположные тенденции – героизации и дегероизации самурайского сословия, которые, впрочем, существовали в японском кинематографе всегда. На долю коммерческой продукции выпала в основном роль воспевания самурайства, в то время как фильмы, разоблачающие его жизненный уклад, делались руками крупнейших мастеров кино.

           30-е годы золотой век жанра «дзидайгэки». Именно в это время чаше, чем всегда, экранизировалась знаменитая легенда о верности – «47 верных» – квинтэссенция самурайской морали. Новый всплеск «дзидайгэки» приходится на конец 60-х годов. Почти одновременно на экраны вышли такие суперколоссы, как «Красные волосы» Кихати Окамото, «Праздник Гион» Тацуя Яматуи, «Группа Синсэнгуми» Тадаси Савадзима, «Последние дни Сёгуната» Дайскэ Ито.

Вид «дзидайгэки», который не сходил с экрана с самого рождения кинематографа, – это «кэнгэки». См. «Кэнгэки».

 

ДИАПОЗИТИВ, ДІАПОЗИТИВ [от греч. Dia – через + лат. Positivus – положительный] – позитивное фотографическое изображение на светочувствительном слое с прозрачной подложкой (стекле или пленке) для рассматривания на просвет или проецирования на экран. Изготовляются в виде либо отдельных кадров, либо серии кадров на одной пленке, объединенных общей темой (в виде диафильмов).

 

ДИАПРОЕКТОР, ДІАПРОЕКТОР – оптико-механический прибор для проецирования на экран изображений на прозрачной подложке (диапозитивов, диафильмов и т. п.).

 

ДИАФИЛЬМ, ДІАФІЛЬМ – расположенные в определенной последовательности позитивные фотографические изображения на кинопленке, обычно объединенные общей тематикой.

 

ДИАФРАГМЕННОЕ ЧИСЛО объектива, ДІАФРАГМЕННЕ ЧИСЛО об'єктива – равно отношению заднего фокусного расстояния объектива к диаметру его входного зрачка (т. е. является величиной, обратной относительному отверстию). Как и выдержка, представляет собой экспозиционный параметр, определяемым при фотографической съемке.

 

ДИВЕРСИФИКАЦИЯ КИНОИНДУСТРИИ , ДИВЕРСИФІКАЦІЯ КІНОІНДУСТРІЇ [лат. Diversus – разный + Facere – делать] – слияние кинокомпаний с банковским и промышленным капиталом с целью более устойчивого финансирования кинематографа.

 

ДИКТОРСКИЙ ТЕКСТ , ДИКТОРСЬКИЙ ТЕКСТ [англ. Commentary] – вводит зрителя в обстановку действия, дает оценку событий и характеров, связывает между собой отдельные эпизоды фильма. Умело сочетаемый с действием в кадре, дикторский текст расширяет композиционные возможности изложения сюжета картины. Применение дикторского текста в кино началось с появлением звука. В практику мирового кино дикторский текст как компонент игрового фильма активно вошел в конце 40-х гг. и постепенно завоевал прочное место среди выразительных, средств кинематографа. В документальном и научно-популярном кино дикторский текст несет важную функцию осмысления изобразительного материала. Кроме «монологических» форм дикторского текста (голос автора или рассказчика) в документальном кино также используется «диалогический» комментарий, построенный как живое общение с героями, или разговор нескольких собеседников между собой.

 

ДИНАМИЧЕСКАЯ КОМПОЗИЦИЯ , ДИНАМІЧНА КОМПОЗИЦІЯ – одна из форм композиции кадра в кинематографе; характеризуется подчеркнутой динамикой изображения на экране. Динамическая композиция основана не только на съемке движущихся перед камерой предметов, но и возможности производить киносъемку с движения: с рук, с операторского крана, с самолетов, поездов, автомобилей и др. Динамическая композиция киноизображения выражается во внутрикадровом изменении кинематографического плана, характера операторского освещения. Пространственное расположение вещей в кадре при динамической композиции непрерывно меняется, что расширяет возможности монтажных композиций. Динамическая композиция способствует достоверности и правдоподобию изображаемых на экране событий.

 

ДИНА-ФИЛЬМ , Діна-фільм [англ. Dyna-Movies] – фильмы, в которых сюжет заменен ситуацией, причем далекой от реальной жизни. Режиссеры этих фильмах в своем воображении рисуют далекий от реальности мир, способный существовать лишь в кино. Снимаемые ими фильмы правильнее будет называть дина-фильмами, поскольку они скорее являются динамичными, чем остросюжетными. Умело оперируя всевозможными сенсациями, они заставляют вздрагивать от происходящего на экране. Сила их воздействия заключается в сумме специальных эффектов, а их игровой строй указывает на то, что перед нами не более чем просчитанная и тщательно разработанная шутка.

           В большинстве фильмов перед зрителем в одном кадре предстает какой-либо отдельный образ, способный вызвать определенную ответную эмоцию. Что касается динамического кинематографа, он выдвигает более высокие требования к зрению, поскольку глазами мы должны следить за каждым сантиметром кадра в ожидании молниеносного трюка.

           Вместе со своей высокоскоростной технической изобретательностью, внешним лоском и здоровым цинизмом дина-фильмы являют собой идеальную разновидность искусства для поколения, воспитанного на музыкальном телевидении в течение последних десятилетий. Даже взрослым, родившимся до эпохи МТV, игра может показаться увлекательной, но не более одного часа, так как фильм начинает явно терять обороты, выдыхается, когда другие киноленты, как правило, наращивают обороты. Дина-фильм, напротив, должен замедлить свой ход в тщетных поисках эмоционального подъема. К концу фильма зрители наверняка почувствуют усталость вследствие избытка информации. После окончания фильма начинается, так называемый эффект продолжения фильма в воображении зрителей.

           Первые дина-фильмы появились в начале 80-х годов. К их появлению приложил руку Стивен Спилберг и молодые режиссеры, которые снимали свое кино под пристальным наблюдением мэтра. В американском киноведении о явлении, которое в дальнейшем получило название дина-фильм – заговорили после появления фильма Джо Данте «Гремлины». Кинокритик Л. Малтин отозвался о «Гремлинах-2», как о фильме, «содержащим в себе насмешку над своим собственным предшественником “Гремлины”».

ДИРЕКТОР ФИЛЬМА , ДИРЕКТОР ФІЛЬМУ [англ. Production Manager] – административно-хозяйственный работник творческой группы, возглавляющий производственную деятельность. Несет ответственность за расходование средств и соблюдение сроков постановки фильма или телевизионной программы. По поручению продюсера может распоряжаться денежными и материальными средствами съемочной группы, заключать договоры с актерами и другими участниками производства. Размещает заказы на изготовление декораций, ведет подготовку необходимой материальной базы.

ДИСТОПИЯ , Дистопія [англ. Dystopia] – см. «Антиутопия».

ДИСТОРСИЯ, ДИСТОРСІЯ [от лат. Distorsio – искривление] – искривление изображения в оптических системах из-за неравномерного увеличения предметов объективом от его середины к краям. При этом резкость изображения не нарушается.

Дистрибьютор , Дистриб’ютор [англ. Distributor – распределитель, прокатчик] – дистрибьюторы – владельцы лицензии на прокат кинопроизведений – важное звено продвижения кинокартин от производителя (студий) к потребителю (кинотеатрам, телесетям, видеорынкам и т.д.). Дистрибьютор занимается также рекламой фильма (в оговоренных пропорциях с владельцем фильма). Прибыль от проката делится с кинопроизводителем на основе договоров.

 

ДОГМА , Догма [англ. Dogma] – 13 марта 1995 года в Копенгагене режиссеры Ларс фон Триер и Томас Винтерберг, протестуя против основополагающих ценностей буржуазного общества, создали Догму-95 и поклялись: «Клянусь отныне в качестве режиссера воздерживаться от проявлений личного вкуса!» – так они швырнули бомбу в святая святых – свободу личности.                                                                                                                     «Клянусь воздерживаться от создания «произведений искусства», поскольку мгновение ценнее вечности. Моя высшая цель – выжать правду из моих персонажей и обстоятельств, сопутствовавших съемкам» – так они расправились со свободой творчества.                                                                             «Клянусь поступать так и не иначе, даже ценой хорошего вкуса и личных эстетических представлений». – так они послали ко всем чертям свободу совести.                                                                                         В абсолют кинематографисты-догматики возвели свод абсурдных и наивных правил, следуя которым отныне нужно снимать фильмы. Десять заповедей Догмы, как одна, содержали в себе забытое в либеральной Европе слова «запрещается». Итак:                              

1. Запрещается производить съемки в декорациях, приносить с собой реквизит и бутафорию.                   

2. Запрещается записывать звук отдельно от изображения и наоборот. Музыку использовать не следует, за исключением случаев, когда она сама по себе звучит на выбранной натуре.                                          

3. Запрещается устанавливать камеру на штатив. Снимать можно только с рук.                                                                      4. Фильм Догмы может быть только цветным. Догмой запрещается использование профессиональных осветительных приборов. Если света недостаточно оператору Догмы дозволяется закрепить на камере всего одну лампу.                                                                                                                 

5. Запрещается снимать фильм на любом носителе, кроме кинопленки 35 мм.                                         

6. Запрещается следование жанровым канонам.                                                                                                        7. Запрещается делать основой сюжета экшн, показывать оружие и кровь.                                                     

8. Запрещается рассказывать истории происходящие не «здесь и сейчас».                                                       

9. Запрещается использовать фильтры и комбинированные съемки, так что даже титры в Догме пишутся от руки.                                                                                                                                                                  

10. Запрещается указывать имя режиссера в титрах.                                                                                                              Большинство догматических запретов направлено против технологической усложненности современного кинопроизводства, превращающего режиссера из художника, в техника.                                            В Манифесте Догмы об этом сказано так:                                                                                                      «Кино замордовали красотой до полусмерти и с тех пор успешно продолжали мордовать. Натиск технологии приводит сегодня к возведению лакировки в ранг Божественного. С помощью новых технологий любой желающий в любой момент может уничтожить последние следы правды в смертельном объятии сенсационности. Высшая цель режиссеров-декадентов – обман публики. Неужто это и есть предмет нашей гордости? Неужто к этому-то итогу и подвели нас пресловутые «сто лет кино?» Внушать иллюзии с помощью эмоций? С помощью личностного свободного выбора художника – в пользу трюкачества? Результат – оскудение. Иллюзия чувств, иллюзия любви».                                                                                Но согласно «Догме-95» кино – это не иллюзия!                                                                                                          Некоторые фильмы Догмы: «Торжество» (Догма #1,1998, реж. Т. Винтерберг), «Идиоты» (Догма #2, 1998, реж. Ларс фон Триер), «Последняя песнь Мифуне» (Догма #3, 1999, реж. Сёрен Краг-Якобсен), «Джулиен, мальчик-осел» (Догма #4, 1999, реж. Х. Корин), «Король жив» (Догма #5, 2001, реж. К. Левринг) и др.

 

ДОКУДРАМА , Докудрама [англ. Docudrama] – фильмы этого жанра, показывают нам с определенной идеализацией реальных людей и события, которые происходили в их жизни. Часто люди, включенные в фактические события фильма выступают в качестве консультантов для более точной трактовки событий.

ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ КИНО, Документальне кіно [англ. Documentary – фильм с дикторским комментарием; докумет] – вид киноискусства, материалом которого являются съемки подлинных событий и лиц. Первые документальные съемки провели братья Люмьер в 1895 (Франция). Мастера этого вида кинотворчества нередко поднимались до философского обобщения в своих произведениях: Р. Флаэрти (США), Й. Ивенс (Голландия), Дж. Грирсон (Великобритания), Д. Вертов, Л. Кулешов, Э. Шуб (СССР). В историю киноискусства вошли документальные ленты советских режиссеров Р. Кармена «Повесть о нефтяниках Каспия» (1953), М. Ромма «Обыкновенный фашизм» (1966), 20-ти серийный фильм «Великая Отечественная» (коллектив авторов, 1979; в США шел под названием «Неизвестная война»), в 80-е годы этапным для кинодокументалистов стал фильм латышского режиссера Ю. Подниекса «Легко ли быть молодым?» (1987).

 

ДОЛБИ-СИСТЕМ, ДОЛБІ-СІСТЕМ [англ. Dolby System – названа по имени создателя – инженера Долби] – система высококачественного стереозвукового сопровождения фильма впервые была использована в 1965 году.

 

ДОРОЖНое кино, Дорожнє кіно [англ. Road Movie] – фильма основа сюжета, которых включает автомобильные гонки и путешествия на машинах: «Ванда» (Wanda, 1970), «Грязная Мери безумный Гарри» (Dirty Mary Crazy Harry, 1974), «Corvette Summer (1978), «Гонки Пушечное ядро» (Cannonball Run, 1980), «Тельма и Луиза» (Thelma & Louise, 1991), «Перекрестки».

 

ДРАЙВИН, ДРАЙВІН [англ. Drive-in – «заезжай внутрь» – кинотеатры для автомобилистов] – кинопаркинги появились на юге и на западе США, то есть повсюду, где этому способствуют климатические условия. Они представляют собой огромную площадку, на которой машины ставятся таким образом, чтобы, сидя в них, было удобно видеть то, что происходит на гигантском экране. В автомобиле устанавливается репродуктор, а если на улице холодно – электрический рефлектор. В больших кинопаркингах на 500 и более машин устанавливаются два или три экрана. Детей можно поручить квалифицированной воспитательнице, которая займется с ними в специально оборудованном зале с игрушками. Тут же действует ресторан, из которого в машины приносят горячие блюда. Если фильм вызывает скуку, можно выключить репродуктор, чтобы звук не мешал разговаривать и ужинать. Кинопаркинги создают обстановку, наиболее напоминающую домашние условия, где от зрителя не требуется никаких усилий. Эта обстановка обладает всеми преимуществами клуба и ресторана.

ДУБЛЕР , ДУБЛЕР [франц. Doubleur; англ. Stand-in]

1. Актер, заменяющий основного актера (обычно, при трюках);

2. Актер, воспроизводящий речь героя фильма на другом языке при дубляже.

 

ДУБЛЬ , ДУБЛЬ [франц. Double – двойной] – снятый за один прием эпизод фильма. Следующая по иерархии после кадра (снимка) единица будущего фильма, которой оперируют и при съемках, и при монтаже. Обычно каждый эпизод снимается много раз (чтобы выбрать наиболее удачный, исключить брак пленки и т. п.), что и повлекло такое название.

 

Дубляж , Дубляж [франц. Doublage; англ. Dubbing]

1. Процесс добавления звукового сопровождения или диалогов к фонограмме фильма по завершении съемок. Он также используется для исправления ошибок в фонограмме;

2. Замена звуковой части фильма на переведенную на другой язык в соответствии с артикуляцией действующих лиц. Распространен, в основном, в России и Украине. См. «Субтитры».

 

ЕВРОПЕЙСКОЕ КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО , ЄВРОПЕЙСЬКЕ КІНЕМАТОГРАФІЧНЕ СПІВТОВАРИСТВО – с 1970 года европейский кинематограф подарил миру много достойных внимания картин и режиссеров. Все более распространенным становится совместное производство, когда средства и актеров для фильма представляет не одна страна, а две или несколько. Некоторые из ранних попыток такого рода были не слишком обнадеживающими. На них ополчились критики, а публика не баловала своим вниманием. Однако такие картины, как «Кинотеатр «Парадизо» Джузеппе Торнаторе (Италия/Франция) и трилогия Кшиштофа Кислевского «Три цвета: синий, белый, красный» (Франция/Швейцария/Польша), удостоенные многих призов, доказали плодотворность подобного сотрудничества.

И все же забота о процветании национальной кинопромышленности остается в Европе главным вопросом. Французские и итальянские картины по-прежнему пользуются большой популярностью во всем мире. Но даже в этих странах за последнее время очень мало появилось работ, которые могли бы соперничать с достижениями «новой волны» 1960-х годов. Кинематографисты Дании и Швеции также пребывают в тени прошлого. Другие европейские страны выпускают гораздо меньше фильмов, однако их голоса все громче звучат на мировой сцене. См. «Копродукцмя».


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 159; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!