Англо-РУССКИЙ словарь кинотерминов 4 страница



ВЕРВУЛФ, Вервулф [англ. Werewolf – оборотень + Movie] – первым немым фильмом, красочно описавшем «человека-волка», была лента Г. Макрея «Оборотень» (1913). В звуковое кино оборотни пришли с С. Уокером, поставившим в 1935 году фильм «Оборотень из Лондона». Первым известным актером, ставшим человеком-зверем, был Г. Халл. Чувство страха поражало зрителя 40-х и 50-х годов прежде всего за счет блестящей психологической игры мастеров ужаса той поры. Непревзойденным «человеком-волком» в то время был Л. Чайни-младший, сыгравший этого персонажа в шести фильмах. Эстафету двуликого существа с клыками и шерстью перенял от него в конце 60-х годов П. Наши, снимавшийся, в основном, в испанских лентах. Нередко картины об оборотнях вторгались на чужую территорию, захватывая кусочки легенд о других великих персонажах «хоррора». Франкенштейн встречается с оборотнем в одноименном фильме Р. У. Нэйла (1943), а другого недочеловека ждут в «Доме Дракулы», благодаря стараниям Э. К. Кентона (1945). Эббот и Костелло попадаются на глаза оборотню (Л. Чайни-мл.) в фильме про Франкенштейна (1948), в чье творение пытается засунуть чужие мозги сам… Дракула (Б. Лугоши). Наконец, товарищество с очень ограниченной ответственностью заключают в фильме Л. Климовски Доктор Джекилл и очередная тень очередного оборотня (1971) в исполнении П. Наши. Число лент об оборотнях в последнее десятилетие хоть и заметно поубавилось, зато в качественном отношении эти ленты вполне могут поспорить с классикой 30-х годов: «Американский оборотень в Лондоне» Д. Лэндиса, «Вой» Д. Данте, равно как и самопародирующий ужастик «В компании волков», Н. Джордана посмотрели практически все фанаты видео в нашей стране. Наиболее известные фильмы об оборотнях: «Вурдалак» (Великобритания, 1933), «Лондонский оборотень» (1935), «Человек-волк» (1941), «Франкенштейн встречается с человеком-волком» (1943), «Дом Франкенштейна» (1944), «Волк» (1994), «Другой мир 1-2».

 

ВЕСТЕРН, Вестерн [англ. Western – западный] – приключенческий фильм (обычно из жизни ковбоев) об освоении запада США в 19 веке. Истоки вестерна нужно искать, разумеется, в американской литературе прошлого века, в произведениях Ф. Купера, М. Рида, Ф. Брет-Гарта. Вестерны следует определять по времени происходящего, по тематике картины. Непременным условием вестерна является развертывание действия на Диком Западе, который завоевывался и осваивался переселенцами, направляющимися в глубь континента по пути к Тихоокеанскому побережью и к сопредельной Мексике. Одна из эпических, масштабных лент так и называлась: «Как был завоеван Запад» (1962) Дж. Форда, Г. Хэтауэя и Дж. Маршалла.

Когда в 1898 году появился первый ковбойский фильм «Закусочная в Криппл-Крик», покорение Дикого Запада было все еще свежо в памяти большинства американцев. И в самом деле, в таких картинах, как «Полукровка» (1915) и «Приключения Буффало Билла» (1917), часто фигурировали реальные персонажи, главным образом знаменитые шерифы и ковбои, в данном случае Уайтт Эрп и Коуди – Буффало Билл. Первым значительным явлением стал вестерн «Большое ограбление поезда», снятый в 1903 году. Одним из исполнителей ролей в этой картине был Дж. У. Андерсон, ставший после фильма «Брончо Билл и малыш» (1908) первой ковбойской кинозвездой. Этого «хорошего плохого парня» он сыграл в сотнях короткометражек.

Отправной точкой в развитии этого жанра считается выход на экраны фильма «Большое ограбление поезда» (1903) Э. С. Портера, который, представляет собой довольно редкое сочетание вестерна и гангстерского фильма. В те годы бандит с Запада был еще современником авторов вестернов. Спустя десятилетия в 1969 Дж. Р. Хилл иронически воспроизвел стиль первых вестернов в прологе своей картины «Буч Кэссиди и Санденс Кид», чтобы затем рассказать трагическую историю двух отщепенцев, индивидуальностей-одиночек, вытесняемых на рубеже веков с авансцены истории, уничтоженных безжалостной системой власти, цивилизацией, хорошо отлаженным механизмом коллективного подавления.

Эпоха одиноких героев вестерна заканчивалась, хотя была искусственно продолжена до периода мексиканской революции 1910–1917, когда на окраинах США, на задворках складывающейся сверхдержавы последние американские идеалисты, изрядно изуверившиеся, потрепанные жизнью, превратившиеся в циников, пытались использовать шанс свободного существования, пребывания «вне»: вне цивилизации, вне закона, вне всего. Крах этих иллюзий запечатлен в известных вестернах «Дикая банда» (1968) С. Пекинпа и «Пригоршня динамита» (1971) С. Леоне. Они созданы в тот момент, когда жанр, пришедший в конце 50 – 60-х годов в упадок (а ведь было славное прошлое – фильмы «Железный конь», 1924; «Дилижанс», 1939; «Моя дорогая Клементина», 1946; «Отправившиеся на поиски», 1956 – все Дж. Форда, «Человек с Запада» У. Хайлера, 1940; «Красная река» Х. Хоукса, 1948; «Ровно в полдень» Ф. Циннемана, 1952; «Шейн» Дж. Стивенса, 1953, и многие другие), переосмысливался, наполнялся реальным содержанием, часто горько и беспристрастно развенчивался, выворачивался наизнанку.

Среди антимифотворцев, разрушавших ложные грезы о прекрасном Диком Западе, раскрывавших обратную сторону легендарного облика любимых героев, помимо названных Дж. Р. Хилла, С. Пекинпа и С. Леоне, были также А. Пенн («Маленький Большой Человек», 1970), Р. Нелсон («Солдат в синем», 1970), и, безусловно, Р. Олтмен («Маккейб и миссис Миллер», 1971, «Буффало Билл и индейцы, или Урок истории Сидящего Быка», 1976). Кстати, С. Пекинпа ставил и другие вестерны («Скачи по горам», 1962; «Майор Данди», 1964, «Баллада о Кейбле Хоге», 1970, «Пэт Гаррет и Билли Кид», 1973), превратившись в одного из крупных мастеров жанра. В число известных вестернов этого периода входят «Профессионалы» (1966) и «Прикуси пулю» (1975) Р. Брукса, «Иеремия Джонсон» (1971) С. Поллака, «Ковбои» (1971) М. Райделла, «Жизнь и времена судьи Роя Бина» (1972) Дж. Хьюстона.

Особое место занимает творчество уже упоминавшегося итальянского режиссера С. Леоне, первого из европейцев покусившегося на типично американское изобретение. Его трилогия с участием К. Иствуда («За пригоршню долларов», 1964, «За несколько лишних долларов», 1965, «Хороший, Плохой, Злой», 1967), а также лента «Однажды на Диком Западе» (1968), признанная классикой вестерна даже американцами, и фильм «Пригорошня динамита» (1971) составили целую главу в истории этого жанра, вызвали массу подражаний.

Тем не менее на исходе 80-х годов жанр вестерна утратил свою особую популярность. По иронии судьбы это произошло в период правления администрации Р. Рейгана, который, конечно, не был ковбоем № 1, как Дж. Уэйн, но любил сниматься в вестернах. Несмотря на то, что особые, почти радужные надежды возникли после появления своеобразных вестернов-драм «Танцы с волками» (1990) К. Костнера и «Непрощенный» (1992) К. Иствуда , которые, после очень большого перерыва (первым лауреатом «Оскара» среди вестернов был «Симаррон» У. Рагглза, 1931) удостоились главных наград Американской киноакадемии, все-таки в 90-е годы возрождения вестерна пока еще не произошло. Может быть, правы Лукас и Спилберг, что современной компьютерной Америке нужна прежняя мифология в супермодной упаковке, необходимы «электронные вестерны» с тем же неунывающим героем, который теперь покоряет Дальний и Средний Восток, как в фильмах об Индиане Джонсе, или Дикий Космос в фантастических лентах. См. «Спагетти-вестерн», «Кенгуру-вестерн», «Истерн», «Саутерн».

ВЕСТЕРНМЕН, ВЕСТЕРНМЕН [англ. Westernman] – так в США в 30 – 50-х годах называли режиссеров, специализирующихся на постановках вестернов. Cм. «Вестерн».

ВИДОВОЙ ФИЛЬМ, Видовий фільм – географический, географо-этнографический, краеведческий кино- или телефильм. Воспроизводит на экране природные особенности той или иной страны или географического региона. Показывает жизнь и нравы людей, общественные отношения, флору и фауну страны. Может показывать различные путешествия, экспедиции, он может носить характер краеведческого, этнографического, археологического, архитектурного фильма и т.д. Формы видового фильма разнообразны – очерк, запись из дневника, фильм-путешествие и др.

 

ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ В КИНО , ВІРТУАЛЬНА РЕАЛЬНІСТЬ У КІНО [англ. Virtual Reality] – необычайно популярная компьютерная технология, позволяющая пользователю имитировать проникновение в компьютерный мир, отождествляя себя при помощи подключенных к телу датчиков (шлем, перчатки) с выбранным компьютерным персонажем, физически переживать всевозможные ощущения от парения в невесомости вплоть до занятий сексом. Сегодня особо популярная тема в кино. Отсюда частая агрессивность виртуальных созданий.

Виртуальные монстры, беглецы компьютерных сетей, кочуют по экранам: «Разоблачение» (Disclosure,1994) реж. Б. Левинсон; «Матрица» последний виртуальный писк 90-х; «Странные дни» (1995) «Нирвана», «Экзистенция», «13 этаж».

 

ВНУТРИКАДРОВЫЙ МОНТАЖ , ВНУТРІКАДРОВИЙ МОНТАЖ – монтаж, который осуществляется с помощью стационарного панорамирования – поворотом кинокамеры вокруг своей оси или движением киноаппарата в пространство снимаемой сцены.

 

ВОЗРАСТНОЙ ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫЙ РЕЙТИНГ, ВІКОВИЙ ОБМЕЖУВАЛЬНИЙ РЕЙТИНГ – см. «Классификация фильмов».

ВОЕННЫЙ ФИЛЬМ, Воєнний фільм [англ. War Film] – приверженцы строгой жанровой классификации вряд ли согласятся с появлением такого новообразованного термина «военный фильм». Между тем на Западе он используется часто: «War Film» – в англоязычных странах, «Kriegsfilm» – в ФРГ и просто «Guerre» – во Франции. Итак, если принять условное понятие «военный фильм», необходимо в данном жанрово-тематическом новообразовании выделить несколько подгрупп.

В первую могут войти масштабные, грандиозные по размаху, эпические произведения о войне. Известным мастером таких лент являлся английский режиссер Д. Лин, снявший «Мост через реку Квай» (1957) об английских солдатах в японском лагере для военнопленных в годы Второй мировой войны. Особенно популярной была тема высадки союзников на европейском континенте, то есть открытие «второго фронта» во Второй мировой войне и ведение различных боевых действий («Самый длинный день», 1962, К. Аннакина, Э. Мартона, Б. Викки; «Битва за уступ», 1965, К. Аннакина, «Мост у Ремагена», 1968, Дж. Гиллермина, «Битва за Британию», 1969, Г. Хэмилтона, «На один мост дальше», 1977, Р. Аттенборо).

Американцы не отставали от своих английских коллег, создавая большие «спектакли» о разных периодах Второй мировой войны («Тора! Тора! Тора!», 1969, Р. Флейшера, Т. Масуды, К. Фукасаку, «Паттон», 1970, Ф. Шефнера, «Мидуэй», 1976, Дж. Смайта, «Мак-Артур», 1977, Дж. Сарджента – в последнем фильме известный американский генерал принимает участие в боях в Корее). Не остались в стороне от эпического отображения военных событий и кинематографисты других стран («Горит ли Париж?», 1966, Р. Клемана, «Подводная лодка», 1981, В. Петерсена; «Сталинград», 1992, Й. Вильсмайера), включая социалистические («Битва на Неретве», 1969, В. Булайича, «Сутьеска», 1973, С. Делич).

К концу 70-х годов мода на масштабные ленты о Второй мировой войне все-таки пошла на убыль, вернее, тема оказалась исчерпанной. В это время грандиозную сагу о другой, вьетнамской битве снял Ф.Ф. Коппола («Апокалипсис сегодня», 1979). Видимо из-за резкого удорожания производства фильмов, а также по причине большого интереса к отдельной личности, небольшому подразделению, участвующиму в сражениях, в 80-е годы американцы не пытались ставить военные эпопеи о Вьетнаме. Да и в иных странах в этот период с масштабными картинами о войне не очень-то везло (кроме упоминавшейся «Подводной лодки», можно назвать только «Галлиполи» австралийского режиссера П. Уира, фильм 1981 года о Первой мировой войне).

Неизменным успехом на протяжении десятилетий пользуются ленты из второй подгруппы «военного фильма». Они рассказывают в увлекательной форме, хотя и без привлечения многотысячных массовок и богатого арсенала техники, о более локальных операциях, дерзких нападениях небольших отрядов, о всевозможных диверсиях, покушениях и т. д., и т. п. В 60–70-е годы снималось множество подобных картин о Второй мировой войне. Одним из первых в этом ряду был фильм «Пушки Навароне» (1961, Дж. Ли Томпсона), который неудачно спустя 17 лет был продолжен Г. Хэмилтоном картиной «Отряд из десяти человек в Навароне». После нескольких лент, среди которых можно выделить «Герои Телемарка» (1965) Э. Манна, «Экспресс фон Райана» (1965) М. Робсона, «Тобрук» (1967) А. Хиллера, появился мастерски сделанный боевик Р. Олдрича «Грязная дюжина» (1967) о подготовке отряда для засылки в немецкий тыл и взрыва замка, в котором размещается штаб фашистов. Картина вызвала массу подражаний: «Охрана замка» (1968) С. Поллака, «Когда орлы рискуют» (1969) и «Герои Келли» (1970) Б. Хаттона, «Дьявольская бригада» (1968, Маклаглена – позже он сделал вторую, более легковесную серию «Железного креста», 1978, и фильм «Морские волки», 1980), «Орел приземлился» (1976) Дж. Стерджеса, «Операция «Рассвет» (1976) Л. Гилберта.

Но наибольшим успехом все-таки пользовались реалистические (порой натуралистические), горькие, обнажающие если не всю правду, то ее весомую долю, острокритические драмы о войне во Вьетнаме. Верный тон задала лента «Охотник на оленей» (1978) М. Чимино, поведавшая об изломанных судьбах американских парней, отправленных в «ад на Земле». «Новая волна» в отображении этой темы захлестнула американское кино в середине 80-х годов. Непосредственные участники войны во Вьетнаме говорили как бы об «окопной правде», о событиях с точки зрения обычного солдата, чаще новобранца («Взвод», 1986, О. Стоуна). Мастера зрелищного кино, испытывающие потребность в философском осмыслении событий, продолжили линию Чимино и Копполы; режиссер Кубрик снял очередную притчу о дегуманизации – «Цельнометаллическую оболочку» (1987), Б. Де Пальма удивил многих поклонников безжалостной картиной «Военные потери» (1989), основанной на реальном факте изнасилования вьетнамской девушки взводом американских солдат. В жестокой, сходной, но более холодной манере поставлен фильм «Высота «Гамбургер» (1987) Дж. Эрвина. Некоторые фильмы: «Спасти рядового Райана», «Тонкая красная линия».

 

ВТОРИЧНЫЕ РЫНКИ, ВТОРИННІ РИНКИ – поле получения дополнительных доходов от распространения кинокартины после кинопроката (основного рынка), включает телевидение, тиражирование на видеокассетах, CD-ROMax, новеллизацию (книжное издание сюжета), использование сюжетов в комиксах, компьютерных играх, рекламе, печать атрибутики и изображение персонажей на бытовой продукции (майках, ручках и т.д.).

 

второй киноренессанс , Другий Кіноренесанс – см. «Новое итальянское кино».

 

ВУЦИЯ, Вуція [Wu Хia] – китайский литературный жанр, аналог европейского рыцарского романа. Героям вуции свойственно летать, скользить по воде и стенам, покачиваться на листьях бамбука, притягивать вещи взглядом, молниеносно перемещаться в пространстве, проникать в мысли соперника и творить прочие разные чудеса. Они – одинокие странствующие воины. Они летают при помощи тайных даосских знаний, долгих лет медитации и подвижничества. Боевые искусства для вуции – не просто способ самообороны, но путь к просветлению. Средний объем романов в жанре вуции – 1000–1500 страниц. Героев – десятки и сотни. В гонконгском кино вуция появилась в конце 60-х. Самым дорогостоящим фильмом в жанре вуции стал «Герой» (2003, реж. Чжан Имоу).

ВЫТЕСНЕНИЕ, ВИТІСНЕННЯ [англ. Wipe] – смена одного монтажного плана другим, когда второе изображение, как бы вдвигаясь в кадр, постепенно занимает место первого, Форма, направление и скорость вытеснения бываю различны.

ГАМБЛИНГ ПИКЧЕ, Гамблінг пікче [англ. Gambling Picture – кино про азартных игроков] – фильмы, в которых азартные игры составляют основу интриги, неопределенности, и юмора. Как правило, действие в этих фильмах происходит в Лас-Вегасе и Лос-Анджелесе. Герои «гэмблинг пикче» азартные игроки (покер, черный джек, рулетка, пул, или любая игра), которые живут мечтой о крупном выигрыше. Наиболее известные фильмы – «Живодер» (The Hustler, 1961), «Калифорнийский покер» (California Split, 1974) и «Игрок» (The Gambler, 1974).

 

ГАНГСТЕРСКИЙ ФИЛЬМ, Гангстерський фільм [от англ. Gangster – гангстер, бандит] – расцвет гангстерского жанра относится к концу 20-х – началу 30-х годов. Американское кино отразило рост организованной преступности, возникновение гангстерских синдикатов и различного рода мафий в эпоху «сухого закона» и Великой депрессии. Появление звука радикально преобразило гангстерское кино. Треск автоматных очередей, крики случайных свидетелей и скрежет шин мчащихся автомобилей наряду с крутыми диалогами сделали все действие куда более волнующим и динамичным. Прототипами экранных громил классической гангстерской эры (1930–1933) зачастую служили реальные гангстеры, орудовавшие в американских городах. Многие сюжеты этих игровых лент основывались на криминальной хронике, публиковавшейся в газетах.

В таких картинах, как «Маленький Цезарь» (1930), «Враг общества» (1931) и «Лицо со шрамом», большой город представал в облике городских джунглей, где опасность подстерегала человека на каждом углу. Для усиления ощущения постоянной угрозы большая часть действия разворачивалась ночью. Неоновые огни, отражаясь в мокрых от огня тротуарах, придавали городу холодный и враждебный вид. Столь мрачный антураж был призван объяснить зрителю, что толкнуло человека на преступный путь, и в результате симпатии публики оказывались на стороне гангстера. К тому же играли злодеев звезды первой величины – Д. Кегни, Э. Дж. Робинсон и Х. Богарт, что обеспечивало этим филвмам кассовый успех. Поскольку в конце их персонажи, как правило, погибали под градом пуль, эти актеры приобрели репутацию трагических героев.

Имена «врагов общества № 1» Аль Капоне и Джона Диллинджера, главарей самых известных преступных организаций, стали еще более популярны, чем воспетые в вестернах образы бандитов-одиночек. В картинах «Маленький Цезарь» (1930) М. Ле Роя, «Враг общества» (1931) У. Уэллмана, «Лицо со шрамом» (1932) Х. Хоукса, ставших классикой гангстерских фильмов, герои-преступники носили другие фамилии, но зрители угадывали биографии Капоне и Диллинджера.

Кинематографисты не обошли вниманием и других реальных гангстеров, грабивших банки, например, Бонни Паркер и Клайда Бэрроу («Живешь только раз», 1937, Ф. Ланга).

Однако пора «биографических» гангстерских лент, где бандиты выведены под настоящими фамилиями или прозвищами, наступит лишь после войны. Тогда появятся «Диллинджер» (1945) М. Носсека, «Нельсон-младенчик» (1957) Дж. Сигела, «Пулеметчик Келли» (1958) Р. Кормена. Благодаря усилиям Кормена тема гангстеризма и истории жизни отдельных представителей преступного бизнеса продолжали существовать на экране и позже – в лентах «Резня в день святого Валентина» (1967) об известной расправе Аль Капоне над соперничающими группировками, «Кровавая мама» (1970) о мамаше Баркер и ее четырех сыновьях, терроризировавших американцев в годы депрессии. А его ученики заменили оставившего режиссерскую деятельность учителя, создав новые повествования о незабываемых героях: «Диллинджер» (1973) Дж. Милиуса, «Капоне» (1975) С. Карвера.

Но всех затмил самый лучший воспитанник «школы Кормена» – Ф. Ф. Коппола, войдя в историю не только американского, но и мирового кино, сняв три части «Крестного отца» (1972, 1974 и 1990) – эпическую гангстерскую «семейную сагу». Между прочим, Эл Пачино, италоамериканцу по происхождению, замечательному исполнителю роли Майкла Корлеоне в «Крестном отце», довелось сыграть крупного современного мафиози, кубинского эмигранта в Майами, в фильме «Лицо со шрамом» (1983). Его режиссер Б. Де Пальма (тоже италоамериканец) вступил в творческое соревнование не только с Ф. Ф. Копполой, но и с уже упоминавшейся картиной 1932 с тем же названием. Не «совладав» с эпическим дыханием на протяжении всего трехчасового фильма, заслуживший ранее славу «верного наследника Хичкока», со второй попытки взял реванш в другой гангстерской саге – «Неприкасаемые» (1987), дав исторический портрет «эпохи Аль Капоне». В роли знаменитого гангстера появился еще один италоамериканец Р. Де Ниро, снявшийся в «Крестном отце 2» в качестве молодого Вито Корлеоне. Кроме того, Р. Де Ниро с блеском сыграл бандита по кличке «Лапша» в гангстерском эпосе «Однажды в Америке» (1983) итальянского режиссера С. Леоне.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 140; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!