Англо-РУССКИЙ словарь кинотерминов 10 страница



КИНОПЕРЕДВИЖКА, КІНОПЕРЕСУВКА – портативная передвижная кинопроекционная установка для демонстрации в основном узкопленочных (16-мм) кинофильмов. В комплект кинопередвижки обычно входят: кинопроектор, звуковоспроизводящее устройство, киноэкран, иногда автономный источник электроэнергии.

 

КИНОПЛЕНКА, КІНОПЛІВКА [англ. Stock] – светочувствительный материал на прозрачной эластичной основе, покрытой слоем фотоэмульсии, содержащей микрокристаллы (зерна) галогенида серебра. Эмульсионный слой цветных пленок содержит, кроме того, компоненты, из которых при проявлении образуются красители. Кинопленки бывают 70-, 35-, 16-, 1,5-, 2x8 и 8- миллиметровые.

 

КИНОПРОЕКЦИОННЫЙ АППАРАТ, кинопроектор, КІНОПРОЕКЦІЙНИЙ АПАРАТ, кінопроектор [англ. Film Projector] – оптико-механический аппарат для проецирования фильмов на экран. Основные элементы кинопроекционного аппарата: лентопротяжный механизм, обеспечивающий движение фильма, подающая и принимающая кассеты, светооптическая система, а также системы звуковоспроизведения и электропитания.

Кинопропаганда , Кінопропаганда [Kино + лат. Propaganda – распространение]  

1. Распространение и углубленное разъяснение каких-либо идей средствами киноискусства;

2. Распространение знаний о кино, лекции и концерты кинодеятелей.

 

КИНОРЫНОК, КІНОРИНОК [англ. Film-Market]

1. Общее наименование всей сферы продаж кинопродукции;

2. Регулярно устраиваемые специализированные ярмарки по распространению кинофильмов, где после просмотров кинопроизводители могут передавать права на показ прокатчикам и показчикам.

 

КИНОСКРИПТ , Кіноскрипт [Кино + Script от лат. Scriptorius – писчий] – письменный исторический источник, фиксированный документальными кинокадрами. Наиболее частые тексты киноскрипта – вывески, таблички с названиями улиц, объявления, афиши и т. д. В историческом источниковедении киноскрипты служат для расшифровки и атрибуции документальных кинокадров.

 

КИНОСЪЕМОЧНЫЙ АППАРАТ, кинокамера, КІНОЗНІМАЛЬНИЙ АПАРАТ, кінокамера [Kино + лат. Camera – свод, комната; англ. Motion Picture Camera] – оптико-механическое устройство для киносъемки. Основные части киносъемочного аппарата: объектив и визирная система (визир), приводной механизм и обтюратор, скачковый механизм. Различают киносъемочные аппараты для съемки на 70-, 35-, 16-, 9,5-, 2х8- и 8-мм кинопленку.

 

КИНОТРЮК, КІНОТРЮК [Kино + франц. Trué] – эффектный прием, спецэффект. В кино с использованием спецэффектов и монтажа возможно создание невероятных в обычной жизни эпизодов. См. «Комбинированная съемка».

 

КИНОФЕСТИВАЛЬ, КІНОФЕСТИВАЛЬ [англ. Film-Festival] – смотр, творческое соревнование произведений киноискусства – художественных, хроникально-документальных, научно-популярных, учебных, спортивных, мультипликационных, телевизионных. Проводятся как международные кинофестивали, так и национальные и региональные.

 

КИНОФИКАЦИЯ, КІНОФІКАЦІЯ – в советский период система мероприятий, направленных на развитие киносети (строительство кинотеатров и создание передвижных киноустановок) для обслуживания населения. В настоящее время с развитием видеотехники под кинофикацией следует понимать распространение кинематографических средств для учебных, производственно-технических, исследовательских, рекламных и других целей.

 

Кинофильм, Кінофільм см. «Фильм».

КИНОХРОНИКА, Кінохроніка [Kино + греч. Chronos – время; англ. Newsreel] – документальные съемки непосредственно с мест событий. Сюда относятся и репортерские съемки из «горячих точек», и съемки на официальных мероприятиях и со спортивных соревнований. Раньше кинохронику крутили на киносеансах перед художественными фильмами.

 

КИСТОУНСКИЕ КОМЕДИИ , Кістоунські комедії [англ. Кeystone Comedies] – комедийные фильмы, выпускающиеся на «независимой» студии «Кистоун», организованной в 1912 году. Там начал свою режиссерскую деятельность Мак Сеннет, который опирался в своих фильмах на практику мюзик-холла и бурлеска. Используя опыт мастеров комедийного жанра и цирковую клоунаду, он создает своеобразный гибрид, который и получает название «кистоунских» комедий. Одной из «визитных карточек» этих комедий были так называемые «кремовые» гэги, когда герои забрасывали физиономии друг друга пирожными с кремом и тортами и заканчивали эту процедуру, после того, как их лица превращались в сплошную маску, а ноги начинали скользить по упавшему на пол крему.

           Мак Сеннет создал многочисленные комедии с полицейскими и купальщицами. Является основоположником слэпстика – комедии затрещин. В комедиях, говорил Мак Сеннет, «главное – это действие», зрителю некогда разглядывать, как играет актер, он должен «хватать зрителя за руку и вести за собой». По мнению Мака Сеннета, главное, что нужно было для успеха, – это найти свою «визитную карточку». У Сеннета начинали свою карьеру почти все крупнейшие комедийные актеры немого кино, и все они имели свою «визитную карточку»: толстяк Фатти, меланхолик Бастер Китон, косоглазый Бен Тюрпин, бродяга Чарли Чаплин.

           Весь комплекс приемов, используемых при постановке комедий Мака Сеннета, равно как и метод его работы имели конечным результатом нагромождение приемов с целью вызвать у зрителей смех. Сеннет боролся за количественный показатель и выпускал два-три фильма в неделю. Поэтому изобретенный однажды прием повторялся и варьировался в фильмах до тех пор, пока основательно не надоедал публике. Успех «кистоунских» комедий оказался недолговечным, они окончились вместе с «никель одеонами» и той нетребовательной публикой, которая их посещала.

КИТЧ, кич, Кітч, кіч [нем. Kitsch – дешевка, безвкусица] – термин, сначала определявший плохо сделанный предмет, предназначенный для продажи, позже ставший термином эстетики. Кич принцип формирования эстетического объекта в сфере «массовой культуры», потворствует массовым представлениям о красоте в том числе и кино. Слово «кич», распространившееся вначале в культурном обиходе в Германии в 19 веке, стало впоследствии интернациональным термином, означающим целенаправленную обработку эстетического материала сообразно потребностям массового вкуса и массовой моды. «Кич» – это утрированная имитация форм, связанных в массовом сознании с престижными ценностями культуры, и, прежде всего, фабрикация примитивной, чувственно-приятной внешней красивости, исходящей из образцов, которые узаконены в области высокого искусства на уровне эстетического потребления привилегированных слоев общества. «Кич» как принцип может воплощаться и в грубых, педалированных формах (великосветские и экзотические киномелодрамы), и в формах умеренных, смягченных.

 

Классификция фильмов, КласифікАцІя фільмів – официальная классификация фильмов, определяющая возможность их демонстрации детской и подростковой аудитории. В США система рейтингов была введена в 1968 и в настоящий момент включает следующие рейтинги: G (General) – для любой аудитории; PG (Parental Guidance) – дети допускаются по усмотрению родителей; PG-13 – для детей до 13 лет требуется особое разрешение родителей; R (Restricted) – дети до 17 лет допускаются только в сопровождении взрослых; X или NC-17 (No Children) – дети до 17 лет не допускаются. Разница между последними двумя рейтингами заключается в том, что рейтинг Х присваивается откровенно порнографическим фильмам, демонстрируемым в специальных кинотеатрах. Система рейтингов, принятая в Великобритании, несколько отличается от американской: U (Universal) – для любой аудитории; PG – дети допускаются в сопровождении родителей; 12, 15 и 18 – дети до указанного возраста не допускаются; 18R – дети до 18 лет не допускаются (для порнографических фильмов в специальных кинотеатрах). В США получение рейтинга не является формально обязательным для фильма, но отсутствие рейтинга сильно ограничивает вероятность заказа картины кинотеатрами. В Великобритании фильм без рейтинга может быть показан в кинотеатрах лишь по решению органов местной власти, что фактически сводится к запрету на прокат картин, не получивших рейтинга. Указанные рейтинги распространяются также на прокат и продажу видеокассет.

 

КЛИРЭНС, КЛІРЕНС [англ. Clearance] – срок, в течение которого фильм может демонстрироваться только в данном кинотеатре. В начале века У. Ходкинсон управляющий кинокомпании «Парамаунт» установил четкую прокатную систему. Все кинотеатры, ставшие клиентами «Парамаунта», были поделены на пять категорий: первый экран (большие кинотеатры в центре, на бойких местах), которые получали новые фильмы сразу; второй экран – кинотеатры поменьше, в жилых районах, куда фильмы поступали позже, и так далее. Чтобы защитить клиентов от одновременного показа одного и того же фильма в соседних кинотеатрах, Ходкинсон ввел «клирэнс». От Ходкинсона ведет свое начало и «блок-букинг» – продажа права на показ всех фильмов без исключения, прокатывавшихся «Парамаунтом». Cм. «Блок-букинг».

 

КОДЕКС ХЕЙСА, КОДЕКС ХЕЙСА [англ. Hays Сode] – система самоцензуры, принятая голливудскими студиями и регулировавшая содержание американских фильмов с 1934 по 1968. Кодекс был разработан Организацией американских кинопродюсеров и прокатчиков во главе с Уиллом Х. Хейсом в 1930 и введен в действие 1 июля 1934. К его принятию привел ряд громких скандалов, связанных с частной жизнью голливудских знаменитостей, и многочисленные требования о введении цензуры в кино. Кодекс содержал конкретные запреты: на указание методов совершения преступлений, на высмеивание святости брака, на изображение христианских священнослужителей в дурном свете, на включение в фильмы сексуальных сцен, поз и жестов, на употребление даже мягких богохульственных выражений, на сексуальные отношения между представителями черной и белой расы и так далее.

Согласно этому кодексу, в голливудских фильмах не допускались критика каких-либо религиозных убеждений, показ хирургических операций, употребление наркотиков, пьянства, а также жестокости по отношению к детям или животным. Использование ругательств, даже самых безобидных, тоже запрещалось. Нельзя было показывать детали ограблений и актов насилия, чтобы не поощрять нарушений законности, а преступникам не разрешалось убивать полицейских, хотя их самих можно было убивать за милую душу. Строжайшие ограничения налагались на все, что было связано с сексом. Обнаженные актеры на экране, показ однополых или межрасовых любовных связей и даже страстные поцелуи категорически запрещались.

Все фильмы, выходившие в американский прокат, должны были получить одобрение «офиса Хейса», как называли администрацию, следившую за выполнением кодекса. В контракты кинозвезд были включены пункты о праве студий увольнять их за скандальное поведение в частной жизни. Так, актриса И. Бергман, бросившая мужа ради итальянского режиссера Р. Росселлини, на протяжении семи лет была лишена возможности работать в Голливуде. Ряд режиссеров – А. Хичкок, П. Стерджес, О. Преминджер – находили различные способы обходить кодекс Хейса, а социальные перемены в обществе постепенно приводили к его неофициальному смягчению, хотя официально он был пересмотрен лишь в 1966. Двумя годами позже кодекс был упразднен, и ему на смену пришла система возрастных ограничительных рейтингов.

КОЛОРИЗАЦИЯ, КОЛОРИЗАЦІЯ [англ. Сolorization, от Сolour – цветной] – придание искусственного цвета старым черно-белым фильмам. Аналоговая система колоризации появилась в 1985, цифровая – в 1987. Сам процесс заключается в компьютерной обработке видеопленки для последующего показа по телевидению или выпуска на видеокассетах. Вскоре после появления этой технологии ряд кинематографистов во главе с М. Скорсезе заявили протест против искажения первоначального творческого замысла создателей фильмов путем колоризации. Несмотря на протесты, владельцы прав на старые голливудские картины, прежде всего магнат Т. Тернер, приступили к колоризации наиболее популярных из них. То же самое произошло с рядом фильмов, оказавшихся в общественной собственности по истечении срока действия авторских прав. Наиболее известный пример такого рода – классическая лента «Жизнь прекрасна» (It's a Wonderful Life; 1946). Режиссер Ф. Капра перед самой смертью протестовал против раскрашивания фильма, а актер Дж. Стюарт выступал на специальных слушаниях по этому вопросу в Конгрессе США. Хотя предотвратить колоризацию старых лент не удалось, в последние годы ее темпы замедлились из-за технического несовершенства метода и высоких затрат.

 

КОЛОРИСТИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ ФИЛЬМА, КОЛОРИСТИЧНЕ РІШЕННЯ ФІЛЬМУ [англ. Colour Composition] – изобразительно-цветовое построение фильма, осуществляемое художником и кинооператором для наиболее яркого воплощения драматургических образов сценария и постановочного замысла режиссера. Цветовое решение костюмов, декораций, предметов обстановки и реквизита предопределяет и общее колористическое решение фильма.

 

КОМБИНИРОВАННАЯ КИНОСЪЕМКА, КОМБІНОВАНА КІНОЗЙОМКА [англ. Combined Shot, Composite Shot] – методы, способы и приемы киносъемки, позволяющие объединять в одном кадре изображения, снятые в разное время и в разном масштабе (например, сочетание реальной декорации с макетом или рисунком, актерской сцены, снятой в павильоне, с натурным фоном и т.д.). Методы комбинированной киносъемки включают методы многократного экспонирования, перспективных совмещений, проекционных совмещений, блуждающей маски и др. Комбинированные съемки стали применяться уже в первые годы существования кино (например, красочные фантастические и сказочные феерии Ж. Мельеса, его лучшая работа – «Путешествие на Луну», 1902). В фильмах отечественного режиссера-сказочника А. Птушко «Каменный цветок» (1946) и «Садко» (1953) применялись оригинальные методы комбинированных киносъемок. Комбинированные киносъемки позволяют создать в научно-фантастических фильмах оригинальные изобразительные эффекты. Техника комбинированных съемок облегчает и удешевляет съемки сложных декорационных объектов благодаря замене их макетами.

 

КОМЕДИЯ, кинокомедия, Комедія, кінокомедія [греч. Komodia; лат. Comoedia; англ. Film Сomedy –комедия] – старейший жанр художественного кино, имевший пик популярности в 20-е годы. На самом первом киносеансе французов братьев Люмьер в 1895 году в числе прочих лент демонстрировалась короткометражная комедия «Политый поливальщик», в которой маленький мальчик подшутил над садовником, заставив того облить себя водой из шланга.

Во Франции Жорж Мельес снял много забавных картин, но еще более талантливым комедиографом оказался его великий соперник Ф. Зекка. Помимо усовершенствования такого популярного во все времена комического приема, как погоня, он также открыл для кинематографа М. Линдера, чей образ невезучего повесы пользовался громадным успехом во всем мире начиная с 1910 года. Именно Линдер оказал влияние на Ч. Чаплина, ибо его знаменитый Бродяга во многом представлял собой потрепанную разновидность парижского джентльмена Макса.

Среди других ведущих комиков немого кино следует выделить Г. Ллойда, который создал себе имя, воплотив на экране образы Вилли Уорка и Одинокого Люка более чем в 100 лентах продюсера Х. Роуча, того самого, который впоследствии открыл известный дуэт Лаурел и Харди. Возможно, самыми запоминающимися работами Ллойда были комические триллеры, в которых его жизнерадостный персонаж постоянно оказывался во всякого рода затруднительных и опасных ситуациях. Опасность трюков, исполнявшихся им в таких картинах, как «Наконец в безопасности» (1923), доказывает тот факт, что в 1920 году на съемках фильма «Преследуемые духи» Ллойд в результате несчастного случая лишился правой руки.

С самоуверенным Ллойдом резко контрастировал застенчивый Харри Лэнгдон, которому непродолжительную славу принесла такая утонченная комедия, как «Длинные штаны» (1927). Хотя его звезда с приходом звука закатилась, розовощекий персонаж Лэнгдона послужил прообразом бесчисленных простачков.

Чаплин в своих фильмах чуть замедлил темп действия, чтобы подчеркнуть сочетание своей изящной клоунады с социальной комедией. Короткометражки, основанные на неповторимой индивидуальности Бродяги, отражали его собственный жизненный опыт, но каждый зритель, независимо от социального статуса, находил в них что-то близкое для себя. Те же черты были присущи и его классическим полнометражным лентам «Малыш», «Золотая лихорадка», «Огни большого города» и «Новые времена». Чаплин был убежден, что комедия должна оставаться немой, и не признавал звукового кино вплоть до 1940 года, когда снял фильм «Великий диктатор». Своего места в звуковом кино он так и не нашел, поэтому многие из его поздних картин отличались излишней сентиментальностью и претенциозностью.

Звук полностью преобразил комедию. Поскольку публика требовала как можно больше звуковых картин, продюсеры решили отказаться от визуальной комедии и сосредоточиться на комедийных лентах, насыщенных остроумными диалогами. С этой целью на киноэкран были перенесены некоторые стили, уже зарекомендовавшие себя в театре. Одним из них был теперь уже озвученный фарс, когда серия совпадений и недоразумений приводила к хаосу в самых обыденных ситуациях. Распространенным вариантом этого стиля была комедия положений, в которой персонажи принимали друг друга не за тех, кем они были на самом деле. Примеры фильмов: «Магазин за углом» (1940), «Квартира» (1960), «Билли-лжец» (1963), «Босиком по парку» (1967), «Будучи там» (1979), «Когда Гарри встретил Салли» (1989), «Бартон Финк» (1991), «День сурка» (1993), «Неспящие в Сиэтле» (1993), «Все или ничего», «Блондинка в законе».

Комедия абсурда , Комедія абсурду – идиотские комедии распространенные в США в 20-е годы благодаря бр. Маркс и дуэту Лаурел-Харди.

 

КОМЕДИЯ НРАВОВ, Комедія звичаїв [англ. Sophisticated Comedy – софистическая комедия] – женская кокетливая комедия, высмеивавшая обычаи и образ жизни того или иного социального слоя. Чаще всего показывает стереотипы поведения француженки в момент флирта. Жанр берет начало со второй половины 20-х годов в фильмах Эрнста Любича, поставивший ряд блистательных комедий о праздности и богатстве. Американские историки кино считают, что на комедии нравов оказали сильное влияние две очень разные картины «Это случилось однажды ночью» (1934, реж. Френк Капра) и «Тонкий человек». Наиболее известные фильмы: «Беспорядок в раю» (1932), «Ребро Адама» (1949), «Вчера родившийся» (1950), «Четыре свадьбы и одни похороны» (1994), «Греческая свадьба».

 

Комедия положений , Комедія станів,[англ. Gadget Comedy] – поджанр комедии, основанная на том, что герои фильма попадают в курьезные, смешные ситуации во время выполнения обычных житейских дел, при этом смешные моменты вызывают бурный смех у аудитории (как мы говорим – тупой американский юмор). поджанр также получил широкое распространение в телесериалах. Примеры фильмов: «Мой человек Годфри» (1936), «Тутси» (1982), «Поменяться местами» (1983), «Час за часом» (1987), «Дейв» (1993), «Тупой и еще тупее».

 

КОМИКСЫ В КИНО, Комікси у кіно [от англ. Comics, сокр. от Comic Strip – юмористический рассказ в картинках] –появившиеся во Франции литературные комиксы о Фантомасе, Арсене Люпене, как и американские произведения о Дике Трейси первыми получили экранное воплощение. В дальнейшем появились киносериалы 20–30-х годов о Тонком человеке и Чарли Чене, более поздние сочинения о Лемми Кошне, Микки Спилейне и др. Кинокомиксы оформились еще в 30-е годы, когда, собственно говоря, и возник в дешевых журналах и газетах той поры феномен комиксов. Такие рисунки с сопроводительными текстами, как, например, «Супермен», «Бэтмен» («Человек-Летучая мышь»), «Спайдермен» («Человек-паук»), «Даркмен» («Человек тьмы»), обращались к фантазийно-сверхъестественному – и поэтому они ближе к фантастике, «Город греха».


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 148; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!