Англо-РУССКИЙ словарь кинотерминов 15 страница



 

НОВЫЙ ГОЛЛИВУД , Новий Голлівуд – с начала 70-х годов в американском киноведении все чаще встречается термин «новый Голливуд», которым характеризуется американское кинопроизводство с конца 60-х годов.

           Долгие годы Голиивуд неизменно процветал, доходы его росли, экономика развивалась. Так было до конца 40-х годов. Потом разразилась катастрофа. Постановление Верховного суда от 31 декабря 1946 года о разделении производства и проката, конкуренции телевидения, а также ряд других причин подорвали монополии Голливуда, что болезненно ударило по его экономике. С этого времени для Голливуда наступил тяжелый период. Катастрофически сократился объем производства. Если в лучшие времена в голливудских студиях делалось 700 фильмов в год, то уже в 1951 году было выпушено около 400 фильмов, в 1954 – 235, в 1961 примерно – 160. Широкие трудности переживала и система проката. Широкое распространение телевидения вызвало закрытие многих кинотеатров. Их число в США упало с 21 тысячи в 1946 году до 12,1 в 1967. Число актеров, работающих по длительным договорам или в штате киностудий, уменьшилось с 742 до 229, а количество режиссеров сократилось со 160 до 92.

           Сокращение кинопроизводства и снижение посещаемости кинотеатров продолжалось в США примерно до середины 60-х годов. Начиная с этого времени, голливудские кинокомпании постепенно приспособились к новым условиям существования, нашли источники новых доходов. Переломным для Голливуда стал 1968 год, когда на волне молодежного движения в Америке возник новый общественный интерес к кинематографу. Увеличился объем кинопроизводства. Число фильмов, которые производятся в системе Американской киноассоциации (МПАА) начиная с 1968 года, растет. В 1973 и 1974 годах оно составило 246 и более 250 названий в год соответственно. Увеличиваются и прибыли от проката. В 1974 году доход равнялся 1,7 миллиарда долларов, что было значительно выше, чем показатель 1946 года, считавшийся самым удачным годом за всю историю американского кино.

К середине 1970-х годов в Америке сложилась крайне угнетенная атмосфера, вызванная поражением во вьетнамской войне и отставкой президента Никсона после уотергейтского скандала. Мрачные настроения американцев нашли свое отражение в ряде впечатляющих фильмов. Такие картины, как «Разговор» (1974) Фрэнсиса Форда Копполы, «Китайский квартал» (1974) Романа Поланского, «Кто-то пролетел над гнездом кукушки» (1975) Милоша Формана и «Таксист» (1976) Мартина Скорсезе, явились составной частью второго «золотого века» в истории Голливуда.

Ведущей фигурой этого периода был режиссер Роберт Олтмен. Он заново переосмыслил некоторые традиционные жанры, в том числе военный – «Передвижной военно-хирургический госпиталь» (M.A.S.H., 1970), вестерн «Мак-Кейб и миссис Миллер» (1971), детективный триллер «Долгое прощание» (1973) и мюзикл «Нэшвилл» (1975), разрушая блистательный образ Америки, обычно создаваемый Голливудом. Он даже позволил себе насмехаться над самим кинобизнесом в картине «Игрок» (1992).

«Новый Голливуд», который, как феникс, возродился из пепла и вновь стал тем, чем он был прежде, прибыльной «фабрикой грез». Именно 70–80 годы – эпоха режиссеров суперзрелищного кино С. Сппилберга, Д. Лукаса, Д. Камерона и других исполинов американского кинематографа. См. «Новейший Голливуд».

НОВЫЙ РЕАЛИЗМ , Новий реалізмсм. «Новая вещность».

 

НОСТАЛЬГИЧЕСКИЙ ФИЛЬМ, Ностальгійний фільм [англ. Nostalgia Film] – главный акцент в этих фильмах ставится на подчеркивание хорошего прошлого. Времена недавнего прошлого и нескольких десятилетий, становится романтичным и ностальгическими. Прошлое воссоздается в этих фильмах с определенной меланхолией и любовью. Примеры ностальгических фильмов: «Последний киносеанс» (The Last Picture Show, 1971), «Лето 42» (Summer of `42, 1971), «Американские графити» (American Graffiti, 1973), и «Закусочная» (Diner, 1982), «Плезантвиль». См. «Ретрофильм».

 

нумератор-хлопушка, нумерАТОР-хлопавка – см. «Хлопушка».

               

НЬЮ-ЙОРКСКАЯ «НОВАЯ ВОЛНА» , Нью-йоркська «Нова хвиля» см. «Подпольное кино».

НЬЮ-ЙОРКСКАЯ ШКОЛА , Нью-йоркська школасм. «Подпольное кино».

 

ОБРАТНАЯ КИНОСЪЕМКА, ЗВОРОТНА КІНОЗЙОМКА [англ. Reverse Action – обратное движение] – съемка, при которой направление движения пленки осуществляется в фильмовом канале снизу вверх, в отличие от обычного прямого хода пленки сверху вниз. Такая съемка делает изображение обратным, поскольку кадры, снятые с началом движения, проходят через кадровое окно кинопроектора в последнюю очередь. Обратная съемка является одним из старейших экранных трюков для получения различных визуальных эффектов и позволяет достигать комического эффекта (например, чайник втягивает в себя чай из стакана). Обратная съемка используется также при создании самопишущихся надписей, саморисующихся чертежей.

ОБТЮРАТОР, ОБТЮРАТОР [франц. Оbturateur, от лат. Оbturo – закрываю] – заслонка, затвор, периодически перекрывающий световой поток во время перемещения кинопленки скачковым механизмом в киносъемочной и кинопроекционной аппаратуре.

 

ОБЪЕКТИВ С ПЕРЕМЕННЫМ ФОКУСНЫМ РАССТОЯНИЕМ, ОБ'ЄКТИВ ІЗ ЗМІННОЮ ФОКУСНОЮ ВІДСТАННЮ [англ. Zoom Lens] – объектив, фокусное расстояние которого может принимать различные значения. В современных ОПФ фокусное расстояние может изменяться в 10 и более раз. Его использование дает возможность, во-первых, заменить несколько (дискретных) объективов одним, что упрощает процесс съемок и позволяет более точно и быстро выстраивать кадр. Вторая и главная особенность ОПФ – возможность плавно изменять фокусное – расстояние объектива непосредственно в процессе съемки. Благодаря этому создается ощущение, близкое к ощущению наезда (или отъезда) камеры, но не совсем тождественное ему: при съемке с движения в кадре меняются перспективные соотношения, а при съемке с использованием ОПФ соотношение первого и второго планов остается неизменным. При съемке плоских объектов наезд (отъезд) ОПФ от наезда (отъезда) камеры визуально в принципе ничем не отличается.                                                   

           В силу изложенных причин, принципы использования ОПФ несколько отличается от принципов движения камеры: если использование последнего чаще воспринимается как кинематографическая реализация физического движения, то применение ОПФ, скорее, характеризует движение психологическое. Укрупнение, выполненное при помощи ОПФ, означает обычно концентрацию внимания на укрупняемом объекте – и наоборот. Рассматриваемая грань, однако, достаточно тонка, и до изобретения ОПФ наезд-отъезд камеры успешно выполнял функции, перешедшие позднее к ОПФ. Еще одно важное свойство ОПФ – возможность изменения крупности с любой, произвольно большой скоростью, в то время, как скорость движения камеры физически ограничена инерцией тяжелой аппаратуры. Эта особенность ОПФ позволяет мгновенно акцентировать внимание на психологически существенных деталях. В видеоклипах быстрые наезды и отъезды ОПФ помогают более жестко ритмизовать изображение.

Окер, Окер [англ. Ocker] – так в Австралии называют скандальных, необузданных, неотесанных и невежественных людей, которые только и делают, что лакают пиво. Наиболее характерные фильмы: «Приключение Барри Маккензи» (The Adventures of Barry McKenzie, 1971), «Ф. Дж. Холден» (The F.J. Holden, 1976), «Летний город» (Summer City, 1976–1977).

 

«ОСКАР», «ОСКАР»  [Oskar] – престижнейшая премия Американской киноакадемии. Присуждается с 1927 года. (название «Оскар» – с 1931 г.). Представляет собой позолоченную статуэтку высотой 32,5 см. Предусмотрены различные номинации премии – за лучшую режиссуру, лучшую мужскую роль и т. д., но самый главный – за лучший фильм, получаемый его продюсером. Получение «Оскара» на 30–40 % увеличивает доходы от проката фильма.

 

ОПТИЧЕСКИЕ И ВИЗУАЛЬНЫЕ ЭФФЕКТЫ, ОПТИЧНІ І ВІЗУАЛЬНІ ЕФЕКТИ [англ. Optical Effects] – одним из родоначальников этого иллюзионистского направления в кино и подчас случайным первооткрывателем был француз Жорж Мельес.

Мастер спецэффектов У. О'Брайен, уже имевший опыт работы над фильмами «Призрак с дремучей горы» (1919) и «Потерянный мир» (1925), первой экранизацией романа А. Конан-Дойла, так же искусно сочетал в одном кадре в «Кинг Конге» искусственные джунгли и проецирующиеся на крохотном экране изображения актеров. Позже он вместе со своим учеником Р. Хэррихаузеном получил «Оскар» за спецэффекты (вновь с применением техники «остановленного движения») для ленты «Великий Джо Янг» (1949) Шедсака, который создал как бы новую версию своего же «Кинг Конга». Хэррихаузен уже самостоятельно усложнил процесс подобной анимации действия, назвав его сначала «динамацией», потом «супердинамацией». Благодаря этому сняты известные сцены дуэли скелетов в «Седьмом путешествии Синдбада» (1958) и поединка трех актеров и семи скелетов с мечами в «Язоне и аргонавтах» (1963). В 1992 Хэррихаузен получил премию имени Гордона Сойера за технические достижения в кино, которая приравнивается к специальному «Оскару» за карьеру.

Впервые рирпроекцию применил в 1913 для картины «Бродяга» американский оператор Н. Дон. Задняя проекция реки Сены в миниатюре использована в ленте «Убийства на улице Морг» (1932) Р. Флори, экранизировавшего рассказ Э. По. За прием транспарантной съемки оператор Ф. Эдуар в числе других создателей фильма «Отродье Севера» (1938) получил почетную медаль на оскаровской церемонии. А еще через год была введена номинация за спецэффекты – и любопытно, что «Оскара» удостоились отнюдь не популярные картины «Унесенные ветром» и «Волшебник из страны Оз», а ныне малоизвестный фильм катастроф «Сезон тропических дождей», в котором мастера комбинированных съемок Э. Х. Хэнсен и Ф. Серсен использовали разные методы проекции для воссоздания землетрясения и наводнения. Разбушевавшиеся стихии (вода, земля, огонь и воздух) потом нередко становились подлинными героями в кино – достаточно назвать отмеченные «Оскарами» ленты «Пожнешь бурю» (1942), «Авария при погружении» (1943), «Улица Грин Долфин» (1947), «Когда сталкиваются миры» (1951, мощная сцена погружения Манхэттена под воду), «Плимутское приключение» (1952), «20 000 лье под водой» (1954), «Враг в глубине» (1957), «Приключение «Посейдона» (1972), «Землетрясение» (1974), «Гинденбург» (1975), «Бездна» (1989). На оскаровской церемонии в 1997 претендентом был «Смерч» с захватывающими эпизодами воздушных торнадо. В начале 1997 вышел «Пик Данте» об опасности вулканов, затем – «Вулкан». На заре немого кино извержение вулкана Этна было запечатлено в итальянском фильме «Кабирия» (1914) Дж. Пастроне с помощью многократных экспозиций и специальной обработки пленки.

Усовершенствованные им приемы разного вида проекции, использования зеркал и съемок по системе «блуждающей маски» и «голубого экрана» нашли наиболее изощренное докомпьютерное воплощение в «Блейд-раннере» (1982).

Впервые же простейший оптический фокус по изменению кадра применил Портер в классическом вестерне «Большое ограбление поезда» (1903). Для съемок сцены в комнате телеграфиста на железнодорожной станции было необходимо, чтобы за окном прошел поезд. Используя черный фон и закрывая ненужную в данный момент часть кадра, а потом при помощи двойной экспозиции сводя два изображения в одно, Портер и его оператор Дон добились задуманного эффекта. Более сложная разработка съемки на черном фоне – «блуждающая маска». В 1925 с ее помощью было достигнуто громадное воздействие на зрителей в эпизоде разрушения здания Сената в «Бен Гуре».

Способ «блуждающей маски» был усовершенствован Фултоном в 1952 в ленте «Дареный конь» при помощи «процесса с голубым экраном». Актеры или модели запечатлеваются на фоне ярко освещенного голубого экрана. Затем сцены переснимаются дважды, каждый раз в ином фильтре: первый переводит голубое изображение в черное, второй – в белое. Отснятые материалы используются при оптической печати пленки для того, чтобы скомбинировать изображения и, например, поместить героев в некий пейзаж, где они будут прогуливаться будто в реальности. В 1957 в английской кинокомпании «Рэнк» был изобретен новый прием создания «блуждающей маски» с применением паров натрия, благодаря которому была снята сцена нападения птиц на людей в знаменитом фильме «Птицы» (1963) А. Хичкока. А через год оказался возможным танец актеров вместе с рисованными пингвинами в ленте «Мэри Поппинс» (1964) – П. Элленшо, Х. Ласк и Ю. Лисетт со студии Уолта Диснея получили заслуженный «Оскар». Все это было задолго до появления компьютерных эффектов в уникальном по технике исполнения игрово-анимационном фильме «Кто подставил кролика Роджера?» (1988) Р. Земекиса. Но несомненно то, что генерирование комбинированных съемок при помощи компьютеров, получившее тотальное распространение в суперзрелищном кино 80–90-х годов, все-таки связано именно с оптическими эффектами прежнего кинематографа.

 

ОПЦИОН, ОПЦІОН [от лат. Optio – выбор] – частичное (на некоторый срок или с некоторыми ограничениями) приобретение прав на сценарий.

 

ОТНОСИТЕЛЬНОЕ ОТВЕРСТИЕ, ВІДНОСНИЙ ОТВІР – отношение диаметра действующего отверстия объектива к его фокусному расстоянию. Квадрат относительного отверстия определяет освещенность в плоскости изображения и часто называется геометрической светосилой объектива.

 

ПАВИЛЬОННАЯ СЪЕМКА, ПАВІЛЬЙОННА ЗЙОМКА [от франц. Рavillon – шатер, легкая постройка; англ. Shooting on the Sets] – съемка в специально оборудованном помещении (павильоне) непосредственно на киностудии. В распоряжении съемочной группы весь персонал киностудии, бутафорский, костюмерный и др. цеха и все прочие мощности кинопредприятия.

 

ПАКЕТ, ПАКЕТ [англ. Package – пакет] – результат девелопмента, формирование основных начальных составляющих кинопроекта – идеи, сценария, подбора команды, первичного финансирования. Пакеты бывают различной степени завершенности – вплоть до смонтированного фильма, когда его остается только продвинуть в прокат.

 

«ПАЛЬМОВАЯ ВЕТВЬ», «ПАЛЬМОВА ГІЛКА»  [франц. Palmе d’Or] – главный приз Каннского международного кинофестиваля. Наиболее престижный приз после «Оскара».

 

ПАМФЛЕТ, Памфлет [англ. Pamphlet – листок, который держат в руке] – произведение остросатирического, обличительного характера, в резкой форме высмеивающее те или иные явления социальной жизни, политических и общественных деятелей. Некоторые фильмы: «Доктор Стрейнджлав», «Плутовство».

 

ПАНОРАМИРОВАНИЕ, панорамная съемка, ПАНОРАМУВАННЯ, панорамна зйомка [франц. Panoramique] – прием операторского искусства, основанный на повороте съемочной камеры в горизонтальном или вертикальном направлениях. Возникающий при этом эффект соответствует повороту или подъему головы и глаз наблюдателя.

 

ПАНОРАМНОЕ КИНО, Панорамне кіно – вид кинематографа, в котором фильм обычно снимают одновременно на три кинопленки, при этом на каждой получается треть изображения объекта; проецирование осуществляется тремя кинопроекторами на соответствующие части сильно изогнутого экрана больших размеров (несколько сот кв. м).

ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ КИНО , Паралельне кіно – см. «Альтернативное кино».

 

Параллельный монтаж, Паралельний монтаж – способ монтажа, при котором действие из двух или более последовательностей кинокадров (то есть происходящее в разных местах) монтируется в единую последовательность, чтобы создать у зрителя ощущение одновременности происходящего.

 

ПАРИЖСКИЙ ЖАНР , Паризький жанр – возник во Франции в 1896 году. Первые одноминутные фильмы демонстрировались в программе братьев Люмьер («Купание Дианы»). В дальнейшем другие французские компании приступили к производству фильмов о «подглядывании в замочную скважину». Термин был введен в России в начале 20 века и характеризовал эротические фильмы, произведенные во Франции См. «Порнографический фильм».

ПАРОДИЯ, Пародія [англ. Parody] – жанр, временно вышедший из моды, кажется, переживает сейчас в Америке вторую молодость. В пародийных фильмах высмеиваются – добродушно или едко – кинохиты, жанры, или даже целые направления в кинематографе.

           Пародия является дешевым (в материальном плане) продолжением нашумевшего прокатного лидера. Она не требует астрономических затрат на гонорары суперзвезд, покупку авторских прав и т. д. Она попросту эксплуатирует оригинал, внося комизм в легко узнаваемые эпизоды, что уже гарантирует успех. А в результате риск сводится до минимума. Неудивительно, что в Голливуде устоялось правило: если фильм принес приличную прибыль, у продюсера остается три выхода – снимать продолжение, римейк или пародию.

           Наиболее плодотворно в жанре кинопародии работают американские режиссеры Мел Брукс, Джим Абрахамс и братья Джерри и Дэвида Цукеры. В 1969 Дж. Абрахамс и братья Дж. и Д. Цукеры организовали пародийную группу «Кентуккская театральная солянка». Позднее все трое отправились в Лос-Анджелес, где сняли розыгрышную ленту «Кентуккская киносолянка» (The Kentucky Fried Movie, 1977), состоявшую из коротких скетчей и большой новеллы «За пригоршню йен», в которых в стиле словесных каламбуров и кинематографических гэгов высмеивались самые разные телепередачи и жанры кино. С еще большим успехом в прокате они проделали такую же пародийную операцию с фильмами катастроф и всевозможными «Аэропортами» в следующей картине «Аэроплан!» (Airplane!, 1980). Комедии «Совершенно секретно!» (Top Secret!, 1984) и «С пистолетом наголо» (The Naked Gun: From The Files Of Police Squad!, 1988) высмеивали штампы шпионских и полицейских лент, а затем опять вернулись к пародийному жанру, сняв забавные картины «С пистолетом наголо 2 1/2» (The Naked Gun 2 1/2: The Smell of Fear, 1991), и «С пистолетом наголо 33 1/3» (Naked Gun 33 1/3: The Final Insult, 1994), «Горячие головы» (Hot Shots!, 1991) и «Горячие головы, часть вторая» (Hot Shots! Part deux, 1993).

М. Брукс блестяще дебютировал сатирическим бурлеском «Продюсеры» (1968), который принес ему премию «Оскар» за сценарий благодаря удачным отдельным пародийным номерам, вроде музыкального номера «Весна для Гитлера». Большой коммерческий успех «Сверкающих седел» (1973), изысканной пародии на вестерн, сделал Мела ведущим комиком 70-х годов, единственным человеком, который бросил вызов интеллектуальному юмористу В. Аллену. Не менее блестящей удачей стала пародия на фильмы ужасов «Молодой Франкенштейн» (1973). Менее удалась пародия на фильмы комической эпохи начала века «Немое кино» (1976) из-за хаотичности сценария. Великолепное знание фильмов А. Хичкока М. Брукс продемонстрировал в «Страхе высоты» (1978), в которой формальное мастерство его режиссуры достигло пика. Его искусство пародии умело сочетало стилизацию и иронию в фильме «Космические яйца» (1987), в пародии на фильм «Звездные войны». Картина «Всемирная история, часть I» (1981) наполнена этническими гэгами, бурлескными сценами, но ей не хватает цельности, и временами ее юмор становится безвкусным. Понимая, что его лучшие годы позади, Мел Брукс предпринимает две попытки вернуться к пародированию популярных жанров «Робин-Гуд: мужчины в трико» (1993) и «Дракула: мертвый и этим доволен» (1996), которые не встретили понимания ни у критиков, ни у зрителей.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 131; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!