Англо-РУССКИЙ словарь кинотерминов 18 страница



В конце 20-х годов после объединения ведущих кинофирм в монополистическую ассоциацию, Голливуд превратился в гигантскую фабрику, ежегодно производящую несколько сот фильмов. Продюсеры всеми силами старались уподобить киностудию промышленному предприятию по производству консервов, ботинок или автомобилей, где бы можно было на практике применить систему Форда или Тейлора. Отсюда берет начало расчленение процесса создания фильма на ряд не связанных между собой этапов и широкое применение конвейерной системы.

 Режиссеры потеряли былые полномочия и не отвечали за фильм в целом. Контроль над созданием картин перешел в руки продюсера, представляющего интересы финансистов. Этот чиновник, радеющий, прежде всего о коммерческой рентабельности производства, становится ключевой фигурой в американской кинематографии. Это он, в конечном счете, утверждает сценарий, актеров, комплектует съемочную группу и даже влияет на прокат фильма. В 1927 году в Голливуде было всего 34 продюсера, которые выпускали 743 картины в год. К 1937 году число продюсеров увеличилось до 220, а выпускали они только 408 картин.

С деятельностью продюсера непосредственно связаны такие понятия как промоушн, продвижение, раскрутка, релиз. Удачный ход найденный в подаче раскрутке фильма может стать причиной успеха, как и наоборот, привести к провалу. Часто режиссеры, особенно известные, при желании реализации идей, и при этом держать нити руководства, становятся продюсерами (иногда довольно успешно). Талант продюсера соизмерим с режиссерским (Спилберг, Лукас, Коппола). Диктат от этого ни чуть не меньше: известен случай, когда Спилберг не посчитался с затратами и отправил половину отснятого фильма в корзину приказав режиссеру Земекису сменить главного исполнителя фильма «Назад в будущее», на М. Дж. Фокса.

Человек, отвечающий за подбор специалистов, финансирование работ и их техническое обеспечение, называется продюсером. Если замысел ему понравится, он предложит сценаристу или кинодраматургу, который будет писать сценарий картины, представить ему его краткую версию (синопсис). Эта версия должна содержать ключевые моменты сюжета и описание главных персонажей, а также наметки наиболее важных сцен.

Продюсер обязан следить за всеми этапами кинопроизводства, но основная нагрузка ложится на него, как правило, на начальной и заключительной стадиях процесса. После того как он определил тему будущего фильма и отобрал людей, которые будут над ним работать, его главная задача состоит в том, чтобы обеспечить выполнение графика работ в рамках установленного бюджета. Лучшие продюсеры имеют нюх на перспективный сюжет и деловую хватку при реализации проекта.

Поскольку у продюсеров так много забот, им помогают специально отобранные команды. Исполнительный продюсер помогает раздобыть средства на постановку картины. В этой роли зачастую выступают режиссеры с безупречной кассовой репутацией, вроде С. Спилберга.

Помощник продюсера, как правило, держит под контролем график съемок на киностудии или на натуре. Им помогает директор картины, информирующий продюсера о ходе работ над фильмом.

 Фильмы о работе и жизни продюсеров: «Последний магнат», «Телемагнат», «Игрок».

ПРОЕКЦИОННЫХ СОВМЕЩЕНИЙ МЕТОД, ПРОЕКЦІЙНИХ ПОЄДНАНЬ МЕТОД – метод комбинированной киносъемки, основанный на совмещении в одном кадре нескольких (ранее снятых) изображений (пересъемкой их проекций с одного экрана) либо на проекционном совмещении актерской сцены и макета или рисунка (съемкой актеров на фоне изображения, спроецированного на экран).

 

ПРОЕкция , Проекція [от лат. Projectio – бросание вперед] – воспроизведение на экране фильма с помощью кинопроекционного аппарата.

 

производственный фильм, Виробничий фільм [англ. Labor Film] – множество трудовых фильмов ориентируются на рабочий класс. Большинство фильмов затрагивают проблемы взаимоотношения иерархии, лучших условий труда, и борьбы пролетариата. Трудовые фильмы являются субкатегорией социальных фильмов. Некоторые фильмы: «Молли Магвайр» (The Molly Maguires, 1969), «Округ Харлан, США» (Harlan County, USA, 1972–1976), «Кулак» (F.I.S.T., 1978) и «Норма Рей» (Norma Ray, 1979). Подбный жанр в СССР назывался «Производственная драма».

ПРОКАТЧИК, ПРОКАТНИКсм. «Дистрибьютор».

 

ПРОМОУШН, ПРОМОУШН [англ. Promotion – продвижение] – комплекс информационных, рекламных и др. мероприятий, имеющих целью подготовить благоприятные условия для создания фильма (его финансирования, привлечения звезд и т.д.), а впоследствии и максимально большую зрительскую аудиторию фильма. Продвижением фильма занимаются как кинопроизводители, так и прокатчики, и показчики.

«ПРЯМОЕ КИНО» , «Пряме кіно» [франц. Cinéma Diréct; англ. Direct Cinema] – принятый на Западе термин, обозначающий метод создания документальных фильмов, который основан на наблюдении за событиями по возможности без вмешательств в их естественный ход. Ее практическая реализация была связана с появлением на рубеже 50-х – 60-х годов эмульсии высокой светочувствительности, легкой и относительно бесшумной 16-мм киносъемочной и звукозаписывающей аппаратуры, а также с влиянием телевизионного «прямого репортажа».

           Представители «прямого кино» обычно отказывались от дикторского текста, широко используя такие приемы, как «скрытая камера», длительные наблюдения за одними и теми же людьми, запись повседневных разговоров, чтобы поведение людей перед камерой было естественным.

           Первые опыты «свободного кино» были проведены английской группой «свободное кино» («О, волшебная страна», 1953, реж. Л. Андерсон; «Мамочка не позволяет», 1956, реж. Т. Ричардсон и К. Рейс), а также американцем Л. Рогозиным («На Бауэри», 1956, «Вернись Африка!», 1959) и итальянцем М. Рюсполи («Незнакомцы земли», 1961, «Взгляд на безумие», 1962).

           Поскольку прокатные перспективы производства «свободного кино» были весьма ограничены, его представители искали «выигрышные» сюжеты, в которых участвовали популярные музыканты («Что происходит? Битлз в США», «Вудсток» и др.

           К началу 70-х годов крупнейшие представители «прямого кино», убедившись в ограниченных возможностях пассивного кинонаблюдения, перешли к созданию документальных фильмов, где этот метод перестал играть ведущую роль, либо, как Андерсон, Труэлль или Осима, стали снимать игровые картины. Принципы «прямого кино» оказали влияние на художественное решение многих игровых фильмов.

ПСИХОДРАМА, Психодрама [англ. Psychodrama] – жанр, в котором передается душевное переживание режиссера или автора фильма. На экране это выглядит как идиоматический синтез спонтанности и импровизации, при этом нет стандартной последовательности повествования. Довольно часто, в психодраме в совокупности с определенными шаблонами и субъективностью, автор передает свои сексуальные фантазии.

 

ПСИХОТРОНИК, Психотронік [англ. Psychotronic] – категория фильмов, определенная Майклом Велдоном, как включающая в себя фильмы, которые различны бюджету, будто маршируют под звуки разных барабанов к нарушению и причудам. Некоторые из них получили многомиллионные сборы («Инопланетянин» / E.T. the Extraterrestrial), а другие посчитали наихудшими фильмами («Атака помидоров убийц» / The Attack of the Killer Tomatoes).

РАБОЧЕЕ НАЗВАНИЕ, РОБОЧА НАЗВА [англ. Working Title] – название фильм, под которым он известен во время производства. Иногда рабочее название фильма отличается от названия, под которым он выходит на экраны.

РАЗВЕСИСТАЯ КЛЮКВА, Крисла ́ та клюква – это выражение первоначально обозначало вздорные и нелепые сообщения иностранцев о России и русской природе, людях и их обычаях. В Толковом словаре русского языка под ред. Д.Н. Ушакова сообщается, что выражение развесистая клюква пошло «от описания России, в котором поверхностный автор-француз пишет, что сидел под тенью величественной клюквы». В кинематографе ложные фильмы о России или фильмы, в которых присутствует «стандартный набор национальных особенностей России»: балалайка, матрешка, самовар, лапти, медведи. Кстати, прошедший недавно английский фильм «Онегин» дает прекрасный повод, чтобы вспомнить этот чудесный фразеологический оборот!

 

РАССЕРЖЕННЫЕ, сердитые , Розсерджені, сердиті – так в Англии во второй половине 60-х годов называли режиссеров, отошедших от направления «свободное кино» К. Рейса, Т. Ричардсона, Л. Андерсона, Д. Шлезингера и др. См. «Свободное кино».

 

РАКУРС, РАКУРС – прием операторского искусства: наклон оптической оси при съемке, когда объект, снятый снизу или сверху, фиксируется в сокращенной по вертикали перспективе. Широко используется как выразительное средство киноискусства, позволяя как бы совмещать точку зрения оператора с точкой зрения одного из персонажей, выражать авторскую позицию, подчеркивать динамику действия в монтажных кусках, показывать на экране выразительную мимику актера на крупных планах, раскрывать движение людских масс в пространстве и пр.

РАПИД, РАПІД [англ. Rapid – быстрый; Fast-motion – быстрое движение] – ускоренная съемка. При проекции на экране движение представляется замедленным. Используется для сосредоточения зрительского внимания на отдельных моментах изображения и для специальных эффектов (например, эпизоды воспоминаний, сновидений и т.п.).

РАСКАДРОВКА, РОЗКАДРУВАННЯ [англ. Story-board] – представление сценария в виде последовательности кадров. Является рабочей схемой будущего фильма, предлагающего различные схемы, даже рисунки, чертежи, с изображением кадров, места, движения камеры, а также указания по звуку (шумы, музыка, голос за кадром, диалоги и т.п.).

Расширенное Кино, Розширене Кіно [англ. Expanded Cinema] – производство фильмов, в которых используются технологические новшества типа лазера, голографии, синтезированного звука и компьютеров.

 

«Реальное кино» , «Реальне кіно» – манифест созданный Виталием Манским и группой российских кинодокументалистов. По их мнению, как только документальное кино стало искусством, оно перестало быть документальным. Опираясь исключительно на реальность, реальное кино сохраняет право на авторскую субъективность и подтверждает основной постулат искусства – создание художественного образа. Реальное кино не ниспровергает труды предшественников и не является конечной точкой в эволюционном развитии неигрового кинематографа. Вершина – это сама реальность, которая вряд ли уместится когда-либо в ограниченные рамки кадра. Скорее наоборот – реальность поглотит кинематограф, превратив его в одну из своих субстанций. Итак, семь заповедей «реального кино»:            

1. Отсутствие сценария. Сценарий и реальность несовместимы. До начала съемок определяется только место, где начинаются съемки фильма, иногда его герои и общая концепция. С началом съемок драматургию определяют только реальные события. При этом реальное кино не претендует на беспристрастную фиксацию факта. Реальное кино – не копия реальности.

2. Для автора в процессе съемок нет никаких ограничений. Кроме юридических. Этические вопросы решаются не на съемках, а в процессе монтажа фильма. Для погружения в пространство снимаемого объекта и в мир героев допустимы все существующие технологические методы: привычная камера, кинонаблюдение, скрытая съемка и т.п.

3. Автор не должен становиться заложником технологии. Кинопленкой, студийным звуком и светом, ракурсом и композицией можно пренебрегать ради фиксации реальных событий. Качество изображения вторично. Реальность первична.4. По ходу фильма автор должен титрами сообщать зрителю время и место съемки (если это не может нанести вред снимаемым объектам или персонажам).

5. Никакой инсценировки и реконструкции. Автор может провоцировать героев на любые действия и сам может быть участником событий. Игровой же элемент в реальном фильме присутствовать не может.

6. Ограничений в длительности фильма нет. Вплоть до бесконечной, прямой трансляции.

7. Отказ от понятия «конец фильма». Никакой фильм не может быть завершенным, так как реальность бесконечна. В результате автор в любой момент может делать новые версии фильма и продолжать съемки после первого публичного показа. В финальном титре вместо слова «конец» ставится дата первого публичного показа данной версии фильма. В случае создания новых версий дата первого публичного показа указывается после даты (дат) показа предыдущих версий.

РЕЖИССЕР, РЕЖИСЕР [франц. Regisseur от лат. Regere – управлять] – творческое лицо, осуществляющее постановку спектакля или кинофильма. В кинопроектах определяет художественный строй фильма. Член команды. Режиссеры, решающие также все производственные и финансовые вопросы, являются одновременно и продюсерами своих фильмов (и наоборот). На заре кинематографа не было разделения на профессии продюсера и режиссера, впоследствии к продюсеру перешла большая часть производственных функций, а режиссеру – творческих.

Режиссерский сценарий , Режисерський сценарій [англ. Breakdown] – сценарий – разработка экранной интерпретации литературного сценария режиссером-постановщиком., все сцены в котором обычно пронумерованы. Это литературный сценарий, полностью подготовленный к съемке. В нем находят свое отражение также технические заметки.

1. Режиссерская трактовка произведения;

2. Система производственно-творческих решений (количество объектов, раскадровка, разбивка на планы, звуко-музыкальный компонент и т.д.;

3. технико-экономические показатели, определяющие организацию и финансирование работ (аппаратура, костюмы, массовка и т.д.).

 

РЕЙТИНГ, РЕЙТИНГ [англ. Rating] – оценка фильмов по различным признакам, присвоение им категорий, своеобразного знака качества, класса.

 По затратам на производство: высоко, средне и низкобюджетные. Раньше в американском кино фильмы делили на класс А – продукция ведущих голливудских студий-мэйджоров, составляющая мэйнстрим – основной поток, и класс Б – малобюджетные, второсортные поделки, демонстрировавшиеся в дешевых кинотеатрах или в довесок к фильму класса А. Сегодня класс Б – фильмы, выпускаемые для видео и кабельной телесети. Иногда встречается понятие класс Z – еще более дешевые ленты, делаются очень быстро в расчете на определенную категорию зрителей, к примеру, молодежь.

           По условиям производства: студийные, то есть выпущенные в системе, как правило, крупных голливудских студий. Или Инди – относительно независимые, так как сотрудничают на определенных этапах с голливудской системой, но формально не подчиняются ей, поэтому могут проводить более гибкую политику, чаще идти на риск, эксперимент.

Внестудийные: подпольные – андеграунд, параллельные, экспериментальные – авангард.

По художественному уровню, скорее ориентация на публику, категорию зрителей: массовая продукция и элитарное кино (авторское, то есть когда особая манера, почерк, стиль

режиссера часто перевешивают условности жанра) или высокохудожественное – арт-кино – для

подготовленного зрителя. Cм. «Возрастной ограничительный рейтинг».

 

РЕКВИЗИТ, РЕКВІЗИТ [лат. Requisitum – требуемое]

1. В театре и кино – совокупность предметов (подлинных или бутафорских), необходимых по сюжету для воссоздания антуража изображаемой на съемках эпохи. Подразделяется наручной (мелкие предметы обихода) и сценический (например, мебель или декорации);

2. Обязательные данные, установленные законами или специальными нормативами для указания их в каких-либо документах.

РЕКЛАМНАЯ КАМПАНИЯ фильма, РЕКЛАМНА КАМПАНІЯ фільму [англ. Promotional Campaign] – комплекс рекламных мероприятий широкого спектра (сообщения в прессе, по радио и телевидению, демонстрация рекламных роликов и клипов перед сеансами и по телевидению, расклейка афиш, устройство всевозможных презентаций, шоу, скандалов, создание легенд и т.д., и т.п.) с целью максимальной популяризации рекламируемого фильма. Рекламная кампания фильма является составной частью промоушн – его продвижения на рынок. Часто затраты на рекламную кампанию в общем бюджете фильма превышают затраты на создание самого фильма. См. «Промоушн».

РЕКОНСТРУКЦИЯ ФИЛЬМ A, РЕКОНСТРУКЦІЯ ФІЛЬМУ [англ. Reconstructed Film] – фильмы которые подверглись воздействию цензуры – для расширения аудитории. «Реконструированные фильмы» не улучшаются, а лишь подвергаются удалению или изменению некоторых сцен, которые явно говорят об ориентации фильма-оригинала (насилие, секс, нагота, нецензурные выражения). Реконструкции могут также могут подвергаться фильмы, которые оказались больше или меньше необходимой продолжительности. Телефильмы преобразуются для показа на большом экране, и кинофильмы преобразуются для показа по телевидению. Иногда изготавливаются две версии (реконструкции) фильма для различных рынков проката.

РЕЛИЗ, РЕЛІЗ [англ. Release – выпуск] – первый показ фильма в кинотеатре, с этого момента начинается широкий прокат.

 

РЕСТАВРАЦИЯ ФИЛЬМА, РЕСТАВРАЦІЯ ФІЛЬМУ [англ. Film Restoration] – ряд мер, предпринятых специалистами фильмохранилища для восстановления сохранения и фильма. Длительный и дорогостоящий процесс покадровой реставрации изображения на кинопленке (негатив или позитив) и звука для последующего перевода фильма на цифровые или видеоносители, для дальнейшего хранения. Иногда в процесс реставрации используют реконструкцию – изготовлению на компьютере недостающих кадров из фильма.

 

РЕТРОСПЕКТИВА, РЕТРОСПЕКТИВА [лат. Retro – обратный, назад + Spectare – смотреть] – обращение к прошлому – например, показ фильмов какого-либо периода или посвященный какой-либо теме.

РЕТРОСПЕКЦИЯ, РЕТРОСПЕКЦІЯ [от лат. Retro – обратно, назад + Spectare – смотреть, созерцать] художественныйприем. Показ сцены, в которой показываются события, имевшие место до времени действия картины. – см. «Флэшбек».

РЕТРОФИЛЬМ, Ретрофільм [от франц. Retro – назад] – фильм, воспроизводящий близкую по времени прошлую эпоху, как правило, не раньше конца 19 начала 20 века с особым упором на точную передачу внешних примет времени: предметной среды, моды, музыки. Все это вместе создает ностальгическое ощущение невозвратности прошлого, которое приобретает ценность именно в силу его подчеркнутого несходства с настоящим. Сам термин вошел в обиход во Франции, где в начале 70-х годов появилось большое количество фильмов, действие которых происходило по преимуществу в 30–40-е годы.

Исторические фильмы или просто кинодрамы, действие которых разворачивается в прошлом, существовали и раньше, однако в них зрительский интерес направлялся к самому историческому событию или же к сюжетной «истории». Обращение к стилю «ретро» было социально и психологически мотивировано – в нем выразилось стремление осмыслить и запечатлеть ушедшую эпоху как некую эстетически воспринимаемую жизненную ценность. Такое стремление нередко граничит с ностальгией по «утраченному времени», приводит к идеализации прошлого, стилизации его примет и общего строя.

Критический настрой 60-х годов, пиком которого являлась «молодежная революция» 1968, привел к осознанию, что изображение истории в кино либо изначально неверно, либо сводится к повторению одних и тех же стереотипов. Надо было или дезавуировать историческую неправду, или подтвердить документально то, что известно, или высмеять штампы, с помощью которых воспроизводились события прошлого. С этим связаны сенсационные опровержения мифов о прошлом (например, разоблачительный документальный фильм о массовом коллаборационизме в оккупированной Франции «Горе и жалость», 1971, М. Офюльса), сделанные «под документ» кинореконструкции событий прошлого («Самый длинный день», 1962) , а также пародийное высмеивание относящихся к прошлому киноштампов («Бабетта идет на войну», 1961).


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 214; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!