Англо-РУССКИЙ словарь кинотерминов 22 страница



 

СУМАСБРОДНАЯ КОМЕДИЯ , Навіжені комедії [англ. Screwball Comedy] – фильмы далекие от реальных событий и фактов. Они основывались на глупых выходках, которые не несут умственной нагрузки. Характерной чертой данного киножанра является сильная женщина-лидер, роль которой быть независимой, интеллекттуальной, агрессивной и умной. На ее фоне роль партнера-мужчины выглядит более скромно с экономической точки зрения, но он всеми силами пытается завоевать сердце вышеупомянутой дамы. В 30-е годы превалирующим типом комедий являлись фильмы с лихорадочным ходом событий, острыми моментами и обязательными элементами сексуальных отношений. В этих фильмах обычно показывались отношения между средним и высшим классом общества, с использованием пышных костюмов и декораций. Данный подход отражал легкость и беззаботность определенного экономического климата, однако эти фильмы исчезли с ужесточением цензуры в 40-е годы. Яркими представителями данного жанра являются фильмы: «Это случилось ночью» (It Happened One Night, 1934), «Легкая жизнь» (Easy Living, 1937), «Воспитание крошки» (Bringing up Baby, 1938).

 

СУПЕРВАЙЗЕР, СУПЕРВАЙЗЕР [англ. Superviser – художественный руководитель] – в США в 20-е годы крупнейшие банки скупили акции многих кинофирм. Так, компания «Метро-Голдвин-Мейер» была связана с «Чейз нэшенл банк, «Колумбия» – с калифорнийским банком Джианини, фирма «Уорнернер Бразерз» – с банком «Гаранти траст» и т. д.

Для наблюдения за деятельностью Голливуда банкиры создали в 1922 году Ассоциацию кинопроизводственников и прокатчиков (МПАА), во главе которой был поставлен видный деятель республиканской партии Уильям Хейс. Комиссия Хейса (см. «Кодекс Хейса») объединяла интересы производства и проката. Доступ фильма на экраны был невозможен без разрешения этой комиссии.

Кроме того банки направили на киностудии своих уполномоченных – «супервайзеров», для контроля процесса производства фильмов. На смену режиссеру, игравшую ведущую роль на студиях, пришел администратор, имеющий полномочия, как разрешить, так и запретить производство фильма, определять годен или не годен актер на главную роль, закупать сюжеты и готовые сценарии для будущих фильмов. Только для отдельных талантливых режиссеров делалось исключение – они являлись как бы «торговой маркой» кинофирмы. Подавляющее большинство тех творческих работников, которые делали ходкую коммерческую продукцию, находилось на положении послушных исполнителей.

           После 1926 года эпоха самодеятельных экспериментов независимых режиссеров и предпринимателей кончилась, исчезли последние ее следы – режиссеры потеряли свободу действий, постановщиков заменили продюсеры – уполномоченные финансового капитала по вопросам производства . См. «Продюсер».

 

Сценарий, киносценарий, Сценарій, кіносценарій [ит ал. Scenario] – литературная основа фильма – общий термин, обозначающий напечатанную работу, в которой подробно рассказывается о событиях и диалогах фильма. Обычно дорабатывается на стадии девелопмента до рабочего сценария. Профессионально написанный сценарий учитывает специфику киноязыка, дает возможность построить видеоряд будущего кинофильма.

Обычно сценарий продается по определенной цене, которая увеличивается до второй цены, если из него сделали фильм. Например, первая цена может быть $100 000, а вторая $250 000. Это означает, что автор сценария получает $100 000 авансом и затем еще $150 000, когда фильм будет снят.

 

СЦЕНАРИСТ, СЦЕНАРИСТ [англ. Script Writer] – различают автора литературного сценария (сюжета) и рабочего сценария (на основе которого делается раскадровка фильма). Автор последнего – член команды.

 

СЮЖЕТ , Сюжет [франц. Sujet – предмет; англ. Plot]– основное средство раскрытия фабульных событий, построения сценарной истории. Раскрывает состав событий, систему отношений между героями, развитие их характеров в экранной драматургии. Движущая сила развития сюжета – драматический конфликт, воплощение диалектических жизненных противоречий. Способы построения сюжета в экранных искусствах многообразны и обусловлены жанрами произведения. См. «Фабула».

 

СЮРРЕАЛИЗМ , Сюрреалізм [франц. Surrealisme – сверхреализм] – в кино течение, направленное на автоматическое воспроизведение сознания и подсознания, что порождало самые причудливые формы. Первоначально течение возникло во Франции, теоретически и организационно сложилось к середине 20-х годов («Манифест сюрреалистов» А. Бертона 1924). Термин введен французским поэтом Г. Аполлинером. Теоретические принципы сюрреализма основаны на утверждении, что задачей искусства является познание скрытых областей действительности, которые недоступны для разума. Истоки художественного творчества, согласно эстетике сюрреализма, – исключительно в сфере бессознательного и подсознательного. Сюрреализм опирается на идеи фрейдизма, считая, что только во сне или в безумии освобожденное подсознание приносит людям постижение подлинной истины. Это – направление иррационализма, отрицающее идею, сюжет, характер и рассматривающее творчество как стихийный импульс подсознания. Один из самых сюрреалистических фильмов – «Андалузский пес» (1927), поставленный Л. Бюнюэлем и С. Дали. Бюнюэлю также принадлежит определение сюрреализма: «Это агрессивная направленность, основанная на полном отрицании существующих ценностей». Бюнюэль оставался до конца своей долгой творческой и физической жизни сюрреалистом. В 1987 американский исследователь сюрреализма Д. Линч в своем фильме «Голубой бархат» заимствовал образную структуру Бюнюэля из «Андалузского пса».

           Эстетика Сюрреализма в кино основана на алогичных сочетаниях элементов реальности, из которых создается «сверхреальность». Сюрреалистические фильмы – картины видений, снов, туманной символики. Возникновение сюрреализма в кино связано с деятельностью французского «авангарда». В фильмах «Андалузский пес», «Раковина и священник» (1928, сц. А. Арто, реж. Ж. Дюллак) в странных, алогичных образах, составленных из элементов реальности, воплощены темы подавленных эротических устремлений, страданий смерти. В некоторых сюрреалистических фильмах выражены с одной стороны, эпатирующий протест против коммерческого кинематографа, с другой – элементы социальной критики. Фильм режиссера Л. Бюнюэля «Золотой век» (1930), был запрещен цензурой (см. «Авангард»).

           С конца 40-х годов сюрреалистические фильмы ставят главным образом режиссеры США, примыкающие к «подпольному», или экспериментальному кино. Наибольшую известность получили сюрреалистические фильмы режиссеров М. Дерен, К. Харрингтона, К. Энгера, С. Брекхейджа. Большинство сюрреалистических фильмов проникнуто настроениями тоски, одиночества, смерти, многие из них передают патологическое состояние человеческой психики.

 

тайна старого дома , Таємниця старого будинку [англ. Old-Dark-House-Mystery] – ироническое прозвище детективных фильмов, где личность убийцы выясняется лишь на последних минутах. Такая модель была весьма популярна в США в 30-е годы и достигла наивысшего воплощения в фильме Роберта Сьодмака «Винтовая лестница», после чего была благополучно забыта.

 

тЕглайн, тЕглайн [англ. Tegline от Teg – ярлык + Line – линия] – рекламный слоган фильма, который обычно пишется на постерах или сопутствующим продвижению фильма товаров (например футболках).

 

ТЕКСТ КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКИЙ , Текст кінематографічний – одно из основных определений в семиологии кино в понимании К. Метца – профессора парижской Школы теоретических исследований в области гуманитарных наук, одного из создателей современной киносемиологии. Принято считать, что именно работа Метца «Киноязык: деятельность или система?» (1964) ознаменовала собой возникновение семиологии кино.

 

ТЕЛЕВИЗИОННЫЙ ФИЛЬМ, телефильм , Телевізійний фільм, телефільм – фильм, созданный специально для демонстрации по сети телевизионного вещания. Снимается киносъемочной камерой (с учетом того, что угловые размеры экрана телевизора иные, чем у киноэкрана) или записывается на магнитной ленте. При съемке телевизионного фильма обычно учитываются особенности восприятия киноизображений с телеэкрана, связанные с тем, что угловые размеры экрана телевизора меньше, чем у киноэкрана. С учетом этих особенностей композиционное построение и изобразительные средства телефильма имеют свою специфику: в нем преобладают средние и крупные планы, отсутствуют или имеются в небольшом количестве общие планы, как правило, меньше деталей в средних планах и т.д. С 70-х годов все большее распространение получает процесс перевода на кинопленку телевизионных фильмов, записанных на магнитной ленте. Перевод осуществляется с помощью специальной аппаратуры перезаписи.

 

ТЕЛЕКИНОПРОЕКТОР , ТЕЛЕКІНОПРОЕКТОР – устройство для показа кинофильмов по телевидению. В телекинопроекторе изображение, зафиксированное на кинопленке (киноизображение), считывается оптико-электронным устройством и преобразуется в видеосигналы, передаваемые по сети телевизионного вещания.

 

«ТЕХНИКОЛОР», «ТЕХНІКОЛОР»  [Technicolor] – цвет, полученный при помощи фильтров, был довольно неестественным, к тому же изображение часто выходило расплывчатым. В 1917 году Г. Калмус применил так называемый «Техниколор», при котором черно-белые снимки окрашивались в красный и зеленый цвета, а затем скреплялись в единую ленту, что позволяло получить нужную цветовую гамму. Такой метод применялся во многих классических немых фильмах, в том числе в картине «Черный пират» (1926). Но Калмуса все еще не удовлетворяло качество цвета, и он разработал новую технологию, согласно которой красный и зеленый цвета переносились на третий снимок, содержавший отныне всю цветовую и визуальную информацию, необходимую для воспроизводства оригинального изображения.

Первой картиной, снятой с помощью этого нового метода трехцветного «Техниколора», стал диснеевский фильм «Цветы и деревья» (1932), а в художественном кинематографе этот процесс был впервые опробован три года спустя в фильме «Бекки Шарп». Однако система «Техниколор» не только потребляла втрое больше пленки, чем обычный черно-белый фильм, но и нуждалась в специально переделанной под нее кинокамере, выпускавшейся лишь фирмой Калмуса. Поэтому в 1930–1940 годы «Техниколор» применялся только в дорогостоящих картинах, таких, как «Волшебник из Оз» и «Унесенные ветром».

В начале 1940-х годов была создана новая разновидность «Техниколора», так называемая система «Трипэк», объединившая три цветные ленты в единое целое, после чего пленку можно было использовать в обычной кинокамере. В ближайшее десятилетие многие фирмы начали выпускать более дешевые версии подобной многослойной системы, и «Техниколор» утратил свое доминирующее положение в Голливуде. Современные системы «Трипэк» обладают гораздо большей светочувствительностью, что позволяет получать куда более четкое и яркое цветное изображение, чем прежде.

 

Тизер , Тізер [англ. Tiesser – краткий] – короткий трейлер, который обычно выпускается за несколько месяцев до непосредственного выпуска фильма. Дает краткую информацию о том, какой будет фильм, и привлекает внимание публики к нему. Тизеры обычно гораздо короче трейлеров, которые больше говорят зрителям о сюжете. См. «Трейлер».

 

ТИПАЖ , Типаж [Typage]– термин, который имеет несколько значений. Характеристика исполнителя в кино, предполагающая особую, концентрированную социально-типичную выразительность внешнего облика и манеры игры. Часто под типажом понимается натурщик, то есть непрофессиональный исполнитель, обладающий узнаваемым, характерным обликом, который выдает принадлежность человека к некой социальной, национальной, культурной группе. Такое понимание данного термина зародилось в теории и практике советского немого кинематографа 20-х годов. Интерпретация типажа такими режиссерами, как Л. Кулешов, С. Эйзенштейн, В. Пудовкин, была диаметрально противоположной, что отражает размытость термина. Кулешов выдвинул собственную концепцию натурщика, то есть непрофессионального актера, существующего в рамках кинотекста на равных правах со всеми остальными его элементами (композиция, монтаж и т. д.) и настаивал на специальной подготовке натурщика, дабы он мог грамотно «присутствовать» в кадре. Из школы Кулешова, ориентированной на подобные творческие принципы, вышли прекрасные и разносторонние актеры: А. Хохлова, Л. Оболенский, П. Подобед, С. Комаров, а также будущие режиссеры В. Пудовкин и Б. Барнет, поскольку эта школа давала самое широкое представление о специфике работы в кино.

Эйзенштейн в своих ранних фильмах просто использовал непрофессионалов с запоминающимся, «знаковым» обликом и задатками актера, зачастую с исключительно высоким художественным результатом (самый яркий пример – крестьянка Марфа Лапкина в роли Марфы Лапкиной в «Старом и новом»). Пудовкин же неизменно добивался блестящего итога работы с профессиональными театральными артистами, которых он, впрочем, выбирал именно по принципу типажа (Н. Баталов в ленте «Мать» или В. Инкижинов в «Потомке Чингисхана»). Здесь мы сталкиваемся с другим значением термина «типаж» – психофизический и социокультурный тип, присущий исполнителю. В подобном контексте этот термин может употребляться и к профессиональным, и к непрофессиональным актерам, это характеристика исполнителя в кино. Актеры, как и другие люди, обладают вполне определенным складом психофизики, который определяет также и характер исполняемых ими ролей. Однако и типы женской и мужской привлекательности, и представления о роли мужчины и женщины в обществе во многом детерминированы историческим и национально-культурным контекстом. Допустим, женский типаж, олицетворяемый актрисами, снимавшимися у Д. Гриффита, или тип супермена, героя действия в американском и европейском кино (достаточно сравнить Алена Делона и Стива Маккуина) – все они порождение времени и культурной среды. Таким образом вводится еще один сопутствующий термин – типажный способ игры. Исполнитель на протяжении всей своей творческой карьеры варьирует присущий ему типаж, строит на нем все свои образы. Если его типаж привлекателен, востребован временем, эпохой – актер добивается успеха даже при наличии весьма скромных драматических способностей. Таков способ существования многих кинозвезд. См. «Натурщик».

 

ТИТРЫ, ТИТРИ [франц. Тitre, от лат. Тitulus – надпись] – все текстовые материалы (воспроизводящиеся буквами), включенные в кинофильм: пролог и эпилог, список создателей картины, исполнителей ролей, всех, принимавших участие в создании кинокартины, а также поснительные надписи и техническая информация. Титры со списком создателей фильма и исполнителей ролей воспроизводятся в начале или в конце фильма.

 

ТОНАТЕЛЬЕ , ТОНСТУДИЯ, ТОНАТЕЛЬЄ, ТОНСТУДІЯ [англ.Sound Studio] – звукоизолированное помещение на киностудии или телецентре, в котором производится озвучивание фильма или перезапись фонограмм фильма. В тонателье имеется экран для проецирования озвучиваемого фильма, микрофоны, пюпитры и пульты для исполнителей, а также пульт звукооператора, который иногда устанавливается в особом помещении – микшерной. Тонателье для речевого, шумового или музыкального озвучивания фильма имеют различные акустические характеристики и различный объем. На небольших киностудиях обычно имеется одно универсальное тонателье, акустические характеристики которого можно видоизменить в зависимости от вида озвучивания.

 

ТРАВЕСТИ , Травесті [франц. Travesti, от Travestir – переодевать] – актерское амплуа; актриса, исполняющая роли мальчиков, подростков, девочек, а также роли, требующие переодевания в мужской костюм. См. «Амплуа».

тревелинг, тревелІнг [Travelling] – съемка с движения. Камера подвижна. Устанавливается на колесах, рельсах, автомобилях…
1. Наезд: постепенное приближение к объекту.
2. Отъезд: постепенное удаление от объекта.
3. Боковой тревелинг: сопровождение справа налево или слева направо движущегося объекта.
4. Вертикальный тревелинг: перемещение снизу вверх или сверху вниз по вертикальной оси.
5. Сопровождающий тревелинг: камера сопровождает движения персонажа, следуя за ним или заезжая вперед него.
6. Субъективный тревелинг: камера как-бы сливается с видением движущегося субъекта.
7. Оптический тревелинг (эффект съемки с движения): см. zoom (наезд).

ТРЕЙЛЕР, ТРЕЙЛЕР [англ. Trailer – идти сзади, прокладывать путь – рекламные ролики кинофильмов] – короткий клип фильма, сделанный для рекламных целей. Трейлеры всегда клеили на конце пленки демонстрировавшегося фильма и прокручивали их обычно в перерыве между сеансами. Впервые трейлеры применили в Нью-Йорке, и были они просто рисованными заставками с титрами. Значительное число трейлеров по-прежнему производится в Нью-Йорке. Но это потому, что там работает большинство компаний, занимающихся выпуском «коммершиалс», рекламирующих любые товары, и студии заключают с этими компаниями договоры на поставку необходимых трейлеров.

           Практика эта приобрела широкий размах. Мелкие предприятия исчезли, уступая место огромным рекламным агенствам, действующим в союзе с предприятиями индустрии развлечения. Собственные отделы трейлеров сохранились лишь на киностудиях «Уолт Дисней продакшенс», «Уорнер Бразерс» и «Юниверсал», хотя последние две компании пользуются и услугами на стороне. Трейлеры стали важным элементом кино маркетинга. Их создают промышленные компании, специализирующиеся в разработке и производстве сложных трейлеров. Трейлеры демонстрируются в кинотеатрах за насколько месяцев до премьеры рекламируемого фильма.

           Трейлеры одного фильма изготавливаются в нескольких вариантах: для внутреннего рынка, Европы, теле и киноверсии. См. «Тизер».

ТРИЛЛЕР, Трилер [англ. Thriller, от Thril – вызывать трепет] – триллер использует специфические средства, чтобы вызвать у зрителей активное сопереживание, связанное с возбуждением сильных эмоций: тревожного ожидания, беспокойства, страха и т. д. В триллере рассказ ведется с точки зрения жертвы или преступника. В триллере широко применяются сюжетный прием затягивания драматической паузы, вызывающей у зрителя напряженное ожидание и нервное беспокойство («саспенс»), а также выразительные сильнодействующие средства – натуралистические подробности, внезапные крупные планы, шумовые эффекты, затемненный кадр, таящий угрозу, взвинчивающее нервы музыкальное сопровождение.

 По определению Р. Макдональда, в детективе действие движется во времени назад, к разгадке; в триллере – вперед, к катастрофе. Разграничить эти жанры не всегда легко, и один часто содержит элементы другого. Яркие образцы триллера в кино – фильмы А. Хичкока, который мастерски использовал технику кино для нагнетания сюжетного напряжения (саспенса) и управления эмоциями зрителей.

Другим мастером триллера был немецкий режиссер Ф. Ланг («Шпионы», Spione; 1928; «М», 1931), с 1936 работавший в Голливуде («Женщина в окне», The Woman in the Window; 1944 и др. ). Если в 30-е годы для голливудского триллера были характерны комедийные элементы («Это удивительный мир», It's a Wonderful World; 1939 и др.), то с началом войны жанр приобрел более мрачные тона: «Наемный убийца» (This Gun for Hire; 1942), «Большие часы» (The Big Clock; 1948) и др. Традиции триллера были переработаны в стилистике «черного фильма». Зародился поджанр – фильмы об ограблениях heist movie («Асфальтовые джунгли», The Asphalt Jungle; 1950).


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 164; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!