Англо-РУССКИЙ словарь кинотерминов 21 страница



 

слайд , слайд – см. «Диапозитив».

 

СЛЕЗоточивый ФИЛЬМ, Сльозоточивий фільм [англ. Weepie Film] – фильмы, в которых используются определенные приемы, заставляющие зрителей плакать. Как правило, это романтические фильмы о самопожертвовании безответной любви, настоящей дружбе. Фильмы рассчитаны в основном на сентиментального зрителя. Классические фильмы: «Роман который запомнится» (An Affair to Remember, 1957) и «История любви» (Love Story, 1970), «Последний танец». См. «Романтический фильм», «Мелодрама».

СЛЭПС TИК , Слепстік [англ. Slapstick – хлопушка] – комедия пинков и затрещин, особенно популярная в начале века. Основоположником слэпстика является американский режиссер Мак Сеннет (см. «Кистоунские» комедии»).

 

Сопродюсер , СПІВпродюсер – продюсер, играющий значительную роль в создании фильма или непосредственно отвечающий за административную часть производства фильма. Сопродюсер несет меньше ответственности за конечный продукт, чем продюсер. Если у фильма больше одного продюсера, это не означает, что они «сопродюсеры» в техническом смысле этого слова.

 

Социалистический реализм, соцреализм , Соціалістичний реалізм, соцреалізм [Socialist Realism] – официально признанный в Советском Союзе и в других социалистических странах творческий метод в литературе и искусстве, утвердившийся в конце 20-х годов XX в. Соцреализм отражал процесс переустройства мира в духе коммунистического идеала и с позиций марксистко-ленинской идеологии и преобладал в советской литературе и искусстве до середины 80-х годов. Термин, употреблялся в советском литературоведении и искусствоведении с 30-х годов. Эстетическое понятие «реализм» было соединено с определением «социалистический», что на практике вело к подчинению литературы и искусства принципам идеологии и политики. Главным постулатом социалистического реализма стала партийность, социалистическая идейность. К концу 80-х годов становится историко-литературным терамином. Основные фильмы: «Верность матери» М. Донского, «Доверие» В.Трегубовича «Коммунист» и «Твойсовременник» Ю. Райзмана, «Судьба человека» С. Бондарчука, «Летят журавли» М. Калатозова и «Председатель» А. Салтыкова, «Твой сын, Земля» Р. Чхеидзе.

 

социология кино , Соціологія кіно – научная дисциплина, изучающая кино как социальный институт, т.е. функционирование киноискусства в обществе (закономерности создания, распространения и восприятия фильмов), общественная потребность в кино и степень ее реализации. Развитие социологии кино начинается с его возникновением. Появляются теоретические работы, в которых анализировались закономерности производства фильмов и кинопосещаемости (Э. Альтенло «О социологии кино», 1914, Германия). В дальнейшем делались попытки осмысления социальной роли кинематографа – Л. Деллюк, Л. Муссинак (Франция), К. Ижиковский (Польша), Балаш (Венгрия). Исследовательская работа велась в двух направлениях:

1. Эмпирические исследования институциональных аспектов кинематографа – публики (Д. Майер, Великобритания; Ж. Дюран, Франция) и кинопроизводства (Л. Ростен, Д. Хендел, Г. Паудермейкер, США);

2. Изучение содержания «экранного мира», механизмов воздействия кино на зрителя (в США – М. Волфенстайн и Н. Лейтес, Д. Джонс, М. Мид, международное исследование киногероя 1960–1963) и эмпирическими исследованиями воздействия кино (в США – Р. Алберт, А. Бандура, Л. Берковиц) заметное место занимали работы, в которых при анализе содержания и воздействия феномена кино трактовалось как выражение «коллективного сознания» (3. Кракауэр, США; Э. Морен, Франция).

Новый этап развития социологии кино связан с выходом книги американского исследователя Д. Джарви «К социологии кино» (1970), в которой были синтезированы оба подхода предшествующего периода и комплексного изучения различных аспектов кино как социального института (производство, распространение, содержание и восприятие фильмов). Программа целостного социологического анализа была реализована Джарви на материале гонконгского кино. В 70-е годы важное место принадлежит работам Э. Тюдора (Великобритания), который проделал анализ кино с позиций социологии массовых коммуникаций, и Д. Прокопу (ФРГ), исследовавшему влияние различных форм организации кинопромышленности на содержание и форму фильмов, на социальную роль кино.

 

 «СПАГЕТТИ-ВЕСТЕРН» , «Спагеті-вестерн» [Spaghetti Western – макаронный вестерн] – доморощенные итальянские вестерны, получившие распространение в середине 60-х годов.

           Для итальянского приключенческого кино всегда был характерен жанр мифологический или псевдоисторический. В этих лентах о приключении Одиссеев и Гераклов, было что-то напоминающее об итальянской истории, культуре, легендах или литературных первоисточников. Но откуда в Италии было взяться ковбоям, шерифам, мустангам, всем аксессуарам Дальнего Запада? Но нежданно-негаданно главной формой итальянского приключенческого фильма становится именно вестерн. В отличие от американских вестернов, где сильнейший защищал слабого, а в поединке побеждал не только сильнейший, но и наиболее благородный герой, в итальянских были смещены акценты. Конфликт, на котором строился сюжет, сводился к борьбе между двумя, а чаще тремя соперничающими бандами или бандитами из-за клада или из-за денег.

           В 1969 году на экраны Италии вышло 80 вестернов, и это в то время, когда в Америки этот жанр начал переживать кризис. Герои итальянских вестернов, как правило, циничные, хитрые или бестолковые. Атмосфера в вестернах по-итальянски, обычно, мрачная и гнетущая. Итальянский вестерн впитал в себя все, что было достигнуто американским приключенческим кинематографом: ситуации, трюки, сюжетные и игровые находки. Итальянский вестерн – это своего рода антология американского вестерна. Правда, итальянские режиссеры творчески переработали вестерн. В создаваемых ими фильмах все, что было незыблемым для американского кино, переворачивалось с ног на голову.

           Наиболее популярные вестерны по-итальянски были сняты в 60-х – начале 70-х годов известными режиссерами: Серджо Леоне («За пригоршню долларов», «На несколько долларов больше», «Хороший, плохой, злой»), Серджо Корбуччи («Джанго»), Ниско Фугоцци («Хребет дьявола»), Энцо Барбони («Меня называют Тринити»).

 

«СПАГЕТТИ-хоррор» , «Спагеті-хорор» [Spaghetti Horror – макаронный фильм ужасов] – итальянские фильмы ужасов, получившие распространение в конце 60-х годов. Итальянские ужасы обобрали все, что было создано ранее в этом жанре в Соединенных Штатах и Англии. Однако благодаря работе художников-декораторов и гримеров, эти фильмы получались более кровавыми и страшными. Действие подобных фильмов происходило где-то в Европе или Америке. Классик итальянских ужасов Дарио Ардженто в своих лучших фильмах соединял крайнюю жестокость со сказочной нереальностью происходящего: «Птица с хрустальным оперением», «Кот с десятью хвостами», «Вздохи» (Suspiria, 1977) и «Феномены» (Phenomena, 1985). Наиболее известные итальянские режиссеры итальянских ужасов: Марио Бава («Черны шабаш», «Комната пыток кровавого барона»), Лючио Фульчи («Зомби»), Серджо Маритино («Мир каннибалов»), Умберто Ленци («Съеденные заживо», «Город кошмаров»), Руджеро Деодато («Последние каннибалы»), Энтони Даусен («Апокалипсис каннибализма»). Наибольшее распространение в Италии получили Готические фильмы ужасов, названные «Желтыми фильмами» См. «Желтый фильм».

 

СПальный вагон , Спальний вагон [англ. Sleeper] – неперспективные фильмы, показ которых не сопровождался громкой предварительной рекламой, получающий коммерческий успех, который изначально даже не ожидался: «Marty» (Marty, 1955), «Домашняя вечеринка» (House Party, 1990), «Криминальное чтиво» (1994), «Ведьма из Блэр» (1997).

 

СПЕЦЭФФЕКТЫ В КИНО, СПЕЦЕФЕКТИ В КІНО [англ. F/X – effects] – современное суперзрелищное кино, прежде всего американское, возникшее в эпоху после фильмов «2001 год: Космическая одиссея» (1968) С. Кубрика и «Звездные войны» (1977) Дж. Лукаса непредставимо без спецэффектов. Даже есть две серии известной ленты «F/X», или «Иллюзия убийства» (1986, 1991), рассказывающие именно о голливудском мастере спецэффектов, который попадает из-за этого в массу передряг, хотя и выпутывается из них благодаря своему редкостному умению творить чудеса. Впрочем, существует еще одна аббревиатура – SP-EFX, что означает все то же самое: «специальные эффекты», которые, в свою очередь, подразделяются на «визуальные», «оптические» или «фотографические эффекты» (правильнее «кинематографические»), а также на «механические» или «физические». К простейшим визуальным эффектам (хотя и их надо было однажды изобрести) относятся «затемнение», «вытеснение» (или «шторка»), «наплыв», «стоп-кадр», «кашетирование» (особое сужение рамок экрана), посложнее «рирпроекция», «замедленная» и «ускоренная съемка», «впечатывание», «двойная» и «многократная экспозиция», съемка на черном фоне и при помощи «блуждающей маски».

Механические, физические или, иначе говоря, рукотворные эффекты, применяемые в кино, можно разделить на несколько видов. В первом из них является главным подготовка моделей – от создания каких-либо автоматических устройств, включая роботов, до производства муляжей всевозможных монстров или животных огромных размеров. При воссоздании чудовищ разного типа, а также деформированных человекоподобных существ и искаженного облика самих людей используется сложный грим, что представляет другой вид спецэффектов, не являющихся оптически-компьютерным. Макетирование же различных объектов, выстраивание декораций в миниатюре, которые на экране должны выглядеть по-настоящему, – это тоже развитие принципа моделирования. Применение разнообразных технических приспособлений (раскачивающейся или вертящейся декорации, ветродуев, поливальных машин и т. п.) помогает произвести необходимое для кинематографистов воздействие на зрителей, особенно в фильмах катастроф. Наконец, не обойтись без сцен перестрелок, взрывов и прочих пиротехнических эффектов, которыми особенно насыщены боевики.

Нынешнее поколение мастеров спецэффектов предпочитает потратив на съемки миллионы долларов, все нужное нарисовать на компьютере. Но все равно находится какой-нибудь отдельный чудак, который что-то неожиданное изобретает вручную, и это оказывается интереснее смоделированного на умной машине. Такое сосуществование рукотворного и компьютерного труда постоянно обогащает друг друга и служит оптимальным условием для поступательного движения вперед. См. «Механические эффекты в кино», «Компьютерные эффекты в кино».

 

Спойлер, Спойлер [англ. Spoiler – буквально портящий] – информация о фильме, которая, по задумке создателей фильма, не должна раскрываться до определенного момента. Иначе удовольствие от кино может быть испорчено. Типичным примером спойлера может служить информация о концовке фильма. Или, например, в детективе информация о том, кто является убийцей (если, по задумке автора, это должно выясниться только в конце).

 

СПОРТИВНОЕ КИНО, Спортивне кіно – немалой популярностью у создателей приключенческих фильмов пользуется и спорт. На удивление мало заслуживающих внимания лент снято о футболе – спорте номер один в мире. Однако другие виды спорта, также широко известные во многих странах, получили свое отражение в ряде прекрасных картин. Например, бокс – фильмы «Рокки» (1976) и «Бешеный бык» (1980), скачки – «Бродвейская программа» (1934) и «Круг Фара» (1983) и мотоспорт – «Рев толпы» (1938) и «Дни грома» (1990). Помимо документальных лент, таких, как «Олимпия» (1938), вышло также несколько игровых картин, посвященных Олимпийским играм. Одним из наиболее удачных был фильм «Огненные колесницы» (1981) – об английских бегунах на Олимпийских играх 1924 года.

Поскольку Голливуд долгие годы доминировал на мировом кинорынке, много приключенческих лент было снято на материале видов спорта, наиболее популярных в Америке, – бейсболе, баскетболе, американском футболе и хоккее с шайбой. И все же лучшие американские фильмы о спорте связаны с бейсболом. Некоторые из них даже нашли отклик у зрительских аудиторий других стран, несмотря на то что правила этой игры оставались для них тайной за семью печатями. К примеру, в картине «Минус восемь человек» (1988) рассказывается о легендарной команде «Уайт Соке» из Чикаго, которая оказалась замешанной в скандале о взятках во время чемпионата 1919 года. В фильме «Поле мечты» (1989) Р. Лиотта играет призрака одного из игроков той команды – Джо Джэксона (Босоногого), который уговаривает фермера (Кевин Костнер) оборудовать на своей земле бейсбольное поле. Другие фильмы: «Все или ничего».

 

СТАРЛЕТКА , Старлетка [англ. Starlet] – молодая начинающая актриса, обладающая хорошими внешними данными.

 

СТЕДИКАМ , СТЕДІКАМ [англ. Steadycome, от Steady – постоянный, устойчивый + Come – стоять, держаться] – специальное приспособление, крепящееся на поясе кинооператора для устойчивости кинокамеры при движении.

 

СТЕРЕОСКОПИЧЕСКАЯ КИНОСЪЕМКА , СТЕРЕОСКОПІЧНА КІНОЗЙОМКА [от греч. Stereos – телесный, твердый, объемный, пространственный + греч. Skopeo – смотрю, рассматриваю] – обеспечивает получение на кинопленке изображения в виде стереопар (объект снимают одновременно с двух или нескольких точек зрения). Проецирование такой кинопленки на экран (с использованием специальной аппаратуры) позволяет зрителю видеть изображение объемным.

 

СТЕРЕОСКОПИЧЕСКОЕ КИНО, стереофильм ,Стереоскопічне кіно, стереофільм [от греч. Stereos – твердый, пространственный + Skopeo – наблюдать; англ. Natural Vision Film] – вид кинематографа, технические средства которого создают у зрителя иллюзию объемности изображаемых на экране объектов.

Еще такие пионеры кинематографии, как Уильям Фриз-Грин и братья Люмьер, экспериментировали со стереоскопическим, или трехмерным, изображением на киноэкране. Они изобрели системы, с помощью которых две кинопленки, окрашенные в красный и сине-зеленый цвета, одновременно проецировались на экран для просмотра через специальные очки с аналогично окрашенными стеклами.

Первый стереоскопический игровой фильм – «Сила любви» – был выпущен в 1922 году в черно-белом варианте. В 1930-е годы были изобретены поляризационные светофильтры, позволявшие контролировать количество света, попадающего на кинопленку. Это дало возможность приступить к экспериментам с цветным стереоскопическим кино, одновременно осуществлявшимся в Германии и Италии.

Но масштабное использование стереоскопического кино началось лишь в 1950-е годы, когда Голливуд искал способы вернуть зрителя. Картина А. Оболера «Дьявол Бвана» стала одной из первых лент, выпущенных крупными киностудиями в 1952–1954 годы. Большинство из них были приключенческими и потрясали публику тем, что создавали иллюзию, будто пылающие стрелы, прыгающие животные, потерявшие управление поезда и брошенные булыжники движутся с экрана прямо в зрительный зал. К сожалению, специальные очки, необходимые для просмотра стереофильмов, причиняли зрителям немало неудобств, и со временем посещаемость таких сеансов резко упала. Попытка оживить интерес к стереокино была вновь предпринята в 1995 году, когда приключенческий фильм «Крылья отваги» был показан в 120 кинотеатрах по всему миру.

В СССР первый стереоскопический художественный фильм в «Концерт» был снят в 1940 году. Широкого развития стереоскопическое кино в СССР не получило.

 

СТОК-ШОТ, СТОК-ШОТ [англ. Stock-shot – фильм-кадр] – киноматериал, архивная съемка. Отрывок из фильма, используемый в другом фильме. Иногда это отрывок из выпусков новостей, как, например, в фильме Дино Ризи «Поход на Рим» (La Marche sur Rome). Данный метод очень экономичен и часто используется в американских сериалах.

 

СТОП-КАДР, СТОП-КАДР [англ. Stop – остановка + кадр «остановленное движение»; Stop-motion Trick] – кинематографический прием, когда действие на экране замирает, имитируя фотографию. Популярен как последний кадр – в качестве эпилога и для прокрутки титров.

СТРОБОСКОП , СТРОБОСКОП [англ. Stroboscope; от греч. Strobos – кружение + Skopeo – смотрю] – прибор, позволяющий видеть движущийся объект неподвижным; содержит импульсный источник света с регулируемой частотой вспышек и оптический затвор. С помощью стробоскопа демонстрируется стробоскопический эффект –восприятие быстрой смены изображений отдельных моментов движения тела как непрерывного его движения. Первые опыты с стробоскопическим эффектом стали важным фактором на пути к изобретению кинематографа.

СУБРЕТКА , Субретка [франц. Soubrette, от прованс. Soubret – жеманный] – актерское амплуа: бойкая, находчивая служанка, помогающая своим господам в их любовных интригах. Возникло в итальянской комедии дель арте, перешло во французскую комедию. См. «Амплуа».

 

«Субсахарское» кино , «Субсахарське» кіно – большой популярностью у зарубежных кинокритиков пользовались фильмы, снятые в государствах к югу от Сахары. Главной движущей силой этого «субсахарского» кино был С. Усман из Сенегала. Его короткометражка 1962 года «Человек с тележкой» стала первой из картин, выпущенных в странах Черной Африки. Он разработал собственный стиль с широким использованием натурных съемок и непрофессиональных исполнителей. В таких картинах, как «Чернокожая из…» (1966) и «Ксала» (1974), что означает «проклятие», он осветил различные стороны жизни Сенегала до и после обретения независимости от Франции.

Другой центральной темой творчества Усмана был конфликт между местными традициями и современным обществом. Эта проблема привлекла внимание и многих других кинематографистов Черной Африки. Среди них следует выделить С. Сиссе из Мали, М. Хондо из Мавритании, И. Уэдраого из Буркино-Фасо и С. Фай из Сенегала (первая женщина режиссер того региона). Их картины приобрели широкую международную известность. Однако не все они пользуются популярностью у себя дома, так как местная публика в большинстве своем отдает предпочтение приключенческим лентам из-за рубежа.

 

СубтитрЫ, СУБТИТРИ [англ. Subtitre] – текст, напечатанный на нижней части кадра на родном языке зрительской аудитории.

 

СУБЪЕКТИВНАЯ КАМЕРА, СУБ’ЄКТИВНА КАМЕРА [франц. Subjective Caméra] – съемка называется субъективной, когда камера показывает то, что видит персонаж. Очень умело этот прием применял А. Хичкок, благодаря которому он в дальнейшем широко использовался в фильмах ужасов и триллерах. Полностью приемом «субъективная камера» был снят фильм Роберта Монтгомери «Женщина с озера» (La Dame du lac). Режиссер играет роль детектива Филиппа Марлоу. Зритель видит его только в тот момент, когда он смотрит на себя в зеркало.

 

СУДЕБНЫЙ ФИЛЬМ, Судовий фільм [англ. Lawyer Film] – драмы из зала суда. Адвокат, центральная фигура фильма, пытающийся распутать дело своего клиента. Расследованием и процедурой хитрого перекрестного допроса свидетелей пытается доказать невиновность или вину подсудимого. Некоторые фильмы: «Анатомия убийства» (Anatomy of a Murder, 1959), «Нюрнбергский процесс» (Judgment at Nuremberg, 1961), «Зазубренное лезвие» (Jagged Edge, 1985), «Обвиняемый» (The Accused», 1988), «Фирма» (The Firm, 1993), «Творец дождя».


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 167; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!