Англо-РУССКИЙ словарь кинотерминов 23 страница



Среди разновидностей жанра можно выделить шпионский триллер, лучшие образцы которого связаны со Второй мировой войной – «Пять пальцев» (5 Fingers; 1952), «Я был двойником Монти» (I Was Monty's Double; Великобритания, 1958) – или «холодной войной»: «Шпион, пришедший с холода» (The Spy Who Came in from the Cold;, 1965, Великобритания, по Джону Ле Карре). В 60–70-е годы во многом в связи с такими событиями, как убийство Кеннеди и Уотергейт, приобрел популярность политический триллер, «золотым стандартом» которого можно считать фильм Джона Франкенхаймера «Маньчжурский кандидат» (The Manchurian Candidate; 1962). Картина «День шакала» (The Day of the Jackal; Англия, 1973) рассказывала о заговоре с целью убийства Шарля де Голля; «Три дня Кондора» (Three Days of the Condor; 1975) – о закулисной деятельности американских спецслужб; «Вся президентская рать» (All the President's Men; 1976) – о расследовании Уотергейтского скандала. Однако в этот же период жанр все чаще использовался для эксплуатации острых или просто модных тем, выигрывая в актуальности, но порой теряя в качестве. Выделялись работы Брайана Де Пальма, которого критики называли преемником Хичкока («Одетый для убийства», Dressed to Kill; 1980 и др.). Элементы триллера присутствуют во многих фильмах Р. Поланского: «Нож в воде» (Noz w wodzie; Польша, 1962), «На грани безумия» (Frantic, США, 1988) и др.

Во Франции одним из первых мастеров жанра был А.-Ж. Клузо: «Ворон» (Le corbeau, 1943), «Плата за страх» (Le salaire de la peur, 1953). С начала 50-х годов приобрел популярность французский гангстерский цикл, во многом связанный с именем актера Ж. Габена. Среди первых и лучших фильмов этого цикла была картина Ж. Беккера «Не тронь добычу» (Touchez pas au grisbi, 1953).

В Германии ряд режиссеров обращались к триллеру ради осмысления воздействия американской культуры на европейское сознание: «Американский солдат» (Der amerikanische Soldat, 1970, Р. В. Фассбиндера) и «Американский друг» (1977, Der amerikanische Freund, В, Вендерса, по Патриции Хайсмит).

В англоязычном кино в последние полтора десятилетия традиции жанра авторски перерабатывали П. Уир («Свидетель», Witness, 1985); Д. Коэн («Просто, как кровь», Blood Simple, 1984 и «Перевал Миллера», Miller's Crossing, 1990); Д. Мамет («Игорный дом», House of Games, 1987 и «Убийство», Homicide, 1992); Б. Сингер («Подозрительные лица», The Usual Suspects, 1995); Д. Бойл («Неглубокая могила», Shallow Grave, 1995). Другие фильмы: «Комната страха».

 

ТРЭШ, Треш [англ. Trash – хлам] – группа фильмов, которые не имеют определенной темы и жанра. Считается, что трэш пришел на смену китчу потому, что исчезли единые критерии красоты. Ширпотреб тщетно старается воспроизвести возвышенные образцы, но в итоге производит мусор. Причину находят в том, что сами образцы поставлены на поточное производство и быстро сменяют друг друга. Собственно, трэш возникает потому, что ремесленники (обычно их называют профессионалами) никак не могут угнаться за модой, которую они ошибочно принимают за красоту. Китч видит красоту там, где ее нет. Трэш вообще не ищет никакой красоты. Его интересует экстремальное в наиболее конвертируемой форме. Трэш просто вне критериев красоты или пошлости. Он также вне моды. Когда из хлама ходят сделать моду, то получается гранж, а не трэш. Примером данного жанра может служить фильм «Нападение женщины с 50-ти футовой ногой» (Attack of the Fifty Foot Woman, 1957) и «Кровавый замок Дракулы» (Blood of Dracula's Castle, 1967), «Галопом по Галлактике». См. «Шлок муви», «Китч», «Кино категории «Б».

 

ТЮРЕМНЫЙ ФИЛЬМ, Тюремний фільм [англ. Prison Film] – этот поджанр ассоциируется с историеей фильма, контекст которой связан с заключением и атмосферой в тюремной среде. События, которые происходят в этой среде включают в себя несправедливость, правосудие и побег. Люди, которые были осуждены незаконно часто являются центарльными персонажами. Некоторые фильиы: «Мост через реку Kвай» (The Bridge on the River Kwai, 1957), «Большой побег» (The Great Escape, 1963), «Мотылек» (Papillion, 1973), «Побег из Шоушенка».

УБЕГАЮЩЕЕ ПРОИЗВОДСТВО, УТІКАЮЧЕ ВИРОБНИЦТВО [англ. Runaway Production] – фильмы, которые производятся вне Голливуда для экономии средств на производство. Некоторые компании предпочитают снимать фильмы (частично или полностью) в небольших американских городах (например Питсбург) или Европе. Известны примеры, когда голливудские студии арендовали производственный мощности в России. Первый пример этого типа продукции фильм «From the Manger to the Cross», выпущенный в 1912 году.

УЛИЧНЫЙ ФИЛЬМ , Вуличний фільм [англ. Street Film] – термин введен американскими киноведами. Специфический жанр фильма, который был разработан в Германии в 1920-е годы, чтобы изучить и объяснить обезличевание дегуманизма и последствий урбанизации. См. «Экспрессионизм».

УТОПИЯ, Утопія [от греч. U – нет + Topos – место, т.е. место, которого нет; по другой версии от Eu – благо + Topos – место, т.е. благословенная страна] – лишенное научного обоснования изображение идеального общественного строя. Жанр научной фантастики, содержащий обозначение всех сочинений, содержащих нереальные планы социальных преобразований. Термин происходит от названия книги Т. Мора (16 в.). В кинематографе известно несколько обращений к этому жанру – «Туманность Андромеды» (1967), «Двухсотлетний человек» (2001) и др. Большее распространение в кинематографе получили фильмы-предупреждения пессимисттически рисующие будущее. См. «Антиутопия» и «Киберпанк».

УЧЕБНОЕ КИНО , Навчальне кіно [англ. Teaching Film] – разновидность научного кинематографа, объединяющая фильмы, предназначенные для использования в средней и высшей школе, а также в других образовательных учреждениях.

фабрика грез , Фабрика мрій [англ. Dream Factory; Dream Works] – качественная характеристика кино. Термин возник в Америке в 30-е годы, в период выхода общества из депрессии, освобождения от чудовищного груза неуверенности не просто в завтрашнем дне, а в дне сегодняшнем. Фабрикой грез называли Голливуд, который в основном производил отдаленные от действительности слащавые фильмы с обязательным хеппи-эндом, уводящие от реальности, и погружающие зрителя в грезы. См. «Голливуд», «Великая иллюзия», «Великий немой».

 

ФАБУЛА , Фабула [от лат . Fabula – басня, рассказ; англ. Plot ] – цепь событий фильма, о которых повествуется в сюжете, в их логической причинно-временной последовательности. В составе фабулы различают экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку. Иногда фабулой называют порядок, ход и мотивировку повествования о событиях. См. «Сюжет».

 

ФАНДРАЙЗИНГ, ФАНДРАЙЗИНГ [англ. Findrising] – поиск финансового обеспечения проекта.

 

ФАНТАСМАГОРИЯ, Фантасмагорія [от греч. Phantasma – видение, призрак и Agoreuo – говорю] – нечто нереальное, причудливые видения, бредовые фантазии, наваждения. В кинематографе – поджанр фантастики, фильм о чем-то нереальном, изображающий причудливые видения, бредовые фантазии. Фильмы: «Куб», «Обед нагишом».

ФАНТАСТИКА В КИНО, Фантастика в кіно – отцом кинофантастики следует считать француза Ж. Мельеса, который уже в 1896 (на следующий год после изобретения кинематографа) начал снимать сказочные, мистические, фантастические истории. Хотя первые ленты с подлинно фантастическим сюжетом и антуражем относятся к началу 20 века: «Завоевание воздуха» (1901) Ф. Зекка и «Путешествие на Луну» (1902) Мельеса. Кстати, во второй картине использованы мотивы из произведений Ж. Верна, что подчеркивает связь фантастического кино с литературной традицией – и не только 19 века, когда фантастическая литература оформилась в самостоятельное направление, но и произведений прежних веков. По сути все мифы и популярные сюжетные конструкции кинофантастики позаимствованы из книг, легенд, сказаний. Всевозможные путешествия на другие планеты или странствия во времени, антиутопии о мире будущего или предостережения о непредсказуемом развитии событий в настоящем, разнообразные сверхъестественные создания – вроде Франкенштейна, Голема, Дракулы – или ученые-экспериментаторы типа «человека-невидимки» и «доктора Джекила», различные фантазии, комиксовые произведения – все это так или иначе почерпнуто из фантастической литературы.

Впрочем по своим жанровым характеристикам феерии мало отличаются от типичной литературной «fantasy», или «легкой фантастики». Кроме того, в фантастическом кино сохраняется деление на «science-fiction», то есть «научную фантастику», и «weird fiction», или «жуткую, сверхъестественную фантастику». «Fantasy» наиболее близка к приключенческому произведению (а ведь фантастика – это один из жанров приключенческого мегажанра, то есть группы жанров). В свою очередь, «weird fiction» смыкается с «horror», например, с «фильмами ужасов» во всей их разновидности. Порой довольно трудно провести четкую грань.

Еще один «отряд» фантастических лент образуют «боевики», действие которых происходит в ближайшем или отдаленном будущем. Правда, лучшие из них неизбежно смыкаются с жанром антиутопии, относящимся уже к серьезной, «научной фантастике». В первую очередь, следует назвать сериал о «безумном Максе» (1979–1985) австралийца Дж. Миллера, фильмы «Побег из Нью-Йорка» (1981) Дж. Карпентера, «Блейд-раннер» (1982) Р. Скотта, «Терминатор» (1984) Дж. Камерона. А вот лента «Робот-полицейский» (1987) П. Верхувена почему-то воспринимается как реальная история из настоящего с дополнительными аттракционами фантастического толка для развлечения публики. Нет здесь той глубины пророчества и предостережения, которая отличает лучшие фантастические фильмы, в том числе обходящиеся без супертехники. Ну, а масса подражательных, спекулятивных картин («Класс 1984 года» М. Лестера, 1982; «1990: Воины из Бронкса» Э. Дж. Кастеллари, 1983; его же «Побег из Бронкса», «Воины 2072 года» Л. Фульчи, «Граница города» А. Липстадта – все 1984; «Роллерблейд» Д. Дж. Джексона, 1986, и т. п.), бесконечно тиражируя найденные «первопроходцами» приемы, лишь дискредитируют этот пользующийся зрительским успехом жанр.

Фантастические мотивы могут присутствовать в мелодрамах, любовных историях, мюзиклах («Улицы в огне», 1984, и «На перекрестке дорог», 1986, оба – У. Хилла; «Сумятица в мыслях», 1985, и «Заключаются на небесах», 1987, оба – Э. Рудолфа, «Майкл» Н. Эфрон, 1996), в легких эротических лентах («Амазонки на Луне» Дж. Лэндиса, Дж. Данте, К. Готтлиба, П. Хортона, Р. К. Вайсса, 1986; «Земные женщины легко доступны» Дж. Темпла, 1989), в более провокационных картинах («Жидкое небо» С. Цукермана, 1986) и даже в жестких порнофильмах («Звезда Бейб», «Ультраплоть»). См. «Комиксы в кино», «Сверхъестественная (жуткая) фантастика», «Научно-фантастический фильм».

ФЕЕРИЯ , Феєрія [франц . Feerie, от Fee – фея, волшебница]

1. Жанр театральных спектаклей, в которых для фантастических сцен применяются постановочные эффекты. Возник в Италии в 17 веке;

2. Цирковое представление с использованием различных эффектов.

В кинематографе первые феерии появились в 1897 году. Законодателем мод в этом жанре стал француз Жорж Мельес. В 1897–1903 годах большим успехом у публики пользовались волшебные сказки Мельеса и фильмы, в которых он показывал фокусы. В последствии феерии представляли интерес лишь детской аудитории.

 

ФЕЛЬДГРАУ , Фельдграу [нем. Feldgrau– защитный цвет военных мундиров] – значительная часть фильмов, созданных в Германии в годы Первой мировой войны и носившие явно пропагандистский характер. Ставили такие фильмы в течение нескольких дней («За родину», «Рейд во вражескую страну», «Железный кулак Михеля» и т. п.). Снимались они главным образом под открытым небом. Для участия в массовых сценах военное ведомство бесплатно предоставляло новобранцев в свежем обмундировании, которые охотно изображали из себя «победителей», не побывав еще ни в одном сражении. Но уже к 1916 году, когда надежды на быстрое окончание войны рухнули, фильмы, сделанные в манере фельдграу, перестали пользоваться успехом и своей наигранной мажорностью вызывали раздражение у солдат-фронтовиков, и зрителей тыла.

           Характерным образцом военно-патриотической кинопродукции явился фильм «Дневник доктора Хартца», поставленный режиссером Паулем Лени в 1916 году. В нем, довольно примитивно, сочеталась любовная интрига с эпизодами из фронтовой жизни.

 

ФЕМИНИСТСКИЙ ФИЛЬМ, Феміністичний фільм [англ. Feminist Film] – это фильм исключительно для женщин и о женщинах. В феминистских фильмах мужчины обычно не рассматриваються, однако прослеживаются определенные сексуальные стереотипы будь-то женский или мужской, поскольку фильм основан на сексизме. Феминистические фильмы снятые в 70-х превозносят роль женщин, их место в обществе, притеснения женщин в патриархальном обществе. Примерами могут служить фильмы: «Фильм о Женщине Кто» (Film About a Woman Who, 1974), «Супердайк» (Superdyke, 1975), «Подготовка» (Getting Ready, 1977), «Солдат Джейн».

 

ФИЛЬМ , Фільм [англ. Film – пленка]

1. Совокупность изображений (кадров), последовательно расположенных на кинопленке, (или на видеомагнитофонной ленте), связанных единым сюжетом и предназначенных для воспроизведения на экране. Фильм является результатом коллективного труда съемочной группы, в состав которой входят сценарист, режиссер, оператор, художник, композитор, монтажер, звукооператор и, в игровом фильме, актеры. С точки зрения технических особенностей фильмы подразделяются на немые, звуковые, черно-белые, цветные, широкоформатные, широкоэкранные, панорамные, стереоскопические.

2. Отдельное произведение киноискусства: художественный (игровой), мультипликационный, хроникально-документальный, научно-популярный, учебный фильмы.

ФИЛЬМ Д’АР , Фільм Д’ар [франц. Film D’art – художественный фильм] – название французской кинофирмы, организованной в 1908 году – в разгар кризиса сюжетов в кинематографе. Ведущие актеры больших театров и Комеди Франсэз, будучи не в силах противостоять кино, решили извлечь из него выгоду. Так был создан «Фильм Д’ар». Под лозунгом «Исполнение знаменитых сюжетов знаменитыми актерами», компанией был выпущен первый фильм «Убийство герцога Гиза», имевший в последствии громадный успех. После выхода фильма сотрудник самой крупной французской газеты «Матен» писал: «Знаменитый кинематограф начнут теперь снабжать сценариями наши лучшие авторы, а играть в нем будут наши лучшие актеры…». Для работы в «Фильм Д’ар» были приглашены знаменитые мастера сцены – Сара Бернар, Габриэль Режан, Ле Баржи; им предстояло играть в постановках по известным пьесам В. Сарду, Э. Ростана.

«Убийство герцога Гиза» и вся последующая продукция «Фильм Д’ар» совершила в этом смысле подлинный переворот. Кино не только стало привлекать литераторов, но и в поисках тем и сюжетов обратилось к литературе. Заслуга «Фильм Д’ар» состоит и в привлечении в кино театральных профессиональных актеров.

           Главным достоинством «Фильм Д’ар» – предприятия, руководимого актерами, – было то, что оно опровергло устаревшие правила драматической игры в кино. Театрализация кинематографа, начатая «Убийством герцога Гиза», имела свои положительные стороны. Хороший литературный сценарий и хорошие актеры облагородили кино, но произошло это много лет спустя после премьеры.

 Во всем мире к «Убийству герцога Гиза» отнеслись как к шедевру. Фильм «Убийство герцога Гиза», революционный с точки зрения игры актеров и традиционный в области постановки и монтажа, является знаменательной вехой в истории кино. После него в кино наступило господство актеров и кинозвезд. «Фильм Д’ар» породила большие пышные постановки итальянцев, психологические драмы датчан, привела к созданию американской школы во главе с Дэвидом Гриффитом. «Фильм Д’ар» открыла новую эру в истории кино – ту самую, которая вскоре получит название «эры немого кино». Хотя сама компания «Фильм Д’ар» за период своего существования создала не так уж много знаменательных картин («Мадам Сан-Жен», «Дама с камелиями»).

           Но, не смотря на свое историческое и эстетическое значение, это начинание потерпело неудачу. «Художественные серии» лучше развивались заграницей, чем в Париже, где ограниченность внутреннего рынка и скупость крупных фирм тормозила их рост. Чтобы привлекать действительно крупных актеров и показывать исторические сюжеты, надо было тратить большие деньги. Политика строгой экономии завела в тупик киноработников, искавших новых путей. К тому же с 1911 года конкуренция Италии, Дании и Америки становится все более опасной. Чтобы ей противостоять, французским промышленникам следовало пустить в ход все свои козыри, совершенствуя «художественные серии». Приобретать лучшие произведения писателей и драматургов, закрепить за собой французских актеров, разрешить режиссерам проводить много репетиций для отшлифовки сцен, заказывать сложные декорации и пышные костюмы – такова была программа, стоявшая перед «художественными сериями».

           Но, не желая увеличить бюджет, фирмы выпускали картины, снятые на скорую руку среди намалеванных на холсте грубых декораций в исполнении третьесортных актеров. Именно потому, что в Париже не сумели развить идею «Фильм Д’ар», французская продукция после 1911 года теряет то ведущее положение, которое оно имело в 1908–1910 годах. Францию, полновластно царившую на мировом рынке, теперь в свою очередь наводнили иностранные фильмы главным образом из Италии и Америки. См. «Золотая серия»

 

ФИЛЬМ ДЕЙСТВИЯ, Фільм діїсм. «Боевик».

 

ФИЛЬМ МОЛОДЕЖНОЙ-КУЛЬТУРЫ , Фільм молодіжної-культури [англ. Youth-Culture Film] – фильмы сконцентрированные на потребностях молодых людей, тинэйджеров, подростков, тех кто восстает против коррупции, особенностях общественной морали. Жанр зародился в момент пика Вьетнамского конфликта и основывается на изучении культур «хиппи» и «лав-поколения». Фильмы были популярны в колледжах и университетских общежитиях. Яркие представители данного жанра – «Ресторан Aлисы» (Alice's Restaurant, 1969) и «Беспечный ездок» (Easy Rider, 1969).

 

ФИЛЬМ МУЖСКОГО ДЕЙСТВИЯ, Фільм чоловічої дії [англ. Male Action Films] – термин этот – при всей его условности – примерно соответствует принятому у нас обозначению – остросюжетные фильмы. С той лишь разницей, что не все военные фильмы, в том числе не все американские военные фильмы, уместно отнести к остросюжетным. Произведения триединого жанра, о котором идет речь, именуются в основном просто фильмами действия. См. «Боевик».

 

ФИЛЬМ О ПРИВИДЕНИЯХ, Фільм про привидів [англ. Ghost Film] – имели различную направленность. На заре зарождения жанра, чаще это были юмористические фильмы и комедии. Как правило фильмы о приведениях не были фильмами-ужасов. В фильмах этого жанра призраки помогают людям переосмыслить неправильные поступки которые они совершили: «Верх» (Topper, 1937), «Изумление мистера Бландена» (The Amazing Mr. Blunden, 1972), «Туман» (The Fog, 1979), «Другие», «Дом с приколами», «Каспер».

 

ФИЛЬМ НАСИЛИЯ, Фільм насильства [англ. Violence-Films] – разновидность фильма ужамов. См. «Фильм ужасов».

ФИЛЬМ ПЛАЩА И ШПАГИ, Фільм плаща і шпаги – жанр французского кино, популярный в 50-х – начале 70-х годов. Этот жанр для Франции представлял то же, что вестерн для Америки. Фильм плаща и шпаги искажает историческую реальность, являясь набором картинок литературного происхождения, которые все дальше отходят от реальности. Популярнейший актер жанра Жан Маре, воскрешал легендарный образ рыцаря, которому суждено освободить свою пленную принцессу… Один французский критик в отношении рыцарского амплуа Ж. Маре саркастически заметил: «Он великолепен как атлет, и как актер; мне кажется, с ним мы обрели нового Э. Флинна».


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 147; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!